Научная статья на тему 'Формирование организационно-экономического механизма активизаци и инвестиционной деятельности натерритории Красноярского края'

Формирование организационно-экономического механизма активизаци и инвестиционной деятельности натерритории Красноярского края Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
231
48
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИНВЕСТИЦИОННАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / ИНВЕСТИЦИОННЫЕ МЕХАНИЗМЫ / АКТИВИЗАЦИЯ / РЕГУЛИРОВАНИЕ / СТИМУЛИРОВАНИЕ

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Смирнов А.И., Кацик Д.Е., Руйга И.Р.

В статье проведен анализ действующих в Красноярском крае инвестиционных механизмов, выявлены их преимущества и недостатки. На основе полученных результатов рассматривается формирование организационно-экономического механизма активизации инвестиционной деятельности в регионе.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Формирование организационно-экономического механизма активизаци и инвестиционной деятельности натерритории Красноярского края»

35 (128) - 2009

Инновации и инвестиции

ФОРМИРОВАНИЕ ОРГАНИЗАЦИОННО-ЭКОНОМИЧЕСКОГО МЕХАНИЗМА АКТИВИЗАЦИИ ИНВЕСТИЦИОННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ НА ТЕРРИТОРИИ КРАСНОЯРСКОГО КРАЯ

А. И. СМИРНОВ, кандидат экономических наук, доцент кафедры международных экономических отношений и маркетинга e-mail: a-i-smirnov@mail.ru Д. Е. КАЦИК, кандидат экономических наук, доцент кафедры экономической теории e-mail: dariya_katsik@mail.ru И. Р. РУЙГА., старший преподаватель кафедры международных экономических отношений и маркетинга e-mail: irina_rouiga@bk.ru Сибирский федеральный университет, г. Красноярск

В статье проведен анализ действующих в Красноярском крае инвестиционных механизмов, выявлены их преимущества и недостатки. На основе полученных результатов рассматривается формирование организационно-экономического механизма активизации инвестиционной деятельности в регионе.

Ключевые слова: инвестиционная деятельность, инвестиционные механизмы, активизация, регулирование, стимулирование.

Мировой финансовый кризис существенным образом обострил проблемы в области инвестиционной деятельности. Снижение цен на мировых рынках сырья привело к сокращению инвестиционных ресурсов крупных российских корпораций. Малый и средний бизнес, получившие определенное развитие

в стабилизационный период, снова испытывают трудности — их инвестиционные возможности практически сведены к нулю. В результате во многих субъектах Российской Федерации наблюдается снижение инвестиционной активности.

Государственная поддержка инвестиций, активизировавшаяся в предкризисный период, так и не успела получить масштабной реализации, а многие начатые до кризиса проекты находятся под угрозой срыва или замораживания. Тем не менее важно продолжать позитивный опыт стимулирования инвестиционной деятельности, а также реализации инфраструктурных проектов, формирования особых экономических зон, венчурных фондов как комплексных механизмов активизации инвестиционной деятельности в регионах России.

РЕгиомьнАя экономикА: теория и практика

25

В настоящее время на федеральном уровне, а также во многих регионах разработаны или готовятся пакеты антикризисных мер, однако они довольно жестко ограничены бюджетными ресурсами и не всегда направлены на развитие производственного сектора. Одним из направлений антикризисной деятельности является поддержка конкурентоспособных, прежде всего платежеспособных, предприятий, в то время как уникальные или инновационные предприятия, имеющие финансовые проблемы, остаются без внимания. Зачастую в программах поддержки не учитывается категория инвестора (малый, средний, крупный бизнес), что также создает привилегированные условия только для небольшой группы субъектов инвестиционной деятельности. Банковский сектор, получивший значительные вливания со стороны государства, не улучшает кредитных условий и по-прежнему финансирует краткосрочные проекты, не выполняя при этом своей основной задачи — трансформации сбережений населения в инвестиции.

Сложившиеся условия предъявляют новые требования к разработке и реализации механизмов активизации инвестиционной деятельности, способных обеспечить повышение эффективности принимаемых инвестиционных решений и, как следствие, привести к постоянному росту инвестиций.

