- по основным разделам изучаемых предметов составили опорные конспекты - основные элементы управления процессом обучения;
- ознакомили школьников не только с естественнонаучными, но и общенаучными методами изучения;
- широко использовали для контроля и коррекции знаний компьютерную технику;
- для всестороннего анализа имеющегося у школьников знаний использовали обобщающие уроки по темам и разделам предметов.
Результаты проведенного нами эксперимента позволили заключить:
- усиление методологической компоненты в содержании обучения создало условия для реализации дидактических принципов доступности и научности, способствовало развивающемуся характеру обучения;
- реконструкция учебного материала, дидактические и методические требования к его построению позволили рационально формировать научно-методологические знаний у школьников;
- принцип предметности, воплощенный в исходной теоретической схеме предмета изучения, задали разделом «Введение»;
- особую роль в организации познавательных процессов школьников сыграл метод системного анализа, на его основе были структурированы как фундаментальные, так и экспериментальные законы предметной области;
- принцип детерминации деятельности был нами реализован при решении учебно-исследовательских задач эвристического типа с несколь-
кими вариантами развития ситуации;
- используемый принцип субъектности деятельности позволил сформировать положительную мотивацию у учащихся: их интеллектуальная инициатива возрастала при увеличении доли учебного материала, осваиваемого самостоятельно;
- на основе принципа единства структуры внешней и внутренней деятельности учащиеся научились самостоятельно формулировать вопросы и искать ответы на них, решать практические задачи, познавать окружающий мир, - все это способствовало развитию у них логического мышления.
Библиографический список
1. Концепция модернизации российского образования на период до 2010 года от 29.12.01 № 1756-р. // Бюллетень Министерства образования и науки РФ. Высшее и среднее профессиональное образование. - 2002. - №2. - 63 с.
2. Давыдов В.В. Теория развивающего обучения. - М.: Знание, 1996. - 358 с.
3. Лернер И.А. Развитие мышления учащихся в процессе обучения истории. - М., 1996. - 421 с.
4. Разумовский В.Г. Проблемы общего образования школьников и качество обучения физике // Педагогика. - 2000. - №8. - С. 12-15.
5. Усова А.Ф. Формирование у школьников научных понятий в процессе обучения. - М.: Наука, 1986. - 167 с.
6. Шубинский В.С. Проблемы начального философского образования школьников. - М.: Знание, 1994. - 342 с.
Т.А. Васильева
ФОРМИРОВАНИЕ ОСНОВ ЭСТРАДНОГО ИСПОЛНИТЕЛЬСТВА У УЧАЩИХСЯ-АККОРДЕОНИСТОВ НА НАЧАЛЬНОМ ЭТАПЕ ОБУЧЕНИЯ
Эстрадное музыкальное искусство впервые появилось в европейском творчестве во второй половине XIX века
и, как справедливо отмечает музыковед В.Д. Ко-нен, стало «характернейшим элементом урбанистической культуры» [3, с. 348]. Оно явилось естественной закономерностью развития общества конца XIX - начала XX века, стало частью мировой музыкальной культуры, и оказало значительное влияние на становление репертуара и исполнительских стилей отдельных музыкальных инструментов, в том числе, и аккордеона.
Опираясь на представления об эстрадном музыкальном исполнительстве, изложенные в историко-теоретической, культурологической и научно-педагогической литературе, мы выявили следующие особенности этого вида искусства, необходимые в процессе формирования основ эстрадного исполнительства у учащихся-аккор-деонистов на начальном этапе обучения:
1. Основу эстрадного музыкального исполнительства составляет искусство эстрады, отличающееся такими характеристиками, как кратковременность действия, зрелищность, концентриро-
304
Вестник КГУ им. Н.А. Некрасова ♦ № 3, 2007
© Т.А. Васильева, 2007
ванность, или максимальная насыщенность всех средств художественной выразительности, яркость и запоминаемость номера, использование эксцентрики и юмора, непосредственное обращение исполнителя к зрителям [5; 7]. При этом «существенно не то, что отдельные свойства эстрады присущи и другим искусствам, а то, что эти свойства в их комплексе отличают эстраду от других видов художественного творчества» [7, с. 7].
