Педагогика
УДК 378. 1: 004
ассистент Смирнова Оксана Юрьевна
Институт экономики и управления (структурное подразделение) Федерального государственного автономного образовательного учреждения
высшего образования «Крымский федеральный университет имени В. И. Вернадского» (г. Симферополь)
ФОРМИРОВАНИЕ ПЕДАГОГИЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ С ПОМОЩЬЮ ИНФОРМАЦИОННО-
КОММУНИКАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ
Аннотация. В статье рассмотрены способы формирования педагогических способностей будущего преподавателя в образовательной организации высшего образования с помощью информационно-коммуникационных технологий. Так как для формирования профессионально-педагогических способностей необходимы компетенции в информационной области профессиональной деятельности. В статье рассмотрены некоторые информационно-коммуникационные технологии, применяемые для формирования информационно-коммуникационной компетенции базового блока дисциплин. Практически любая комплексная педагогическая задача для своего решения требует сбор, хранение, обработку и последующий анализ какой-либо информации.
Ключевые слова: информационно-коммуникационные технологии, педагогические способности, будущий преподаватель, обучающийся, образовательная организация высшего образования.
Annotation. In the article ways of formation of pedagogical abilities of the future teacher in the educational organization of higher education by means of information and communication technologies are considered. As for the formation of professional and pedagogical abilities, competence in the information field of professional activity is necessary. The article considers some information and communication technologies used to form the information and communication competence of the basic block of disciplines. Almost any complex pedagogical task for its solution requires the collection, storage, processing and subsequent analysis of any information.
Keywords: information and communication technologies, pedagogical abilities, future teacher, student, educational organization of higher education.
Введение. Модернизация системы педагогического образования предполагает подготовку и повышение качества профессиональной деятельности педагогических работников нового типа, способных осуществить принятую стратегию системы российского образования и эффективно участвовать в реализации основной образовательной программы общего образования в соответствии с требованиями ФГОС и профессионального стандарта педагога [5, с. 146].
Образовательные организации высшего образования не имеют:
• специальных технологий (программ, тренингов, конкурсов), которые способствовали бы выявлению обучающихся, обладающих педагогическими способностями;
• разработанных материалов для осуществления персонализации их на послевузовское обучение и педагогическую деятельность в высшей школе [1, с. 167].
Формулировка цели статьи. Проанализировать информационно-коммуникационные технологии, с помощью которых возможно формирование педагогических способностей у обучающихся направления подготовки 44.06.01 Образование и педагогические науки.
Изложение основного материала статьи. Учебные планы той или иной специальности (исключение направление 44.06.01 Образование и педагогические науки) включают в себя прохождение обучающимися учебной (в том числе педагогической) практики на разных курсах. Учебная (педагогическая) практика носит условный характер, так как обычно обучающимся предлагается разработать план-конспект семинарского, практического и лекционного занятий и провести его в своей группе. Присутствие обучающегося на лекционных занятиях и проведение самостоятельно разработанного семинарского, практического занятия не дает возможности раскрыть все потенциально существующие педагогические способности. Следовательно, по окончанию магистратуры или бакалавриата, обучающиеся в большинстве случаев не рассматривают профессию преподавателя всерьез, и как показывает практический опыт, только не устроившиеся выпускники на более престижную работу (с высокой заработной платой), связывают свою профессиональную деятельность с педагогикой. В связи с этим возникает необходимость выявлять обучающихся с потенциальными педагогическими способностями, которые впоследствии могли бы заниматься педагогической деятельностью.
Педагогическая профессия относится к профессиям типа «Человек-Человек». Профессии такого типа определяются следующими личностными качествами: чувством комфорта при работе с людьми, коммуникабельностью, способностью мысленно ставить себя на место другого человека, способностью понимать намерения и настроение других людей, способностью разбираться в межличностных отношениях, способностью запоминать, держать в уме знание о личных качествах людей, с которыми приходиться работать и т. д. Профессия преподавателя предъявляет целый ряд требований, среди которых основными являются профессиональная компетентность и дидактическая культура.
Проблемами психологии образования и психологии педагогического труда занимались отечественныеученые такие как: Л. С. Выготский, Ф. Н. Гоноболин, В. А. Кан-Калик, В. А. Крутецкий, Н. В. Кузьмина, А. К. Маркова, В. А. Сластенин, А. И. Щербаков. Вопросы педагогической подготовки преподавательских кадров для образовательных организаций высшего образования, рассмотрены в научных трудах Э.Ш. Абдюшевым, В.А. Антиповой, Н.В. Бочмановой, Е.В. Бережной, Б.Л. Вульфсоном,
B.М. Ковалевой, В.Б. Колаховским, А.С. Проворовым, В.М. Рогинским, Н.А. Томиным и многими другими.
