ЕВРОПЕЙСКАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ: СОБЫТИЯ, ОЦЕНКИ, ПРОГНОЗЫ
Все перечисленные изменения в совокупности приводят к закономерному вопросу и о постепенной смене той ценностной парадигмы, в которой западные общества будут строить свое будущее. Иными словами, вернется ли в политическую жизнь западной цивилизации подзабытый модерн - история, которую столь поспешно попытались предать забвению некоторые американские или европейские мыслители?
Очевидно, что реалии современного мира требуют от аналитиков и тем более лиц, принимающих решения, ответов не на историософские, а на злободневные, конкретные вопросы: как снизить риски войны, найти оптимальные пара-
метры сосуществования противников в условиях хрупкого мира и так далее. И в этом смысле новая стратегическая концепция и другие решения Мадридского саммита НАТО 2022 г. не дают исчерпывающих объяснений, дипломатично лакируя, как это свойственно многим другим публичным документам Альянса, наиболее чувствительные темы.
В любом случае, возвращение в политический дискурс НАТО «большой» геополитики и принятие странами - участницами Альянса как данности логики конкуренции (а то и противоборства) между великими державами вряд ли обещают миру безоблачное будущее.
* * *
ФОРМИРОВАНИЕ ПОЛИТИКИ ЕВРОПЕЙСКОГО СОЮЗА НА ПОСТСОВЕТСКОМ ПРОСТРАНСТВЕ: ВОЗМОЖНОСТИ И ПРЕДЕЛЫ
Светлана Князева,
доцент Факультета международных отношений, политологии и зарубежного регионоведения
Российского государственного гуманитарного университета (РГГУ)
Аннотация. В статье исследуется комплекс вопросов, связанных с эволюцией и современным состоянием проекта Единой Европы в контексте сложных проблем современной европейской и мировой политики. Особое внимание в статье уделяется анализу политического курса Европейского союза на постсоветском пространстве. Автор ставит, среди прочего, задачу проанализировать ретроспективу противостояния ЕС и РФ от «холодного мира» до холодной войны. В статье показана эволюция важнейшего политического проекта Единой Европы, который демонстрирует системный сбой на поворотном этапе европейской и мировой истории: стал срабатывать эффект «усталости металла», раскалывая ЕС изнутри. В частности, предоставление Украине и Республике Молдова статуса кандидата в члены Евросоюза повлекло за собой беспрецедентный рост энтропии в Новой Восточной Европе, Украина
попала в эпицентр глобального противостояния в европейской и мировой политике. Так произошло усиление глобального геополитического конфликта интересов между Россией и Западом, принимавшего все более отчетливо ценностный характер, хотя его истоки просматриваются уже задолго до наших дней.
Значительное внимание уделено анализу обозначенных проблем в эпоху постмодерна: мировая политика принимает вероятностный характер и выражена в «новой нормальности». Формы взаимной репрезентации образов европейского Я и российского Другого отзеркаливаются в ходе взаимной визуализации, усложняются в ходе взаимодействия и противоборствуют в горячей военно-политической фазе глобального столкновения. Это цивилизационное противостояние в последние месяцы срабатывает как распрямившаяся пружина, обнажая
ЕВРОПЕЙСКАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ: СОБЫТИЯ, ОЦЕНКИ, ПРОГНОЗЫ
истоки непримиримых позиции сторон в отношении украинского конфликтного узла, затянувшегося до предела в ходе осуществления политики западных стран по сближению Украины с ЕС. Предельное обострение конфликта интересов России и евро-атлантической цивилизации в последние месяцы, недели, дни выражено предельно выпукло.
Ключевые слова: ЕС, статус кандидата в члены ЕС, глобальный конфликт интересов, Украина, Украинский кризис, Республика Молдова, региональные конфликты, аксиологическое измерение конфликта, «новая Восточная Европа», «старая Восточная Европа», Копенгагенские критерии, условия вступления в ЕС, война ценностей, евро-атлантический мир.
Keywords: the European Union, EU candidate status, global conflict of interests, Ukraine, Ukrainian crisis, Republic of Moldova, regional conflicts, axiological dimension of the conflict, «new Eastern Europe», «old Eastern Europe», Copenhagen criteria, Accession criteria, Acquis Communautaire, war of values, Euro-Atlantic community.
В последние месяцы 2022 г. отношения между элитами России и коллективного Запада крайне обострились, хотя процесс их охлаждения продолжается в отчетливой форме уже более десятилетия. В рамках развития этого процесса Европейский союз - глобальный центр силы -занимает особое место, отнюдь не являясь его эпицентром.
Тем не менее получение двумя государствами на постсоветском пространстве - Украиной и Республикой Молдова - статуса кандидата в члены ЕС в июне 2022 г.1 стало очередным этапом и, вероятно, предсказуемым итогом эскалации украинского кризиса. Несомненно, статус кандидата для обеих стран способствовал новому витку обострения во взаимодействии ЕС и РФ и проявился в усилении нестабильности и появлении взрывоопасных зон в «новой» (и, кстати, старой) Восточной Европе. Это событие уже получило достаточное освещение как в российской, так и в западной аналитике. Как отмечает известный российский эксперт Ал.А. Громыко, в «разгар украинского кризиса... наделение Украины и Молдавии (как в недалеком будущем и Грузии) статусом государства - кандидата в члены ЕС открывает новые ящики Пандоры с трудно просчитываемыми последствиями»2.
1 Статус кандидата для указанных стран обсуждался в Ев-ропарламенте с апреля до 09.06.2022. 10.06.2022 он был принят (в окончательном варианте 23.06.2022).
2 Громыко Ал .А. О проблемах и перспективах развития европейского союза (05 сентября 2022). Интервью. - На сайте РСМД. Russian Council. - Режим доступа: https://russiancouncil.ru/ analytics-and-comments/comments/o-problemakh-i-perspektivakh-
С этим утверждением нельзя не согласиться. Тем более что в современном нестабильном мире ни один серьезный эксперт не в состоянии дать однозначный уверенный прогноз относительно возможных перспектив развития данного сценария, особенно в его финальной стадии. Ведь очевидно, что в последние месяцы украинский узел завязался еще туже, Украина попала в эпицентр глобального противостояния в европейской и мировой политике, а конфликт интересов глобальных мировых игроков вышел уже на новый уровень. Российский эксперт Д. Тренин полагает, что «отношения России с Западом, неуклонно ухудшавшиеся в течение предыдущего десятилетия, окончательно разрушены», и это «стало поворотным моментом в современной международной политике»3. А папа римский Франциск квалифицирует нынешнюю ситуацию как третью мировую войну. Причем стоит отметить, что впервые он обозначил эту позицию еще 14 июня 2022 г., спустя четыре дня после принятия документа о предоставлении статуса кандидата для двух государств новой Восточной Европы в Евро-
4
парламенте .
При этом, принимая во внимание логику и поведенческую модель Старой Европы - прагматизм, - влияющую на европейскую политику и на принятие решений в западноевропейском (и евро-атлантическом) пространстве, крайне важным представляется вопрос: а насколько разумным, насколько рациональным стало решение о предоставлении Украине и республике Молдова статуса кандидатов в члены Евросоюза именно на данном этапе? Какую роль сыграло европейское сообщество, Евросоюз, евро-атлантический мир в обострении глобального конфликта интересов между Западом и Востоком Европы? Очевидно, что предоставление статуса кандидата в члены ЕС в конкретных условиях европейской и мировой политики, сложившихся к середине 2022 г., не может способствовать разрешению противоречий в треугольнике ЕС -РФ - Украина, а шире - на территории новой Восточной Европы.
razvitiya-evropeyskogo-soyuza/?bx_sender_conversion_id=5202459
(дата обращения 12.09.2022).
3 Тренин Д.В. «Переиздание» Российской Федерации // Россия в глобальной политике. - 2022. - Т. 20, № 2. - С. 27-33. См. также на сайте РСМД. - Режим доступа: https://globalaffairs.ru/ articles/pereizdanie-rossijskoj-federaczii/ (Дата обращения 15.06.2022).
