Научная статья на тему 'Формирование политических движений в Киргизстане'

Формирование политических движений в Киргизстане Текст научной статьи по специальности «Политологические науки»

CC BY
63
9
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Формирование политических движений в Киргизстане»

Ч. Койчуманова,

кандидат исторических наук Института истории НАН Киргизской Республики ФОРМИРОВАНИЕ ПОЛИТИЧЕСКИХ ДВИЖЕНИЙ В КИРГИЗСТАНЕ

Многопартийность в Киргизстане не имеет таких глубоких корней, как в развитых демократических государствах, и именно поэтому ее становление столь сложно и противоречиво. Несостоятельность и неразвитость партий в Киргизстане объясняется отсутствием многолетнего опыта многопартийности, присущего западным странам. Корни многопартийности в республике относятся ко второй половине 80-х годов XX в., а ее развитие стало возможным в результате изменений, наступивших после Пленума ЦК КПСС 1985 г. Уже в 1987-1990 гг. на политическую авансцену стали один за другим выходить такие политические формирования, как дискуссионный клуб «Демос», политические клубы «Современник», «Поиск», позднее - «Ассоциация избирателей Киргизстана», общество «Мемориал», ядром которого стали активисты вышеназванного клуба «Демос».

Важным фактором усиления и организационного оформления национально-демократического движения в Киргизстане стало обострение жилищной и земельной проблемы, особенно в городах Бишкек и Ош. С весны 1989 г. быстрыми темпами стало нарастать киргизское национальное движение. Жилищные проблемы подтолкнули киргизскую молодежь летом того же года к самовольному захвату земельных участков и строительству домов. Резкое противостояние между властью и молодежью разрешилось в пользу последней. Это победа успокоила сложную обстановку, но в то же время вдохновила молодежь на дальнейшую политическую активность. Для решения проблемы, связанной со строительством домов на новых выделенных участках, молодежь объединилась и создала организацию «Ашар», которая сыграла большую роль в формировании многопартийности в Киргизстане. За короткое время с экономических проблем она стала переключаться на политические.

Весной 1990 г., по примеру молодежи Бишкека, ошская, поставившая своей целью получение земельных участков, создала объединение «Ош аймагы», добившаяся выделения участков в Ошской области под строительство жилья. Вскоре организации «Ашар» и «Ош аймагы» политизировались и поставили себе такие

задачи, как возрождение национальной экономики, культуры, языка, заложив тем самым основы формирования демократических политических структур.

В 1990 г. во Фрунзе состоялись митинги молодежи в связи с распространившимися слухами о прибытии армянских беженцев и предоставлении им квартир. Эти выступления и положили начало образованию новых политических структур. В марте-апреле того же года возникли такие объединения национально-демократического движения, как «Асаба» и «Атуулдук демилге» (Гражданская инициатива), которые впоследствии вместе с «Ашар» составили ядро образованного в мае 1990 г. общереспубликанского объединения - Демократическое движение Киргизстан (ДДК). За короткое время оно осуществило ряд акций, привлекших внимание общественности, продемонстрировав тем самым умение организовать сторонников и мобильно реагировать на актуальные политические задачи. ДДК с самого начала встало на антикоммунистические позиции. В его программе подчеркивалось, что под знаменем пропаганды интернационализма, слияния наций проводилась политика русификации киргизского народа. Коммунистическая партия, основываясь на таких идеологических постулатах, как централизованное плановое хозяйство, однопартийная система, диктатура пролетариата, общественная собственность на средства производства, привела к накоплению острых кризисных ситуаций в экономике, в межнациональных отношениях и социальной сфере. Проявлением этого кризиса в Киргизстане явилась ошская трагедия, в клубке которой соединились экономические и межнациональные противоречия. Наряду с этим ДДК заявило об экономическом и культурном ущемлении интересов коренной национальности со стороны государственных органов и поэтому в качестве основных своих задач выдвинуло создание независимого, суверенного государства, демократизацию киргизского общества, возрождение киргизского народа, введение президентского правления, борьбу за свободу слова и печати, принятие новой Конституции на основе всенародного референдума, обновление символики республики, решение пограничных вопросов, возвращение географическим и населенным пунктам исконных исторических названий.

Организация сформировалась на учредительной конференции, состоявшейся в г. Фрунзе 26 мая 1990 г. В ее работе приняло участие около 300 человек, представлявших большинство действовавших в республике самодеятельных общественных группиро-

вок. Социальную базу ДДК составляла студенческая, рабочая и сельская молодежь. В его руководство входили представители творческой, научно-технической и гуманитарной интеллигенции. Выдвинув себя в качестве противоположности Компартии Киргиз-стана, ДДК активно использовало тактику силового давления на официальные структуры власти путем политических голодовок, организации пикетов, проведения несанкционированных митингов, в ходе которых выдвигались требования политического характера. Впоследствии ДДК утратило внутренний стержень и не смогло переориентироваться в новых политических условиях. Состоявшийся 9-10 февраля 1991 г. В Бишкеке 1-й съезд ДДК показал, что в движении происходят сложные и неоднозначные процессы. Он выявил разногласия между отдельными объединениями, входящими в ДДК, в частности с «Ашар» и «Асаба». В конечном итоге они привели к тому, что движение развалилось на мелкие политические группы, на базе которых позднее и образовались такие партии, как «Эркин Киргизстан», «Асаба» и «Ата Мекен».

