Научная статья на тему 'Формирование ответственности выпускников вузов'

Формирование ответственности выпускников вузов Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
118
12
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ОТВЕТСТВЕННОСТЬ / RESPONSIBILITY / ВОЛЯ / WILL / КОМПЕТЕНТНОСТИ / COMPETENCE / КВАЛИФИКАЦИЯ / QUALIFICATION / СТАНДАРТЫ / STANDARDS / УЧЕБНЫЙ ПРОЦЕСС / EDUCATIONAL PROCESS

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Соловьев Виктор Петрович, Перескокова Татьяна Аркадьевна

Рассматривается проблема формирования у студентов в процессе обучения такого личного качества, как ответственность, которое необходимо всем людям, и особенно работникам тяжелой промышленности, включая металлургию и горное дело. Показано, что не все студенты в достаточной степени обладают этим качеством. Обращено внимание на необходимость создания комфортной образовательной среды в университетах. Рекомендуется использование методов интерактивного обучения, позволяющих формировать требуемые компетентности и личностные качества обучаемых.Discussed the problem of necessity of formation such personal quality as responsibility of the students in the learning process, which is necessary for the workers of heavy industries such as metallurgy and mining. Established that not all students are sufficiently possess this quality. Attention is drawn to the need to create a comfortable learning environment in universities. Recommended the use of methods of interactive training, allowing to form the required competence and personal qualities of trainees.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Формирование ответственности выпускников вузов»

DOI: 10.25586/RNU.HET.18.03.P.49 УДК 378.4: 37.04 + 378.14

В. П. Соловьев, Т. А. Перескокова,

Старооскольский технологический институт - филиал Национального исследовательского технологического университета «МИСиС»

Формирование ответственности выпускников вузов

Приоритет ответственности

В 2007 году учебно-методическое объединение по образованию в области металлургии провело анкетирование руководителей кадровых служб 140 металлургических предприятий на предмет ранжирования социальных компетентностей и личных качеств выпускников вузов, будущих работников металлургической промышленности.

На первое место работодатели поставили ответственность будущих специалистов, на второе - их компетентность, т.е. «способность к самосовершенствованию, включая умение самостоятельно приобретать новые знания с использованием современных информационных технологий».

Из общепрофессиональных компетентностей работодатели выделили две: способность находить и перерабатывать информацию и профессионально оформлять, представлять и докладывать результаты выполненной работы. А базовой профессиональной компетентностью работодатели считают «умение управлять технологическими процессами».

В 2014-2016 годах нами проведено аналогичное анкетирование студентов нескольких направлений подготовки, в том числе «Металлургия», в котором приняли участие 124 человека. Студенты также выделили качество «ответственность» как самое важное, на второе место поставили компетентность - уме© Соловьев В. П., Перескокова Т.А., 2018

Старооскольский технологический институт - филиал Национального исследовательского технологического университета «МИСиС»

ние работать в команде, а на третье из десяти - способность к самосовершенствованию.

Работодатели-металлурги не случайно обратили внимание руководителей и преподавателей вузов на важность привития студентам еще в период обучения такого личного качества, как ответственность.

Металлургия является основной базой обрабатывающей промышленности и строительства. Для производства машин, оборудования и строительства зданий, мостов, газопроводов требуется металл в виде проката, поковок, отливок.

Обрабатывающая промышленность, по сути, является индикатором развития всего народного хозяйства, так как именно здесь создается продукт, который затем поступает на национальный и международный рынки. По общему объему промышленного производства Россия занимает четвертое место в мире, уступая лишь Китаю, США и Индии.

Объем выплавки стали является важнейшим показателем экономического развития любой страны мира. Наш соотечественник А. Е. Ферсман на заре XX века пред-

ВИКТОР

ПЕТРОВИЧ

СОЛОВЬЕВ

кандидат технических наук, профессор Староос-кольского технологического института - филиала Национального исследовательского технологического университета «МИСиС». Сфера научных интересов: менеджмент качества, проектирование и организация учебно-методической работы в вузе. Автор 300 опубликованных научных работ

рек наше будущее, заявив: «Железо -фундамент цивилизации».

