Научная статья на тему 'Формирование педагогического менеджмента и самоменеджмента при подготовке учителя химии'

Формирование педагогического менеджмента и самоменеджмента при подготовке учителя химии Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
337
116
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СТУДЕНТ / МЕТОДИКА ОБУЧЕНИЯ ХИМИИ / МЕНЕДЖМЕНТ / САМОМЕНЕДЖМЕНТ / ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ПРАКТИКА

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Космодемьянская С. С.

В данной статье подчеркивается, что решение проблемы развития менеджмента молодого специалиста и самоменеджмента студента вуза как будущего учителя химии в ответ на изменяющиеся требования и запросы общества невозможно без комплексного исследования данного вопроса через совершенствование методики преподавания химии.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Формирование педагогического менеджмента и самоменеджмента при подготовке учителя химии»

УДК 378

ФОРМИРОВАНИЕ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО МЕНЕДЖМЕНТА И САМОМЕНЕДЖМЕНТА ПРИ ПОДГОТОВКЕ УЧИТЕЛЯ ХИМИИ

С.С.Космодемьянская

В данной статье подчеркивается, что решение проблемы развития менеджмента молодого специалиста и самоменеджмента студента вуза как будущего учителя химии в ответ на изменяющиеся требования и запросы общества невозможно без комплексного исследования данного вопроса через совершенствование методики преподавания химии.

Ключевые слова: студент, методика обучения химии, менеджмент, самоменеджмент, педагогическая практика.

Современное российское общество предъявляет сейчас совершенно новые требования к характеристикам выпускника вуза как к уже практически сформировавшемуся молодому специалисту. Анализ реализации государственных проектов (Национальная доктрина образования Российской Федерации, Федеральный государственный образовательный стандарт нового поколения, программа «Развитие образования на 2013-2020 годы» и др.) показал актуальность вопроса подготовки педагогических кадров, владеющих глубокими профильными знаниями, готовых практически с первых дней работы в школе показать педагогическое мастерство проведения урока, успешных во всех областях профессиональной деятельности.

Мы полагаем, что в процессе изучения методических дисциплин и прохождения педагогической практики по химии в базовых школах происходит формирование самоменеджмента студента. При этом студент плавно погружается в профессиональную деятельность и позиционирует себя как молодой специалист, владеющий навыком педагогического менеджмента и имеющий возможность для формирования личности успешного ученика.

Анализ практики преподавания в вузе по педагогическому направлению показал стремление большей части студентов соответствовать новым запросам общества и требованиям работодателя (школы). Но это желание студентов должно преодолеть трудности, связанные с недостаточно выработанным в школе навыком правильного распределения своего времени. Таким образом,

возникает несоответствие между желанием и умением студентов конструировать собственный менеджмент в различных областях деятельности: образовательной (обучение) и профессиональной (педагогическая практика в школах). Постепенный перенос акцента в работе преподавателя вуза от традиционных способов ведения аудиторных занятий (лекции и практикум) на повышение доли самостоятельной работы студентов способствует саморазвитию и самовоспитанию студентов, формирует их собственную систему организации труда. Основываясь на передовой педагогический опыт и обобщение собственного опыта (педагогический стаж более 25 лет) мы рассмотрели возможные пути решения вопроса формирования менеджмента молодого специалиста и самоменеджмента студента как будущего учителя химии.

Достаточно часто понятие «менеджмент» связывают с понятиями «управление» или «руководство», хотя они не равнозначны. Кроме научных теоретических знаний молодому учителю химии необходимы талант и умение применять полученные знания, действовать психологически и педагогически правильно в любой ситуации, возникающей в школе. Необходимо сформировать и отработать умение руководить ученическим коллективом не только на уроке химии, но и во внешкольной жизни (например, в ходе выполнения внеклассных мероприятий). Поэтому понятие «менеджмент» не является идентичным понятию «управление», так как первое подразумевает, в первую очередь, работу с людьми. Менеджмент классного коллектива на уроке химии подразумевает всю совокупность мероприятий, направленную на достижение поставленных учителем целей урока.

Для использования личностно-ориентированного подхода в обучении химии мы предлагаем студентам обратить внимание на технологический подход процесса обучения. При этом проблемы обучения, воспитания и развития учащихся на уроках химии и во внеурочное время требуют разработки комплексного системообразующего фактора в преподавании химии [1, с.78-79]. Именно он представляет собой руководство учебно-воспитательного процесса

через реализацию сформировавшегося педагогического менеджмента молодого учителя.

