Научная статья на тему 'Электронный образовательный ресурс и кейс-технологии как средства становления будущего учителя химии'

Электронный образовательный ресурс и кейс-технологии как средства становления будущего учителя химии Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
330
82
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЭЛЕКТРОННЫЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ РЕСУРС / ELECTRONIC EDUCATIONAL RESOURCE / МЕТОДИКА ОБУЧЕНИЯ ХИМИИ В ВЫСШЕЙ ШКОЛЕ / TECHNIQUE OF TEACHING TRAINING CHEMISTRY IN HIGHER SCHOOL / СТУДЕНТ / STUDENT / ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / PROFESSIONAL EDUCATION / МЕТОД КЕЙСОВ / CASE STUDY METHOD

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Космодемьянская С.С.

В статье анализируются особенности применения электронного образовательного ресурса и кейс-технологий для профессионального становления будущего учителя химии.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Космодемьянская С.С.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Электронный образовательный ресурс и кейс-технологии как средства становления будущего учителя химии»

УДК 378

С. С. Космодемьянская

электронный образовательный ресурс и кеис-технологии как средства

СТАНОВЛЕНИЯ БУДУЩЕГО УЧИТЕЛЯ ХИМИИ

Ключевые слова: электронный образовательный ресурс, методика обучения химии в высшей школе, студент,

профессиональное образование, метод кейсов.

В статье анализируются особенности применения электронного образовательного ресурса и кейс-технологий для профессионального становления будущего учителя химии.

Keywords: electronic educational resource, technique of teaching training chemistry in higher school, a student,

professional education, case study method.

The article analyses the peculiarities of use of electronic educational resource and case- technologies for the professional development offuture teachers of chemistry.

В настоящее время в нашей стране определена тенденция долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года, что, определенным образом, было обусловлено вступлением России во Всемирную торговую организацию в 2012 году. Эта тенденция предполагает прямую зависимость уровня конкурентоспособности российской экономики от уровня подготовки

конкурентоспособных специалистов и определена, таким образом, качеством профессиональной подготовки кадров. А конкурентоспособный специалист рассматривается как человек, который не только удовлетворяет потребностям рынка труда по своим профессиональным, психологическим, нравственным и другим качествам, но и при обладании быстрой адаптивности к меняющимся условиям жизни способен принимать решения и нести за них ответственность [1]. Нефтегазохимическая отрасль, как одно из наиболее перспективных направлений развития экономики страны, предполагает высокий уровень соответствующих специалистов. Таким образом, вузами получен социальный заказ общества на подготовку компетентных специалистов для создания и развития на территории России шести территориальных нефтехимических кластеров (в том числе и Поволжского). Естественно, что особую роль в этой программе играет профессиональная подготовка будущих учителей химии образовательных организаций.

В Федеральном законе «Об образовании в Российской Федерации» указывается, что педагогические работники обязаны «развивать у обучающихся познавательную активность, самостоятельность, инициативу, творческие способности» [2].

Формирование будущего учителя химии имеет свои особенности, так как данная профессия основывается на планомерном и систематическом самовоспитании и саморазвитии специалиста. Это подтверждается практикой: на курсах повышения квалификации и переподготовки работников образования Республики Татарстан сами учителя химии отмечают, что «...у нас особая работа -учиться на протяжении всей жизни, если этот

процесс немного притормозится, то мы уже не успеем за своими учениками и будем им неинтересны».

Все вышесказанное говорит об актуальности совершенствования методики подготовки студентов как будущих учителей химии.

В настоящее время возникает несоответствие между социальным запросом общества на подготовку специалистов, быстро реагирующих на возникающие изменения в развитии страны, и классически-консервативной системой подготовки педагогических кадров, ориентированной на определенную стабильность в окружающем мире.

Современная методика преподавания химии учитывает наличие целого комплекса условий становления будущего специалиста. К ним относятся (по разным классификациям) педагогические, психологические,

профессионально-личностные и другие. В этой статье остановились на оптимальном сочетании цифровых (электронный образовательный ресурс) и коммуникативных (метод кейс-технологий) технологий.

Практический педагогический опыт преподавания методических дисциплин потребовал определенного корректирования в организации профессиональной подготовки студентов как будущих учителей химии. При этом мы основывались на анализе передового научно-педагогического опыта и на обобщении личного педагогического опыта - обучение в педагогическом вузе, 5-тилетняя (прямая и косвенная) педагогическая практика в период обучения, педагогический стаж 25 лет, руководство педагогической практикой студентов на протяжении последних 8-ми лет.