Россия стабильно входит в десятку стран - ведущих производителей стали, занимая среди них пятое место после Китая, Японии, Индии и США. Объем ее производства в нашей стране составляет 70 млн тонн в год.

По данным Росстата, металлургическое производство имело оборот в 2015 году в сумме 4405 млрд руб., что составило 13% от оборота всей обрабатывающей промышленности страны. Для металлургии характерна самая высокая электровооруженность труда. Она является самой экспортно значимой отраслью отечественной экономики после нефтяной и газовой промышленности.

Металлургические процессы осуществляются на сложных технологических агрегатах, назовем среди них доменные печи, конвертеры, электропечи, прокатные станы, с тяжелыми и опасными условиями труда.

Эти особенности металлургических процессов требуют компетентных исполнителей, которые

ТАТЬЯНА

АРКАДЬЕВНА

ПЕРЕСКОКОВА

кандидат педагогических наук, доцент Староосколь-ского технологического института - филиала Национального исследовательского технологического университета «МИСиС». Сфера научных интересов: организация учебной и внеучебной деятельности в вузе. Автор более 70 опубликованных научных работ

возьмут на себя ответственность за управление ими для обеспечения качества выпускаемой продукции и ее конкурентоспособности. Следовательно, металлургическая отрасль должна быть насыщена высококвалифицированными кадрами.

С тяжелыми и опасными условиями труда сталкиваются работники горнодобывающей отрасли, являющейся заготовительной базой металлургии. Эта отрасль также занимает одно из ведущих мест в экономике нашей страны.

По данным справочника Росстата России «Основные макроэкономические показатели стран мира», в 2015 г. в нашей стране добыча угля составила 372 млн тонн. Железной руды в нашей стране в 2015 году добыто 101 млн тонн. Больше руды добыто только в Австралии, Бразилии, Китае и Индии.

Кадры по-прежнему решают все?

Строительство советской экономики осуществлялось под лозунгом «Кадры решают все».

После завершения обучения выпускники высших учебных заведе-

ний, в том числе металлурги и горняки, будут выступать в качестве субъектов производственных отношений и сознательной профессиональной, хозяйственной и общественной деятельности. Значит, в период обучения у студентов необходимо сформировать не только профессиональные знания, навыки, умения и способности, но и такие черты, которые будут определять развитие личности.

В психологии под личностью понимают такую ступень развития индивида, когда он активно и сознательно осваивает и преобразует природу, общество и самого себя [11]. Личность определяется не только своим характером, но и тем, что и как она знает, что и как ценит, что и как созидает. А главное - какова ее мера ответственности за свои поступки, решения, судьбу. Это как раз то, что ожидают работодатели, особенно таких отраслей промышленности, к которым относятся металлургия и добыча полезных ископаемых.

По мнению И. А. Зимней, профессионал - это человек, который в совершенстве владеет своей профессиональной областью. Компетентный специалист, являясь профессионалом в своем деле, демонстрирует мотивированное владение сложными связями явлений и процессов, проявление межличностных компетенций, креативности и когнитивных способностей [3]. Таким образом, профессионализм -это всего лишь один из компонентов социально-профессиональной компетентности работника.

Так что же такое ответственность? В отечественной литературе приводятся многочисленные трактовки этого понятия [9, 6], но смысл их един: ответственность - это сформированная черта характера человека, его осознанное стремление отвечать за свои действия, поступки, высказывания, принимаемые решения.

Психологи относят ответственность к числу тех черт характера человека, которые проявляются в системе отношений. Ответственность

Рассматривается проблема формирования у студентов в процессе обучения такого личного качества, как ответственность, которое необходимо всем людям, и особенно работникам тяжелой промышленности, включая металлургию и горное дело. Показано, что не все студенты в достаточной степени обладают этим качеством. Обращено внимание на необходимость создания комфортной образовательной среды в университетах. Рекомендуется использование методов интерактивного обучения, позволяющих формировать требуемые компетентности и личностные качества обучаемых.

Ключевые слова: ответственность, воля, компетентности, квалификация, стандарты, учебный процесс.

Discussed the problem of necessity of formation such personal quality as responsibility of the students in the learning process, which is necessary for the workers of heavy industries such as metallurgy and mining. Established that not all students are sufficiently possess this quality. Attention is drawn to the need to create a comfortable learning environment in universities. Recommended the use of methods of interactive training, allowing to form the required competence and personal qualities of trainees.

