Научная статья на тему 'ИНТЕГРАЦИЯ ЗНАНИЙ КАК педагогическое условие ФОРМИРОВАНИЯ КРЕАТИВНОСТИ школьников'

ИНТЕГРАЦИЯ ЗНАНИЙ КАК педагогическое условие ФОРМИРОВАНИЯ КРЕАТИВНОСТИ школьников Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
222
57
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИНТЕГРАЦИЯ / креативность

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Гаврилова Г. Н., Садетдинов Ш. В.

В статье рассмотрены педагогические условия формирования креативности учащихся на факультативных занятиях при решении задач по физике с элементами химии и астрономии в школе, где главным фактором этого процесса выступает интеграция знаний. Доказана эффективность применяемой методики, повышающей уровень знаний, творчество личности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «ИНТЕГРАЦИЯ ЗНАНИЙ КАК педагогическое условие ФОРМИРОВАНИЯ КРЕАТИВНОСТИ школьников»

УДК 37.03

ИНТЕГРАЦИЯ ЗНАНИЙ КАК ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ УСЛОВИЕ ФОРМИРОВАНИЯ КРЕАТИВНОСТИ ШКОЛЬНИКОВ

© Г. Н. Г аврилова*, Ш. В. Садетдинов

Волжский филиал Московского автомобильно-дорожного института Россия, Республика Чувашия, 428024 г. Чебоксары, пр. Тракторостроителей, 101, корп. 30.

Тел.: +7 (8352) 40 32 28.

E-mail: info13@cap.ru;

В статье рассмотрены педагогические условия формирования креативности учащихся на факультативных занятиях при решении задач по физике с элементами химии и астрономии в школе, где главным фактором этого процесса выступает интеграция знаний. Доказана эффективность применяемой методики, повышающей уровень знаний, творчество личности.

Ключевые слова: интеграция, креативность.

В современной системе образования разрабатываются новые взгляды и подходы к совершенствованию учебного процесса [1], процесс интеграции научных направлений привел к разработке в школьной и вузовской дидактике личностного, социального, деятельностного подхода к анализу систем обучения на основе единства практического (преобразующего), теоретического (познавательного, исследовательского) и проектно-технологического содержания образования. Интеграция выступает доминантным фактором формирования креативности у учащихся 7-11 классов общеобразовательной школы в процессе изучения физики во внеклассной работе как интеграция наук (физики, химии, математики, астрономии, экологии), методик (использование научных методов наблюдения, сравнения, классификации, планирования эксперимента, интерпретации данных, проведения исследования, формулировки гипотез и выводов) и форм внеклассной работы (массовые, индивидуальные, групповые); как интеграция компонентов педагогического процесса (целевой, содержательный, процессуальный и результативный) и видов занятий (кружок, факультативное занятие, элективные курсы, самостоятельное исследование под руководством учителя, практическая работа: доклад, презентация, конференция, олимпиада, инсценирование, форум); интеграция методов (метод проектов, фреймов, «мозговой штурм», эвристические методы решения задач).

Гибкость ума, способность к перенастройке, глубина ума, рациональность, умственная достаточность для нахождения правильного решения, рефлексия, как сравнение своих действий или моделей с использованными ранее, называется флек-сибильностью. Креативность базируется на флек-сибильности, находчивости, эрудиции, самостоятельности. Креативность одновременно и деятельность, и креативный интеллектуальный или материальный продукт. Одним из актуальных подходов в системе образования выступает формирование креативных способностей школьников [2]. Вопросы приобретения и синтеза новых знаний, совершенствования креативной деятельности учащихся, недостаточно разработаны в теории и практике педагогики [3-5]. Флексибильность - доминантное качество творчества [5]. Креативность - творческий акт мышления [6].

Нами разработаны следующие педагогические условия, способствующие формированию креативных способностей школьников: 1) интеграция знаний, полученных учащимися на уроках естественно-математических дисциплин, во внеклассную работу по физике; 2) внедрение в образовательный процесс трех методических пособий: «Формирование креативности во внеклассной работе: «Элективные курсы по физике для учащихся 10-11 классов», «Формирование креативности у учащихся 7-11 классов во внеклассной работе по физике: подготовка ученических проектов-презентаций», «Формирование креативности у учащихся 7-11 классов во внеклассной работе по физике: организация и подготовка ученических докладов» и реализацией принципов и рекомендаций, изложенных в них; 3) деятельная связь с родителями на основе проведения совместных занятий по темам производственной направленности; 4) применение во внеклассной работе по физике активных форм (презентация, демонстрация, доклад, сочинение виртуального компьютерного произведения, инсценирование) и методов (метод проектов, фреймов, «мозговой штурм», эвристические методы решения задач).

Критериями сформированности креативности у учащихся по физике являются: когнитивный (стандартные, расширенные, междисциплинарные знания), мотивационно-личностный (высокая мотивация к творчеству, осознанный и проявленный интерес, активная и самостоятельная позиция, здоровое соперничество, трудолюбие, упорство), деятельностно-творческий (мобилизационные, информационные, развивающие, ориентировочные умения, способность генерировать идеи, техническая изобретательность).

Выявленные педагогические условия, позволяют достигнуть высокого уровня формирования созидательных способностей учащихся коллективным и индивидуальным способом в динамике изучения школьного курса физики с помощью творческих заданий на внеклассных занятиях. Разработанная концепция интеграции знаний является главным фактором, побуждающим флексибильную, творческую, познавательную деятельность, креативную [7-8].

