УДК 330.8
ТЕОРИЯ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА И ОСНОВНЫЕ АСПЕКТЫ ЕЕ РАЗВИТИЯ
© 2014
И.Л. Яремчук, преподаватель кафедры туризма и гостинично-ресторанного дела Уманский государственный педагогический университет имени Павла Тычины, Умань (Украина)
Аннотация. В статье рассмотрены основные этапы формирования теории предпринимательства. Доказано, что предпринимательская деятельность в разных формах ее реализации есть основой не только экономических отношений, но и основанием формирования новой цивилизационной экономической парадигмы.
Ключевые слова: предпринимательство, бизнес, экономика, сфера деятельности, инициатива, предприниматель, кредитные средства, капитал, экономическая независимость, хозяйственный механизм.
Постановка проблемы в общем виде и ее связь с важными научными и практическими задачами. В истории экономической мысли известны многие определения сущности предпринимательства. Исследователи, как в прошлом, так и в настоящем, вкладывают в термин «предпринимательство» различные понятия, которые не противоречат, а скорее дополняют друг друга, выделяя ту или иную характеристику. Одни из них (например, П. Килби) обращают внимание прежде всего на проблемы создания предприятий и управления мелким бизнесом, другие связывают предпринимательство с риском (впервые еще в XVIII веке на этот аспект указал французский экономист Р. Кантильон), третьи говорят об особой способности предпринимателя чувствовать, угадывать благоприятные возможности и прибыльно их использовать (И. Кирцнер, Д. Тиммонс).
Ряд ученых определяют предпринимательскую деятельность как процесс создания социальных связей и структур, каковыми несомненно являются (новые предприятия, их хозяйственные связи, системы распределения и т.д.) Так, американские специалисты Дж. Тропман и Г. Морнингстар не соглашаются с теми определениями предпринимательства, которые связывают предпринимательство прежде всего с высокими темпами роста производства или высокой степенью риска. Отличительной его особенностью и условием успешности они считают систему взаимосвязей [1, с.11].
Анализ последних исследований и публикаций, в которых рассматривались аспекты этой проблемы и на которых обосновывается автор; выделение неразрешенных раньше частей общей проблемы. Существенное значение роли и места предпринимательской деятельности вообще, обусловило постоянное внимание исследователей к различным ее аспектам. Первые попытки теоретического осмысления этого явления начались в XVII веке. Весомый вклад в исследование предпринимательства в течение ХУШ-ХК века сделали известные западные ученые Р. Кантильйон, А. Смит, Д. Рикардо, Ж.-Д. Сей, К. Маркс, Маршалл, а в начале XX века -М. Вебер, В. Зомбарт, Й. Шумпетер, Ф. Хайек и другие [2, 3].
Большинство современных исследователей поддерживают и развивают концепцию Й.Шумпетера (П.Дракер, У.Баумоль), придавая важнейшее значение новаторской функции предпринимателя, роли предпринимательства в инновационном процессе.
Еще в прошлом веке французский экономист Ж.Б. Сэй обратил внимание на то, что предприниматель перемещает экономические ресурсы из области с низкой производительностью в область с более высокой производительностью и большей прибыльностью. Согласно определению Й. Шумпетера, предприниматель - тот, кто по-новому соединяет, использует ресурсы. Главной чертой предпринимателя Шумпетер считал новаторство. По его мнению, предприниматель - это новатор, который разрушает сложившееся экономическое равновесие, стимулируя развитие [4].
Р.Кантильон главной чертой предпринимателя считал умение рисковать, предвидеть будущее и возможность объединять желание присваивать доход и возможные потери. Относительно данного круга исследо-
ваний в свое время высказывались немецкий экономист Дж. Тюнен.
Ф. Кенэ, Е. Тюрго, а также А. Смит и Д. Рикардо рассматривали «предпринимателя» исключительно как собственника капитала. В отличии от них, Ж.-Б. Сей, Дж.С. Милль считали предпринимателя в первую очередь организатором производства и не обязательно собственником. По проблеме формирования понятия «предприниматель» интересными есть работы представителей маржинальной школы Ф. Визера, Л. Вальрса и К. Менгера, а также неоклассического направления А. Маршалла и Ф. Хаека. Они сущность предпринимателя объединяют с функцией управления, то есть с менеджером, способным адекватно реагировать на изменение экономической ситуации, конъюнктуры рыночной среды, на его самостоятельность в процессе принятий необходимых решений.
