УДК 338.32.053.4
ФОРМИРОВАНИЕ ОРГАНИЗАЦИОННО-ИСПОЛНИТЕЛЬСКОЙ ПОЛИСТРУКТУРЫ РЕАЛИЗАЦИИ НАУКОЕМКИХ ПРОЕКТОВ
Л. Ф. Захарова, С. В. Новиков
FORMATION OF THE ORGANIZATIONAL - PERFORMING POLYSTRUCTURE THE IMPLEMENTATION OF HIGH TECH PROJECTS
L. F. Zakharova, S. V. Novikov
Аннотация. Актуальность и цели. Процедура организации, проведения конкурсов, рассмотрения проектов носит формальный характер, основанный в значительной степени на экспертной оценке, не учитывающий особенности высокотехнологических проектов, прежде всего в части получения возможных промежуточных результатов, высокую степень неопределенности по конечному продукту с позиций его потребительских и функциональных параметров, что обусловливает высокую степень вероятности принятия неоптимальных решений. Материалы и методы. Предлагаемое в данной статье решение вышеуказанной проблемы заключается в формировании специализированной организационно-исполнительской полиструктуры реализации проекта в рамках системной интеграции участников - исполнителей работ по проекту. Результаты. Разработан инструментарий, представленный процедурой и экономико-математическим аппаратом объективизации процессов реализации наукоемких проектов с позиций их стратегической ориентированности и одновременно потребительской результативности. Выводы. В отличие от существующей недостаточно представительной однокритериальной процедуры отбора и контроля за реализацией наукоемких проектов предложена более корректная поликритериальная система, лигитимная в рамках существующего законодательства.
Ключевые слова: контрактная система, научно-технический проект, конкурсный отбор, организационно-исполнительская полиструктура проекта, коммерциализация.
Abstract. Background. Up to the present time the procedure of organization of tenders, consideration of projects is formalized-regulated, to a large extent based on expert judgment, not taking into account the peculiarities of high-tech projects, especially in obtaining intermediate results, a high degree of uncertainty on the final product in terms of its consumer and functional parameters, resulting in a high probability of making suboptimal decisions. Materials and methods. We offer in this article a solution to the above problems is to form specialized organizational performance polystructure the implementation of the project within system integration of the participants - contractors on the project. Results. The tools developed by the presented procedure and mathematical apparatus of the objecti-fication of processes implementation of knowledge-based projects in terms of their strategic orientation and at the same time consumer results. Conclusions. In contrast to the existing lack of representative single-criterion selection procedure and monitor the implementation of the of high technology projects proposed more correct policristalina system legitimacy in the framework of existing legislation.
Key words: contract system, science and technology project, competitive selection, organizational and performing derivation polystructure of the project, commercialization.
Введение
Одним из весьма результативных концептуальных способов развития российского научно-технологического комплекса в виде селектированных предприятий отечественной промышленности является федеральное финансирование наукоемких проектов, отбираемых органами федерального управления на конкурсной основе, прежде всего через систему государственного заказа [1, 2].
При этом система государственного управления выполняет в основном финансирующую и регулирующую функции.
Предметно-ориентированное управление соответствующим комплексом осуществляется двумя категориями субъектов управления: органами государственного управления и дирекциями предприятий-конкурсантов.
Естественно, что и те, и другие заинтересованы как в высоком уровне обоснованности заявок, так и в высоком качестве их ранжирования, приводящего в конечном счете к отбору наиболее результативных проектов.
Проблемы управления конкурсным отбором высокотехнологичных проектов
Опыт создания авиационной и ракетно-космической техники на всех этапах жизненного цикла указывает на необходимость формирования специализированной устойчивой высококомпетентностной организационно-исполнительской структуры на самых ранних стадиях разработки образцов техники, связанных с формированием научно-технического задела и выполнением научно-исследовательских, опытно-конструкторских и технологических работ (НИОКТР), консолидирующей множество эффективных исполнителей, отобранных в общем случае на полигоне как внутристранового, так и геоэкономического пространства, поскольку, как показывает практика, предприятия высокотехнологичных отраслей промышленности достаточно часто выбирают зарубежных контрагентов, обладающих широким набором качественной продукции, возможностью выполнения уникальных работ (услуг). Имеется целый ряд примеров, подтверждающих, что в условиях закономерностей современного углубления специализации и международного разделения труда зарубежные поставщики способны поставлять однотипную продукцию с более низкими издержками, чем национальные, а также более качественную продукцию.