Key words: responsibility, will, competence, qualification, standards, educational process.

проявляется прежде всего в отношении человека к делу. Это не врожденное качество, оно возникает в жизни и деятельности. Считается, что характер скаладывается в повседневной будничной жизни, в процессе обучения, а не только в трудные моменты. Это относится и к формированию ответственности.

Получение высшего образования - длительный процесс, в ходе которого обучаемый не только приобретает знания и умения, но и формирует свой характер с учетом будущей профессиональной деятельности. Известно, что образование - это воспитание и обучение, если рассматривать его как единый процесс.

В Федеральном законе «Об образовании в Российской Федерации» установлено, что педагогические работники обязаны «развивать у обучающихся познавательную активность, самостоятельность, инициативу, творческие способности, формировать гражданскую позицию, способность к труду и жизни в условиях современного мира, формировать у обучающихся культуру здорового и безопасного образа жизни». Это относится как к общему, так и к профессиональному образованию.

А то, что этим нужно заниматься, подтверждают результаты опросов молодежи о нравственных устоях, которые проведены ВЦИОМ и Институтом психологии РАН. Эти опросы показали, что:

- переступить черту порядочности ради денег не считают зазорным 52% молодых людей;

- обогащение за счет обмана приветствуют 47% опрошенных;

- не видят ничего плохого в измене Родине 22% представителей молодежи;

- обманывать государство (не платить налоги) считают нормальным 60% опрошенных;

- одобряют взятки 66 % респондентов.

Конкурс абитуриентов на направление «Государственное управление» в вузах России - один из самых

высоких. На вопрос: «Зачем вы идете в чиновники?» - молодые люди честно и, надо сказать, простодушно отвечают: «Чтобы, как нынешние чиновники, жить шикарно!»

А какова реальная ситуация с трудоустройством выпускников вузов? По данным экспертно-аналитиче-ского центра Российской академии народного хозяйства и государственной службы, только 20% выпускников вузов идут работать по специальности, а 70% студентов раскаиваются в выборе специальности уже на первом курсе.

Возможно, причина этого кроется в слабой связи учебных программ и самого процесса обучения с будущей профессиональной деятельностью выпускников.

Признано, что эта проблема должна быть решена путем учета требований профессиональных стандартов в федеральных государственных образовательных стандартах высшего образования. Методические рекомендации по актуализации образовательных стандартов были приняты Министерством образования и науки Российской Федерации еще в 2015 году.

Но только в 2017 году началось утверждение федеральных государ-

В горячем цехе действительно горячо!

ственных образовательных стандартов 3++, а по сути стандартов четвертого поколения, в которых сформулированы рекомендации по использованию профессиональных стандартов. К концу 2017 года было утверждено более 20 образовательных стандартов нового поколения в области строительства, приборостроения, нанотехнологии, архитектуры, химии и по другим направлениям подготовки кадров. А Министерство труда и социальной защиты Российской Федерации приняло уже более 800 профессиональных стандартов по рабочим профессиям и должностям специалистов.

Итак, система высшего образования, введя в образовательные стандарты требования и рекомендации по использованию профессиональных стандартов, «откликнулась» на потребности экономики. Теперь профессиональные и образовательные стандарты должны совместно служить экономике. Этот подход отвечает фундаментальному принципу, согласно которому образование и экономика взаимосвязаны.

Но, к сожалению, образовательные стандарты 2017 года не полностью соответствуют положени-

ям Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации», так как в них отсутствуют требования (рекомендации) по осуществлению первой составляющей процесса получения образования - воспитания обучаемых. Создается впечатление, что заниматься воспитанием студентов необязательно. Позволим себе задаться вопросом: неужели работники Министерства образования и науки Российской Федерации не интересуются результатами опросов молодежи, не видят падения культурного и нравственного уровня студентов вузов и колледжей? И почему педагогические работники не выполняют своих обязанностей, установленных в законе «Об образовании в Российской Федерации»?

Обратимся теперь к содержанию профессиональных стандартов. Рассмотрим стандарт специалиста по кислородно-конвертерному производству стали.

