Научная статья на тему 'Формирование политического мировоззрения у курсантов военных вузов'

Формирование политического мировоззрения у курсантов военных вузов Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
0
0
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
воспитание военнослужащих / патриотизм / политическое мировоззрение / методы и средства формирования политического мировоззрения / военное образование / education of military personnel / patriotism / political worldview / methods and means of forming a political worldview / military education

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Ульянов Иван Владимирович

Военнослужащие — одна из ключевых групп населения, оказывающих влияние на политические процессы в обществе; от их позиции и активности во многом зависят вопросы не только внутренней и внешней политики государства, но и национальной безопасности страны. Именно поэтому формированию правильного, политически взвешенного мировоззрения военнослужащих должно уделяться первостепенное внимание. В статье раскрываются особенности политического мировоззрения военнослужащих, в частности, курсантов военно-учебных заведений, отмечаются факторы, способствующие формированию политического мировоззрения на бытовом уровне еще до прихода в ряды Вооруженных сил или поступления в военные вузы. Автор рассматривает структурные элементы политического мировоззрения курсантов, их основные характеристики, отличающиеся от аналогичных у гражданского населения. В работе выделяются важнейшие аспекты, определяющие направление формирования и специфику политического мировоззрения будущих офицеров, формулируются средства и методы воспитания политически грамотных специалистов военного дела. Высказываются предложения по установлению необходимых связей между теорией и практикой обучения курсантов политической грамотности, а также деятельностью по подготовке военнослужащих к выполнению непосредственных задач по вооруженной защите государства, формированию чувства патриотизма, гражданственности, ответственности за принятые решения и необходимых качеств будущих руководителей, лидеров воинских коллективов. В завершение работы раскрываются направления будущей профессиональной деятельности курсантов, в которых грамотно сформированное политическое мировоззрение как часть общей культуры офицера позволит успешно достигать поставленных задач. В качестве примера достойного применения способностей, в том числе и политического характера, военнослужащих — выпускников военных вузов приводится программа формирования административно-управленческого резерва «Время героев», созданная по поручению Президента России Владимира Путина.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Formation of political worldview of cadets of military universities. Innovative development of vocational education

Military personnel are one of the key groups of the population influencing political processes in society; issues of not only domestic and foreign policy of the state, but also national security of the country largely depend on their position and activity. That is why the formation of a correct, politically balanced worldview of military personnel should be given primary attention. The article reveals the features of the political worldview of military personnel, in particular, cadets of military educational institutions, notes the factors contributing to the formation of a political worldview at the everyday level even before joining the ranks of the Armed Forces or entering military universities. The author considers the structural elements of the political worldview of cadets, their main characteristics that differ from those of the civilian population. The work highlights the most important aspects that determine the direction of formation and specificity of the political worldview of future officers, formulates the means and methods of educating politically literate military specialists. Proposals are made to establish the necessary links between the theory and practice of teaching cadets political literacy, as well as activities to prepare military personnel to perform immediate tasks of armed defense of the state, the formation of a sense of patriotism, citizenship, responsibility for decisions made and the necessary qualities of future leaders, leaders of military teams. In conclusion, the work reveals the directions of future professional activity of cadets, in which a competently formed political worldview as part of the general culture of an officer will allow them to successfully achieve the set tasks. As an example of a worthy use of abilities, including political ones, of military personnel — graduates of military universities, the program for the formation of the administrative and managerial reserve “Time of Heroes”, created on behalf of the President of Russia Vladimir Putin, is given.

Текст научной работы на тему «Формирование политического мировоззрения у курсантов военных вузов»

Инновационное развитие профессионального образования. 2024. № 3 (43). С. 146-154. ISSN 2304-2818 Innovative Development of Vocational Education. 2024;(3(43):146-154. ISSN 2304-2818

Научная статья УДК 378.6

ФОРМИРОВАНИЕ ПОЛИТИЧЕСКОГО МИРОВОЗЗРЕНИЯ У КУРСАНТОВ ВОЕННЫХ ВУЗОВ

Иван Владимирович Ульянов, ulyanov_Iv@mail.ru

Военный учебно-научный центр ВВС «Военно-воздушная академия им. профессора Н. Е. Жуковского

