Научная статья на тему 'Формирование основных подходов Российского государства к сохранению культурного наследия церкви в контексте внутренней политики XVIII В. '

Формирование основных подходов Российского государства к сохранению культурного наследия церкви в контексте внутренней политики XVIII В. Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
407
67
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ГОСУДАРСТВО / ЦЕРКОВЬ / КУЛЬТУРНОЕ НАСЛЕДИЕ / ИСТОРИЧЕСКИЕ ЦЕННОСТИ / КУЛЬТУРООХРАННАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / STATE / CHURCH / CULTURAL HERITAGE / HISTORICAL VALUES / CULTURE SAFEGUARDING ACTIVITY

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Растимешина Татьяна Владимировна

Автор анализирует причины возникновения интереса государства в XVII XVIII вв. к культурному и историческому наследию России. Рассматривается формирование правовых и политических основ новой для данного периода правления культуроохранной деятельности. Автор показывает, каким образом политическая и символическая роль религиозных памятников старины оказалась в центре внимания государства и способствовала пониманию необходимости их сохранения. Выявляются основные направления государственной политики в исследуемой сфере.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Formation of the Russian State’s Basic Approaches to Church Cultural Heritage Preservation in Terms of Internal Policy in the 18th Century

The author analyzes the causes of awakening of the State interest to cultural heritage and legacy of Russia in the 17th 18th centuries. The formation of legal and political basics for the culture safeguarding activity, new for that period of rule, is considered. The author shows how the ancient religious monuments’ political and symbolic role was located in the center of State attention and did contribute to understand the necessity of their preservation. Main directions of State policy in the field under study are unveiled.

Текст научной работы на тему «Формирование основных подходов Российского государства к сохранению культурного наследия церкви в контексте внутренней политики XVIII В. »

УДК 069.4:94(470)

Формирование основных подходов Российского государства к сохранению культурного наследия Церкви в контексте внутренней политики XVIII в.

Т. В. Растимешина

Национальный исследовательский университет «МИЭТ»

Автор анализирует причины возникновения интереса государства в XVII — XVIII вв. к культурному и историческому наследию России. Рассматривается формирование правовых и политических основ новой для данного периода правления культуроохранной деятельности. Автор показывает, каким образом политическая и символическая роль религиозных памятников старины оказалась в центре внимания государства и способствовала пониманию необходимости их сохранения. Выявляются основные направления государственной политики в исследуемой сфере.

Ключевые слова: государство; Церковь; культурное наследие; исторические ценности; культуроохранная деятельность.

До начала XVIII в. исторические свидетельства о деятельности Церкви, государства и русского народа в сфере охраны культурного наследия, как отмечает историк А. А. Формозов, «рассеяны по летописям и документам XI — XVI веков более или менее равномерно» [1, с. 11]. В них содержатся единичные документальные подтверждения того, что православные общины и города оберегали свои реликвии. В частности, в ризнице храма Святой Софии в Новгороде трепетно хранились мечи благоверных князей Довмонта и Всеволода.

Однако до XVII в. государственная власть не только не принимала на себя никаких обязательств в отношении церковных ценностей, но и проявляла действенное пренебрежение к ним. Документальные факты свидетельствуют о мародерстве и варварском отношении воевавших между собой князей к храмам и церквям. Так, в начале XIII в. дружина владимирского князя Всеволода Юрьевича сожгла Рязань и Белгород,

© Растимешина Т. В.

несмотря на мольбу рязанских послов о пощаде и выраженную ими готовность исполнить «всю волю» Всеволода [2, с. 77—78]. В Смутное время любая культуроохранная деятельность носила ситуативный, порой спонтанный характер и не могла быть достаточно последовательной и эффективной.

И лишь в XVII в. царь Федор Алексеевич издает указ о подаче государю описных дел и счетных списков, предписывающий составить и сдать ему описи до 1 января 1681 г. под угрозой «опалы от великого государя» [3]. В широком смысле данный нормативный акт предвосхищает реформы Петра I, нацеленные на построение «регулярного государства», немыслимого без административного порядка. В рамках такой политики сохранение историко-документальных письменных материалов не было первостепенной задачей.