2. Репертуар эстрадного музыкального исполнительства составляют такие музыкальные жанры, как легкая инструментальная музыка, различные виды танцевально-бытовой музыки, а также обработки фольклора, популярные симфонические миниатюры (как правило, в переложении), отрывки из оперетт, песни, марши, джаз, роки поп- музыка [4; 11]. Это направление музыкальной культуры имеет вековую традицию и четко обозначившуюся художественную систему, выраженную через совокупность ряда признаков: простота и доступность содержания; игровой характер образного строя; простота формы и представленность малыми формами; доступность музыкального языка; выразительность, яркость и запоминаемость мелодий; тяготение к танцевальным ритмам и танцевальности; наличие внутренней драматургии, учитывающей законы массового восприятия; увлечение виртуозностью [3; 9].
3. Особенности элементов музыкального языка эстрадного музыкального исполнительства связаны с взаимопроникновением и взаимообо-гащением таких новых для конца XIX - начала XX веков жанров, как эстрадное музыкальное искусство и джаз, что привело к формированию новых элементов их музыкального языка, коренным образом отличающихся от ранее использовавшихся. Это свинг, синкопирование, акцентирование, ритмическая пульсация, носящая танцевальный характер, особые ритмо-интонационные линии баса, конфликт между ритмическими рисунками мелодии и сопровождения; усложнение гармонического языка; особенности исполнения основных штрихов, в том числе, деташе, легато, стаккато; яркость и неожиданная смена динамики; использование таких приемов, как глиссандо и вибрато; отдельные виды мелизмов: использование таких видов мелизмов, как трель и форшлаг; импровизация [2; 4].
В соответствии с выявленными нами особенностями эстрадного музыкального исполнительства, рассмотрим основные элементы содержа-
ния учебного процесса по формированию основ эстрадного исполнительского искусства в классе аккордеона.
Опыт эмоционально-ценностного отношения к действительности, воплощенный в музыке. Получение учащимися опыта эмоциональноценностного отношения к действительности, воплощенного в искусстве, является одним из ключевых моментов в организации процесса по формированию основ эстрадного исполнительства на аккордеоне. Это связано с тем, что, как правило, эстрадное музыкальное искусство ассоциируется у большей части аудитории лишь с одним, довольно узким его направлением - так называемой поп-музыкой, что и составляет, в основном, весь предшествующий музыкальный опыт начинающих музыкантов, в том числе, и будущих аккордеонистов.
Однако, поскольку эстрадное музыкальное искусство включает в себя довольно широкий спектр жанров, знакомство с ними как основа учебного процесса значительно расширяет кругозор начинающих музыкантов, открывает перед ними все богатство содержания эстрадного музыкального искусства, в том числе, различных человеческих чувств, исторических событий из жизни разных народов и др., а также является основой для формирования ведущих музыкальных знаний, умений, навыков и получения опыта творческой деятельности.
Основу накопления учащимися опыта эмоционально-ценностного отношения к действительности, воплощенного в музыке, составляют, прежде всего, музыкальные произведения. Критерии отбора музыкального материала определены Д.Б. Кабалевским с трех принципиальных точек зрения: произведение должно быть художественным и увлекательным для детей, оно должно быть педагогически целесообразным (то есть учить чему-то нужному и полезному) и должно выполнять определенную воспитательную роль.
В связи с этим отбор музыкального материала, используемого в качестве основы накопления учащимися опыта эмоционально-ценностного отношения к действительности, воплощенного в музыке, должен включать лучшие образцы легкой эстрадной музыки и отражать весь спектр жанрового разнообразия эстрадного музыкального исполнительства.