Стандарт ориентирован на должность мастера участка сталеплавильного цеха. В нем указываются необходимые знания и умения для осуществления всех трудовых функций. Специалист должен освоить программу среднего профессионального или высшего образования.

В связи с этим считаем необходимым обратить внимание на содержание деятельности специалиста. В ее основе:

- контроль действий работников,

- контроль выполнения производственного задания,

- анализ информации и принятие решений,

- контроль технологического процесса,

- контроль соблюдения работниками правил безопасности работ;

- проведение собраний и оперативок.

Это характеристика организатора производства, знающего технологию, оборудование, способы контроля производственных процессов. Базовые компетентности такого специалиста - способность руководить коллективом работников, анализировать технологический процесс и принимать решения, оформлять документацию. И, главное, он обязан брать на себя ответственность за безопасные условия труда и соблюдение работниками требований безопасности труда, то есть как обязанность, так и ответственность специалиста являются всеобъемлющими.

Добыча железной руды открытым способом

Мы видим, что, как и в период индустриализации страны, кадры и ныне решают все. И за все берут на себя ответственность.

Весь коллектив работников подразделяется на три категории: руководящий, выполняющий и контролирующий персонал. А система управления основывается на трех элементах: на ответственности, полномочиях и взаимодействии.

Лицам любой категории, принимающим на себя ответственность, руководители делегируют полномочия. Обращаем внимание на то, что ответственность берут, а полномочия дают.

Ответственности должно быть столько, сколько полномочий, а полномочий столько, сколько ответственности. Только в этом случае между работниками будет осуществляться оптимальное, эффективное взаимодействие и через полномочия будет реализовываться взятая ответственность.

К такому профессионализму нужно готовить выпускников высших учебных заведений.

А способствуют ли этому организация учебного процесса и среда вуза, в котором обучаются студенты? Рассмотрим с этих позиций учебный процесс.

Учебный процесс и личные качества студентов

В период обучения студенты часто попадают в стрессовые ситуации. Их вызывают выполнение контрольных работ, защита проектов, зачетная и экзаменационная сессии, пересдача экзаменов, защита выпускной квалификационной работы и др. Кроме этого, современный молодой человек испытывает в своей жизни влияние ряда негативных факторов личного, общественного характера, также отрицательно воздействующих на его психику.

Все это может привести к повышению уровня тревожности. И нужно учитывать, что студенты - еще молодые люди с несформировав-шейся психикой и социально-личностными характеристиками.

% 40 35 30 25 20 15 10 5 0

1

п 1 Г).

0-5 5-15 15-25 25-40 40-50

Баллы

Рис. 1. Распределение студентов по уровню тревожности

Приведем пример результатов одного из тестирований студентов 3-го курса технических и экономических направлений подготовки. В нем приняли участие 176 студентов.

Целью исследования являлось определение уровня тревожности студентов после экзаменационной сессии. Уровень тревожности определяли на основе анонимного тестирования по методике Тейлора (адаптация Т. Н. Немчина) [4].

По результатам опроса все участники исследования были распределены на группы, соответствующие определенному уровню тревожности. Всего в соответствии с набранными баллами выделено пять групп:

1. С низким уровнем тревожности (0-5 баллов).

2. Со средним уровнем тревожности с тенденцией к низкому (515 баллов).

3. Со средним уровнем тревожности с тенденцией к высокому (15-25 баллов).

4. С высоким уровнем тревожности (25-40 баллов).

5. С очень высоким уровнем тревожности (40-50 баллов).

Результаты исследования (рис. 1) показали, что почти 60% студентов из числа опрошенных (имеются в виду группы 3, 4, и 5) по уровню тревожности находятся в зоне риска, следовательно, им нужна психологическая поддержка.

В ходе исследования студентам было предложено по мере возможности определить причины повышенной тревожности. Наибольший уровень тревожности у студентов вызывает организация учебного процесса и взаимоотношения с преподавателями и администрацией. Это снижает учебные показатели студентов и не способствует формированию личных качеств.