4 См., в частности: Папа римский снова заявил об идущей третьей мировой войне. 31.08.2022. - На сайте is.ru. - Режим доступа: https://iz.ru/1388050/2022-08-31/papa-rimskii-snova-zaiavil-ob-idushchei-tretei-mirovoi-voine (Дата обращения 15.09.2022).
ЕВРОПЕЙСКАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ: СОБЫТИЯ, ОЦЕНКИ, ПРОГНОЗЫ
Впрочем, путь от холодного мира1, обозначившийся с начала 10-х годов XXI в., к жесткой военно-политической конфронтации 2022 г., был весьма тернистым, хотя в целом и предсказуемым. Нельзя не отметить, что политика ЕС в отношении России не была взвешенной, продуманной и последовательной на ключевых этапах ее формирования. В связи с этим важно выявить внутреннюю логику в цепи взаимодействия Евросоюза и РФ, в подоплеке которой лежат глубинные мотивы взаимного непонимания, а во многих случаях и взаимного неприятия сторон.
В числе явных просчетов элит значительной части европейских стран, ЕС, евро-атлантического мира в целом в отношении России нужно, во-первых, отметить взятый на вооружение поучающий (а то и высокомерный) тон и выраженное менторство западноевропейских и американских лидеров2. Подобный стиль стал заметным уже с начала 90-х годов прошлого века - и именно в тот период, когда делавшее лишь первые шаги в мировой политике молодое Российское государство выражало готовность тесного сотрудничества с Единой Европой и очевидным образом демонстрировало свою приверженность европейской идее. И даже более того - идентифицировало себя как часть Европы3. На рубеже
1 Холодный мир выражался вплоть до конца 2021 г. в создании новой биполярности (параллельно с трендом к формированию разнополярности) в процессе оформления реалий новой холодной войны. - См., в частности, развитие этой мысли в статье эксперта Дмитрия Тренина: Тренин Д. Влияние американо-китайского соперничества на отношения между Россией и Китаем. - На сайте Carnegie.ru [Электронный ресурс]: Режим доступа: https://carnegie.ru/2021/11/03/ru-pub-85688?mkt_tok=MDk1LVBQVi04MTMAAAGAhQa9PkRg5-34z Y1PJ_TsN914f6pTIj0qK4YAPkbfekyP12G3ObwHbZpMWGtpd 7AIbqQ4yfGCULZZy01wrsQTHwQYE9XGZqV33V6CQxUWV GXg (дата обращения 03.11.2021). [В соответствии с распоряжением Министерства юстиции Российской Федерации от 8 апреля 2022 года Московский центр Карнеги, представлявший в России Фонд Карнеги за международный мир (США), прекратил свою работу. Это архив материалов Центра, опубликованных до 8 апреля 2022 г.].
2 Имеется в виду особенно следующая реакция Президента РФ: «Россию, нас - постоянно учат (курсив мой. - С. К.) демократии». - Речь В.В. Путина в Мюнхене. - Режим доступа: http://kremlin.ru/events/president/transcripts/24034 (Дата обращения 15.05.2022).
3 Об этом, помимо прочего, свидетельствуют выступления
недавно ушедшего от нас М.С. Горбачева в Вашингтоне (декабрь 1987 г.) на ПАСЕ (июль 1989 г.), декларации о строительстве Общеевропейского дома, подписание сторонами Парижской хартии для Новой Европы (ноябрь 1990 г.) [CHARTER OF PARIS FOR A NEW EUROPE. P. 1990. Full Text. Security. P. 8 - Mode of access: https://www.osce.org/ files/f/documents/0/6/ 39516.pdf (Date of access 21.01.2022)], рост заинтересованности в сотрудничестве с Европой среди российской элиты и рядовых граждан. Эта тенденция продолжалась и в период президентства Б.Н. Ельцина в 90-е годы, а во многом - и до настоящего времени, что демонстрируют опросы граждан РФ, в том числе в восточных регионах страны.
веков РФ и ЕС уже сотрудничали в рамках ОБСЕ, Совета РФ - НАТО, Соглашения о партнерстве и сотрудничестве (СПС), вступившего в силу с 1997 г., и на многих других площадках.
В ряде случаев руководство Евросоюза к тому же ограничивалось не просто менторством, но и, по сути дела, демонстрировало недооценку геополитических интересов России в новых условиях, сложившихся в постбиполярной мировой политике на рубеже тысячелетий. В частности, это выразилось в непонимании важности скрупулезного экспертного анализа привилегированных интересов России на постсоветском пространстве (и недооценке их значимости), что проявилось в политике расширения НАТО на восток с середины 90-х годов, а также в не вполне продуманном и недостаточно взвешенном курсе на расширение ЕС, продемонстрированном его руководством.
Оставляя в стороне вопрос о той глубоко травматической ситуации, которую создавало и до сих пор создает лавинообразное расширение границ Евросоюза для самого ЕС после включения в его состав новых членов - государств старой Восточной Европы, это неоднократное расширение (2004-2013) привело к изменению границ Евросоюза, совпадающих по периметру с бывшими государственными рубежами СССР. Притом идея возвращения в Европу показалась привлекательной и многим гражданам стран СНГ4.
Очевидно, что после распада СССР не только российская политическая элита, но и определенная часть интеллектуальной, равно как и значимая часть населения страны воспринимали такое расширение весьма болезненно. И уже в краткосрочной и среднесрочной перспективе безусловно прогнозируемой западным сообществом реакцией стали ущемление чувства самодостаточности (то есть кризис национальной идентичности) и возрождение интереса к величию Советского Союза в версии новой России или СССР-2.0 у руководства РФ и значительной доли россиян.
Подобный тренд проявлялся постепенно, но по нарастающей: сначала в изменении дискурса российской власти и в выступлениях президента РФ В.В. Путина, а с течением времени - во внешнеполитической стратегии России. Этому в немалой степени способствовали соответствующие российские и советские традиции, а еще в большей степени - традиционные паттерны политической культуры, кстати, хорошо известные
Старый Свет - новые времена. Юго-Восточная Европа в эпоху кардинальных перемен / под ред. д.и.н. А.А. Язьковой. -М.: Весь Мир, 2007. - С. 276-277; Россия и Центральная Европа в новых геополитических реальностях / авт. ред. Л.Н. Шишели-на - М.: ИМЭПИ РАН, ИЕ РАН, 1995. - С. 106.
ЕВРОПЕЙСКАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ: СОБЫТИЯ, ОЦЕНКИ, ПРОГНОЗЫ
западным элитам и экспертным сообществам, а также недостаточность доступа населения РФ к достоверной информации, причем доступ к тому же неуклонно снижался, если не считать телевидение и некоторые другие массме-диа. Известный итальянский эксперт Джульетто Кьеза еще с конца 90-х годов прошлого века предупреждал европейских интеллектуалов, что «советский режим, этот режим, перекрывавший какое бы то ни было движение в сторону демократии, все-таки что-то дал россиянам». И пояснил: «И это что-то, каким бы чудовищным и невыносимым оно ни выглядело в глазах западного мира, россияне хотели сохранить»1.
Иными словами, Евросоюз не сумел просчитать последствия распада Советского Союза -государства, традиционно квалифицируемого на Западе как Империя, - в среднесрочной и особенно в долгосрочной перспективе. Тем более что распад империи произошел на территории России уже во второй раз в течение одного столетия. А как показывает опыт распада империй, это всегда имело долговременные последствия, что сказывалось на развитии и взаимодействии как самих распадавшихся государств, так и их соседей. Об этом свидетельствует опыт распада империй после Первой мировой войны. И об этом также начиная с конца 90-х годов предупреждал Дж. Кьеза, весьма осведомленный о преобладавших уже в конце ХХ столетия настроениях в российском обществе: «Россия, остававшаяся на протяжении трех веков великой державой, была опять втиснута в рамки территории, которую она занимала в середине XVII века»2. Но значительная часть интеллектуальной элиты на Западе не отнеслась с должным вниманием к предостережениям экспертов, знакомых с настроениями россиян не понаслышке. А в итоге стремление руководства РФ к консолидации стран постсоветского пространства и, возможно, восстановление в каком-либо варианте Советского Союза, которое поддерживалось значительной (и возрастающей) частью населения страны, воспринималось политическими кругами Евросоюза лишь как воспроизводство его имперских проявлений.
