Бюллетень науки и практики /Bulletin of Science and Practice Т. 8. №1. 2022
https://www.bulletennauki.com https://doi.org/10.33619/2414-2948/74
УДК 371.2 https://doi.org/10.33619/2414-2948/74/31
ФОРМИРОВАНИЕ ПАТРИОТИЧЕСКИХ ЧУВСТВ У МОЛОДЕЖИ В ПРОЦЕССЕ ПРЕПОДАВАНИЯ ЭПОСА «МАНАС» В ШКОЛЕ
©Батыралиев А., ORCID: 0000-0003-3118-1214, канд. пед. наук, Ошский государственный университет, г. Ош, Кыргызстан, kafedra15@mail.ru ©Алибекова У., ORCID: 0000-0002-0648-0370, Киргизско-Узбекский международный университет им. Б. Сыдыкова, г. Ош, Кыргызстан, alibekovaomurkan@bk.ru ©Исмаилова С. Ж., ORCID: 0000-0002-8807-5335, Киргизско-Узбекский международный
университет им. Б. Сыдыкова, г. Ош, Кыргызстан, samaraismailova978@gmail.com ©Абдуллаева Ж. Д., ORCID: 0000-0001-5 777-4478, SPIN-код: 1815-7416, канд. хим. наук, Ошский государственный университет, г. Ош, Кыргызстан, jypar.science@oshsu.kg
FORMATION OF PATRIOTIC FEELINGS IN YOUTH IN EPIC OF MANAS SCHOOLTEACHING
©Batyraliev A., ORCID: 0000-0003-3118-1214, Ph.D., Osh State University, Osh, Kyrgyzstan, kafedra15@mail.ru ©Alibekova U., ORCID: 0000-0002-0648-0370, Kyrgyz-UzbekInternational University,
Osh, Kyrgyzstan, alibekovaomurkan@bk.ru ©Ismailova S., ORCID: 0000-0002-8807-5335, Kyrgyz-Uzbek International University, Osh, Kyrgyzstan, samaraismailova978@gmail.com ©Abdullaeva Zh., ORCID: 0000-0001-5777-4478, SPIN-code: 1815-7416, Ph.D., Osh State University, Osh, Kyrgyzstan, jypar.science@oshsu.kg
Аннотация. Актуальность: преподавание эпоса «Манас» является актуальным в связи с формированием патриотических чувств у молодежи. Цели исследования: по результатам опроса современная молодежь уверенно считает, что киргизы пришли из Алтая и Алтай является коренной родиной киргизов. К сожалению, в учебниках по киргизской литературе не рассматриваются вопросы: откуда пришли киргизы в Алтай, откуда предки великого Манаса. Материалы и методы исследования: в статье даны интересные и обоснованные материалы, которые помогут разрешить некоторые дискуссионные вопросы преподавания эпоса. Результаты исследования: приведенные авторами пути преподавания эпоса дают возможности формирования патриотических чувств у молодежи. Выводы: в преподавании нам необходимо расширить происхождение Манаса и сформировать у нашей молодежи гражданское представление о том, что предки Манаса жили в Сары-Коле и Алае, а киргизы жили в этом регионе до отъезда на Алтай.
Abstract. Research relevance: teaching the Epic of Manas is relevant in connection with formation of patriotic feelings among young people. Research objectives: according to results of survey, modern youth confidently believe that Kyrgyz people came from Altai, and Altai is indigenous homeland of Kyrgyz people. However, textbooks on Kyrgyz literature do not address the questions: where did the Kyrgyz come from to Altai, where the ancestors of the great Manas came from. Research materials and methods: the article provides interesting and substantiated materials that will help resolve some of the controversial issues of teaching the epic. Research results: the ways of teaching epos given by authors provide opportunities in formation of patriotic feelings among young people. Conclusions: in teaching, we need to expand the origin of Manas
Бюллетень науки и практики /Bulletin of Science and Practice Т. 8. №1. 2022
https://www.bulletennauki.com https://doi.org/10.33619/2414-2948/74
among our youth, and a civic idea that ancestors of Manas lived in Sary-Kol and Alai, and the Kyrgyz lived in this region before leaving for Altai.
Ключевые слова: киргизы, эпос «Манас», Сары-Кол, Алай, Талас, обучение, воспитание, учебная программа, учебник.
Keywords: Kyrgyz, Epic of Manas, Sary-Kol, Alai, Talas, training, education, curriculum, textbook.
