FORMATION OF MULTICULTURAL COMPETENCE OF FUTURE FOREIGN LANGUAGE PHILOLOGISTS IN THE SYSTEM OF TEACHING ENGLISH IN HIGHER SCHOOLS Abralova Z.D.1, Atakhanova M.Sh.2 (Republic of Uzbekistan) Email: Abralova569@s cientifictext.ru
1Abralova Zabarzhat Dzhuraevna - Teacher, DEPARTMENT OF GENERAL PEDAGOGY; 2Atakhanova Maftuna Shukhratovna - Student, DIRECTIONS: ENGLISH LANGUAGE AND LITERATURE, TASHKENT STATE PEDAGOGICAL UNIVERSITY, TASHKENT, REPUBLIC OF UZBEKISTAN
Abstract: the article is devoted to the study of the problem of formation of multicultural competence of future foreign language philologists in the system of teaching English in higher education. The article reveals the essence of the competence approach and the concept of competence. The article substantiates the need for the formation of multicultural competence of future foreign language philologists in accordance with the requirements of the GEF of higher education in the field of "Philology". The study provides recommendations on the formation of the analyzed competence in the framework of teaching English in higher education in the system of professional training offuture philologists of a foreign language.
Keywords: competence, competence approach, multiculturalism, the principle of multiculturalism, multicultural education, multicultural competence, professional training of foreign language philologists, the system of teaching English.
ФОРМИРОВАНИЕ ПОЛИКУЛЬТУРНОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ БУДУЩИХ ФИЛОЛОГОВ ИНОСТРАННОГО ЯЗЫКА В СИСТЕМЕ
ПРЕПОДАВАНИЯ АНГЛИЙСКОГО ЯЗЫКА В ВЫСШЕЙ ШКОЛЕ 12 Абралова З.Д. , Атаханова М.Ш. (Республика Узбекистан)
1Абрамова Забаржат Джураевна - преподаватель, кафедра общей педагогики;
2Атаханова Мафтуна Шухратовна - студент, направление: английский язык и литература, Ташкентский государственный педагогический университет, г. Ташкент, Республика Узбекистан
Аннотация: статья посвящена изучению проблемы формирования поликультурной компетентности будущих филологов иностранного языка в системе преподавания английского языка в высшей школе. В работе раскрывается сущность компетентностного подхода и понятия компетентность. В статье обосновывается необходимость формирования поликультурной компетентности будущих филологов иностранного языка согласно требованиям ГОС высшего профессионального образования по направлению «Филология». В исследовании приведены рекомендации по формированию анализируемой компетентности в рамках преподавания английского языка в высшей школе в системе профессиональной подготовки будущих филологов иностранного языка. Ключевые слова: компетентность, компетентностный подход, поликультурность, принцип поликультурности, поликультурное образование, поликультурная компетентность, профессиональная подготовка филологов иностранного языка, система преподавания английского языка.
В условиях глобализации в системе образование важным аспектом становится принцип поликультурности.
В современном мире достаточно много государств отличается поликультурным составом граждан. Не составляет исключения и отечественное многонациональное общество, признанное в научной литературе как поликультурное.
Так, профессиональная подготовка филологов иностранного языка, в частности английского, выступающего языком международного общения, в своем содержании одним из ведущих компонентов должна содержать поликультурную линию, результатом которой должно являться формирование поликультурной компетентности будущих филологов иностранного языка.
На современном этапе своего развития отечественное образование переживает период модернизации. Потребность в реформировании и модернизации образования, в частности педагогического, вызвано рядом противоречий:
- между качеством профессиональной подготовки и требованиями к личности специалиста в области образования со стороны общества и государства;
- между тенденциями развития педагогической науки и реальным практическим процессом подготовки будущих специалистов высшей школе;
- между вызовами времени и уровнем профессионализма выпускника отечественного вуза.
Сегодня общество нуждается в инициативных, креативно мыслящих, творческих,
конкурентоспособных специалистах, обладающих рядом сформированных компетентностей.
Компетентностный подход «ориентирован на новое видение целей и оценку результатов профессионального образования, предъявляет свои требования и к другим компонентам образовательного процесса - содержанию, педагогическим технологиям, средствам контроля и оценки» [2, с. 365].