С другой стороны, в начале XXI столетия в ЕС вступили целых 13 стран старой Восточной Европы (до этого их насчитывалось 15!), а итогом стал рост энтропии уже внутри пространства Евросоюза - и с этого времени постепенно нака-
пливался эффект усталости металла от девятого вала штормового расширения. Ведь этот процесс безграничного расширения вступал во все большее противоречие с «политикой сплочения» как вектором развития ЕС. Иными словами, начал давать сбои слоган «Единство в многообразии» -своего рода новое прочтение евро-атлантического, точнее, имеющего глубинные европейские корни лозунга Е рЫпЬш ипит, адресованного к античным основам европейского единства4.
Разумеется, нужно учитывать, что Евросоюз отнюдь не является федерацией (федеративным государством): на основании Маастрихтского (февраль 1992 г.) и Лиссабонского (декабрь 2007 г.) договоров ЕС квалифицируется как международная наднациональная и межправительственная организация5. Но и в условиях сотрудничества стран в рамках международной организации стала очевидной слабая совместимость Запада и Востока Европы именно на уровне этнокультурных и этнорелигиозных идентично-стей. С учетом институциональной слабости, специфики социокультурных практик населения стран старой Восточной Европы - бывших социалистических стран - а также степени травма-тичности их исторического опыта (поскольку роль травмы невозможно недооценивать), следует констатировать неподготовленность последних к принятию базовых ценностей Западной Европы6.
В особенности это касается стран Балканского региона, уже вступивших в Евросоюз, и тех государств Западных Балкан, которые заинтересованы в том, чтобы интегрироваться в единое европейское пространство - прежде всего, там, где качество жизни населения значительно ниже, чем в целом по ЕС7. При этом вектор политики расширения Европейского союза про-
1 Кьеза Дж. Прощай, Россия. - М.: Издательский дом Гея, 1998. - С. 30.
2 Кьеза Дж. Указ. Соч. С. 6; Он же. Глобальный хаос. Возвращение России и кризис Запада. - С. 4-6.
Старый Свет - новые времена. Европейский Союз в XXI в.:
время испытаний / отв. ред. О.Ю. Потёмкина. - М.: Весь Мир,
2012. - С. 89.
4 «Из многих - единое»: слоган, не вполне справедливо ассоциируемый с американской традицией, поскольку, скорее всего, имеет сходство с латинской версией перевода из Гераклита, возможно, из Вергилия или из «Исповеди» Августина (ex pluribus unum facere).
5 TREATY OF LISBON. Amending the Treaty on European Union and the Treaty establishing the European Community (2007/c 306/01). Full text. - Mode of access: https://eur-lex.europa.eu/legal-content/EN/TXT/PDF/?uri=O J:C:2007:306:FULL&from=FI (Date of access - 17.09.2022).
6 Князева С. Проблема вступления в ЕС Балканских стран и расширения ЕС в контексте ценностной модели Европейского союза // Актуальные проблемы Европы. - 2/2021. -С. 179. - Режим доступа: https://upe-journal.ru/files/2021_АПЕ_2_ Князева_СЕ.pdf - Режим доступа: https://upe-journal.ru/issue. php?id=46 (Дата обращения 01.12.2021).
7 Страны Центральной и Восточной Европы на пути в Европейский союз. - М.: Наука, 2022. - С. 13-18.
ЕВРОПЕЙСКАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ: СОБЫТИЯ, ОЦЕНКИ, ПРОГНОЗЫ
сматривается и сегодня, в частности на Балка-нах1. А ведь кроме вызовов, частично исходящих непосредственно из Балканского полуострова, а частично тех, которые проходят через Балканы2, руководство ЕС, мозговые центры, политические элиты Евросоюза, по всей вероятности, долгое время недооценивали длительную ретроспективу взаимодействия этих балканских государств с Россией, исторически сложившихся традиционных и весьма прочных отношений, связывающих страны этого региона (особенно Сербии) с Россией. С этой точки зрения План Макрона по Балканам, кстати, также выдвинутый в июне 2022 г., т.е. синхронно с предоставлением Украине и Республике Молдова статуса кандидатов в члены ЕС и реанимировавший идею вступления в ЕС ряда государств Балканского региона3, едва ли способствует сегодня снижению градуса4 конфликта ЕС и РФ.
До начала 10-х годов Европейский союз сохранял позиции глобального мирового игрока -одного из мировых центров силы, в первую очередь благодаря мощному экономическому потенциалу, консолидированным инструментам внутренней и внешней политики, а также очевидной аксиологической привлекательности. Притом, как справедливо подчеркивает Ал.А. Громыко, «позиции американоцентричной модели мироустройства ослабевали в пользу «двухъядерного» Запада, в котором ЕС претендовал на статус центра силы наравне с американским»5. Но спустя всего несколько лет американоцентричная модель мирополитического устройства начинает как минимум оказывать влияние на стратегические установки ЕС, в том числе в силу расширения пространства единой Европы, причем подобный сдвиг произошел и потому, что народы многих
1 Страны Центральной и Восточной Европы на пути в Европейский союз. - М.: Наука, 2022. - С. 184-185.
2 Rapporto 202: Le scelte di politica estera / Unità di analisi e di programmazione; Gruppo di riflessione strategica. - Roma, 2020. - P. 3-4, 56-57. - Mode of access: http.:/www.astrid-online.it/static/upload/protected/Rapp/Rapporto2020-SCELTE-POLITICA-ESTERA.pdf (Date of access 15.01.2022).
3 Этот план получил широкое освещение в РФ. В частности, см.: Сысоев Г. Украина вернула ЕС на Балканы. В Брюсселе вспомнили о давних очередниках на евроинтеграцию. -На сайте Коммерсанта. Режим доступа: https://www.kommersant. ru/doc/5434254 (Дата обращения 28.09.2022).
4 См., в частности: Глава МИД Сербии высоко оценил сотрудничество с Россией. 15.12.2020. - На сайте РИА Новости. -Режим доступа: https://ria.ru/20201215/serbiya-1589375310.html (Дата обращения 15.10.2020).
5 Громыко Ал.А. О проблемах и перспективах развития
Европейского союза (05 сентября 2022). Интервью. - На сайте
РСМД. Russian Council. - Режим доступа: https://russiancouncil.ru/
analytics-and-comments/comments/o-problemakh-i-perspektivakh-razvitiya-evropeyskogo-soyuza/?bx_sender_conversion_id=5202459 (Дата обращения 12.09.2022).
государств старой Восточной Европы еще с конца прошлого столетия демонстрировали проамериканские настроения.
С другой стороны, представляется очевидным, что данное обстоятельство имеет и иное объяснение. Проблема заключается не только в традиционной атлантической ориентации ряда стран ЕС, но и в менее согласованной, более осторожной и пассивной, а следовательно, и относительно более нерешительной позиции Евросоюза в силу традиционной толерантности во взаимодействии Европы с внешним миром, в первую очередь с Россией. При этом традиционная европейская установка на соблюдение толерантности - либеральная по своей сути - зачастую квалифицируется как проявление нерешительности или даже слабости ключевыми мировыми игроками.
В любом случае нельзя не согласиться с Ал.А. Громыко, который заключает в связи с этим, что «ЕС находится в своеобразной "точке бифуркации", что во многом обусловлено расшатанными механизмами его функционирования»6. И, безусловно, оставляя в стороне сложные процессы, демонстрируемые в пространстве ЕС в результате безграничного расширения, отметим, что изложенное свидетельствует как минимум о растущей несогласованности и непоследовательности в формировании и выработке стратегических направлений во взаимодействии Евросоюза с внешним миром, включая его соседей - особенно в сопоставлении с курсом Вашингтона.