Среди всех киргизстанских партий наиболее мощной и организованной в 90-е годы считалась Партия коммунистов, зарегистрированная 17 сентября 1992 г. Это объясняется тем, что она смогла привлечь в свои ряды многих бывших работников и активных деятелей Коммунистической партии Киргизии, ее поддерживает значительная часть населения (особенно в сельских районах). Главной целью она считает построение демократического государства на подлинно социалистических принципах.

На базе распущенной Компартии Киргизии была создана еще одна партия - Социал-демократическая. Все партии имеют своих представителей в Жогорку Кенеше, но ни одна из них не является правящей, так как не имеет большинства в его палатах, но в отличие от ПКК, партию Социал-демократов считают проправительственной, поскольку она более, чем другая, представлена своими членами и в Законодательном Собрании и в СНП. С появлением партии, а она была зарегистрирована 16 декабря 1994 г., главной ее политической задачей стала борьба за депутатские места в Жогорку Кенеше, участие в формировании правительства и других органов власти с целью реализации своей программы.

Как известно, Киргизстан - аграрная страна, две трети ее населения проживают в сельской местности и прямо или косвенно связаны с земледелием и животноводством, поэтому вполне закономерно появление на политической арене Аграрной партии (АПК). 13 апреля 1994 г. прошла Учредительная конференция

Партии единства Киргизстана. Инициатором ее создания стал Союз производственников и предпринимателей, объединяющий хозяйственных руководителей, ученых, экономистов и бизнесменов.

События, происходившие в этот период в Киргизстане, способствовали созданию новых партий. Так, например, в связи с 1000-летним юбилеем эпоса «Манас» появилась партия духовного возрождения «Манас эл» (народ Манаса).

Все остальные политические партии также выступают за демократию, суверенитет, и их различия проявляются лишь в отношении к наиболее актуальным проблемам. 14 ноября 1994 г. в Министерстве юстиции были зарегистрированы: Демократическая партия женщин Киргизстана, Политическая партия ветеранов войны в Афганистане и участвовавших в других локальных конфликтах, Новый Киргизстан. 12 декабря того же года прошла регистрацию Партия экономического возрождения Киргизской Республики, 27 декабря 1995 г. - Эл партиясы и Партия защиты интересов работников промышленности сельского хозяйства и малообеспеченных семей.

Первые политические партии не находили должного понимания и поддержки со стороны правительства и населения. Отсутствие достоверной, полной информации об их миссии, стратегическом плане привело к тому, что такие организации стали восприниматься правительством как временное явление. Об этом свидетельствует первый закон «Об общественных объединениях», где отсутствовало разграничение между политическими партиями и общественными объединениями, хотя деятельность, миссия, способы, цели этих субъектов политического процесса коренным образом отличаются. Несмотря на активность НПО, кардинальные изменения в обществе происходят благодаря партиям, и именно они являются носителями новой политической власти.

Если говорить об особенностях политических партий в Кир-гизстане, то их характеризует нечеткая позиция, расплывчатость программ, неконкретность методов реализации поставленных задач и отсутствие определенной социальной базы.

В чем же причина неразвитости партий в Киргизстане? Дело в том, что наше общество не имеет опыта многопартийности. К тому же Киргизстан является преимущественно аграрной страной, две трети его населения живет в сельской местности, а политическое движение развивается интенсивно в странах с развитой индустрией и большим числом городов. Известно, что ментальность

сельских граждан состоит в том, что они менее политизированы. Не менее важной причиной незрелости партий является отсутствие среднего класса. Около 60% нашего населения, по мнению международных экспертов, находится за чертой бедности. Приходится констатировать также и тот факт, что в стране низкая политическая культура, ведь демократия есть не только форма правления -это, в первую очередь, образ жизни. Многопартийность не может быть зрелой без основательного фундамента политической культуры.

«Историческое пространство», М., 2009 г., № 1, с. 201-205.

Халимахон Хушкадамова, кандидат социологических наук СЕМЕЙНО-БРАЧНЫЕ ОТНОШЕНИЯ В ТАДЖИКИСТАНЕ

В любом обществе брак имеет социальный характер. Когда речь идет о семье, имеются в виду межличностные отношения между супругами, между супругами и детьми. Тенденция и перспективы внутрисемейных взаимоотношений в период изменения отношения людей к ценностям брака, трансформация традиционных форм семьи и брака, появление новых форм семьи - это неполный перечень тем, которые исследуют ныне ученые. Представления о содержании семейных ролей, размывании системы поведенческих норм в сфере брака и семьи меняются. Поэтому изучение новых, реально складывающихся тенденций в этой сфере становится актуальным. Взгляды на брачно-семейное поведение формируются в основном под влиянием национальной культуры, опыта предшествующих поколений и устойчивости традиций.

В период трансформации таджикистанского общества структура семьи претерпела как количественные, так и качественные изменения. Традиционно в Таджикистане преобладала большая расширенная семья, т.е семья, включавшая более двух поколений. Советское государство, проводя политику улучшения положения женщин, руководствовалось видением женщины как работницы и матери. Были созданы определенные условия для совмещения этих ролей: функционировали детские сады, оплачивались отпуска и т. д. Таджички за годы советской власти добились значительных достижений в разных сферах общественной жизни.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.