Научная статья на тему 'ФОРМИРОВАНИЕ ПОЛИКУЛЬТУРНОГО МЫШЛЕНИЯ НА УРОКАХ АНГЛИЙСКОГО ЯЗЫКА В НАЧАЛЬНЫХ КЛАССАХ'

ФОРМИРОВАНИЕ ПОЛИКУЛЬТУРНОГО МЫШЛЕНИЯ НА УРОКАХ АНГЛИЙСКОГО ЯЗЫКА В НАЧАЛЬНЫХ КЛАССАХ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
131
21
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПОЛИКУЛЬТУРНОЕ МЫШЛЕНИЕ / РАЗВИТИЕ МЫШЛЕНИЯ / ПОЛИКУЛЬТУРНЫЕ КАЧЕСТВА / НАЧАЛЬНАЯ ШКОЛА / АНГЛИЙСКИЙ ЯЗЫК

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Серова Екатерина Евгеньевна

Данная статья посвящена процессам формирования поликультурных качеств учащихся начальных классов в общеобразовательной школе по средствам обучения английскому языку в условиях поликультурного пространства. В исследовании сочетаются логико-методологические подходы к раскрытию понятий мышления и поликультурного мышления в рамках образовательного процесса. Исследование проводилось на основе системного подхода. Мы также опирались на дидактические принципы построения учебного процесса. В рамках данного исследования были рассмотрены функции поликультурного пространства как совокупности социальной и образовательной среды в общеобразовательном учреждении для создания условий формирования поликультурного мышления, поликультурных качеств учащихся. Статья раскрывает теоретические подходы к формированию поликультурных качеств учащихся на начальном этапе обучения в контексте поликультурного образования и определяет критерии сформированности поли-культурных качеств в процессе обучения английскому языку. Кроме того, в данном исследовании рассматриваются практические методы формирования поликультурного мышления на уроках по английскому языку. Реализация процессов формирования поликультурных качеств посредством английского языка выявляет ряд закономерностей и взаимосвязей между поликультурным пространством, развитием мышления и изучением английского языка.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

FORMATION OF POLYCULTURAL THINKING ON ENGLISH (AS A FOREIGN LANGUAGE) LESSONS AT PRIMARY SCHOOL

This article is devoted to the processes of formation of polycultural qualities in primary general school by teaching English as a foreign language in a multicultural environment. The purpose of the research is to study the methods of formation children's polycultur-al mind in English lessons at primary school. The study combines logical and methodological approaches to reveal the concepts of thinking and polycultural thinking in the framework of the educational process. The study was conducted on the basis of a systematic approach. We also relied on the didactic principles in the educational process. The article reveals the theoretical approaches to the formation of polycultural qualities of students at primary school in the context of polycultural education and defines the criteria for the formation of polycultural qualities learning English. In addition, this study examines practical methods for the formation of polycultural thinking in English lessons. Formation of polycultural qualities in English classes reveals a number of patterns and relationships between the multicultural space, the development of thinking and the study of English language.

Текст научной работы на тему «ФОРМИРОВАНИЕ ПОЛИКУЛЬТУРНОГО МЫШЛЕНИЯ НА УРОКАХ АНГЛИЙСКОГО ЯЗЫКА В НАЧАЛЬНЫХ КЛАССАХ»

Формирование поликультурного мышления на уроках английского языка в начальных классах

Серова Екатерина Евгеньевна,

аспирант, Ульяновский государственный университет E-mail: mievre@ya.ru

Данная статья посвящена процессам формирования поликультурных качеств учащихся начальных классов в общеобразовательной школе по средствам обучения английскому языку в условиях поликультурного пространства. В исследовании сочетаются логико-методологические подходы к раскрытию понятий мышления и поликультурного мышления в рамках образовательного процесса. Исследование проводилось на основе системного подхода. Мы также опирались на дидактические принципы построения учебного процесса. В рамках данного исследования были рассмотрены функции поликультурного пространства как совокупности социальной и образовательной среды в общеобразовательном учреждении для создания условий формирования поликультурного мышления, поликультурных качеств учащихся. Статья раскрывает теоретические подходы к формированию поликультурных качеств учащихся на начальном этапе обучения в контексте поликультурного образования и определяет критерии сформированности поликультурных качеств в процессе обучения английскому языку. Кроме того, в данном исследовании рассматриваются практические методы формирования поликультурного мышления на уроках по английскому языку. Реализация процессов формирования поликультурных качеств посредством английского языка выявляет ряд закономерностей и взаимосвязей между поликультурным пространством, развитием мышления и изучением английского языка.