Недостаточный учет европейскими политиками и экспертным сообществом сфер геополитического влияния РФ выражался, по мнению ее политического руководства и истеблишмента, в недооценке роли новой России в Европе и мире. Реперной точкой на этом пути стало выступление президента России В.В. Путина на 43-й Мюнхенской конференции по безопасности в Европе7 10 февраля 2007 г., вызвавшее на том этапе (как бы странным это ни выглядело в ретроспективе) известное недоумение у европейских партнеров РФ.
После Мюнхенской речи президента РФ произошло существенное изменение в российской дипломатии, руководстве РФ, в элитах страны в отношении коллективного Запада8. А этот сдвиг, в свою очередь, вызвал, по мнению целого ряда западных экспертов, постепенное раскручива-
6 Там же.
7 Мюнхенская конференция по безопасности в Европе проходит ежегодно с 60-х годов ХХ в. (в новом формате с 1999 г.).
8 Речь В.В. Путина в Мюнхене. - На сайте Кремля. - Режим доступа: http://kremlin.ru/events/president/transcripts/24034 (Дата обращения 12.02.2022).
ЕВРОПЕЙСКАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ: СОБЫТИЯ, ОЦЕНКИ, ПРОГНОЗЫ
ние в России антиамериканской, антизападной, антиевропейской пропаганды и усиленное продвижение идеи «русского мира» - впрочем, известно, что именно так работает принцип домино. С этого момента и по сей день в российском политикуме и социуме ощущаются разочарование (и растущее раздражение) относительно расширения ЕС на Восток. (Впрочем, в мягкой риторической манере оно проскальзывало еще в Боннской речи российского президента в Бундестаге 25.09.2001 г.)1 А уже в своем выступлении в Мюнхене В.В. Путин озвучил точку зрения, согласно которой расширение ЕС и НАТО на восток «не имеет <...> отношения к обеспечению безопасности в Европе» и воспринимается российской стороной как «провоцирующий фактор, снижающий уровень взаимного доверия». Уже тогда расширение ЕС квалифицировалось высшим руководством РФ как действия института, воспринимающего РФ в качестве врага: «Что стало с теми заверениями, которые давались западными партнерами после роспуска Варшавского договора?»2.
Особую озабоченность Москва выражала в связи со следующим обстоятельством. На практике процессы вступления новых членов в НАТО и ЕС были синхронизированы на основе возникшего прецедента - договоренности с лидерами Польши, Чехии и Венгрии о вступлении в оба евро-атлантических института (1991-1993)3. А поскольку поворотным моментом разрядки по линии Восток - Запад стало подписание сторонами Парижской хартии для Новой Европы (ноябрь 1990 г.)4, то на основании этого документа и ряда вышеупомянутых договоренностей в 1994 г. Совет НАТО озвучил резолюцию, что Альянс открыт «для новых членов», а в Коммюнике (01.12.1994) не исключалось вступление «демократических государств к востоку от нас»5. Но на
1 Речь В.В. Путина в бундестаге (Бонне). (Выступление в Бундестаге РФ, 25.09.2001). - На сайте Кремля. - Режим доступа: http://www.kremlin.ru/events/president/transcripts/21340/videos (Дата обращения 25.09.2022).
2 Речь В.В. Путина в Мюнхене. - На сайте Кремля. - Режим доступа: http://kremlin.ru/events/president/transcripts/24034 (Дата обращения 12.02.2022).
3 Старый Свет - новые времена. Европейский союз в поиске глобальной роли: политика, экономика, безопасность / отв. ред. М.Г. Носов. - М.: Весь Мир, 2015. - С. 57-58; Старый Свет - новые времена. Юго-Восточная Европа в эпоху кардинальных перемен / под ред. д.и.н. А.А. Язьковой. - М.: Весь Мир, 2007. - С. 276-278, 280.
4 CHARTER OF PARIS FOR A NEW EUROPE. P. 1990. Full Text. Security. P. 8 - Mode of access: https://www.osce.org/files/f/ documents/0/6/39516.pdf (Date of access 21.05. 2022).
5 Об этом см. Старый Свет - новые времена. Вишеградская
Европа: откуда и куда? Два десятилетия по пути реформ в
Венгрии, Польше, Словакии и Чехии / отв. ред. Л.Н. Шишели-
на. - М.: Весь Мир, 2010. - С. 196, 198.
том этапе подобные декларации не вызвали сколько-нибудь серьезного разочарования в российском истеблишменте, что было отмечено европейскими экспертами и политиками. И на заре XXI в. взаимодействие ЕС и РФ имело преимущественно конструктивный характер6.
Однако в контексте обозначившегося спустя несколько лет поворота от холодного мира к ценностному разрыву взаимосвязей между Западом и Востоком Европы, саммит НАТО в Бухаресте (апрель 2008 г.), - то есть спустя год после Мюнхенской речи В. Путина, - на котором принималось решение о перспективах вступления в Альянс Грузии и Украины7, был воспринят высшим политическим руководством РФ уже совершенно иначе. Лидеры Запада, безусловно, не могли не отдавать себе отчет в том, что такая политика ЕС и НАТО провоцировала углубление уже обозначившейся конфронтации с РФ, ее вероятную жесткую реакцию. В итоге даже смягчение дискурса и проявленная лидерами Франции и Германии толерантность в вопросе о запуске Плана действий по членству для Грузии и Украины спровоцировали августовскую войну России и Грузии (2008).
Обострению геополитического конфликта интересов между Россией и коллективным Западом, имеющего прежде всего ценностное выражение, способствовали «цветные революции» начала нулевых годов и негативная позиция элит РФ в отношении реформ М. Саакашвили и В. Ющенко. Данная реакция была прогнозируемо воспринята ЕС как демонстрация особых - доминантных - позиций РФ на постсоветском пространстве, т.е. в зоне ее особых интересов, и как требование к внешним игрокам уважать их.
Следует особо выделить выдвижение руководством ЕС программы привилегированного партнерства в рамках ЕПС8 и ее осуществление накануне и во время проведения саммита в
Об этом, в частности, см.: Prodi R. Romano Prodi, President of the European Commission A Wider Europe - A Proximity Policy as the key to stability «Peace, Security And Stability International Dialogue and the Role of the EU» Sixth ECSA-World Conference. Jean Monnet Project. Brussels, 5-6 December 2002. -Mode of access: http://europa.eu/rapid/pressReleasesAction.do? reference=SPEECH/02/619 (Date of access 02.06.2022).
7 Это нашло отражение в ст. 23 итогового документа саммита, наряду с положением об открытых дверях для Балканских стран (ст. 19-22, 24-27) и стало следствием соответствующих устремлений народов и политикума этих двух стран. - Bucharest Summit - 2-4 April 2008. - Bucharest Summit Declaration Issued by the Heads of State and Government participating in the meeting of the North Atlantic Council in Bucharest on 3 April 2008 also in French, Croatian, Russian, Ucrainian). - Mode of access: https://www.nato.int/cps/en/natolive/official_texts_8443.htm (Date of access 12.02.2022).
8 Европейская политика соседства.
ЕВРОПЕЙСКАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ: СОБЫТИЯ, ОЦЕНКИ, ПРОГНОЗЫ
Вильнюсе (27-29 декабря 2013 г). Политика Восточного партнерства очевидно поставила (как полагали многие в высшем эшелоне российской власти) РФ в один ряд с другими странами на постсоветском пространстве. С весны 2008 г. (по некоторым данным, и за год до того) представители МИД Польши и Швеции (Р. Сикор-ский и К. Бильдт) предложили создать площадку сотрудничества ЕС из шести стран на постсоветском пространстве. Поскольку европейское экспертное сообщество и руководство Евросоюза не могло преодолеть шок от Мюнхенской речи Президента РФ, нельзя исключать взаимосвязь между разработкой данной программы и этим выступлением.
