УДК 37.03
ИНТЕГРАЦИЯ ЗНАНИЙ КАК ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ УСЛОВИЕ ФОРМИРОВАНИЯ КРЕАТИВНОСТИ ШКОЛЬНИКОВ
© Г. Н. Г аврилова*, Ш. В. Садетдинов
Волжский филиал Московского автомобильно-дорожного института Россия, Республика Чувашия, 428024 г. Чебоксары, пр. Тракторостроителей, 101, корп. 30.
Тел.: +7 (8352) 40 32 28.
E-mail: [email protected];
В статье рассмотрены педагогические условия формирования креативности учащихся на факультативных занятиях при решении задач по физике с элементами химии и астрономии в школе, где главным фактором этого процесса выступает интеграция знаний. Доказана эффективность применяемой методики, повышающей уровень знаний, творчество личности.
Ключевые слова: интеграция, креативность.
В современной системе образования разрабатываются новые взгляды и подходы к совершенствованию учебного процесса [1], процесс интеграции научных направлений привел к разработке в школьной и вузовской дидактике личностного, социального, деятельностного подхода к анализу систем обучения на основе единства практического (преобразующего), теоретического (познавательного, исследовательского) и проектно-технологического содержания образования. Интеграция выступает доминантным фактором формирования креативности у учащихся 7-11 классов общеобразовательной школы в процессе изучения физики во внеклассной работе как интеграция наук (физики, химии, математики, астрономии, экологии), методик (использование научных методов наблюдения, сравнения, классификации, планирования эксперимента, интерпретации данных, проведения исследования, формулировки гипотез и выводов) и форм внеклассной работы (массовые, индивидуальные, групповые); как интеграция компонентов педагогического процесса (целевой, содержательный, процессуальный и результативный) и видов занятий (кружок, факультативное занятие, элективные курсы, самостоятельное исследование под руководством учителя, практическая работа: доклад, презентация, конференция, олимпиада, инсценирование, форум); интеграция методов (метод проектов, фреймов, «мозговой штурм», эвристические методы решения задач).
Гибкость ума, способность к перенастройке, глубина ума, рациональность, умственная достаточность для нахождения правильного решения, рефлексия, как сравнение своих действий или моделей с использованными ранее, называется флек-сибильностью. Креативность базируется на флек-сибильности, находчивости, эрудиции, самостоятельности. Креативность одновременно и деятельность, и креативный интеллектуальный или материальный продукт. Одним из актуальных подходов в системе образования выступает формирование креативных способностей школьников [2]. Вопросы приобретения и синтеза новых знаний, совершенствования креативной деятельности учащихся, недостаточно разработаны в теории и практике педагогики [3-5]. Флексибильность - доминантное качество творчества [5]. Креативность - творческий акт мышления [6].
Нами разработаны следующие педагогические условия, способствующие формированию креативных способностей школьников: 1) интеграция знаний, полученных учащимися на уроках естественно-математических дисциплин, во внеклассную работу по физике; 2) внедрение в образовательный процесс трех методических пособий: «Формирование креативности во внеклассной работе: «Элективные курсы по физике для учащихся 10-11 классов», «Формирование креативности у учащихся 7-11 классов во внеклассной работе по физике: подготовка ученических проектов-презентаций», «Формирование креативности у учащихся 7-11 классов во внеклассной работе по физике: организация и подготовка ученических докладов» и реализацией принципов и рекомендаций, изложенных в них; 3) деятельная связь с родителями на основе проведения совместных занятий по темам производственной направленности; 4) применение во внеклассной работе по физике активных форм (презентация, демонстрация, доклад, сочинение виртуального компьютерного произведения, инсценирование) и методов (метод проектов, фреймов, «мозговой штурм», эвристические методы решения задач).
Критериями сформированности креативности у учащихся по физике являются: когнитивный (стандартные, расширенные, междисциплинарные знания), мотивационно-личностный (высокая мотивация к творчеству, осознанный и проявленный интерес, активная и самостоятельная позиция, здоровое соперничество, трудолюбие, упорство), деятельностно-творческий (мобилизационные, информационные, развивающие, ориентировочные умения, способность генерировать идеи, техническая изобретательность).
Выявленные педагогические условия, позволяют достигнуть высокого уровня формирования созидательных способностей учащихся коллективным и индивидуальным способом в динамике изучения школьного курса физики с помощью творческих заданий на внеклассных занятиях. Разработанная концепция интеграции знаний является главным фактором, побуждающим флексибильную, творческую, познавательную деятельность, креативную [7-8].
Педагогические исследования по формированию флексибильности и креативности школьников проведены по тестовой методике, оформленной в виде табл. 1.