и Ю. А. Гагарина» (филиал, г. Челябинск), Челябинск, Россия

Аннотация. Военнослужащие — одна из ключевых групп населения, оказывающих влияние на политические процессы в обществе; от их позиции и активности во многом зависят вопросы не только внутренней и внешней политики государства, но и национальной безопасности страны. Именно поэтому формированию правильного, политически взвешенного мировоззрения военнослужащих должно уделяться первостепенное внимание. В статье раскрываются особенности политического мировоззрения военнослужащих, в частности, курсантов военно-учебных заведений, отмечаются факторы, способствующие формированию политического мировоззрения на бытовом уровне еще до прихода в ряды Вооруженных сил или поступления в военные вузы. Автор рассматривает структурные элементы политического мировоззрения курсантов, их основные характеристики, отличающиеся от аналогичных у гражданского населения. В работе выделяются важнейшие аспекты, определяющие направление формирования и специфику политического мировоззрения будущих офицеров, формулируются средства и методы воспитания политически грамотных специалистов военного дела. Высказываются предложения по установлению необходимых связей между теорией и практикой обучения курсантов политической грамотности, а также деятельностью по подготовке военнослужащих к выполнению непосредственных задач по вооруженной защите государства, формированию чувства патриотизма, гражданственности, ответственности за принятые решения и необходимых качеств будущих руководителей, лидеров воинских коллективов. В завершение работы раскрываются направления будущей профессиональной деятельности курсантов, в которых грамотно сформированное политическое мировоззрение как часть общей культуры офицера позволит успешно достигать поставленных задач. В качестве примера достойного применения способностей, в том числе и политического характера, военнослужащих — выпускников военных вузов приводится программа формирования административно-управленческого резерва «Время героев», созданная по поручению Президента России Владимира Путина.

Ключевые слова: воспитание военнослужащих, патриотизм, политическое мировоззрение, методы и средства формирования политического мировоззрения, военное образование

Для цитирования: Ульянов И. В. Формирование политического мировоззрения у курсантов военных вузов // Инновационное развитие профессионального образования. 2024. № 3 (43). С.146-154.

© Ульянов И. В., 2024

Original article

FORMATION OF POLITICAL WORLDVIEW OF CADETS OF MILITARY UNIVERSITIES

Ivan V. Ulyanov, ulyanov_Iv@mail.ru

Air Force Military Training and Research Center “Air Force Academy named after Professor N. E. Zhukovsky and

Yu. A. Gagarin” (branch, Chelyabinsk), Chelyabinsk, Russia

Abstract. Military personnel are one of the key groups of the population influencing political processes in society; issues of not only domestic and foreign policy of the state, but also national security of the country largely depend on their position and activity. That is why the formation of a correct, politically balanced worldview of military personnel should be given primary attention. The article reveals the features of the political worldview of military personnel, in particular, cadets of military educational institutions, notes the factors contributing to the formation of a political worldview at the everyday level even before joining the ranks of the Armed Forces or entering military universities. The author considers the structural elements of the political worldview of cadets, their main characteristics that differ from those of the civilian population. The work highlights the most important aspects that determine the direction of formation and specificity of the political worldview of future officers, formulates the means and methods of educating politically literate military specialists. Proposals are made to establish the necessary links between the theory and practice of teaching cadets political literacy, as well as activities to prepare military personnel to perform immediate tasks of armed defense of the state, the formation of a sense of patriotism, citizenship, responsibility for decisions made and the necessary qualities of future leaders, leaders of military teams. In conclusion, the work reveals the directions of future professional activity of cadets, in which a competently formed political worldview as part of the general culture of an officer will allow them to successfully achieve the set tasks. As an example of a worthy use of abilities, including political ones, of military personnel — graduates of military universities, the program for the formation of the administrative and managerial reserve “Time of Heroes”, created on behalf of the President of Russia Vladimir Putin, is given.

Keywords: education of military personnel, patriotism, political worldview, methods and means of forming a political worldview, military education

For citation: Ulyanov IV. Formation of political worldview of cadets of military universities. Innovative development of vocational education. 2024;(3(43):146-154. (In Russ.).

Введение

Участие военнослужащих, одной из ключевых групп населения, влияющих на политические процессы в обществе, в политической жизни страны может иметь серьезное влияние на принятие важных государственных решений.

Военные обычно не проявляют активного политического интереса, предпочитая оставаться в стороне от политических баталий, однако при необходимости готовы выполнять приказы своих командиров и участвовать в подобных мероприятиях. Считается, что данная категория граждан, особенно офицерский состав, обладает высоким авторитетом в обществе и может оказывать влияние на политические процессы.

В современном мире военнослужащие играют важную роль в обеспечении национальной безопасности и соблюдении законности. Соответственно участие в политической жизни страны с их стороны может быть как положи-

тельным, так и негативным, в зависимости от взглядов и целей. Военные могут поддерживать различные политические партии и движения, а также участвовать в массовых мероприятиях и демонстрациях, в том числе и носящих ярко выраженный антиконституционный, антигосударственный характер (путч, военный переворот и т. д.). Именно эти факты и определяют первостепенное значение и необходимость работы по формированию у них грамотного политического (в более узком понимании — военнополитического) мировоззрения.