Долгое время позиция учителя ассоциировалась как единственный источник информации для ученика. Сейчас практика показывает возможности использования вариативности и многопрофильности источников получения информации для учеников, а менторский и командно-административный стиль учителя уже давно не принимается современной молодежью. Поэтому молодой учитель на уроках химии должен умело сочетать применение навыка педагогического менеджмента (руководство классом) и навыка сотрудничества (содействия) с ученическим коллективом. Хотя в настоящее время применение активных методов обучения не является чем-то новым, используемые преподавателем формы и методы работы определяются вовлечением студентов в практическое понимание материала. Итак, повышение качества подготовки молодых специалистов по химии должно быть максимально приближено к реальной профессиональной деятельности через практикоориентированность образования [2, с. 198-199].

Суть менеджмента молодого специалиста заключается в реализации организационного управления, формировании структуры деятельности учащихся и самого учителя, выработке решения и механизма его реализации. Поэтому учитель не доминирует в процессе обучения, а ученики являются со-ведущими урока. В результате всего вышесказанного создаются оптимальные условия для нормальной работы учащихся на уроке и решения поставленных учителем цели и задач.

Практика проведения методических занятий показывает, что учитель химии, владеющий педагогическим менеджментом, как и экономический менеджер, решает основные вопросы алгоритма процесса:

- подготовка и проведение урока с применением технологического подхода по внутри-, меж- и метапредметным связям при изучении учебного материала;

- разработка и выполнение демонстрационного и ученического химического эксперимента, а так же применение наглядности иного вида (видеофрагмент,

мультимедийная презентация, виртуальная химическая лаборатория, конструирование моделей в формате 3Б и т.д.);

- применение инноваций, то есть использование элементов современных педагогических технологий для конструирования запоминающегося материала на уроке, проведение педагогического эксперимента для более полного корректирования своей деятельности как учителя-исследователя;

- кадровый анализ, то есть применение индивидуально-дифференцированного подхода в обучении химии с целью мотивации учащихся для полного и глубокого изучения науки;

- эккаунтинг как непрекращающаяся педагогическая деятельность учителя химии по учету и анализу качества обучения. Сюда входит сам учет результатов обучения, диагностика и мониторинг для полного использования потенциала учащихся (и самого молодого учителя). Данная практика изложена подробнее в учебном пособии «Методика обучения химии» (авторы С.С..Космодемьянская, С.И.Гильманшина. Казань: ТГГПУ. 2011. 136 с.).

Таким образом, педагогический менеджмент рассматривается как определенная система принципов, методов, организационных форм и технологических приемов (подходов) руководства учебно-воспитательным процессом с целью дальнейшего повышения его эффективности при изучении школьного курса химии. Главной составляющей менеджмента в деятельности учителя является целеполагание. В ходе занятий по методическим дисциплинам студенты 3-4-х курсов демонстрируют фрагменты урока, при этом учитывается цель самого урока и микроцели по основным его компонентам. Только озвучив цель/микроцель перед выполнением конкретного этапа урока можно идти к формулированию выводов на основе полученных данных. При использовании студентами проблемного или исследовательского подхода на уроках химии формулирование цели определяет и некую поэтапность ее реализации через анализ алгоритмов, формирующих учениками.

Следующей характеристикой педагогического менеджмента является управление рисками (риск-менеджмент). Современные дети часто

характеризуются как личности с нестабильным психическим состоянием, поэтому необходимо учитывать роль учителя как субъекта образовательной среды при выборе оптимального варианта психоло-педагогической подготовки студентов [3] к профессиональной деятельности независимо от специализации. Практика показала, что применение кейс-метода на занятиях по методическим дисциплинам стимулирует студентов при анализе школьных педагогических и методических ситуаций, позволяет находить оптимальный выход при наличии вариативности решений. Этот метод предназначен для развития навыков «учительского менеджмента». Наблюдения и анализ результатов деятельности студентов в ходе педагогической практики подтверждают, что студенты, имеющие навык педагогического менеджмента, чувствуют себя более уверенно при подготовке к уроку и во время его проведения, реагируют вполне адекватно и методически правильно на «живые детские» вопросы независимо от возраста учащихся - от 8-го до 11-го классов. Данную методику на занятиях применяем уже давно, что положительно сказывается на результативности педагогической практики студентов по химии. В ходе аудиторных занятий студенты имеют возможность проанализировать видеофрагменты уроков, сделанные в ходе педагогической практики. Например, студенты 3-го курса, начинающие изучение методических дисциплин («Методика обучения и воспитания в области химии», «Теория и методика обучения химии» и др.), анализируют видеофрагменты уроков студентов 4-5-х курсов. Это позволяет решать задачи по формированию самоменеджмента и педагогического менеджмента, помогает начинающим учителям понять реалии педагогической деятельности. Параллельно предлагаем студентам посещение уроков, проводимых старшекурсниками. Так, студенты 3-го курса посещают уроки четверокурсников, а они присутствуют и анализируют уроки пятикурсников. Примечательно, что более 80% студентов указывают на необходимость организации такой практики, позволяющей реально ощутить особенности педагогической профессии. Более 50% опрошенных студентов после анализа фрагментов уроков хотят проходить практику в той или иной конкретной

