Научная статья на тему 'Формирование патриотизма: политико-идеологические смыслы и технологии'

Формирование патриотизма: политико-идеологические смыслы и технологии Текст научной статьи по специальности «СМИ (медиа) и массовые коммуникации»

CC BY
263
34
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
патриотизм / патриотическая идеология / формирование патриотизма / государственная политика в сфере патриотического воспитания населения / patriotism / patriotic ideology / formation of patriotism / the state policy on patriotic education of society

Аннотация научной статьи по СМИ (медиа) и массовым коммуникациям, автор научной работы — Трифонов Юрий Николаевич

В статье рассмотрены политико-идеологические аспекты патриотизма и технологии его формирования в современных условиях. Показано, что в общественно-политическом дискурсе патриотическая проблематика является традиционной и сохраняет свою актуальность. Обоснована необходимость глубокой и всесторонней теоретико-методологической проработки государственной политики по патриотическому воспитанию россиян. Намечены подходы к выработке модели современного патриотизма, соответствующего образу будущего нашего Отечества.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Formation of patriotism: Political and ideological meanings and technologies

The article considers political and ideological aspects of patriotism and technologies of its formation in modern conditions. The author shows that patriotic problematic is traditional for social and political discourse and remains relevant nowadays. The need for a deep and comprehensive theoretical and methodological study of the state policy on patriotic education of Russians was proved. The approaches to develop a model of modern patriotism which corresponds to the image of our Fatherland’s future were outlined.

Текст научной работы на тему «Формирование патриотизма: политико-идеологические смыслы и технологии»

Известия Саратовского университета. Новая серия. Серия: Социология. Политология. 2021. Т. 21, вып. 2. С. 211-217 Izvestiya of Saratov University. Sociology. Politology, 2021, vol. 21, iss. 2, pp. 211-217

Научная статья УДК 37.035.6

https://doi.org/10.18500/1818-9601 -2021 -21 -2-211 -217

Формирование патриотизма: политико-идеологические смыслы и технологии

Ю. Н. Трифонов

Тамбовский филиал РАНХиГС при Президенте РФ, Россия, 392008, г. Тамбов, Моршанское шоссе, д. 14а

Трифонов Юрий Николаевич, кандидат философских наук, доцент кафедры государственного управления и гуманитарных дисциплин, liony12345@rambler.ru, https://orcid.org/0000-0001-9109-6076

Аннотация. В статье рассмотрены политико-идеологические аспекты патриотизма и технологии его формирования в современных условиях. Показано, что в общественно-политическом дискурсе патриотическая проблематика является традиционной и сохраняет свою актуальность. Обоснована необходимость глубокой и всесторонней теоретико-методологической проработки государственной политики по патриотическому воспитанию россиян. Намечены подходы к выработке модели современного патриотизма, соответствующего образу будущего нашего Отечества.

Ключевые слова: патриотизм, патриотическая идеология, формирование патриотизма, государственная политика в сфере патриотического воспитания населения

Для цитирования: Трифонов Ю. В. Формирование патриотизма: политико-идеологические смыслы и технологии // Известия Саратовского университета. Новая серия. Серия: Социология. Политология. 2021. Т. 21, вып. 2. С. 211-217. https://doi.org/10.18500/1818-9601-2021-21-2-211-217

Статья опубликована на условиях лицензии Creative Commons Attribution License (CC-BY 4.0)

Article

https://doi.org/10.18500/1818-9601 -2021 -21 -2-211 -217

Formation of patriotism: Political and ideological meanings and technologies Yu. N. Trifonov

Tambov branch of the RANEPA, 14a Morshansk Highway, Tambov 392008, Russia Yuri N. Trifonov, liony12345@rambler.ru, https://orcid.org/0000-0001-9109-6076