Ключевые слова: поликультурное мышление, развитие мышления, поликультурные качества, начальная школа, английский язык.

Введение. Поскольку в современном мире люди всех возрастов все чаще сталкиваются с представителями других культур, важно, чтобы у ребенка с детства развивалась способность понимать и воспринимать чужую культуру. В современной жизни человек постоянно мигрирует, учится в других странах, отдыхает рядом с чужой культурой, работает и живет в смешанных этнических и расовых группах. Поэтому важно с детства формировать поликультурное мышление, чтобы человек мог чувствовать себя комфортно в чужой культуре или рядом с ней. Формирование поликультурного мышления позволит ребенку комфортно существовать в любой культурной среде и повысит психологический комфорт в микрогруппе [7]. Воспитание конкретного человека осуществляется в процессе взаимодействия личности и культуры, в процессе обучения ребенок также контактирует с чужой культурой. Чем больше таких контактов, тем глубже и шире образование человека. Изучение проблемы формирования поликультурного мышления на уроках иностранного языка в школе имеет важное значение сегодня, так как язык межнационального общения, английский язык широко распространен в нашей стране и становится все более востребованным во всем мире. В современной школе английский язык является неотъемлемой важной составляющей образовательного процесса для успешной реализации учащимися своей будущей профессии. В современном образовательном процессе формирование поликультурных качеств является востребованной и актуальной частью образовательного процесса в общеобразовательной ш коле. Итак, целью нашего исследования является определение методов формирования поликультурного мышления детей на уроках английского языка в начальной школе [20].

В общеобразовательных школах все чаще появляется информация о жестокости, религиозной и национальной ненависти [8]. Это негативное социальное явление может быть следствием недостаточной сформированности поликультурных качеств как отдельного человека, так и всей социальной группы. Стереотипы и предрассудки о национальности, цвете кожи, форме глаз, акценте и даже религии и национальных праздниках все чаще становятся предпосылками конфликтов в школе [18]. А информация о национальных привычках и костюмах вызывает у детей насмешки, которые перерастают в издевательства [4].

Изначально дети лишены стереотипов и предрассудков, они непредвзяты и впоследствии перенимают (или моделируют) установки других

сз о со "О

1=1 А

—I

о

сз т; о m О от

З

ы о со

людей, в том числе родителей, учителей и одноклассников [1]. Вот почему так важно с детства формировать поликультурные качества. Конечно, этот процесс занимает не один год и может занять всю жизнь. Согласно социально-когнитивной теории, дети не смогут долго оставаться беспристрастными в обществе и поликультурной среде [9]. Ярким примером является отсутствие навыков сохранения у младших школьников: дети всегда различают физические различия, даже если они имеют одинаковые свойства. Это важный навык, который помогает детям избегать предрассудков, например, когда ребенок сталкивается с другим ребенком с темным цветом кожи. Развитие навыка когнитивной классификации может уменьшить предубеждения среди детей, поскольку этот навык помогает детям осознать, что люди, различающиеся по расе, могут иметь общие характеристики (например, быть врачами) [5, 19].

По мнению последних исследований, поликультурная среда требует от учащихся интеграции культурного и духовного образования, формирования всесторонней поликультурной личности, способной к активной и продуктивной жизни в поликультурной среде [20]. Поликультурное образование базируется на знании культурных различий, но формирование поликультурного мышления базируется не на акцентировании культурных, религиозных, расовых различий, а на учете культурно-религиозных особенностей разных народов, рас, принимая во внимание разный менталитет и национальные особенности.

В современном образовательном процессе поликультурная среда является неотъемлемой частью на всех этапах школьного образования. Существует несколько функций мультикультурной среды.

Функции поликультурной среды:

- адаптивный;

- образовательный;

- культурологический;

- социально-образовательный.

Для младших школьников наиболее важной и первой является адаптивная функция поликультурной среды, которая позволяет учащимся войти в социальную жизнь класса и школы.