Таким образом, выявленная ситуация ставит перед руководством учебных заведений и преподавательским коллективом задачи корректировки психологического состояния студентов. Повышенная тревожность студентов может от-

рицательно сказаться на их поведении, в частности может явиться источником агрессивности. Тревожность ведет к снижению уверенности в своих силах как в конкретных делах, так и в общении.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Но как может формировать личность образовательная среда в вузе, если в ее основу положены наказания за пропуски занятий, за невыполнение учебного графика и тому подобное? Не будем закрывать глаза на то, что нами самими в высшей школе создана атмосфера страха перед плохой оценкой, перед преподавателями, администрацией. Между тем основоположник идеологии менеджмента качества Э. Де-минг сформулировал общий принцип руководства организациями: «Изгоняйте страх, чтобы все могли работать эффективно для организации. Используйте все возможные средства для искоренения страхов, опасений и враждебности внутри организации» [5].

Нет сомнений: одно только изменение идеологии контроля знаний и умений студентов с карательной на диагностическую приведет к столь же решительному изменению отношений преподавателей со студентами. Только тогда преподаватель станет воспитателем студентов. Это убедительно представлено

в статье Ю. П. Адлера и В. Л. Шпе-ра [1].

Действующая в высшей школе система наказаний обучаемых за «промахи» в учебной деятельности не способствует формированию творческой личности. Наказывать нужно только за нарушение правил внутреннего распорядка, правил проживания в общежитии, за неуважительное отношение к преподавателям и обучаемым. Это сформулировано в п. 4 ст. 43 Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации».

Но в этой же статье закона указывается, что меры дисциплинарного воздействия могут быть применены к обучаемым за неисполнение устава образовательной организации. А в уставах перечислены все учебные «грехи» студентов, за которые следует наказание. Пора исключить из уставов вузов меры дисциплинарного воздействия к обучаемым, не выполнившим учебный график, получившим неудовлетворительные оценки. Как сформулировал ведущий специалист России в области качества Ю. П. Адлер: «Карательная педагогика - путь в никуда».

Необходимо прекратить публичные обсуждения неуспевающих студентов, вывешивание на информационных стендах списков отста-

ющих, приказов об их наказании. Ведь это не соответствует провозглашенному принципу студенто-центричности образовательной деятельности. А ведь именно этот принцип наряду с компетентност-ным подходом к проектированию учебного процесса был признан основополагающим в деле обновления нашей системы высшего образования.

Одним из важных факторов успешной подготовки обучаемых к будущей профессиональной деятельности являются волевые качества личности. Волевая регуляция поведения характеризуется состоянием оптимальной мобилизованности личности, ее высокой активности, концентрацией этой активности в необходимом направлении. На уровне личности воля находит свое выражение в таких качествах, как сила воли, настойчивость, выдержка, энергичность и др.

Уровень подготовки выпускника вуза в большой степени зависит от этих личных качеств, а значит, в процессе обучения необходимо уделять внимание их формированию. Для выяснения степени сформированности волевых качеств нами проведено исследование методом анкетирования студентов третьего курса. Вопросы теста выбраны из открытого фонда [8].

В результате исследования было установлено, что у 46% опрошен-

% 80 70 60 50 40 30 20 10 0

ных студентов волевые качества не развиты. Люди с такими показателями, как правило, просто делают то, что легче и интереснее. К своим обязанностям они нередко относятся, как говорится, спустя рукава. Их позиция выражается известным изречением: «Мне что, больше всех надо?» Любую просьбу, любую обязанность они воспринимают чуть ли не как физическую боль.

У 34 % студентов волевые качества находятся на среднем уровне. Это значит, что многие из них начинают действовать, если сталкиваются с препятствиями. Но если есть обходной путь, то они тут же воспользуются им. По доброй воле дополнительные обязанности на себя не возьмут. Это иногда отрицательно сказывается на отношении к ним руководителей, не с лучшей стороны характеризует их в глазах окружающих.

Только у 19% студентов волевые качества оказались на высоком уровне. Это те студенты, на которых можно положиться, они не подведут. Их не страшат ни новые поручения, ни дальние поездки, ни те дела, которые иных пугают.

