Научная статья на тему 'ФОРМИРОВАНИЕ ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ БУДУЩЕГО УЧИТЕЛЯ В ПРОЦЕССЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ПОДГОТОВКИ В ВУЗЕ'

ФОРМИРОВАНИЕ ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ БУДУЩЕГО УЧИТЕЛЯ В ПРОЦЕССЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ПОДГОТОВКИ В ВУЗЕ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
11
1
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
педагогическая культура учителя / профессиональная подготовка / педагогический опыт / teacher's pedagogical culture / professional training / pedagogical experience

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Хорошилова Наталья Васильевна

Личность учителя выступает мощным педагогическим фактором влияния на школьников, демонстрируя образец культуры отношений, поведения и деятельности, что определяет актуальность темы статьи. Подготовка такого учителя возможна в системе профессиональной подготовки культурологического типа. Цель статьи состоит в исследовании сущности педагогической культуры учителя и организации ее формирования в период его профессиональной подготовки в вузе. Объектом рассмотрения выступает педагогическая культура учителя, а предметом ее формирование в системе профессиональной подготовки. Педагогическая культура определяется в статье как интегральное качество личности, проявляющееся в общей способности и готовности к профессиональной деятельности, основанное на знаниях и опыте, которые приобретаются в процессе профессиональной подготовки и социально ориентируют учителя на самостоятельную и эффективную профессиональную деятельность. Формирование педагогической культуры будущего учителя рассматривается с опорой на положения культурологического и деятельностного подходов в содержании и организации профессиональной подготовки. Соотнесение формирования педагогической культуры с развитием педагогического опыта студентов рассматривается в статье как ведущее условие решения этой задачи. Приведены этапы формирования педагогической культуры будущего учителя.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Хорошилова Наталья Васильевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The teacher's personality acts as a powerful pedagogical factor of influence on schoolchildren, demonstrating a sample of the culture of relations, behavior and activity, which determines the relevance of the topic of the article. The training of such a teacher is possible in the system of professional training of a culturological type. The purpose of the article is to study the essence of the teacher's pedagogical culture and the organization of its formation during his professional training at the university. The object of consideration is the teacher's pedagogical culture, and the subject is its formation in the system of professional training. Pedagogical culture is defined in the article as an integral quality of personality, manifested in general ability and readiness for professional activity, based on knowledge and experience that are acquired in the process of professional training and socially orient teachers to independent and effective professional activity. The formation of the pedagogical culture of the future teacher is considered based on the provisions of cultural and activity approaches in the content and organization of vocational training. The correlation of the formation of pedagogical culture with the development of pedagogical experience of students is considered in the article as the leading condition for solving this problem. The stages of the formation of the pedagogical culture of the future teacher are given.

Текст научной работы на тему «ФОРМИРОВАНИЕ ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ БУДУЩЕГО УЧИТЕЛЯ В ПРОЦЕССЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ПОДГОТОВКИ В ВУЗЕ»

Педагогика

УДК 37.01: 37.013.44

кандидат педагогических наук, доцент Хорошилова Наталья Васильевна

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Нижегородская государственная консерватория имени М.И. Глинки» (г. Нижний Новгород)

ФОРМИРОВАНИЕ ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ БУДУЩЕГО УЧИТЕЛЯ В ПРОЦЕССЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ПОДГОТОВКИ В ВУЗЕ

Аннотация. Личность учителя выступает мощным педагогическим фактором влияния на школьников, демонстрируя образец культуры отношений, поведения и деятельности, что определяет актуальность темы статьи. Подготовка такого учителя возможна в системе профессиональной подготовки культурологического типа. Цель статьи состоит в исследовании сущности педагогической культуры учителя и организации ее формирования в период его профессиональной подготовки в вузе. Объектом рассмотрения выступает педагогическая культура учителя, а предметом - ее формирование в системе профессиональной подготовки. Педагогическая культура определяется в статье как интегральное качество личности, проявляющееся в общей способности и готовности к профессиональной деятельности, основанное на знаниях и опыте, которые приобретаются в процессе профессиональной подготовки и социально ориентируют учителя на самостоятельную и эффективную профессиональную деятельность. Формирование педагогической культуры будущего учителя рассматривается с опорой на положения культурологического и деятельностного подходов в содержании и организации профессиональной подготовки. Соотнесение формирования педагогической культуры с развитием педагогического опыта студентов рассматривается в статье как ведущее условие решения этой задачи. Приведены этапы формирования педагогической культуры будущего учителя.