Abstract. The article considers political and ideological aspects of patriotism and technologies of its formation in modern conditions. The author shows that patriotic problematic is traditional for social and political discourse and remains relevant nowadays. The need for a deep and comprehensive theoretical and methodological study of the state policy on patriotic education of Russians was proved. The approaches to develop a model of modern patriotism which corresponds to the image of our Fatherland's future were outlined. Keywords: patriotism, patriotic ideology, formation of patriotism, the state policy on patriotic education of society For citation: Trifonov Yu. N. Formation of patriotism: Political and ideological meanings and technologies. Izvestiya of Saratov University. Sociology. Politology, 2021, vol. 21, iss. 2, pp. 211-217 (in Russian). https://doi.org/10.18500/1818-9601-2021-21-2-211-217

This is an open access article distributed under the terms of Creative Commons Attribution License (CC-BY 4.0)

Многогранная патриотическая проблематика, включая её политико-идеологические аспекты, традиционно привлекает к себе внимание научного и экспертного сообщества, общественно-политических деятелей, педагогов-практиков и т. д. Это обусловлено теоретическими и практическими потребностями укрепления духовно-нравственных основ общественной жизни, к числу которых по праву относятся чувства и идеи любви к Родине. Исторически сложилось так, что наше Отечество всегда нуждалось в патрио-

тизме соотечественников. Не является исключением и современный период развития России, которая находится под воздействием внутренних и внешних вызовов и угроз. Противостоять этому может лишь та страна, граждане которой её любят и готовы на патриотические действия.

Повышению интереса к проблеме патриотизма (особенно к его политико-идеологическому компоненту) способствовали общественно-политические события начала 2021 г., связанные с попыткой псевдооппозиционных сил, поддер-

живаемых западными кураторами, раскачать ситуацию в стране и повысить в обществе градус протестных настроений. Не углубляясь в анализ их причин, отметим, что на повестку дня вновь встал вопрос о том, где место подлинного патриота - в рядах протестующих либо же поддерживающих российскую государственность.

Именно поэтому весьма значительна потребность в научном понимании патриотической проблематики, внедрении инновационных технологий формирования патриотизма в сложившихся условиях. А это, в свою очередь, актуализирует проблематику выработки и эффективной реализации государственной политики по патриотическому воспитанию граждан РФ. Как подчёркивается в научной литературе, современная общественно-политическая ситуация в стране диктует задачу активизации патриотического компонента1.

В последние годы произошло понимание роли патриотизма как важнейшего фактора сплочения нации и основы идентичности россиян. Осознание ошибочности и вредности дискредитации любви к Родине (осуществляющейся под предлогом искоренения всего советского, включая советский патриотизм), имевшее место в первое постсоветское десятилетие, предопределяет необходимость уточнения сути и содержания патриотизма, путей его формирования в новых условиях, а также места и роли профильных организаций в системе патриотического воспитания граждан РФ.

Всем субъектам патриотического воспитания необходимо учитывать, что современный период в развитии отечественного патриотизма отличается весьма противоречивыми тенденциями. С одной стороны, начиная с 2014 г. наблюдался несомненный рост патриотического сознания россиян, вызванный поистине историческим событием - воссоединением Крыма с Россией, открывшим «окно возможностей» для широкого спектра проявлений патриотизма. Политическое руководство страны получило прекрасную возможность на основе патриотического единения соотечественников поставить и решить ряд амбиционных задач, направленных на прорывное развитие страны. Однако в силу ряда причин данная возможность не была реализована.

Как следствие, с другой стороны, в патриотическом дискурсе вновь всё большее место стали занимать соображения различного рода оппонентов патриотизма, спектр взглядов которых достаточно широк - от патриотического скептицизма до откровенного антипатриотизма.

Дополнительную сложность процессу патриотического воспитания добавляет то, что за последние годы значительно расширился спектр проявлений любви к Родине (волонтёрство, экологический патриотизм и т. д.), а с другой стороны, в общественное сознание внедряются различного рода деформации (семулякры) патриотизма.

Тем самым при формировании патриотизма россиян нужно иметь чёткое представление о том, какие социальные качества обладают статусом патриотических. Данные обстоятельства подтверждают необходимость развития отечественной системы патриотического воспитания граждан с учётом отмеченных трендов.