Основа в исследовании педагогических способностей была заложена в научных трудах
C. Л. Рубинштейна и Б. М. Теплова. Н. В. Кузьминой раскрыты следующие педагогические способности: педагогическая наблюдательность; профессиональное воображение; педагогический такт; распределение внимания; способности организатора.
Ф. Н. Гоноболин в своих трудах раскрывает способности, необходимые преподавателю:
• способность понимать обучающегося;
• способность доступно излагать учебный материал;
• способность поддерживать заинтересованность обучающихся;
• организаторские способности;
• педагогический такт;
• предвидение результатов своей работы и др.
В обобщенном виде педагогические способности представлены В. А. Крутецким, они образовывают четкую структуру в зависимости от выполняемой деятельности и личностных характеристик преподавателя. Рассмотрим педагогические способности преподавателя, приведенные в таблице 1.
Таблица 1
Педагогические способности преподавателя
№ п/п Название Описание
1. Интеллектуальные способности Свойства интеллекта личности, характеризующие успешность и скорость интеллектуальной деятельности; правильность обработки информации в условиях, ограниченных по времени при решении педагогических задач; разнообразие и оригинальность идей, темп и качество обучаемости; выраженность индивидуальных способов познания и преобразования педагогической действительности.
2. Дидактические способности Способности представлять обучающимся учебный материал, в доступной форме, пробуждать у обучающихся интерес к дисциплине и активную самостоятельную мысль. Преподаватель с развитыми дидактическими способностями реконструирует, адаптирует учебный материал, «трудное делает легким», «сложное — простым», «непонятное, неясное — понятным...». Педагогическое мастерство включает способность доходчивого представления своих знаний, популярного изложения учебного материала, способность к организации самостоятельной работы обучающихся, самостоятельного получения знаний, способность разумно руководить познавательной активностью обучающихся, направлять ее в нужное русло.
3. Академические способности Способности в определенной научной области. Преподавателю кроме знания дисциплины в объеме учебного курса, необходимо иметь широкий кругозор, систематически следить за открытиями в научной области, свободно владеть учебным материалом дисциплины, вести научно-исследовательскую деятельность.
4. Перцептивные способности Способность чувствовать внутренний мир обучающегося, психологическая наблюдательность, связанная с чутким пониманием личности обучающегося и его временных психических состояний. Преподаватель должен улавливать самые незначительные изменения в психологическом состоянии обучающегося.
5. Речевые способности (риторика) Способности ясно и четко выражать свои мысли и чувства с помощью речи, мимики и пантомимики. Речь преподавателя на занятии всегда обращена к обучающимся. При сообщении нового материала, комментировании ответов обучающихся, при выражении одобрения или порицания, речь преподавателя всегда отличается внутренней силой, убежденностью, заинтересованностью в том, что он говорит.
6. Организаторские способности Способность организовать и сплотить коллектив обучающихся, вдохновить обучающихся на решение задач, а также способность правильно организовать свою собственную работу - умение правильно планировать и контролировать ее. Наличие чувства времени - умение правильно распределять работу по времени, укладываться в намеченные сроки.
7. Авторитарные способности Способность эмоционально-волевого влияния на обучающихся и умение приобрести авторитет (на основе глубокого знания дисциплины, внимательности и деликатности). Авторитарные способности зависят от комплекса личностных качеств преподавателя: волевых качеств (решительности, выдержки, настойчивости, требовательности и т.д.), чувства ответственности за процесс обучения и воспитания обучающихся, от убежденности преподавателя в своей правоте, от умения передать свою убежденность обучающимся.
8. Коммуникативные способности Способность к общению, умение находить правильный подход к обучающимся, установить с ними целесообразные взаимоотношения, наличие педагогического такта.
9. Педагогическое воображение (прогностические способности) Способность предвидеть последствия своих действий, в воспитательном проектировании личности обучающихся, умение прогнозировать развитие каких-либо качеств обучающегося.
10. Способность распределения внимания одновременно между несколькими видами деятельности Способный, опытный преподаватель внимательно следит за содержанием и формой изложения материала, за развертыванием свой мысли (или мысли обучающегося), в то же время держит в поле внимания всех обучающихся, реагирует на признаки утомления, невнимательности, непонимания, реагирует на нарушение дисциплины, следит за собственным поведением (позой, мимикой и пантомимикой, походкой).