Первый нормативный акт, нацеленный на сохранение предметов, имеющих историческую ценность, относится

Экономические и социально-гуманитарные исследования № 1 (9) 2016

137

Личность. Общество. Государство

к 13 февраля 1718 г. Указ предписывал тем, «кто найдет в земле, или в воде какия старыя вещи <...> все, что зело старо и необыкновенно» [4, с. 542], приносить комендантам. В указе содержалось обещание награды «довольной дачей» [4]. Однако повеление часто игнорировалось как кладоискателями, так и воеводами, проявлявшими «страшное неповиновение <. > указам всемилостивейшего монарха» [5, с. 46—47]. Поэтому данный нормативный акт в 1721 г. был дублирован сходным указом Сената [6].

Вместе с тем политическая компонента впервые отчетливо прослеживается в указе Сената от 20 декабря 1720 г. об изъятии во всех монастырях страны древних грамот, «куриозных писем», рукописных и печатных книг, имевших историческое значение [7]. Хранившиеся в храмах и монастырях исторические ценности, прежде всего древние летописи и другие рукописные документы, стали последовательно учитывать в России именно с 1720 г. Этот факт важно рассматривать в связи с задачей устроения новой российской государственности. В ее основу закладывалась не только система государственного администрирования по шведскому образцу, но и принципиально новая, имперская идейная база. Государство устанавливало контроль над частью имущества Церкви, помимо прочего, в целях его дальнейшего использования в построении абсолютной монархии европейского типа. Впервые в политической истории России требовалось изучить и идеологически оформить государственную историю. Впоследствии каждая смена политического режима в России сопровождалась «инвентаризацией» истории.

Показательно в этом отношении, что внимание государственной власти было обращено в первую очередь

на хранящиеся в монастырях и церквях исторически значимые документы. В соответствии с указом Сената 1720 г., монашеству и духовенству необходимо было «во всех монастырях, обретающихся в Российском государстве, осмотреть и забрать древние жалованные грамоты и другие куриозные письма оригинальные, также книги исторические рукописные и печатные» [7, с. 277]. Губернаторам, вице-губернаторам и воеводам предписывалось их собрать и прислать в Сенат [7]. 16 февраля 1722 г. в дополнение последовал царский именной указ «О присылке из всех епархий и монастырей древних рукописных летописей и подобных книг в Москву в Синод» [8].

Политические действия по оформлению государственной истории имели вектор направленности не только в прошлое, но и в будущее. В соответствии с задачей, не оформленной документально, однако осуществлявшейся в петровское время вполне последовательно, преемники государственного курса должны были унаследовать не только упорядоченное, исторически и идеологически весомое прошлое государства, но также государственные архивы, находящиеся в «добром» состоянии, которые в дальнейшем следовало использовать в «регулярном» государственном управлении. Соответственно, большое внимание уделялось административному делопроизводству и архивному делу. 21 января 1726 г. Сенат издал указ о порядке хранения вотчинных дел в Государственном архиве «в добром охранении и порядке». Архивариусам предписывалось столбцы переписать в тетради, а оригиналы «более никуда из Государственного архива не имать, а содержать их для справок в сохранном сухом месте» [9, с. 562].

138

Экономические и социально-гуманитарные исследования № 1 (9) 2016

Растимешина Т. В.

Таким образом, инициатива государства по установлению учета и контроля над церковными книгами, документами и иными ценностями может и должна рассматриваться в контексте всей государственной политики Петра I. Одно из приоритетных направлений его политики — «преобразование строя» церковной жизни, в результате которого институт Церкви занял особое, определенное государем место в политической системе новой России.

Достижение этой цели сопряжено с решением нескольких взаимосвязанных задач: во-первых, необходимо было «освободить духовенство от крайнего увлечения экономическою стороною и обратить его к его прямым, духовным делам; во-вторых, восстановить церковную дисциплину; в-третьих, поднять церковное просвещение» [10, c. 20]. Причина их постановки — накопившиеся проблемы в церковном управлении и в сфере взаимоотношений церкви и государства.

Рассмотрим, каким образом в политической практике, прагматично ориентированной на решение означенных задач, закладывались основы будущей государственной политики по охране культурного наследия России.

Преодоление сребролюбия духовенства и возвращение его к пастырскому служению. Указы Петра I и Сената по учету и изъятию части церковных ценностей были нацелены в первую очередь на установление государственного контроля над церковным имуществом. Современники реформ отмечали: «Преобразования начались со стороны имущественной, экономической, а затем охватили и всю церковную жизнь» [10, c. 21].

