Научная статья на тему 'АРТ-ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ПОДХОД К ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ПОДГОТОВКЕ БУДУЩЕГО УЧИТЕЛЯ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СРЕДЕ УНИВЕРСИТЕТА'

АРТ-ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ПОДХОД К ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ПОДГОТОВКЕ БУДУЩЕГО УЧИТЕЛЯ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СРЕДЕ УНИВЕРСИТЕТА Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
12
2
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
профессиональная подготовка / содержание образования / арт-педагогика / арт-педагогический подход / образовательная среда университета / professional training / content of education / art pedagogy / art pedagogical approach / educational environment of the university

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Шевченко Александр Владимирович

В статье рассматриваются концептуальные положения арт-педагогического подхода к профессиональной подготовке будущего учителя как методологического основания повышения качества в направлении гуманитаризации современного образования, его обращением к духовной сущности человека как приоритетной цели. С позиций отечественных ученых раскрывается необходимость интеграции педагогического и художественного потенциала в реализации содержания подготовки учителя на основе рационально-логического и эмоционально-образного познания педагогической действительности. В соответствии с целевыми ориентирами арт-педагогического подхода к организации образовательного процесса акцент ставится на использовании методов и средств арт-педагогики, потенциала искусства, обеспечивающих восприятие мира на основе когнитивной и чувственной сфер личности в их единстве. Это диктует необходимость обогащения содержания образования личностными смыслами, многозначностью ценностного мира, духовным опытом субъектов образовательного процесса, выхода за рамки дидакто-центрической направленности его организации. В статье рассматривается понятие художественно-эстетической среды как одного из важных компонентов образовательной среды университета, способствующей раскрытию духовно-нравственного потенциала студентов, их интеграции в пространство культуры и искусства, обеспечивающего создание необходимых условий для самореализации будущих учителей в различных видах художественно-творческой деятельности, в том числе профессиональной.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The article examines the conceptual provisions of the art-pedagogical approach to the professional training of a future teacher as a methodological basis for improving quality in the direction of humanitarization of modern education, its appeal to the spiritual essence of man as a priority goal. From the perspective of domestic scientists, the need for integration of pedagogical and artistic potential in the implementation of the content of teacher training on the basis of rational-logical and emotional-imaginative knowledge of pedagogical reality is revealed. In accordance with the target guidelines of the art-pedagogical approach to organizing the educational process, the emphasis is on the use of methods and means of art-pedagogy, the potential of art, providing the perception of the world based on the cognitive and sensory spheres of the individual in their unity. This dictates the need to enrich the content of education with personal meanings, the polysemy of the value world, the spiritual experience of the subjects of the educational process, and going beyond the didacto-centric orientation of its organization. The article examines the concept of artistic and aesthetic environment as one of the important components of the educational environment of the university, contributing to the disclosure of the spiritual and moral potential of students, their integration into the space of culture and art, ensuring the creation of the necessary conditions for the self-realization of future teachers in various types of artistic and creative activities, in including professional.

Текст научной работы на тему «АРТ-ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ПОДХОД К ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ПОДГОТОВКЕ БУДУЩЕГО УЧИТЕЛЯ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СРЕДЕ УНИВЕРСИТЕТА»

Рисунок 15. Удержания пистолета в 3-й рабочей зоне одной рукой

Рисунок 16. Удержания пистолета в 3-й рабочей

зоне двумя руками

При удержании пистолета в 3-й рабочей зоне одной рукой, слабая рука прижимается к груди, если не используется для опоры, удержания чего-либо или других служебных целей.

Выводы. Работа на практических занятиях с учетом рассмотренных наиболее часто допускаемых сотрудниками ОВД при обращении с пистолетом на службе ошибок, а также следование рекомендациям по правильному использованию «Рабочих зон» привьет сотруднику правоохранительных органов необходимые навыки и умения, а также позволит свести вероятность нарушения мер безопасности при обращении с огнестрельным оружием к минимуму.

Литература:

1. Милиционер стрелял в упор и нечаянно убил // Газетами. - URL: https://www.gazeta.ru/social/2010/01/30/3318298.shtml (дата обращения: 15.04.2023)

2. Обзор о практике применения сотрудниками органов внутренних дел физической силы, специальных средств и огнестрельного оружия при выполнении задач по охране общественного порядка // Письмо ДГСК МВД России в территориальные ОВД от 14.12.2021 № 21/8/20548.

