Научная статья на тему 'Формирование поликультурного мышления у младших школьников в процессе изучения иностранного языка'

Формирование поликультурного мышления у младших школьников в процессе изучения иностранного языка Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
129
16
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПОЛИКУЛЬТУРНОСТЬ / ПОЛИКУЛЬТУРНОЕ МЫШЛЕНИЕ / МНОГОНАЦИОНАЛЬНОЕ ОБЩЕСТВО / ЭТНОС / РАСА / ПОЗНАВАТЕЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / MULTICULTURALISM / MULTICULTURAL WAY OF THINKING / MULTINATIONAL SOCIETY / ETHNICITY / RACE / COGNITIVE ACTIVITY

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Серова Е.Е.

Настоящая статья посвящена проблеме формирования поликультурного мышления у младших школьников в процессе обучения иностранному языку. Так как мышление как психологический процесс заключает в себе две стороны: материализм и идеализм, то и его формирование неотъемлемо требует как психологических процессов, так и духовных, личностных. Для выражения мыслительных процессов мы используем язык, а значит, формирование поликультурного мышление проще осуществлять на занятиях по иностранному языку, где необходимо задействовать все виды мышления. Данные, полученные в ходе исследования, подчеркивают необходимость формирования поликультурного мышления с раннего возраста, так как часто человек не готов к принятию чужой культуры, что приводит как к внутреннему конфликту, так и к внешнему. В статье рассматривается поликультурное мышление как основа этнопедагогического подхода, на основе которого возможно сформировать личность человека как носителя своей культуры и человека, способного перенимать язык и традиции другой, в образовании младших школьников. Обратим внимание на то, что этнопедагогический подход в учебном процессе выделяется в связи с неоднородностью контингента учащихся, которые принадлежат к разным расам, этносам, религиям. Актуальность статьи заключается в необходимости показать значимость формирования поликультурного мышления, которое реализуется на основе рефлексивного мышления в процессе изучения иностранных языков. Именно многообразие культур, этносов и языков дает основание говорить о важности и актуальности формирования поликультурного мышления. Только гуманизация и гуманитаризация образования представляют широкие возможности для передачи подлинного этнокультурного своеобразия.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

FORMATION OF MULTICULTURAL WAY OF THINKING IN THE PROCESS OF LEARNING A FOREIGN LANGUAGE BY PRIMARY SCHOOL STUDENTS

The following article is devoted to the problem of formation of children`s multicultural way of thinking at primary school. Peculiar way of thinking is a psychological process that has two sides: materialism and idealism, so its formation requires psychological processes as well as spiritual, personal value formation. To express the thinking processes we use language, and therefore, the formation of multicultural way of thinking is easier to carry out in the learning a foreign language classroom (EFL classroom), where it is necessary to use all kinds of thinking. During the conducted research the derived data imply the necessity of formation of multicultural way of thinking from childhood, because a person is not often ready to accept a foreign culture and that causes internal and external conflicts. In the article a multicultural way of thinking is reviewed as a basis of ethno-pedagogical approach in primary school on which it is possible to form a person's personality as a representative of own’s own culture and as a man who is capable to adopt both language and traditions of other culture. It is necessary to pay attention to the fact that ethno-pedagogical approach in educational process highlights the heterogeneity of the student population who belong to different races, ethnos, religions. The actuality of the article lies in the importance of the formation of a multicultural way of thinking which is implemented on the basis of reflexive thinking in the process of learning foreign languages. It is the diversity of cultures, ethnic groups and languages that gives grounds to speak about the importance and relevance of the formation of a multicultural way of thinking. The humanization and humanitarization of education are the only things that provide wonderful opportunities for the transmission of genuine ethnic and cultural identity.

Текст научной работы на тему «Формирование поликультурного мышления у младших школьников в процессе изучения иностранного языка»

УДК 37.03

ФОРМИРОВАНИЕ ПОЛИКУЛЬТУРНОГО МЫШЛЕНИЯ У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ В ПРОЦЕССЕ ИЗУЧЕНИЯ ИНОСТРАННОГО ЯЗЫКА

