Научная статья на тему 'Формирование основ природоохранной культуры у студенческой молодёжи Республики Крым'

Формирование основ природоохранной культуры у студенческой молодёжи Республики Крым Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
23
4
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Гуманитарные науки
ВАК
Область наук
Ключевые слова
ПРИРОДООХРАННОЕ ПОВЕДЕНИЕ / ENVIRONMENTAL BEHAVIOR / СТУДЕНТЫ КОЛЛЕДЖЕЙ / COLLEGE STUDENTS / ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ / PEDAGOGICAL CONDITIONS

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Мазанюк Елена Фёдоровна

В статье определены и научно обоснованы педагогические условия, способствующие эффективному формированию природоохранной культуры студенческой молодёжи в колледжах Республики Крым: мотивационное обеспечение процесса формирования природоохранной культуры на основе показа глобальной социальной значимости личного участия каждого человека в природоохранной деятельности, формирование осознанного понимания взаимосвязей в природе, экологического сознания, важнейшим элементом которого является личная ответственность каждого человека за результаты своей деятельности в природе, организация предметно-развивающей среды для проведения элементарной поисковой, научно-исследовательской и природоохранной деятельности с учётом индивидуальных потребностей, интересов, склонностей студентов в процессе формирования у них экологических умений и экологического сознания, обеспечение целостности и системности в организации процесса формирования у студентов природоохранной культуры в единстве трёх направлений: преподавание предметов профессионального цикла, привлечения к воспитательной и научно-исследовательской деятельности и проведения полевых практик, обеспечение технологичности процесса формирования природоохранной культуры: непрерывности, алгоритмизованности, последовательного диагностирования и усложнения задач формирования экологических умений от курса к курсу, формирование личности как носителя экологической культуры с целостным представлением о жизни, об окружающем мире, которая руководствуется в своей деятельности принципами природосообразности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Мазанюк Елена Фёдоровна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Formation of Environmental Culture Bases Among the Students of the Republic of the Crimea

The article outlines the scientific and pedagogical conditions that contribute to effective formation of environmental culture of students in colleges RC: motivational support the formation of environmental culture through showing global social importance of personal participation of each person in environmental activities, the formation of an informed understanding of the linkages in nature, environmental awareness, the most important element of which is the individual responsibility of each person for their activities in nature, organization of subject-developing environment for conducting basic search, research and nature conservation activities tailored to individual needs, interests and aptitudes of students in shaping them environmental skills and environmental awareness, ensuring the integrity and consistency in the process of formation of students' environmental culture in the unity of the three areas: teaching subjects professional cycle, involvement in educational and research activities and field practices, ensuring the technological process of forming environmental culture: continuity, algorithm, consistent diagnosis and complexity of environmental problems forming skills from course to course, and identity formation as a carrier of ecological culture with a holistic view of life, about the world, which is guided by the principles of nature conservation.

Текст научной работы на тему «Формирование основ природоохранной культуры у студенческой молодёжи Республики Крым»

Е. Ф. Мазанюк

УДК 502.377

ФОРМИРОВАНИЕ ОСНОВ ПРИРОДООХРАННОЙ КУЛЬТУРЫ У СТУДЕНЧЕСКОЙ МОЛОДЁЖИ РЕСПУБЛИКИ КРЫМ

современном, слишком «затехноло-гизованном», мире особое внимание приобретает проблема формирования у студентов колледжей современной личности, которая обладает устойчивым положительным отношением к природе, навыками активной природоохранной деятельности, пониманием её взаимосвязи и взаимозависимости, а также обретение личностью активной жизненной позиции по отношению к своему образу и месту в природе, создание педагогических условий гармоничного развития личности в активном взаимодействии с природой на основе принципов экоцентри-зма, преобразования студентов из пассивных наблюдателей и мыслителей в активных исследователей и защитников природных процессов, создателей своего будущего. Особое место в формировании личности занимает система экологических ценностей, значимость которых существенно возрастает в современной ситуации, когда продолжает расти давление на природу, происходит истощение природных ресурсов и деградация окружающей среды, а в перспективе - глобальное разрушение экосистем. Население Земли использует всё большую часть территории планеты, её минеральные и энергетические ресурсы, ускоряя геохимические преобразования биосферы. В такой ситуации природоохранная культура является отправной точкой для пересмотра многих ценностей современной цивилизации.