Конечно, инициаторы программы опирались на то, что вариант привилегированного партнерства к тому времени уже давно действовал в версии сотрудничества РФ и ЕС в программе СПС (июнь 1994 г., вступило в силу с 1997 г.) -фундаментальном плане долговременного сотрудничества, детализированного по важнейшим направлениям партнерства ЕС - РФ с его автоматическим продлением1. И тем не менее решения первого, Пражского, саммита (май 2009 г.) были восприняты в РФ как начало формирования оборонительного союза, хотя в ходе его ставились лишь общие вопросы взаимодействия - скорее, декларации о намерениях2. А спустя три недели после Варшавского саммита (сентябрь 2012 г.) РФ, добившаяся участия своих представителей в отдельных программах с 2010 г., озвучила позицию «о недостаточной прозрачности... инициатив» ЕС и «необходимости уточнения формата участия РФ. для получения ею равноправного статуса»3 (декабрь 2011 г.).
А вот саммит в Вильнюсе (ноябрь 2013 г.) сработал уже как триггер для резкого усиления энтропии во взаимодействии России с Европой, а шире - с коллективным Западом. Западные эксперты стали, наконец, осознавать, что российское руководство усматривало в действиях ЕС «попытку несогласованного геополитического
1 СОГЛАШЕНИЕ О ПАРТНЕРСТВЕ И СОТРУДНИЧЕСТВЕ, учреждающее партнерство между Российской Федерацией, с одной стороны, и Европейскими сообществами и их государствами-членами, с другой стороны. - Режим доступа: https:// russiaeu.ru/userfiles/file/partnership_and_cooperation_agreement_ 1997_russian.pdf (дата обращения 18.09.2022).
2 II Partenariato Orientale dell'UE tra potenzialitá e debolezze. -OSSERVATORIO DI POLITICA INTERNAZIONALE. Appro-fondimenti. N. 05. - dicembre 2009. A cura dell'Istituto per gli Studi di Politica Internazionale. - Roma, Senato della Repubblica, 2009. - P.1, 5, P. 5, 10.
3 Брифинг официального представителя МИД России А.К. Лукашевича. 30.09.2011. - Режим доступа: http://www.mid.ru/ bdomp/Brp_4.nsfarh/26B7E97C54DF8C31C325791B0034890F? OpenDocument (Дата обращения 15.09.2022).
продвижения в географически и исторически близкий ей регион»4. Вообще говоря, европейское экспертное сообщество, think tanks Европы едва ли могли не просчитать последствия этого шага, в особенности с учетом августовской войны в Грузии (2008). Много позднее (осенью 2021 г.) главный редактор журнала «Россия в глобальной политике» Ф. Лукьянов заявил в этой связи, озвучивая мнение российского политического истеблишмента, что государства - члены Евросоюза и Североатлантического альянса составляют «единый евро-атлантический каркас с почти совпадающим членством», и что возникшее у стран ЕС и коллективного Запада «двоемыслие (курсив мой. - С. К.) превращало военно-политические и дипломатические отношения в трясину, подрывало сами основы доверия». А оценивая последствия войны 2008 г., эксперт акцентировал внимание на формировании «бесконечной "серой зоны"» и озвучил как предупреждение следующую мысль - ситуация, спровоцировавшая Пятидневную войну, может быть воспроизведена и сегодня5.
И тем не менее европейские лидеры не смогли просчитать, какая мина замедленного действия заложена в данном контексте и какие последствия она возымеет в рамках дальнейшего взаимодействия ЕС и России, в их противостоянии длиной уже почти в 10 лет - противостоянии, принявшем катастрофический характер в 2022 г.
Ведь, отражая позицию большинства в руководстве ЕС, европейское экспертное сообщество квалифицировало идею о гарантиях общей неделимой безопасности в новой Восточной Европе как «формирование общего и неделимого (курсив мой. - С. К.) пространства безопасности, включая РФ»6. К тому же, в соответствии со статьей 51 Устава ООН и положением Парижской хартии для Новой Европы, любое суверенное государство имеет право на способ обеспечения
4 Подробнее об этом см., например: Восточное партнерство до и после Вильнюса. Доклады Института Европы. № 301. -М.: ИЕ РАН, 2014. - С. 9; Старый Свет - новые времена. Юго-Восточная Европа в эпоху кардинальных перемен, С. 338; Marino Maria E. Verso il vertice di Vilnius: uno sguardo all'Ucraina. 27 Novembre 2013. - Mode of access: https://www. rivistaeuropae.eu/esteri/part-orientale/verso-il-vertice-di-vilnius-uno-sguardo-allucraina/ (Date of access 01.03.2022).
5 Лукьянов Ф. Высокое напряжение. Украинский кризис показывает, что в Европе пора заново чертить «красные линии». -На сайте журнала «Россия в глобальной политике. - Режим доступа: https://globalaffairs.ru/articles/vysokoe-napryazhenie/ (Дата обращения 12.08.2022).
6 ОБСЕ. СТАМБУЛЬСКИЙ ДОКУМЕНТ 1999 ГОДА. СТАМБУЛ 1999. Ч. 1. Хартия европейской безопасности. С. 1. -Режим доступа: https://www.osce.org/files/f/documents/7/1/39573.pdf (дата обращения 18.02.2022).
ЕВРОПЕЙСКАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ: СОБЫТИЯ, ОЦЕНКИ, ПРОГНОЗЫ
и защиту своей безопасности1, а на основании Парижской хартии для новой Европы - на «защиту демократических институтов... суверенное равенство или территориальную целостность государств-участников»2.
Исходя из принципа уважения международного права т Шо и опираясь на постулат уважения к принципу самоопределения и суверенитета3 любого государства, европейские эксперты придерживались позиции, что ограничение выбора любого суверенного государства вступить в международную наднациональную организацию, коей является Европейский союз, было бы затруднительно квалифицировать в ином ключе, чем отказ от признания суверенитета Украины и возобновление действия доктрины ограниченного суверенитета - доктрины Брежнева, принятой руководством СССР в отношении стран социалистического содружества 26.09.1968 г. Они полагали, что сложившаяся ситуация не вполне совместима с нормой международного права.
Другое дело, что вследствие разрыва связей в пространстве большой Европы, который пошел по экспоненте после обострения ситуации на постсоветском пространстве с зимы-лета 2014 г., руководство ЕС и коллективный Запад в целом стали, образно говоря, исполнять партии «техасского снайпера» - включилось ритуальное мышление, что усугублялось постмодернистской логикой игры представлений ведущих полити-ков5. Такая политика не могла не привести к
1 УСТАВ ООН. Устав Организации Объединённых Наций. Глава 1. Статья 1.2, 51. - Текст. - Режим доступа: https://www.un. org/ru/about-us/un-charter/full-text (дата обращения 17.02.2022).
2 CHARTER OF PARIS FOR A NEW EUROPE. P. 1990. Full Text. Security. P. 8 - Mode of access: https://www.0sce.0rg/files/f/ documents/0/6/39516.pdf (Date of access 21.05. 2022).
3 Статья 1.2 Устава ООН.
4 Выражение «ошибка техасского снайпера» (или «меткого стрелка») связано с описанием такого действия, в ходе которого берутся одни лишь подобные (и укладывающиеся в единую и привычную схему) данные, а иные в расчет не принимаются, что приводит к искаженным, генерализованным или стереотипным выводам. Выражение взято из истории про снайпера из Техаса, который сперва стреляет по амбару, а уже потом, в месте, где появилось самое большое количество попаданий, обозначает свою мишень, заявляя о своих метких выстрелах.