Ключевые слова: педагогическая культура учителя, профессиональная подготовка, педагогический опыт.

Annotation. The teacher's personality acts as a powerful pedagogical factor of influence on schoolchildren, demonstrating a sample of the culture of relations, behavior and activity, which determines the relevance of the topic of the article. The training of such a teacher is possible in the system of professional training of a culturological type. The purpose of the article is to study the essence of the teacher's pedagogical culture and the organization of its formation during his professional training at the university. The object of consideration is the teacher's pedagogical culture, and the subject is its formation in the system of professional training. Pedagogical culture is defined in the article as an integral quality of personality, manifested in general ability and readiness for professional activity, based on knowledge and experience that are acquired in the process of professional training and socially orient teachers to independent and effective professional activity. The formation of the pedagogical culture of the future teacher is considered based on the provisions of cultural and activity approaches in the content and organization of vocational training. The correlation of the formation of pedagogical culture with the development of pedagogical experience of students is considered in the article as the leading condition for solving this problem. The stages of the formation of the pedagogical culture of the future teacher are given.

Key words: teacher's pedagogical culture, professional training, pedagogical experience.

Введение. Образ учителя школы традиционно ассоциируется в социуме с образом культурной личности, обладающей высокой духовностью, развитым интеллектом, замечательными социальными качествами и навыками культурного поведения. Это представление оправдано, поскольку личность учителя, выступая мощным педагогическим фактором влияния на школьников, демонстрирует определенный образец культуры отношений, поведения и деятельности. Подготовка такого учителя возможна в системе профессиональной подготовки культурологического типа. В этом убеждают труды исследователей, разрабатывающих проблемы культурного становления личности учителя в вузе, концептуальные основы культурологического подхода в образовании разных уровней (А.В. Барабанщиков, Е.В. Бондаревская, О.В. Гукаленко, Е.Ю. Захарченко, А.А. Орлов, М.Е. Сысоева и др.). Анализ научных публикаций позволяет констатировать, что педагогическая деятельность выступает средством воспроизводства культуры в человеке и социуме. Не случайно понятие «педагогическая культура» применяется не только к педагогу-профессионалу, но к любым субъектам, которые оказываются вовлечены в деятельность воспитания и обучения других, - родителям, управленцам, опекунам, руководителям детских кружков и студий и т.п.

Несмотря на то, что педагогическая культура неоднократно становилась предметом научного рассмотрения, на новом этапе развития общества и образования феномен педагогической культуры приобретает новую актуальность в контексте профессиональной подготовки учителя. Цель статьи состоит в исследовании сущности педагогической культуры учителя и организации ее формирования в период его профессиональной подготовки в вузе. Научно-теоретической основой осуществления данной цели послужили культурологический и деятельностный подходы в образовании, позволяющие определить характеристики базовых понятий темы и выявить пути формирования педагогической культуры учителя на этапе обучения в вузе. Объектом рассмотрения выступает педагогическая культура учителя, а предметом - ее формирование в системе профессиональной подготовки.

Изложение основного материала статьи. Анализ научных публикаций позволяет констатировать, что трактовки понятия «педагогическая культура» отличаются многообразием характеристик и взглядов на сущность педагогической культуры. Не претендуя на исчерпывающий обзор определений педагогической культуры, отметим некоторые положения, обоснованные учеными и позволяющие выявить ключевые характеристики данного понятия. Так, по мнению ученых данный феномен является составной частью профессиональной культуры учителя, указывая на его ценностный характер и подчеркивая значимость единства педагогического такта и профессиональной этики [3]. Е.В. Бондаревская рассматривает педагогическую культуру как часть общечеловеческой культуры, подчеркивая ее социальное значение, отмечая наличие в ней предметной составляющей в виде духовных и материальных ценностей, а также деятельностной составляющей в виде способов творческой деятельности, необходимых для осуществления воспитательно-образовательного процесса [4]. Другие авторы (З.Ф.Абросимова, Н.Е.Воробьев, Т.В. Иванова, В.К. Суханцева и др.) подчеркивают личностную принадлежность педагогической культуры, отмечая специфику личностных качеств, обеспечивающих эффективность профессиональной деятельности [1; 5].