Современное обучение химии

характеризуется широким распространением инноваций в сфере отечественного образования, что происходит через реализацию Федеральной целевой программы развития образования на период 20112015 годах [3]. В этой программе рассматривается не только внедрение, но и эффективное использование новых информационных сервисов,

систем и технологий обучения, электронных образовательных ресурсов нового поколения.

Постановление Правительства РФ «О национальной Доктрине образования в Российской Федерации» по развитию отечественного образования на период до 2025 г. определяет актуальность развития дистанционного образования, создания программ, реализующих информационные технологии в образовании.

В настоящее время практически во всех вузах страны применяются электронные образовательные ресурсы по обучаемым дисциплинам. Эти ЭОР рассматриваются как продукты, которые способны привлечь внимание студента, мотивировать его для изучения предмета, организовать самостоятельную работу для постепенного погружения в предметную область [4]. Все это достигается за счет применения современных технологий визуализации

предоставляемой информации; наличия удобных в использовании средств работы с учебным материалом в любом месте при использовании различных устройств; формирования высокого уровня общения систем «обучающий -преподаватель» и «обучающий - обучающий» через сеть Интернет.

В настоящее время нами разработан и адаптирован к применению электронный образовательный ресурс «Теория и методика обучения химии» для студентов по специальности 05102.65 «Биология с дополнительной

специальностью Химия» (4 курс) по системе MOODLE. Эта система является основной системой электронного обучения в Казанском (Приволжском) федеральном университете. MOODLE (Modular Object-Oriented Dynamic Learning Environment) -модульная объект-ориентированная динамическая образовательная среда, рассматриваемая как широкое использование свободно

распространяемых веб-приложений для создания электронного образовательного ресурса для электронного обучения. Данная система не только переведена на десятки языков (в том числе и на русский), но и имеет в России более 1000 инсталляций.

Разработанный электронный ресурс содержит необходимые для обучения студентов по указанному курсу основные обучающие, вспомогательные и контролирующие материалы, методические рекомендации в соответствии с программой дисциплины «Теория и методика обучения химии». Согласно Регламенту разработки дистанционных курсов (приказ ректора К(П)ФУ от 13.12.2012 г. №01-06/1088) после разработки и проверки дистанционного курса и составленных его метаданных, студенты получают возможность заходить на его страницу, используя личный логин и пароль. В КФУ используется система управления обучением (СУО, т.е., Learning Management System - LSM), представляющая собой комплекс программно-технических средств на базе Интернет-технологий, разнообразия методик обучения и организационных мероприятий, обеспечивающих

доставку образовательного контента студентам, реализуя контроль обучения через различные виды обратной связи.

Разработанный курс «Теория и методика обучения химии» (Ь8М МООБЬБ) предполагает проводить обучение в 2-х характеристиках -синхронной и асинхронной. Первая подразумевает традиционное обучение по расписанию, вторая предполагает использование учебного материала в свободное и удобное для студентов время. Программа разработана таким образом, что преподаватель может не только определить «закрытость» или «открытость» тех или иных заданий или тем для студента (в зависимости от последовательности изучения курса), но и указать количество попыток передачи или корректирования сданной информации по конкретным срокам отправки и получение его комментария. Это, в свою очередь, не исключает общение преподавателя и студентов группы от обратной связи через электронную почту или на форуме. Сам преподаватель может определить доступность указанного курса для входа на его страницу - как «гость» (ознакомительный доступ без регистрации), «студент КФУ» или «преподаватель КФУ», или не разрешать доступ для тех, кому этот курс не предназначен. Курс «Теория и методика обучения химии» предусматривает теоретическое изучение по темам (есть лекционный материал), выполнение заданий по методическим рекомендациям (составление глоссария, конспектов уроков и внеклассных мероприятий по химии с учетом конкретных заданий, анализ или самоанализ урока/внеклассного мероприятия), контроль (тест).