Введение
Великий киргизский эпос «Манас» повествует о людях, их быте, культуре, этапах становления нации, философии, педагогике и т. д. Об этом Ч. Айтматов отметил: «Нет сомнений в том, что эпос «Манас» отражает реальную жизнь, исторические события (связанные с судьбами киргизского народа). Историческую правду и художественную правду, принесенную эпосом в наши дни, можно объяснить и определить с помощью сегодняшнего языка и понятий» [1, 2]. О. Осмонов, известный историк и исследователь эпоса, сказал: «Мы должны одинаково относиться ко всем вариантам эпоса «Манас», изучать их объективно и широко использовать в изучении истории киргизского народа» [3]. Профессор Т. Кененсариев в серии статей «Манас и историческая правда» выражает свое мнение по этому поводу: следовательно, такой исторический деятель, как Манас, жил в истории Кыргызстана [4]. Утверждение Профессор К. Матикеева о том, что «события в эпосе вращаются вокруг названий земли и воды, подтверждает древность киргизов, тот факт, что Манас был человеком». Сказанное дает основания полагать, что эпос «Манас» реалистично отражает жизнь и историю киргизского народа.
Сегодня существуют различные версии происхождения Манаса [5, 6]. Героический эпос Манас характеризует колорит самобытной киргизской культуры, в частности, нации, содержащей язык, традиционные и моральные принципы [7]. Есть противоречивые мнения: один говорит о Таласе, один — «желтых воротничков», один — Алай, третий - Алтай. Почему мы решаем эту проблему! Прежде всего, я спрашивал многих людей, студентов и школьников: «Откуда пришли киргизы? Где родина Кыргызстана? Когда мы их спросили, они сказали, что приехали с Енисея и Алтая. Даже когда экс-президент открыл памятник Манасу в Москве, мы все сказали: «Говоря современным языком, Манас — этнический русский, все кыргызстанцы — выходцы из Энесая, и, что удивительно, согласно недавним открытиям русских ученых — с Алтая. "Мы были свидетелями. Итак, много лет мы думали, что мы с Енисея и Алтая. Возможно, это продукт советской идеологии.
За границей, в том числе у российских исследователей, существует одностороннее представление о том, что «киргизы — это народ, мигрировавший из Эне-Сай». В этой ситуации возникает вопрос о местонахождении киргизов, с научной точки зрения «автохтонности», который до сих пор не решен. Также значима политическая автономия (местничество) киргизов, связанная с этим термином. Потому что в такой многонациональной стране, как Кыргызстан, происхождение коренных народов, автономия -ключевой научный, социальный и политический вопрос. Поэтому в некоторые трудные периоды научные дебаты о местной самобытности киргизского народа могут принимать политический характер и наносить ущерб целостности государства. Достаточно принять во внимание заблуждения в СМИ, особенно в Интернете, во время трагических конфликтов между киргизским и узбекским народами в 1990 и 2010 годах.
Бюллетень науки и практики / Bulletin of Science and Practice Т. 8. №1. 2022
https://www.bulletennauki.com https://doi.org/10.33619/2414-2948/74
Материалы и методы исследования
Исследование основано на интересных и обоснованных материалах, которые помогут разрешить некоторые дискуссионные вопросы в преподавания эпоса Манас в школе и ВУЗах, а также способствуют формированию патриотических чувств у молодежи.
Результаты и обсуждение
Когда мы анализировали учебники вузов и школ по преподаванию Манаса, мы заметили, что жизнь киргизов до Алтая, история предков Манаса до депортации на Алтай оставались без внимания. Например, в учебнике для 8-го класса (Исаков Б. С., Исакова Ч. Б. Киргизская литература, Бишкек, 2007) чтение эпоса начинается с рождения героя Манаса и не рассказывает о его происхождении. В разделе «Манас» в 11 классе о нем не упоминалось. Такое отношение способствует формированию представления о том, что киргизы — алтайцы, и отрицательно сказывается на формировании у нашей молодежи чувства гражданственности. Все мы знаем, что в межнациональном конфликте 90-х использовались слова «Ош — наше историческое место, вы приехали с Алтая». Поэтому в этой статье мы сосредоточимся на вопросе: откуда взялся Манас, откуда киргизы ушли на Алтай?
В разделе эпоса версии Саякбая Каралаева о «Предках Манаса до рождения» указано:
Его родной отец, Бойон Хан,
От Бойон Хана Чаян хан.
От Чаян хана Огой хан,
от Огой кана Балакан.
