Научная статья на тему 'Формирование основ рыночной экономики у старшеклассников в условиях профильной школы сельского региона'

Формирование основ рыночной экономики у старшеклассников в условиях профильной школы сельского региона Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
145
27
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
НАУЧНО-ИСТОРИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА / РЫНОЧНАЯ ЭКОНОМИКА / ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬ / ЛИЧНЫЕ КАЧЕСТВА ПРЕДПРИНИМАТЕЛЯ / SCIENTIFICALLY HISTORICAL ANALYSIS / MARKET ECONOMY / ENTREPRENEUR / PERSONAL QUALITIES OF ENTREPRENEUR

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Климчук И. А.

Статья посвящена вопросу изучения «феномена предпринимательства» в процессе овладения учащимися основ рыночной экономики в школе. В статье представлен научно-исторический анализ центральной фигуры рыночной экономики «предпринимателя», а также приведены различные научные мнения относительно сущности этой ключевой фигуры современного общества. Автор делает попытку рассмотреть эту фигуру более подробно, определив ее ключевую роль, функции и основные задачи, а также специфику ее формирования и поведения в современных условиях развития социума.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The emergence of a market economy among high school students in the context of vocational schools of the rural area

The paper aims to investigate phenomena of entrepreneurship during the process of acquiring and mastering by students the principles of economics in high school. The paper provides scientifically historical analysis of central agent of market economy entrepreneur as well as review of different views and attitudes regarding the role and functions of this key agent of modern society. The author makes an attempt to investigate this agent from more closer and complex look, define its role, functions and tasks as well as specificity of its rise and conduct in modern circumstances of society development.

Текст научной работы на тему «Формирование основ рыночной экономики у старшеклассников в условиях профильной школы сельского региона»

УДК 320/34.2.14

ФОРМИРОВАНИЕ ОСНОВ РЫНОЧНОЙ ЭКОНОМИКИ У СТАРШЕКЛАССНИКОВ В УСЛОВИЯХ ПРОФИЛЬНОЙ ШКОЛЫ СЕЛЬСКОГО РЕГИОНА 5

И. А. Климчук. Институт педагогики Национальной академии педагогических наук Украины (Киев), e-mail: [email protected]

Резюме. Статья посвящена вопросу изучения «феномена предпринимательства» в процессе овладения учащимися основ рыночной экономики в школе. В статье представлен научно-исторический анализ центральной фигуры рыночной экономики -«предпринимателя», а также приведены различные научные мнения относительно сущности этой ключевой фигуры современного общества. Автор делает попытку рассмотреть эту фигуру более подробно, определив ее ключевую роль, функции и основные задачи, а также специфику ее формирования и поведения в современных условиях развития социума.

Ключевые слова, слова: научно-исторический анализ предпринимательства, рыночная экономика, предприниматель, личные качества предпринимателя.

Известному родоначальнику экономической теории - Адаму Смиту принадлежит очень меткая в научном понимании, фраза, «Человека, который чему-то научился с затратами большого количества собственного труда и личного времени для освоения определенного мастерства можно сравнить с дорогой машиной... Следует ожидать, что мастерство, которому он научился, возместит ему кроме его обычной заработной платы за его труд и все его расходы на обучение» [2].

Именно здесь, на наш взгляд, кроется источник широко известной в нынешнее время «теории человеческого капитала», основатели которой -американские экономисты Г. Беккер, Т. Шульц трактуют человеческий

5 Рецензенты: Доктор педагогических наук, профессор, главный научный сотрудник Института педагогики НАПН Украины, Н.М. Островерхова.

Кандидат педагогических наук, преподаватель кафедры теории и методики воспитания КВУЗ «Херсонская академия непрерывного образования Л.А. Корецкая.

капитал как «имеющийся запас знаний, способностей и личных мотиваций». Представители классической школы экономистов исходят из функционального распределения доходов по трем основным факторам производства: труда, земли и капитала - акцентируют внимание именно на четвертом факторе - «человеческом капитале», т. е. на личности. В конечном счете, резюмируют они, и уровень доходов граждан формируется в зависимости от уровня приобретённых знаний, имеющихся навыков и приобретенного жизненного опыта, а также уровня личной заинтересованности и личной мотивации к труду.

Осознавая роль и значение специализации среднего образования, профильной подготовки учащихся к последующей профессиональной деятельности, многие прогрессивные деятели еще «народного образования» (П. П. Блонский, В. П. Вахтеров, П. Ф. Каптерев, С. А. Левитин, М. М. Рубинштейн и др.) акцентировали внимание на том, что именно социально-хозяйственные, социально-экономические, социально-политические знания, приобретенные в период обучения в школе, формируют их будущую профессиональную деятельность, карьеру. Эта концептуальная установка особенно актуальна в настоящее время, как с точки зрения зрелости современного социума, так и с точки зрения становления и формирования отдельной личности.