Практика использования данного электронного образовательного ресурса показывает необходимость формирования алгоритмической культуры студента как будущего учителя химии, учитывая широкое распространение цифровых образовательных ресурсов в школьном образовании. Студенты вначале испытывают определенные затруднения в логическом распределении своей работы, несмотря на то, что согласно программе сроки работы над заданиями по конкретной теме указаны. Были случаи, когда студенты просили внести изменения в программу, определив дополнительное ночное время передачи информации. Но привычка «оставлять все на потом» при работе по данному ЭОР уже не выручает студента. Опыт работы по балльно-рейтинговой системе показывает более сложный вариант формирования алгоритмической культуры студентов через развитие менеджмента личного времени и образовательного пространства, что способствует саморазвитию и самовоспитанию студента. Как ни странно, почти седьмая часть участвующих в адаптации дистанционного курса студентов 4-го курса (2013 г.) испытывали трудности в пересылке ответов на поставленные задания, что указывает на некую компьютерную неграмотность некоторых студентов. У преподавателя есть возможность отследить частоту выходов студентов к лекционному материалу и

методическим рекомендациям по заданиям, что позволяет составить определенный вывод о систематичности работы обучающихся. Конкретное оценивание каждого задания (и наличие возможности его комментирования) выводится в сводную таблицу результатов обучения (в баллах) каждого студента по группе.

Несмотря на кажущуюся универсальность применения ЭОР в качестве подготовки будущих учителей химии, мы определили его определенные недочеты. В ходе «on-line» и «of-line» подготовки студента не происходит реальное общение с аудиторией, не происходит погружение в педагогическую практику преподавания химии.

Поэтому на лабораторно-практических занятиях по методическим дисциплинам (а иногда и в ходе лекционных занятий) используем так называемый метод кейсов, то есть, метод конкретных ситуаций. Анализ и обсуждение реальных ситуаций, возникающих на уроках химии на основе использования видеофрагментов уроков по итогам педагогической практики, повышает ответственность студентов и способствует их саморазвитию [5].

Данная методика в высшей школе применяется как техника обучения, которая использует описание реальных событий, происходящих на уроках химии или в ходе внеклассных мероприятий. Суть метода заключается в том, что студенты должны принять данную ситуацию, проанализировать ее, определить явные и скрытые проблемы (для учителя химии и для учащихся), предложить вариативные пути решения и выбрать наиболее оптимальный (лучший) из перечисленных ими. Несмотря на то, что кейс-метод нашел наибольшее применение в области бизнеса, его применение в методике высшей школы максимально приближает студентов к профессиональному становлению [6]. Обобщение

нашего практического опыта применения кейс-технологий на занятиях по методике обучения химии мы предложим позднее в отдельной статье.

Таким образом, мы пришли к выводу, что использование электронного образовательного ресурса и применение кейс-технологий сочетаются и взаимодополняют друг друга, представляя собой одно из условий профессиональной подготовки студента как будущего учителя химии.

Литература

1. П.Н. Осипов, Воспитание и самовоспитание конкурентоспособных специалистов как приоритет современного образования. Вестник Казан. технол. унта, 2013, №16, С. 198-204.

2. URL:http://fgosvo.ru/uploadfiles/npo/20130105131426.pd f. Федеральный закон об образовании в Российской Федерации от 29.12.2012 № 273-Ф3 [Электронный ресурс]: Координационный совет учебно-методических объединений и научно-методических советов высшей школы. Портал федеральных государственных образовательных стандартов высшего профессионального образования (дата обращения: 27.12.13).

3. URL: http://fip.kpmo.ru/fip/info/13430.html. Федеральная целевая программа развития образования на период 2011-2015 годы. Проект. [Электронный ресурс]: Федеральные инновационные площадки (дата обращения: 27.12.13)

4. Л.И. Хайруллина, Интерактивные технологии обучения: преимущества модульной технологии в преподавании учебных дисциплин в вузе. Вестник Казан. технол. ун-та, 2013, №6, С. 326-330.

5. Космодемьянская С.С. Методика обучения химии. Учебное пособие / С.С.Космодемьянская, С.И. Гильманшина // Казань: ТГГПУ, - 2011. - 136с.

6.Метод кейсов (case study). Методическое пособие для преподавателей филиала. http://mpfmargtu.ucoz.ru/metod/metodicheskoe_posobie-1.pdf

© С. С. Космодемьянская - канд. пед. н., доц. каф. химического образования Химического института им. А.М.Бутлерова Казанского (Приволжского) федерального университета, svetlanakos@mail.ru.

© S. S. Kosmodem'yanskaya - associate professor, KFU, svetlanakos@mail.ru.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.