Научная статья на тему 'Формирование отраслевых образовательных кластеров'

Формирование отраслевых образовательных кластеров Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
93
23
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Формирование отраслевых образовательных кластеров»

УДК 332.12 В.В. Лизунов

Омский научно-образовательный комплекс (ОНОК), Омский институт (филиал) РГТЭУ,

Омская экономическая лаборатория Института экономики и организации промышленного производства СО РАН, Совет Омского Дома ученых, г. Омск

ФОРМИРОВАНИЕ ОТРАСЛЕВЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ КЛАСТЕРОВ

В 2008 г. автором настоящей статьи были разработаны структура и «Соглашение о государственно-корпоративном партнерстве по созданию и развитию отраслевого образовательного кластера биомедицинских технологий и медицинского приборостроения в Омской области», а также - типовая структура отраслевого образовательного кластера (рис.1).

В 2011 году в журнале «Образование Омской области» была опубликована статья автора «Необходимость и сущность образовательных кластеров» [6]. Эта тематика была предметом активного обсуждения в Омске на I и II Международных экономических форумах в декабре 2010 и 2011 гг.

В 2012 году - на августовском совещании Министерства образования Омской области обсуждалась статья «Особенности образовательных кластеров» заместителя Министра образования Омской области В.В. Титенко и автора настоящей статьи, опубликованная в журнале «Образование Омской области» № 3(30) за 2012 год [8].

При этом в качестве одного из самых актуальных обсуждался вопрос о том, в каком смысле можно называть образовательным кластером классический экономический кластер, определение которого было дано профессором Гарвардской школы бизнеса Майклом Портером: как группы географически соседствующих взаимосвязанных компаний (производителей, поставщиков и др.) и связанных с ними организаций (образовательных учреждений, органов государственного управления, институтов инфраструктуры), действующих в определенной сфере и взаимодополняющих друг друга [7]. Поскольку кластер - это современная гибкая форма кооперации - явление постиндустриальной экономики, или «информациональ-ного капитализма» (по М. Кастельсу), конкурентоспособность, качество и производительность его элементов в первую очередь зависят от их способности генерировать, обрабатывать и эффективно использовать информацию, основанную на знаниях. Поэтому важнейшим фактором развития перспективного кластера является качество его участников и наличие квалифицированного системного оператора.

Важнейшей задачей для конкурентоспособного кластера является своевременная подготовка необходимых квалифицированных кадров, требующая, например, в отличие от приобретения и доставки нового оборудования, гораздо больших интервалов времени.

Несомненно, что образовательные учреждения, входящие в кластер, отвечают не только за подготовку кадров, но и (совместно с научно-техническими подразделениями) - за научно-технический уровень проводимых участниками кластера работ.

Традиционная форма управления территориальным комплексом или кооперацией предприятий подразумевала ранее и предусматривает в настоящее время создание специализированной управляющей компании с выделением ей определенных ресурсов и наличием значительных расходов для полноценного функционирования. Опыт Казани и других российских регионов показал возможность использования в качестве системного оператора - профильной кафедры вуза, отвечающей за подготовку кадров, научно-технический уровень работ и конкурентоспособность продукции, работающей в тесном

26

контакте с курирующим подразделением соответствующего отраслевого министерства, а также подразделением министерства образования, которым фактически уже предписано выполнение указанных функций [3].

На рисунке 1 представлена типовая структура отраслевого образовательного кластера

для Омской области, разработанная автором с учетом российского опыта [3, 4, 8].

Рис. 1. Типовая структура отраслевого образовательного кластера

Очевидно, что территориальный экономический кластер является, во-первых, производственным (отраслевым или межотраслевым), поскольку выпускает конкурентоспособную продукцию (или услугу).

Однако ключевыми аспектами при его инициации, формировании и развитии являются привлечение и подготовка профессиональных кадров, а также - управление знаниями и интеллектуальное обеспечение: выявление реальных предпосылок, имеющихся и привлекаемых ресурсов; маркетинговые исследования; оформление и поддержка кластерных инициатив; проведение исследований, консультирования и обучения; оптимизация структурной организации, адаптация под изменяющиеся внешние условия; ведение гибкого реестра и информационных бах данных; эффективная поддержка внешних связей и т.д.

В условиях радикальных изменений в социально-экономической и политической жизни нашей страны крайне актуальным и важным становится приобретение опыта формирования, управления, реорганизации и кооперации предприятий, способных эффективно работать не только в стабильных условиях рынка, но и в «переходном периоде» - в условиях формирования регулируемой рыночной экономики и гражданского общества.

Поэтому наряду с использованием мирового опыта, необходимо учитывать и отечественный опыт развития науки и промышленности, профессионального образования, имеющий свою исторические и социокультурные корни, а также специфику переходной экономики.

Рыночная экономика имеет большую эффективность, она организована по товарному принципу, функционирует на основе равноправных отношений, правовых норм, свободного предпринимательства и рыночных цен, многообразия форм собственности, однако требует регулирования, поскольку не только подвержена кризисам, но и социально и экологически не ориентирована.