Значительный вклад в решение проблем экологического образования, экологической культуры, экологически ориентированной деятельности школьников сделали

A. П. Букин, С. Д. Дерябо, Г. П. Волошина,

B. М. Назаренко, С. П. Плохий, Г. П. Пус-товит, Н. А. Пустовит, Л. П. Салеева, Т. И. Тарасова, В. П. Ясвин и др. В современных исследованиях учёных и педагогов нашли воплощение проблемы взаимосвязи познавательной и практической деятельности в конкретной социоприродной среде с проблемами охраны природы (М. М. Вересов, М. Б. Дуденко, И. В. Лебедь, Н. Г. Стель-махович, Е. И. Сявавко), природоохранной деятельности учащихся в связи с изучением природы родного края (П. В. Иванов), подготовки школьников к практической деятельности по её охране (М. С. Матрусо-ва) [1; 2; 3].

Выделим нерешённые ранее части общей проблемы, которым посвящается данная статья. Несмотря на многочисленные научные исследования в этом направлении проблема формирования природоохранной культуры у студенческой молодёжи в колледжах Республики Крым осталась вне поля зрения исследователей.

Автором определены и научно обоснованы эффективные педагогические условия формирования природоохранной культуры студентов колледжей.

Нами обнаружены эффективные педагогические условия формирования природоохранной культуры студентов колледжей:

- мотивационное обеспечение процесса формирования природоохранной культуры на основе показа глобальной социальной значимости личного участия каждого человека в природоохранной деятельности;

- формирование осознанного понимания взаимосвязей в природе, экологического сознания, важнейшим элементом которого является личная ответственность каждого человека за результаты своей деятельности в природе;

- организация предметно-развивающей среды для проведения элементарной поис-

20/£/з

ковой, научно-исследовательской и природоохранной деятельности с учётом индивидуальных потребностей, интересов, склонностей студентов в процессе формирования у них экологических умений и экологического сознания;

- обеспечение целостности и системности в организации процесса формирования у студентов природоохранной культуры в единстве трёх направлений: преподавание предметов профессионального цикла, привлечение к воспитательной и научно-исследовательской деятельности и проведение полевых практик;

- обеспечение технологичности процесса формирования природоохранной культуры: непрерывности, алгоритмизован-ности, последовательного диагностирования и усложнения задач формирования экологических умений от курса к курсу;

- формирование личности как носителя экологической культуры с целостным представлением о жизни, об окружающем мире, которая руководствуется в своей деятельности принципами природосообразности.

Ключевым условием сохранения естественной среды обитания человека является формирование экологического сознания, важнейшим элементом которой является личная ответственность каждого человека за результаты своей деятельности. Экологические проблемы современности, порождённые производственной экспансией, являются отражением кризиса современной культуры, преодоление которого предполагает корректировку ценностно-нормативной основы бытия, преодоления отчуждения человека от природы на базе нового экологического мировоззрения. Не случайно в социально-гуманитарном знании природоохранная культура рассматривается как важнейшая составляющая общей культуры человека, способного синтезировать ценности, знания и соответствующие нормы и способы жизнедеятельности. В качестве интегративного фактора становления природоохранной культуры следует

рассматривать ценностно-экологические императивы современной цивилизации.

Важнейшим институтом формирования культуры является система образования, где закладываются базовые принципы и знания, которыми каждый из нас руководствуется во взаимоотношениях с природой. В современных условиях особую актуальность приобретает проблема создания системы непрерывного экологического образования и воспитания. Нужен новый подход к экологическому образованию, осознание её приоритетной роли в формировании общей и природоохранной культуры.

Деятельно-творческий подход к организации обучения, воспитания и развития студенческой молодёжи позволяет сориентировать весь процесс коллективной деятельности на освоение исторически сложившихся элементов человеческой культуры, адекватно возрасту воспроизводить смысл той деятельности, которая аккумулирована в предметах, явлениях. Эффективность экологического воспитания определяется балансом познавательной и предметной деятельности; личностно ориентированным подходом к организации совместной деятельности; ориентацией педагогических технологий на самоопределение и развитие личности через освоение различных уровней природоохранной культуры, которая должна восприниматься как общечеловеческая ценность и результат осознанной деятельности личности. В качестве ведущих функций можно выделить: информационную (удовлетворение интересов и потребностей в знаниях экологического и биологического характера); учебную (расширение возможностей образовательного процесса и когнитивной деятельности за счёт нетрадиционной организации процесса обучения); развивающую (развитие личностных качеств и эмоционально-ценностного отношения к миру); социализирующую (освоение различных социальных ролей); релаксационную (снятие разного рода психологических барьеров); функцию обеспечения экологической безопасности (расширение эколого-право-

вой грамотности, ответственности за природу родного края, профилактика правонарушений, сохранения здоровья). Все функции подчинены задаче формирования в студенческой молодёжи природоохранной культуры.