Материалы и методы исследования

Политическое мировоззрение военнослужащих — это комплексная система взглядов на политическую жизнь общества, роль государства, армии и личности в ней [1]. Кроме того, политическое мировоззрение — это система взглядов и убеждений, которые определяют отношение человека к политической системе общества, его

понимание целей, задач и принципов взаимодействия с государством, т. е. в процессе его формирования необходимо учитывать не только когнитивный, но и аксиологический компонент [2, с. 263-264]. Политическое мировоззрение является основой для понимания и принятия решений в политической сфере. Для будущих офицеров — курсантов военных вузов формирование политического мировоззрения имеет особое значение, поскольку они будут принимать ответственные решения, влияющие на национальную безопасность и благополучие страны.

Анализ результатов педагогических исследований, проводимых в вузах и войсках, позволяет выделить черты политического мировоззрения, необходимые офицеру — военному специалисту вне зависимости от рода войск и выполняемых задач. Работа по его формированию базируется на основе реализации ряда руководящих принципов: единства научной теории и практики; воспитания в духе общечеловеческих и нравственных ценностей, гуманизма и демократизма; целенаправленности и целесообразности; единства личности и коллектива и т. д. Данные принципы реализуются в условиях атмосферы дружбы и товарищества, взаимопонимания и высокой культуры взаимоотношений, честности и социальной справедливости, единства слова и дела, стимулирования воспитательной деятельности и мотивации к самосовершенствованию личности офицера [3, с. 33]. Исследование специфики формирования и функционирования политического мировоззрения военнослужащих (курсантов военных вузов) возможно при использовании следующих групп методов. Во-первых, методы, присущие человеческому познанию в целом, на базе которых строится как научное, так и обыденное знание (общелогические). Во-вторых, методы, характерные только для научного познания и использующиеся любой наукой (общенаучные методы исследования). В-третьих, особые методы, свойственные только научному познанию и использующиеся конкретной наукой, в нашем случае педагогикой (частнонаучные методы исследования) [4].

Результаты исследования и их обсуждение

Политическое мировоззрение как система формируется под воздействием различных обстоятельств и влиянием множества факторов, включая:

- Социально-экономические условия. Военнослужащие — это особая социальная группа, имеющая специфические интересы и потребности. Социально-экономическое положение военнослужащих, уровень их образования и ма-

териальное благосостояние могут оказывать воздействие на их политические взгляды. Под влиянием социальной среды (установок, взглядов, идей, происходящих из семьи, круга общения курсантов, социума) курсанты поступают в вузы Министерства обороны России уже с определенным набором приобретенных взглядов, идей, эмоций, оценок, представлений относительно существующих и желаемых социально-политических явлений [5].

- Политическую культуру общества. Политическая культура общества, в котором служат военнослужащие, оказывает значительное влияние на их политические взгляды, формируя определенные стереотипы и ценности.

- Военную идеологию и пропаганду. Военная идеология и пропаганда, распространяемые в вооруженных силах, могут формировать у военнослужащих определенные политические взгляды и установки.

- Профессиональную подготовку. Военнослужащие обучаются с упором на патриотизм, верность присяге и готовность защищать свою страну. Военные обычно отличаются патриотическим настроем, подчиненностью, дисциплинированностью и уважением к государственной власти.

- Личные убеждения и опыт. Личные убеждения и жизненный опыт военнослужащих также играют важную роль в формировании их политического мировоззрения. Каждый военнослужащий имеет собственные, сформированные, как правило, до момента прихода на военную службу политические взгляды, которые могут меняться со временем. Курсантское мировоззрение часто отличается консервативностью, умеренностью и ориентированностью на ценности общества.

Формирование политического мировоззрения является одним из важнейших аспектов воспитания курсантов в военных учебных заведениях. Это процесс, который начинается еще на этапе поступления в учебное заведение и продолжается на всем его протяжении [6; 7].

Традиционно для военнослужащих характерны следующие политические установки:

- Патриотизм — любовь к Родине, готовность защищать ее интересы лежат в основе всей военно-политической работы в Вооруженных силах.

- Консерватизм — приверженность традиционным ценностям, порядку и стабильности. Армия считается одним из наиболее консервативных элементов социума и государственного аппарата.

- Этатизм — вера в сильную государственную власть. Осуществление армией всех функций по защите конституционного строя и национальной безопасности возможно только на основе стабильности государственной власти.

- Антиэкстремизм — неприятие радикальных и экстремистских идей.

В то же время в современном мире наблюдается диверсификация политических взглядов военнослужащих. Это обусловлено рядом факторов:

- Демократизация общества — военнослужащие получают больше возможностей для выражения своих политических взглядов.

