© А. А. ГИЧЛН. В. Н. КОРЗЕНКО, 1991 УДК 616-056.257-053.4-02
А. А. Гичан, В. Н. Корзенко ФОРМИРОВАНИЕ ОЖИРЕНИЯ У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЙ
Белорусский институт физической культуры, Минск
Одна из важнейших задач воспитания детей в дошкольных учреждениях состоит в предупреждении возникновения факторов риска, которые в известной мере определяют уровень сердечно-сосудистых, эндокринных, нервно-психических заболеваний [7]. К ним можно отнести прежде всего избыточную массу тела, недостаток двигательной активности, а также вредные условия социальной и экологической среды (курение, потребление алкоголя, стрессы в семье, нерациональное и несбалансированное питание, загрязнение воздушной, водной сред и почвы).
Анализ данных литературы [2, 6] показал, что с поступлением в школу примерно 14 % первоклассников имели ожирение и это количество продолжало увеличиваться до среднего возраста школьника, составляя в этой группе 19,7 %. Отсюда следует, что первичная профилактика ожирения должна быть организована еще в дошкольном возрасте на стадии избыточной массы тела.
Целью настоящей работы было изучение в динамике частоты ожирения у детей 3—5 лет, влияния на нее особенностей физического воспитания в дошкольных учреждениях, а также определение костного, мышечного и жирового компонентов массы тела детей.
Следует указать, что характер питания у обследованных детей был примерно одинаковым для всех детских садов Минска. Расхождения были возможны только в питании в домашних условиях.
Нами в 1987—1988 гг. у 1609 детей в возрасте 3—5 лет (836 мальчиков и 773 девочки) пяти детских садов Минска была проанализирована масса тела по массоростовой номограмме, разработанной В. А. Гришко и С. Н. Борисовым [1].
Зная рост ребенка, по номограмме определяли, какой должна быть его идеальная масса. Затем вычисляли процент отклонения фактической массы каждого ребенка от идеальной. За нормальную принимали фактическую массу ребенка, которая находилась в пределах 90—115 % от идеальной, за ожирение I степени — фактическую массу, составлявшую от 116 до 125 % от идеальной, II степени— от 126 до 150%, II степени — от 151 до 200 % [3]. Фактическая масса тела менее 90 % от идеальной оценивалась как недостаточная.
Определение компонентов массы тела проведено у 66 человек (35 мальчиков и 31 девочка) по методике, разработанной НИИ антропологии МГУ им. М. В. Ломоносова [5]. Детей подбирали для данного исследования по среднестатистическим показателям: индексу Кетле — отношению массы (в г) к росту (в см) и индексу мышеч-
ного развития, получаемому путем деления массы (в кг) на рост в кубе (в м), что при небольшой выборке дает репрезентативные результаты. Индекс Кетле и индекс мышечного развития были определены у всех обследованных детей. Данные индексы рекомендуется вычислять при оценке эффективности физического воспитания по динамике физического развития вместо абсолютных значений роста и массы [4].
Исследования показали, что нормальную массу тела имели 74,5—70,5 % мальчиков и 77,7 — 69,9 % девочек. Недостаточная масса тела выявлена у 10,2—8,6 % мальчиков и 12,2—6,3 % девочек. Общее ожирение (I и II степень) определено у 15,3—20,9% мальчиков и 10,8—23,8% девочек (р<0,001) (см. таблицу).
Статистически достоверные различия установлены между показателями общего ожирения у девочек 4 и 5 лет (р<0,01); ожирения I степени — у девочек 4 и 5 лет (р<0,05); ожирения 11 степени у мальчиков 3 и 4 лет (р<0,001) и 3 и 5 лет (р<0,001); ожирения II степени у девочек 3 и 5 лет (/><0,001) и 4 и 5 лет (р<0,01).
Увеличение числа детей с ожирением происходило в основном за счет перехода детей, имевших ранее нормальную массу, в группу с I степенью ожирения. Далее, как правило, этот процесс усугублялся, и дети из группы с I степенью ожирения попадали в группу со II степенью. Крайне редко наблюдался процесс нормализации избыточной массы. Для детей с недостатком массы тела характерна тенденция к увеличению ее с возрастом и переходу части таких детей в группу с нормальной массой.
Масса тела (в %) детей 3—5 лет, посещающих дошкольные учреждения Минска
Масса тела Возраст, годы
3 4 5
Нормальная 74,5±2,3 77,0±2,2 71,5±2,7 77,7±2,6 70,5±3,3 69,9±3,6
Недостаточная Ю,2±1,6 9,4 ±1,7 8,6±2,0
'.2,2±1,7 10,0±1,9 6,3± 1,9
Общее ожирение 15,3±1,9 Ю,8±1,7 19,1±2,4 12,3±2,0 20,9±3,0 23,8±3,4
В том числе I степени 13,4 ± ,8 13,0±2,0 13,9±2,5
8,5±1,5 8,1 ±1,7 12,5±2,6
II степени 1,9±0,7 6,1 ± 1,4 7,0± 1,9
2,3±0,8 4,2± 1,2 11,3±2,5
Примечание. Числитель — мальчики, знаменатель — девочки.