Е.Е. Серова

Аннотация. Настоящая статья посвящена проблеме формирования поликультурного мышления у младших школьников в процессе обучения иностранному языку. Так как мышление как психологический процесс заключает в себе две стороны: материализм и идеализм, то и его формирование неотъемлемо требует как психологических процессов, так и духовных, личностных. Для выражения мыслительных процессов мы используем язык, а значит, формирование поликультурного мышление проще осуществлять на занятиях по иностранному языку, где необходимо задействовать все виды мышления. Данные, полученные в ходе исследования, подчеркивают необходимость формирования поликультурного мышления с раннего возраста, так как часто человек не готов к принятию чужой культуры, что приводит как к внутреннему конфликту, так и к внешнему. В статье рассматривается поликультурное мышление как основа этнопедагогического подхода, на основе которого возможно сформировать личность человека как носителя своей культуры и человека, способного перенимать язык и традиции другой, в образовании младших школьников. Обратим внимание на то, что этнопедагогический подход в учебном процессе выделяется в связи с неоднородностью контингента учащихся, которые принадлежат к разным расам, этносам, религиям. Актуальность статьи заключается в необходимости показать значимость формирования поликультурного мышления, которое реализуется на основе рефлексивного мышления в процессе изучения иностранных языков. Именно многообразие культур, этносов и языков дает основание говорить о важности и актуальности формирования поликультурного мышления. Только гуманизация и гуманитаризация образования представляют широкие возможности для передачи подлинного этнокультурного своеобразия.

Ключевые слова: поликультурность, поликультурное мышление, многонациональное общество, этнос, раса, познавательная деятельность.

FORMATION OF MULTICULTURAL WAY OF THINKING IN THE PROCESS OF LEARNING A FOREIGN LANGUAGE BY PRIMARY SCHOOL STUDENTS

E. Serova

Abstract. The following article is devoted to the problem of formation of children's multicultural way of thinking at primary school. Peculiar way of thinking is a psychological process that has two sides: materialism and idealism, so its formation requires psychological processes as well as spiritual, personal value formation. To express the thinking processes we use language, and therefore, the formation of multicultural way of thinking is easier to carry out in the learning a foreign language classroom (EFL - classroom), where it is necessary to use all kinds of thinking. During the conducted research the derived data imply the necessity of formation of multicultural way of thinking from childhood, because a person is not often ready to accept a foreign culture and that causes internal and external conflicts. In the article a multicultural way of thinking is reviewed as a basis of ethno-pedagogical approach in primary school on which it is possible to form a person's personality as a representative of own's own culture and as a man who is capable to adopt both language and traditions of other culture. It is necessary to pay attention to the fact that ethno-pedagogical approach in educational process highlights the heterogeneity of the student population who belong to different races, ethnos, religions. The actuality of the article lies in the importance of the formation of a multicultural way of thinking which is implemented on the basis of reflexive thinking in the process of learning foreign languages. It is the diversity of cultures, ethnic groups and languages that gives grounds to speak about the importance and relevance of the formation of a multicultural way of thinking. The humanization and humanitarization of education are the only things that provide wonderful opportunities for the transmission of genuine ethnic and cultural identity.

Keywords: multiculturalism, multicultural way of thinking, multinational society, ethnicity, race, cognitive activity.

В современном мире люди всех возрастов все чаще сталкиваются с представителями других культур, поэтому важно с ранних лет формировать у ребенка способность понимать и воспринимать чужую для него культуру. В условиях современной жизни человек постоянно

мигрирует, учится в других странах, отдыхает рядом с чуждой для него культурой, работает и живет в смешенных этнических и расовых группах. Поэтому важно формировать поликультурное мышление с раннего возраста, чтобы впоследствии человек чувствовал себя

максимально комфортно в чужой для него культуре.

Советский и российский исследователь Петухов В.В., например, определяет мышление как активную познавательную деятельность субъекта, которая необходима для его полноценной ориентации в окружающем природном и социальном мире [7]. Его зарубежные коллеги Д. Гартли, Дж. Пристли, Г. Эббингауз, В. Вундт, рассматривают мышление в виде ассоциаций, связей следов прошлого и впечатлений, полученных от настоящего опыта [1, с.62]. Рассматривая поликультурность, В.И. Матис дает следующее ее определение - это «сохранение и интеграция культурной самобытности личности в условиях многонационального общества, что позволяет формировать толерантные отношения между различными национальностями, воспитывать культуру межнационального общения» [4]. Согласно Розенталю и Леви, поликультурность фокусируется на бесчисленном количестве связей между расовыми и этническими слоями, которые обусловлены прошлыми и нынешними взаимосвязями и взаимным влиянием [13]. На основе теоретических и методологических исследований обозначился ряд направлений при исследовании проблем формирования поликультурного мышления. Так, проблема поликультурности освещается в работах Б.С. Ерасова, А.Г. Здравомыслова и др. Особо остро недопонимание и неприятие другой культуры и ее особенностей мы рассматриваем у младших школьников, в силу их физиологических особенностей. В процессе анализа современного учебного процесса исследователи А.М. Байбаков, О.А. Бурлак, О.И. Крушильницкая, Т.И. Лихачева и др. мы определили, что школьный класс воспринимается как однородная среда с монокультурой [8]. И упор, в силу современных образовательных программ, делается на специализированные предметы, уделяя ничтожное количество времени на формирование поликультурного пространства, которое должно способствовать формированию поликультурного мышления. Аккультурация в данном случае почти не происходит, что влечет за собой различные психологические изменения как в домашней культуре, так и в недоминантной группе.