При анализе процесса формирования патриотизма необходимо иметь в виду, что у него есть свои объективные основания и субъективные факторы.

Наличие обособленных Отечеств объективно способствует возникновению патриотических чувств, настроений и мотивов соответствующего поведения. Так, мощным источником патриотизма служит славная история страны, её уникальная природно-географическая среда, вклад народа в развитие науки, культуры, производства, в сохранение мира и т. д. Помимо этого, уровень патриотизма граждан во многом зависит и от современного положения дел в стране (её социально-экономического развития, уровня и качества жизни населения, степени и полноты реализации прав и свобод граждан и т. д.). Поэтому очень важно стремиться к обеспечению прочных основ патриотического воспитания граждан Российской Федерации. Имеется в виду необходимость проведения государственной политики, основным вектором которой является всестороннее развитие страны. На это, в частности, были направлены положения Указа Президента РФ от 21 июля 2020 г. № 474 «О национальных целях развития Российской Федерации на период до 2030 года»2, реализация которых позволит обеспечить прорывное развитие страны в ключевых сферах.

Вместе с тем следует признать, что процесс формирования любви к Родине весьма затруднён тем объективным фактором, что в потребительском обществе основные мотивы поведения людей обусловлены, прежде всего, стремлением реализовать свои материальные интересы (зачастую имеющие меркантильный характер), потреблять всё большее количество рекламируемых товаров и т. п., а идеи служения Отечеству отходят на второй план. В связи с этим не менее значимы и субъективные факторы формирования патриотизма граждан Российской Федерации. От того, насколько эффективно действует выстроенная система патриотического воспитания, во многом зависит уровень патриотизма населения.

Осознание необходимости формирования у граждан РФ, прежде всего молодёжи, любви к Родине проявилось в ходе общественного обсуждения поправок к Конституции РФ. Действительно, нужно заботиться не только об увеличении рождаемости, но и о духовно-нравственном здоровье подрастающего поколения. Особое значение в системе духовных ценностей россиян традиционно занимают чувства и идеи патриотизма, что и было предложено закрепить на кон-

ституционном уровне. В результате текст Конституции РФ был дополнен нормой ч.4 ст. 671 следующего содержания: «...государство создает условия, способствующие всестороннему духовному, нравственному, интеллектуальному и физическому развитию детей, воспитанию в них патриотизма, гражданственности и уважения к старшим»3.

Примечательно, что данные конституционные новации, направленные на совершенствование патриотического воспитания, получили оперативное развитие в законодательстве об образовании4. Так, по инициативе Президента РФ В. В. Путина было скорректировано законодательное определение воспитания, которое теперь включает в себя формирование у обучающихся чувства патриотизма, гражданственности, уважения к памяти защитников Отечества и подвигам Героев Отечества.

Ничто так не помогает формированию патриотизма граждан, как привлекательный образ будущего страны, способствующий сплочению многонационального народа РФ и его мобилизации на достижение высоких целей и идеалов. Идеологическое измерение патриотизма, как подчёркивает А. А. Вилков, связано с готовностью человека считать будущее не меньшей ценностью, нежели прошлое и настоящее5. В этом отношении значение патриотической идеологии невозможно переоценить6.

В российском обществе сформировался запрос на коренные социально-экономические и политические изменения, поскольку существующий строй воспринимается гражданами как несправедливый и не соответствующий интересам большинства населения7.

При этом нужно учитывать, что если объективные основания, детерминирующие патриотизм, слабы, то патриотическое воспитание в таких условиях будет способствовать порождению различного рода патриотических симулякров, формированию в том числе и таких негативных качеств, как лицемерие (патриотизм на словах, но не на деле) и, более того, - национализм и шовинизм.

Базовой профильной организацией патриотического воспитания населения, безусловно, является государство, вырабатывающее и реализующее соответствующее направление внутренней политики. При реализации государственной политики по патриотическому воспитанию граждан РФ осуществляется воздействие субъектов (профильных организаций) на объекты воспитания в рамках определённых институтов8.