Анализ социальных условий жизни детей с ожирением и недостатком массы тела не выявил существенных различий. Ожирение III степени отмечено у 5 детей, которые исключены из общей суммы обследованных, так как избыток массы у них был обусловлен патологическим состоянием.
Нами проведено сравнительное изучение динамики массы тела детей в зависимости от особенностей организации занятий физкультурой в дошкольных учреждениях.
В двух детских садах их проводили воспитательницы по «Программе воспитания и обучения в детском саду» (1987 г.) — 1-я группа. В одном детском саду проведение всех физкультурных занятий со всеми детьми 3—5 лет было поручено одной воспитательнице и от других программных занятий она была освобождена, что позволяло ей лучше готовиться к урокам физической культуры — 2-я группа. Лица, проводившие данные физкультурные занятия, окончили факультеты дошкольного воспитания. В двух детских садах занятия были поручены штатным работникам физкультурно-оздоровительных комбинатов, не находившимся в подчинении администрации детских садов — 3-я группа. Они имели специальное физкультурное образование.
Нами установлено, что независимо от особенностей организации физического воспитания (кто проводит занятия, какие упражнения при этом преобладают) число детей с ожирением I и II степени увеличивалось с возрастом. Однако в детском саду, где занятия проводил один воспитатель со всеми детьми (2-я группа), такое увеличение не было столь значительным. Здесь в 3 года число мальчиков с ожирением составляло 15,1±3,9 %, в 4 года уменьшалась до 13,1 ±3,7 %, а в 5 лет опять несколько возрастало до 16,0±5,2 %.
В 1-й и 3-й группах количество детей с ожирением увеличивалось значительнее. В 1 -й группе среди мальчиков 3 лет таких детей было 19,2±3,4 %, 4 лет —23,9±4.5 %, 5 лет — 22,5±5,3 %, в 3-й группе оно составило соответственно 12,9±2,8, 19,6±3,8 и 23,4±5,3 %.
Суммарно мальчиков 3—5 лет с ожирением в
1-й группе было 21,3±2,4 %, во 2-й—14,7± ±2,5%, в 3-й — 17,4±2,6 %. В этих величинах статистически достоверны различия между 1-й и
2-й группами (р<0,05).
Аналогичный рост числа детей с ожирением
наблюдался и у девочек. Суммарно девочек 3— 5 лет с ожирением в 1,2 и 3-й группах было соответственно 15±2. 8,8±2,7 и 14,3±2,1 %. Достоверная разность установлена между показателями 1-й и 2-й групп (р<0,05) и 2-й и 3-й (/><0,05).
Видимо, меньший рост числа детей с ожирением во 2-й группе, где занятия проводили освобожденные воспитатели со всеми детьми, свидетельствует о большей эффективности именно таких занятий в профилактике ожирения в сравнении с другими способами организации (1-я и 2-я группы).
Определение процентной доли костного, мышечного и жирового компонентов массы тела у дошкольников 3—6 лет показало, что для мальчиков характерны большие, чем у девочек, значения костного и мышечного компонентов; у девочек несколько выше была доля жирового компонента. Так, костный компонент массы тела мальчиков в 3 года составлял 17,7 %, а к 6 годам достигал 19,8%, а у девочек — соответственно 16,9 и 18,3 %. Доля мышечного компонента у мальчиков с 3 до 6 лет возрастала с 28,7 до 32,8 %, а у девочек с 27,3 дс 32 %. Содержание жирового компонента с возрастом уменьшалось: с 3 до 6 лет оно снизилось у мальчиков с 11,8 до 9 %, у девочек с 13,1 до 10,3 %. Последнее наглядно подтверждает то, что для нормально развизающихся детей существует генетически обусловленное снижение с возрастом доли жирового компонента в массе их тела.
Считаем целесообразным при оценке эффективности физкультурно-оздоровительной работы в дошкольных учреждениях использовать дополнительный критерий, учитывающий позитивные или негативные изменения количества лиц с ожирением.
Литература
1. Вес реальный... вес идеальный // Мед. газета.— 1988.— 31 авг.
2. Клиорин А. И. Ожирение в детском возрасте — Л., 1989.
3. Князев Ю. А., Картелишев А. В. Ожирение у детей.— М., 1983.
4. Пушкарев С. А. // Теор. и практ. физ. культуры.— 1983.— № 3,—С. 18-21.
5. Смирнова Н. С., Шатурина Т. П. Методика морфологических исследований в антропологии.— М., 1981.
6. Трофименко Л. С. Ожирение у детей.— М., 1987.
7. Чазов Е. И. // Аргументы и факты.— 1987.— № 47.— С. 7.
Поступила 09.02.90