Красноярский край является одним из крупнейших в стране промышленных регионов и входит в число лидеров по объемам валового регионального продукта и экспорта. Такие результаты достигнуты, прежде всего, за счет сформировавшегося в период реформ экспортно ориентированного металлургического комплекса, который определяет особенности региональной кооперации, формирует до 50 % регионального бюджета, концентрирует потоки инвестиций в основной капитал (до 30 %) и привлекает иностранные инвестиции (до 98 %). Мощная промышленная база позволяет входить краю в число 20 регионов — лидеров по объемам инвестиций в основной капитал. На его долю приходится около 2 % общероссийского объема. При этом инвестиционный процесс в крае характеризуется высокой динамикой.

Вместе с тем очевиден и ряд негативных факторов в инвестиционном процессе с точки зрения стратегического развития экономики региона. А именно:

— отраслевая диспропорция;

— преобладание кредитов при незначительном объеме прямых инвестиций;

— основным реципиентом выступает крупный бизнес.

В то же время Красноярский край относится к регионам, где регламентированы такие инвестиционные механизмы, как предоставление режима наибольшего благоприятствования, государственно-частное партнерство, венчурный фонд, портовая зона [3, 1]. Большинство механизмов основано на использовании бюджетных, административных и институциональных методов. К преимуществам действующих в Красноярском крае инвестиционных механизмов можно отнести:

— относительное разнообразие реализуемых одновременно механизмов, направленных на различные аспекты инвестиционной деятельности;

— наличие нормативно-правового обеспечения инвестиционной деятельности и государственной поддержки;

— создание специальных органов и институтов, направленных на активизацию инвестиционной деятельности: Инвестиционный совет, ОАО «Корпорация развития Красноярского края», НО «Фонд содействия развитию венчурных инвестиций в малые предприятия в научно-технической сфере Красноярского края»;

— установление требования деятельности на территории региона при получении поддержки на реализацию инвестиционных проектов;

— акцент на целевых установках инвестирования.

Основными недостатками существующих инвестиционных механизмов являются:

— отсутствие практического применения определенных норм. В частности это касается корпорации развития, которая была создана в 2006 г. для привлечения инвесторов к реализации перспективных проектов. Но пока работает только проект Нижнего Приангарья. Из возможных форм государственной поддержки реализуется в основном субсидирование процентов по кредитам;

— диспропорция во взаимодействии с разными категориями бизнеса. В результате инвестиционная активность в большей степени отражает интересы собственников крупных российских корпораций, ориентированных на использование природных богатств региона. Реализация крупномасштабных проектов в нефтегазовой, алюминиевой отраслях и электроэнергетике по своим масштабам значительно превышает объемы средств в развитие малого бизнеса и инновационной активности. Это может привести лишь к усилению зависимости от крупных корпораций и повышению сырьевой составляющей в отраслевой структуре экономики края;

— наличие высокого порога вхождения для инвесторов, ориентация на сравнительно узкий их круг, слабое использование механизмов, ориентированных на масштабное аккумулирование средств населения, включая и созданный венчурный фонд;

— информационная закрытость реализации большинства инвестиционных механизмов.

Действующие инвестиционные механизмы не только не позволяют преодолеть, а порой даже усиливают негативные факторы инвестиционного процесса в регионе. Необходим новый комплексный механизм, сочетающий в себе различные методы и позволяющий аккумулировать инвестиционные ресурсы всех категорий инвесторов, а также корректировать размещение инвестиций в соответствии с целями и приоритетами развития края.

Главная цель предлагаемого механизма заключается в активизации инвестиционной деятельности для достижения сбалансированного экономического развития края. В качестве целевых ориентиров инвестиционного процесса должны стать сбалансированность отраслевой структуры экономики, снижение зависимости от крупных корпораций и диверсификация экономики за счет

развития предпринимательства в формах малого и среднего бизнеса, сокращение теневого сектора. Предлагаемый механизм должен решать две важные задачи. Во-первых, использовать действенные государственные и негосударственные инструменты и механизмы для аккумулирования как можно большего объема свободных средств. Во-вторых, обеспечить сбалансированную структуру инвестиций в экономику региона на базе приоритетно-целевого размещения средств.

Формирование такого механизма возможно только при реализации комплекса принципов (табл. 1).

Эти принципы положены в основу создания организационно-экономического механизма активизации инвестиционной деятельности в регионе, в частности — формирование его структуры и методического инструментария.

