Научная статья на тему 'ФОРМИРОВАНИЕ ПОДСИСТЕМЫ КОНТРОЛЛИНГА НА ПРОИЗВОДСТВЕННОМ ПРЕДПРИЯТИИ: СЕРВИСНЫЙ ПОДХОД'

ФОРМИРОВАНИЕ ПОДСИСТЕМЫ КОНТРОЛЛИНГА НА ПРОИЗВОДСТВЕННОМ ПРЕДПРИЯТИИ: СЕРВИСНЫЙ ПОДХОД Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
50
13
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СЕРВИСИЗАЦИЯ ЭКОНОМИКИ / ПРОИЗВОДСТВЕННОЕ ПРЕДПРИЯТИЕ / ПОДСИСТЕМА КОНТРОЛЛИНГА / ИНФОРМАЦИОННАЯ СИСТЕМА УПРАВЛЕНИЯ / ОБОРОННО-ПРОМЫШЛЕННЫЙ КОМПЛЕКС

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Рогатин С.И.

Повышение эффективности управления на производственных предприятиях является одной из важных задач современного менеджмента. Особое значение ее решение имеет для тех предприятий, которые функционируют в критически важных секторах экономики, в частности - в оборонно-промышленном комплексе. Требуется использование новых подходов для повышения эффективности управления. Один из них связан с акцентом на сервисизацию процессов. На основе его использования автор предлагает выстроить подсистему контроллинга предприятия как специфичную «услуговую» внутреннюю подсистему предприятия.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

FORMATION OF A CONTROLLING SUBSYSTEM AT A MANUFACTURING ENTERPRISE: A SERVICE APPROACH

Improving the efficiency of management at manufacturing enterprises is one of the important tasks of modern management. Its solution is of particular importance for those enterprises that operate in critical sectors of the economy in the military-industrial complex. New approaches are required to improve management efficiency. One of them is related to the emphasis on the service of processes. Based on its use, the author proposes to build a subsystem for controlling an enterprise as a specific "service" internal subsystem of an enterprise.

Текст научной работы на тему «ФОРМИРОВАНИЕ ПОДСИСТЕМЫ КОНТРОЛЛИНГА НА ПРОИЗВОДСТВЕННОМ ПРЕДПРИЯТИИ: СЕРВИСНЫЙ ПОДХОД»

/р ТЕОРИЯ И ТЕХНОЛОГИИ СФЕРЫ УСЛУГ

Рогатин С.И

ФОРМИРОВАНИЕ ПОДСИСТЕМЫ КОНТРОЛЛИНГА НА ПРОИЗВОДСТВЕННОМ ПРЕДПРИЯТИИ: СЕРВИСНЫЙ ПОДХОД

Аннотация. Повышение эффективности управления на производственных предприятиях является одной из важных задач современного менеджмента. Особое значение ее решение имеет для тех предприятий, которые функционируют в критически важных секторах экономики, в частности - в оборонно-промышленном комплексе. Требуется использование новых подходов для повышения эффективности управления. Один из них связан с акцентом на сервисизацию процессов. На основе его использования автор предлагает выстроить подсистему контроллинга предприятия как специфичную «услуговую» внутреннюю подсистему предприятия.

Ключевые слова. Сервисизация экономики, производственное предприятие, подсистема контроллинга, информационная система управления, оборонно-промышленный комплекс.

Rogatin S.I.

FORMATION OF A CONTROLLING SUBSYSTEM AT A MANUFACTURING ENTERPRISE: A SERVICE APPROACH

Abstract. Improving the efficiency of management at manufacturing enterprises is one of the important tasks of modern management. Its solution is ofparticular importance for those enterprises that operate in critical sectors of the economy in the military-industrial complex. New approaches are required to improve management efficiency. One of them is related to the emphasis on the service ofprocesses. Based on its use, the author proposes to build a subsystem for controlling an enterprise as a specific "service" internal subsystem of an enterprise.

Keywords. Service economy, manufacturing enterprise, controlling subsystem, management information system, military-industrial complex.