Предприятию-заказчику очень важно детализировать свои требования к потенциальному исполнителю работ и раскрыть показатели (критерии) их исполнения. Только в этом случае стратегии (решения) поставщиков, оптимальные с их точки зрения, будут объективно оценены заказчиком и окажутся для него эффективными. В странах с развитой рыночной экономикой цивилизованный рынок государственных заказов - результат длительного эволюционного развития. В России рынок государственных заказов еще формируется. Развитие данного рынка предполагает в первую очередь реформирование сложившейся в переходный период институциональной системы в сфере бюджетных закупок, в том числе правил и механизмов размещения заказов, заключения контрактов, процедур контроля [3].
Другим недостатком управления конкурсным отбором высокотехнологичных проектов является то, что оно не позволяет заказчику без детальной декомпозиции разрабатываемого изделия и четкой разбивки требований к составным частям изделия и квалификации исполнителей организовать конкурсные процедуры таким образом, чтобы обеспечить оптимальную кооперацию при выполнении сложных наукоемких проектов, а также коммерциализацию всех возможных товарных выходов проекта [4]. Выход на конкурс поставщиков со стратегиями, предполагающими кооперацию более низкого уровня с более высокими частными показателями, позволит существенно повысить качество отбираемых претендентов на разработку и поставку именно высокотехнологичной продукции.
Анализ исследований в области совершенствования закупочной деятельности наукоемкого промышленного предприятия указывает на недостаточную системную проработку следующих вопросов:
- обеспечение выполнения целей и требований законодательства к закупочной деятельности;
- учет специфики жизненного цикла создания сложных образцов наукоемкой продукции в задаче совершенствования организационно-методического обеспечения конкурсных процедур закупок;
- выработка и внедрение конкретных практических мер по совершенствованию отбора исполнителей работ научно-технических проектов.
Еще сильнее данные проблемы проявляются в крупных промышленных корпорациях [5].
Предлагаемое решение данной проблемы в рамках системной интеграции участников-исполнителей работ по проекту заключается в формировании специализированной организационно-исполнительской полиструктуры реализации проекта.
Под организационно-исполнительской полиструктурой проекта понимается множество участников-исполнителей принятого к реализации проекта в виде отдельных специализированных структурных образований, отвечающих квалификационно-компетентностным требованиям в соответствии с целями и стратегиями проекта. Данная совокупность элементов функционирует во взаимосвязи как единая система, выполняя определенные целевые задачи на каждой стадии жизненного цикла проекта.
Целью полиструктуры является эффективная реализация научно-технического проекта, коммерциализация его результатов на различных стадиях жизненного цикла с минимально возможными рисками научно-технических неудач. Одной из основных посылок предлагаемого подхода является необходимость коммерциализации так называемых промежуточных и побочных продуктов (spin-off) проекта, получаемых на базе создаваемых научно-технических заделов, включение в рассмотрение понятия совокупного продукта проекта (рис. 1).
Для рассмотрения существа предлагаемого решения введем следующие обозначения:
- Dz(Bz) - суммарный вероятный доход от реализации научно-технических заделов z (z = 1, ..., Z), принимающих с вероятностью Bz форму товара:
Dz(Bz) = X[Dzi (t;Bz) + Dzll (t;Bz) + Dzm (t;Bz)],
t
где Вл(г; В;); Д,п(г; В;); В;) - вероятный доход от реализации научно-
технических заделов г (г = 1, ..., 7), принимающих с вероятностью В;, форму товара в периоды г, соответствующие I, II и III зонам риска проекта (рис. 2);
- Уг(Яг) - суммарный вероятный ущерб по проекту от научно-технических рисков - вероятных рисков (К;) научно-технических неудач при создании задела в планируемые сроки в соответствии с требованиями заказчика, выраженный в денежном эквиваленте
^ (К) = БЗД К)+ К) + к)],
г
где 7zI(í; К), 7zII (г; К), 7zIII(í; К) - вероятный ущерб по проекту от научно-технических рисков (К;) при создании научно-технического задела в периоды г, соответствующие I, II и III зонам риска, выраженный в денежном эквиваленте.
Рис. 1. Виды промежуточных, побочных и конечных товарных форм совокупного продукта проекта
нормального Вероятный ущерб от
риска проекта научно-технических
рисков проекта
Рис. 2. Изменение параметров реализации результатов научно-технического проекта на различных стадиях жизненного цикла
Характеристика зон риска в координатах принятых обозначений будет следующей:
- для зоны I: £DzI(t;Bz) < £Yzl(t;R);
- для зоны II: £ Dzii ( t; Bz) < £Yzll (t; Rz);
- для зоны III: £ Dzin (t; Bz) < £7zffl(t; Rz).