3. Светличный, Е.Г. Обучение и развитие навыков обращения с огнестрельным оружием с использованием "слабой руки" в профессиональной подготовке курсантов и слушателей образовательных организаций системы МВД / Е.Г. Светличный, О.С. Лейнова // Материалы шестнадцатой международной научно-практической конференции: «Актуальные проблемы борьбы с преступлениями и иными правонарушениями» 02 февраля 2018 г. - Часть 2. - Барнаул. -2018.-С. 283-284

4. Светличный, Е.Г. Профессиональная подготовка сотрудников ОВД, как основа профессионализма и личной безопасности при обращении с огнестрельным оружием / Е.Г. Светличный, H.A. Нефедова, А.Э. Антоненко // Проблемы современного педагогического образования. - Ялта. - 2020. - Выпуск 68 (1). - С. 257-259

5. Светличный, Е.Г. Формирование навыков стрельбы из-за укрытия у обучающихся образовательных организаций МВД / Е.Г. Светличный, В.В. Шанько, A.A. Жамборов // Проблемы современного педагогического образования. - Ялта. -2021. - Выпуск 72 (2). - С. 238-242

6. Токарчук, P.E. Обучение сотрудников полиции по месту службы тактическим приемам безопасного обращения с огнестрельным оружием / P.E. Токарчук, Е.Г. Светличный // Вестник Краснодарского университета МВД России. - 2019. -№4(46).-С. 138-144

Педагогика

УДК 378.1

преподаватель Шевченко Александр Владимирович

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Петрозаводский государственный университет» (г. Петрозаводск)

АРТ-ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ПОДХОД К ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ПОДГОТОВКЕ БУДУЩЕГО УЧИТЕЛЯ В

ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СРЕДЕ УНИВЕРСИТЕТА

Аннотация. В статье рассматриваются концептуальные положения арт-педагогического подхода к профессиональной подготовке будущего учителя как методологического основания повышения качества в направлении гуманитаризации современного образования, его обращением к духовной сущности человека как приоритетной цели. С позиций отечественных ученых раскрывается необходимость интеграции педагогического и художественного потенциала в реализации содержания подготовки учителя на основе рационально-логического и эмоционально-образного познания педагогической действительности. В соответствии с целевыми ориентирами арт-педагогического подхода к организации образовательного процесса акцент ставится на использовании методов и средств арт-педагогики, потенциала искусства, обеспечивающих восприятие мира на основе когнитивной и чувственной сфер личности в их единстве. Это диктует необходимость обогащения содержания образования личностными смыслами, многозначностью ценностного мира, духовным опытом субъектов образовательного процесса, выхода за рамки дидакто-центрической направленности его организации. В статье рассматривается понятие художественно-эстетической среды как одного из важных компонентов образовательной среды университета, способствующей раскрытию духовно-нравственного потенциала студентов, их интеграции в пространство культуры и искусства, обеспечивающего создание необходимых условий для самореализации будущих учителей в различных видах художественно-творческой деятельности, в том числе профессиональной.

Ключевые слова: профессиональная подготовка, содержание образования, арт-педагогика, арт-педагогический подход, образовательная среда университета.

Annotation. The article examines the conceptual provisions of the art-pedagogical approach to the professional training of a future teacher as a methodological basis for improving quality in the direction of humanitarization of modern education, its appeal to the spiritual essence of man as a priority goal. From the perspective of domestic scientists, the need for integration of pedagogical and artistic potential in the implementation of the content of teacher training on the basis of rational-logical and emotional-

imaginative knowledge of pedagogical reality is revealed. In accordance with the target guidelines of the art-pedagogical approach to organizing the educational process, the emphasis is on the use of methods and means of art-pedagogy, the potential of art, providing the perception of the world based on the cognitive and sensory spheres of the individual in their unity. This dictates the need to enrich the content of education with personal meanings, the polysemy of the value world, the spiritual experience of the subjects of the educational process, and going beyond the didacto-centric orientation of its organization. The article examines the concept of artistic and aesthetic environment as one of the important components of the educational environment of the university, contributing to the disclosure of the spiritual and moral potential of students, their integration into the space of culture and art, ensuring the creation of the necessary conditions for the self-realization of future teachers in various types of artistic and creative activities, in including professional.

