Формирование оценочных резервов под ожидаемые кредитные убытки в условиях неопределенности,
V V V |
вызванной пандемиеи коронавируснои инфекции
Селезнева Мария Михайловна
аспирант Департамента финансовых рынков и банков Финансового университета при Правительстве Российской Федерации, [email protected]
Пандемия новой коронавирусной инфекции лишила коммерческие банки обоснованной уверенности в прогнозах будущих событий на микро- и макроэкономическом уровне, которая необходима для расчета оценочных резервов в соответствии с моделью ожидаемых кредитных убытков, обязательной для применения российскими коммерческими банками в рамках составления отчетности в соответствии с международными стандартами финансовой отчетности с 2018 года, а также в соответствии с российскими стандартами бухгалтерского учета с 2019 года. В статье рассмотрены тенденции в динамике основных экономических показателей России, обусловленные распространением пандемии коронавируса и ограничительными мерами, принятыми в целях борьбы с ней в России, а также значительным снижением внешнего спроса, снижением цен на нефть и иные товары для экспорта; прогнозы экономического роста в 2020 году в России и в мире; разъяснения Совета по МСФО и Европейской службы банковского надзора по оценке ожидаемых кредитных убытков с учетом пандемии коронави-русной инфекции. По результатам проведенного анализа представлены некоторые рекомендации в отношении корректировки моделей расчета оценочных резервов под ожидаемые кредитные убытки.
Ключевые слова: резервирование, обесценение, ожидаемые кредитные убытки, МСФО (IFRS) 9, кредитный риск.
Модель ожидаемых кредитных убытков, утвержденная международным стандартом финансовой отчетности (IFRS) 9 «Финансовые инструменты», обязательна для применения российскими коммерческими банками в целях формирования резервов в рамках составления отчетности в соответствии с МСФО с 2018 года, а также в соответствии с российскими стандартами бухгалтерского учета (РСБУ) с 2019 года.
В соответствии с моделью ожидаемых кредитных убытков величина оценочного резерва на каждую последующую дату после первоначального признания напрямую зависит от степени изменения кредитного качества финансового инструмента с момента его первоначального признания. Таким образом на каждую последующую дату оценки ожидаемых кредитных убытков после первоначального признания коммерческий банк производит анализ, произошло или нет значительное увеличение кредитного риска по финансовому инструменту. В зависимости от стадии увеличения кредитного риска оценочный резерв под ожидаемые кредитные убытки формируется либо в размере 12-месячных ожидаемых кредитных убытков, либо в размере ожидаемых кредитных убытков за весь срок финансового инструмента (таблица 1).
Таблица 1
Этапы формирования оценочных резервов под ожидаемые
Этап 1 Этап 2 Этап 3
Изменение кредитного риска по финансовому инструменту Значительное увеличение кредитного риска отсутствует Выявлены факторы значительного увеличения кредитного риска Выявлены объективные признаки обесценения
Величина обесценения Ожидаемые в течение 12 месяцев кредитные убытки Ожидаемые в течение всего срока финансового инструмента ожидаемые кредитные убытки
База для начисления процентного дохода Стоимость финансового инструмента до вычета резерва Стоимость финансового инструмента за вычетом резерва
Источник: составлено автором
X X О го А С.
Проблема для коммерческих банков заключается при этом в том, что МСФО (IFRS) 9 не регламентирует, какие именно факторы свидетельствуют о значительном увеличении кредитного риска, в связи с чем коммерческим банкам приходится руководствоваться собственным мотивированным профессиональным суждением, закрепляя качественные и количественные факторы в методиках по определению ожидаемых кредитных убытков.
Вне зависимости от выбранного коммерческим банком способа оценки существенного увеличения кредитного риска по сравнению с датой первоначального при-
X
го т
о
ю
2 О
м о
о сч
0 сч
<JD
01
О Ш
m х
<
m о х
X
знания финансового инструмента в соответствии с пунктом 5.5.11 МСФО (IFRS) 9 в случае допущения заемщиком предусмотренных договором платежей на 30 дней и более применяется опровержимое допущение о существенном увеличении кредитного риска с даты первоначального признания.