Отметим, что объектом патриотического воспитания является не только молодёжь, а всё население страны. В Государственной программе «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2016-2020 годы» подчёркнуто, что она (программа) ориентирована на все социальные слои и возрастные группы

граждан при сохранении приоритета патриотического воспитания детей и молодёжи9.

Следует признать, что в стране создана научно-методическая, организационная, правовая, финансовая, институциональная, кадровая и информационно-технологическая основа формирования патриотизма населения. Государственная политика по патриотическому воспитанию граждан РФ реализуется на федеральном, региональном и муниципальном уровнях. В качестве инструментов её реализации выступают соответствующие федеральные, региональные и муниципальные программы (планы).

В деле военно-патриотического воспитания молодёжи традиционно значимую роль играют Вооружённые силы РФ.

Помимо государства, к числу субъектов патриотического воспитания относятся: образовательные учреждения (дошкольные учреждения, школы, учреждения среднего профессионального и высшего образования), политические партии, общественные организации, средства массовой информации и др.

Особое место в патриотическом воспитании молодёжи занимают ветеранские организации. Достаточно высокий потенциал в деле формирования любви к Родине имеют объединения воинов-интернационалистов, казачество, организации РОСТО и др.

Наибольший воспитательный эффект имеют мероприятия, инициированные и поддержанные самими гражданами. Несомненно, что в этом отношении особо выделяется ежегодно проводимая акция «Бессмертный полк», в которой принимают участие миллионы россиян во всех уголках нашей необъятной Родины, а также тысячи граждан за рубежом.

По всей стране создана и активно действует широкая сеть патриотических центров, объединений, клубов, оборонно-спортивных лагерей и т. д. В частности, набирает обороты деятельность российского детско-юношеского движения «ЮНАРМИЯ», призванного способствовать всестороннему развитию и патриотическому воспитанию юных россиян.

Новым и очень важным направлением патриотического воспитания стало волонтёрство, особенно по такому направлению, как сохранение исторической памяти.

Очевидно, что в системе профильных организаций, осуществляющих патриотическое воспитание, особо значимое место занимает институт образования. Накоплен уникальный опыт образовательных учреждений по формированию любви к Родине у подрастающего поколения. Наработана практика подготовки школьников к военной службе в кадетских школах (кадетских школах-интернатах) и казачьих кадетских корпусах.

Вместе с тем акцент делается на проведении мероприятий патриотической направленности

во внеучебное время. Воспитательный же потенциал учебных занятий (причём не только по гуманитарным и общественным дисциплинам) реализуется не в полной мере. Кроме того, федеральные государственные образовательные стандарты нового поколения с точки зрения патриотического содержания и направленности явно уступают ранее действовавшим ФГОС.

Нельзя не отметить и роль религиозных организаций в формировании патриотизма как верующих, так и неверующих. При этом данная работа ведётся с позиций религиозного понимания сути и возможных проявлений патриотизма граждан в современных условиях.

Тем самым в Российской Федерации разработана и реализуется государственная политика по патриотическому воспитанию населения. Проводимая работа дает свои результаты. Однако анализ контента всего спектра деятельности государственных структур в этом направлении свидетельствует об имеющихся противоречиях и ошибках в выборе теоретико-методологической основы формирования патриотизма граждан РФ. В этом качестве рядом представителей власти берётся модель либерального патриотизма, другими же властными элитами взята на вооружение так называемая традиционалистская концепция патриотизма. Поэтому ряд государственных институтов и средств информационного воздействия на население действуют сообразно выбранной модели понимания и формирования патриотизма.