Key words: professional training, content of education, art pedagogy, art pedagogical approach, educational environment of the university.

Введение. Сегодня в современном отечественном образовании ведутся поиски инновационных методов, средств и технологий с целью формирования творческой личности учителя в процессе профессиональной подготовки. Одним из приоритетных трендов в этом направлении является арт-педагогика как направление в структуре наук о воспитании и обучении, основанное на синтезе и интегративном взаимодействии педагогического знания и искусства, ориентированное на устранение формально-технократического подхода в организации образовательного процесса. Концептуальным положением, которое лежит в основе арт-педагогического подхода, является то, что познание мироустройства, всего того, что происходит в жизни каждого человека, происходит на основе рационально-логического и эмоционально-образного мышления, когнитивной и чувственной сфер личности в их единстве.

Вместе с тем в настоящий момент доминирующей установкой в практике организации образовательного процесса является ориентация на когнитивный, дидактический контекст погружения студентов в содержание конкретной учебной дисциплины, где приоритет формирования необходимых знаний не подкрепляется их восприятием и осмыслением на эмоциональном уровне. В этом случае происходит нарушение необходимой взаимосвязи и единства естественно-научной и культурно-гуманитарной форм познания действительности, что лишает приобретаемых знаний их духовной составляющей, не вызывая эмоционально-оценочных суждений и личностного отношения обучающихся к этим знаниям.

Изложение основного материала статьи. Проблемы, связанные с трансформацией организации педагогического процесса на основе интеграции рационально-логического и эмоционально-образного восприятия учебной информации, находятся в поле научных интересов отечественных ученых, таких как Е.В. Бондаревская, Н.В. Бордовская, О.С. Булатова, И.А. Колесникова, В.В. Краевский, Ю.В. Сенько, Н.Ю. Сергеева и многих других. Функция гуманитаризации профессиональной подготовки учителя, как одна из основополагающих в педагогической науке, рассматривается как:

• обеспечение обогащения содержания образования знаниями о человеке, человечестве и человечности (В.В. Краевский) [5, С. 6]);

• трансляция духовного опыта педагога через взаимодействие с обучающимися на основе открытия их личностного эмоционально-оценочного отношения к миру, жизнедеятельности (Ю.В. Сенько) [6, С. 7]);

• подлинный диалог и ценностно-смысловое равенство субъектов образования; динамика изменения их жизненной позиции от «технократизма к утверждению человеческого измерения как приоритетной цели» (И.А. Колесникова) [4, С. 87];

• создание в учебно-познавательной деятельности со стороны педагога условий для приобретения личностных смыслов обучающихся, окрашенных жизненным опытом, их активного включения в пространство культуры, где педагог выполняет функцию ее транслятора, оказывая поддержку в стремлении воспитанников к творческой самореализации (Е.В. Бондаревская) [8, С. 53];

• синтез педагогического и художественного потенциала в реализации содержания профессиональной подготовки будущего учителя на основе рационального и иррационального взаимодействия, творческой событийности, сотворчества и самовыражения субъектов образовательного процесса с использованием средств искусства (Н.Ю. Сергеева) [7, С. 19].

Исходя их этих положений, арт-педагогический подход как теоретическое и методологическое основание способствует гуманитаризации педагогического образования через опосредованную реализацию на практике средствами искусства функции «очеловечивания», духовности, выявления многозначности субъективных смыслов и личностных ценностных установок будущих учителей. Системное включение в преподавание педагогических дисциплин логико-когнитивного и эмоционально-образного элементов с использованием средств арт-педагогики, как взаимодополняющих на уровне целевых установок, отбора содержания, методов и приемов в организации образовательного процесса, обеспечивает интеграцию духовно-нравственного, учебно-познавательного и художественно-эстетического компонентов в профессиональной подготовке будущих учителей, выступающих в триединстве «добра, истины и красоты».