В целях определения существенного увеличения кредитного риска помимо допущения о просроченной задолженности свыше 30 дней по договору коммерческим банком также могут быть использованы следующие факторы [2]:
• существенное снижение внешнего или внутреннего рейтинга контрагента на дату оценки ожидаемых кредитных убытков по сравнению с датой первоначального признания;
• существующие или потенциальные негативные изменения экономической, правовой или технологической среды, которые могут повлиять на способность заемщика выполнять взятые на себя обязательства перед коммерческим банком;
• наличие скрытых убытков в отчетности заемщика, например, неликвидных запасов готовой продукции и/или безнадежных к взысканию требований;
• наличие неоплаченных расчетных документов и/или арестов банковских счетов.
Рефинансирование кредита, несвязанное с ухудшением финансового состояния заемщика, не стоит рассматривать в качестве фактора значительного увеличения кредитного риска.
Необходимо отметить, что реструктурированной ссуду коммерческий банк может не признавать, в случае если внесение изменений в договор произошло в рамках применения государством мер по поддержке экономики и финансового сектора в условиях непредвиденных обстоятельств и чрезвычайных ситуаций, в связи с чем возникает вопрос, каким образом коммерческим банкам необходимо учитывать влияние пандемии коронавируса при формирование резервов под ожидаемые кредитные убытки.
Распространение пандемии коронавируса и ограничительные меры, принятые в целях борьбы с ней в России, а также значительное снижение внешнего спроса, снижение цен на нефть и иные товары для экспорта оказывают значительное негативное влияние на экономику России. Кроме того, наблюдается значительное снижение деловой активности в сфере услуг и обрабатывающей промышленности, сокращении объемов новых заказов на внутреннем и внешнем рынках и ухудшении настроений бизнеса [3].
Необходимо отметить, что ведение в России в конце марта карантинных мер и приостановка работы ряда предприятий существенно повлияли на негативные тенденции в экономической динамике в апреле (таблица 2). Замедление реального сектора в апреле оказалось весьма заметным, однако не настолько значительным, насколько прогнозировали эксперты: сокращение промышленного производства в апреле 2020 года составило порядка 6,6%, в то время как оценки аналитиков колебались от 10,5% (Bloomberg) до 20% (Райффайзенбанк) [4]. Потребительский спрос сократился более чем на 20%.
Статистику Росстата по сокращению потребительского спроса подтверждают и данные аналитического центра Сбербанка: объем расходов россиян на товары и услуги в апреле снизился на 26,2%, в мае - на 16,5%
по сравнению с аналогичными периодами 2019 года (рис. 1), при этом более всего пострадал сектор услуг: -57,7% в апреле и -45,8% в мае (рис. 2).
Таблица 2
Динамика основных экономических показателей России, % по
Показа- 01.2020 02.2020 03.2020 1 кв. 04.2020 01.2020-
тель 2020 04.2020
ВВП 1,6
Индекс 2,4 2,3 2,5 3,1
потреби-
тельских
цен
Индекс 1,1 3,3 0,3 1,5 -6,6 -0,6
промыш-
ленного
произ-
водства
Рознич- 2,6 4,6 5,6 4,3 -23,4 -2,8
ная тор-
говля
Строи- 1,0 2,3 0,1 1,1 -2,3 0,1
тельство
Грузо- -3,8 -0,4 -6,7 -3,8 -6,0 -4,3
оборот
транс-
порта
Инвести- 1,2
ции
Реаль- -0,2
ные рас-
полагае-
мые де-
нежные
доходы
Безрабо- 4,7 4,6 4,7 4,6 5,8 5,0
тица (% к
экономи-
чески ак-
тивному
населе-
нию)
Источник: составлено автором на основании данных Рос-стата
Рис. 1. Объем расходов на товары и услуги и индекс потребительской активности
Источник: составлено автором на основании данных SberIndex.ru
эдм
10,04
-шд>% -толч
9.04 12,44 1Ш и, VI
¿IK
-13.Х. -ич -7J4
-lH.tr.