Как видно из приведенных определений педагогических способностей, в их содержание, входят личностные качества, которые раскрываются через действия и умения. При этом существуют умения, которые включаются в содержание нескольких способностей, например, входящее в дидактическую способность умение организовывать самостоятельную работу обучающихся - умение организовать работу других, входит в организаторскую способность. Умения, раскрывающие перцептивную способность, близки к умениям, входящим в способность к распределению внимания, и т.д. Это свидетельствует о том, что в основе определенных действий (умений) преподавателя, и их совокупности, с помощью которой реализуется та или иная педагогическая функция, лежать несколько способностей.
Творческие профессии, в том числе и педагогическая, требуют гиперчувствительности к способам экономии времени и усилий, для достижения поставленных целей и задач. Для формирования и выявления педагогических способностей у обучающихся необходимо разработать комплекс заданий (тренинги, педагогические ситуации, тестирование, анкетирование и т.п.) с использованием информационно-коммуникационных технологий.
Выпускнику необходимо владеть следующими компетенциями в педагогической деятельности:
• возможность преподавания специальных (физика, математика, химия, биология, русский язык и т.д.) дисциплин в образовательных организациях разных типов на основе полученного базового образования и сформированного научного мировоззрения;
• умение находить актуальную информацию, необходимую для профессиональной деятельности, из электронных каталогов, библиотек, баз данных и т.п.
Для формирования педагогических способностей необходимы компетенции в информационной области профессиональной деятельности [4, с. 49]. То есть способность применять научно-профессиональную информацию, для реализации в профессиональной деятельности разработка и проектирование:
• дидактических ресурсов,
• тестирующих систем,
• электронных журналов,
• программных продуктов,
• электронных учебников и электронных учебно-методических комплексов и т.п.
Формирование педагогических способностей осуществляется при изучении и применении
информационно-коммуникационных технологий, представленных на рисунке 1.
I Технологии обработки информации (текстовой, графической, табличной, ^ звуковой, комбинированной)
| Инструментальные средства создания образовательных ресурсов: контрольно- ! обучающих, тренировочных, контролирующих и т.д. |
■
1 Технологии дистанционного обучения 1
L
J Интерактивные обучающие среды
Информационно-поисковые и справочные системы
Рисунок 1. Информационно-коммуникационные технологии, необходимые для формирования профессионально-педагогических компетенций
Проанализируем некоторые информационно-коммуникационные технологии, применяемые для формирования информационно-коммуникационной компетенции базового блока дисциплин [2, с. 136]. Учебные программы предусматривают два основных уровня освоения информационно-коммуникационной компетенции: способность разрабатывать личные дидактические ресурсы и способность квалифицировано использовать различные информационно-коммуникационные технологии для решения профессионально-педагогических задач. Каждый последующий уровень освоения информационно-коммуникационной компетенции предполагает изучение определенного перечня информационно-коммуникационных технологий. Для решения практически любой комплексной педагогической задачи необходим сбор, хранение, обработка и последующий анализ какой-либо информации. Будущим преподавателям необходимо уметь работать с такими видами информации: учебной информацией, представляющей собой дидактические материалы различных форм и информацией об обучаемых, которая включает данные о траектории их обучения [6, с. 228]. Для хранения и создания учебной информации необходима сформированность способности работать с текстовыми и графическими редакторами, способность применять мультимедиа технологии (Flash-технология), презентации и прочие средства разработки дидактических материалов для разработки дидактических материалов. Для обработки информации об обучающихся, будущим преподавателям необходимо применять анализ данных, для этого должны быть сформирована способность работать с пакетами статистической обработки данных, электронными таблицами (Microsoft Ехсе1), базами данных (Microsoft Access). Способность производить автоматизацию математических расчетов, визуализацию результатов, также является необходимой для будущих преподавателей [8, с. 228].
Использование выпускниками в будущей педагогической деятельности информационно-коммуникационных технологий и систем повышает положительную мотивацию обучающихся к изучению дисциплин. В современных условиях использования Internet и соответствующих технологий способность разрабатывать структуру сайта, определять его методическую и информационную составляющие, становится показателем квалификационного уровня преподавателя [7, с. 289]. Формирование этой компетенции предполагает изучение принципов разработки сайтов, языков их конструирования PHP и HTML, технологий определения методического и информационного наполнения. Уровень автоматизации контроля результатов учебной деятельности обучающихся в современных условиях является определяющим параметром общей эффективности учебного процесса [3, с. 239].
Обучающиеся, владеющие навыками программирования, могут с помощью Web-технологий, языка PHP и других языков программирования разрабатывать тестирующие системы. Квалифицированные преподаватели разрабатывают комплекты вопросов и заданий для тестирующей системы, на базе пакета прикладных программ Microsoft Excel, встроенных формул и элементов языка VBA. Будущие преподаватели, которые способны разрабатывать и внедрять дидактические ресурсы владеют языками программирования (например, HTML, Си, Си++) и способны работать со средами визуального программирования (Visual Basic, Delphi) для создания обучающих программ, электронных учебно-методических комплексов, электронных учебников, практикумов и задачников, систем тестирования и контроля знаний.