- Глобализация — военные участвуют в международных миротворческих операциях, что расширяет их кругозор и меняет представления о мире, при этом нередко сопровождается снижением уровня патриотизма и уважения к своей стране.

- Развитие информационных технологий — военные получают доступ к информации из различных источников, что позволяет им, с одной стороны, более критично оценивать происходящее, с другой — они все чаще становятся объектами специально направленных информационно-психологических воздействий, преследующих цели исказить их понимание целей и задач, стоящих перед Вооруженными силами страны, особенно в условиях специальной военной операции на Украине.

Политическое мировоззрение военнослужащих, о необходимости формирования которого у курсантов идет речь в нашей статье, имеет ряд специфических особенностей, отличающих его от политического мировоззрения гражданского населения и являющихся составной частью так называемого кодекса офицерской чести.

Патриотизм и преданность государству. Военнослужащие приносят присягу на верность государству и народу, что накладывает на них особую ответственность и формирует сильно развитое чувство патриотизма, преданность. Военных отличает осознание важности службы на благо родины. Защищая страну, людей и соблюдение законности, они готовы отдать свою жизнь [8].

Дисциплинированность и подчинение приказам. Военная служба требует высокой дисциплины и подчинения приказам, что влияет на политические взгляды военнослужащих, делая их более консервативными и лояльными к власти, что обуславливает следующую особенность.

Консерватизм и традиционализм. Многие военные преданно относятся к консервативным

и традиционным ценностям, сохраняя верность традициям и обычаям, присущим многонациональному народу России.

Национализм и патриотизм. Военные могут быть националистически настроены и поддерживать интересы своей нации. При этом необходимо тщательно следить и пресекать тенденции «сползания» в нацизм и шовинизм.

Корпоративность и солидарность. Военнослужащие входят в единый коллектив, что формирует у них чувство корпоративности и солидарности, которое может отражаться на их политических взглядах.

Военная подготовка и опыт. Военная подготовка и боевой опыт могут формировать у военнослужащих специфическое отношение к политическим событиям и вопросам безопасности. Военные обладают более высоким профессионализмом и компетенцией, что позволяет им принимать обоснованные политические решения.

Однако важно отметить, что обучающиеся военно-учебных заведений не являются монолитной группой и могут иметь различные политические взгляды. В их среде есть как консерваторы, так и либералы, как националисты, так и космополиты. Важно учитывать этот факт при анализе политического мировоззрения военнослужащих и вырабатывать соответствующие пути по формированию и коррекции его у курсантов.

В результате все чаще можно встретить военнослужащих, которые придерживаются:

- либеральных взглядов: выступают за свободу слова, плюрализм мнений и ограничение роли государства;

- социалистических взглядов: считают, что государство должно играть более активную роль в жизни общества, обеспечивая социальную справедливость;

- националистических взглядов: ставят интересы своей нации превыше всего.

Важно отметить, что политическое мировоззрение военнослужащих не является чем-то статичным, оно постоянно меняется под влиянием внутренних и внешних факторов. Поэтому значимо, чтобы администрация вузов и офицерско-преподавательский состав проводили продуманную, учитывающую эти изменения военно-политическую работу в отношении кур-сантов1.

1 Военно-политическая работа в Вооруженных Силах РФ: задачи // Министерство обороны Российской Федерации : официальный сайт. URL: https://mil.ru/gvpu/task.htm (дата обращения: 08.04.2024).

Формирование политического мировоззрения курсантов — один из ключевых аспектов воспитания в военных учебных заведениях, важная задача для любого учебного заведения, которое готовит будущих лидеров [9]. Оно должно осуществляться с первых курсов на всех этапах обучения. В процессе обучения курсантам необходимо получить знания о различных политических системах, их достоинствах и недостатках, а также о том, как они работают, о принципах демократии, правах и свободах граждан, роли государства в обществе; кроме того, понять свои политические взгляды и убеждения, научиться критически оценивать информацию, анализировать политические события и принимать решения на основе своих убеждений, сформировать четко и ясно выраженную гражданскую позицию [10].

Формирование политического мировоззрения у курсантов включает в себя следующие аспекты:

Изучение политической теории и истории. Курсанты знакомятся с основными политическими идеологиями, системами правления и историческими событиями, сформировавшими современный политический ландшафт. Одним из ключевых элементов формирования политического мировоззрения курсантов является изучение истории и культуры своей страны. В этом контексте важно уделять внимание не только традиционным аспектам (героическое прошлое, национальные символы), но и современным проблемам и вызовам, с которыми сталкивается общество.

Развитие критического мышления. Курсанты учатся анализировать политическую информацию, выявлять предрассудки и формировать обоснованные суждения.