Восприятие на личностном уровне рационального и иррационального контекста в содержании дисциплин позволяет студентам усваивать учебный материал не только на уровне постижения в строго академическом представлении научных теорий и фактов, но и способствует порождению смыслов, опосредованных их жизненным опытом и ситуациями, которые по преимуществу всегда связаны с эмоциональным к ним отношением. Это предоставляет обучающимся возможность усвоения содержания учебной информации в соответствии с их индивидуальными особенностями не только на уровне рационального ее осмысления, но и подкрепленной эмоционально-образным контентом, личным опытом в ее восприятии и присвоении. Как правило, принятие учебной информации происходит более успешно, если она оказывает воздействие на рационально-логические и эмоционально-образные сферы восприятия в их единстве. В связи с этим преподаватель вуза уже на этапе проектирования учебного занятия должен ориентироваться на необходимость отбора методов, приемов и средств, которые бы способствовали обогащению рационального его содержания за счет эмоционально-образного отражения, ориентированного не только на формирование интеллектуальных способностей, но и духовно-нравственных качеств студентов, воздействуя на их чувства и эмоции.

Сегодня в современном педагогическом образовании в контексте арт-педагогического подхода наметилась тенденция обоснования необходимости выявления педагогического потенциала искусства, а также его реализации в профессиональной деятельности педагога, когда он выступает не только как транслятор определенных знаний и навыков, но и может проявить себя в роли режиссера, драматурга, артиста в учебном процессе. Исследователями в области арт-педагогики обосновывается положение о том, что использование художественно-образных элементов в практике образовательного процесса должно стать одной из главных, а не второстепенных единиц учебного занятия, его систематизирующим фактором на основе интеграции логико-когнитивного и эмоционально-образного погружения обучающихся в содержания учебной информации.

Арт-педагогический подход к профессиональной подготовке будущего учителя предусматривает использование педагогического потенциала произведений искусства в дисциплинах гуманитарного цикла, включение обучающихся в различные виды художественной деятельности, проявление их творческой активности, готовности к решению целого комплекса педагогических задач обучения и воспитания в образовательном процессе современной школы с применением

средств искусства. Реализация арт-иедагогического подхода происходит в процессе актуализации пережитого обучающимися на эмоциональном уровне их жизненного опыта в связи с рассматриваемой учебной проблемой; через логику восприятия теоретического содержания учебного материала в сочетании с его эмоциональной оценкой на уровне субъективных смыслов и личностного к нему отношения; при углублении значения основных понятий дисциплины с использованием метафоры, сопоставления, сравнения и аналогии, художественных образов и текстов [9, С. 71].

Профессиональная подготовка студентов в контексте арт-педагогического подхода предполагает интеграцию ценностно - мотивационного, рефлексивно - когнитивного, коммуникативно-интерактивного и креативно-деятельностного ее компонентов на основе взаимосвязи педагогической и художественной деятельности, готовности к осуществлению этой взаимосвязи еще на этапе обучения в вузе, выступающей основанием прогнозируемой профессиональной деятельности в будущем.

Ценностно-мотивационный компонент включает в себя осознание и принятие студентами необходимости использования арсенала средств, методов и приемов арт-педагогики в образовательном процессе, проявление интереса к различным видам арт-педагогической деятельности, в основе которой лежит потребность в реализации профессиональных целей и задач средствами искусства как ценность.

Рефлексивно-когнитивный компонент предполагает широту эстетического миропонимания, развитие кругозора студентов в различных видах искусства; анализ возможностей использования художественных средств в педагогическом процессе, в раскрытии содержания каждого конкретного учебного занятия; критичность мышления, способность к оценке педагогических явлений, ситуаций на основе собственного жизненного опыта как синтеза знаний и эмоционального отношения к существующей действительности.

Коммуникативно-интерактивный компонент обеспечивает гуманно-личностное взаимодействие субъектов образовательного процесса за счет формирования навыков общения будущих учителей на основе эмпатии, толерантности, положительной аттракции, другодоминантности, а также предполагает развитие способностей активного самовыражения, педагогического артистизма как особого эмоционально-образного личностного проявления, ораторского мастерства и харизматичности, оригинальности и своеобразия в коммуникативном взаимодействии.

Креативно-деятельностный компонент предусматривает включение студентов в различные виды творческой деятельности на основе взаимосвязи педагогического и художественного творчества, ее самостоятельной организации и осуществления; формирование способности порождать в сознании образы и ассоциации, выстраивать из них новые конфигурации; проявление активности, индивидуального творческого стиля педагогической деятельности с использованием средств искусства.