Ошибочность и опасность системы патриотического воспитания граждан, скроенной по лекалам либеральной трактовки патриотизма, заключается в метафизическом (одностороннем, узком) подходе к пониманию того, какие качества следует формировать у воспитуемых. Либеральное видение патриотизма связывает его преимущественно (а то и исключительно) с реализацией и отстаиванием прав и свобод граждан (особенно в противостоянии с государственной властью) и тем самым отбрасывает (игнорирует) все иные компоненты патриотизма. Создаётся своеобразная ловушка, при которой в желаемый образ человека-космополита сложно включить некие качества патриота либерально-демократического толка10.

Постмодернистский вариант либерализма вообще стремится реализовать модель человека, освобождённого от любых социальных (а теперь - и ряда биологических) связей, включая положительное отношение к Родине.

Более того, либеральной традиции чуждо само патриотическое воспитание. Данная точка зрения не единожды высказывалась не только в публицистической литературе, но и на страницах академических изданий. Например, В. В. Помо-гаев, отвергая советский опыт патриотического воспитания, ратует за либерально-демократическую модель патриотизма, в которой делает-

ся ставка на меньшинство - на так называемых «естественных патриотов» (людей, обладающих высокой социальной конкурентоспособностью), которых не нужно учить патриотизму11.

Традиционалистская концепция патриотизма, в свою очередь, рассматривает его как историческую и культурную традицию России, но, к сожалению, не учитывающую социально-экономическую и политическую среду, сложившуюся в конкретно-исторический момент. В частности, не берутся во внимание современные социально-политические процессы, связанные с формированием патриотических качеств людей. При этом любовь к Родине усматривается, прежде всего, в безусловной поддержке государственной власти, готовности дать отпор врагам и т. п. Результатом такого «патриотического» воспитания может стать формирование великодержавного шовинизма, замешанного на крайнем национализме.

В связи с этим нами разделяется мнение А. А. Вилкова о том, что в практической плоскости сохраняется неопределённость в вопросе о том, на какое понимание патриотизма должна быть ориентирована работа по патриотическому воспитанию наших соотечественников12.

Как представляется, современная система патриотического воспитания граждан РФ должна основываться на диалектическом понимании патриотизма, как совокупности трёх важнейших компонентов - патриотического сознания, патриотического отношения и патриотической деятельности13. Каждый из этих компонентов, в свою очередь, также имеет весьма богатое содержание. Так, патриотическое сознание отнюдь не исчерпывается таким высоким чувством, как любовь к Родине, а включает в себя достаточно широкую палитру чувств (гордость, сопереживание, сопричастность, ответственность и др.), настроений, традиций, идей, убеждений и т. д.

Наибольшая проблема, касающаяся патриотического воспитания граждан РФ, нам видится в отсутствии в государстве по-настоящему патриотической элиты (финансово-экономической, политико-административной, культурной и др.). Действительно, многие из числа отечественных элитариев являются, по сути, патриотами на словах, но не на деле. Об этом наиболее ярко свидетельствует их мировоззренческая и идеологическая позиция, в соответствии с которой они связывают своё будущее с благополучным зарубежьем. У них там дорогая недвижимость, бизнес, финансы, элитная система обучения для детей и т. д.

Отсутствие настоящей любви к стране и народу подтверждается и беспрецедентным масштабом коррупции, пронизывающим все эшелоны власти и околовластное окружение. Очевидно, что коррупция и патриотизм - безусловные антиподы.

В условиях антагонистического общества интересы страны (Родины) и интересы элиты,

как правило, не совпадают. Поэтому властная элита, ориентированная на Запад и реализующая собственные (преимущественно корыстные) интересы, является во многом антипатриотичной, но при этом активно использует патриотическую риторику в качестве дымовой завесы.

При этом в качестве методологического средства используется тезис о том, что патриотизм бывает разный. Добиваясь общественной поддержки, часть правящего класса пытается сформировать у населения ложный патриотизм. Но насаждая «квазипатриотизм», выхолащивается подлинное содержание патриотизма, который превращается в национализм и великодержавный шовинизм. Лжепатриотизм части политической элиты не менее опасен, чем циничный и агрессивный антипатриотизм.