От Балакана Каракан
У Каракана было восемь сыновей,
Мужественный из детей Жакып, Улан хан [8].
С. Каралаев охарактеризовал Каракана следующим образом:
Смелый, с сильным гневом,
Он делает скрытое явным.
Распространен и рожден от Киргизов,
От его смелости рождается душа,
Создал беспорядки в Китае [8].
Говорят, что Каракан всегда скандалили с китайцами, что показывает, что предки Манаса жили рядом с Китаем. По версии С. Орозбакова, Джакып рассказывает своему сыну Манасу о его предках и их происхождении следующим образом:
Сын мой, твое племя киргизско ттюркское, Говорил наш предок, который правил. Что мы строгали народ Китая, И потеряли людей. Звали твоего деда Ногоем, Он правил Кашгаром. До приезда Кара Хан в город, Правил ваш дед Ногой.
Версия С. Каралаев и С. Орозбакова убедительно подтверждает, что Манас был из Сары-Коля. В связи с этим исследователь Манаса Сатанов Зулпукар в своих работах («Является ли исконная родина Манаса Сары-Кол?», «Историческая родина Манаса, Чубака,
Бюллетень науки и практики / Bulletin of Science and Practice Т. 8. №1. 2022
https://www.bulletennauki.com https://doi.org/10.33619/2414-2948/74
Кошоя, Бакая - Сары-Кол!») Изучал предков Манас: практически все, даже историки, пришли к выводу, что «мы пришли с Алтая». Все мы знаем про это из эпоса «Манас». Да, в великом эпосе говорится, что отец Манаса Джакып был изгнан на Алтай, а затем вернулся в Ала-Тоо. Однако, хотя происхождение нашего побега на Алтай ясно написано в эпосе «Манас», это все еще загадка», — говорит Манас, который всегда говорит, что его происхождение из Сары-Коля [9].
В настоящее время регион Сары-Куль разделен на три государства (Китай, Таджикистан и Афганистан). Мургабские киргизы называют себя Сары-Колдук, а свои газеты - Сары-Кол. Когда мы разговаривали с киргизами Мургаба, мы часто видели, что они с гордостью говорили, что являются потомками Манаса. Например, в газете «Сары-Кол» обратим внимание на песню А. Атабаева «Большая гора со звонким голосом горной индейки».
На Великой Горе со звонким голосом горной индейки, На скале со звуком восседающего орла, Киргизы в белых калпаках подобны ледникам, Мы подпираем небо голубое в Сары-Коле. Некоторые укрылись в тишине, С девизом Манас Ата и Манас, Не преклонив колени для души, кроме Бога, Мы охраняли Ата-Журт Манас!
Из этих стихов мы можем увидеть патриотизм жителей Сары-Коля, то, как они себя чувствуют потомками Великого Манаса. Топоним «Алай» широко используется в вариантах эпоса Манас: «У тебя есть брат по имени Орозду, я слышал, что он покорил Алай» [9]. Когда киргизы переселились с Алтая в Ала-Тоо, Манас собрал людей и сказал:
Герой Манас говорит: Вы собрались в мажлис, Он говорит, слушайте все. За землю отца моего, Я сяду верхом на лошадь С нетерпением ожидал взять, Испару и Алай. Затем он продолжил: Ваш отец вырос в Алае,
В центре Андижана — убедительно доказано, что предки многих алтайских киргизов происходили с Алая. Еще в других строках стиха:
Коренной предок Бабыр хана, Другой отец Ногой хан, Сын Тобоя, Когой, Они пришли из Широкого Алайского поля. Джакып бай из Ногоя,
Сказал расширить землю Алая — сказанное еще раз доказывает откуда родом Манас!
Бюллетень науки и практики / Bulletin of Science and Practice Т. 8. №1. 2022
https://www.bulletennauki.com https://doi.org/10.33619/2414-2948/74
Выводы
В результате Сары-Куль и Алай — соседи, и есть все основания полагать, что Манас был предком Манаса до того, как киргизы ушли на Алтай, а затем он жил в Сары-Коле и Алае. В связи с этим проф. С. Закиров отмечает: «В эпосе «Манас», отражающем древнюю историю киргизского народа, не вызывает сомнений, что главными местами киргизов являются Ала-Тоо, Алай, Самарканд, или, Ат-Баши, Нарын, Иссык-Куль, Сон-Куль». Чтобы не упускать из виду тот факт, что мы пришли с Энесая и Алтая, нам нужно включить в учебные программы школ и вузов истоки Манаса, сформировать у нашей молодежи гражданское представление о том, что Манас жил в Сары-Коле и Алае, перед отъездом на Алтай. Мы стремимся услышать конструктивные комментарии и взгляды по этому поводу от ученых, историков, писателей, людей, которым небезразличен эпос и киргизская история.
