УДК 378.14
ФОРМИРОВАНИЕ ОТВЕТСТВЕННОГО ОТНОШЕНИЯ К ЗДОРОВЬЮ У СТУДЕНТОВ ПЕРВОКУРСНИКОВ
Лебедева Ольга Евгеньевна
Старший преподаватель, ФГБОУ ВО Алтайский ГАУ Ledeva 13@yandex. ru
В статье обосновывается необходимость организации процесса формирования ответственного отношения студентов к здоровью в образовательном процессе вуза; приводятся данные диагностического исследования по выявлению отношения студентов к здоровью, свидетельствующие о низком уровне выраженности всех компонентов этого отношения -эмоционального, познавательного и практического; обсуждаются педагогические условия формирования ответственного отношения к здоровью у студентов вуза, делается акцент на базовом стратегическом условии - повышении уровня субъектности студента, влекущем за собой развитие ответственности личности, в том числе в сфере здоровья.
Ключевые слова: здоровье, ответственность, отношение к здоровью, здоровый образ жизни, культура здоровья, студенчество.
FORMATION OF A RESPONSIBLE ATTITUDE TO HEALTH OF FIRST-YEAR STUDENTS
Lebedeva Olga Evgenievna
Senior Lecturer, Altai State Pedagogical University
Ledeva 13@yandex.ru
The article substantiates the need to organize the process of forming a responsible attitude of students to health in the educational process of the university; the data of a diagnostic study to identify the attitude of students to health, indicating a low level of expression of all components of this attitude - emotional, cognitive and practical; the pedagogical conditions for the formation of a responsible attitude to health among university students are discussed, emphasis is placed on the basic strategic condition -increasing the level of subjectivity of the student, entailing the development of personal responsibility, including in the field of health.
Keywords: health, responsibility, attitude to health, healthy lifestyle, health culture, students.
Категория «здоровье» является одной из фундаментальных характеристик человеческой жизни, важнейшим индикатором ее качества. С точки зрения общественного блага востребовано такое отношение его членов к здоровью, которое актуализирует осознание своих потребностей в сфере здоровья и ответственность за собственное здоровье, устойчивую мотивацию и волевые усилия в деле сохранения и укрепления здоровья, так по мнению Т.А. Косачевой, О.А. Крюковой и Ю.А. Бахмутской, жизненные ценности человека определяют его судьбу, так как они являются ключевым фактором в принятии решений, выстраивания
взаимоотношений с людьми [1].
В современных исследованиях принята биопсихосоциальная модель здоровья. В педагогике проблема здоровья
рассматривается чаще всего в контексте
технологий здоровьесберегающего
образования, компонентами которого являются: обеспечение здоровьесберегающей инфраструктуры образовательного
учреждения; рациональная организация образовательного процесса; физкультурно-оздоровительная работа; просветительско-воспитательная работа со всеми участниками образовательного процесса; профилактика здоровьеповреждающих паттернов поведения. Отношение к здоровью содержит три основных компонента: когнитивный, эмоциональный и поведенческий.
Организуя педагогическое влияние на повышение ответственности студентов в сфере здоровья, необходимо актуализировать, через правильное информирование о последствиях саморазрушительного поведения, механизмы самосохранения; обеспечить культивирование здоровья в студенческой группе и в масштабах
всей образовательной организации. Студенчество - период, когда человек начинает брать на себя ответственность практически за все сферы своей жизнедеятельности и, как отмечает В.Ф. Северина, приобретает способность осуществлять критический анализ [2]. И в этом плане студенческий возраст можно считать сензитивным для формирования у личности ответственного отношения к здоровью. Студентов, с одной стороны, принято, в силу возрастных особенностей, считать группой, пренебрежительно относящейся к
собственному здоровью (молодым свойственна вера в неисчерпаемость своих физических ресурсов), с другой стороны, их, как будущих работников высококвалифицированного труда, априори наделяют достаточной мерой сознательности, саморегуляции,
ответственности, инициативы. В
педагогическом исследовании О.А. Парпура подтверждается первый тезис - фиксируется склонность студентов к нездоровому образу жизни (нарушение режима дня, неправильное питание) на фоне эмоциональных переживаний и высокой мотивации достижений, ухудшение состояния их здоровья из-за превышения адаптационных
возможностей, связанного с психическими перегрузками, высоким напряжением в интеллектуально-эмоциональной сфере [3].