Государственная имущественная политика носила исключительно прагматичный характер, поскольку в первые

годы царствования Петра I государство нуждалось в деньгах для ведения войн и осуществления намеченных преобразований. Следует признать: «Чтобы вынести тягости шведской войны, правительство брало отовсюду, откуда только можно было взять: и с крестьян, и с помещиков, и с состоящих на государственной службе, и с духовенства, и с православных и с раскольников» [10, c. 55]. У монастырей и архиерейских домов «...кроме собственно земельных вотчин, взяты были разные угодья, рыбные ловли, звериные промыслы, мельницы, кабацкие и таможенные сборы, свободные запасы хлеба, денег и меди, старые деньги, серебряная посуда, свечные деньги, привесы у икон, церковные здания» [11, т. 1, с. 272]. Таким образом, установление контроля над частью церковного имущества осуществлялось с целью пополнить казну: «. взять от церковного имущества в пользу государства все, что оказывалось сверх необходимого на удовлетворение самых неотложных церковных нужд» [10, с. 48].

Вместе с тем откровенные и многочисленные злоупотребления в управлении церковным имуществом создавали веские основания для вмешательства государства в эту сферу. Памятный в истории петровского времени «прибыльщик» Курбатов, имевший специальное поручение «изыскивать прибыли для государевой казны», писал Петру I о патриаршем правлении: «. покойному патриарху <...> трудно было за всем смотреть <...> в духовном управлении явились “от многих поползновения”, в управлении патриаршими доходами во всем видится слабо и несправно» [10, с. 26], и поступающие большие доходы погибают «в прихотях владетелей», а единственная в Москве духовная школа «в полном упадке» [10, с. 26]. Под предлогом того, что «монастырское

Экономические и социально-гуманитарные исследования № 1 (9) 2016

139

Личность. Общество. Государство

достояние, достигшее в течение веков огромной ценности, уплывало без надлежащей пользы для церкви» [12, c. 21], государство последовательно устанавливало над ним контроль в целях дальнейшего использования этого ресурса при проведении внутренней и внешней политики. Поводом для вмешательства служило и состояние института Церкви, неспособного охранять свои реликвии. Храмовые здания ветшали, не ремонтировались, церкви уничтожались или стихийно перестраивались. Фрески и иконы «записывались», подвергаясь тем самым безжалостному уничтожению. Ссылаясь на недопустимость такого положения, 11 мая 1722 г. Петр I издал указ, в котором содержалось строгое назидание духовенству: в городах «каменные церкви старые починивать <...> и вновь строить позволить, токмо по рассмотрению Святейшего Синода» [13, с. 334].

Сохранились свидетельства о святотатстве, фактах посягательства на церковные реликвии. Так, в Москве в 1720 г. плотник-изувер ударил дубиною в образ Богоматери [14, с. 108]; в 1708 г. вор пытался «обругать святой образ», стоявший на каменном мосту. В 1738 г. из Архангельского собора Московского Кремля украдены оклады и драгоценные камни с икон [15, с. 20]. Церковь не могла уберечь свои реликвии, что создавало повод для вмешательства государства.

Отсутствие центрального управления в церковных делах (характерно для досинодального периода) вынуждало государство проявлять инициативу даже в заботе о соблюдении «благолепия и чести» в изографии. В 1707 г. издан указ, предписывающий митрополиту Стефану принять «управление и повелительство» производством икон, а художнику-архитектору За-рудному, служившему в Оружейной

палате, надзирать за иконописцами «в искусстве художества». Богомазы (изуграфы) должны были писать «благолепно и удобно по древним свидетельствованным подлинникам и образцам», а также сами «быть жизни честной, не пьяницами» (приводится по: [10, с. 45 —46]). Государство проявило заботу о сохранении церковной художественной традиции, а также о соблюдении норм и технологий церковной живописи. Зарудный, получивший ранг «супер-интендента», был поставлен во главе Палаты изуграфств исправления. Зарудный подчинялся митрополиту Стефану.

Иконописцем мог стать только мужчина, прошедший обучение у мастера, выдержавший экзамен и получивший диплом «свидетельствованного мастера». Уплатив пошлину (1 рубль; 75 копеек или 50 копеек — в зависимости от степени диплома), художник получал должность правительственного изу-графа и право на оклад, назначенный для усовершенствования и прилежания в государевых делах [10, с. 46]. Изуграфы пересматривали все имевшиеся в продаже иконы, ставили на них клейма иконописца. В церкви дозволено было принимать только иконы с клеймами и подписью.