Исследователь Ник Гаслам сравнивает многочисленное разнообразие культур с радугой, где все цвета, все культуры сливаются в одну общую массу, подобно радуге, и сосуществуют вместе, взаимодействуя друг с другом. Данное сравнение подчеркивает идею ассимиляции,

когда малочисленная культура отступает от своих традиций и смешивается с основной культурой, поддерживающейся в данном обществе, делясь с ней своими обычаями и перенимая культурные особенности [11]. Для того, чтобы данный процесс проходил более мягко и безболезненно, нужно формировать поликультурное мышление, тогда человек будет воспринимать чужую культуру как данность, а не как странность или что-то дикое. Формирование поликультурного мышления позволит людям не заострять внимание на культурных особенностях чужого этноса или расы, не делать акцента на культурных различиях и быть более толерантным, позволит человеку самому входить в чужую культуру с более стабильным эмоциональным фоном. Кевин Гюнинк в своей теории сравнивает формирование поликультурности у детей с садом, который нужно взращивать чуть ли не с младенчества. Метафора сада выбрана не случайно, в представлении Кевина Гюниника школьный класс - это сад, то есть комплексная окружающая среда, в которой огромное количество факторов взаимодействуют друг с другом, чтобы привнести в нее конкретные местные особенности [12]. Таким образом, школьный класс становится идеальной средой для формирования поликультурного мышления, а именно, чаще всего в одном классе присутствуют дети сразу нескольких культур, религий, рас.

Ребенок обладает огромным количеством скрытых возможностей, раскрывая которые можно достичь хорошего результата в формировании поликультурного мышления, тем самым давая ребенку возможность к более успешной адаптации в социуме. Наблюдая за взаимоотношениями между младшими школьниками в одном классе, важно отметить необходимость формирования поликультурного мышления для того, чтобы улучшить микроклимат в классе, в первую очередь, и способствовать более комфортному

существованию в разнообразном этническом обществе, в перспективе. Согласно Розенталю и Леви поликультурность фокусируется на бесчисленном количестве связей между расовыми и этническими слоями, которые обусловлены прошлыми и нынешними взаимосвязями и взаимным влиянием [13]. Поскольку у детей данных связей и следов меньше, чем у взрослого человека, а вот впечатлений они получают больше, то и сформировать данный вид мышления будет проще и результативнее в младшем возрасте.

Поскольку межкультурное образование сводится к воспитанию таких задач, как

личностное развитие каждого ребенка, развитие этнической и культурной грамотности, формирование межкультурной компетенции, осознание детьми взаимовлияния и взаимообогащения культур в современном мире, развитие интегративных процессов [1], формирование поликультурного мышления должно предшествовать всем этим процессам и подготовить ребенка к межкультурному образованию. По мнению Р.Д. Льюиса, кросс-культурные проблемы возникают, потому что «действиям не трудно подражать, можно до определенной степени имитировать даже особенности речи, но мысли - имитировать невозможно» [6]. Поэтому языковая компетенция учащихся должна способствовать формированию поликультурного мышления, что приведет не к имитации, а к формированию мысли. Лингвистическая теория Сепира-Уорфа предполагает, что система языка предписывает нам, как мы воспринимаем окружающий мир. Соответственно, люди, которые говорят на разных языках, анализируют поступающую информацию из окружающего мира по-разному. При изучении языка ребенок одновременно приобщается к национальным особенностям и «чужому» мировоззрению [3].

Опытно-поисковая работа осуществлялась на основе культурологического подхода в образовании как основного в начальной школе, а культурно-исторической парадигмы как фундамента образования учащихся младших классов. Необходимо учитывать национальные особенности каждого члена группы, класса, общества для возможности сосуществования в рамках доминирующей культуры. Одной из главных целей при изучении иностранного языка должно стать формирование поликультурного мышления у детей. Нами было проведено исследование в общеобразовательной школе № 9 г. Ульяновска в 3б классе. Для создания поликультурного пространства нами

применялись такие формы организации учебного процесса, как групповая и парная работы и следующие методы: игра, групповые исследования, творческие проекты. В начале учебного года с учащимися было проведено анкетирование в форме игры, результаты которого показали, что 46% учеников 3б класса не общаются с учениками, принадлежащими к