Понятие «личность» в педагогической науке определяется как система «устойчивых, социально-значимых черт индивидуума». В изначальном толковании термин «личность» означал: «маску, роль, которая выполнялась актером в греческом театре». Затем этот термин стали ассоциировать с самим актером. Личностное поведение первоначально толковалось как «определенная социальная роль» или функция человека.

В «Толковом словаре» под редакцией Д. Н. Ушакова личность характеризуется «как отдельное человеческое «я», как человеческая индивидуальность, своеобразие, как уникальные социальные и психологические свойства индивидуума».

В условиях современной глобализации экономики, когда развитие и постоянные изменения сказываются на формировании мировоззрения и морали любого общества, определенные качества, присущие личности, становятся не только ее собственным творческим потенциалом, возможностями карьерного роста, но и формируют будущее всей нации.

А. Н. Леонтьев характеризует «феномен личности» как «...особое качество» приобретенное индивидуумом в обществе, в совокупности

отношений, общественных по своей природе, в которые индивида оно (имеется в виду - общество авт.) втягивает». «Личность проявляется как система, как «сверхчувствительное качество», хотя носителем этого качества является вполне реальный телесный индивид со всеми его врожденными и приобретенными личностными свойствами». «Они, эти качества, составляют лишь условия (предпосылки) формирования отдельной личности - как и внешние условия и обстоятельства жизни, выпадающие на долю конкретного индивида». «Исследование личности -это исследование того - «что», «ради чего» и «как» использует человек, родившейся с ней (личностью - автор), и впоследствии приобретенной ею ... » [5].

С этой точки зрения проблема формирования личности на современном этапе развития школьного образования требует формирования совершенно нового психологического подхода, нового измерения, новой трактовки, отличительной от тех или иных психологических и эмоциональных постулатов, существующих в педагогической науке до сих пор.

Данная проблема является актуальной еще и потому, что личность предпринимателя относится к центральным, ключевым фигурам функционирования современной экономики. Именно с его деятельностью в первую очередь связываются дальнейший прогресс общества, динамизм и последовательность развития любой экономической системы. На наш взгляд, вполне правомерно рассмотреть эту фигуру более детально, определив ее роль, функции и задачи в современном обществе, а также специфику ее формирования и трансформации на современных условиях.

Предпринимательство (предпринимательская деятельность) -самостоятельная, инициативная, систематическая, имеющая собственный риск хозяйственная деятельность, осуществляемая субъектами хозяйствования (предпринимателями) с целью достижения экономических и социальных результатов и получения прибыли [12].

Человечество не сразу восприняло и оценило то, что значит для его развития и прогресса «предпринимательство», какую роль играет предприниматель в социально-экономической, социально-политической жизни любого общества. Основоположники экономической теории Адам Смит и Дэвид Рикардо (1772-1823р.) считали предпринимателя если «не лишней», то, по крайней мере, «случайной фигурой» в системе рыночных отношений. Понимая экономический прогресс как постоянный круговорот, они «не замечали» функциональных особенностей предпринимательства

как ведущей силы развития всего общества. Аналогичных взглядов придерживался и Карл Маркс, отождествляя предпринимателя и капиталиста, видя в нем только «инвестора, который вкладывал средства в производство и использовал при этом дешевую рабочую силу (пролетариат)».

Только на рубеже XX века экономической наукой было осознано значение и смысл феномена «творческого предпринимательства». Ведущая роль в этом принадлежит выдающимся экономистам: Альфреду Маршаллу и Йосифу Шумпетеру. Первый из них добавил к трем классическим факторам производства: «земля, капитал, труд» - четвертый фактор - «организация». В работе «Теория экономического роста» Й. Шумпетер раскрыл функциональную сущность предпринимательства, заключающуюся в «осознании и реализации новой комбинации факторов производства», кроме того, ему принадлежит и знаменитое высказывание - «тип творческого предпринимателя, реализующей все новые тенденции развития и тем самым обеспечивающий непрерывный экономический рост» [1].