5 Подробнее о логике постмодерна см.: Князева С. Про-
блема вступления в ЕС балканских стран и расширения ЕС в
контексте ценностной модели Европейского союза // Актуаль-
ные проблемы Европы. - 2/2021. -С. 179. - Режим доступа: https://upe-journal.ru/files/2021_АПЕ_2_Князева_СЕ.pdf Режим доступа: https://upe-journal.ru/issue.php?id=46 (Дата обращения 01.12.2021). Она же: Феноменология нового популизма в контексте усиления популистских движений в Юго-Восточной Европе XXI в.» // Праворадикальные партии и организации в политическом ландшафте Восточной Европы: Специализированная информация / РАН. ИНИОН. научн.-информ. исслед. глобал и регион. пробл.; отв. ред. Биткова Т.Г. - М., 2020. -С. 50-51. (Сер.: Пробл. обществ. трансформации в странах Вост. Европы и России). - На сайте ИНИОН РАН. - Режим
обострению противоречий при непродуманности общего плана и нелогичности конкретных действий, и в ряде случаев складывалась парадоксальная ситуация, когда, образно говоря, хвост управляет собакой. Ведь уже в ходе ратификации договора Украины с ЕС в рамках Восточного партнерства, во время консультативного референдума в Нидерландах, Еврокомиссия пошла на уточнения, что принятие Украины в ЕС не планируется в обозримом будущем, причем дискурс уточнений принял не вполне внятные формы6. Но подобная мера уже не могла остановить конфликт. Регион попал в эпицентр глобального противостояния в европейской и мировой политике, рост энтропии в европейском пространстве принял неконтролируемый и лавинообразный характер.
Конфликт Европейского союза и России логичнее рассмотреть в аксиологическом измерении - он очевидно просматривается на шкале ценностной, даже «цивилизационной привлекательности Брюсселя и Москвы»7. Эти ценности были озвучены на заседании Евросовета в Копенгагене в июне 1993 г.8, вследствие чего вошли как «Копенгагенские критерии вступления в Евросоюз» в правовое поле ЕС. Они основаны на уважении к фундаментальным правам человека в рамках социально ориентированных, экономически конкурентных обществ, гибко функ-
9
ционирующих институтов, верховенства закона . В Лиссабонском договоре, в развитие перечисленных выше принципов, подчеркнуто, что Копенгагенские критерии применяются с учетом «модернизационного потенциала "привилегированного взаимодействия" и сотрудничества с
соседями»
10
доступа: http://inion.ru/site/assets/files/6036/2020_si_pravoradikal_ nye_partii_vostochnoi_evropy.pdf (дата обращения 22.09.2022).
6 Кортунов А. Почему в декларации саммита «Восточного партнерства» нет угроз в адрес России. - 16/12/2021. - Режим доступа: https://russiancouncil.ru/analytics-and-comments/comments/ pochemu-v-deklaratsii-sammita-vostochnogo-partnerstva-net-ugroz-v-adres-rossii/?bx_sender_conversion_id=3554487 (дата обращения 30.09.2022).
7 Старый Свет - новые времена. Юго-Восточная Европа в эпоху кардинальных перемен. - С. 338.
8 Enlargement policy - applying EU standards. Enlargement policy - applying EU standards https://ec.europa.eu/neighbour-hood-enlargement/enlargement-policy/conditions-membership_en (Date of access 13.08.2022); Conclusions of the Presidency / European Council. - Copenhagen, 1993. - 21-22.06. - 46p. - Mode of access: https://www.consilium.europa.eu/ueDocs/cms_Data/docs/press Data/en/ec/72921.pdf (Date of access 26.09.2022).
9 Accession criteria (Acquis Communautaire, june 1993 г.). Copenhagen criteria. Information on ec.europa.eu - Mode of access: https://ec.europa.eu/neighbourhood-enlargement/policy/conditions-membership_en (Date of access 02.09.2022).
10 TREATY OF LISBON. Amending the Treaty on European Union and the Treaty establishing the European Community (2007/c
ЕВРОПЕЙСКАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ: СОБЫТИЯ, ОЦЕНКИ, ПРОГНОЗЫ
Западноевропейская шкала ценностей как производное суммы архетипов, лежащих в основе процессов формирования западноевропейской гражданской идентичности, основывается на положениях Копенгагенских критериев вступления в Евросоюз. Однако привлекательность единой Европы можно охарактеризовать прежде всего с позиций либерального европейского кредо как итог либеральной эпохи в Европе длиной почти в 200 лет1. И во внешних отношениях ЕС способствует продвижению ценностей и интересов Единой Европы, что декларировано в статье 32. Отметим, кстати, что до последних лет ценностная модель Единой Европы находила отражение в паттернах политической культуры ее граждан.
В контексте аксиологического подхода выделим ценностное ядро либеральной демократии: «Благо есть польза, а польза есть благо», но лишь в тесной связи с максимой Протагора из Абдер -«Человек есть мера всех вещей», т.е. сам человек несет ответственность за свой выбор. ЕС основан «на ценностях уважения человеческой жизни и ее фундаментальных прав, включая меньшинства» (статья 2 Лиссабонского договора). Эти ценности являются общими для государств-членов в рамках либерального ЕС и характеризуются плюрализмом, справедливостью, солидарностью, а также толерантностью (метод золотой середины) во взаимодействии с остальным миром3. В аксиологическое измерение Евросоюза были включены: понимание суверенитета как прояв-
4
ление прежде всего народного суверенитета , свободы, трактуемой прежде всего как личная ответственность и уважение privacy, а справедливости - как соблюдения конкретных базовых
306/01). Full text. - Mode of access: https://eur-lex.europa.eu/legal-content/EN/TXT/PDF/?uri=OJ:C:2007:306:FULL&from=FI (Date of access - 17.09.2022).
1 Подробнее о либеральной основе Западной Европы см.: Князева С.Е. Идея свободы и инструмент «Золотой середины» в теории и практике европейских либералов XIX столетия // Вестник РГГУ. 2013. Серия «Политологические науки». -С. 180-196. - На сайте журнала «Вестник РГГУ». - Режим доступа: http://rggu-bulletin.rggu.ru/article.html?id=2630432
2 TREATY OF LISBON. Amending the Treaty on European Union and the Treaty establishing the European Community (2007/c 306/01). Full text. Art. 3. - Mode of access: https://eur-lex.europa. eu/legal-content/EN/TXT/PDF/?uri=OJ:C:2007:306:FULL&from=FI (Date of access 17.09.2022);
3 Подробнее см.: Князева С. Проблема вступления в ЕС балканских стран и расширения ЕС в контексте ценностной модели Европейского союза // Актуальные проблемы Европы. -2021. - № 2. - С. 178-179. - Режим доступа: https://upe-journal.ru/files/2021_АПЕ_2_Князева_СЕ.pdf - Режим доступа: https://upe-journal.ru/issue.php?id=46 (дата обращения 01.12.2021).
4 Российские представления о государственном суверенитете увязаны с осуществлением геополитических (националь-
ных) интересов страны. В Западном мире установка на геопо-
литику площадей (территорий) все более замещается установ-
кой на геополитику потоков (ресурсов).
прав граждан, но не абстрактной справедливости, даже диктуемой обстоятельствами непреодолимой силы. В основе осуществления власти лежат приоритет частного блага (частной пользы) по отношению к общему благу (общей пользе), разумное соотношение горизонтали и вертикали власти, низкий коэффициент Джини - соотношение бедности и богатства в обществе при контроле за коррупционным показателем. И наконец, в Копенгагенских критериях акцентируется базовый принцип конкурентности: конкурентное общество, конкурентные прозрачные выборы, конкурентная экономика участия5.
Важно принимать во внимание, что вплоть до середины первого десятилетия XXI в. преимущества либеральной системы выглядели очень привлекательными, «породив ожидание окончательного господства демократии»6. Кстати сказать, известный российский аналитик А. Кортунов отметил, что целый ряд западных экспертов свидетельствуют о «дискредитации западной политики, основанной на ценностях» (курсив мой. -С. К.) представителями Москвы и Пекина, поскольку «обе страны интерпретируют западную и особенно американскую политику поддержки демократии как прикрытие для продвижения геополитических интересов и нанесения ущерба своим противникам». Развивая эту мысль, эксперт подчеркнул, что, по мнению европейских и американских элит, политическая оппозиция в этих странах, по существу, есть итог гибридных войн, которые ведут эти авторитарные государства, и трактуется ими как «продукт "западной инфильтрации" и одновременно как ее орудие»7.