Таким образом, педагогическая культура понимается и как социальный феномен, являясь частью общечеловеческой культуры, и как достояние личности, овладевшей необходимыми качествами и ценностями для осуществления педагогической деятельности.

Основываясь на обобщении имеющихся характеристик педагогической культуры и понимании ее как важного фактора, определяющего качество профессиональной деятельности учителя, педагогическая культура трактуется в данной статье как интегральное качество личности, проявляющееся в общей способности и готовности к профессиональной деятельности,

основанное на знаниях и опыте, которые приобретаются в процессе профессиональной подготовки и социально ориентируют учителя на самостоятельную и эффективную профессиональную деятельность. Это интегральное качество формируется на этапе подготовки учителя в вузе, в результате его профессиональной социализации и развивается далее, в процессе его профессиональной деятельности.

Формирование педагогической культуры будущего учителя предполагает опору на положения культурологического подхода в содержании и организации профессиональной подготовки. С точки зрения данного подхода содержание курса педагогики и других педагогических дисциплин правомерно рассматривать как предметный аспект педагогической культуры. Он носит объективный характер, поскольку включает профессиональные знания о закономерностях педагогического процесса, методах, технологиях и средствах его осуществления, многократно апробированные и подтвержденные исторической практикой образования, составляющие объективный ценностный базис педагогической культуры. В рамках этого аспекта особое значение имеет изучение студентами истории педагогики и образования, поскольку данное содержание направлено как на формирование знаний о фактах и тенденциях развития педагогической науки и практики, так и на становление способности осмысливать логику и системность этого развития, уважать традиции, видеть предпосылки к инновациям и понимать их значение на том или ином этапе развития общества. Отметим, что предметный аспект педагогической культуры традиционно занимает приоритетное место в профессиональной подготовке учителя, обеспечивая ориентационную основу для нормативной профессионально-педагогической деятельности, составляя внешнее (социальное) условие овладения данной культурой или, другими словами, обеспечивая для этого внешнюю детерминацию.

Положения культурологического подхода обладают продуктивностью с точки зрения выявления психологических механизмов процесса формирования педагогической культуры личности, приводя к пониманию этого процесса как преобразования внутреннего мира личности в направлении становления профессиональной личности учителя в период обучения в вузе. Процесс формирования педагогической культуры непосредственно связан с механизмом самоопределения. Самоопределение студента как педагогически культурной личности - важнейший механизм успешного, осознанного приобретения им педагогической культуры. Научные основы для исследования проблемы самоопределения личности в отечественной психологии были определены в трудах С.Л. Рубинштейна [10]. Он вводит понятие субъекта жизненного пути, посредством которого исследует соотношение внешней и внутренней обусловленности активности человека. По мысли С.Л. Рубинштейна, ключом к пониманию феномена самоопределения является внутренняя обусловленность деятельности, опосредующая внешние воздействия. Данное положение развивает К.А. Абульханова-Славская, рассматривая в качестве центрального момента самоопределения самодетерминацию, то есть собственную активность, осознанное стремление занять определенную позицию [2].

С точки зрения деятельностного подхода, предметное содержание педагогическое подготовки будет способствовать профессиональному педагогическому самоопределению, если будет присвоено студентом, а значит, осмыслено и использовано им в педагогической деятельности. Именно использование полученных педагогических знаний в соответствующей деятельности убеждает в их продуктивности, приводит к пониманию их значимости и, в итоге, к ценностному присвоению студентом, к самодетерминации, становясь фактом и базисом его педагогической культуры.

Утверждая значимость деятельностного характера формирования педагогической культуры, представляется важным уже на этапе профессиональной подготовки ввести понятие «педагогический опыт». В научной и энциклопедической литературе представлены разные трактовки понятия «опыт» [6; 7; 8; 111. Они позволяют обнаружить, что по своей психологической форме опыт выступает как непосредственное, чувственное познание предметов и явлений. Логическая структура опыта основывается на единстве непосредственного и опосредованного знания, в нем фиксируется единство знания, чувства и умений.