Анализ предпринимателя как самостоятельной и ведущей фигуры развития и трансформации любого общества в исследовании Й. Шумпетера связан с его «концепцией экономического развития», которая рассматривает его как «целостный непрерывный процесс». Собственно Й. Шумпетер впервые в мировой экономической теории стал рассматривать экономическую систему как «непрерывную, динамичную, постоянно развивающуюся». При этом в основу динамики был положен переход от обычно повторяющегося кругооборота к новым комбинациям факторов производства, внедрение которых «непосредственно отражается в ключевой фигуре экономической системы - предпринимателе. Предпринимателями И. Шумпетер называл «хозяйственных субъектов, функцией которых является именно осуществление новых комбинаций и которые выступают как его самый активный элемент». Именно в этом он их видит его основную функцию, что отличает ее от всех других хозяйственных субъектов [4, с. 169-170].

История возникновения и развития предпринимательства как социального феномена прошла в своем развитии два основных этапа. Первые два десятилетия - 1860-1880р. -характеризовались появлением личности предпринимателя как нового субъекта хозяйственной деятельности, как хозяйственного деятеля по «созданию новых продуктов, товаров, рынков сбыта». Отличительными особенностями деятельности

первых предпринимателей были: противоречивая деловая активность, с одной стороны, и полная «социальная аполитичность», с другой; большое стремление к пожертвованию и филантропии и самая беспощадная эксплуатация рабочей силы; стремление к взвешенному и продуманному риску и одновременно полное равнодушие к скрупулезности в работе; так называемая, «народность» и нежелание идти на контакт с различными слоями общества, находящимися на низших социальных ступенях [4].

Предприниматель второго типа - конец XIX - начало XX в. - октябрь 1917г. - формируется как целостная, творчески активная натура. Для него характерны такие черты, как: осознанный социальный индивидуализм, стремление к сближению с разными социальными слоями, поиски определенных точек соприкосновения с гражданским обществом. Предприниматель того времени был «экономически достаточно активен и независим».

В этой связи привлекают внимание исследования канадских ученых М. Фрабони и Р. Сальстоне [8]. Они сопоставляли личностные качества предпринимателей первого поколения, (основателей своего дела), с личностными чертами предпринимателей второго поколения (их наследниками). Ими выявлена очень интересная тенденция: предприниматели первого поколения были более напористы, обладали большей эмоциональной стабильностью, склонностью к самосовершенствованию и мотивацией своих решений и действий. Предпринимателей второго поколения отличали «большая степень доверчивости», «большее благоразумие», большая покорность и практичность» и ... большая недисциплинированность.

Анализ развития современного общества позволяет сделать вывод, что на современной мировой экономической арене появились новые весьма активные лидеры-предприниматели, способные достигать существенных и быстрых успехов благодаря своим организаторским способностям. Необходимо также отметить, что в процессе формирования личности предпринимателя большое значение приобретает его способность к постоянному изменению своих действий в отношении тех экономических условий, в которых он находится. Вполне вероятно допустить такую мысль, что адаптивная модификация поведения личности предпринимателя определяется тем, как в какой-либо критической (экстремальной) ситуации человек «обнаруживает в себе» те личные качества (индивидуальные способности), которые в обычных условиях не проявились бы. То есть, происходит ситуативный отбор способов

поведения личности предпринимателя.

Второй виток появления новых предпринимателей связан с постоянными изменениями в политической, экономической, социальной жизни общества. Здесь следует заметить, что от уровня «общего интеллекта» общества зависит и скорость адаптации каждого индивида этого общества к экономическим, политическим, социальным и морально-этическим условиям его развития.

В научной практике существуют различные мнения относительно личности предпринимателя и его роли в развитии современного общества. Исследования многих ученых -Б. С. Братусь, Л. Г. Дикая, А. Н. Заньковський, А. Н. Леонтьев, В. С. Мерлин, И. И. Резвицкий и др. -доказывают, что современная когорта успешных предпринимателей отличается от других двумя основными качествами - стремлением к доминированию и уровнем развития интеллекта: чем выше уровень развития общего интеллекта индивида, тем более обширным является спектр его личных возможностей и соответственно его предпринимательской деятельности.

Интересна в этом вопросе и точка зрения зарубежных исследователей. Так, например. американский исследователь Дж. Сусманн на основе изучения данных об эффективных лидерах в ряде штатов США характеризовал примерный психологический портрет современного предпринимателя как личности «постоянно реализующей собственные природные амбиции».

Другой американский исследователь Р. Хизрич отмечает, что для современного предпринимателя характерны такие черты, как креативность, гибкость мышления, критическое отношение ко всем промахам и неудачам [7].

По данным зарубежных ученых - Дж. Сусман, С. Сингх, Г. Хизрич, В. Карлофф, Р. Стокхилл и др. - современные предприниматели обычно отдают предпочтение решению проблем глобального характера, они склонны «действовать рационально и молниеносно, быстро, ориентируясь на постоянные изменения среды». Предприниматель, по их мнению, не просто индивид, который избрал определенную им сферу своей деятельности, своего бизнеса; это тот личностный тип человека, который характеризуется потребностью в «независимости и доминировании», готовностью к взвешенному риску; целеустремленностью, ориентацией на эффективность результата; потребностью взять на себя ответственность за любое важное дело.