Участие в политических дискуссиях. Курсанты участвуют в дебатах, дискуссионных клубах и других мероприятиях, позволяющих им выражать свои политические взгляды и учиться у других.

Практическое применение политических знаний. Курсанты применяют свои политические знания в учебных ситуациях, таких как ролевые игры и симуляции, где моделируют политические процессы и принимают решения.

Вовлечение в общественную деятельность. Курсанты участвуют в общественной жизни (например, в волонтерской деятельности или работе общественных организаций, связанных с деятельностью Министерства обороны), что помогает им понять политические проблемы и взаимодействовать с гражданским обществом [11].

Для формирования политического мировоззрения курсантов используются различные методы [7, с. 101-124].

Лекции и семинары. Преподаватели излагают теоретический материал и проводят дискуссии, стимулируя критическое мышление. Важно, чтобы преподаватели были профессионалами в своей области и могли заинтересовать курсантов своими знаниями и опытом, при этом можно использовать различные методы обучения — дискуссии, анализ ситуаций, чтение книг и статей. Также курсанты могут участвовать в дебатах и дискуссиях на политические темы, что поможет им лучше осознать свою позицию и сформулировать собственную точку зрения. Кроме того, курсанты должны иметь возможность выражать свои мысли и чувства по политическим вопросам, а также учиться слушать и понимать позицию других людей. Для этого можно проводить круглые столы, организовывать дискуссии на политические темы в рамках курсовых работ и проектов.

Чтение и анализ. Чтобы расширить свои знания и сформировать собственные взгляды, курсанты изучают политическую литературу, газеты и другие источники. Важно отметить, что формирование политического мировоззрения не должно ограничиваться только военными учебными заведениями, курсантам необходимо продолжать изучение политических систем и событий в мире после окончания учебы.

Групповые проекты и презентации. Курсанты работают в группах над политическими проектами, что позволяет им сотрудничать, обмениваться идеями и развивать навыки презентации.

Стажировки и практические занятия. Курсанты могут проходить стажировки в политических организациях или правительственных учреждениях, где получат практический опыт и ознакомятся с политическими процессами изнутри. Важно создавать условия для участия курсантов в общественной жизни учебного заведения и города — в волонтерских проектах, выборах, работе молодежных организаций и т. д. Такой опыт поможет курсантам лучше понимать социум и политическую сферу и научиться принимать решения на основе своих убеждений. Неслучайно в 2023 г. в Российской Федерации началась разработка и внедрение программы развития «Время героев», призванной сформировать из военнослужащих — участников СВО новую политическую и административную элиту в государстве1. Нако-

1 Время героев : программа развития для участников специальной военной операции : официальный сайт. URL: https://xn--b1aachba0csne6n.xn--p1ai/ (времягероев. рф) (дата обращения: 08.04.2024).

нец, важным элементом формирования политического мировоззрения является взаимодействие курсантов с представителями различных политических партий и движений как в форме лекций и дискуссий, так и практических занятий (например, участие в дебатах или работа в политических клубах) [12, с. 208].

Наставничество. Наставниками курсантов становятся опытные офицеры или преподаватели, которые делятся своими знаниями и опытом. Особенно полезна в этой связи организация встреч с участниками специальной военной операции ВС РФ на Украине [13, с. 10].

Кроме того, важно также обращать внимание на индивидуальные особенности курсантов: некоторые могут быть более склонны к аналитическому мышлению, другие — к практическому опыту. Поэтому необходимо создавать условия для развития каждого курсанта и помогать им находить свои сильные стороны. При формировании политического мировоззрения нужно также учитывать международный контекст. Курсанты должны знать о международных отношениях, роли международных организаций в мировой политике, глобальных проблемах и вызовах. Это поможет им лучше понимать мир вокруг себя и принимать более обоснованные решения. В связи с этим, на наш взгляд, необходимо рассмотреть вопрос о включении раздела «Геополитика» в учебную дисциплину «Политология» или выделении его в качестве самостоятельной дисциплины [14, с. 34].

Формирование политического мировоззрения у курсантов имеет решающее значение:

Для принятия обоснованных решений : политически грамотные офицеры могут принимать взвешенные решения, основанные на понимании политического контекста и последствий своих действий.

Эффективного лидерства: офицеры с четким политическим мировоззрением могут эффективно руководить своими войсками и мотивировать их на выполнение поставленных задач.

Защиты национальных интересов: офицеры, понимающие политические процессы и внешнюю политику, могут лучше защищать национальные интересы и поддерживать стабильность и безопасность.

Гражданской ответственности: курсанты, получившие политическое образование, становятся активными и ответственными гражданами, способными участвовать в политической жизни и вносить свой вклад в развитие общества [15; 16].