В контексте проблемы культурно-педагогического самоопределения личности понятие «педагогический опыт» можно отнести к трем основным сферам профессиональной личности будущего учителя:

- сфера личности, в которой фиксируются результаты профессионально-педагогического самоопределения в виде различных навыков, умений, а также ценностей и интересов;

- социально-психологическая сфера, где через общение в профессиональном педагогическом сообществе, как в вузе, так и в образовательных организациях прохождения педагогической практики, будущий учитель усваивает ценности педагогической культуры, образцы для формирования профессионально-педагогической идентичности;

- сфера педагогической деятельности, включающая в себя как развитие определенных умений и качеств, так и формирование самой профессиональной педагогической деятельности как разновидности культурной деятельности.

Такое соотнесение педагогического опыта со сферами личности будущего учителя позволяет рассматривать процесс формирования педагогической культуры как явление, предопределяющее собственную активность и целенаправленную деятельность студентов по ее приобретению. Это, в свою очередь, означает качественное преобразование, развитие необходимых для осуществления профессиональной педагогической деятельности психических и личностных свойств, образующих потенциал педагогической культуры личности, ресурс и средство в соответствии с требованиями профессиональной сферы. Студент, как субъект формирования педагогической культуры, в процессе обучения в вузе переводит ее социально значимое содержание в педагогический опыт личности, а в дальнейшем процессе профессиональной деятельности является носителем педагогической культуры и ее творцом.

Отметим, что последовательное формирование педагогической культуры студентов характеризуется усложнением педагогического опыта, связанным с переходом студентов на более высокие уровни самостоятельности и активности в его приобретении. Данное положение позволяет предусмотреть развитие профессиональной личности будущего учителя и соотнести уровневый характер развития педагогического опыта с этапами формирования педагогической культуры студентов в процессе их профессиональной подготовки:

• Первый этап формирования педагогической культуры соотносится с операционально-инструментальным уровнем педагогического опыта студентов. На данном этапе студент выступает субъектом отдельных культурных действий (анализ, обобщение, сравнение, оценка и др.); решается задача овладения действиями, необходимыми для освоения общезначимого (социального) культурно-педагогического опыта, зафиксированного в различных источниках информации (учебные пособия, статьи, монографии и проч.), проявляющегося в наблюдаемых фактах педагогической практики.

• Второй этап формирования педагогической культуры соотносится с деятельностно-инструментальным уровнем педагогического опыта. Здесь студент выступает субъектом целостной педагогической деятельности, которую он осуществляет в период педагогической практики в школе, в процессе учебно-исследовательской и проектной работы. На данном этапе решается задача формирования способности реализовать имеющиеся педагогические знания в разных видах собственной практической педагогической деятельности с соблюдением культурных норм, соответствующих требованиям профессиональной сферы.

• Третий этап формирования педагогической культуры соотносится с личностно-инструментальным уровнем педагогического опыта. На этом этапе студент является субъектом культурного отношения к педагогической профессии, выступает саморегулируемым субъектом педагогической деятельности. Здесь решается задача развития самостоятельности и творческой активности студентов в реализации профессиональной педагогической деятельности; педагогическая культура становится достоянием будущего учителя, качественной характеристикой его профессиональной личности.

Соотнесение формирования педагогической культуры с развитием педагогического опыта студентов является ведущим условием осуществления этой задачи в процессе профессиональной подготовке и позволяет обеспечить практическую ориентацию обучения, сочетать овладение теоретическими знаниями, составляющими ценностный базис педагогической культуры учителя, с практикой педагогической деятельности.

Выводы. Педагогическая культура будущего учителя обладает многофункциональным значением: как характеристика профессиональной личности - является ее интегральным качеством; с точки зрения культурно-педагогического статуса студента выступает показателем его способности и готовности к профессиональной деятельности; в процессе профессиональной подготовки - проектируемым результатом образования. Актуализация понятия «педагогический опыт» в процессе профессиональной подготовки позволяет предусмотреть поэтапную логику формирования педагогической культуры в связи с обогащением педагогического опыта студентов. Уровневый анализ педагогического опыта студентов дает возможность рассматривать его как приобретаемый в образовательном процессе опыт культурной педагогической деятельности, то есть теоретически обоснованной, соответствующей требованиям профессиональной сферы, реализующей собственную активность и творческие возможности личности. При этом обеспечение повышения активности и самостоятельности студентов позволяет предусмотреть в процессе их профессиональной подготовки поэтапное развитие педагогической культуры.