Музыкальные знания. В качестве основы понимания музыкального искусства выступают зна-
ния 2-х уровней: 1) знания, способствующие формированию целостного представления о музыкальном искусстве (ключевые знания о музыке); 2) знания, помогающие «музыкальному наблюдению» (Б.В. Асафьев), восприятию конкретных музыкальных произведений (частные знания о музыке) [1]. Применительно к процессу формирования основ эстрадного исполнительства на аккордеоне и в соответствии с выявленными нами особенностями этого вида исполнительского искусства, можно следующим образом определить данные уровни музыкальных знаний: 1) знания, способствующие формированию целостного представления об эстрадном музыкальном исполнительстве на аккордеоне (ключевые знания об этом жанре музыкального искусства); 2) знания, помогающие «музыкальному наблюдению», восприятию конкретных музыкальных произведений в контексте эстрадного музыкального искусства (частные знания об этом жанре музыкального исполнительства). В соответствии с этим разделы, необходимые для изучения теоретических основ эстрадного музыкального исполнительства на аккордеоне были определены нами следующим образом:
1. Ключевые знания об эстрадном музыкальном исполнительстве на аккордеоне:
а) знания по теории формирования и развития эстрадного музыкального исполнительства как вида искусства в целом;
б) знания по теории становления аккордеона как эстрадного музыкального инструмента и формирования эстрадного исполнительства на нем;
в) знания по истории развития аккордеона и эстрадного исполнительства на нем в России и Западной Европе.
2. Частные знания об эстрадном музыкальном исполнительстве на аккордеоне:
а) знания об особенностях эстрадного музыкального жанра как области музыкально-зрелищных представлений;
б) знания об особенностях эстрадной музыки и свойственной ей эстетике как основы репертуара эстрадного музыкального исполнительства на аккордеоне;
в) знания об особенностях музыкального языка эстрадного музыкального искусства как основных средствах его художественной выразительности.
Музыкальные умения и навыки. Основой формирования музыкальных умений является способность учащихся применять полученные знания
в процессе восприятия музыкальных произведений. То есть, учащиеся должны при восприятии конкретного музыкального произведения уметь выявлять его основные характеристики, многосторонние связи с другими сочинениями, а также с широкими областями музыки и с жизнью в целом. При наличии выполнения этого условия в сознании учащихся сохраняется целостность [1].
Следовательно, в учебном процессе по формированию основ эстрадного исполнительства на аккордеоне на начальном этапе обучения необходимо формирование умений, связанных с применением в процессе восприятия полученных учащимися ранее ключевых и частных знаний о музыкальном искусстве в целом и об эстрадном исполнительстве, в том числе, и на аккордеоне. Учащиеся должны владеть следующими умениями: отличать в составе эстрадного коллектива (ансамбля или оркестра) тембр аккордеона; определять принадлежность данного музыкального произведения к тому или иному жанру эстрадного музыкального исполнительства; отмечать средства музыкальной и артистической выразительности, способствующие проявлению такой особенности эстрадного выступления, как зрелищность (эксцентрика, юмор, общение исполнителя со зрительным залом); выделять в произведении особенности музыкального языка данного жанра и его элементов - мелодики, ритма, штрихов, динамических оттенков, гармонии, использования определенных приемов исполнения и видов мелизмов; анализировать форму данного музыкального произведения и особенности его внутренней драматургии; определять отличительные черты композиторского стиля и исторической эпохи создания данного произведения; в соответствии с отмеченными выше особенностями - понимать содержание данного музыкального произведения.
Наряду с этим, необходимо отметить, что содержание индивидуального музыкального обучения в системе дополнительного образования, в том числе, в детской музыкальной школе, определяется необходимостью не только общемузыкального, но и музыкально-исполнительского развития учащихся. В соответствии с этим в музыкально-исполнительских классах, к числу которых относится и учебный процесс по формированию основ эстрадного исполнительского искусства в классе аккордеона, многократно возрастает роль исполнительских умений и навыков, не-
306
Вестник КГУ им. Н.А. Некрасова ♦ № 3, 2007
обходимых для осуществления исполнительской деятельности.