Современная экономика во все большей мере «сервисизуется» [1, 2, 3], что находит выражение в двух взаимосвязанных тенденциях. Во-первых, доля сферы услуг в экономике в целом (на региональном, национальном и международном уровнях) непрерывно растет. Во-вторых, традиционные производственные виды деятельности во все большей степени переориентируются на смешанное производство, когда в качестве результатов деятельности предприятий выступают не только материальные товары, но и услуги.

Специфика сервисизации состоит в том, что разделить материальные и нематериальные (услу-говые) компоненты хозяйственной деятельности становится все более затруднительно, т.к. они тесно связаны между собой, образуют диалектическое единство. Причем, в случае перспективных инновационных производств, в качестве которых в России выступают, например, предприятия, от-

ГРНТИ 06.71.51 © Рогатин С.И., 2022

Сергей Иванович Рогатин - кандидат экономических наук, доцент кафедры проектного менеджмента МИРЭА - Российского технологического университета (г. Москва).

Контактные данные для связи с автором: 129337, г. Москва, Ярославское ш., 2 (Russia, Moscow, Yaroslavsko-ye road, 2). Е-mail: ser_rog@inbox.ru.

носимые к оборонно-промышленному комплексу [4, 5, 6], эти услуговые компоненты носят ярко выраженные интеллектуальный характер, т.е. производство становится «знаниеинтенсивным» [7].

С учетом отмеченной тенденции сервисизации, широкое распространение получает подход к изучению процессов управления предприятиями, когда отдельные процессы и группы процессов рассматриваются как «внутренние сервисы», вносящие свой вклад в добавленную стоимость предприятия в целом. Причем, как это показано в теории аутсорсинга [8, 9, 10], эти внутренние сервисы достаточно легко могут быть преобразованы в сервисы внешние, в результате чего, после структурных преобразований (выделения отдельных - ранее бывших внутренними - подразделений из состава предприятия), предприятие может начать заниматься новыми видами сервисной деятельности.

Рассмотрим с этих методических (сервисно-ориентированных) позиций организацию подсистемы контроллинга на производственном предприятии. Эта подсистема формирует качественно новый вид информации для управления ресурсами предприятия. Причем, в случае предприятий оборонного комплекса значимость этой информации очень высока, что определяется огромными объемами контрактной информации, циркулирующей в контуре управления предприятием, что обусловлено имеющимися законодательными требованиями раздельного учета и раздельного финансирования операций, относящихся к разным контрактам [11].

Следовательно, необходимо на базе автоматизированной информационной системы (АИС) предприятия информационное объединение различных элементов и подсистем контроллинга путем развертывания территориально распределенной сети банков данных контроллинговой информации, обеспечивающей внедрение единых интерфейсов и форматов представления данных. Сопряжение различных автоматизированных систем предприятия и элементов контроллинга может быть обеспечено за счет их интеграции в единую систему обмена данными с использованием унифицированных протоколов организационно-технического и информационно-логического сопряжения.

Задача подсистемы контроллинга - при таком рассмотрении - реализовать уникальные функции по согласованному сбору разнородной информации, ее слиянию и предоставлению лицам, принимающим решения, максимально возможного объема данных по сфере их ответственности. Такая система обеспечивает также оперативное синхронное обновление баз данных на всех уровнях управления. Для обоснования требований, предъявляемых к такой системе, необходимо единство принципов ее построения.

Эти принципы должны базироваться на основе результатов анализа особенностей построения и специфики функционирования подсистемы контроллинга, учитывать специфику бизнес-процессов конкретного предприятия, а также наработки в сфере системного анализа сложных производственных систем. Анализ специальной литературы [12, 13, 14, 15, 16 и др.] позволил нам вывить следующую совокупность принципов:

1. Принцип преемственности. Подсистема контроллинга является неотъемлемой частью АИС предприятия и должна учитывать особенности построения и алгоритмы функционирования как уже созданных, так и разрабатываемых систем и комплексов, входящих в эту объединенную систему. Для этого вводятся различные степени интеграции элементов (подсистем). Предлагается рассматривать три степени интеграции: организационно-подчиненные подсистемы (элементы) -элементы, включенные в информационный контур и контур жесткого, директивного управления; информационно-сопряженные подсистемы (элементы) - элементы, включенные в информационный контур и контур информационного управления; взаимодействующие подсистемы (элементы), включенные в информационный контур с ограничениями по областям взаимодействия.

