Научная статья на тему 'Формирование положительного имиджа сотрудника полиции'

Формирование положительного имиджа сотрудника полиции Текст научной статьи по специальности «СМИ (медиа) и массовые коммуникации»

CC BY
2739
292
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИМИДЖ / СОТРУДНИК ПОЛИЦИИ / ОБЩЕСТВЕННОЕ МНЕНИЕ / СРЕДСТВА МАССОВОЙ ИНФОРМАЦИИ

Аннотация научной статьи по СМИ (медиа) и массовым коммуникациям, автор научной работы — Шаталов Константин Константинович

В статье рассмотрены направления формирования и совершенствования имиджа сотрудника полиции. Необходимость участия средств массовой информации в формировании имиджа сотрудника полиции. Социальная значимость имиджа полицейского как представителя государственной власти.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Формирование положительного имиджа сотрудника полиции»

СОЦИОЛОГИЧЕСКИЕ НАУКИ

ФОРМИРОВАНИЕ ПОЛОЖИТЕЛЬНОГО ИМИДЖА СОТРУДНИКА

ПОЛИЦИИ Шаталов К.К.

Шаталов Константин Константинович — слушатель, кафедра теории и методологии государственного управления, Академия управления МВД России, г. Москва

Аннотация: в статье рассмотрены направления формирования и совершенствования имиджа сотрудника полиции. Необходимость участия средств массовой информации в формировании имиджа сотрудника полиции. Социальная значимость имиджа полицейского как представителя государственной власти.

Ключевые слова: имидж, сотрудник полиции, общественное мнение, средства массовой информации.

Современное российское общество имеет достаточно противоречивое отношение к сотрудникам органов внутренних дел. На протяжении советского периода нашей страны постоянно проводилась тщательная работа по формированию положительного образа сотрудника органов внутренних дел, являющегося, прежде всего, гарантом законности и правопорядка. Сложный процесс становления государственности после распада СССР, повлекший за собой соответствующие экономические последствия, отразился на всех сферах общества, в частности на представлении людей о сотрудниках правопорядка. Образ справедливости и законности советского милиционера был практически разрушен. Нестабильность экономической ситуации в стране, снижение уровня правовой культуры способствовали произволу среди некоторых сотрудников правоохранительных органов, а также сращивание их с криминальными структурами. В результате, в сознании граждан плотно сформировалось негативное отношение к представителям власти, утрата доверия и снижение уровня социальной защищенности. Ряд проводимых в стране реформ, а также процесс формирования положительного имиджа сотрудника органов внутренних дел, изменение укоренившегося в сознании людей негативного восприятия сотрудника полиции, задача, которая требует тщательной проработки и научного подхода.

В России сравнительно недавно началось теоретическое и практическое исследование формирования имиджа. Актуальность формирования позитивного образа сотрудника полиции следует понимать, как влияние на снижение уровня противоправного поведения граждан. «Полиция при осуществлении своей деятельности должна обеспечивать доверие к себе и поддержку граждан, тем самым формируя в общественном сознании положительный образ сотрудника полиции» [2].

Формирование имиджа сотрудника полиции должно основываться, прежде всего, на высоком профессионализме, квалифицированной профессиональной подготовке соответствующем культурном и правовом уровнях, развитии личностных нравственных и моральных качеств. Профессиональная подготовка на соответствующем уровне, а также навыки и умения должны приобретаться в процессе обучения в образовательных учреждениях системы Министерства внутренних дел.

Приоритетными качествами, при наличии которых возможно решение проблемы формирования позитивного имиджа сотрудника полиции, являются коммуникабельность, способность к сопереживанию, пониманию других людей. Положительный имидж обусловлен ожиданиями проявлений интеллигентности, честности, справедливости, порядочности, от сотрудников полиции ожидаются справедливые, с точки зрения граждан, решения, обеспечивающих защиту прав, имущественную и личную безопасность. Формирование оценки характеристик имиджа часто происходит на бессознательном, интуитивном уровне путем восприятия мимики, интонации, жестов. При создании положительного образа полицейского, ожиданиями граждан являются такие характеристики, как собранность, решительность, смелость, способность принимать правильные решения, инициативность, отсутствие хамства, равнодушия, формальности, поборов, насилия.

Важнейшую роль в формировании общественного мнения, в частности, формировании как позитивного, так и негативного образа современного сотрудника полиции играют средства массовой информации (СМИ), оказывающие непосредственное влияние на восприятие информации гражданами. Однако, результат такого влияния способствует далеко не во всех случаях формированию положительного имиджа сотрудника полиции, а зачастую имеет обратный, противоположный эффект. Так, ряд телевизионных программ, призванных освещать криминальную хронику, транслируют громкие преступления, связанные с коррупционными скандалами, злоупотреблением служебного положения, чиновничьим взяточничеством, дорожно-транспортные происшествия с участием сотрудников полиции, и

другие. Подобного рода информация, а также, отсутствие объективной оценки происходящему, вновь подрывает авторитет сотрудника органов внутренних дел и находит свое негативное отражение в сознании людей. Нельзя не отметить, что при всем обилии детективных телесериалов, создающих новые художественные образы современных полицейских и телепередач, имеется существенный недостаток программ, которые были бы посвящены реальным героическим поступкам сотрудников полиции при раскрытии преступлений, высокому уровню профессиональной подготовки, мероприятиям, направленным на снижение уровня ДТП. В своей оценке и представлениях о полиции, большая часть населения руководствуется не конкретными фактами раскрытия преступлений, а навязываемыми образами детективных сериалов с экранов телевизора. «Средства массовой информации представляют собой мощный инструмент формирования и изменения имиджа, который в настоящее время используется очень нерационально. Большой потенциал в решении этой проблемы имеет использование сети Интернет. Для изменения уже сложившегося мнения необходимо, прежде всего, получение новой информации. В условиях широкой информатизации современного общества сеть Интернет является наиболее простым и доступным каналом распространения информации» [3].

Таким образом, формирование положительного имиджа сотрудника полиции - это с одной стороны, комплексная долгосрочная программа воздействия на сознание граждан, направленная на повышение доверия со стороны населения к сотрудникам органов внутренних дел через СМИ; с другой - осознание сотрудниками полиции социальную значимость своей профессии, ее эффективность и престижность, четкое следование законам; с третьей - работа государства по обеспечению соответствующей квалифицированной профессиональной подготовки, постоянного повышения уровня правовой культуры путем проведения семинаров, тренингов, повышения квалификации.

Список литературы

1. О полиции: Федеральный закон от 7 февраля 2011 года № З-ФЗ // СПС КонсультантПлюс.

2. Майоров В.И. Совершенствование деятельности полиции на основе общественного доверия и поддержки граждан // Актуальные проблемы административного и административно -процессуального права: Сборник статей по материалам ежегодной Всероссийской научно-практической конференции / Под редакцией Ю.Е. Аврутина, А.И. Каплунова, 2016.

3. Майоров В.И. Повышение эффективности деятельности полиции с помощью реализации политики информационной открытости // Вестник Челябинского государственного университета. Право, 2016. Т. 1. № 3.

4. Передня Д.Г. Самоимидж и воспринимаемый имидж полиции России // Социологические исследования, 2016.

5. Жикривецкая Ю.В. Психологический анализ личностных качеств сотрудников ОВД при стрессовых ситуациях // Новый университет, 2013.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.