Научная статья на тему 'Формирование основных профессионально-личностных требований к спичрайтеру'

Формирование основных профессионально-личностных требований к спичрайтеру Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
334
274
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СПИЧРАЙТИНГ / СПИЧРАЙТЕР / ПРОФЕССИОНАЛЬНО-ЛИЧНОСТНЫЕ ТРЕБОВАНИЯ / SPEECHWRITING / SPEECHWRITER / PROFESSIONAL AND PERSONAL REQUIREMENTS

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Савченко Любовь Васильевна

В статье рассмотрено формирование основных профессионально-личностных требований к спичрайтеру. Описаны профессионально-личностные требования к спичрайтеру; основные задачи спичрайтера, а также принципы, которых должен придерживаться спичрайтер при написании ораторской речи. Универсальные приемы эффективной аргументации.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

FORMATION OF BASIC PROFESSIONAL AND PERSONAL REQUIREMENTS FOR SPEECHWRITER

The article describes the formation of the basic professional and personal requirements for a speechwriter. The professional and personal requirements for a speechwriter are described; the main tasks of the speechwriter, as well as the principles that the speechwriter must adhere to when writing a public speaker. Universal techniques for effective argumentation.

Текст научной работы на тему «Формирование основных профессионально-личностных требований к спичрайтеру»

10. Полонский, В.М. Словарь по образованию и педагогике / В.М. Полонский. - М.: Высш. шк. -2004. - 512 с.

11. Пронин Е.С. Теоретические основы архитектурной комбинаторики // Учеб. Для вузов: Спец. «Архитектура» / «Архитектура-С» . - 2004 - С. 234.

12.Рочегова Н.А., Барчугова Е.В. Основы архитектурной композиции: Курс виртуального моделирования. Учебное пособие. Издательский центр «Академия» 2011. - C. 113.

13. Педагогика высшей школы / Сорокопуд Ю.В. учебное пособие: учебное пособие для магистров, аспирантов и слушателей системы повышения квалификации и переподготовки, обучающихся по дополнительной программе для получения квалификации "Преподаватель высшей школы" Ростов-на-Дону, 2011.

Педагогика

УДК 371

заведующий кафедрой рекламы и издательского дела,

доктор филологических наук, профессор Савченко Любовь Васильевна

Федеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего образования «Крымский федеральный университет имени В. И. Вернадского» (г. Симферополь)

ФОРМИРОВАНИЕ ОСНОВНЫХ ПРОФЕССИОНАЛЬНО-ЛИЧНОСТНЫХ ТРЕБОВАНИЙ К

СПИЧРАЙТЕРУ

Аннотация. В статье рассмотрено формирование основных профессионально-личностных требований к спичрайтеру. Описаны профессионально-личностные требования к спичрайтеру; основные задачи спичрайтера, а также принципы, которых должен придерживаться спичрайтер при написании ораторской речи. Универсальные приемы эффективной аргументации.

Ключевые слова: спичрайтинг, спичрайтер, профессионально-личностные требования.

Annotation. The article describes the formation of the basic professional and personal requirements for a speechwriter. The professional and personal requirements for a speechwriter are described; the main tasks of the speechwriter, as well as the principles that the speechwriter must adhere to when writing a public speaker. Universal techniques for effective argumentation.

Keywords: speechwriting, speechwriter, professional and personal requirements.

Введение. Основой успешного публичного выступления, кроме ораторского искусства, является удачно составленный текст выступления. Здесь вступает в действие термин «спичрайтинг». Слово «спичрайтинг» происходит от английского «speech» - речь и «writer» - писатель, автор [5]. В своих работах на этом акцентировали свое внимание такие исследователи как Агаронян Л.А., Киселев А.Г., Кривонос А.Д, Тульчинок Г.Л. [1; 3; 4; 6].

Необходимо отметить, что в широком определении понятия «спичрайтинг» по референтской деятельности определяют как человека, который пишет речь, доклад, отчет и другие творческие работы достаточно большого объема для кого-то, чтобы отдать свой труд в его распоряжение. Данный специалист отдает созданную продукцию под чужое авторство. Спичрайтер принимает заказы на выполнение интеллектуальной работы в письменном виде и предоставляет заказчику необходимую информацию в необходимом структурном и стилистическом виде [4]. В данном определении недостаточно четким является определение «творческая работа достаточно большого объема», а также представлена лишь одна из технологических составляющих работы спичрайтера, а именно предоставление необходимой информации.