Политическое мировоззрение военнослужащих оказывает значительное влияние на их служебную (может влиять на их отношение к службе, дисциплину и выполнение приказов) и внеслужебную (может отражаться на их участии в общественной жизни, выборе круга общения и досуге) деятельность, политическую активность (в некоторых случаях военнослужащие могут проявлять активность в политической сфере, участвуя в выборах, поддерживая политические партии или движения) [17, с. 120].

Заключение

Таким образом, формирование политического мировоззрения — это сложный процесс, который требует от молодых людей осознанного подхода к выбору своей политической позиции. В современных реалиях политические взгляды могут существенно различаться, соответственно курсанты должны быть готовы к тому, что их политические предпочтения могут измениться в процессе обучения. Одним из ключевых факторов формирования политического мировоззрения является образование. Курсанты должны иметь возможность изучать различные политические теории и концепции, а также анализировать их с разных точек зрения. Важно, чтобы курсанты понимали, что политические взгляды не являются статичными, а в зависимости от различных факторов (экономическая ситуация, социальные изменения и т. д.) могут меняться. Также значимо, чтобы курсанты имели возможность общаться с людьми разных политических взглядов и убеждений. Это поможет им лучше понимать, как различные политические концепции работают в реальной жизни и какие последствия они могут иметь. Кроме того, общение с людьми разных взглядов может помочь курсантам развить критическое мышление и умение анализировать информацию. Однако формирование политического мировоззрения зависит и от индивидуальных особенностей каждого курсанта: некоторые люди более склонны к определенным политическим взглядам, чем другие, и это нужно учитывать при формировании их политического мировоззрения. В целом процесс формирования политического мировоззрения у курсантов должен быть непрерывным и включать в себя изучение истории и культуры, участие в общественной жизни, дискуссии и взаимодействие с представителями разных политических партий. Только так курсанты смогут стать активными гражданами своей страны и принимать осознанные решения в политической сфере.

Список источников

1. Сенявская Е. С. Военная антропология в новых исторических условиях // Ученые записки Петрозаводского государственного университета. 2023. Т. 45, № 8. С. 46-54. URL: http:// elibrary.petrsu.ru/books/65984 (дата обращения: 14.05.2024).

2. Штепо Д. В. Формирование моральной культуры курсантов как основа профессиональной социализации будущих офицеров // Социализация в глобальном мире: вызовы современности : сборник материалов Международной научно-практической конференции, Калуга, 20-21 мая 2021 г. Калуга : Издательство Калужского государственного университета им. К. Э. Циолковского, 2021. С. 259-266.

3. Капран Д. А., Алфимов В. И. К вопросу о нравственном и патриотическом воспитании курсантов авиационных вузов // Гуманитарный научный журнал. 2022. № 1. С. 30-38. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/k-voprosu-o-nravstvennom-i-patrioticheskom-vospitanii-kursantov-aviatsionnyh-vuzov (дата обращения: 08.05.2024).

4. Головко А. Д., Харькова Н. В. Система методов в научных исследованиях // Научный электронный журнал Меридиан. 2020. № 4 (38). С. 84-86.

5. Доркина А. В., Дворникова Е. И., Ваганова О. И. Факторы, влияющие на правосознание курсантов вузов Министерства обороны России: теоретико-правовые аспекты // Балтийский гуманитарный журнал. 2020. № 3 (32). С. 370-373. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/faktory-vliyayuschie-na-pravosoznanie-kursantov-vuzov-ministerstva-oborony-rossii-teoretiko-pravovye-aspekty (дата обращения: 08.05.2024).

6. Алехин И. А. Педагогический аспект проблемы формирования политического сознания личности военнослужащего // Мир науки, культуры, образования. 2019. № 5 (78). С. 214-216.

7. Подмаренко А. А. Формирование политической культуры курсантов военного вуза : дис. ... канд. пед. наук : 5.8.7. Омск, 2023. 208 с. : ил.

8. Калинина С. Б., Белова И. Ю. Направления военно-политической работы по воспитанию патриотизма у российских военнослужащих // Военно-политическая работа в Вооруженных силах Российской Федерации: история и современность : материалы Всероссийской научно-практической конференции, Омск, 21 апреля 2023 г. / под общ. ред. П. Е. Кобзаря. Омск : Филиал федерального государственного казенного военного образовательного учреждения высшего образования «Военная академия материально-технического обеспечения имени А. В. Хруле-ва» Министерства обороны Российской Федерации в г. Омске, 2023. С. 37-44.

9. Подмаренко А. А. Политическая культура курсантов военного вуза как фактор развития их профессиональной ответственности // Профессиональное образование в России и за рубежом. 2023. № 1 (49). С. 88-93. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/poNticheskaya-kultura-kursantov-voennogo-vuza-kak-faktor-razvitiya-ih-professionalnoy-otvetstvennosti (дата обращения: 08.05.2024).