Опираясь на рассмотренную нами ранее специфику эстрадного музыкального искусства, а также на выделенные нами этапы изучения теоретических основ эстрадного музыкального исполнительства на аккордеоне и формирования соответствующих музыкальных умений, мы определили основные музыкально-исполнительские навыки, которые необходимо освоить юному аккордеонисту в процессе формирования основ эстрадного исполнительства на аккордеоне:
1. Освоение особенностей основных средств художественной выразительности эстрадного музыкального исполнительства на аккордеоне -ритма, штрихов, динамических оттенков, гармонии, таких приемов исполнения, как глиссандо, вибрато и репетиция, а также таких видов мелизмов, как трель и форшлаг.
2. Овладение навыками яркости и эффектности, а также зрелищности исполнения - использование элементов звукоизобразительности, звуко-творчества и звукоподражания, сонористических приемов, регистров, таких приемов исполнения, как глиссандо, вибрато, мелизмов.
3. Артистичность исполнения.
4. Исполнение на аккордеоне основных видов репертуара эстрадного музыкального исполнительства в соответствии с освоенными особенностями этого вида музыкального искусства.
Опыт творческой деятельности. В музыкальном обучении, как отмечает Э.Б. Абдуллин, творческая учебная деятельность должна пронизывать весь процесс усвоения знаний, формирования умений и навыков [1]. Особенно это справедливо в отношении эстрадно-джазового исполнительства, важнейшим художественным принципом которого была и остается творческая импровизация, «так как сама природа, специфика музыкального исполнительства в этом жанре обусловливает органичное соавторское соединение композитора и исполнителя» [4, с. 158]. Это создание на аккордеоне различных музыкальных образов с использованием изученных ранее средств художественной выразительности эстрадного музыкального жанра, а также звукотворческих и звукоизобразительных возможностей аккордеона; варьирование в жанре музыкальной эстрады таких элементов музыкального языка, как
ритм, штрихи, динамические оттенки, темп; обогащение нотного текста свойственными эстрадной музыке приемами исполнения, выразительными пассажами и оригинальным звучанием в соответствии с характером и стилем произведения; использование приемов яркости и эффектности исполнения, выявление эксцентрики и юмористического начала создаваемого музыкального образа.
В учебно-педагогическом процессе по формированию у начинающих аккордеонистов основ эстрадного исполнительства необходимо также учитывать особенности младшего школьного возраста учащихся, составляющих основной контингент юных музыкантов. При этом возможно использовать в процессе обучения яркие наглядные пособия; опираться на звукоизобразительные и звукотворческие возможности аккордеона, способствующие интересу к занятиям; организовать поисково-мыслительную деятельность учащихся, предполагающую активизацию их познавательных возможностей в сфере эстрадного исполнительства.
Библиографический список
1. Абдуллин Э.БТеория и практика музыкального обучения в общеобразовательной школе. -М.: Просвещение, 1983. - 112 с.
2. Браславский Д.А. Эстрадные ансамбли. -М.: Сов. Россия, 1975. - 112 с.
3. Конен В.Д. Очерки по истории зарубежной музыки. - М.: Музыка, 1997. - 639 с.
4. Кузнецов В. Теория и методика учебно-творческого процесса в любительских эстрадных оркестрах и ансамблях. - М.: Музыка, 2000. - 248 с.
5. Кузнецов Е.М. Из прошлого русской эстрады. - М., 1958. - 367 с.
6. Милич Б. Воспитание ученика-пианиста. -М.: Кифара, 2002. - 118 с.
7. Русская советская эстрада...: Очерки истории. - М., Искусство, 1976. - Кн. 1. - 407 с.
8. СохорА.Н. О музыке серьезной и легкой. -Л.: Музыка, 1964. - 87 с.
9. Сохор А.Н. Социология и музыкальная культура. - М.: Сов. композитор, 1975. - 202 с.
10. Эстрадная музыка // Музыка. Большой энциклопедический словарь / Гл. ред. Г.В. Келдыш. - М.: Большая Российская энциклопедия, 1998. - 672с.