Итак, эффективными педагогическими условиями формирования природоохранной культуры студентов колледжей являются: мотивационное обеспечение процесса формирования природоохранной культуры на основе показа глобальной социальной значимости личного участия каждого человека в природоохранной деятельности; формирование осознанного понимания взаимосвязей в природе, экологического сознания, важнейшим элементом которого является личная ответственность каждого человека за результаты своей деятельности в природе; организация предметно-развивающей среды для проведения элементарной поисковой, научно-исследовательской и природоохранной деятельности с учётом индивидуальных потребностей, интересов, склонностей студентов в процессе формирования у них экологических умений и экологического сознания; обеспечение целостности и системности в организации процесса формирования у студентов природоохранной культуры в единстве трёх направлений: преподавание предметов профессионального цикла, привлечение к воспитательной и научно-исследовательской деятельности и проведение полевых практик; обеспечение технологичности процесса формирования природоохранной культуры: непрерывности, алгоритмизованости, последовательного диагностирования и усложнения задач формирования экологических умений от курса к курсу; формирование личности как носителя экологической культуры с целостным представлением о жизни, об окружающем мире, которая руководствуется в своей деятельности принципами природосообразности.

АННОТАЦИЯ

В статье определены и научно обоснованы педагогические условия, способству-

ющие эффективному формированию природоохранной культуры студенческой молодёжи в колледжах Республики Крым: мотивационное обеспечение процесса формирования природоохранной культуры на основе показа глобальной социальной значимости личного участия каждого человека в природоохранной деятельности, формирование осознанного понимания взаимосвязей в природе, экологического сознания, важнейшим элементом которого является личная ответственность каждого человека за результаты своей деятельности в природе, организация предметно-развивающей среды для проведения элементарной поисковой, научно-исследовательской и природоохранной деятельности с учётом индивидуальных потребностей, интересов, склонностей студентов в процессе формирования у них экологических умений и экологического сознания, обеспечение целостности и системности в организации процесса формирования у студентов природоохранной культуры в единстве трёх направлений: преподавание предметов профессионального цикла, привлечения к воспитательной и научно-исследовательской деятельности и проведения полевых практик, обеспечение технологичности процесса формирования природоохранной культуры: непрерывности, алгоритмизованности, последовательного диагностирования и усложнения задач формирования экологических умений от курса к курсу, формирование личности как носителя экологической культуры с целостным представлением о жизни, об окружающем мире, которая руководствуется в своей деятельности принципами природосообразности.

Ключевые слова: природоохранное поведение, студенты колледжей, педагогические условия.

SUMMARY

The article outlines the scientific and pedagogical conditions that contribute to effective formation of environmental culture of students in colleges RC: motivational support the formation of environmental culture through showing global social importance of personal

participation of each person in environmental activities, the formation of an informed understanding of the linkages in nature, environmental awareness, the most important element of which is the individual responsibility of each person for their activities in nature, organization of subject-developing environment for conducting basic search, research and nature conservation activities tailored to individual needs, interests and aptitudes of students in shaping them environmental skills and environmental awareness, ensuring the integrity and consistency in the process of formation of students' environmental culture in the unity of the three areas: teaching subjects professional cycle, involvement in educational and research activities and field practices, ensuring the technological process of forming environmental culture: continuity, algorithm, consistent diagnosis and complexity of environmental problems forming skills from course to course, and identity formation as a carrier of ecological culture with a holistic view of life, about the world, which is guided by the principles of nature conservation.

Key words: environmental behavior, college students, pedagogical conditions.

ЛИТЕРАТУРА

1. Букин А. П. В дружбе с людьми и природой. - М.: Просвещение, 1991. -135 с.

2. Дерябо С. Д., Ясвин В. П. Экологическая педагогика и психология. - Ростов н/Д.: Феникс, 1996. - С. 36-38.

3. Экологическое образование и воспитание: метод. рекомендации. - Улан-Удэ, 1990. - 29 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.