В нашем локальном исследовании с целью выявления отношения к здоровью приняли участие 55 студентов биолого-технологического факультета ФГБОУ ВО Алтайского ГАУ. Для диагностики был выбран тест «Индекс отношения к здоровью и здоровому образу жизни» (С.Д. Дерябо и В.А. Ясвин), выявляющий интенсивность отношения личности к здоровью и 4 компонента отношения: эмоциональный, когнитивный, практический и поступочный. Авторы теста так дифференцируют практическую и поступочную шкалы: первая указывает на готовность человека включаться в различные практические действия по укреплению здоровья, вторая - на стремление к изменению отношения к здоровью своего социального окружения. Познавательная шкала помогает фиксировать степень глубины интересов личности в сфере жизнедеятельности, связанной со здоровьем.
Полученные в ходе опроса данные позволяют констатировать, что отношение к здоровью у студентов, принявших участие в диагностике, распределено так. По шкале «общая интенсивность отношения» высокий уровень обнаружен лишь у 13,1% респондентов. Велик процент тех (38,1), у кого отношение к здоровью во всех его компонентах - познавательном, эмоциональном и поведенческом - проявляется на низком уровне. 48,8% студентов продемонстрировали средний уровень по шкале «интенсивность
отношения». Это означает, что студенты готовы воспринимать информацию о здоровье из разных источников, но сами не проявляют активности и инициативы в ее поиске и не стремятся реализовать ее в своем поведении, не стараются менять свое окружение в плане установок на сохранение здоровья. Возможно, на результаты оказал влияние возраст респондентов (18-21 гг.), незавершенность их личностного развития, при том, что специфика стимульного материала методики С.Д. Дерябо и В.А. Ясвина требует высокого уровня личностной и социальной и зрелости. Эмоциональная шкала опросника фиксирует, в какой степени человек чувствителен к разным сигналам своего организма, получая удовлетворение от ощущения здоровья, и эстетическим аспектам здоровья (чистота кожи, хорошее телосложение и пр.). Если степень выраженности этого компонента высокая, то человек заботится о здоровье не в силу необходимости, а ради удовольствия. В нашей студенческой выборке высокий показатель по этой шкале выявлен только у 12,1%, третья часть студентов показали низкие баллы.
Таким образом, мы определили условия формирования ценностного отношения студентов к здоровью: формирование потребности в здоровом образе жизни; учет возрастной специфики студенчества; формирование экологической культуры студентов. Необходимы
педагогические условия: деятельностный подход в формировании ответственного отношения студентов к здоровью посредством оздоровительной и физкультурно-спортивной активности, свобода выбора форм оздоровительной и физкультурно-спортивной деятельности, применение диагностических приемов, методов самодиагностики, позволяющих формировать у студентов адекватную самооценку здоровья и оценку усилий по его поддержанию и развитию, использование в работе интернет-ресурсов, пропагандирующих модели поведения по управлению здоровьем, соотносимые со здоровым образом жизни, призывающих к личной ответственности человека за жизнь и здоровье, и, как отмечают Т.А. Косачева и Е.В. Тимофеева, организации и проведения занятий по дисциплине «Физическая культура» с обучающимися вне зависимости от их образовательных потребностей, в том числе и в инклюзивных условиях [4]. Реализация принципа опережающего воздействия через культивирование в среде вуза ориентации на здоровый образ жизни решается посредством создания в образовательном процессе ситуаций выбора, необходимости принятия решений студентом с последующим осознанием своей ответственности за выборы и решения.
ЛИТЕРАТУРА
1. Ценностно-смысловой аспект профессиональной самореализации личности / А. В. Корнеева, Т. А. Косачева, О. А. Крюкова, Ю. А. Бахмутская // Вестник педагогических наук. - 2021. -№ 7. - С. 121-123. - EDN KEEEIK.
2. Северина В.Ф., Косачева Т.А., Тимофеева Е.В. Развитие эмпатии у студентов ветеринарных специальностей средствами иностранного языка // Мир науки. Педагогика и психология, 2021 №2, https://mir-nauki.com/PDF/45PDMN221.pdf (доступ свободный). Загл. с экрана. Яз. рус., англ.
3. Parpura O.A. Professional development of non- linguist students by english language means // В сборнике: Современные технологии в сфере сельскохозяйственного производства и образования. Материалы XI Международной научно-практической конференции на иностранных языках. 2020. С. 166-168.
4. Структурирование проблемных ситуаций в деятельности педагогов при организации физического воспитания в инклюзивных условиях / М. Н. Клейменова, Е. В. Тимофеева, Т. А. Косачева [и др.] // Педагогика. Вопросы теории и практики. - 2022. - Т. 7. - № 3. - С. 335-342. - DOI 10.30853/ped20220042. - EDN DQCHKF.