Выводы. Информационно-коммуникационные технологии необходимо обучающимся изучать в рамках учебных дисциплин и использовать в самостоятельной работе при подготовке курсовых и дипломных работ. Освоение традиционных педагогических технологий неразрывно связано с применением информационно-коммуникационных технологий. Таким образом, выделенные педагогические способности предполагают изучение ряда информационно-коммуникационных технологий для успешной профессиональной деятельности современного преподавателя.
Литература:
1. Барбашова, Н. В. Выявление и психолого-педагогическое сопровождение старшекурсников, обладающих педагогическими способностями / Н. В. Барбашова // Теория и практика общественного развития. - 2014. - № 3. - С. 167-170.
2. Гордиенко, Т.П. Классификация информационно-коммуникационных технологий в образовании / Т. П. Гордиенко, О. Ю. Смирнова // Проблемы современного педагогического образования. - Сборник научных трудов: - Ялта: РИО ГПА, 2017. - Вып. 55. - Ч. 1. - С. 130-140.
3. Грушевский, С. П. Формирование педагогических компетенций магистров математики на основе IT-технологий / С. П. Грушевский, Н. В. Андрафанова, Н. Ю. Добровольская // Математические методы и модели: теория, приложения и роль в образовании: сборник трудов Международной научно-технической конференции. - Ульяновск, 2014. - 28-30 апреля. - С. 237-240.
4. Использование информационных и телекоммуникационных технологий в образовательном процессе высшей школы [Текст]: монография Гордиенко Т.П., Горбунова Н.В., Смирнова О.Ю., Хрулева А.А.; Гуманитарно-педагогическая академия (филиал) ФГАОУ ВО «КФУ имени В.И. Вернадского» в г. Ялте, 2016. - 232 с.
5. Козлова, Е. Б. Роль педагогической практики в подготовке студентов непедагогического профиля к педагогической деятельности / Е. Б. Козлова, М. Е. Буслаева // Научно-методический электронный журнал «Концепт». - 2015. - Т. 34. - С. 146-150.
6. Смирнова, О. Ю. Обеспечение информационно-методических условий самостоятельной работы обучающихся с помощью программных продуктов / О. Ю. Смирнова // Проблемы современного педагогического образования. - Сборник научных трудов: - Ялта: РИО ГПА, 2017. - Вып. 56. - Ч. 2. -С. 226-235.
7. Смирнова, О. Ю. Теоретические аспекты самостоятельной работы студентов в контексте информатизации образования / О. Ю. Смирнова // Проблемы современного педагогического образования. -Сборник научных трудов: - Ялта: РИО ГПА, 2017. - Вып. 55. - Ч. 1. - С. 284-295.
8. Смирнова, О. Ю. Цифровые технологии в образовательном процессе / О. Ю. Смирнова // Тенденции развития Интернет и цифровой экономики / Труды I Всероссийской с международным участием научно-практической конференции. Симферополь-Алушта, 29-31 мая 2018 г. - Симферополь: ИП Зуева Т. В., 2018. -С. 227-228.
Педагогика
УДК: 796.51
доцент Соболев Станислав Владимирович
Федеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего образования «Сибирский федеральный университет» (г. Красноярск)
МЕТОДИКА ИНДИВИДУАЛИЗАЦИИ ТЕХНИЧЕСКОЙ ПОДГОТОВКИ СТУДЕНТОВ-СПОРТСМЕНОВ, СПЕЦИАЛИЗИРУЮЩИХСЯ НА ПЕШЕХОДНЫХ ДИСТАНЦИЯХ
Аннотация. В статье описывается методика индивидуализации технической подготовки студентов-спортсменов, специализирующихся на пешеходных дистанциях, с учетом модельных характеристик физической подготовленности и структуры соревновательной деятельности в спортивном туризме.
Ключевые слова: спортивный туризм, техническая подготовка, индивидуализация, методика, студенты-спортмены.
Annоtation. In article the technique of individualization of technical training of the students athletes specializing in pedestrian distances taking into account model characteristics of physical fitness and structure of competitive activity in sports tourism is described.
Keywords: Sports tourism, technical training, individualization, technique, students sport exchanges.
Введение. Спортивный туризм как вид туристской деятельности сформировался в 50-е гг. прошлого столетия и, обладая большими потенциальными возможностями в оздоровлении и физическом