В любом случае, европейские аналитики недооценили фактор восприятия европейских либеральных ценностей сквозь зеркало российских традиций и исторического опыта России (и, к слову, настроения большей части населения стран постсоветского пространства). Практически полное отторжение властью и населением Российского государства либеральных ценностей, либерализма в целом, его теории и практики на всех этапах истории страны, а особенно в
Copenhagen criteria. Information on ec.europa.eu. - Mode of access: https://ec.europa.eu/neighbourhood-enlargement/policy/conditions-membership_en (date of access 02.09.2022).
6 Рогов К. Политическая пандемия: логики вирусной войны // Радио Эхо Москвы. - 2020. - 19.03. - Режим доступа: https://echo.msk.ru/blog/rogov_k/2608514-echo/?utm_source=grf-eng& utm_medium=partner&utm_campaign=giraff. io (дата обращения 21.02 .2022).
7 Кортунов А.В. Новая биполярность и последствия ее становления: взгляды Китая и России. - 02.12.2020. - На сайте РСМД. -Режим доступа: https://russiancouncil.ru/analytics-and-comments/ analytics/novaya-bipolyarnost-i-posledstviya-ee-stanovleniya-vzglyady-kitaya-i-rossii/ (12.07.2022)
ЕВРОПЕЙСКАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ: СОБЫТИЯ, ОЦЕНКИ, ПРОГНОЗЫ
последние годы, сделали невозможным принятие РФ ценностной системы и практического опыта европейских либеральных демократий. Очень вероятно, что значительная (и всё растущая) часть россиян почувствовала уже с последнего десятилетия ХХ в. отчуждение Запада (и свое отчуждение от Запада), определенную несовместимость с ним.
Другое дело, что сегодня, спустя почти три года с начала пандемии СОУГО-19, становится все очевиднее решительное ослабление ценностной привлекательности Европы и Запада в целом. Практика борьбы с инфекцией, в том числе жесткое и принудительное осуществление мер сугубо медицинского характера без согласия на то рядовых граждан, вызвали к жизни волну постковид-ного синдрома. Некоторые российские эксперты уже отмечают это обстоятельство, причем с уточнением, что «пандемия обернулась цивилизаци-онным кризисом, затронувшим все сферы жизни общества», что, в свою очередь, сместило представления о приоритете частного блага в направлении абсолютного приоритета общего блага. Развивая эту мысль, российский эксперт В.Е. Язькова проиллюстрировала ее на примере итальянского общества. Ведь, несмотря на протесты граждан, которые усмотрели в закрытии храмов ущемление религиозной свободы и нарушение ряда статей Конституции, не говоря уже о нарушении фундаментальных прав человека, в ходе борьбы с инфекцией провоцировалась ин-фодемия, а верующим католикам не удалось преодолеть обстоятельства непреодолимой силы, обусловленные пандемией («Бог хочет, чтобы все молились дома»)1.
Уточним, что, в частности, речь идет об ущемлении фундаментальных прав человека, о неоправданном слежении, контроле, вмешательстве в его частную жизнь. Это проявилось в эксцессах политики вакцинации и ревакцинации, тщательном нагнетании атмосферы страха, психологическом давлении и очевидно излишнем контроле за каждым гражданином в рамках соблюдения изоляции. В принципе, продуманный в деталях рациональный комплекс мер был безусловно необходим, и санитарные ограничения
1 В частности, об этом пишет российский эксперт В.Е. Язькова. См., в частности: Язькова В.Е. Католическая церковь в Италии перед вызовами современности. - М.: Инструкция-т Европы РАН, 2021. - С. 13, 19, 20, 133, 145, 153 Она же. Пандемия и контуры постковидного мира: интерпретации итальянских католических исследователей // Современная Европа. -2022. - № 4. - С. 160-171. Особ. С. 168-169. Ш! 10.31857/8020
1708322040^. ЕЭ№ gkskkq. - На сайте ИЕ РАН. Режим доступа: http://www.sov-europe.ru/2022-4/pandemiya-i-kontury-postkovidnogo-mira-interpretatsii-italyanskikh-katolicheskikh-issledovatelej.html (дата обращения 26.09.2022).
были оправданны в экстремальной ситуации пандемии. Однако степень вмешательства в privacy и ковидные паспорта настораживают многих граждан Единой Европы, не говоря о том, что раскручивание инфодемии уже спровоцировало у граждан Евросоюза устойчивый пост-ковидный синдром. Очевидно также, что в результате злоупотреблений в практическом осуществлении карантинных мер и множественных ревакцинаций, безусловно, многократно нарушалось право на свободу, традиционно понимаемую в либеральном ключе исключительно как личная ответственность, а также приоритет частного блага, частной пользы, на практике подменяемой общим благом, общей пользой. Из этого следовали очевидное манипулирование населением, а также создание атмосферы паники (иногда искусственно). Неуважение к человеку, его правам обернулось в конечном счете пренебрежением к таким базовым положениям либеральной демократии, заложенной в самую основу европейской ценностной модели, как восприятие гражданами свободы как их личной ответственности и подмена (искажение, сублимация) понятий «справедливость» и «ответственность», не говоря уже о несомненных выгодах пандемии для некоторых крупнейших фармацевтических компаний.
Еще одним фактором - пусть опосредованным - обострения конфликта между Европой и Российской Федерацией становится сегодня новый всплеск популизма в Европейском пространстве. Его суть состоит в том, что определенная и, как становится сегодня очевидным, растущая часть европейского мира вступила в полосу отчуждения от либеральной идеи. То есть Европа (и мир) вступила в новый - традиционалистский и палеоконсервативный - политический цикл, когда авторитаризм кажется приемлемым (возможно, единственно приемлемым) способом воздействия на массы. Эта «реверсивная волна» демонстрирует откат от либеральной демократии и ее аксиологической модели в условиях серьезного системного сбоя социально-политических, психологических и иных структур европейского общества.
Реверсные движения, какими являются сегодня новые популисты, оказывают серьезное воздействие на институциональные структуры и их кливаж в современных демократиях2. А главное,
Подробнее об этом: Осколков П.В. Правый популизм в Европейском союзе. - М.: Ин-т Европы РАН, 2019. - С. 12-15, 18-19, 23, 62 и др.; Князева С.Е. Феноменология нового популизма в контексте усиления популистских движений в Юго-Восточной Европе XXI в. // Праворадикальные партии и организации в политическом ландшафте Восточной Европы: Спе-
ЕВРОПЕЙСКАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ: СОБЫТИЯ, ОЦЕНКИ, ПРОГНОЗЫ
они решительно усилили свое влияние в таких развитых европейских странах - кстати, основателях Единой Европы - как Германия, Франция и Италия, в особенности по сравнению с результатами, продемонстрированными ими на выборах 2019 г. в Европарламент и на выборах 2018 г. в Италии. Тогда популистские партии показали высокий результат в Италии или Франции, но в целом все же не достигли ожидаемых результатов. На президентских выборах 2022 г. лидер французских популистов Марин Ле Пен вышла во второй тур, а в Италии на состоявшихся 24 сентября 2022 г. парламентских выборах популистское движение «Братья Италии» одержало убедительную победу1. Его лидер Джорджа Мелони получила право сформировать новое правительство «умиротворения», ориентированного, среди прочего, на осуждение энергетической политики и роста цен на электроэнергию. С 25 сентября Дж. Мелони начала цикл консультаций по формированию нового кабинета, куда планируется включить также представителей «Лиги» и его лидера М. Сальвини2, пользующегося большой популярностью в социальных сетях еще и в качестве блогера, хотя она уже озвучила свои сомнения относительно его включения в состав правительства3.