10. Юршин А. Д. Педагогические условия формирования гражданственности будущих офицеров в образовательном процессе военного вуза // Воздушно-космические силы. Теория и практика. 2022. № 22. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/pedagogicheskie-usloviya-formirovaniya-grazhdanstvennosti-buduschih-ofitserov-v-obrazovatelnom-protsesse-voennogo-vuza (дата обращения: 08.05.2024).

11. Тараторин Е. В. Гражданско-патриотическое воспитание // Педагогические технологии воспитания личности в современной России : монография. Тамбов : Юконф, 2022. С. 54-66.

12. Подмаренко А. А. Педагогические условия формирования политической культуры у будущих офицеров в процессе профессионального образования // Педагогический журнал. 2023. Т. 13, № 7А. С. 202-211.

13. Волков С. А. Совершенствование политического сознания у курсантов военного вуза // Познание и деятельность: от прошлого к настоящему : материалы V Всероссийской научной конференции, Омск, 16 ноября 2023 г. Омск : Омский государственный педагогический университет, 2023. С. 8-10.

14. Летуновский П. В. К вопросу о политическом образовании в современной России: опыт и перспективы // Этносоциум и межнациональная культура. 2023. № 6 (180). С. 29-36. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/k-voprosu-o-politicheskom-obrazovanii-v-sovremennoy-rossii-opyt-i-perspektivy (дата обращения: 08.05.2024).

15. Гожиков В. Я. Психолого-педагогические аспекты подготовки в военном вузе будущих офицеров для организации военно-политической работы // Актуальные проблемы становления военно-политической работы на современном этапе : сборник материалов международной научно-практической конференции. Москва : ВУ, 2019. URL: https://vestnik-adyunkta. ru/nauka-i-praktika/konferentsii/8-vestnik/120-psikhologo-pedagogicheskie-aspekty-podgotovki-v-voennom-vuze-budushchikh-ofitserov-dlya-organizatsii-voenno-politicheskoj-raboty (дата обращения: 08.05.2024).

16. Лопуха А. Д., Лопуха Т. Л., Марковчин С. Г. Теоретические и ценностные основы организации политического воспитания в Вооруженных силах Российской Федерации // ЦИТИСЭ (Центр инновационных технологий и социальной экспертизы). 2023. № 1 (35). С. 70-82.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

17. Алехин И. А., Леонтьев А. В. Формирование политического сознания военнослужащих Вооруженных Сил Российской Федерации как приоритетное направление научного исследования // Военный академический журнал. 2020. № 4 (28). С. 117-121. URL: https://elibrary.ru/item. asp?id=45765678 (дата обращения: 08.04.2024).

References

1. Senyavskaya ES. Military anthropology in new historical conditions. Uchenye zapiski Petro-zavodskogo gosudarstvennogo universiteta = Scientific notes of Petrozavodsk state university. 2023;45(8):46-54. URL: http://elibrary.petrsu.ru/books/65984. (In Russ.).

2. Shtepo DV. Formation of moral culture of cadets as the basis for professional socialization of future officers. In: Socialization in the global world: challenges of our time. Kaluga: Publishing house of Kaluga state university named after K. E. Tsiolkovsky; 2021. Pp. 259-266. (In Russ.).

3. Kapran DA, Alfimov VI. On the issue of moral and patriotic education of cadets of aviation universities. Gumanitarnyj nauchnyj zhurnal = Humanitarian scientific journal. 2022;(1). URL: https:// cyberleninka.ru/article/n/k-voprosu-o-nravstvennom-i-patrioticheskom-vospitanii-kursantov-aviatsi-onnyh-vuzov. (In Russ.).

4. Golovko AD, Kharkova NV. System of methods in scientific research. Nauchnyj jelektronnyj zhurnal Meridian = Scientific electronic journal Meridian. 2020;(4(38):84-86. (In Russ.).

5. Dorkina AV, Dvornikova EI, Vaganova OI. Factors influencing the legal consciousness of cadets of universities of the Ministry of Defense of Russia: theoretical and legal aspects. Baltijskij gumanitarnyj zhurnal = Baltic Humanitarian Journal. 2020;(3(32):370-373. URL: https://cyberleninka. ru/article/n/faktory-vliyayuschie-na-pravosoznanie-kursantov-vuzov-ministerstva-oborony-rossii-teo-retiko-pravovye-aspekty. (In Russ.).

6. Alekhin IA. Pedagogical aspect of the problem of forming the political consciousness of a military man. Mir nauki, kul’tury, obrazovanija = World of science, culture, education. 2019;(5(78):214-216. (In Russ.).