2. Принцип иерархичности. Подсистемы контроллинга являются составными элементами систем управления предприятий и должны строиться с учетом иерархической структуры по территориальности, принадлежности и подчиненности. В этой структуре можно выделить центральный, региональный и зональный уровни, а также - внутри предприятия - сделать привязку к элементам его производственной структуры (цеха - участки - рабочие места).

3. Принцип дополняемости. Подсистема контроллинга не должны заменять существующие АИС, а должна дополнять их, придавая им новые инновационные свойства, за счет которых становится возможным повысить эффективность управления.

4. Принцип комплексности. Внедрение подсистем контроллинга во все элементы управления предприятия. Контроллинг по своей сути является объединяющим, интегрирующим началом для различных элементов системы управления предприятием. Поэтому «выпадение» из контроллинга отдельных элементов системы управления приводит к утрате ее единства, значительному снижению качества

5. Принцип мультипроектности. Как уже отмечалось выше, и сами процессы деятельности предприятий, и их контрактно-договорное сопровождение отличаются высоким уровнем сложности. Это требует внедрения в контроллинг проектного подхода. Проектный подход создает предпосылки для распараллеливания процессов обработки контроллинговой информации в интересах одновременного, эффективного и независимого (что повышает устойчивость и гарантирует приемлемый уровень экономической безопасности [17]) выполнения множества контрактов.

6. Принцип распределенной обработки информации. Как и принцип мультипроектности, данный принцип ориентирован на повышение устойчивости контроллинга и управления в целом за счет выделения различных непересекающихся тематических направлений и осуществления обработки информации в этих направлениях независимо. Это принцип имеет особое значение для оборонных предприятий, т.к. позволяет достичь раздельной обработки информационных массивов, которые могут содержать конфиденциальные данные, чем обеспечивается, среди прочего, и соблюдение требований режима защиты государственной тайны.

7. Принцип максимального удовлетворения потребителей. Это - классический принцип деятельности в сфере услуг. Там он, как правило, именуется принципом клиентоцентричности или клиентоориентированности [18]. Использование предлагаемого нами методического сервисного подхода выдвигает данный принцип на первый план. Этот принцип предусматривает использование сформированной управляющей информации и данных максимальным количеством потребителей различного уровня, это повышает качество контроллинга и эффективность управления как на предприятии в целом, так и в рамках отдельных его подсистем.

8. Принцип оперативности выдачи электронных документов. Всеобщим трендом современного управления в экономике является цифровизация [19, 20, 21]. Применительно к рассматриваемым действиям и информации в сфере контроллинга цифровизация имеет большое значение, т.к. оперативное ее получение не только позволяет иметь четкое представление об объектах управления, но и адекватно реагировать на происходящие с ними изменения. Этот принцип подчеркивает характерную особенность контроллинга, который строится на эффективной обработке информации. Для каждого вида задач контроллинга существуют ограничения по времени обработки исходных данных и доведения распорядительных документов (управленческих решений). Эти ограничения предъявляют жесткие требования к технологическим процессам получения, обработки, формирования и доведения информации до потребителей.

9. Принцип единства. Подсистема контроллинга оборонного предприятия должна создаваться с ориентацией на обработку различных видов информации и формирование баз данных в интересах всех групп ее потребителей, как внутренних, так и внешних (военные представительства, региональные органы власти, налоговая служба и проч.). Этот принцип предполагает создание и развитие, с учетом других информационно-аналитических комплексов и систем предприятия, единой информационной базы, банков данных с едиными поисковыми принципами, системами классификации и кодирования информации.