Исходя из выше изложенного, можно сказать, что в практике референтской деятельности сложилось собственное видение спичрайтинга как техники и технологии написания любого текста от имени должностного лица, которое произносится или функционирует во внешних коммуникациях в виде документа, то есть спичрайтинг рассматривается лишь как деятельность референта.

Изложение основного материала статьи. К услугам профессионального спичрайтера можно также отнести и консалтинг выступающего по поводу самого выступления. В рамках этого исследования понятие «спичрайтер» означает - специалист, занимающийся профессиональной PR-деятельностью по созданию текста, устного публичного выступления для заказчика (выступающего), а также предоставляет консультации по организации и выполнению публичного выступления [6]. Таким образом, в основе спичрайтинга лежит понимание поведения человека и способов влияния на его сознание в нужном русле.

На основе проанализированного и изученного материала можем определить основные профессионально-личностные требования к спичрайтеру:

S осведомленность в соответствующей сфере деятельности, отличное знание последних тенденций;

S высокая коммуникативная компетентность;

S надежность, конфиденциальной информации;

S умение организовать работу с заказчиками, умение соблюдать дедлайн;

S базовые знания по социологии и психологии;

S навыки журналистской деятельности, понимание процесса работы СМИ;

S наличие технических знаний, умение пользоваться компьютером, основными программными продуктами и Интернет-технологиями на уровне продвинутого пользователя;

S наличие широкого кругозора, осведомленность в мировых тенденциях и актуальных событиях страны;

S понимание работы бюрократического аппарата;

S иметь управленческие навыки, умение заставить других принять свою точку зрения.

Основные задачи спичрайтера:

1) определить специфику речи, ее цели и функции, стилевые и композиционные особенности;

2) проанализировать структуру речи;

3) рассмотреть содержание речи с точки зрения психологии и массовой коммуникации;

4) подготовить выводы и рекомендации по эффективным публичным выступлениям.

Принципы, которых должен придерживаться спичрайтер при написании ораторской речи:

■ направленность на актуальные вопросы аудитории: построение речи таким образом, чтобы она касалась проблем, которые актуальны для целевой аудитории;

■ использование разговорной речи целевой аудитории при написании речи (научные термины для ученых, молодежный сленг для молодежи);

■ использование приемов ораторского искусства при написании речи (риторические вопросы, эффект неожиданности, гиперболы, провокации).

Одним из основных требований к спичрайтеру при формировании профессионально-личностных компетенций считается использование в тексте приемы аргументации. Под аргументацией (в широком смысле) следует понимать искусный подбор убедительных доказательств. В основе аргументации лежит сложная логическая операция, которая является комбинацией суждений как элементов доказательства. Доказательство - это совокупность логических средств обоснования истинности любого суждения с помощью других истинных и связанных с ним суждений [2]. Представлена структура доказательства, которая состоит из тезисов, аргументов, демонстрации (формы доказательства).

■ Аргументы I Демонстрация Тезис

Рисунок 1. Структура доказательства

Аргументы (доказательства) - это истинные суждения, которые используются при доказательстве тезиса. При этом важна верная последовательность владения аргументов.

Существуют следующие виды аргументов:

■ вероятные единичные акты;

■ определение;

■ аксиомы и постулаты;

■ ранее доказанные законы науки и теоремы.

Демонстрация (форма доказательства) - это средство логической связи между тезисом и аргументом, который ведет к установлению желаемой истины.

Обратным процессом к доказательству является опровержение, то есть логическая операция, направлена на разрушение доказательства путем установления ложности или необоснованности выдвинутого тезиса.

Основные средства опровержение:

■ критика аргументов;

■ опровержение тезиса (прямое и косвенное);

■ выявление несостоятельности демонстрации.

Тезис - это суждение, истинность которого требует доказательства [5].