VM* -SO.1% -iS.4% -41.44
•S7.7S
Мдрт
Апрель »7 M-0J 05 {WOS.IO.OS I10S-I7.0S 18.0?.'4. И
• У:дуги -4— UptXIOBOJIbVTKimur loupu
Лслранподьстоскяыс юрщры
Рис. 2. Изменение расходов в разрезе основных направлений относительно сопоставимого периода 2019 года Источник: составлено на основании данных SberIndex.ru
В целом стоит отметить, что прогнозы экономического роста в 2020 году как в России, так и в мире отмечают значительное снижение темпов роста как национального, так и мирового ВВП (таблица 3).
Таблица 3
в 2020 году
Россия Мир
Международный Валютный Фонд -5,5% -3,0%
Всемирный Банк -6,0% 5,2%
Еврокомиссия -5,0% -3,5%
ОЭСР от -8,0 до -10,0% от -6,0 до -7,6%
S&P -4,8% -2,4%
Fitch -5,0% -4,6%
Moody's -5,5% -4,0%
Банк России от -4,0% до -6,0%
Минэкономразвития (базовый прогноз) -5,0%
ВЭБ.РФ от -5,3% до -5,5% -2,2%
Источник: составлено автором
К наиболее пострадавшим отраслям в соответствии с Постановлением Правительства РФ от 03.04.2020 №434 и внесенными изменениями постановлениями Правительства РФ от 10.04.2020 №479, от 18.04.2020 №540; от 12.05.2020 №657, от 26.05.2020 №745 относятся:
• воздушный транспорт;
• автоперевозки;
• туризм;
• гостиничный бизнес;
• выставочная деятельность;
• общественное питание;
• сфера досуга и развлечений;
• культура и спорт;
• бытовые услуги;
• дополнительное образование;
• стоматологические услуги;
• СМИ и производство печатной продукции;
• непродовольственный ритейл.
Правительством России был утвержден перечень
мер, направленных на преодоление экономических последствий коронавирусной инфекции, среди которых [7]:
• предоставление коммерческими банками беспроцентных кредитов на выплату заработной платы сотрудникам, обеспеченных не менее чем на 75% гарантией ВЭБ.РФ, цель которых состоит в софинансировании заработных плат на сумму МРОТ (12 130 рублей), сроком на 1 год и 6-месячным льготным периодом;
• предоставление коммерческими банками кредитов на выплату заработной платы сотрудникам по ставке 2%, гарантированных на 85% ВЭБ. РФ, с возможностью полного списания в случае сохранения 90% сотрудников и списания в размере 50% кредита в случае сохранения 80% сотрудников;
• оказание финансовой помощи бизнесу посредством покрытия 2/3 стоимости процентных платежей по новым выданным коммерческими банками кредитам за счет государства и коммерческих банков;
• расширение программы льготного кредитования по ставке 8,5% посредством упрощения требований к заемщику за счет неучета задолженности по налогам, сбо-
рам и заработной плате, включения в программу микропредприятий сферы торговли, предоставления возможности рефинансирования кредитов на цели пополнения оборотных средств и инвестирования;
• возмещение процентных выплат по кредитам и отсрочка выплат основного долга в соответствии с требованиями разработанного порядка;
• предоставление коммерческими банками кредитов с льготной ставкой, субсидируемой по ключевой ставке Банка России, системообразующим предприятиям сроком на 1 год в целях поддержания оборотных средств и сохранения рабочих мест, обеспеченных на 50% государственными гарантиями;
• разрешение коммерческим банкам не ухудшать качество обслуживания долга и финансовое положение заемщиков по кредитам, предоставленным организациям наиболее пострадавших отраслей;
• предоставление коммерческими банками каникул по потребительским кредитам и ипотеке до 6 месяцев в случае снижения доходов заемщика на 30% и более, на время которых не начисляются штрафы, пени, неустойки, отсутствует возможность предъявления требования досрочного погашения кредита и обращения взыскания на залог, включая ипотечное жилье;
• иные меры.