При этом
BzI < BzII < BzIII ; RzI > RzII > RzIII.
Далее проведем экономико-математическое моделирование с использованием метода линейного программирования, реализующего постановку задач булевыми переменными.
Экономико-математическая модель оптимизации организационно-производственной полиструктуры реализации проекта формулируется следующим образом.
Пусть результатом предынвестиционной фазы жизненного цикла проекта является принятое решение о его реализации со следующими базовыми параметрами:
- Flim - общий объем затрат на проект в денежном выражении;
- Tlim - допустимый срок реализации проекта в годах;
- Кик - заданный уровень инновационного качества разработки;
- - заданный уровень вероятных рисков научно-технических неудач создания научно-технического задела в планируемые сроки в соответствии с требованиями заказчика.
Необходимо сформировать оптимальную организационно-исполнительскую полиструктуру реализации проекта, состоящую из множества отраслевых, корпоративных и других центров технологических компетенций, действующих на экономическом пространстве данной территории (страны), и множества центров технологических компетенций, действующих на экономическом пространстве организационно-экономической системы более высокого геоэкономического уровня (зарубежные страны), которые обеспечат достижение максимального значения следующей функции:
/ (х) =
Е /(х)+Е /п(х])+Е /ш()
г=1 /=1 5=1
•шах; (1)
где
Е /:(хг) = Е ^ х X) - Е (У х хг); (2)
г=1 7=1 7=1
где di - вероятные доходы от возможной коммерциализации научно-технических заделов, предлагаемые 7-м исполнителем при реализации проектных работ в зоне стратегических рисков (зона I). В качестве исполнителей - центров технологических компетенций 7-го вида (7 = 1, ..., I) для зоны стратегических рисков проекта предлагается рассматривать наукоемкие высокотехнологичные организации, принадлежащие стратегическому ядру российской экономики, которым должны безраздельно принадлежать права собственности на результаты разработок; у7 - вероятный ущерб от научно-технических рисков при создании научно-технического задела 7-м исполнителем в ходе выполнения работ в зоне стратегических рисков проекта, выраженный в денежном эквиваленте; х7 - множество центров технологических компетенций (ЦТК) 7-го вида, принадлежащих стратегическому ядру М1:
X е Мх {ЦТК,} ; (3)
Е J■=1 /п (ху- )и Е7 -5/т (х,) - функции, определяемые аналогично формуле (2) для зон II и III соответственно.
При этом в качестве исполнителей х/ реализации работ проекта в зоне нормальных рисков (зона II) рассматривается множество центров технологических компетенций ■-го вида (/ = 1, ..., ^, принадлежащих мировым лидерам в соответствующих областях, принимаемых в состав полиструктуры проекта в виде аутсорсинговых структур:
х/
е М2 {ЦТК /}. (4)
При выполнении работ по проекту в зоне стратегических доходов (зона III) в качестве исполнителей х, рассматривается множество центров технологиче-
ских компетенций 5-го вида (5 = 1, ..., 5), принадлежащих стратегическому ядру и (или) другим организационным образованиям полигона (рис. 3), специально созданным для эффективной реализации маркетинго-сбытовых функций, в том числе функций по послепродажному обслуживанию проектируемой техники:
х, е Мз {ЦТК,} (5)
при следующих ограничениях:
1) И^л)]]])хисл) < (6)
2) Е]=1 )1 ]=1 ])+хи*,) < т11т; (7)
3) ) ]]])+ ^(М, )< ^; (8)
4) 1]=1 Хи™) I],]) ЦМ )< Кг; (9)
1, если ЦКТ7(]8) принят в состав формируемой поли-
5) X () = \ структуры;
0, если ЦКТ 7(]3) при формировании полиструктуры отклоняется в качестве ее составляющей, где с1 (]5) - стоимость работ по проекту, предлагаемая 7-ми (]5-ми) участниками из рассматриваемых ЦТК; ti (]5) - время выполнения работ по проекту, длительность операционно-производственного цикла, предлагаемая 7-ми (]5-ми) участниками из рассматриваемых ЦТК; ki (],) - интегральный коэффициент инновационного качества научно-технических заделов, предлагаемый 7-ми (]5-ми) участниками из рассматриваемых ЦТК; г (]5)- оценка рисков научно-технических неудач создания научно-технического задела в планируемые сроки в соответствии с требованиями заказчика для 7-го (],-х) участников из рассматриваемых ЦТК.