Необходимо также различать следующие понятия (субъекты дискуссии):

1) пропонент - докладчик (участник дискуссии, диссертант, дипломник), который выдвинул и отстаивает определенный тезис, идею или концепцию);

2) оппонент - лицо, отрицает, опровергает или оценивает мысли пропонента;

3) аудитория - коллективный субъект дискуссии, слушатели, которых пропонент (докладывая) стремится убедить в верности выдвинутого им тезиса.

Возможны следующие степени несогласия с пропонентом:

■ несогласие в форме сомнения (пассивная форма несогласия) - высказывается определенное сомнение в верности тезиса пропонента;

■ деструктивное несогласие - разрушается тезис пропонента;

■ конструктивное несогласие - не только разрушается тезис пропонента, но и выдвигается другой, собственный, тезис.

В процессе аргументации можно применять следующие тактики (тактики аргументационной стратегии):

■ тактика контрастивного анализа: основывается на приеме сопоставления фактов, событий, результатов, прогнозов;

■ тактика указания на перспективу: основывается на высказывании стратегической цели, позиции и намерений пропонента; содержит предлагаемое решение и предполагаемый результат;

■ тактика обоснованных оценок: основывается на объективной оценке предмета (таким образом, оценка приобретает статус логического доказательства).

Универсальные приемы эффективной аргументации:

S эмоциональность: приводить аргументы нужно эмоционально, тогда они кажутся аудитории более убедительными;

S лаконичность;

S акцент на реальной пользе: необходимо не просто высказывать тезисы и предложения, но и объяснять, какую реальную пользу получит слушатель от внедрения этих предложений;

S обращение к жизненно важным для слушателей фактам (здоровье, безопасность, благосостояние - в зависимости от аудитории) опережающее обсуждение возражений: если вероятность возражения пропонента высокая, целесообразно опередить в этом аудиорию, то есть прежде, чем высказывать тезис, сказать «... Я знаю, что мне могут возразить ...». или «... большинство людей не согласны с тем, что ...», тогда больше вероятности, что последнее слово останется за пропонентом;

S юмор;

S персонификация идей, ссылки на авторитеты. Отметим, что в некоторых случаях прием персонификации считается, наоборот, некорректным приемом аргументации. Иногда целесообразно ссылаться на мнение конкретных личностей, которые имеют авторитет в аудитории или являются общепризнанными специалистами по обсуждаемому вопросу. При этом необходимо выражать и собственную точку зрения. Важно, чтобы личность, на которую ссылается пропонент, действительно пользовалась в аудитории авторитетом, иначе такая ссылка может только навредить аргументации;

S использование статистических данных (однако, не следует перегружать ими аргументацию, цифры должны быть четкие и конкретные, обязательным является ссылка на источник статистических данных;

S наглядность (большинство информации человек воспринимает через зрение, поэтому целесообразно подкрепление доклада наглядными материалами: схемами, графиками, таблицами, видеоматериалами) [6].

Необходимо отметить, что при формировании основных профессионально-личностных требований к спичрайтеру, в процессе аргументации, является строгое следование, в процессе выступления, правилам использования наглядных средств. Применение наглядного материала нужно только тогда, когда это действительно необходимо для аргументации или для стимулирования интереса к речи. Иначе использовать наглядность бессмысленно. А также, демонстрировать наглядный материал только в нужный момент (не следует показывать слайд прежде, чем дойдет время до ссылки на него); высказывания и суждения должны быть словесно согласованы с наглядным материалом; все слова, цифры, символы должны быть хорошо видны всем. Однако, никогда не следует говорить что-то вроде: «... здесь, правда, плохо видно ...». В этом случае нужно вообще не показывать этого материала. Названия таблиц должны быть четкими и выполняться горизонтально, крупным шрифтом. Вместо статистических таблиц целесообразно давать диаграммы: так лучше видны тенденции. Наиболее эффективными считаются диаграммы в форме разноцветных прямоугольников разной высоты. Во время доклада обращаться нужно к слушателям, а не к предметному материалу (т.е. не терять визуального и словесного контакта с аудиторией) если слушатели рассматривают наглядный материал, необходимо сделать паузу в выступлении, предоставить им возможность закончить; как только слайд (вывешена таблица, надпись на доске) уже не нужен, то есть пропонент больше не ссылается на него, его следует выключить, чтобы он не отвлекал внимания слушателей. Также, не следует раздавать слушателям наглядные материалы: это будет отвлекать аудиторию от выступления, всю наглядность нужно держать при себе. Если аудитории демонстрируется какой-то предмет, который держится в руке, его нужно держать на уровне плеч или на 5 сантиметров выше.