Культурная функция предполагает самоидентификацию ученика.

Социально-воспитательная функция поможет учащимся адекватно реагировать на конфликты и разрешать их.

Изучение английского языка дает прекрасную возможность понять мир, принять огромную часть культурного наследия и вступить в диалог между культурами. Использование иностранного языка - это способ узнать о мире, его многообразии и сложности, сосредоточив внимание на многооб-5 разии культур, рас, наций и религий. Все эти идеи о близки отечественным школам, пропагандирую-^ щим гуманистическую парадигму образования. ° Поликультурное пространство является прекрас-ав ным условием воспитания национальных и обще-

человеческих ценностей, что в свою очередь формирует поликультурные качества учащихся [16].

Конечно, изучая английский язык, основное внимание уделяется культурным различиям между Великобританией и Россией. Мы считаем, что на данном этапе развития общества акцент должен быть сделан не на различиях, а на традиционных и привычных аспектах жизни в разных странах (например, наша программа содержит не только культурные данные из Великобритании, но и из США, Канады и Квебека).

Методы. На этапе отработки программы формирования поликультурного сознания использовался лонгитюдный метод, связанный с повторным обследованием одних и тех же лиц в течение длительного времени. Наше исследование длилось целый учебный год, в нем приняли участие 100 детей 2-го класса. Конечно, этот метод нельзя использовать без сравнительного. На каждом уроке английского языка мы используем нашу программу для форматирования поликультурного мышления. В начале года мы провели опрос с целью определения уровня сформированности поликультурного сознания. И в конце года мы повторили его. В данном исследовании было использовано несколько типов эмпирических методов. Прежде всего, это метод наблюдения. В течение всего учебного года мы наблюдали за детьми, их поведением, взаимоотношениями и микроклиматом внутри класса и школы. Во-вторых, это метод психолого-педагогического определения потенциала развития человека-опросник. Она была основана на материалах ЮНЕСКО психологом Домиником де Сен-Марсом. Результаты анкетирования были обработаны с использованием метода качественной обработки эмпирических данных. Количественный метод-шкалирование, был использован для выражения уровня сформированности поликультурного мышления в числовой характеристике [13].

Для формирования поликультурных качеств учащихся могут быть использованы такие методы обучения, как 1) метод обучения: объяснительно-иллюстративный (применением данного метода являются диалоги ситуативного общения, жесты, например, приветствия и прощания, звуки, когда людям нравится еда или не нравится и т.д.), частично исследовательский (активизирует мышление, пробуждает интерес к предмету, когда ученик самостоятельно принимает решение, этот метод хорошо применим в играх); 2) метод воспитания: метод организации деятельности и формирования опыта социального поведения и методы стимулирования деятельности и поведения. Все эти методы направлены на признание и понимание других культур, верований и знаний. Этот познавательный процесс нелегок, так как большинство учащихся начинают сравнивать один народ с другим, свою культуру с другой, что приводит к формированию негативных стереотипов. Изучение английского языка помогает стирать границы между странами, культурами и нациями, потому что он

интернациональный и на нем говорят в разных частях мира.

Основной целью обучения английскому языку является развитие иноязычной коммуникативной компетенции учащегося, а именно языковой, речевой, социокультурной, компенсаторной, учебно-познавательной.

В современной методике существует два направления в преподавании английского языка:

- кросс-культурный (формирование языковой картины мира-знание языковых особенностей и поведенческих этических норм представителей изучаемой лингвокультуры) [10];

- культурно-ориентированный (преодоление суеверий и предрассудков) [2].

Особенности мышления младших школьников отличаются от учащихся средней школы большим стремлением к познанию нового, у них развито воображение и процесс познавательной деятельности является для них более ценным, чем результат.

Использование игр на уроках английского языка отвечает всем характеристикам младших школьников, позволяет им активизировать свою познавательную деятельность и подогревать интерес к предмету [6].

Использование информационно-

коммуникационных технологий является обязательной частью урока в современной школе. ИКТ помогают создать атмосферу присутствия, активизировать слуховые и зрительные навыки учащихся.