10. Принцип преемственности и развития. Естественно, что любая новая информационная система строится на основе существующих информационных систем и технологий. Поэтому она должна интегрироваться с ними, учитывать особенности их структурной организации, архитектуры, протоколов передачи и хранения данных, пользовательских интерфейсов.

11. Принцип устойчивости. Этот принцип предусматривает сохранение способности к выполнению возложенных на подсистему контроллинга задач под воздействием негативных факторов внешней среды. В современных условиях довольно распространенным вредоносным воздействием становится попытка хакерства, особенно значимо это воздействие для национальной критической инфраструктуры, к каковой, безусловно, следует относить и предприятия оборонно-промышленного комплекса, особенно решающие производственные задачи.

Комплексирование обработки мониторинговой информации в рамках подсистемы контроллинга проводится с целью получения объективной всесторонней оценки функционирования предприятия, ее своевременного обновления и решения таких задач обработки, которые невозможно решить без представления других данных. Признаками комплексирования обработки контроллинговых данных являются: согласованность результатов решения отдельных задач обработки и управления, последовательная взаимосвязь решения задач обработки, заключающаяся в том, что результаты решения каждой из них могут быть использованы в последующих задачах; одновременность и систематичность сбора, учета, накопления и обобщения сведений по каждому из контрактов; совместность обработки сведений и данных, полученных различными способами; организационно-техническое единство применения средств сбора, передачи, обработки информации и документов, регламентирующих эти процессы.

Одной из основных задач комплексирования обработки является приведение информации к единой форме, необходимой для организации обработки с помощью единых алгоритмов и технических средств. Оно предусматривает: установление единства в обозначениях признаков, характеристик и объектов в целом, упорядочение, группирование и классификацию всех признаков, характеристик, объектов, показателей эффективности обработки по определенной единой системе.

На комплексирование обработки информации и на решение проблемы автоматизации обработки в значительной степени распространяется принцип новых задач. Этот принцип предполагает такое решение задач обработки, которое можно реализовать лишь благодаря объединению данных от разных видов или от различных источников. В этом случае комплексная обработка представляется в качестве многоуровневой системы.

Особое значение в современных условиях имеет заблаговременное обеспечение лиц, принимающих решения (органов государственного и корпоративного управления) контроллинговой информацией. Поэтому важной задачей в нынешних условиях является заблаговременное создание необходимого информационного потенциала. При этом ключевая роль по информационному наполнению баз данных контроллинговой информации принадлежит не только рядовым сотрудникам (исполнителям), но и различным сенсорам и датчикам, собирающих информацию в автоматическом или автоматизированном режиме.

Анализ результатов проведенных разработок и опыт практического применения элементов контроллинга в оборонной промышленности показывает, что состав и структуру процессов формирования информационных систем предприятий, как нового вида информационного ресурса, можно представить выделяя ряд основных фаз (этапов) жизненного цикла информации. Эти этапы выделяются по классической схеме: от зарождения (генерации первичной информации) до деструкции (уничтожения информации вследствие ее устаревания, утраты актуальности и нецелесообразности ее хранения даже в архивированном виде).

Отличительной особенностью контура преобразования информации в подсистеме контроллинга является наличие вложенных контуров, на выходе которых, начиная с этапа предварительной обработки, выходная информация разделяется (копируется) на два одинаковых информационных массива. Один из которых используется автономно для решения частных задач, другой выступает в качестве исходной информационной компоненты для создания (формирования) более сложного, наукоемкого информационного массива предприятия.

Выполненный в рамках данной статьи анализ процессов формирования и функционирования подсистем контроллинга промышленных предприятий, в частности - оборонной направленности, позволяет учитывать в этих процессах современные требования сервисизации, чем обеспечить повышение качеств управления предприятиями.

ИСПОЛЬЗОВАННЫЕ ИСТОЧНИКИ

1. Волкова А.А., Горшкова Н.М. Особенности функционирования компаний сферы услуг: роль стратегического планирования при организации развития предприятия сферы услуг // Теория и практика сервиса: экономика, социальная сфера, технологии. 2015. № 1 (23). С. 80-83.