Специалисты-психологи прямо связывают формирование ответственности с волевыми качествами личности. Ведь проявление ответственности часто определяется необходимостью отказаться от развлечения ради не всегда приятного дела. В процессе обучения

□ 1 курс

□ 2 курс

□ 4 курс

Баллы

студенту приходится «заставлять» себя учить иностранный язык, математические и физические понятия, различные теории и доказательства. Но не станет студент инженером-металлургом, если он не владеет знаниями структур сплавов, если он не знает механических свойств сплавов и методов их определения, не представляет, как удалить из жидкого металла растворенные газы и неметаллические включения и многое другое.

Непосредственно уровень ответственности оценили у студентов различных курсов обучения по специальности «Горное дело» и направлению «Металлургия», которые являются базовыми в Староосколь-ском технологическом институте.

Оценку ответственности проводили методом анонимного тестирования. Студентам был предложен тест из 18 вопросов (см.: [10]). Каждый вопрос содержит три ответа с присвоенными баллами 0, 1, 2, соответствующими уровню развития ответственности. Максимальное количество набираемых баллов - 36. Весь диапазон от 0 до 36 баллов разбит на четыре интервала.

На рис. 2 представлены результаты оценки потенциальной ответственности студентов 1, 2 и 4 курсов очного обучения специальности «Горное дело».

Видно, что наиболее высокий уровень ответственности продемонстрировали студенты 2 курса, худший результат у студентов 4 курса. В целом нужно отметить, что более 80% студентов относятся к группе с недостаточной ответственностью (2 и 3 интервалы в совокупности). А ведь им предстоит работать в тяжелой горнодобывающей отрасли!

На рис. 3 представлены результаты тестирования студентов 2 курса дневного отделения направления «Металлургия».

Уровень ответственности студентов-металлургов практически не отличается от уровня сокурсников, обучающихся по специальности «Горное дело». Недостаточную от-

Рис. 2. Распределение студентов-горняков по уровню ответственности

г%

I

0-9

10-18 19-27 28-36

у—а

/ / ЕЗ

0-9 10-18 19-27 28-36

ветственность также показали почти 90% студентов.

Но возникает вопрос: «А что нужно делать администрации и преподавателям вуза, чтобы поднять уровень личных качеств студентов?»

Будем исходить из того, что ответственность как черта характера не врожденное качество, а сформированное в процессе действий человека. Значит, чем больше действий совершает человек, в которых нужно проявить ответственность, тем больше вероятность ее закрепления в качестве черты характера. Такой человек уже не может поступать безответственно.

Мастер сталеплавильного цеха, мастер в шахте постоянно должны быть готовы взять на себя ответственность за осуществление тех или иных трудовых действий и за безопасность работников.

Студенты дневных отделений находятся в образовательной среде вуза не менее четырех лет. Это молодые люди в возрасте 18-25 лет, когда им по силам освоить высшую математику, физическую химию, начертательную геометрию, теоретическую механику, минералогию, геодезию и многое другое.

Но почему за такой длительный период не формируются черты характера, необходимые в будущей профессиональной деятельности?

На наш взгляд, основная проблема в самой системе получения высшего образования. Главное, что нужно изменить в этой системе, -устранить факторы, вызывающие стрессы, отказаться от наказаний студентов за погрешности в обучении, создать в вузах среду, благожелательную, заинтересованную по отношению к обучающимся. А что же делать со студентами, пропустившими занятия, не выполнившими в установленные сроки задания? Такой студент, на наш взгляд, должен отстранятся от занятий или отчисляться и направляться на повторное обучение. Для перехода на такую систему Министерство образования и науки Российской Федерации должно разре-

% 90 80 70 60 50 40 30 20 10 0

шить продление срока обучения студентов. Повторное обучение должно оплачиваться. Уверены, что ответственность студентов за результаты обучения резко возрастет.

И, конечно, нужно изменить учебный процесс. В его основу положить модель деятельности, в которой должны формироваться компетентности и личностные качества обучаемых.

Деятельностный подход в обучении для повышения качества образования

Необходимо перейти к активным методам обучения, когда деятельность обучаемых носит продуктивный, творческий, поисковый характер. К таким методам относят: дидактические игры, анализ конкретных ситуаций, решение проблемных задач, мозговой штурм. Мы не должны забывать, что только деятельность приводит к пониманию нового и выработке умения его использования. Традиционная лекционно-семинар-ская система обучения базировалась на передаче информации и ее запоминании. Но этого недостаточно для современного профессионального образования.