Правила использования юмора во время ораторского доклада:

S эффективным считается оригинальный, собственный, юмор (конечно, если он уместен);

S эффективным является использование юмора направленного в свой собственный адрес: это, как правило, положительно настраивает аудиторию к оратору;

S можно использовать и «заимствованный», «чужой» юмор. Иногда целесообразно ссылаться на его автора;

S рассказывая смешную историю или анекдот, нужно самому понимать их содержание и сущность;

S рассказывая шутку, нельзя путаться и сбиваться;

S юмор должен быть адекватным аудитории и быть всем понятным;

S юмор должен развивать тему речи;

S юмор должен быть лаконичным;

S юмор не должен быть устаревшим и общеизвестным;

S перед большой мало знакомой аудиторией лучше избегать пикантных шуток;

S не следует делать больших пауз для смеха и аплодисментов.

Выводы. Таким образом, спичрайтинг как особый вид информационной деятельности и специфическая PR-технология должен сочетать в себе элементы науки и искусства, поскольку является профессионально обозначенным разновидностью практической риторики, опирается на теоретические основы данной науки как научной дисциплины и использует практические навыки ораторского искусства.

Литература:

1. Агаронян Л.А. Медиаинструментарий связей с общественностью в современной системе политических коммуникаций: Автореф. дис. ... канд. полит. наук / Л.А. Агаронян. - Московский ун-т журналистики. - М., 2010. - 150 с.

2. Введенская Л.А. Культура речи. Серия "Учебники, учебные пособия" / Л.А. Введенская. - Ростов н/Д: Феникс, 2001. - 448 с.

3. Киселев А.Г. Теория и практика массовой информации: подготовка и создание медиатекста [Текст] / А.Г. Киселев. - СПб.: Питер, 2011. - 400 с.

4. Кривоносов А.Д. Основы спичрайтинга. Учебное пособие для студентов отделений связей с общественностью / А.Д. Кривоносов. - СПб.: Лаборатория оперативной печати факультета журналистики СПбГУ, 2003. - 56 с.

5. Спичрайтер. Словарь рекламы. [Электронный ресурс]. - URL: http://enc-dic.com/reklama/Spichrater-252.html

6. Тульчинский Г.Л. PR фирмы: технология и эффективность. 2000. - 426 с.

Педагогика

УДК 623.5

кандидат педагогических наук Светличный Евгений Григорьевич

Крымский филиал Краснодарского университета МВД России (г. Симферополь);

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

преподаватель кафедры тактико-специальной и огневой подготовки Каспер Сергей Викторович

Крымский филиал Краснодарского университета МВД России (г. Симферополь); кандидат юридических наук Жамборов Анзор Анатольевич

Северо-Кавказский институт повышения квалификации (филиал) Краснодарского университета МВД России (г. Нальчик)

СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ ТАКТИЧЕСКИХ НАВЫКОВ ОБРАЩЕНИЯ С ОГНЕСТРЕЛЬНЫМ

ОРУЖИЕМ У КУРСАТОВ И СЛУШАТЕЛЕЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ОРГАНИЗАЦИЙ МВД РОССИИ С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ ОПЫТА IPSC

Аннотация. В статье рассматривается положительный опыт приобретаемый стрелками в процессе подготовки и участия в соревнованиях по практической стрельбе. Обосновывается необходимость использования тактических элементов, применяемых в практической стрельбе для разработки качественной и кардинально новой методики огневой подготовки сотрудников полиции, которая отвечала бы требованиям, предъявляемым к уровню владения оружием в экстремальных ситуациях при столкновении с правонарушителем.