Более того, наиболее оголтелые представители современного бомонда откровенно заявляют о своем антипатриотизме либо патриотическом нигилизме. Различного рода оппоненты патриотизма выступают, соответственно, и против любых форм патриотического воспитания граждан. Слышатся упрёки в милитаризации и гиперактивности патриотического воспитания, в использовании его для укрепления действующего политического режима, реализации великодержавных амбиций и т. п.

Несмотря на принимаемые меры, сохраняется острый дефицит произведений литературы, кино, музыки, театра и т. д., носящих патриотическую направленность. Напротив, за счёт государственного бюджета (в том числе по заказу Министерства культуры РФ) создаются «произведения», идейной основой которых является антипатриотизм. Например, кинорежиссёр П. Лунгин в одном из интервью заявил о том, что «сделал патриотический фильм - таким, как он понимает патриотизм». Но при этом, по его же признанию, «он перестал понимать, что означает слово "патриотизм"»14. Однако именно таким «непонимающим творцам» доверяется создание произведений искусства, наносящих вред патриотическому сознанию граждан, особенно неискушённой молодёжи. Ещё один представитель творческой интеллигенции - А. Сокуров, заявил о том, что настоящий патриот - это стоящий в стороне от других диссидент15.

И такого рода примеров, свидетельствующих о деформациях патриотического сознания «творцов», можно привести множество. Это показывает необходимость пересмотра роли органов государственной власти в организации творческого процесса в сфере культуры и искусства. В обществе имеется запрос на высокохудожественные и патриотически окрашенные произведения, который государство обязано реализовать.

Далее отметим, что в настоящее время основным источником формирования у населения отношения к Родине является информационное

пространство. Особого внимания требует интернет-пространство, на полях которого разгораются наиболее бурные дискуссии по патриотической проблематике. Однако повестка, формируемая в современном информационном пространстве, во многом носит антипатриотическую направленность. Приходится констатировать, что наиболее активными пользователями социальных сетей являются сторонники антипатриотической точки зрения.

Следует также признать, что не в полной мере реализован потенциал средств массовой информации в деле патриотического воспитания граждан РФ.

В научной литературе выделяются такие проблемы патриотического воспитания, как упрощенно-утилитарное понимание данного процесса, отсутствие понимания того, какой тип патриотизма необходимо сформировать у гражданина, и оценка адекватности нынешнему времени методов и форм патриотической работы16. В частности, подчёркивается необходимость использования проактивного подхода к организации и проведению патриотического воспитания граждан РФ.

Перечисленные и иные факторы ставят под определённое сомнение достижение основного результата при реализации Государственной программы «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2016-2020 годы», касающегося формирования системы патриотического воспитания граждан, отвечающей современным вызовам и задачам развития страны, а также социально-возрастной структуре российского общества.

Всецело солидаризируемся с авторами, обращающими внимание на необходимость глубокой и всесторонней проработки государственной политики по патриотическому воспитанию на теоретико-концептуальном уровне, включающем, прежде всего, формулирование её стратегической цели. А это, в свою очередь, зависит от понимания места и роли России во всемирно-историческом процессе - является она самобытной страной-цивилизацией, либо же ей уготована судьба периферии западного мира17. От этого будет зависеть образ Отечества как объекта патриотизма - сильная, процветающая, независимая держава, в которой созданы условия для достойной, свободной и творческой жизни людей, либо же страна, пусть и находящаяся на обочине мирового процесса, но в которой потребителю живётся сытно и уютно.

В результате проведённого анализа государственной политики по патриотическому воспитанию граждан РФ можно сделать ряд выводов и предложений.

1. В теории и практике патриотического воспитания необходимо чётко определить и официально зафиксировать, какой именно патриотизм следует культивировать.

Между тем определение патриотизма, данное в Концепции патриотического воспитания граждан Российской Федерации, не лишено ряда недостатков (необоснованное сужение объёма понятия, эклектичность и др.). Считаем, что современная система патриотического воспитания граждан РФ должна основываться на диалектическом понимании патриотизма как совокупности трёх важнейших компонентов (патриотического сознания, патриотического отношения и патриотической деятельности) и возможных его проявлений (видов, форм).