С.Н. Лысенкова предлагает опережать подачу изучаемого материала. По ее мнению, изучение темы происходит в три этапа. Сначала будет предварительное введение, затем уточнение и применение, и, наконец, развитие беглости мыслительных техник. Эта технология «комментированного управления» помогает вовлечь весь класс, что является огромным преимуществом в формировании поликультурного мышления. Технология опорных схем Лысенковой является неотъемлемой частью работы с младшими школьниками, поскольку схема является переходным звеном от ярких образов к наглядно-образному мышлению. Схема помогает ученикам преодолеть страх, скованность, стесненность и неуверенность в себе. Использование личностно-ориентированных методов обучения позволяет развивать мотивацию, личностную активность, а также способствует формированию коммуникативных компетенций и поликультурного мышления учеников [13].

Можно сказать, что использование личностно-ориентированных технологий способствует формированию поликультурного мышления учащихся и позволяет им комфортно чувствовать себя в поликультурной среде. Современные методики помогают ученикам адаптироваться в социальной среде, получать знания о разных культурах ненавязчиво, через игру, избегая давления и строго констатируя факты, что, в свою очередь, способствует поддержанию комфортного микрокли-

мата в классе. Таким образом, мы определили, что поликультурное мышление - это познавательная деятельность, необходимая для ориентации в многонациональном обществе с целью формирования комфортного сосуществования и принятия этого общества. На основе культурологического подхода формируется поликультурное пространство, которое становится идеальной средой для формирования поликультурного мышления [14,15, 17].

Еще одним методом формирования поликультурных качеств является формирование критического мышления. Критическое мышление позволяет ученикам вести аргументированный диалог, находить решение в споре, а также научить их работать в сотрудничестве. Например, использование техники «рыбья кость» способствует формированию критического мышления. На самом деле, этот метод включает в себя поиск ответа на вопрос, проблему с помощью аргументов, знакомых слов и явлений.

Формирование коммуникативной компетенции также позволит ученикам развивать поликультурные качества. Создание «проблемных ситуаций», часто через диалоги или разыгрывание ситуаций общения, позволяет ученикам находить компромиссы и выходить из конфликтов без негативного аспекта. Для учащихся начальной школы главным условием активизации познавательных психических процессов является интерес. Создание «проблемных ситуаций» всегда вызывает у учащихся интерес, который активизирует все виды мышления. Например, игра «сложи историю»: учащиеся раскладывают перед собой в беспорядке набор полосок одного цвета, затем учащийся читает предложение на каждой полоске, пытаясь понять его и сравнить с остальными. Выстройте полосы одну под другой так, чтобы получилась связная история. Затем проверьте правильность выполненной работы над текстом учебника.

Эти методы были использованы в процессе преподавания английского языка во 2-х классах общеобразовательной школы города Ульяновска. Нами разработана программа формирования поликультурного мышления учащихся начальной школы. Программа основана на авторской рабочей программе. Тематическая линия учебников «английский язык в фокусе». Классы 2-4. Н.И. Быкова, М.Д. Поспелова [3]. Программа рассчитана на 70 часов и состоит из поурочного планирования курса. Пример нескольких уроков приведен в табл. 1.

Критерии сформированности поликультурных качеств при применении данной программы являются:

- сформированность представлений о разнообразии культур и их взаимосвязи;

- осознание важности культурного разнообразия

для самоидентификации;

- воспитание позитивного отношения к культурным различиям;

сэ о со "О

1=1 А

—I

о

сз т; о т О от

З

и о со

- развитие навыков общения носителей разных культур на основе толерантности и взаимопонимания;

- сформированность культуры знаний, что предполагает высокий уровень знаний о культурном разнообразии цивилизации как в пространстве, так и во времени;

Таблица 1. Программа по формированию поликультурного мышления

развитие культуры поведения, ее типов и форм, соответствующих поликультурной среде; сформированность эмоциональной культуры адекватной поликультурной среды; сформированность культуры саморазвития в поликультурной среде.