7. Podmarenko AA. Formation of political culture of cadets of a military university. Thesis. Omsk; 2023. 208 p. (In Russ.).

8. Kalinina SB, Belova IYu. Directions of military-political work on fostering patriotism among Russian military personnel. In: Napravlenija voenno-politicheskoj raboty po vospitaniju patriotizma u rossijskih voennosluzhashhih = Military-political work in the Armed Forces of the Russian Federation: history and modernity. Omsk: Branch of the Federal State Treasury Military Educational Institution of Higher Education “Military Academy of Logistics named after A. V. Khrulev” of the Ministry of Defense of the Russian Federation in Omsk; 2023. Pp. 37-44. (In Russ.).

9. Podmarenko AA. Political culture of military university cadets as a factor in the development of their professional responsibility. Professional’noe obrazovanie v Rossii i za rubezhom = Professional education In Russia and abroad. 2023;(1(49):88-93. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/politicheskaya-kultura-kursantov-voennogo-vuza-kak-faktor-razvitiya-ih-professionalnoy-otvetstvennosti. (In Russ.).

10. Yurshin AD. Pedagogical conditions for the formation of civic consciousness of future officers in the educational process of a military university. Vozdushno-kosmicheskie sily. Teorija i praktika = Air and Space Forces. Theory and Practice. 2022;(22). URL: https://cyberleninka.ru/article/n/ped-agogicheskie-usloviya-formirovaniya-grazhdanstvennosti-buduschih-ofitserov-v-obrazovatelnom-protsesse-voennogo-vuza. (In Russ.).

11. Taratorin EV. Grazhdansko-patrioticheskoe vospitanie. In: Pedagogicheskie tehnologii vospi-tanija lichnosti v sovremennoj Rossii = Pedagogical technologies for personality education in modern Russia. Tambov: Yukonf; 2022. Pp. 54-66. (In Russ.).

12. Podmarenko AA. Pedagogical conditions for the formation of political culture among future officers in the process of professional education. Pedagogicheskij zhurnal = Pedagogical journal. 2023;13(7A):202-211. (In Russ.).

13. Volkov SA. Improving political consciousness among cadets of a military university. In: Poz-nanie i dejatel’nost’: ot proshlogo k nastojashhemu = Cognition and activity: from the past to the present. Omsk: Omsk State Pedagogical University; 2023. P. 8-10. (In Russ.).

14. Letunovsky PV. On the issue of political education in modern Russia: experience and prospects. Jetnosocium i mezhnacional’naja kul’tura = Ethnosociety and interethnic culture. 2023;(6(180):29-36. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/k-voprosu-o-politicheskom-obrazovanii-v-sovremennoy-rossii-opyt-i-perspektivy. (In Russ.).

15. Gozhikov VYa. Psychological and pedagogical aspects of training future officers in a military university for organizing military-political work. In: Aktual’nye problemy stanovlenija voenno-

politicheskoj raboty na sovremennom jetape = Actual problems of the formation of military-political work at the present stage: collection of materials from the international scientific and practical conference. Moscow: VU; 2019. URL: https://vestnik-adyunkta.ru/nauka-i-praktika/konferentsii/8-vestnik/120-psikhologo-pedagogicheskie-aspekty-podgotovki-v-voennom-vuze-budushchikh-ofitse-rov-dlya-organizatsii-voenno-politicheskoj-raboty. (In Russ.).

16. Lopukha AD, Lopukha TL, Markovchin SG. Theoretical and value foundations of the organization of political education in the Armed Forces of the Russian Federation. CITISJe (Centr innova-cionnyh tehnologij i social’noj jekspertizy) = CITISE (Center for Innovative Technologies and Social Expertise). 2023;(1(35):70-82. (In Russ.).

17. Alekhin IA, Leontiev AV. Formation of political consciousness of servicemen of the Armed Forces of the Russian Federation as a priority area of scientific research. Voennyj akademi-cheskij zhurnal = Military Academic Journal. 2020;(4(28):117-121. URL: https://elibrary.ru/item. asp?id=45765678. (In Russ.).

Информация об авторе

И. В. Ульянов — профессор кафедры военно-политической работы в войсках (силах), кандидат исторических наук, доцент.

Information about the author

I. V. Ulyanov — Professor of the Department of Military-Political Work in the Troops (Forces), Candidate of Historical Sciences, Associate Professor.

Автор заявляет об отсутствии конфликта интересов.

The author declares no conflicts of interests.

Статья поступила в редакцию / The article was submitted: 06.05.2024 Одобрена после рецензирования / Approved after reviewing: 17.06.2024 Принята к публикации / Accepted for publication: 02.09.2024

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.