Полезно обратиться также к результатам, полученным Р. Стокхиллом [4], Автор рассматривает такие характеристики личности предпринимателя, как физические особенности, интеллект, личность, социальные и профессиональные качества. Среди последних он считает наиболее важными решительность, ораторские способности, личную ответственность, заботу о подчиненных, видение конечного результата и так называемую «целостность личности» (см. Табл.1).

Российские исследователи Л. Г. Дикая и А. Н. Заньковский проводили тестирование личностных особенностей различных групп предпринимателей и пришли к выводу, что среди их черт главенствующую позицию занимают: ориентация на достижение успеха в сочетании с мягкостью; потребность в благотворительности; коммуникабельность; умение работать с людьми; высокий интеллект; потребность в самосовершенствования; доминирование.

Таблица 1.

Личностные качества предпринимателя (по Р. Стокхиллу)

Фактор Удельный вес фактора % Степень значимости фактора %

1. Агрессивность. 36,2 3,6

2. Амбиции как мотивация на 38,1 9,4

достижение результата.

3. Личностные характеристики (внешний вид). 14.8 2,1

4. Забота о людях. 49,2 9,0

5. Постоянное стремление к 73,7 17,5

достижению результата.

6. Творчество. 44,7 2,8

7. Ответственность. 57.8 14,3

8. Целеустремленность. 66,3 3,6

9. Интеллект. 19.5 2,8

10. Образование. 30,5 3,8

Данные эмпирических исследований С. Д. Бирюкова, А. Н. Воронина, В. Н. Дружининой, А. Н. Заньковского, Д. С. Макклеланда, В. С.

Марченко, Р. Стокхилла, А. В. Филиппова и др. подтверждают тот факт, что отбор в экономическую элиту современного общества осуществляется по следующим критериям. высокому уровню общего интеллекта индивида; наличию креативности, творческого мышления, нестандартного подхода к решению любых, самих неожиданных проблем; психоэмоциональной устойчивости; высокой мотивация будущих достижений (уверенность в успехе); ориентации на будущее; индивидуализму.

Американские психологи А. Макреймман и Д. Верунг (1986) также, проводя постоянный опрос бизнесменов, выделили так называемый «феномен неприятия риска», который связан с возможными потерями. Они предложили концептуальную модель, которая описывает реакцию на рискованную ситуацию, взаимодействие и дифференцирует процесс достижения любой цели и сочетает в себе 5 стадий соответствующего поведения предпринимателя. «способность к риску», оценка ситуаций, распределение (времени, информации, средств контроля, финансов и т. д.), выбор оптимального решения; наблюдение за конечным результатом. Разработанная ими модель объясняет ряд важных моментов именно поисковой деятельности любого предпринимателя [3].

Следует обратить внимание на концепцию «развития личности в зависимости от мотивации на определенное достижение», разработанную в 1966 году американцем Дж. Роттером, которая обусловливает визуальный контроль (look control - авт.) при исследовании феномена предпринимательства, а именно. склонность индивида приписывать достигаемый успех в зависимости от внешних факторов или от личностных природных возможностей. Автор считал, что предприниматели приобретают умение нестандартно решать любые задачи в зависимости от стечения разных обстоятельств, поскольку они оказывают сопротивление давлению каких-либо внешних факторов намного сильнее, чем другие. При этом, решения более благоприятные их личному успеху рождаются и осуществляются ими куда быстрее, чем любые другие, включая даже те, которые касаются их личной безопасности. «Несмотря на внешнее давление, конкуренцию, определенные формы контроля, они умеют открывать новые «ступени» для осуществления своего замысла, удачно избегая при этом опасности. Предприниматель, который склонен к доминированию, лидерству, даже если при этом возрастает степень его личного риска, гораздо быстрее реализует любую, даже самую невозможную идею» [7].

Таким образом, проблема «феномена предпринимательства»,

формирования личностных качеств предпринимателя в отечественной педагогической науке требует дальнейшего изучения, так как на современном этапе развития и трансформации среднего образования в Украине «феномен предпринимателя» требует разработки экономических курсов по выбору, формировании структуры профильного обучения старшеклассников в условиях общеобразовательной школы, особенно сельского региона.