№ урока Дата Тема Тип урока Вид деятельности Форма контроля Планируемые результаты

5 Заглавные буквы Урок систематизации знаний В каких случаях в Британии и Америке требуется написание заглавной буквы. Фронтальная формирование культуры знаний

6 Заглавные буквы Урок рефлексии почему «I» всегда с заглавной буквой. Фронтальная формирование культуры знаний

7 Заглавные и строчные буквы алфавита Урок рефлексии Совпадают ли правила написания заглавной буквы в разных англоговорящих странах. Фронтальная воспитание позитивного отношения к культурным различиям

В начале учебного года было проведено анкетирование во 2х классах по выявлению уровня сформированности поликультурных качеств. Опросник разработан по материалам ЮНЕСКО психологом Домиником Де Сент Марсом. Результаты анкетирования показали низкий уровень сформированности поликультурного мышления у учащихся 2х классах. Уровень сформированности поликультурного мышления - это качественное состояние познавательной деятельности, направленное на усвоение и принятие толерантного отношения к другим нациям, расам, религиям и т.д. Уровень сформированности поликультурного мышления составил 37%. Высокий уровень толерантности показали 3 учащихся, невысокий уровень толерантности - 7, невысокий уровень интолерантно-сти - 78 человек и высокий уровень интолерантно-сти - 12 (табл. 2).

Таблица 2. Уровень сформированности поликультурного мышления

Уровень поликультурного мышления

толерантность интолерантность

высокий невысокий невысокий высокий

3% 7% 78% 12%

Разработанная нами программа применялась на каждом уроке английского языка во 2х классах в течении учебного года. В конце учебного года было проведено повторное анкетирование учащихся, которое показало следующие результаты (табл. 3).

Таблица 3. Уровень сформированности поликультурного мышления

Уровень поликультурного мышления

толерантность интолерантность

высокий невысокий невысокий высокий

10% 57% 32% 1%

Как мы видим, учащиеся, у которых был низкий уровень толерантности, теперь имеют высокий уровень. Количество учащихся с низким уровнем толерантности увеличилось более чем в 8 раз. Однако есть еще учащиеся с низким уровнем толерантности, а это значит, что нам необходимо работать над формированием поликультурного мышления в следующих формах. Практическая значимость нашего исследования заключается в применении программы формирования поликультурных качеств на уроках английского языка в начальной школе, что значительно повышает уровень поликультурного мышления учащихся.

Обсуждения. В настоящее время существует очень мало исследований в области поликультурного мышления. Робин Келли и Виджай Прашад были первыми, кто предложил концепцию поли-культурализма. Авторы говорят о поликультурных взаимодействиях и о том, как поликультурное сознание может помочь избежать стереотипов и предрассудков.

Ученые Майкл У. Моррис, Чи-Юэ Чиу и Чжи Лю сравнивают поликультурный разум с набором «приложений». Они пишут, что бикультуралы имеют преимущество в межкультурной компетентности, потому что они могут лучше адаптироваться к чужим нормам, верованиям, привычкам. Поликультурное сознание способствует более высокому культурному метапознанию, поэтому межкультурные отношения дают доверие и сотрудничество.

Исследователь Ник Гаслам сравнивает великое разнообразие культур с радугой, где все цвета, все культуры сливаются в одну массу, подобно радуге, и сосуществуют вместе, взаимодействуя друг с другом. Это сравнение подчеркивает идею ассимиляции, когда малая культура отходит от своих традиций и смешивается с принимающей культурой, поддерживаемой в данном обществе, разделяя его обычаи и перенимая культурные особенности.

Кевин Гайнинк в своей теории сравнивает формирование детского поликультурного сознания с садом, который нужно возделывать с детства. Метафора сада была выбрана не случайно; по мнению Кевина Гайнинка, школьный класс -это сад, сложная среда, в которой огромное количество факторов взаимодействуют друг с другом, привнося в нее специфические местные особенности. Таким образом, школьный класс становится идеальной средой для формирования поликультурного мышления.

По мнению ученых Розенталя и Леви, поликуль-турализм фокусируется на бесчисленных связях между расовыми и этническими связями, которые обусловлены прошлыми и настоящими отношениями и взаимовлиянием. Так как у детей этих связей и следов меньше, чем у взрослых, но они получают больше впечатлений, то легче и эффективнее будет формировать этот вид мышления в детстве.