Список литературы:
1. Орозбаков С. Манас. Кн. 1. Бишкек. 1978.
2. Бакиров А. А. Исторические этапы развития эпоса «Манас» // Эпосоведение. 2019. №2 (14). С. 31-47.
3. Баитова Ф. Т. Эпос «Манас» и этнопедагогическая подготовка будущего учителя // Научный журнал. 2016. №1 (2). С. 42-45.
4. Kenensariyev T. Ancient homeland of the Kyrgyz and the Manas epic: comparative analysis // Alatoo Academic Studies. 2017. №3. P. 329-337.
5. Абакиров К. Из истории исследований эпоса "Манас" // Проблемы Науки. 2016. №17 (59). С. 77-79.
6. Бакчиев Т. А. Теоретический подход к исследованию сказительского искусства манасчы // Эпосоведение. 2017. №1 (5). С. 5-19.
7. Tolonova G., Borubekova G., Ukueva B., Alibekova U., Bekmuratova R., Baiieva B., Abdullaeva Zh. Teaching of the Theme "Manas and Manastelling Skill" by Critical Thinking Method Strategies // Open Journal of Modern Linguistics. 2020. V. 10. №6. P. 675-684. https://doi.org/10.4236/ojml.2020.106042
8. Манас: героический эпос киргизского народа. Книга 1. Бишкек. Кыргызстан. 1995.
9. Мамытбеков З., Абдылдаев Э. Некоторые проблемы в исследовании эпоса «Манас». Фрунзе. 1996. 246 с.
References:
1. Orozbakov, S. (1978). Manas. 1. Bishkek.
2. Bakirov, A. A. (2019). Istoricheskie etapy razvitiya eposa "Manas". Eposovedenie, (2 (14)), 31-47.
3. Baitova, F. T. (2016) Epos «Manas» i etnopedagogicheskaya podgotovka budushchego uchitelya. Nauchnyi zhurnal, (1 (2)), 42-45. (in Russian).
4. Kenensariyev, T. (2017). Ancient homeland of the Kyrgyz and the manas epic: comparative analysis. Alatoo Academic Studies, (3), 329-337.
5. Abakirov. K. (2016). Iz istorii issledovanii eposa "Manas". Problemy Nauki, (17 (59)), 7779. (in Russian).
6. Bakchiev, T. A. (2017). Teoreticheskii podkhod k issledovaniyu skazitel'skogo iskusstva manaschy. Eposovedenie, (1 (5)), 5-19.
7. Tolonova, G., Borubekova, G., Ukueva, B., Alibekova, U., Bekmuratova, R., Baiieva, B., ... & Abdullaeva, Zh. (2020). Teaching of the Theme "Manas and Manastelling Skill" by Critical
Бюллетень науки и практики / Bulletin of Science and Practice Т. 8. №1. 2022
https://www.bulletennauki.com https://doi.org/10.33619/2414-2948/74
Thinking Method Strategies. Open Journal of Modern Linguistics, 10(6), 675-684. https://doi.org/10.4236/ojml.2020.106042
8. Manas: geroicheskii epos kirgizskogo naroda (1995). 1. Bishkek.
9. Mamytbekov, Z., & Abdyldaev, E. Nekotorye problemy v issledovanii eposa "Manas". Frunze.
Работа поступила Принята к публикации
в редакцию 20.11.2021 г. 28.11.2021 г.
Ссылка для цитирования:
Батыралиев А., Алибекова У, Исмаилова С. Ж., Абдуллаева Ж. Д. Формирование патриотических чувств у молодежи в процессе преподавания эпоса «Манас» в школе // Бюллетень науки и практики. 2022. Т. 8. №1. С. 219-224. https://doi.org/10.33619/2414-2948/74/31
Cite as (APA):
Batyraliev, A., Alibekova, U., Ismailova, S., & Abdullaeva, Zh. (2022). Formation of Patriotic Feelings in Youth in Epic of Manas Schoolteaching. Bulletin of Science and Practice, 8(1), 219224. (in Russian). https://doi.org/10.33619/2414-2948/74/31