Исторические предпосылки восстановления церковной дисциплины. Церковная дисциплина нарушалась пьянством и мздоимством. Историк С. Соловьев пишет: «Игумены, черные и белые попы и дьяконы хмельным питьем до пьянства упиваются <...> Виноватым наказанья были жестокие <. > сажали на цепи, дня по три есть не давали <...> какого-то Петрушу Кириллова сам архиерей на молебне в соборной церкви зашиб до крови; попов бил плетьми нагих <...> никоего же оправдания <...> безмерного мздоимания и неправды» [16,

140

Экономические и социально-гуманитарные исследования № 1 (9) 2016

Растимешина Т. В.

с. 113—119]. Духовенство было замечено в нелояльности к царской власти: «Среди архиереев попадались такие, которые “ревновали о вельми жестокой славе”, давая предлог упоминать о стремлении их к чести, “равной царской”» [10, c. 5]. Кроме того, протесты против петровских реформ, самые ожесточенные, «когда Петра изображали антихристом, а его время — последними днями пред кончиною мира, возникали на почве церковной жизни, и если не всегда исходили от лиц духовной иерархии, то развивались, несомненно, при их значительной поддержке» [10, c. 21].

Митрополит Стефан — Местоблюститель Патриаршего престола — открыто противопоставлял интересы Церкви интересам и задачам государства, пытаясь проводить собственную внутреннюю политику, и умышленно противоборствовал некоторым решениям монарха. Так, в 1718 г. вышло распоряжение набрать в адмиралтейские плотники из детей церковников 500 человек, по возможности грамотных, и Стефану «отписано было для ведома, чтобы по всей Московской губернии до окончания этого набора не посвящал никого в духовный чин» [10, c. 83]. Стефан начертал на извещении: «...буди указ великого Государя непременным о том, что из церковников избирать в плотники, а что не посвящать в попы, идеже самая нужда требует, сему делу несть должно быти» (приводится по: [17, с. 52]).

Следовательно, «восстановление церковной дисциплины» имело самый широкий смысл — это восстановление отношений власти, подчинения между государством и Церковью (представителями государственной власти, с одной стороны, и духовенством — с другой). Распределение власти в имущественных отношениях было нацелено на решение и этой задачи.

Совершенствование церковного просвещения. Невежество духовенства носило подчас вопиющий характер: «В пастыри народа попадали <...> сельские невежды, из которых иные и скота пасти не умели <...> Монастырское ученье, оказавшее в древней Руси неоцененные услуги просвещению, и труд, возделывавший пустынные места <. > теперь в монастырях едва ли не отошли в область воспоминаний» [10, с. 6—7, 10]. Соответственно, изъятие церковных книг следует связывать и с реформированием системы государственного образования.

Новую роль института Православной церкви в имперской системе российской государственной власти и государственного управления в петровский период определило создание Святейшего Правительствующего Синода — духовной коллегии.

Прежде государством проводилась мощная экспансия в сферы, многие века находившиеся под управлением церкви. Решая задачи исторического масштаба, государство «вторгалось» на территорию монастырей и церквей, отбирало предметы древности. Исполнители государственной воли были наделены значительными полномочиями. Во исполнение указа от 16 февраля 1722 г. из Синода в монастырские архивы и библиотеки посылались нарочные, которые должны были выявить древние рукописи, церковные и гражданские летописи, степенные книги, хронографы, «забрать таковые» и направить их для переписи в Синод.

Осознание опасности утери предметов, имеющих имущественную, историческую или художественную ценность, послужило причиной назначения первых государственных экспертных советов (в соответствии с указом Петра I от 20 апреля 1722 г.). «Знающие люди»

Экономические и социально-гуманитарные исследования № 1 (9) 2016

141

Личность. Общество. Государство

осматривали «все старое и курьезное» и отсылали изъятые ценности в Сенат [18]. Асессору следственной канцелярии Баскакову предписано было проверить даже патриаршую ризницу, князьям Одоевскому и Плещееву — освидетельствовать найденное. В результате в числе привесов к иконам была обнаружена монета, относившаяся к эпохе Киевской Руси.