Тем самым у различных субъектов патриотического воспитания не будет возможности руководствоваться «узким», искажённым пониманием сути патриотизма. Это позволит обеспечить в воспитательном процессе формирование всего спектра качеств патриотичной личности, включая наличие чувств и идей любви, гордости, сопричастности и ответственности за положение дел в стране, а также позитивно-деятельностное отношение к малой и большой Родине.

Ещё более важно сосредоточить усилия научного сообщества на решении задачи по выработке модели современного патриотизма, гармонично сочетающего патриотические традиции и новации и соответствующего образу будущего нашего Отечества.

2. Особое внимание следует уделить укреплению объективных основ патриотического воспитания многонационального народа Российской Федерации.

Речь идёт о создании в стране такой общественной среды (экономической, социальной, политической, духовной и т. д.), которая бы объективно способствовала единению россиян и формированию у них любви к Родине. Наиболее эффективным средством патриотического воспитания граждан являются реальные достижения страны во всех сферах общественной жизни -экономике, политике, безопасности, науке, культуре, спорте и т. д. Поэтому следует добиваться такого патриотического по своей сути процесса, как импортозамещение, не только в экономике, но и в образовании, здравоохранении, культуре, искусстве, спорте и т. д.

С этой целью необходимо выработать механизмы оценки проводимой внутренней и внешней политики РФ через призму её патриотического содержания. В перспективе подобно тому, как проводится антикоррупционная экспертиза, принимаемые нормативные правовые акты и управленческие решения следует подвергать своего рода патриотической экспертизе на соответствие интересам большой и малой Родины.

3. Акцент в патриотическом воспитании граждан следует сделать на формирование патриотизма как консолидирующего фактора через культивирование позитивных ценностей, а не посредством негативных факторов (формирование образа врага, конструирование внешней

угрозы и т. п.). В этом отношении важно показывать деятельность социальных институтов (организаций), использующих патриотическую риторику, но фактически насаждающих великодержавный шовинизм, замешанный на крайнем национализме.

4. На площадке Общественной палаты РФ целесообразно создать экспертные группы по анализу выполнения каждого из направлений (разделов) Государственной программы «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2016-2020 годы». Это позволит обобщить опыт патриотического воспитания, накопленный профильными организациями, популяризировать лучшие практики, а также выявить имеющиеся недостатки и внести соответствующие коррективы.

При разработке проекта очередной Государственной программы «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации» следует:

а) выработать и зафиксировать концепцию образа будущего страны, способствующего сплочению и мобилизации многонационального народа РФ;

б) особое внимание уделить организации работы в интернет-пространстве, на полях которого проводятся наиболее бурные дискуссии по патриотической проблематике.

5. Управлению Президента РФ по общественным проектам совместно с научным и экспертным сообществом необходимо:

а) обобщить материалы и предложения по укреплению духовно-нравственных основ российского общества, совершенствованию работы по патриотическому воспитанию молодежи, разработке и реализации сетевых и общественных проектов в этой области;

б) осуществить сбор и обобщение информации о позиции центральных и региональных средств массовой информации в отношении государственной политики в области патриотического воспитания.

6. Следует провести скрупулёзный анализ федеральных государственных образовательных стандартов нового поколения с точки зрения их патриотического содержания и направленности.

7. Необходимо максимально использовать возможности по формированию патриотизма россиян в связи с подготовкой к 80-летию начала Великой Отечественной войны и последующим юбилейным датам сражений и подвигов, совершённых защитниками Родины.

Таким образом, необходимо укрепление теоретико-методологических основ современной государственной политики по патриотическому воспитанию россиян.

Примечания

1 См.: Воронцов С. А., Понеделков А. В., Вилков А. А. Патриотизм как базовая ценность российского государ-

ственного управления // Государственное и муниципальное управление. Ученые записки СКАГС. 2015. № 3. С. 71.