Предложенная модель формирования организационно-исполнительской структуры проекта построена на основе критериев, учитывающих дополнительные доходы по проекту, возможные от реализации побочных и промежуточных товарных выходов при создании научно-технических заделов, и, таким образом, при прочих равных условиях дополняет экономику проекта, снижает риски в случае возникновения возможных потерь [6].
Одновременно предусматривается оптимальный выбор наиболее эффективных исполнителей проектных работ из числа возможных на всех стадиях жизненного цикла проекта.
'Экономически прпстражтнл С1>
Организационно-исполнительная полиструетура
Рис. 3. Полигон выбора потенциальных участников формируемой полиструктуры проекта
В соответствии с предложенным подходом жизненный цикл проекта рассматривается с позиций стратегических потерь и стратегических доходов. При этом выделяются три зоны: зона повышенных стратегических рисков, зона нормальных рисков и зона стратегических доходов проекта. Такая структуризация позволяет заложить в модели не только требования экономического характера, но и условия, предъявляемые к качественному составу ее возможных решений: принадлежность исполнителей работ к числу структур стратегического ядра [7], вспомогательных маркетинго-сбытовых организаций российской экономики или к числу аутсорсинговых структур из состава мировых центров технологических компетенций.
Выводы
Организационно-исполнительские процедуры реализации крупномасштабных научно-технических проектов являются на сегодня главным камнем преткновения на пути претворения в жизнь стратегических планов развития России.
Существующие научно-практические и нормативные механизмы отбора участников-исполнителей работ по проекту не реализуют системный подход и не обеспечивают эффективное достижение конечной цели реализации проектов, снижая его реальную конкурентоспособность в результате устаревания, неиспользования возможностей получения дополнительных доходов по проекту.
Предложения по формированию организационно-исполнительской полиструктуры проекта, основанной на критериях компетентности, эффективности - учете возможных затрат и результатов от реализации побочных продуктов проекта, соблюдении гарантий безопасности и эффективности при реализации политики импортозамещения, позволят выполнить работы по проекту с наименьшими затратами, качественно и в установленные планами сроки.
Список литературы
1. Федеральный закон от 18.07.2011 № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц». - URL: http://www.consultant.ru/ document/cons_doc_LAW_116964/.
2. Федеральный закон от 05.04.2013 № 44-ФЗ (ред. от 13.07.2015) «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд». - URL: http://base.garant.ru/70353464/.
3. Новиков, С. В. Контрактная система в сфере закупок товаров, работ и услуг : учеб. пособие / С. В. Новиков. - М. : Доброе слово, 2014. - 176 с.
4. Новиков, С. В. Государственные закупки инновационной продукции / С. В. Новиков, А. И. Тихонов // Актуальные вопросы экономики и современного менеджмента : сб. науч. тр. по итогам III Междунар. науч.-практ. конф. - Самара, 2016. -С. 21-24.
5. Канащенков, А. А. Проблемы структурных преобразований современных корпораций и предприятий / А. А. Канащенков, А. И. Канащенков, С. В. Новиков // Вестник Московского авиационного института. - 2016. - Т. 23, № 2. - С. 217-227.
6. Тихонов, В. А. Основные механизмы стимулирования и регулирования инновационной деятельности в России / В. А. Тихонов, С. В. Новиков // Евразийский союз ученых. - 2015. - № 12-2 (21). - С. 132-135.
7. Новиков С. В. Национальная экономика как крупномасштабная организационная социально-экономическая система (КОСЭС) / С. В. Новиков // Вестник Университета (Государственный университет управления). - 2014. - № 6. - С. 125-132.
Захарова Лилия Федоровна
кандидат экономических наук, доцент, кафедра производственного менеджмента и маркетинга, Московский авиационный институт (Национальный исследовательский университет)
E-mail: [email protected]
Новиков Сергей Вячеславович
кандидат экономических наук, заместитель директора Инженерно-экономического института, Московский авиационный институт (Национальный исследовательский университет) E-mail: [email protected]
Zaharova Liliya Fedorovna candidate of economics sciences, associate professor,
sub-department of production management and marketing, Moscow Aviation Institute (National Research University)
Novikov Sergey Vyacheslavovich candidate of economics sciences, deputy director of Engineering and Economics Institute, Moscow Aviation Institute (National Research University)
УДК 338.32.053.4 Захарова, Л. Ф.
Формирование организационно-исполнительской полиструктуры реализации наукоемких проектов / Л. Ф. Захарова, С. В. Новиков // Модели, системы, сети в экономике, технике, природе и обществе. - 2016. - № 3 (19). - С. 43-52.