другим (не доминантным) культурам в классе, еще 32% общаются с ними в негативном ключе (насмешки, открытая неприязнь). Ученица, произносящая все русские слова с мягкой «л», подвергается насмешкам со стороны своих одноклассников. В процессе изучения французского языка (в котором существует только мягкая «л») и знакомства с данной страной, ученики начинают по-другому воспринимать окружающий мир. Они понимают, что культура, в которой они растут, не единственная, и что каждая культура имеет право на сосуществование с «домашней» культурой. Таким образом, повторив бесчисленное количество раз звук [1], дети перестают обращать внимание на произношение новой ученицы. Исследуя поведение младших школьников на уроках французского языка, можно отметить, что дети, знакомясь с культурой Франции и изучая чужой для них язык, в дальнейшем относятся толерантно к представителям других этнических групп, которые учатся в их классе. По результатам анкетирования, проведенного спустя 4 месяца после первого, отметилась тенденция улучшения взаимодействия и взаимосвязи между учениками 3б класса: показатели с 46% снизились до 38% для учеников, которые никак не общались с учащимися других культур; и с 32% до 8% для учеников с открытым негативным проявлением к представителям не доминантных групп.

Именно мышление как психологический процесс дает нам обобщенное отражение действительности, что позволяет познавать пространство вокруг нас. Так как пространство чаще всего является поликультурным, то проведенное исследование позволяет сделать выводы о том, что генезис поликультурного мышления - процесс длительный, который позволяет повысить чувство толерантности у младших школьников, улучшить микроклимат в классе и укрепить взаимодействие в группе. Поликультурное мышление - это познавательная деятельность, которая необходима для ориентации в многонациональном обществе для формирования комфортного сосуществования и принятия данного общества; на основе культурологического подхода формируется поликультурное пространство, которое является идеальной средой для формирования поликультурного мышления.

Литература:

1. Александрова Ю.В. Основы общей психологии / Ю.В. Александрова. - М., 1999. - 805 с.

2. Величко Б.М. Современная когнитивная психология / Б.М. Величко. - М.: Изд-во МГУ, 1982.

3. Волков Г.Н. Этнопедагогика / Г.Н. Волков. - М.: Академия, 1999. - 168 с.

4. Матис В.И. Теория и практика развития национальной школы в поликультурном обществе:

автореф. дис. ... д-ра пед. наук / В.И. Матис. - Барнаул, 1999.

5. Лей Н.С. Возрастные предпосылки умственных способностей: хрестоматия по психологии / Н.С. Лей. -М.: Просвещение, 1987.

6. Льюис. Р.Д. Деловые культуры в международном бизнесе. От столкновения к взаимопониманию / Р.Д. Льюис; пер с англ. - 2-е изд. -М.: Дело, 2001. - 448 с.

7. Петухов В.В. Психология мышления: учеб.-метод. пособие для студентов фак. психологии гос. унтов / В.В. Петухов. - М.: Изд-во МГУ, 1987. - 87 с.

8. Почебут Л.Г. Кросс-культурная психология: актуальные проблемы / Л.Г. Почебут, И.А. Шмелева. -Санкт-Петербург: Изд-во Санкт-Петербургского ун-та, 2005. - 374 с.

9. Психология мышления; под редакцией Ю.Б. Гиппенрейтер, В.Ф. Спиридонова, М.В. Фаликман, В.В. Петухова. - 2-е изд., перераб. и доп. - Москва: АСТ, 2008. - 672 с.

10. Хрестоматия по общей психологии. Психология мышления. - М.: Изд-во МГУ 1981.

11. Haslam Nick. Cultures fuse and connect, so we should embrace polyculturalism [Электронный ресурс]. -2017. - Режим доступа: https://theconversation.com/

12. Huinink Kevin. What Children Can Do: A Polycultural Garden Theory of Development For Education by The Institute for Christian Studies Toronto, ON. August, 2011. - pp. 76.

13. Rosenthal Lisa and R. Levy. The colorblind, multicultural, and polycultural ideological approaches to improving intergroup attitudes and relations: social issues and policy review. Vol 4, No 1, 2010. - pp. 215-246.

Сведения об авторе:

Серова Екатерина Евгеньевна (г. Ульяновск, Россия), учитель иностранных языков МБОУ СШ № 9 г. Ульяновска, аспирант факультета гуманитарных наук и социальных технологий, Ульяновский государственный университет, e-mail: mievre@ya.ru

Data about the author:

E. Serova (Ulyanovsk, Russia), Teacher of Foreign Languages School 9, post-graduate student of Humanities and Social Technologies Department, Ulyanovskiy State University, e-mail: mievre@ya.ru

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.