От духовенства, монашества и института Церкви в целом требовалось не столько содействие, сколько непротивление государственной политике. Государь и его идейные сподвижники понимали опасность противодействия монаршей воле со стороны церковных властей. Недоверие к иерархам Церкви косвенно подтверждается текстом указа Петра I от 16.02.1722 № 3908, в котором от духовенства требовалось не только содействие нарочным в выявлении древних рукописей, но и исполнение указа «без всякой утайки» [8].

Известно немало документальных свидетельств о чинимых государственным комиссиям препятствиях. Петр I «на каждом шагу имел бесчисленное множество случаев убеждаться в том, что <...> оппозиция против его действий в сфере церковной <...> может быть и гораздо более сильною, и гораздо более опасною» [19, с. 3], чем ожидалось.

Имело место и злоупотребление полномочиями, в том числе в среде духовенства. Так, по приказу Новгородского архиепископа Феодосия, были «многие святые иконы забраны и оклады ободраны, также древняя церковная серебряная посуда в слитки употреблены, колокола из многих церквей и монастырей ободраны и распроданы, из архиерейских шапок и омфоров жемчуг, каменья и другие вещи отбираны» [15, с. 22]. Ответом на такое сопротивление государственной воле стал указ Синода

от 26 мая 1725 г., предписывавший представить в Синод ведомости о привесах, снятых с икон, а также о старинных «замечательных вещах». Кроме того, указ запрещал управителям монастырей снимать оклады с икон, а нарушителям предусматривал штрафные санкции [20].

Елизавета I и Анна Иоанновна проводили политику, преемственную реформам Петра I. По повелению Елизаветы I в московских соборах была произведена опись всей церковной утвари на основании сверки перечня наличных ценностей с описями, составленными в 1725 г. обер-прокурором Баскаковым. Описи Баскакова были использованы и в 1744 г. при освидетельствовании церковных ценностей по приказу Синода «в самой скорости сущей правдой». Каждый факт недостачи («ежели чего прежних церковных утварей налицо не явится») Синод предписывал «исследовать всесовершенно» [21, с. 26].

Помимо преобразований в имущественном управлении, нововведения при Анне Иоанновне были нацелены на сбор «куриозных» предметов, «диковинных вещей», имевших значительную материальную художественную ценность. Так, 4 августа 1732 г. Сенат издал указ «О присылке в Мастерскую палату из присутственных мест примечательных вещей» [22]. В 1736 г. императрица приказала передать в Оружейную палату богато украшенные ружья и конскую сбрую [23]. Такого рода вещи не представляли собой исторической ценности. Кроме того, в этот период еще не было методов и технологий дифференциации ценных предметов.

Показательно, что в категорию «важного куриоза достойных» были включены изделия, изготовленные собственноручно Петром I [24]. Впервые в истории

142

Экономические и социально-гуманитарные исследования № 1 (9) 2016

Растимешина Т. В.

России культурное наследие рассматривается как инструмент оформления образа Петра I, образа системы императорской власти и лиц, ее воплотивших.

В послепетровское время в нормативном государственном волеизъявлении отражен интерес государства не только в сфере контроля имущества и идеологически значимых документов и предметов, но и в сохранении объектов, имеющих историческую и художественную ценность для народа и государства. Именной указ 1759 г. о необходимости устранения повреждений колокольни Ивана Великого повелевал колокольню «исправить по-прежнему, как поныне было», башни, стены и ворота Кремля «исправлять во всем тем же манером и так, как прежде было, без всякой отмены» [25].

В 1770 г. во исполнение императорской воли реставрационные работы в Благовещенском, Успенском и Архангельском соборах Кремля производились таким образом, чтобы «все <...> живопиство написано было таким же искусством, как древнее, без отличия.» [26]. А в 1771 г. при планировании грандиозной перестройки Кремлевского дворца Екатерина II повелела не трогать церкви Благовещения и Петра Митрополита [27].