В процессе педагогического исследования «Формирования основ рыночной экономики у старшеклассников сельских школ» было проведено анкетирование и опрос, в результате которого большинство учащихся проявили заинтересованность в изучении личностных качеств предпринимателя - 68,7 %. Кроме этого, более половины респондентов выявили желание организовать собственный бизнес - 55,3 %. По результатам исследования были выявлены следующие отличительные особенности учащихся: желание учиться стратегическому управлению и самоуправлению - 42,2 % и 38,5 %; изучение в школе основ бухгалтерского учета и финансов - 22,8% и 38,4%.

Таким образом, можно сделать вывод о том, что существует необходимость выявления и изучения личностных характеристик, индивидуальных способностей и склонностей молодежи сельских школ, а также возможностей и перспектив их дальнейшего обучения. В рамках профильных курсов по основам экономики в Украине уже есть определенные разработки в этом направлении - это и авторские программы «Основы экономики и финансов» и функционируют молодежные бизнес-школы и многое другое. Однако существует необходимость разработки образовательной программы, в которой в тесной взаимосвязи были бы представлены содержание, технологии, формы и методы организации профильного изучения экономики в школе с элементами организации, координации учебного процесса с привлечением всех участников учебно-воспитательного процесса (и учителей, и старшеклассников, и родителей, и общественности), активно-творческую экономическую деятельность.

Исходя из выше изложенного, можно сделать вывод, что в современных условиях реформирования и модернизации среднего образования Украины остается актуальной проблема исследования «феномена предпринимательства» в различных аспектах: научно-историческом, психолого-педагогическом, социально-экономическом анализе, а также определения методологических и теоретических основ

решения заявленной проблемы. Целесообразно это осуществлять через внедрение программы спецкурса «Формирование основ рыночной экономики у старшеклассников» в процессе изучения курсов по выбору в условиях профильной школы сельского региона

Литература:

1. Гальчинский А. С., Ещенко П. С. Основы экономической теории: Учебник. - М . : Высшая шк., 2005. - 388 с.

2. Экономика. / Под ред. С.В. Степаненко. - М .: Финансы, 2000. - 292

с.

3. Экономическая энциклопедия. Политическая экономия. - М.: Енцикл., 2002. - с. 350.

4. Международные экономические отношения. / Под ред. А. С. Филипенка. - М.: Просвещение, 2007. - 470 с.

5. Мочерний С. Основы экономических знаний. - М .: Фемина, 2005. - с.

321.

6. Основы экономики. И.Ф. Радионова, И.С. Кравченко. - М.: Зодиак -ЭКО, 2000. - 249 с.

7. Основы экономической теории: политэкономический аспект / Под ред. Г. Н. Климко. - М.: Высшая шк., 2004. - 455 с.

8. Основы экономической теории / Под ред. С.В. Мочерного. -Тернополь: АО "ТАРНЕКС", 2003.

9. Политическая экономия: Учебник / Под ред. В.А. Медведева. - М.: Экономика, 2008. - 490 с.

10. Словарь предпринимателя. / Под ред. О.П.Меркулова. М.: Техника, 2002. - 355 с.

11. Ожегов С. И. Словарь руського язика. / Под ред.. Н. Ю, Шведовой. М.: Советская энциклопедия., 1975. - 848 с.

12. Сучасна правова енциклопедiя / О. В. Зайчук, О. Л. Копиленко, Н. М. Оыщенко : за заг. Р. О. В. Зайчука: 1нст-т Верховно! Ради Украши. - К. : ЮрЫком 1нтер, 2010. - 384 с.

КУтсЛик I. А. Formirovanie osnov гупосЛпо] ]екопотнк и starsheklassnikov V uslovi]ah ргоАГпо] shkoly sel'skogo гедюпа / I. А. КУтсЛик // Vestnik ро pedagogike i psihologii Juzhno] Sibiгi. - № 3 , 2015.

Abstract: The paper aims to investigate phenomena of entrepreneurship during the process of acquiring and mastering by students the principles of economics in high school. The paper provides scientifically historical analysis of central agent of market economy - entrepreneur as well as review of different views and attitudes regarding the role and functions of this key agent of modern society. The author makes an attempt to investigate this agent from more closer and complex look, define its role, functions and tasks as well as specificity of its rise and conduct in modern circumstances of society development.

Keywords: scientifically historical analysis, market economy, entrepreneur, personal qualities of entrepreneur

Сведения об авторе

Ирина Александровна Климчук, кандидат педагогических наук, старший научный сотрудник. Институт педагогики Национальной академии педагогических наук Украины (Киев, Украина).

© И. А. Климчук, 2015.

© Вестник по педагогике и психологии Южной Сибири, 2015. — • —

Подписано в печать 24.09.2015. © Вестник по педагогике и психологии Южной Сибири, 2015.

— • —

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.