Разделяя это мнение, современный американский исследователь Р. Рамелт определяет предпринимательство как создание новых предприятий, т.е. таких, которые вносят какие-либо элементы нового, не дублируют в точности деятельность уже существующих предприятий [4, с. 12].
Известный специалист в области управления П. Дракер, связывая предпринимательство со свойственной американской культуре личной предприимчивостью, отмечает, что сегодня оно находит свое воплощение в новых формах, истоки которых лежат в быстрой эволюции современной технологии и современного управления, которое само превращается в новую технологию, трансформирующую американскую экономику в экономику предпринимательскую.
Формирование целей статьи (постановка задания). Цель статьи состоит в рассмотрении теоретической основы предпринимательской деятельности, определении основных аспектов развития теории предпринимательства.
Изложение основного материала исследования с полным обоснованием полученных научных результатов. Предпринимательство является одним из видов сферы деятельности человека, дает значительный толчок к развитию экономики. Пройдя долгий исторический путь становления, в нем сформированы мнения и взгляды ученых, представителей различных экономических школ и течений, которые сформировали большое количество определений теории предпринимательства, начало которых достигает периода средневековья.
В современной отечественной и зарубежной экономической литературе есть немало определений понятия «предпринимательство». Наиболее удачные, на наш взгляд, те, где его понимают как специфический (по сравнению с землёй, капиталом, трудом) фактор общественного воспроизводства. Его специфика и функции заключаются в том, что субъект предпринимательской деятельности - предприниматель способен особым образом соединять, комбинировать факторы производства. Предпринимательство как процесс прямо, непосредственно связано с личностными качествами предпринимателя как субъекта этих действий.
Взгляды на предпринимательство и подходы к оценке его важнейших функций в экономическом механизме
современного капитализма отличаются разнообразием углов зрения и теоретических посылок. Здесь и сугубо экономические функции предпринимательства (несение риска, освоение и реализация нововведений, роль специфического «четвертого» фактора производства и т.д.); социально-экономическая роль предпринимателя (новые подходы к управлению, новые комбинации ресурсов); общий поведенческий подход как к определенному феномену хозяйствования, вбирающему в себя широкую гамму социальных психологических, организационных и чисто экономических характеристик.
Практически все современные подходы едины лишь в том, что предпринимательство - это ключевой элемент хозяйственного механизма, а предприниматель - одна из центральных фигур социально-экономической жизни общества. В то же время нет их четкого однозначного определения, основывающегося на полной и убедительной теории. Нет и самой теории предпринимательства, хотя в рамках практически всех направлений буржуазной экономической мысли в той или иной степени делались попытки ее создания.
Эволюция взглядов на сущность предпринимательства имеет вполне объективную основу, она отражает изменения в его функциях, экономических проявлениях.
Подход, трактующий предпринимательство преимущественно как процесс создания и управления мелким бизнесом, имеет место главным образом применительно к странам, находящимся на более ранних этапах экономического развития.
По мере экономического развития возникают две важные тенденции. Во-первых, сфера предпринимательской деятельности расширяется; во-вторых, с ростом уровня развития экономики и выдвижения ее на передовые рубежи влияния на эффективность развития государства, возрастает потребность в росте инновационной деятельности. Предпринимательство немыслимо без новаторства, без творческого поиска. В условиях острой конкурентной борьбы нет оснований рассчитывать на то, чтобы, ничего не меняя, увеличивать прибыль за счёт роста цен. Способность к принятию нестандартных решений, к творческой оценке ситуации всегда высоко котировалась в деловом мире. Особенно возросла роль новаторства в последнее время. Научно-технический прогресс, повышение требований к надёжности, качеству и другим параметрам продукции заставляют многие фирмы предпринимать «мозговые атаки» для поиска принципиально новых технико-технологических решений. В последние десятилетие во многих западных странах наблюдается взлёт мелкого наукоемкого предпринимательства. Повышенный интерес к такого рода бизнесу не случайно проявляет и государство. В наукоемких отраслях небольшие компании разрабатывают и внедряют принципиально новые, рискованные в коммерческом отношении и научно-технические проекты, в которые крупные корпорации, как правило, избегают вкладывать средства [5, с.134].