При построении организационной структуры механизма активизации инвестиций необходимо исходить из того, что, с одной стороны, его функционирование должно основываться на принципах экономической эффективности, позволяющих потенциальным инвесторам получать доходность,

Таблица 1

Принципы формирования и функционирования организационно-экономического механизма активизации инвестиционной деятельности в регионе

Общие принципы действующих механизмов Принципы, ориентированные на учет современных особенностей развития инвестиционной сферы в регионе

Принцип государственно-частного партнерства заключается в том, что используются как государственные так и частные инструменты аккумулирования и размещения средств; обеспечивается взаимодействие органов государственной власти и инвесторов в целях обоюдной реализации интересов Принцип административно-коммерческого перераспределения инвестиционных ресурсов предусматривает оплату ренты крупными инвесторами за использование ресурсов региона путем привлечения средств крупных собственников для развития инвестиционных механизмов и вложения средств в регионе

Принцип экономической эффективности основан на использовании рыночных механизмов обеспечения доходности на вложенные средства, обеспечивается путем функционирования профессиональных участников инвестиционного процесса (институциональных инвесторов) на рынке капиталов Принцип сбалансированности вложений предполагает размещение средств как в виде инвестиций в основной капитал, так и на финансовом рынке (как компенсационный механизм обеспечения доходности в случае неполучения прибыли по капитальным проектам или меньшей ее величины)

Принцип управляемости инвестиционными потоками заключается в участии и контроле государства в действующих механизмах и проведении мониторинга социально-экономического развития региона Принцип регионализации инвестиций означает «привязку» процессов аккумулирования и размещения средств к территории, циркуляцию инвестиционных потоков в рамках территории региона

Принцип приоритетно-целевого размещения инвестиционных ресурсов основан на направлении средств в те отрасли, которые отражают стратегические интересы развития территории Принцип мотивированности участников механизма подразумевает обеспечение различных видов доходности для инвесторов, в том числе и за счет инструментов государственной поддержки инвестиций

Принцип страхования и гарантии права собственности и возврата вложенных средств предусматривает обеспечение возврата средств при любом исходе работы механизма; участие государства становится фактором надежности, снижая административные и политические риски Принцип прозрачности деятельности и доступности информации реализуется путем размещения информации о деятельности механизма в средствах массовой информации и иными способами

региональная экономикА: теория и практика

27

соответствующую среднерыночному уровню. Поэтому следует рассмотреть возможность включения разноплановых институтов и видов деятельности, обеспечивающих функционирование механизма. С другой стороны, должен сохраняться принцип контроля за деятельностью механизма в целях управляемости и предсказуемости, достижения общественно значимых целей (сбалансированная отраслевая структура, «привязка» капитала к территории, сокращение денежных средств, находящихся в теневом секторе), а также гарантированности возврата средств инвесторов.

Создаваемая в рамках механизма активизации инвестиционной деятельности коммерческая организация Корпорация развития инвестиционной сферы Красноярского края (далее — Корпорация) должна иметь многоуровневую структуру. Управляющей (головной) компанией будет созданная правительством Красноярского края организация (далее — головная организация), владеющая контрольными пакетами акций других компаний (инвестиционного банка и управляющих компаний) с целью осуществления по отношению к ним функций контроля и управления. При этом деятельность Корпорации должна осуществляться в непосредственном и тесном взаимодействии с правительством Красноярского края (рис. 1).

Территориальный орган федеральной службы государственной статистики

Независимые аналитические центры

Научно-исследовательские учреждения

Органы государственной власти

Красноярского края +.......

Высшие учебные заведения

Министерство

экономики и регионального развития

Министерство внешних связей и инвестиционной политики

Инвестиционный совет

Министерство финансов

Корпорация развития

Головная организация

I

Инвестиционный банк

Управляющая компания

Инвесторы -?-

Бюджет

±±_

Предприятия-

реципиенты -?-

Финансовые потоки

Рис. 1. Организационная схема функционирования механизма активизации ин вестиционной деятельности в регионе

Таким образом, закрепляя или распределяя функциональные обязанности в соответствии с действующим законодательством за той или иной структурой, входящей в Корпорацию (табл. 2), в рамках предлагаемого механизма возможно будет охватить практически все рычаги управления инвестиционным процессом.

Правительство Красноярского края, не входя в структуру Корпорации, но владея контрольным пакетом акций, выступает в предлагаемом механизме одним из основных звеньев, определяет общие направления приоритетных вложений на основе проводимого мониторинга социально-экономического развития региона и формирует систему дополнительного стимулирования вложений свободных денежных средств различных субъектов экономики в этот механизм через реализацию мер государственной поддержки инвестиционной деятельности.