В связи с вышеизложенным возникает вопрос, каким образом учесть последствия распространения коронавирусной инфекции с учетом принимаемых государством мер поддержки при расчете коммерческими банками оценочных резервов под ожидаемые кредитные убытки.
27 марта 2020 года Советом по МСФО (СМСФО) были представлены разъяснения в отношении учета ожидаемых кредитных убытков в условиях вызванной пандемией коронавирусной инфекции неопределенной экономической ситуации [9]. Членами СМСФо в указанных разъяснениях делается акцент на том, что МСФО (IFRS) 9 конкретных примеров того, что кредитный риск значительно увеличился не содержит, точная основа, согласно которой коммерческим банкам необходимо определять прогнозные сценарии, используемые при расчете резервов под ожидаемые кредитные убытки так же отсутствует, в связи с чем при определении момента значительного увеличения кредитного риска коммерческие банки полагаются на собственное мотивированное профессиональное суждение.
По мнению членов СМСФО, допущения, используемые при оценке ожидаемых кредитных убытков до пандемии коронавируса, могут быть неэффективными, в связи с чем применять прежние допущения без анализа их целесообразности в настоящий момент нельзя. Например, предоставление кредитных каникул в случае снижения доходов заемщика на 30% и более, не всегда означает автоматическую необходимость расчета ожидаемых кредитных убытков в течение всего срока финансового инструмента. СМСФО обращает внимание на то, что необходимо комплексно учитывать влияние пандемии коронавирусной инфекции и принятые государством меры поддержки при включении в расчет ожидаемых кредитных убытков прогнозных показателей как на микро-, так и на макроуровне.
Европейская служба банковского надзора (ЕСБН) как и СМСФО отмечает необходимость внесения изменений в применявшиеся до пандемии модели расчета оценочных резервов под ожидаемые кредитные убытки
X X
о
го А с.
X
го m
о
ю
2 О
м о
о
CS
о
CS <0
о ш m
X
3
<
m О X X
в части уточнения параметров макроэкономических прогнозов [8]. Коммерческие банки должны оценить, долгосрочный или краткосрочный эффект оказывает пандемия на отрасль, что может оказать влияние на распределение вероятности дефолта на протяжении всего срока финансового инструмента. Кроме того, от банков потребуется более тщательный анализ каждого случая реструктуризации задолженности для принятия решения о том, существенно ли увеличился уровень кредитного риска по конкретному заемщику или нет.
Таким образом, проведенный анализ разъяснений СМСФО и ЕСБН позволяет сделать вывод о том, что четкая определенность в рекомендациях по оценке ожидаемых кредитных убытков с учетом пандемии корона-вирусной инфекции отсутствует и коммерческим банкам необходимо полагаться на собственное мотивированное профессиональное суждение, в этой связи представляются некоторые рекомендации.
1. Применение экспертных корректировок при расчете резервов под ожидаемые кредитные убытки в тех случаях, когда формальная оценка количественных и качественных показателей деятельности заемщика не соответствует экономическому содержанию его деятельности. Посредством применения экспертных корректировок могут быть учтены неформализованные показатели - мотивированное суждение касательно текущей деятельности заемщика и прогноз ее развития.
2. Корректировка моделей с учетом отраслевой специфики заемщиков: при расчете вероятности дефолта заемщиков представляется целесообразным принять во внимание доклад рейтингового агентства S&P касательно отраслей, наиболее и наименее затронутых пандемией коронавируса с точки зрения вероятности дефолта [10].