Выводы. Мышление, как психологический процесс, дает нам обобщенное отражение действительности, позволяющее познать окружающее нас пространство. Поскольку пространство чаще всего является поликультурным, проведенное исследование позволяет сделать вывод о том, что генезис поликультурного мышления представляет собой длительный процесс, позволяющий повысить чувство толерантности у младших школьников, улучшить микроклимат в классе и усилить взаимодействие в группе. Можно сделать вывод, что для формирования поликультурного сознания детей требуется не один год. Хотя даже учебный год дает хорошие результаты, но тверды ли они? Изучение необходимо продолжить далее в 3 и 4 классах, тогда можно будет увидеть, какие методы в обучении иностранному языку эффективны. Современные дети живут в поликультурной среде, которая требует от них наличия поликультурных качеств. Поликультурные качества - это качества, отражающие вашу толерантность, принятие национальных особенностей других народов, восприятие религии как части личности, отсутствие стереотипов и предрассудков. Поликультурные качества формируются в процессе мышления. Поликультурное мышление - это познавательная деятельность, необходимая для ориентации в многонациональном обществе с целью формирования комфортного сосуществования и принятия этого общества.

Литература

1. Александрова Ю.В. Основы общей психологии. М., 1999. - 805 гр.

2. Буланова-Топоркова М. В., Духавнева А.В., Кукушкин В.С., Сучков Г.В. педагогические технологии: учебное пособие для студентов педагогических специальностей. - М., 2004.

3. Быкова Н.И., Дули Д., Поспелова М.Д., Дже-ванс В. УМК «английский в фокусе» (прожек-

тор). Английский язык для начальной школы (2-4 классы)

4. Звягинцева Е. П., Валиахметова Л.В. (2014). Феномен поликультурности, его идеи и принципы в образовательном пространстве современной России. Журнал научных публикаций аспирантов и докторантов, 1 (91), 130-134.

5. Зинченко П. И. непроизвольное запоминание и действительность. Хрестоматия по общей психологии. Психология памяти / под. красный. Ю.Б. Gippenrejter, В.Я. Романов. М., 1979. С.207-216.

6. Кадирова, Ф.Х. Новые подходы и современные методы обучения произношению на иностранном языке / Ф.Х. Кадирова. // Молодой ученый. - 2016. - № 25 (129). - С. 542-544

7. Лосева А. А. (2016). Поликультурное образование: Диалог культур и билингвальное образование. Молодой ученый, 7 (5), 52-53.

8. Матис В.И. Теория и практика развития национальной школы в поликультурном обществе: Автореф.дис. ... канд. пед. наук. дис., д-ра пед. наука. Барнаул, 1999.

9. Петухов В.В. Психология мышления. М., 1987.

10. Почебут Л. Г., Шмелева И.А. Кросс-культурная психология: актуальные проблемы. С.- Петербургского университета, 2005

11. Серова Е. Е. формирование поликультурного мышления младших школьников на уроках английского языка. // Азимут научных исследований: педагогика и психология. 2020 Т9 № 1 (30) С. 259-263

12. Сластенин В. А., Каширин В.П. / психология и педагогика / В.А. Сластенин, В.П. Каширин -м.: Академия, 2007-477 С.

13. Струкова Л. Н., Лапшина В.И. Современные формы и методы обучения английскому языку детей младшего школьного возраста. - М.: педагогический университет « первое сентября, 2014. - 56 с.

14. Соколов Е. О. подходы к систематизации пробелов в информации при обучении иностранным языкам. // Сборник научно-исследовательских трудов по материалам межвузовской конференции Имес «модный английский: инновационные методы преподавания иностранных языков» Москва, 2014. С. 74-79.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

15. Трубинова Е.А. Технология развития критического мышления в учебно-воспитательном процессе // молодой ученый. - 2015. - № 23. -С. 946-948

16. Якимнская И. С. личностно-ориентированное обучение в современной школе. М. Сентябр ' 2002.

17. Джафарова М.П. Применение технологии критического мышления на уроках английского языка как способ повышения мотивации // молодой ученый. - 2017. - № 42. - С. 222-229.

18. Aboud, F. E. (1988). Children and prejudice. New York: Blackwell.

19. Allport, G. W. (1954). The nature of prejudice. Cambridge, MA: Addison-Wesley.

C3

о

CO "O

1=1 А

—I

о

C3 t; о

m О

от

З

ы о со

20. Bernardo ABI, Rosenthal L, Levy SR. Polyculturalism and attitudes toward people from other countries. International Journal of Intercultural Relations. 2013; 37:335-344.