Также высказывается предположение, что такой подход к организации огневой подготовки позволит не только сформировать необходимые для полицейского стрелковые навыки и умения, но и научит тактически грамотно принимать решения и действовать в экстремальных условиях, способствует повышению психологической устойчивости и развитию морально-волевых качеств необходимых для профессиональной деятельности будущего полицейского.

Ключевые слова: оружие, тактика, практическая стрельба, курсант, слушатель, полицейский, психологическая устойчивость, точность, мощность, скорость.

Annоtation. The article discusses the positive experience gained by shooters in the process of preparing and participating in practical shooting competitions. It justifies the need to use tactical elements used in practical shooting to develop high-quality and radically new methods of fire training of police officers that would meet the requirements for the level of weapon possession in extreme situations when confronted with the offender.

It is also suggested that such an approach to the organization of fire training will not only create the necessary skills and skills for the police officer, teach tactically competent decisions and act in extreme conditions, help to increase psychological stability and develop moral qualities necessary for the future's professional activities. the policeman.

Keywords: weapons, tactics, practical shooting, cadet, listener, policeman, psychological stability, accuracy, power, speed.

Введение. Для качественного осуществления своей профессиональной деятельности полицейскому необходимо обладать рядом знаний, умений и навыков, а также волевых качеств.

Не последнее место занимают навыки владения огнестрельным оружием.

Сотрудник полиции при применении огнестрельного оружия должен действовать с учетом создавшейся обстановки, характера и степени опасности действий лиц, в отношении которых применяется огнестрельное оружие, а также характера и силы оказываемого ими сопротивления. При этом сотрудник полиции обязан стремиться к минимизации любого ущерба [41. И, что не менее важно, самому не подвергнуться нападению и пресечь все возможные попытки преступника к завладению табельным оружием.

Огнестрельное оружие является источником повышенной опасности и при неумелом применении может привести к нанесению необоснованного вреда жизни и здоровью не только правонарушителю, но и посторонним лицам, ставшими случайными свидетелями пресечения правонарушения.

Поэтому огнестрельное оружие сотрудник полиции применяет только в крайних случаях.

Изложение основного материала статьи. Умения и навыки применения огнестрельного оружия прививаются с первых дней обучения полицейскому ремеслу, будь то дополнительное профессиональное образование или получение высшего юридического образования в рамках обучения в ведомственных учебных заведениях высшего образования системы МВД. Существует ряд основных дисциплин: «Основы огневой подготовки» и «Огневая подготовка», и факультативные: - «Совершенствование стрельбы из боевого ручного стрелкового оружия и метания ручных осколочных гранат» и «Комплексный практикум» в рамках которых происходит такое обучение.

Для эффективного применения огнестрельного оружия необходимы не только навыки меткой стрельбы и знание тактико-технических характеристик применяемого огнестрельного оружия, но и хорошая физическая подготовленность и устойчивые морально-волевые качества.

Важным элементом грамотного применения огнестрельного оружия является тактическая подготовленность полицейского.

Тактическая подготовленность сотрудников органов внутренних дел позволяет грамотно, уверенно, правомерно и эффективно применять табельное оружие в сложной, быстро меняющейся обстановке. Она предполагает наличие у сотрудников целого ряда специальных навыков, среди которых: умение выполнять стрельбу в движении по движущимся и внезапно появляющимся целям, мгновенно уходить с линии огня в сочетании с быстрым извлечением оружия и производством выстрела; умение выполнять быструю смену магазина из различных положений; навык устранения задержек при стрельбе. Тем не менее, несмотря на очевидную важность тактической подготовки в рамках огневой подготовки сотрудников ОВД, до сих пор обучение стрельбе в системе МВД России строится на основе упражнений, не отвечающих в полной мере требованиям тактической стрелковой грамотности [1].

Причина этой проблемы кроется в прохождении дисциплины «Огневая подготовка» с изучением стандартных, в основной своей массе уже устаревших упражнений. Мишени обычно используются спортивного характера, то есть имеют маленькую зону поражения, что в свою очередь требует длительного и точного прицеливания. К сожалению, в итоге, номинально «подготовленный» сотрудник, попадая в реальную

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.