Таким образом, в процессе профессиональной подготовки возникает возможность реализовать признанную логику культурного становления личности [9], а в образовательном процессе вуза обеспечить стратегию формирования педагогической культуры студента как субъекта педагогической деятельности. Приведенные положения апробируются в настоящее время в профессиональной подготовке учителя музыки в Нижегородской государственной консерватории.

Литература:

1. Абросимова, З.Ф. Педагогическая культура учителя: Учеб. пособие / З.Ф. Абросимова; М-во общ. и проф. образования РФ. Кург. гос. ун-т. - Курган: Изд-во Кург. гос. ун-та, 1999. - 68 с.

2. Абульханова-Славская, К.А. Субъект - символ российского самосознания / К.А. Абульханова-Славская // Сознание личности в кризисном социуме. -М.: Изд-во МГУ, 1995. - С. 10-28

3. Ауезов, Б.Н. Педагогическая культура как составляющая профессиональной культуры учителя / Б.Н. Ауезов, K.M. Беркимбаев // Молодой ученый. - 2017. - № 4 (138). - С. 354 - 356. - URL: https://moluch.ru/arhive/138/38803 (дата обращения 10.06.2023)

4. Бондаревская, Е.В. Педагогическая культура как общественная и личная ценность / Е.В. Бондаревская // Педагогика. - 1999. - № 3. - С. 37-43

5. Воробьев, Н.Е. О педагогической культуре будущего учителя / В.К. Суханцева, Т.В. Иванова // Педагогика. - 1992. -№ 1-2,-С. 66-70

6. Ерасов, Б.С. Социальная культурология. 2-е изд. / Б.С. Ерасов. - М.: Аспект Пресс, 1996. - 591 с.

7. Каган, М.С. Философия культуры / М.С. Каган. - СПб: Петрополис, 1995. - 415 с.

8. Краткий словарь по философии / Авт.-сост. H.H. Рогалевич. - Минск: Харвест, 2008. - 832 с.

9. Петровский, A.B. Личность в психологии: парадигма субъектности: учеб. пособие для студ. вузов / A.B. Петровский. - Ростов-н/Д: Феникс, 1996. - 509 с.

10. Рубинштейн, С.Л. Избранные философско-психологические труды: Основы онтологии, логики и психологии / С.Л. Рубинштейн. - М.: РАН, Ин-т психологии, 1997. - 463 с.

11. Хоруженко, K.M. Культурология: Энциклопедический словарь / K.M. Хоруженко. - Ростов-н/Д: «Феникс», 1997.-640 с.

Педагогика

УДК 378.147

доцент Чайкина Жанна Владимировна

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Нижегородский государственный педагогический университет имени Козьмы Минина» (г. Нижний Новгород); старший преподаватель Балунова Светлана Альбертовна

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Нижегородский государственный педагогический университет имени Козьмы Минина» (г. Нижний Новгород)

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ АДДИТИВНЫХ ТЕХНОЛОГИЙ ПРИ ПОДГОТОВКЕ СТУДЕНТОВ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО

ВУЗА

Аннотация. На современном этапе аддитивные технологии получают широкое внедрение и распространение в различных сферах современной жизни и производства. Необходима разработка методических подходов к организации и реализации учебных занятий с использованием сквозных цифровых технологий и технологий 3D печати. В статье представлен опыт использования аддитивных технологий при изучении трехмерного моделирования студентами в учебном процессе по дисциплине «Компьютерная графика» образовательного модуля «Информационные технологии» универсального бакалавриата в НГПУ им. К. Минина. Рассматриваются педагогические принципы формирования сквозных цифровых компетенций у студентов в процессе их обучения по дисциплине. Проанализированы результаты рефлексивного опроса и практической работы по выполнению творческого проекта по 3D печати модели.

Ключевые слова: сквозные цифровые технологии, трехмерное моделирование, аддитивные технологии, сквозные цифровые компетенции, деятельностный и проблемный подходы, этапы 3D печати модели, критерии оценки цифровых компетенций.

Annotation. At the present stage, additive technologies are becoming widely implemented and widespread in various areas of modern life and production. It is necessary to develop methodological approaches to the organization and implementation of training sessions using end-to-end digital technologies and 3D printing technologies. The article presents the experience of using additive technologies in the study of three-dimensional modeling by students in the educational process in the discipline "Computer Graphics" of the educational module "Information Technologies" of the universal bachelor's degree at NSPU. K. Minina. The

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.