На современном этапе отечественное образование рассматривается как вхождение человека в пространство культуры, ориентированного на формирование культурных смыслов во всех сферах жизнедеятельности, в том числе профессиональной. Узко-предметный, рациональный, репродуктивный контекст содержания образования и связанные с этим методы познания все больше уступают место метапредметным, иррациональным, творческим способам учебно-познавательной деятельности будущих учителей, выводя их на новый уровень эмоционально-личностного восприятия мира, себя в этом мире и в профессии. Ценностной установкой гуманитарного образования выступает знание, связанное с личностными смыслами, способностями, жизненным опытом обучающихся, которые находят свое отражение в непосредственных человеческих чувствах и эмоциях, что вызывает необходимость сохранения единства естественнонаучной и культурно-гуманитарной форм познания действительности, в том числе с использованием средств искусства.

Арт-педагогический подход к профессиональной подготовке учителей предполагает создание культурно-созидательной, гуманитарной среды университета, ориентированной на обогащение духовно-нравственного и творческого потенциала будущих специалистов, их интеграцию в культурное пространство учебного заведения, обеспечивающего создание необходимых условий для самореализации студентов в пространстве культуры, в том числе профессиональной. Особое внимание в процессе модернизации отечественного образования уделяется повышению качества профессиональной подготовки специалистов, что связано с необходимостью обогащения ее гуманитарной составляющей, обращенностью к человеку, его духовным ценностям, личностным смыслам, приоритетным ориентирам жизнедеятельности, которые оказывают непосредственное влияние на развитие как общекультурных, так и профессиональных компетенций студентов в образовательном процессе университета.

Исследователи рассматривают арт-педагогику как феномен интеграции образования, культуры и искусства в профессиональной подготовке будущего учителя, где системообразующими компонентами этого нового направления педагогического знания в контексте арт-педагогического подхода являются:

- обоснование основных концептуальных положений в формировании общей и профессионально-педагогической культуры студентов на основе признания ценностей искусства в духовно-нравственном их становлении;

- использование воспитательного потенциала искусства и художественной культуры в дисциплинах педагогического цикла для достижения более эффективных образовательных результатов;

- развитие у будущих учителей творческих способностей в организации образовательного процесса на основе интеграции профессионально-педагогической и художественно-эстетической деятельности;

- разработка методов и технологий в раскрытии творческого потенциала обучающихся средствами искусства, навыков коммуникации на основе культурно-этических норм в выстраивании гуманно-личностных отношений «педагог-ученик» [2; 7; 9; 10].

Использование методов арт-педагогики в процессе профессиональной подготовки будущих учителей способствует созданию полифоничной культурно-образовательной среды, где происходит разрушение формализма, алгоритмов и шаблонов в коммуникативном взаимодействии «преподаватель-студент» с ориентацией на раскрытие их творческого потенциала на основе взаимосвязи педагогической и художественно-эстетической деятельности. При этом искусство является тем фактором, который способствует созданию комфортных психологических условий для эмоционального восприятия и осмысления содержания педагогических наук, наполняя его личностным духовным опытом, ценностями человечности в противовес формальному усвоению знаний. Методы и приемы арт-педагогики в организации образовательного процесса направлены не столько на овладение специальными

навыками (изобразительными, литературными, музыкальными и т.д.), сколько на развитие у будущих учителей способности к самовыражению, коммуникации, проявлению тонкости чувств, творческой индивидуальности в различных видах педагогической деятельности.

Использование потенциала полихудожественной образовательной среды как одного из важных составляющих компонентов общеуниверситетской среды, включение в организацию профессиональной подготовки будущих учителей методов и технологий арт-педагогики обеспечивают условия для формирования их ценностных отношений, способности к более тонкому эмоциональному восприятию педагогической действительности, мира детства в контексте гуманистической направленности современного образования. Воспитательный нарратив искусства, его способность к передаче тончайших

эмоциональных переживаний в образной форме ко всему происходящему в жизни, способствует обогащению творческого опыта студентов, который положительно трансформируется в их будущей педагогической деятельности.

Организация инновационной образовательной среды университета, обладающей созидающим воспитательным потенциалом, является важным условием в достижении качества профессиональной подготовки будущих учителей. Образовательная среда рассматривается исследователями как:

- очерченное педагогическое пространство, обеспечивающее формирование «человека культуры», способного к самореализации в различных видах созидательной деятельности, в том числе и профессиональной;

- система социально ценностных обстоятельств и условий, способствующих интеграции обучающихся в современную культуру социума;

- источник образовательных инноваций, которые связаны не только с процессом обучения, но и с внеаудиторной деятельностью студентов, участием в творческих коллективах по интересам, что служит «стержнем» их профессионально-личностного развития;

- общее университетское пространство, основанное на его традициях и ценностях в установлении морально-психологического климата и взаимной ответственности в общих делах всех субъектов образовательного процесса, определяющих имидж и статус университета [1; 3].