Учебная деятельность будет продуктивна, если она будет связана

Баллы

с будущей профессией обучаемых. Поэтому нужно начать изучать специальность с первого курса с тем, чтобы возможно раньше и полнее:

• ознакомить будущих специалистов с основами и спецификой будущей профессии, возбудить интерес к овладению ею;

• показать не только романтику профессии, но и ее сложность, высокую ответственность за результаты труда и вытекающую из них необходимость глубокого изучения математики, физики, химии, механики и др. общенаучных дисциплин;

• «окунуть» студента в производственную среду с первых дней обучения в вузе.

Для реализации такого обучения необходимо:

• построить учебный процесс по схеме крупномасштабной и долговременной деловой игры;

• создать модель профессиональной и социальной среды, в которой предстоит работать будущему специалисту (как бы материализовать профессиональный стандарт);

• исключить понятие контроля в отношении студентов в процессе обучения и заменить его

Рис. 3. Распределение студентов направления «Металлургия»

по уровню ответственности

на диагностику знаний, умений и компетенций; • после изучения каждой дисциплины определять уровень овладения знаниями, умениями и компетенциями. Это модель опережающего обучения специальности и ее фунда-ментализации. Целесообразно изучать учебные дисциплины компактно, исключить занятия через неделю. Тогда студент, точнее его профессиональная потребность, становится основным двигателем познавательного процесса.

Развивающий характер обучения наиболее эффективен при условии направленности взаимодействия преподавателей и обучающихся на всестороннее развитие личности. Наилучший результат здесь достигается при использовании интерактивного обучения, т.е. такого обучения, которое опи-

рается на взаимодействие студентов с преподавателем и самих студентов друг с другом.

Интерактивное обучение в наилучшей степени реализуется в различного рода играх. Можно использовать три вида игр:

- дидактические (решение обучающей задачи);

- ситуационно-ролевые (побыть в реальной ситуации);

- деловые (проигрывание и анализ деловых ситуаций).

В статье И. В. Нигматуллиной [7] приведен интересный анализ игрового метода интерактивного обучения. Автор отмечает, что игра создает большие возможности для проявления индивидуальности каждым студентом. Преподаватели при разработке сценария игры в первую очередь должны учитывать, как будут проявляться черты характера студентов.

При изучении общенаучных и гуманитарных дисциплин разумно использовать дидактические игры, вводя в них элементы принятия решений, что требует проявления ответственности.

В инженерных и профилирующих дисциплинах необходимо «погружать» обучаемых в реальные ситуации с назначением на реальные должности. Особенно наглядно проявляются личностные качества обучаемых при «погружении» в реальную аварийную ситуацию.

Подготовкой к интерактивному обучению является использование методики проблемного обучения. Разрешение проблемной ситуации может осуществляться по схеме, представленной на рис. 4. Причем эту методику сначала использует преподаватель, а затем обучаемые.

На каждом этапе решения конкретной проблемы должны предлагаться разные варианты. Выбор оптимального варианта должен быть связан с принятием ответственности за будущие результаты. Обучаемых необходимо учить в том числе и риск-ориентированному мышлению. Это предполагает не только выбор варианта решения, но и обоснование возможных рисков, мер их предупреждения и ликвидации последствий.

Несколько слов об адаптации

В последние годы в вузы на дневную форму обучения вузов поступает молодежь сразу после окончания средней школы или колледжа. Она должна включаться в новую культурно-образовательную среду, которая отличается от привычных условий прежде всего необходимостью проявления самими обучаемыми большей самостоятельности, активности и ответственности.

Как отмечают некоторые исследователи, адаптация студентов к условиям обучения в вузе основывается на связях личности с окружающей средой, позволяющих наилучшим образом приспособить-

Реализация решения

Рис. 4. Алгоритм разрешения проблемной ситуации

Осознание проблемной ситуации

4-

Самая глубокая шахта России Черемховская-Глубокая

ся к ее условиям. Успешность адаптации во многом определяют личностные характеристики студентов. В то же время сама адаптация является мощным стимулом для их развития [9].