Одновременно все большее значение приобретают способность крупных частных и государственных предприятий вести себя по-предпринимательски. Утверждение отдельных экономистов, что государство не должно быть предпринимателем, не согласуется с практикой функционирования государственных предприятий в течение почти семи тысячелетий, а отражают в определенной степени реалии прошлых веков (времена Смита). В современных условиях заинтересованность предпринимателей дополняется новыми моментами. Их личный интерес все больше сочетается с коллективным (общественным) интересом фирмы и общества в целом.
Важное значение для развития предпринимательства имеет также изменение условий конкуренции. Это и ускорение нововведений, и поиск высококвалифицированных кадров, и стремление угодить потребителю, и укрепление социального статуса компании. Очевидно, что выиграть эту борьбу могут лишь те компании, ко-
торые ориентируются на инновации, создание условий для творческого труда своего персонала, поиск путей постоянного совершенствования своей деятельности, то есть на все то, что соответствует предпринимательскому типу хозяйственного поведения. Другими словами, современные условия конкуренции способствуют распространению и стимулируют корпоративное предпринимательство. Сегодня от «наличия критической массы» предпринимателей во главе и в середине фирмы непосредственно зависит их конкурентоспособность [6, с.90].
Таким образом было сформировано современное представление о предпринимательстве, которое можно определить как процесс поиска возможностей и инициативность, готовность рисковать в определённых ситуациях, целеустремлённость, ответственность, постоянный поиск необходимой информации и т.д.
В современной экономике предприниматель является практически основным хозяйствующим субъектом, причём, в формировании современного представления о предпринимательстве в целом главную роль играет не только принцип максимизации прибыли, но и возможность самореализации, получение удовлетворения от выполненной работы, возможность экономической независимости и уверенности в собственных силах [7-9].
Безусловным в реализации данного подхода должно быть наличие соответствующей законодательной базы. На наш взгляд, основными принципами, за которыми реализуется «предпринимательство» является: свободный выбор деятельности на добровольной основе, привлечение собственности как юридических так и физических лиц, самостоятельное формирование программы деятельности, использование необходимых ресурсов, свободное использование прибыли и многое другое. Основными условиями предпринимательства есть реальный плюрализм форм собственности, научно обоснованная правовая база, стабильная экологическая ситуация, экономическая политика государства [10, с.20].
Одним из отличительных свойств предпринимательства есть отсутствие исполнения любых заданий других лиц, если у исполнителя нет личного интереса в этом или ограничена свобода такой деятельности. Следовательно, главным в процессе формирования предпринимательства есть наличие определённых факторов, основными из которых могут быть умственные или физические особенности, знания или накопленный опыт, положение в обществе, собственность или возможность получения кредитных средств и т.д.
Подъем предпринимательской активности является также результатом создания правительствами многих западных стран здорового предпринимательского социально-экономического климата, который эффективно влияет на развитие предпринимательства, а именно:
- применение льготного налогообложения, что стимулирует открытие новых малых предприятий и способствует притоку в данную сферу деятельности инвестиций;
- создание сильной инфраструктуры поддержки предпринимательства (инновационных банков, внедренческих центров, бизнес-инкубаторов, консультационных центров по вопросам управления, маркетинга, рекламы, курсов подготовки предпринимателей и даже специальных хозяйственных органов по вопросам предпринимательства);
- наличие системы защиты промышленной и интеллектуальной собственности, действие которой распространяется на продукцию и методы деловой активности и т.п.;
- упрощение процедур регулирования предпринимательской деятельности со стороны государственных органов (сокращение форм отчетности, облегчение правил регистрации);
- формирование в обществе авторитета предпринимательской деятельности, рассмотрение хозяйственного
успеха как одной из высших социальных ценностей и одновременно терпимость к предпринимательским неудачам.