2. Котляров И.Д. Сервисизация торговой деятельности в сетевой рознице // В мире научных открытий. 2015. № 5 (65). С. 51-58.

3. Руденко М.Н., Грибанов Ю.И. Тенденции цифровизации и сервисизации экономики // Теория и практика сервиса: экономика, социальная сфера, технологии. 2019. № 2 (40). С. 5-8.

4. Бочуров А.А., Курбанов А.Х. Перспективы и проблемы развития отечественного оборонно-промышленного комплекса в современных условиях // Теория и практика сервиса: экономика, социальная сфера, технологии. 2017. № 3(33). С. 5-9.

5. Рогатин С.И. Направления совершенствования регулирования экономических отношений в сфере Государственного оборонного заказа // Управленческое консультирование. 2022. № 7. С. 128-136.

6. Рогатин С.И. Оборонно-промышленный комплекс и потенциал его влияния на инновационное развитие экономики // Теория и практика сервиса: экономика, социальная сфера, технологии. 2021. № 4 (50). С. 59.

7. Бодрунов С.Д. Как знания превращаются в фактор производства // Экономическое возрождение России. 2021. № 4 (70). С. 5-21.

8. Курбанов А.Х., Ямалетдинов А.Ф. Инструментарий управления аутсорсинговыми отношениями для Внутренних войск Российской Федерации // Научный журнал НИУ ИТМО. Серия: Экономика и экологический менеджмент. 2014. № 3. С. 625-642.

9. Курбанов А.Х., Лабазанов С.Г., Плотников В.А. Организационно-экономические инновации в деятельности силовых структур государства // Научно-технические ведомости Санкт-Петербургского государственного политехнического университета. Экономические науки. 2006. № 2 (48). С. 137-142.

10. Курбанов А.Х., Плотников В.А. Государственно-частное партнерство и аутсорсинг: сравнительный анализ структуры и характера отношений // В мире научных открытий. 2013. № 4 (40). С. 33-47.

11. Курбанов А.Х., Наружный В.Е., Плотников В.А. Банковское сопровождение государственного оборонного заказа: специфика и особенности реализации // Управленческое консультирование. 2015. № 10 (82). С. 101-109.

12. Брахман Т.Р. Многокритериальность и выбор альтернатив в технике. М.: Советское радио, 1984.

13. Вертакова Ю.В., Николаев В.Н., Макарьин И.В. Метод оценки стоимости транзакций при создании инновационной геоинформационной продукции // Известия Юго-Западного государственного университета. 2012. № 3-2 (42). С. 112-117.

14. Гришко А.К. Алгоритм оптимального управления в сложных технических системах с учетом ограничений // Модели, системы, сети в экономике, технике, природе и обществе. 2017. № 1 (21). С. 117-123.

15. Калашников В.В., Рачев С.Т. Математические методы построения стохастических систем моделей обслуживания. М.: Наука, 1988.

16. Кудрявцев Г.И., Скобелев П.О. Цифровая экономика: концепция управления крупным высокотехнологичным предприятием // Горизонты экономики. 2017. № 5 (38). С. 54-60.

17. Коломыцева О.Ю., Плотников В.А. Специфика обеспечения экономической безопасности предприятий в условиях цифровизации экономики // Известия Санкт-Петербургского государственного экономического университета. 2019. № 5-1 (119). С. 75-83.

18. Волкова А.А. Особенности управления развитием предприятий обслуживания населения // Известия Санкт-Петербургского университета экономики и финансов. 2011. № 6 (72). С. 41-45.

19. Брагина А.В., Вертакова Ю.В., Евченко А.В. Развитие сквозных технологий планирования деятельности промышленного предприятия в условиях цифровизации экономики // Организатор производства. 2020. Т. 28. № 1. С. 24-36.

20. Кластеризация цифровой экономики: теория и практика: монография. СПб., 2020.

21. Плотников В.А., Койда С.П. Информационная инфраструктура и ее роль в обеспечении инновационного развития бизнеса // Экономика и управление. 2014. № 1 (99). С. 30-35.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.