3. Оценка внутреннего рейтинга заемщика или вероятности его дефолта с учетом влияния группы связанных заемщиков, к которой он относится. Так, если заемщик входит в группу, в целом неподверженную влиянию пандемии коронавирусной инфекции или подверженную в незначительной степени, то внутренний рейтинг заемщика или вероятность его дефолта могут быть скорректированы в лучшую сторону.
Литература
1. Международный стандарт финансовой отчетности (IFRS) 9 «Финансовые инструменты» // Консультант-Плюс URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_20206 0/#dst0
2. Нестерова Ю., Пласткова М. Применение МСФО (IFRS) 9 в условиях пандемии коронавируса: влияние на резервы // МСФО и МСА в кредитной организации. -2020. - № 2. - URL: http://futurebanking.ru/reglamentbank/article/6256
3. Старостина Ю. ЦБ подготовил первый официальный прогноз падения ВВП России в 2020 году Банк России допустил обвал экономики до 6% и первый с 90-х годов дефицит платежного баланса // РБК. - 2020. -24.04. - URL: https://www.rbc.ru/economics/24/04/2020/5ea19aff9a7947 282c785981
4. Орехина И.Н., Галицкая Н.В, Архипова Т.В., Жевнов Е.П. Экономический мониторинг Департамента аудита экономического развития СП РФ // Официальный сайт Счетной палаты Российской Федерации URL: http://audit.gov.ru/
5. Официальный сайт Сбериндекс URL: https://www.sberindex.ru/
6. Официальный сайт Федеральной службы государственной статистики надежными URL: https://www.gks.ru/
7. План преодоления экономических последствий новой коронавирусной инфекции // Официальный сайт Правительства РФ URL: http://government.ru/support_measures/
8. EBA provides clarity to banks and consumers on the application of the prudential framework in light of COVID-19 measures // EBA. - 25.03.2020. - URL: https://eba.europa.eu/eba-provides-clarity-banks-consumers-application-prudential-framework-light-covid-19-measures
9. IFRS 9 and covid-19. Accounting for expected credit losses applying IFRS 9 Financial Instruments in the light of current uncertainty resulting from the covid-19 pandemic. // IFRS. - 27.03.2020. - URL: https://cdn.ifrs.org/-/media/feature/supporting-implementation/ifrs-9/ifrs-9-ecl-and-coronavirus.pdf
10. N. Kumar D. Haydon Industries Most and Least Impacted by COVID-19 from a Probability of Default Perspective - March 2020 Update. // S&P Global. -07.04.2020. - URL: https://www.spglobal.com/marketintelligence/en/news-insights/blog/industries-most-and-least-impacted-by-covid-19-from-a-probability-of-default-perspective-march-2020-update
11. Digitization of taxes as a top-priority direction of optimizing the taxation system in modern Russia / Popkova E.G., Zhuravleva I.A., Abramov S.A., Fetisova O.V., Popova E.V. Studies in Systems, Decision and Control. 2019. Т. 182. С. 169-175.
12. Попова Е.В. Основные направления налоговой политики государства в целях стимулирования инновационного развития // Инновации. 2006. № 7 (94). С. 13-18.
13. Гончаренко И.А. Направления совершенствования правового регулирования предоставления налоговых льгот для проведения НИОКР в России на основе опыта зарубежных стран // Законы России: опыт, анализ, практика. 2009. № 10. С. 92-97.
14. Гончаренко И.А. Некоторые налоговые механизмы, способные смягчить негативные последствия финансового кризиза для России // Вестник МГИМО Университета. 2009. № 3-4 (6-7). С. 122-126.
Provisioning for expected credit losses in the context of uncertainty caused by the coronavirus pandemic
Selezneva M.M.