2 См.: О национальных целях развития Российской Федерации на период до 2030 года : указ Президента РФ от 21 июля 2020 г. № 474 // Российская газета. 2020. 22 июля.

3 Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993) (с учетом поправок, внесенных Законами РФ о поправках к Конституции РФ от 30.12.2008 № 6-ФКЗ, от 30.12.2008 № 7-ФКЗ, от 05.02.2014 № 2-ФКЗ, от 21.07.2014 № 11-ФКЗ, от 14.03.2020 № 1-ФКЗ) // Собр. законодательства Рос. Федерации. 2014. № 31, ст. 4398 ; 2020. № 11, ст. 1416.

4 См.: О внесении изменений в Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» по вопросам воспитания обучающихся : федер. закон от 31 июля 2020 г. № 304-ФЗ. URL: http://www.kremlin.ru/acts/ bank/45788 (дата обращения: 17.01.2021).

5 См.: Вилков А. А., Колесников К. Ю. Особенности предметного пространства политологического анализа патриотизма // Вестник Московского государственного областного университета (электронный журнал). 2015. № 1. С. 2. DOI: 10.18384/2224-0209-2015-1-629

6 См.: Трифонов Ю. Н. О патриотической идеологии в условиях идеологического многообразия // Вестник Томского государственного университета. Философия. Социология. Политология. 2016. № 3 (35). С. 250.

7 См.: Вилков А. А. Социальная справедливость как ценностный ориентир изменений в Конституции РФ // Известия Саратовского университета. Новая серия. Серия : Социология. Политология. 2020. Т. 20, вып. 3. С. 317. https://doi.org/10.18500/1818-9601-2020-20-3-318-323

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

8 См.: Концепция патриотического воспитания граждан Российской Федерации : одобрена на заседании Правительственной комиссии по социальным вопро-

сам военнослужащих, граждан, уволенных с военной службы, и членов их семей (протокол № 2 (12)-П4 от 21 мая 2003 года) // Красная Звезда. 2003. 5 июля.

9 См.: Государственная программа «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2016— 2020 годы» : утв. постановлением Правительства РФ от 30 декабря 2015 г. № 1493. Доступ из справ.-правовой системы «КонсультантПлюс».

10 См.: Трифонов Ю. Н. Смыслы и парадоксы патриотического дискурса в современной России : политико-философский ракурс // Известия Саратовского университета. Новая серия. Серия : Социология. Политология. 2017. Т. 17, вып. 1. С. 90. https://doi.org/10.18500/1818- 96012017-17-1-86-91

11 См.: Помогаев В. В. История Зои Космодемьянской в ретроспективе патриотического воспитания // Вестник Тамбовского университета. Серия : Гуманитарные науки. 2005. Вып. 1 (37). С. 38.

12 См.: Вилков А. А., Колесников К. Ю. Указ. соч. С. 1.

13 См.: Кузьмин А. В., Трифонов Ю. Н. Формирование патриотизма : возможности государственной политики // Ученые записки Тамбовского регионального отделения Российского союза молодых ученых. 2015. Вып. 4. С. 81.

14 П. Лунгин : Я перестал понимать, что означает слово «патриотизм». URL: https://echo.msk.ru/blog/ partofair/2425691-echo (дата обращения: 17.01.2021).

15 См.: А. Сокуров о диссидентах, патриотах и Санкт-Петербурге. URL: https://pozneronline.ru/2019/07/26055/ (дата обращения: 17.01.2021).

16 См.: Абрамов А. В., Волошин Р. П., Гайнюченко С. А. Патриотическое воспитание ради консолидации российского общества : проблемы, которые необходимо решить // Наука и образование : хозяйство и экономика ; предпринимательство ; право и управление. 2018. № 4 (95). С. 39.

17 Там же. С. 40.

Поступила в редакцию 07.02.2021, после рецензирования 15.02.2021, принята к публикации 24.02.2021 Received 07.02.2021, revised 15.02.2021, accepted 24.02.2021

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.