школе. Такое плавное погружение в педагогическую практику способствует формированию педагогического менеджмента студентов в процессе обучения в вузе. В результате вышесказанного происходит формирование успешного в различных областях молодого специалиста, а только такой учитель сможет воспитать успешных учащихся (подробнее в нашей статье «От успешного специалиста - к успешному учителю», опубликованной в «Казанском педагогическом журнале», 2006. №5. С. 31-36).

Итак, педагогическая практика по химии действует как индикатор готовности студента к педагогической деятельности, определяя уровень сформированности педагогического менеджмента специалиста.

Молодой учитель должен правильно организовать личное время (тайм-менеджмент) для получения наибольшей возможности его использования как основного ресурса человека. Самоменеджмент студента, будущего учителя химии, рассматривается в настоящее время как владение техники правильного использования своего времени с наименьшими затратами.

По программе ЬБМ МООБЬЕ мы разработали электронный образовательный ресурс «Теория и методика обучения химии» [4] для студентов 3-4-х курсов. Обучающиеся имеют возможность самостоятельно распределить свое время для теоретического изучения материала (курс лекций) и выполнения заданий по методическим рекомендациям (составление глоссария, разработка конспектов уроков и внеклассных мероприятий по химии с учетом творческих заданий, фиксированный анализ и самоанализ уроков или внеклассных мероприятий). Проанализировав опыт работы по балльно-рейтинговой системе в вузе (ТГГПУ, КФУ), выявили, что данный вид самостоятельной работы студентов представляет собой более сложный вариант формирования алгоритмической культуры студентов для развития менеджмента личного времени и образовательного пространства. К сожалению, почти 14% студентов 4-го курса, участвующих в адаптации дистанционного курса, испытали определенные трудности в формировании и отправке ответов

на задания, объясняя их субъективными причинами (например, «не хватило времени», «не успел», «забыл», «не умею»).

Таким образом, проблема формирования самоменеджмента студента и педагогического менеджмента молодого специалиста неразрывно взаимосвязаны и дополняют друг друга. Основные задачи формирования навыка менеджмента студента и будущего учителя следующие: постановка цели (плюс микроцели), планирование, принятие решений, организация и реализация, коммуникации (умение общаться в новых коллективах -ученическом и педагогическом), контроль (анализ и самоанализ деятельности).

Источники:

1. Гильманшина С.И. Камасина А.Р. Формирование у студентов ценностно-смысловой компетенции на основе проектного обучения химии // Alma mater (Вестник высшей школы). 2013. №1. С.78-81.

2. Осипов П.Н. Воспитание и самовоспитание конкурентоспособных специалистов как приоритет современного образования // Вестник Казанского технол. ун-та. 2013. №16. С.198-204.

3. Баянова Л.Р. Психометрическая оценка методики по выявлению нормативных представлений студентов как субъектов образовательной среды // Казанский педагогический журнал. 2013. №2 (97). С.147-152.

4. Электронный образовательный ресурс «Теория и методика обучения химии» [Электронный ресурс]: http://tulpar.kpfu.ru/course/view.php?id=355

References:

1. Gil'manshina S.I., Kamasina A.R. Formirovanie u studentov cennostno-smy'slovoy kompetencii na osnove proektnogo obucheniya himii // Alma mater (Vestnik vy'sshey shkoly'). 2013. №1. S.78-81.

2. Osipov P.N. Vospitanie i samovospitanie konkurentosposobny'h specialistov kak prioritet sovremennogo obrazovaniya // Vestnik Kazanskogo tehnol. un-ta. 2013. №16. S.198-204.

3. Bayanova L.R. Psihometricheskaya ocenka metodiki po vy'yavleniyu normativny'h predstavleniy studentov kak sub'ektov obrazovatel'noy sredy' // Kazanskiy pedagogicheskiy jurnal. 2013. №2 (97). S.147-152.

4. E'lektronny'y obrazovatel'ny'y resurs «Teoriya i metodika obucheniya himii»

Зарегистрирована 17.02.2014

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.