Одним из основополагающих понятий концепции компетентностного подхода является компетентность. На основе анализа теоретических источников в области педагогической науки можно прийти к выводу, что на современном этапе ее развития к определению сущности понятия «компетентность» нет единого подхода. В рамках данного исследования под компетентностью в широком смысле, вслед за Э.Ф. Зеером, будем понимать «обобщенные способы действий, обеспечивающие продуктивное выполнение профессиональной деятельности» [1, с. 40].
Под поликультурной компетентностью будущего учителя-филолога иностранного языка будем понимать целостное, интегративное, многоуровневое, личностное новообразование, которое является результатом профессиональной подготовки личности в высшем учебном заведении и в процессе непрерывного педагогического образования. Успешность формирования данного новообразования обусловлена совокупностью сформированных у будущего специалиста компетенций, способствующих:
- социализации личности;
- формированию у нее мировоззренческих и научно-профессиональных взглядов;
- формированию педагогического творчества и мастерства;
- формированию способности к самореализации, саморазвитию и самосовершенствованию в течение жизни.
Личность со сформированной поликультурной компетентностью присущи ценностные ориентации, общая и филологическая культура, богатый опыт взаимодействия с другими людьми.
Поликультурная компетентность является результатом средств, методов и технологий поликультурного образования, в основе которого - репрезентация вариативности культур, подготовка обучающихся к взаимодействию с поликультурным миром.
Формирование поликультурной компетентности реализуется в рамках межкультурного взаимодействия. Реализация цели поликультурного образования может достигаться и в системе изучения будущими филологами иностранно языка в высшей школе. Тесная взаимосвязь и взаимозависимость преподавания иностранных языков и поликультурного образования обосновывается тем, что занятия по иностранному языку позволяют личности
80
оказаться в контексте пересечение культур, реализованного практикой межкультурной коммуникации. Иностранный язык отражает часть иноязычного мира, его культуру, быт, манеры его носителей. Так, изучение иностранного языка реализуется в неразрывной связи с миром и культурой народов - его носителей.
Обосновав потенциал иностранного языка как эффективного средства формирования поликультурной компетентности, обратимся к рассмотрению возможных форм, методов и приемов работы со студентами на занятиях английского языка с целью формирования компонентов анализируемой в данном исследовании компетентности.
Так, формирование поликультурной компетентности может реализовываться путем организации разговорной практики и ознакомления с лингвокраеведческим материалом.
Эффективность методики проектной технологии в данном ключе обосновывается ее поэтапной реализацией, которая способствует развитию и формированию: познавательной деятельности; критического и творческого мышления, умений находить необходимый материал в информационном пространстве поликультурного мира; умения самостоятельно приобретать знания.
Продуктивными для формирования поликультурной компетентности будущих филологов в рамках изучения английского языка является проведение занятий в различных формах с применением активных методов обучения, а именно: конференций; лингвокраеведческих викторин; виртуальных экскурсий по странам, население которых говорит на английском языке; дебатов и диспутов; творческих конкурсов; презентаций, проектов; дней и праздников национальной культуры.
Для организации межкультурного общения на занятиях по английскому языку с целью формирования компонентов поликультурной компетентности будущих филологов требуется создание учебных коммуникативных ситуаций, определяющих условия и цели общения. На таких занятиях могут использоваться темы, связанные с особенностями культур различных стран и народов. Во время обсуждения на таких занятиях преподавателю стоит реализовывать и цели поликультурного воспитания, формируя толерантное отношение студентов к представителям других культур, а также не только к их языку, но и традициям, религии, обычаям, нормам народной этики и морали.
Система преподавания английского языка выступает эффективной средой для формирования поликультурной компетентности будущих филологов, так как приемы, методы и дидактические средства английского языка обладают колоссальным потенциалом относительно решения целей и задач поликультурного образования.
Список литературы /References
1. Зеер Э., Заводчиков Д. Идентификация универсальных компетенций выпускников работодателем / Э. Зеер, Д. Заводчиков // Высшее образование в России, 2007. № 2. С. 40.
2. Ибрагимов Г.И. Компетентностный подход в профессиональном образовании // Образовательные технологии и общество, 2007. № 3. С. 365.