Переходная экономика сложнее как административно-плановой, так и отлаженной

27

рыночной экономик. Она должна обеспечить переход от технологической к товарной организации производства, поэтому содержит элементы обоих видов экономики и требует динамических и сложных методов регулирования и управления переходными процессами. Необходимо коренное изменение связей, норм и правил во всех сферах деятельности, отношений по горизонтали и вертикали, стадиям жизненного цикла продукции, факторам повышения конкурентоспособности, методам подготовки и переподготовки кадров, развитию и использованию научно-производственного потенциала, информационному, научному и технологическому обеспечению производства товаров и услуг на основе маркетинговой политики.

Очевидно, что основой переходной и регулируемой рыночной экономик являются повышение конкурентоспособности, активизация инновационной деятельности, повышение качества всех производственных и обеспечивающих производство процессов, государственный и общественный контроль в целях обеспечения безопасности процессов развития.

Эти условия накладывают достаточно серьезные требования к региональным процессам формирования и совершенствования необходимых инфраструктур, методов регулирования и управления территориями и предприятиями, развития инновационной и эффективной кооперационной, в том числе - кластерной политики, формированию кластерных стратегий, подготовки необходимых - высококвалифицированных кадров.

Автору довелось участвовать в работе секции «Новые кадры для общества и государства» в рамках прошедшего 21-22 ноября 2001 г. в Москве «Гражданского Форума - 2001». В проблемной дискуссии и круглых столах этой секции участвовало более 200 человек, среди них - представители учебных заведений, профессиональных объединений управленцев и предпринимателей, Совета Федерации, Государственной Думы, администрации Президента РФ, министерств и ведомств.

В ходе дискуссии были выявлены основные проблемы, касающиеся вопросов подготовки кадров для общества, государства и предпринимательских структур:

- подготовка кадрового резерва; включение работодателей из государственных, предпринимательских и гражданских организаций в процесс подготовки новых кадров;

- формирование предпринимательского сословия, его самосознания, корпоративной этики и системы отношений с государством и обществом;

- взаимодействие государства и общества в осуществлении «революции управляющих»;

- создание профессиональных объединений и корпораций управленцев как важнейших субъектов общественного развития и партнеров государства.

Одни участники считали, что процесс возникновения управленческой прослойки должен обеспечиваться за счет самоорганизации профессиональных управленческих ассоциаций, другие - что этот процесс должен производиться государством.

В решение региональной научно-практической конференции «Омская область: пути и перспективы развития», прошедшей в Администрации Омской области 27 февраля 2002 г. (а также в решения последующих семинаров и Круглых столов), нами включались следующие пункты:

- «обеспечить развитие новых методов управления, управленческого образования и консультирования на всех уровнях, организацию совместной деятельности специалистов по управлению и управленцев-практиков»;

- «провести разработку и реализацию региональной Программы подготовки и переподготовки кадров, в том числе - высококвалифицированных специалистов среднего звена, менеджеров инновационных процессов, патентоведов, работников муниципального и государственного управления» [4].

28

Во многих вузах существуют центры повышения квалификации и переподготовки кадров, задачами которых должна быть не только реализация образовательной функции, обеспечивающей повышение квалификации и переподготовку специалистов различных уровней с использованием эффективных форм обучения, но и проведение взаимного консультирования специалистов в области менеджмента и управленцев-практиков, а также совместных исследований, обеспечивающих выявление, анализ и адаптацию зарубежного и отечественного опыта (и формирование на этой основе образовательных программ).

Особенно это относится к кадровому обеспечению процессов формирования и развития кластеров, образующих не стихийные, а оптимальные связи между предприятиями, органами управления и образовательными учреждениями, обладающих значительно большей эффективностью за счет синергетического эффекта.

Важнейшими вопросами в деятельности кластера являются вопросы выстраивания вертикали профессионального образования для эффективного кадрового обеспечения: начального, среднего и высшего, а также послевузовского (повышения квалификации).

Основным условием для формирования системы образовательных кластеров на территории является появление реальных заказчиков кадров в лице крупных предприятий (корпораций) или территориальных объединений (ассоциаций) предприятий, которые будут сами участвовать в подготовке необходимых кадров.

Крупные предприятия в состоянии организовать в своем составе учебные центры и обеспечить необходимыми ресурсами работу учебных организаций различного уровня, от начального до подготовки специалистов высшей квалификации, в том числе - переподготовку кадров.

Предприятия могут формировать заказ по востребованным специальностям, определять содержание обучения, направлять для обучения лучшие инженерно-технические кадры, проводить учебно-производственную практику на реальной производственной базе и тем самым добиваться высокого качества подготовки кадров всех уровней.

В целях решения региональных проблем восполнения существующего дефицита трудовых ресурсов как рабочих специальностей, так и высококлассных специалистов для предприятий различных отраслей целесообразно выстроить «образовательную вертикаль»: проводить начальную предпрофильную работу в школах в 8-9 классах, профилизацию в 10-11 классах, начальное профессиональное образование и среднее профессиональное образование в средних специальных учебных заведениях, высшее профессиональное образование в вузах и центрах переподготовки кадров. Эта стратегия при поддержке заказчиков, а также - органов регионального и муниципального управления приводит к появлению новой образовательной системы, которую можно назвать территориальным образовательным кластером.