Современное предпринимательство реализуется во всем спектре отраслей хозяйства, видов деятельности, сфер приложения. Его проявлениями могут служить создание новой продукции, новой технологии, проникновение на новые рынки, привлечение новых категорий потребителей, источников и форм финансирования, освоение организационно-управленческих нововведений, формирование международных сетей и т. д. Не ослабляя своей инновационной значимости, предпринимательство в последнее время проникает в новые сектора экономики, охватывает новые категории и слои населения.
Выводы исследования и перспективы дальнейших изысканий данного направления. Интерес общественности и экономистов к предпринимательству сегодня не случайный. Предпринимательство является весьма многогранным понятием, распространенным в различных отраслях экономики. Нецелесообразно отождествлять его с куплей-продажей товаров, или с обычной торговой или коммерческой деятельностью. Понятие предпринимательства гораздо шире. Это не только особый вид деятельности, но совокупность отношений, возникающих в ходе его осуществления. Развитие динамичной конкуренции, превалирование инновационного типа экономического роста, упор в экономических программах большинства развитых стран на частную инициативу и поощрение предприимчивости вызвали к жизни необходимость переосмысления подходов к направленности деловой активности и оценкам ее эффективности. Гибкость, быстрота реакции, новизна продукции, неожиданность и непредсказуемость рыночных решений, активное использование научного и человеческого потенциала, готовность рисковать, устремленность в будущее - вот далеко не полный перечень слагаемых успеха в современной конкурентной борьбе.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1. Частное предпринимательство: основные понятия, теория и практика / [учебное пособие / под ред. И. Г. Минервина]. - М. : ЦНИИ «Электроника», 1994. - 144 с.
2. Маркс, К. Капитал. Критика политической экономики [Текст] / Карл Макс - М. : Политиздат, 1967. - Т.1.
- 770 с.
3. Смит, А. Исследование о природе и причинах богатства народов [Текст] / Адам Смит - М. : Эксмо, 2007.
- 85 с.
и 4. Шумпетер Й.А. Теория экономического развития / Й.А.Шумпетер - М. : Прогресс, 1992. - 336 с. - (исследования предпринимательской прибыли, капитала, кредита, процента и цикла коньюктуры).
5. Королев В. Феномен предпринимательства [Текст] / В.Королев // Российский экономический журнал. - 1992. - №4 - С.134-138
6. Фарберова Э. Развитие частного предпринимательства и политики занятости на рынке труда [Текст] / Э.Фарберова // Предприниматель и предпринимательское движение. - 1994. - №4с. - С.82-94
7. Музыченко А.С., Бержанир А.Л. Институционализация системы государственно-частного партнерства в Украине // Азимут научных исследований: экономика и управление. 2013. № 3. С. 14-17.
8. Чирва О.Г. Зарубежный опыт развития сельской кредитной кооперации и возможности его адаптации в аграрном секторе экономики Украины // Азимут научных исследований: экономика и управление. 2013. № 1. С. 32-35.
9. Музыченко А.С., Булавка Л.В. Государственное регулирование развития личных крестьянских хозяйств населения в Украине // Вектор науки Тольяттинского государственного университета. Серия: Экономика и управление. 2013. № 4 (15). С. 10-13.
10. Соболь, М.С. Предпринимательство (начало бизнеса) [Текст] / М. С. Соболь - К. : Вентур, 1994. - 176 с.
THEORY OF THE BUSINESS AND MAIN ASPECTS OF ITS DEVELOPMENT
© 2014
I.L. Yaremchuk, Lecturer of Tourism, Hotel and Restaurant Business Chair
Pavlo Tychyna Uman State Pedagogical University, Uman (Ukraine)
Annotation: The article describes the basic stages of the theory of business formation. Was proved that business activity, in various forms of its realization, is the basis not only of economic relations, but also the basis of formation of a new economic paradigm.
Keywords: Business activity, business, economics, area of activity, an initiative, entrepreneur, credit, capital, economic independence, economic mechanism.