Financial University under the Government of the Russian Federation
The pandemic of new coronavirus (COVID-19) deprived commercial banks of the reasonable confidence in the forecasts of future events at the micro- and macroeconomic levels, which is necessary for calculating the estimated provisions in accordance with the expected credit loss model required by Russian commercial banks as part of reporting in accordance with international financial standards reporting since 2018, as well as in accordance with Russian accounting standards since 2019. The article describes dynamic's trends of the main Russia's economic indicators due to the spread of COVID-19 and the restrictive measures in Russia and a significant decrease in external demand, lower prices for oil and other export goods; economic growth's forecasts 2020 in Russia and in the world; clarifications from the IASB and the European Banking Supervision Authority on the assessment of expected
credit losses with due allowance for COVID-19. Based on the results of the analysis, the author presents some recommendations regarding the adjustment of models for calculating estimated reserves for expected credit losses. Key words: provisioning, impairment, expected credit losses, IFRS
9, credit risk. References
1. International Standard for Financial Reporting (IFRS) 9 "Financial
Instruments" // Consultant Plus URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_202060/#dst0
2. Nesterova Yu., Plastkova M. Application of IFRS 9 in the context
of the coronavirus pandemic: impact on reserves // IFRS and ISA in a credit institution. - 2020. - No. 2. - URL: http://futurebanking.ru/reglamentbank/article/6256
3. Starostina Yu. The Central Bank prepared the first official forecast
of Russia's GDP decline in 2020; the Bank of Russia allowed the economy to collapse to 6% and the first balance of payments deficit since the 1990s // RBC. - 2020. - 24.04. - URL: https://www.rbc.ru/economics/24/04/2020/5ea19aff9a7947282 c785981
4. Orekhina I.N., Galitskaya N.V., Arkhipova T.V., Zhevnov E.P.
Economic monitoring of the Department for Audit of Economic Development of the Russian Federation Joint Venture // Official website of the Accounts Chamber of the Russian Federation URL: http://audit.gov.ru/
5. Official site of Sberindex URL: https://www.sberindex.ru/
6. The official website of the Federal State Statistics Service with
reliable URLs: https://www.gks.ru/
7. Plan to overcome the economic consequences of the new coronavirus infection // Official website of the Government of the Russian Federation URL: http://government.ru/support_measures/
8. EBA provides clarity to banks and consumers on the application
of the prudential framework in light of COVID-19 measures // EBA. - 03/25/2020. - URL: https://eba.europa.eu/eba-provides-clarity-banks-consumers-application-prudential-framework-light-covid-19-measures
9. IFRS 9 and covid-19. Accounting for expected credit losses applying IFRS 9 Financial Instruments in the light of current uncertainty resulting from the covid-19 pandemic. // IFRS. -03/27/2020. - URL: https://cdn.ifrs.org/-/media/feature/supporting-implementation/ifrs-9/ifrs-9-ecl-and-coronavirus.pdf
10. N. Kumar D. Haydon Industries Most and Least Impacted by COVID-19 from a Probability of Default Perspective - March 2020 Update. // S&P Global. - 04/07/2020. - URL: https://www.spglobal.com/marketintelligence/en/news-insights/blog/industries-most-and-least-impacted-by-covid-19-from-a-probability-of-default-perspective -march-2020-update
11. Digitization of taxes as a top-priority direction of optimizing the taxation system in modern Russia / Popkova E.G., Zhuravleva I.A., Abramov S.A., Fetisova O.V., Popova E.V. Studies in Systems, Decision and Control. 2019.Vol. 182, p. 169-175.
12. Popova E.V. The main directions of state tax policy in order to stimulate innovative development // Innovations. 2006. No. 7 (94). S. 13-18.
13. Goncharenko I.A. Directions of improving the legal regulation of providing tax incentives for R&D in Russia based on the experience of foreign countries // Laws of Russia: experience, analysis, practice. 2009. No. 10. S. 92-97.
14. Goncharenko I.A. Some tax mechanisms that can mitigate the negative consequences of the financial crisis for Russia // Bulletin of MGIMO University. 2009. No. 3-4 (6-7). S. 122-126.
X X
o 00 A c.
X
00 m
o
2 O ho o