С учетом вышеизложенного, территориальным образовательным кластером можно назвать совокупность взаимосвязанных учреждений профессионального образования, пользующихся правовой, методической и ресурсной поддержкой соответствующих региональных и муниципальных органов управления, объединенных по отраслевому признаку и партнерскими отношениями с предприятиями отраслей [3,4,8].

Современный анализ региональных социально-экономических систем требует сочетания различных подходов:

- неоклассического рыночного, в котором рассматривается совокупность взаимодействующих рыночных агентов;

- институционального, при котором действия агентов разворачиваются не в свободном рынке, а в сложной структуре, заполненной различными институтами - организациями, правилами, традициями и т.п.;

29

- эволюционного, учитывающего динамику деятельности агентов, основанную на наследовании основных особенностей поведения в рамках эволюционных процессов [1].

При этом в региональном развитии необходимо учитывать четыре аспекта:

- социальный (государственное и муниципальное управление, общественные и политические организации, социальные учреждения, нормативно-правовая база, население, институт семьи и т.д.);

- личностный (состав социума, свойства личности, образование: обучение и воспитание, интересы, ценности, уровень интеллекта, мировоззрение и пр.);

- научно-технический и инновационный (научно-технический потенциал, технологическая и производственная база, субъекты инновационной деятельности, банки новшеств и инноваций, консультационные и экспертные центры, базы знаний);

- экономико-экологический (экономические субъекты, стратегические партнеры, ресурсный потенциал, экологические условия).

Очевидно, что ключевую позицию в развитии региона занимает человек (человеческий ресурс, человеческий фактор), что с учетом парадигмы гуманизации общественного развития и создания гражданского общества определяет главную цель (миссию) региона - формирование родового человека, который представлен структурой социума, множеством его характеристик, определяет демокультуру региона как часть социальной составляющей его развития, в том числе - его менталитет как совокупность социально-психологических установок, автоматизмов и привычек сознания, формирующих способы видения мира и представления людей,

принадлежащих к той или иной социально-культурной общности [1, 2].

Региональная система образования (обучения, педагогического сопровождения, воспитания и консультирования), то есть система социальных институтов, воспроизводящих родового человека, связана с четырьмя аспектами регионального развития специфическими связями, материальными и информационными потоками, обменом технологий, поэтому определяется рядом авторов (например, Лапыгиным Д.Ю.) в расширенном смысле - именно как территориальный образовательный кластер [2, 8].

Библиографический список

1. Лапыгин, Д.Ю. Методическое обеспечение процесса разработки плана стратегического развития региона / Д.Ю. Лапыгин // Менеджмент в России и за рубежом. -№6. - 2005. - С. 40-52.

2. Лапыгин, Д.Ю. Контуры регионального образовательного кластера / Д.Ю. Лапыгин, Г.А. Корецкий // Экономика региона: Электронный журнал ВлГУ. - № 18. - 2007. URL -http: //j ournal .vlsu.ru/index.php?id=264.

3. Лизунов, В.В. Кластерный подход в инновационном развитии регионов /

B.В. Лизунов // Мат-лы Всерос. научно-практич. конф-ции «Теоретико-методологические и практические аспекты организации и функционирования научно-образовательного кластера» (Секция 1. Управление инновационными процессами на основе кластерного подхода.). 27 марта 2012 г. - Казань: Казанский институт РГТЭУ, 2012.

URL -

http://kirgteu.com/nauchnaya_deyatelnost/kalendar_nauchnyh_meropriyatij/materialy_internetkonf erencij/sekciya_4_klasternyj_podhod_v_mirovoj_e_konomike/lizunov_4/.

4. Лизунов, В.В. Кластеры и кластерные стратегии. Монография / В.В. Лизунов,

C.Е. Метелев, А.А. Соловьев. Издание 2-е исправл. и дополн. - Омск: Издатель ИП Скорня-кова Е.В., 2012. - 278 с.

30

5. Лизунов, В.В. Кластеры как эффективная форма развития социально-экономических систем / В.В. Лизунов, В.В. Карпов // Динамика систем, механизмов и машин: Материалы VII Междунар. научно-технич. конф-ции (10-12 ноября 2009 г.). - Омск: Изд-во ОмГТУ, 2009. - Кн.4. - 492 с. С. 39-56.

6. Лизунов, В.В. Необходимость и сущность образовательных кластеров / В.В. Лизунов // Образование Омской области. - № 4(27). - 2011. - С. 42-45.

7. Портер, М. Международная конкуренция / М. Портер. - М.: Международные отношения, 1993.

8. Титенко, В.В. Особенности образовательных кластеров / В.В. Титенко, В.В. Лизунов // Образование Омской области. - 2012. - № 3(30).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.