FORMATION OF POLYCULTURAL THINKING ON ENGLISH (AS A FOREIGN LANGUAGE) LESSONS AT PRIMARY SCHOOL

Serova E.E.

Ulyanovsk State University

This article is devoted to the processes of formation of polycultur-al qualities in primary general school by teaching English as a foreign language in a multicultural environment. The purpose of the research is to study the methods of formation children's polycultur-al mind in English lessons at primary school. The study combines logical and methodological approaches to reveal the concepts of thinking and polycultural thinking in the framework of the educational process. The study was conducted on the basis of a systematic approach. We also relied on the didactic principles in the educational process.

The article reveals the theoretical approaches to the formation of polycultural qualities of students at primary school in the context of polycultural education and defines the criteria for the formation of polycultural qualities learning English. In addition, this study examines practical methods for the formation of polycultural thinking in English lessons. Formation of polycultural qualities in English classes reveals a number of patterns and relationships between the multicultural space, the development of thinking and the study of English language.

Keywords: polycultural thinking, development of thinking, polycul-tural qualities, primary school, English.

References

1. Alexandrova Yu.V. Fundamentals of general psychology. M., 1999 — 805 gr.

2. Bulanova-Toporkova M. V., Dukhavneva A.V., Kukushkin V.S., Suchkov G.V. Pedagogical technologies: a textbook for students of pedagogical specialties. - M., 2004.

3. Bykova N. I., Dooley D., Pospelova M.D., Dzhevans V. UMK «English in focus» (searchlight). English for Primary school (grades 2-4)

4. Zvyagintseva E. P., Valiakhmetova L.V. (2014). The phenomenon of multiculturalism, its ideas and principles in the education-

al space of modern Russia. Journal of scientific publications of postgraduates and doctoral students, 1 (91), 130-134.

5. Zinchenko P.I. Involuntary memorization and reality. A textbook on general psychology. Psychology of memory / pod. krasny. Yu.B. Gippenrejter, V. Ya. Romanov. M., 1979. pp. 207-216.

6. Kadirova, F. Kh. New approaches and modern methods of teaching pronunciation in a foreign language / F. Kh. Kadirova. // Young scientist. - 2016. - № 25 (129). - Pp. 542-544

7. Loseva A. A. (2016). Multicultural education: Dialogue of Cultures and bilingual education. Young scientist, 7 (5), 52-53.

8. Mathis V.I. Theory and practice of the development of the national school in a multicultural society: Abstract of the dissertation of the Candidate of Pedagogical Sciences.the science. Barnaul, 1999.

9. Petukhov V.V. Psychology of thinking. M., 1987.

10. Pochebut L. G., Shmeleva I.A. Cross-cultural psychology: actual problems. St. Petersburg University, 2005

11. Serova E.E. Formation of multicultural thinking of junior schoolchildren in English lessons. // Azimut of scientific research: Pedagogy and Psychology. 2020 T9 No. 1 (30) pp. 259-263

12. Slastenin V. A., Kashirin V.P. / Psychology and pedagogy / V.A. Slastenin, V.P. Kashirin-M.: Akademiya, 2007-477 p.

13. Strukova L. N., Lapshina V.I. Modern forms and methods of teaching English to children of primary school age. - Moscow: Pedagogical University « first of September, 2014. - 56 p.

14. Sokolov E.O. Approaches to systematization of information gaps in teaching foreign languages. // Collection of research papers based on the materials of the Imes interuniversity Conference «Fashionable English: innovative methods of teaching foreign languages» Moscow, 2014. pp. 74-79.

15. Trubinova E.A. Technology for the development of critical thinking in the educational process / / Young scientist. - 2015. - No. 23. - pp. 946-948

16. Yakimnskaya I. S. personality-oriented training in a modern school. M. September ' 2002.

17. Jafarova M.P. The use of critical thinking technology in English lessons as a way to increase motivation. - 2017. - No. 42. - pp. 222-229.

18. Aboud, F. E. (1988). Children and prejudice. New York: Blackwell.

19. Allport, G. W. (1954). The nature of prejudice. Cambridge, MA: Addison-Wesley.

20. Bernardo ABI, Rosenthal L, Levy SR. Polyculturalism and attitudes toward people from other countries. International Journal of Intercultural Relations. 2013; 37:335-344.

o d

u

CM 03

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.