* автор, ответственный за переписку
1012
раздел ПЕДАГОГИКА и ПСИХОЛОГИЯ
Таблица 1 Формирование флексибильности и креативности школьников
Способности Признаки классификации физических задач
флексибильность 1. по условию: текстовые, графические, задачи-опыты, задачи-рисунки
флексибильность креативность 2. по характеру и методу исследования: качественные, количественные, экспериментальные
флексибильность 3. по дидактической цели: тренировочные, творческие, контрольные
флексибильность флексибильность креативность 4. по содержанию: конкретные, абстрактные, занимательные, с производственным и культурно-историческим содержанием 5. по степени трудности: простые - редуцированные - типовые (содержат одно-два действия, используют один физический закон, их решение требует стандартных приемов), сложные, комбинированные
флексибильность 6. по виду: прямая и обратная
креативность 7. по методу решения : более 10 методов
флексибильность 8. по информативности: получение новой информации из чтения текста задачи
креативность 9. по осведомленности: познавательный характер задачи требует дополнительной информации из других предметов школьной программы (химии, астрономии)
10. по интеграции: нестандартные творческие, без явных путей решения. Ситуация - ядро интегративной креэтигаость задачи, которая одновременно по содержанию - межпредметная, по тексту - информативная
11. по когнитивности: эвристические задачи, пробуждающие интерес к физике вообще,
креативность
дающие понимание, что все явления природы взаимосвязаны и закономерны
менте, были поделены на две группы по 30 человек для измерения показателей креативности согласно табл. 1 и, получившие соответствующие уровню знаний баллы, занесены в табл. 2.
Эмпирически получены значения с2-критерия однородности до эксперимента = 0.29 <
х1т = 5.99 и по его окончании с2элт = 9.29 > = 599
Достоверность различий характеристик этих групп в результате эксперимента менее 95%, следовательно, характеристики экспериментальной и контрольной групп совпадали с уровнем значимости 0.05 по статистическому критерию. Вывод: эффект изменений, составляющий рост числа учащихся на 20% по самому сложному высшему уровню (от 6 к 12 ученикам в экспериментальной группе, интегрирующей знания) и 6.6% (от 5 к 6 ученикам в контрольной группе, обучаемой по традиционной методике), обусловлен именно применением разработанной методики обучения, созданием педагогических условий, так как выборка репрезентативна, валидность методов обеспечивались их адекватностью.
Таблица 2
Результаты измерений уровня креативности
Уровень знаний I срез - начало эксперимента в группах II срез - конец эксперимента в группах
контрольная экспериментальная контрольная экспериментальная
Низкий 10 учеников - 33.3% 8 учеников - 26.6% 14 учеников -46.7% 3 ученика - 10%
Средний 15 учеников - 50% 16 учеников - 53.4% 9 учеников - 30% 15 учеников - 50%
Высокий 5 учеников - 16.7% 6 учеников - 20% 7 учеников - 23.3% 12 учеников - 40%
Важной частью работы с учащимися выступает обучение их различным методам построения решений физических задач, так как выбор метода является основой эффективного творчества, экономит силы и средства, быстро и качественно исследует задачу, способствует формированию флекси-бильности и креативности трех уровней: I - низкий уровень, где требовалось 50-70% выполнения задания, что составляло 14 задач из 20-ти предложенных; этот уровень регистрировал задатки флексибильности; II -средний уровень - 71-90%, 15-18 задач из 20, сформи-рованность флексибильности; III - высокий уровень -91-100%, 19-20 задач из 20, - креативности.
Для статистической обработки проведены два среза процесса формирования креативности у учащихся во внеклассной работе по физике в школе (письменные работы) с учетом классификации физических задач. Измерение заключалось в определении уровня знаний, умений и навыков путем тестирования, тест включал 20 задач с нарастающей сложностью по первому и итоговому срезу. Испытуемые, изъявившие желание участвовать экспери-
ЛИТЕРАТУРА
1. Федеральный Закон «Об интеграции науки и образования» (2001 г.). иЯЬ: http://www.ed.gov.ru
2. Тришина С. В. Анализ проблемы креативности в современной психолого-педагогической науке // Интернет-журнал «Эйдос». 2006. иЯЬ: http://www.eidos.ru/journal/-2006Z0723-3.htm.
3. Буданов В. Г. Концепция естественнонаучного образования гуманитариев: эволюционносинергетический подход // Высшее образование в России. 1994. №4. ИЯЬ: http://sky.-Kuban.ru/socio-etno
4. Петрова В. Процесс развития креативности студентов // Прикладная психология и психоанализ. 2004. №3. C. 5-15.
5. Lavie N. & Hirst A. Load Theory of Selective Attention and Cognitive Control // Journal of Experimental Psychology: General. 2002. Vol. 133. №3. P. 339-354.
6. Практический интеллект / Под ред. Р. Дж. Стернберга. СПб.: Питер, 2002. 272 с.
7. Лефрансуа Ги. Прикладная педагогическая психология. СПб.: прайм-ЕВРОЗНАК, 2005. С. 33-39.
8. Смирнов С. Д. Педагогика и психология высшего образования от деятельности к личности. М.: Academia, 2001. 303 с.
Поступила в редакцию 20.09.2007 г. После доработки — 11.08.2009 г.