Однако обратим внимание на избирательное отношение государственной власти к объектам культурного наследия. Особой, высочайшей опеки удостоены храмы и ризницы Московского Кремля. В 1743 г. императрица Елизавета приказала Золотые ворота Киева не ломать, а, напротив, отремонтировать памятник [28, с. 14—16]. Не вызывает сомнений, что не столько художественная ценность Кремлевских соборов и их внутреннего убранства, сколько историкосимволическое значение Кремля, а также храмов Киева в написании истории

Российского государства является главной причиной особого внимания к ним государственной власти. В отношении храмовых построек провинциальных городов 30 апреля 1759 г. был издан сенатский указ «О дозволении разбирать ветхие крепости и употребить кирпич на починку казенных церквей и богаделен». Согласно ему, башни крепостей, «кои починкою содержать не положено, и в ведомстве Канцелярии Главной Артиллерии и Фортификации не состоят», можно было при необходимости разбирать [29]. С одной стороны, это — движение назад по отношению к деятельности Петра I по починке и возведению старинных церквей (указ 1722 г.). С другой стороны, в данном указе открываются особенности культуроохранной политики государства: сохранение зданий церквей рассматривается как приоритетная задача по отношению к духовно и исторически не маркированным памятникам архитектуры.

Уже в XVIII в. забота о сохранности церковного имущества требовала от государства немалых вложений. Об этом явственно свидетельствуют исторические документы. В 1745 г., в период царствования Елизаветы, на предотвращение разрушения стен и башен Московского Кремля, Белого города и Китай-города выделено 175 007 руб. [30].

В период царствования Екатерины II член Синода епископ Самуил и президент Коллегии экономии П. В. Хитрово, исследуя состояние церковной утвари в московских соборах (с целью выявить богослужебные вещи, «требующие починки и вновь устроения»), докладывали на высочайшее имя: «.многие открылись в таковом повреждении», что «на одну только починку повреждаемых от ветхости или другим каким случаем всяких церковных вещей» должна быть выделена сумма 11 142 руб.

Экономические и социально-гуманитарные исследования № 1 (9) 2016

143

Личность. Общество. Государство

45 коп. Составители доклада «дерзновенно» выразили пожелание, чтобы Коллегия экономии «на содержание ризницы и на прочие нужнейшие церковные починки» отпускала по 300 руб. ежегодно [31]. Екатерина II не выказала сомнений в отношении целесообразности выделения средств, повелев: «Быть по сему».

В XVIII в. складывается научный подход к охране культурных ценностей. Одно из первых проявлений интереса научной общественности к памятникам старины относится к 1759 г. Это организация Академией наук сбора исторических и географических сведений для «Атласа Российского». Данная деятельность, осуществлявшаяся по инициативе М. В. Ломоносова, графа К. Г. Разумовского и Я. Я. Штели-на, подразумевала необходимость сотрудничества Академии со Святейшим Синодом. Синод должен был собрать сведения о монастырских и церковных зданиях и сооружениях и предоставить Академии «копии с исторических описаний от времени построения оных для сочиняющихся Российской Истории» [32, с. 362]. Последняя формулировка целей работы — «сочинение российской истории» — представляется нам исключительно важной для понимания целей и задач всей последующей государственной политики в сфере охраны культурного наследия.

Сделаем вывод: основы государственной политики культурного наследия были заложены в XVIII в. Культурное наследие выступало как один из инструментов «сочинения российской истории» и государствостроения. Деятельность государства в данный исторический период проводилась по следующим направлениям: учет архивных дел, исторических документов, рукописей; сбор «куриозных» и особенно ценных

предметов; контроль за перестройкой и реставрацией архитектурных сооружений, имеющих историческую, символическую или художественную ценность. Вместе с тем нельзя не признать, что в XVIII в. «еще не сложилась система государственно-правовой охраны историко-культурного наследия России» [33, с. 65], поскольку правовая система нормативных актов, регулирующих эту сферу административным способом, еще не оформилась.

Литература

1. Формозов А. А. Очерки по истории русской археологии. М.: Изд-во АН СССР, 1961. 125 с.: ил.

2. Филарет, (Гумилевский) (архиепископ Черниговский). Исторiя Русской Церкви. Периодъ первый: Отъ начала христианства въ Россш до наше-ствiя монголовъ. М.: Въ тип. В. Готье, 1859. 308 с.

3. Указ именной, объявленный разным приказам памятьми «Об описи дел в приказах и о подаче государю описных книг и счетных списков» от 9 ноября 1680 г. // Полное собрание законов Российской империи. Собр. 1-е. Т. 2. СПб., 1830. № 842.