Педагогические исследования по формированию флексибильности и креативности школьников проведены по тестовой методике, оформленной в виде табл. 1.

* автор, ответственный за переписку

1012

раздел ПЕДАГОГИКА и ПСИХОЛОГИЯ

Таблица 1 Формирование флексибильности и креативности школьников

Способности Признаки классификации физических задач

флексибильность 1. по условию: текстовые, графические, задачи-опыты, задачи-рисунки

флексибильность креативность 2. по характеру и методу исследования: качественные, количественные, экспериментальные

флексибильность 3. по дидактической цели: тренировочные, творческие, контрольные

флексибильность флексибильность креативность 4. по содержанию: конкретные, абстрактные, занимательные, с производственным и культурно-историческим содержанием 5. по степени трудности: простые - редуцированные - типовые (содержат одно-два действия, используют один физический закон, их решение требует стандартных приемов), сложные, комбинированные

флексибильность 6. по виду: прямая и обратная

креативность 7. по методу решения : более 10 методов

флексибильность 8. по информативности: получение новой информации из чтения текста задачи

креативность 9. по осведомленности: познавательный характер задачи требует дополнительной информации из других предметов школьной программы (химии, астрономии)

10. по интеграции: нестандартные творческие, без явных путей решения. Ситуация - ядро интегративной креэтигаость задачи, которая одновременно по содержанию - межпредметная, по тексту - информативная

11. по когнитивности: эвристические задачи, пробуждающие интерес к физике вообще,

креативность

дающие понимание, что все явления природы взаимосвязаны и закономерны

менте, были поделены на две группы по 30 человек для измерения показателей креативности согласно табл. 1 и, получившие соответствующие уровню знаний баллы, занесены в табл. 2.

Эмпирически получены значения с2-критерия однородности до эксперимента = 0.29 <

х1т = 5.99 и по его окончании с2элт = 9.29 > = 599

Достоверность различий характеристик этих групп в результате эксперимента менее 95%, следовательно, характеристики экспериментальной и контрольной групп совпадали с уровнем значимости 0.05 по статистическому критерию. Вывод: эффект изменений, составляющий рост числа учащихся на 20% по самому сложному высшему уровню (от 6 к 12 ученикам в экспериментальной группе, интегрирующей знания) и 6.6% (от 5 к 6 ученикам в контрольной группе, обучаемой по традиционной методике), обусловлен именно применением разработанной методики обучения, созданием педагогических условий, так как выборка репрезентативна, валидность методов обеспечивались их адекватностью.

Таблица 2

Результаты измерений уровня креативности

Уровень знаний I срез - начало эксперимента в группах II срез - конец эксперимента в группах

контрольная экспериментальная контрольная экспериментальная

Низкий 10 учеников - 33.3% 8 учеников - 26.6% 14 учеников -46.7% 3 ученика - 10%

Средний 15 учеников - 50% 16 учеников - 53.4% 9 учеников - 30% 15 учеников - 50%

Высокий 5 учеников - 16.7% 6 учеников - 20% 7 учеников - 23.3% 12 учеников - 40%

Важной частью работы с учащимися выступает обучение их различным методам построения решений физических задач, так как выбор метода является основой эффективного творчества, экономит силы и средства, быстро и качественно исследует задачу, способствует формированию флекси-бильности и креативности трех уровней: I - низкий уровень, где требовалось 50-70% выполнения задания, что составляло 14 задач из 20-ти предложенных; этот уровень регистрировал задатки флексибильности; II -средний уровень - 71-90%, 15-18 задач из 20, сформи-рованность флексибильности; III - высокий уровень -91-100%, 19-20 задач из 20, - креативности.

Для статистической обработки проведены два среза процесса формирования креативности у учащихся во внеклассной работе по физике в школе (письменные работы) с учетом классификации физических задач. Измерение заключалось в определении уровня знаний, умений и навыков путем тестирования, тест включал 20 задач с нарастающей сложностью по первому и итоговому срезу. Испытуемые, изъявившие желание участвовать экспери-

ЛИТЕРАТУРА

1. Федеральный Закон «Об интеграции науки и образования» (2001 г.). иЯЬ: http://www.ed.gov.ru

2. Тришина С. В. Анализ проблемы креативности в современной психолого-педагогической науке // Интернет-журнал «Эйдос». 2006. иЯЬ: http://www.eidos.ru/journal/-2006Z0723-3.htm.

3. Буданов В. Г. Концепция естественнонаучного образования гуманитариев: эволюционносинергетический подход // Высшее образование в России. 1994. №4. ИЯЬ: http://sky.-Kuban.ru/socio-etno

4. Петрова В. Процесс развития креативности студентов // Прикладная психология и психоанализ. 2004. №3. C. 5-15.

5. Lavie N. & Hirst A. Load Theory of Selective Attention and Cognitive Control // Journal of Experimental Psychology: General. 2002. Vol. 133. №3. P. 339-354.

6. Практический интеллект / Под ред. Р. Дж. Стернберга. СПб.: Питер, 2002. 272 с.

7. Лефрансуа Ги. Прикладная педагогическая психология. СПб.: прайм-ЕВРОЗНАК, 2005. С. 33-39.

8. Смирнов С. Д. Педагогика и психология высшего образования от деятельности к личности. М.: Academia, 2001. 303 с.

Поступила в редакцию 20.09.2007 г. После доработки — 11.08.2009 г.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.