Пакет предложений популистов прост и в принципе понятен: это традиционные здоровые
циализированная информация / РАН. ИНИОН. Научн.-информ. исслед. глобал и регион. пробл.; отв. ред. - Биткова Т.Г. - М., 2020. - (Сер.: Пробл. обществ. трансформации в странах Вост. Европы и России). С. 47-57. - На сайте ИНИОН РАН. - Режим доступа: http://inion.ru/site/assets/files/6036/2020_si_pravoradikal_nye_ partii_vostochnoi_evropy.pdf (дата обращения 22.09.2022).
1 Olivo F. L'Italia va a destra. Il trionfo di Meloni: «Guideremo il governo. Ora unire l'Italia». - La Stampa, 2022, 26 sett. -Mode of access.: https://www.lastampa.it/speciale/politica/elezioni-politiche-2022/2022/09/26/news/giorgia_meloni_verso_premier-9582711/?ref=LSHSTD-BH-I0-PM8-S 1-T1 (Date of access 28.09.2022); Buscaglia S. Salvini sul totoministri: «Con gli alleati troveremo la quadra in un quarto d'ora». - La Stampa, 2022, 30 sett. - Mode of access: https://www.lastampa.it/politica/2022/ 09/30/news/salvini_sul_totoministri_con_gli_alleati_troveremo_ la_quadra_in_un_quarto_dora-10102734/? ref=ST-LA-2 (Date of access 30.09.2022)
2 Verso il nuovo governo, incontro Berlusconi-Salvini: «Comunitá di intenti con Meloni». Gentiloni: «Ue pronta a collaborare». La presidente di FdI ha sposato la linea Draghi per un'Europa unita contro il caro energia.
A CURA DELLA REDAZIONE WEB. - La Stampa, 2022, 30 Sett. Mode of access: https://www.lastampa.it/speciale/politica/ elezioni-politiche-2022/2022/09/30/news/governo_meloni_elezioni_ news_oggi-10076970/?ref=ST-LA-3 (Date of access 30.09.2022)
3 На том основании, что, по ее мнению, М. Сальвини сохраняет дружественные связи с Высшим Руководством России. -Lombardo I., Olivo F. Meloni non cede su Salvini: «Non lo voglio, e vicino a Putin». - La Stampa, 2022, 28 Sett. Mode of access: https://www.lastampa.it/politica/2022/09/28/news/salvini_filoputin_ e_un_casoe_ora_si_tratta_sui_vicepremier-9822733/ (Date of access 30.09.2022)
семейные ценности, упрощенные решения политических, социальных, этических проблем, архаика в духе домостроя, ксенофобия и еврофобия, расизм и антисемитизм, гомофобия, манипули-
4
рование постковидным синдромом , меры поддержки маленького простого человека, «чистого народа» против «злой коррумпированной эли-ты»5 - так легче привлечь симпатии электората. Важно также отметить, что в конфликте ЕС - РФ представители нового популизма отнюдь не выражают намерения поддержать Единую Европу и политику солидарности ЕС и делают все возможное, чтобы дискредитировать этот до определенного времени успешный интеграционный проект.
Обобщая изложенное, можно с изрядной долей вероятности предположить, что усиление указанных тенденций привело Европу к отклонению от либерального мейнстрима, к образованию трещин, изъянов, структурных мутаций в самой основе европейской либеральной традиции. Оставим в стороне глубинные причины такой политики: для этого необходим анализ таких категорий, как современный глобализм и постмодерн. В эпоху постмодерна мирополитические процессы принимают все более вероятностный характер и выражены в новой нормальности, где определяющими политическими моделями становятся игра представлений мировых игроков, изощренный троллинг, информационный шум, постправда и конструирование симулякров6. Обозначенные постмодернистские вызовы постепенно подтачивают самые основы западноевропейской гражданской идентичности. Но, как было показано выше, в ходе борьбы с пандемией были многократно нарушены аксиологические параметры привлекательности Европы, что резко усилило тенденцию к отказу от достижений в области уважения прав человека, коими заслуженно гордилась единая Европа во второй половине ХХ и на заре XXI в. - иначе говоря, дала трещину ценностная модель, лежащая в основе Welfare State и либеральной демократии1. С учетом изложенных обстоятельств нельзя не отметить,
4 Пареньков Д. Коронавирус повышает запрос на консервативные ценности // Актуальный комментарий. - 2020. -18.03. - Режим доступа: http://actualcomment.ru/koronavirus-povyshaet-zapros-na-konservativnye-tsennosti-2003181444.html (дата обращения 15.09.2022).
5 Осколков П.В. Правый популизм в Европейском союзе. С. 23.
6 Князева С.Е. Феноменология нового популизма в контексте усиления популистских движений в Юго-Восточной Европе XXI в. С. 50-51.
7 Князева С.Е. Идея свободы и инструмент «Золотой середины» в теории и практике европейских либералов XIX столетия. С. 180-196; она же: социально ориентированное государство: Европейский союз и Россия. (Из истории, теории и практики либеральных демократий в Европе) // Проблемы социальной справедливости и современный мир. - Череповец, 2016. - С. 19-24.
ЕВРОПЕЙСКАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ: СОБЫТИЯ, ОЦЕНКИ, ПРОГНОЗЫ
что ценностная привлекательность Европы существенно снизилась, в том числе для тех граждан на постсоветском пространстве, которые руководствуются принципом «Мы хотим в Европу» - в демократическую Европу.
Таким образом, старые политические, идейные, социокультурные процессы, транслируемые народами и их правительствами репертуары смыслов принимают иные, не всегда узнаваемые очертания. Новые формы взаимной репрезентации образов европейского Я и российского Другого имплемен-тируются сторонами, в результате отзеркаливания усложняются в вероятностном мире постмодерна и сталкиваются в ходе глобального конфликта сторон. Цивилизационное противостояние коллективного «двухъядерного» Запада, столкновение хотя и ослабевших, но еще сохраняющих значимость аксиологических моделей срабатывает сегодня как распрямившаяся пружина и проявляется в диаметрально противоположных позициях в отношении Украинского конфликтного узла, затянутого до предела в ходе осуществления политики западных стран по сближению Украины с ЕС и США. В частности, этот тренд выражен в беспрецедентно жесткой тональности выступления Президента США Дж. Байдена на недавно завершившейся 77-й сессии Генеральной Ассамблеи ООН и в поддержке высказанных им соображений рядом европейских представителей на Генассамблее, в частности Франции.
Украинский конфликт в стадии его обострения стал провоцирующим фактором в расшаты-
вании Евросоюза. Некоторые эксперты уже отмечают запущенные этим конфликтом процессы развития центробежных тенденций в ЕС и необходимость поиска альтернативных Евросоюзу моделей сплочения стран Единой Европы. Ведь эскалация Украинского кризиса, исследуемого в оптике конфликта интересов России и евро-атлантической цивилизации в последние месяцы, недели, дни, выражена предельно выпукло и уже обозначила следующий тренд: в условиях глобальных мирополитических процессов международные организации, созданные в рамках Ялтин-ско-Потсдамской системы, в том числе ООН и Европейский союз, вступили в фазу структурного кризиса и попали в полосу турбулентности к концу первой четверти XXI столетия.
Изложенное позволяет озвучить позиции значительной части экспертного сообщества стран Европы: сегодня представители российских элит и значимая часть россиян вступили в жесткую конфронтацию с евро-атлантической цивилизацией и особенно со «слабой», поскольку излишне толерантной - «ничтожной» Европой, с ее ценностной моделью или как минимум бросили ей перчатку. С другой стороны, и толерантность Западной Европы стала в последние месяцы постепенно сокращаться под влиянием последних событий, связанных с обострением Украинского кризиса. На данный момент нет оснований говорить о сколько-нибудь заметном снижении градуса конфронтации России и коллективного Запада.