4. Указ именной «О приносе родившихся уродов, также найденных необыкновенных вещей во всех городах к губернаторам и комендантам, о даче за принос оных награждения и о штрафе за утайку» от 13 февраля 1718 г. // Полное собрание законов Российской империи. Собр. 1-е. T. 5. СПб., 1830. № 3159.

5. Музееведческая мысль в России XVIII — XX веков: сб. докум. и мат-лов. М.: Этерна, 2010. 958 с.: ил.

6. Сенатский указ «О покупке в Сибири куриозных вещей и о присылке оных в Берг и Мануфактур-коллегию» от 16 февраля 1721 г. // Полное собрание законов Российской империи. Собр. 1-е. Т. 6. СПб., 1830. № 3738.

7. Сенатский указ вследствие именного «О присылке из монастырей Российского государства жалованных грамот» от 20 декабря 1720 г. // Полное собрание законов Российской империи. Собр. 1-е. Т. 6. СПб., 1830. № 3693.

8. Указ именной, объявленный, из Сената «О присылке из всех епархий и монастырей древних рукописных летописей и подобных книг в Москву в Синод» от 16 февраля 1722 г. // Полное собрание законов Российской империи. Собр. 1-е. Т. 6. СПб., 1830. № 3908.

144

Экономические и социально-гуманитарные исследования № 1 (9) 2016

Растимешина Т. В.

9. Сенатский указ «О порядке хранения вотчинных дел в Государственном Архиве и о переписке столбцов Вотчинной Коллегии в тетради» от 21 января 1726 г. // Полное собрание законов Российской империи. Собр. 1-е. Т. 7. СПб., 1830. № 4823.

10. Рункевич С. Г. Учреждеше и первоначальное устройство святЪйшаго правительству-ющаго синода (1721—1725 гг.). СПб.: Тип. Лопухина, 1900. 429 с., [II]. (Исторiя Русской Церкви подъ управлешемъ СвятЪйшаго Синода; т. 1).

11. Терновский Ф. Митрополит Стефан Яворский. (Биографический очерк) // Труды Киевской духовной академии. 1864. Т. 1—2.

12. Горчаков М. Монастырский приказ (1649—1725 г.): Опыт историко-юридическаго изследовашя. СПб.: Въ тип. А. Траншеля, 1868. 451 с.

13. Указ [Петра I] № 662 «О разрЪшенш починять и вновь строить каменныя церкви, съ дозволенiя СвятЪйшаго Синода» от 11 мая 1722 г. // Полное собрате постановленш и распоряженш по ведомству православнаго исповедания Россшской империи. Т. II. (1722). СПб.: Въ Синодальной типографш, 1872. С. 334.

14. Сборник Императорского Русского Исторического Общества. Т. XXXIV. СПб.: Тип. Ф. Елеонского и Ко,1884. XI, XLVIII, 560, [3] с. разд. паг.

15. Сохранение памятников церковной старины в России XVIII — начала XX вв.: сб. документов / В. С. Дедюхина, С. П. Масленицына, Л. В. Шестопалова и др. М.: Отечество, 1997. 396 с.

16. Соловьев С. М. Сочинения: в 18 кн. Кн. VII: История России с древнейших времен. Т. 13—14. М.: Мысль, 1991. 701 с.

17. Знаменский П. В. Духовные школы в России до реформы 1808 года. СПб: Летний сад; Коло, 2001. 799 с.

18. Именной указъ [Петра I] № 552 о посылке в монастыри знающихъ лицъ для разбора на иконахъ привесокъ, с темъ чтобы находящееся въ числе ихъ хорошiе каменья, монеты и друпя старыя вещи были представлены въ Святейшш Синодъ, от 20 апреля 1722 г. // Полное собрате постановленш и распоряженш по ведомству православнаго исповедания Россшской империи. Т. II. (1722). СПб.: Въ Синодальной типографш, 1872. С. 197—198.

19. Кедров Н. И. Духовный регламентъ въ связи съ преобразовательною деятельности Петра Великаго. М.: Въ Университ. тип. (М. Кат-ковъ), 1886. VI, 255 с.

20. Указ Св. Синода «О предоставлении ведомостей о привесах, снятых со святых икон, и о старинных замечательных вещах,

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

доставленных из епархий, монастырей и церквей, и о воспрещении впредь снимать со святых икон и прочее церковное имущество» от 26 мая 1725 г. № 1555 // Сохранение памятников церковной старины в России XVIII — начала XX вв.: сб. документов / В. С. Дедюхина и др. М.: Отечество, 1997. С. 21—23.