В структуре образовательной среды вуза в контексте арт-педагогического подхода определяющим является ее художественно - эстетический компонент, включающий:

1) использование в образовательном процессе гуманитарных дисциплин и дисциплин эстетического цикла педагогического потенциала искусства на основе междисциплинарных связей и программ их реализации;

2) внеаудиторную деятельность студентов, связанную с их самореализацией в различных видах художественно-творческой деятельности (камерный хор, фольклорные вокальные и танцевальные коллективы, студии театрального, декоративно-прикладного и изобразительного искусства, клубы авторской песни и фотолюбителей);

3) педагогическую практику студентов в учреждениях общего и дополнительного образования на основе системной сопряженности общепедагогической и художественно-эстетической ее направленности, целевой установкой которой является изучение опыта и организация различных форм художественной деятельности школьников; проведение занятий с использованием методов и средств арт-педагогики;

4) организацию исследовательской деятельности студентов по проблемам эстетического воспитания детей (представление результатов на защите курсовых и выпускных квалификационных работ, конференциях, в публикациях научных статей, участие в проектах и конкурсах).

Выводы. Включение художественно-эстетического компонента в содержание профессиональной подготовки будущих учителей обладает большим потенциалом духовного обогащения их ценностно - смысловых ориентаций в контексте гуманистической парадигмы, формируя способность к подлинному диалогу на основе сопричастности к раскрытию внутреннего мира своих воспитанников. Процесс профессионального становления учителя должен быть ориентирован на взаимодействие в контексте принципов гуманизма с обучающимися и их родителями, детскими сообществами и коллегами.

Интерес к педагогической профессии, любовь к детям, особое внимание к проявлению детских чувств и эмоций, стремление к обогащению духовно-нравственной культуры, искусство общения, владение словом и мастерством убеждения - ценности не только профессионально-педагогические, но и эстетические. Погружение студентов в различные виды деятельности с использованием средств искусства в контексте арт-педагогического подхода в образовательной среде университета является условием обогащения их духовного и эмоционального восприятия педагогической действительности, повышения уровня профессионально-педагогической культуры, компетентности, самоопределения в профессии в целом.

Литература:

1. Борытко, Н.М. Пространство воспитания: образ бытия / Н.М. Борытко. - Волгоград: Перемена, 2000. - 225 с.

2. Булатова, О.С. Арт-педагогический подход в образовании: монография / О.С. Булатова. - Тюмень: Изд-во ТГУ, 2004.-230 с.

3. Козырев, В.А. Педагогический университет как источник образовательных инноваций в высшем педагогическом образовании / В.А. Козырев. - СПб: Изд-во РГПУ им. А.И. Герцена, 2005. - 305 с.

4. Колесникова, И.А. Гуманитаризация непрерывного образования - одно из направлений модернизации российского общества/И.А. Колесникова// Социально-гуманитарные знания. -2004. -№1. - С. 86-107

5. Краевский, В.В. Содержание образования: вперёд к прошлому / В.В. Краевский. - М.: Педагогическое общество России, 2001. - 35 с.

6. Сенько, Ю.В. Педагогика понимания / Ю.В. Сенько, М.Н. Флоренская. - М.: Дрофа, 2007. - 189 с.

7. Сергеева,Ю.С. Арт-педагогика как ресурс гуманитаризации непрерывного образования/ Ю.С. Сергеева // Непрерывное образование: XXI век. - Петрозаводск: ПетрГУ. - 2014. - № 2 (6). - С. 11-22

8. Степанов, Е.Н. Педагогу о современных подходах и концепциях воспитания / Е.Н. Степанов, Л.М. Лузина. - М.: ТЦ Сфера, 2002. - 160 с.

9. Тяглова, С.А. Творческая технология арт - педагогического подхода в подготовке учителя / С.А. Тяглова // Педагогический журнал. - 2015. - № 6,- С. 66-82

10. Христидис, Т.В. Арт-педагогика как область научно-практического знания / Т.В. Христидис // Вестник МГУКИ. -2016.-№6(74).-С. 140-145

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.