На наш взгляд, именно отсутствие адаптивной стратегии в вузах не позволяет реализовывать принцип студентоцентричности, который должен был стать основой преобразований нашей системы высше-

го образования после вхождения в общеевропейское образовательное пространство.

Между тем этот принцип для нашей системы образования не является чем-то новым по своей сути, он непосредственно связан с лич-ностно-деятельностным (личност-но ориентированным) обучением, к признакам которого обычно относят:

- учет личных особенностей и потребностей студентов;

- акцент на самостоятельную деятельность и рефлексию;

- повышение личной ответственности студентов за результаты обучения [2].

В системе высшего образования не должны выпадать из поля зрения вопросы организации учебной и воспитательной деятельности, научно-методические вопросы. Ведь именно они определяют качество подготовки кадров.

ЛИТЕРАТУРА

1. Адлер Ю.П., Шпер В.Л. Образование в XXI в.: проблемы, перспективы, решения // Качество и жизнь. 2015. № 4. С. 3-45.

2. Байденко В.И. Гуманистическая направленность подлинных болонских реформ // Высшее образование в России. 2009. № 10. С. 116-129.

3. Зимняя И.А. Общая культура и социально-профессиональная компетентность человека // Высшее образование сегодня. 2005. № 11. С. 14-20.

4. Методика измерения уровня тревожности Тейлора (адаптация Т.А. Немчина). URL: http://psyvek.ru

5. Круглое М. Г., Шишков Г. М. Менеджмент качества как он есть. М.: ЭСПО, 2006. 538с.

6. Немое Р. С. Психология. М.: Юрайт, 2010. 639 с.

7. Нигматуллина И. В. Игра как метод интерактивного обучения в высшей школе // Высшее образование сегодня. 2017. № 5. С. 13-19.

8. Психология и педагогика: учеб. пособие для вузов / под ред. А. А. Радугина, 2-е изд., испр. и доп. М.: Центр, 2002. 256 с.

9. Реан А.А, Кудашев А. Р., Баранов А.А. Психология адаптации личности. СПб., 2008. 479 с.

10. Стандартизированный многофакторный метод исследования личности СМИЛ (модифицированный тест MMPI). URL: http:// psylist.net/428.htm

11. СтоляренкоЛ.Д., Столяренко В.Е. Психология. М.: Юрайт, 2011. 173 с.

12. Рогов Е.И. Общая психология. М.: Владос, 1995. 446 с.

LITERATURA

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

1. Adler Yu. P., Shper V. L. Obrazovanie v XXI v.: problemy, perspektivy, resheniya // Kachestvo i zhizn'. 2015. № 4. S. 3-45.

2. Bajdenko V.I. Gumanisticheskaya napravlennost' podlinnyh bolonskih reform // Vysshee obrazovanie v Rossii. 2009. № 10. S. 116-129.

3. Zimnyaya I.A. Obshchaya kul'tura i social'no-professional'naya kompetentnost' cheloveka // Vysshee obrazovanie segodnya. 2005. № 11. S. 14-20.

4. Metodika izmereniya urovnya trevozhnosti Tejlora (adaptaciya T.A. Nemchina). URL: http://psyvek.ru

5. Kruglov M. G, Shishkov G. M. Menedzhment kachestva kak on est'. M.: EHSPO, 2006. 538s.

6. Nemov R.S. Psihologiya. M.: Yurajt, 2010. 639 s.

7. Nigmatullina I. V. Igra kak metod interaktivnogo obucheniya v vysshej shkole // Vysshee obrazovanie segodnya. 2017. № 5. S. 13-19.

8. Psihologiya i pedagogika: ucheb. posobie dlya vuzov / pod red. A. A. Radugina, 2-e izd., ispr. i dop. M.: Centr, 2002. 256 s.

9. Rean A.A, KudashevA. R., BaranovA.A. Psihologiya adaptacii lichnosti. SPb., 2008. 479 s.

10. Standartizirovannyj mnogofaktornyj metod issledovaniya lichnosti SMIL (modificirovannyj test MMPI). URL: http://psylist. net/428.htm

11. Stolyarenko L.D, Stolyarenko V. E. Psihologiya. M.: Yurajt, 2011. 173 s.

12. RogovE.I. Obshchaya psihologiya. M.: Vlados, 1995. 446 s.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.