21. Указ Св. Синода «Об освидетельствовании во всех московских соборах церковной утвари по описным книгам, составленным в 1725 г. обер-прокурором Св. Синода г. Баскаковым» от 31 августа 1730 г. № 2371 // Сохранение памятников церковной старины в России XVIII — начала XX вв.: сб. документов / В. С. Дедюхина и др. М.: Отечество, 1997. С. 25—26.

22. Сенатский указ «О присылке в Мастерскую палату из присутственных мест примечательных вещей» от 4 августа 1732 г. // Полное собрание законов Российской империи. Собр. 1-е. Т. 8. СПб., 1830. № 6144.

23. Указ именной, данный обер-егермейстеру Волынскому «Об отдаче имеющихся в Москве конских богатых уборов, для хранения, в Оружейную палату» от 8 апреля 1736 г. // Полное собрание законов Российской империи. Собр. 1-е. Т. 9. СПб., 1830. № 6935.

24. Определеше Св. Синода «Об описанш креста и паникадила, собственноручной работы Петра I-го, поставленныхъ въ Петропавлов-скомъ соборе, а также прочихъ вещей, которые будут пожалованы въ этотъ соборъ императрицей, и об отдаче ихъ подъ особое хранеше соборному протопопу съ брапей» от 11 июля 1733 г. // Полное собрате постановленш и распоряженш по ведомству православнаго исповедания Россшской империи. Т. VIII (1733—1734 гг.). СПб.: Синодальн. тип., 1898. № 2276.

25. Указ именной, объявленный Сенату генерал-прокурором князем Трубецким «Об исправлении городовых стен в Москве, ворот, башен и Ивановской колокольни без всякой отмены противу старой фасады» от 24 мая 1759 г. // Полное собрание законов Российской империи. Собр. 1-е. Т. 15. СПб., 1830. № 10.958.

26. Указ Екатерины II члену Св. Синода московскому архиепископу Амвросию «Об исправлении иконного и стенного письма в Кремлевских соборах» от 30 июня 1770 г. // Описание документов и дел, хранящихся в архиве Святейшего правительственного Синода. Т. 50. Петроград, 1914. С. 543.

27. Указ именной, данный Экспедиции строения Кремлевского дворца «О перестройке Кремлевского дворца и некоторых других в окружности его зданий» от 15 марта 1771 г. // Полное собрание законов Российской империи. Собр. 1-е. Т. 19. СПб., 1830. № 13.581.

Экономические и социально-гуманитарные исследования № 1 (9) 2016

145

Личность. Общество. Государство

28. Комарова И. И. Законодательство по охране памятников культуры. Историко-правовой аспект. М.: Стройиздат, 1989. 56 с.

29. Сенатский указ «О дозволении разбирать ветхие крепости и употреблять кирпич на починку казенных церквей и богаделен» от 30 апреля 1759 г. // Полное собрание законов Российской империи. Собр. 1-е. T. 15. СПб., 1830. № 10.949.

30. Сенатский указ «О исправлении в городах казенных зданий без отлагательства, коль скоро замечена будет ветхость» от 24 июня 1745 г. // Полное собрание законов Российской империи. Собр. 1-е. Т. 12. СПб., 1830. № 9180.

31. Определение Св. Синода «О порядкЬ хранен1я въ ризницахъ редкихъ церковныхъ вещей» от 28 октября 1775 г. // Полное собрате

постановленш и распоряженш по ведомству православнаго исповедания Россшской империи. Т. II (1773—1784). Петроградъ, 1915. № 810.

32. Синодский указ «О присылке планов в Синод на монастырские и церковные здания» от 19 июля 1759 г. // Полное собрание законов Российской империи. Собр. 1-е. Т. 15. СПб., 1830. № 10.975.

33. Михайлова Н. В. Государственно-правовая охрана культурного наследия России во второй половине XX века. М.: ЮНИТИ, 2001. 280 с.

Растимешина Татьяна Владимировна —

доктор политических наук, профессор кафедры философии, социологии и политологии (ФСиП) МИЭТ.

E-mail: rast-v2012@yandex.ru

146

Экономические и социально-гуманитарные исследования № 1 (9) 2016

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.