Немаловажная роль отводится правительству края и при информационной поддержке и продвижении инвестируемых проектов в виде взаимодействия с ассоциациями производителей, торговой палатой, поддержки выставочно-ярмарочных мероприятий, что создает более широкие возможности для выхода инвестируемых проектов на рынок.

Головная организация создается в форме открытого акционерного общества как коммерческая организация и обособленный хозяйствующий субъект. Экономическая целесообразность выбора организационно-правовой формы головной организации в виде открытого акционерного общества определяется, во-первых, возможностью привлечения дополнительных средств инвесторов путем открытой эмиссии акций и их свободной продажи. Такая форма способствует привлечению фактически неограниченного числа потенциальных инвесторов в отличие от закрытого акционерного общества. Однако контрольный пакет акций головной организации должен всегда сохраняться за Правительством края. Во-вторых, в соответствии с действующим законодательством на открытое акционерное общество налагается обязанность ежегодной публикации для всеобщего

Средства массовой информации

Выставочно-ярмарочные комплексы

Торговые палаты

Ассоциации производи-

Внешние инвесторы и партнеры

Информационные потоки

Таблица 2

Распределение функций между органами государственной власти и Корпорацией развития в рамках предлагаемого организационно-экономического механизма

активизации инвестиционной деятельности

Наименования органа/института Функции

Министерство внешних связей и инвестиционной политики — мониторинг инвестиционной деятельности в регионе; — информационная поддержка Корпорации о развитии инвестиционной деятельности в регионе; — предоставление информации о действующих и проектных нормативных правовых документах в области инвестиционной деятельности и государственной поддержки; — оперативный мониторинг реализации государственной поддержки инвестиционной деятельности; — взаимодействие с внешними партнерами, СМИ, выставочно-ярмарочными комплексами и т. п. по вопросам помощи в размещении информации о деятельности Корпорации, реализуемых проектах и продвижении предприятий-реципиентов инвестиций на внешние рынки

Инвестиционный совет — разработка рекомендаций в области отраслевых приоритетов; — определение приоритетно-целевых параметров размещения средств (инвестирования) с позиций обеспечения экономического развития региона; — утверждение инвестиционных проектов, заявленных на получение государственной поддержки

Министерство экономики и регионального развития — мониторинг социально-экономического развития региона; — информационная поддержка Корпорации о социально-экономическом развитии региона; — экспертиза инвестиционных проектов

Министерство финансов — разработка законов о бюджете на текущий год с внесением расходов на государственную поддержку инвестиционной деятельности; — подготовка отчетов об исполнении бюджетных обязательств в области государственной поддержки

Головная организация — привлечение инвесторов к реализации инвестиционных проектов на территории региона; — содействие инвесторам в реализации инвестиционных проектов на территории региона; — участие в управлении и контроле инвестиционным банком и управляющими компаниями; — разработка инвестиционных проектов и проведение их согласования, выполнение функций заказчика на разработку технико-экономических обоснований; — взаимодействие с ответственными исполнителями и заказчиками инфраструктурных проектов на территории региона, выполнение функций заказчика по созданию инфраструктурных объектов на территории региона; — вклады в уставный капитал (создание совместных предприятий с последующим выходом из состава учредителей)

Инвестиционный банк, управляющая компания инвестиционными фондами — аккумулирование средств на территории региона; — размещение средств на территории региона

Информационно-аналитические центры Корпорации развития — оценка реализации механизма активизации и проведения мониторинга; — взаимодействие с государственными органами власти по вопросам предоставления инвесторам различных форм государственной поддержки; — взаимодействие с инвесторами по предоставлению информации о деятельности Корпорации; — предварительные рекомендации в области экспертизы инвестиционных проектов; — оказание административной и публичной поддержки развитию экономики региона и реализации конкретных инвестиционных проектов; — проведение форумов, конференций, круглых столов, семинаров, брифингов на региональном, федеральном, международном уровнях; — содействие организации подготовки и переподготовки кадров для реализации инвестиционных проектов

сведения годовой отчетности, что позволяет потенциальным инвесторам иметь представление о результатах деятельности головной организации. В-третьих, создание такого открытого акционерного общества обусловлено ограничениями действующего законодательства в отношении участия органов государственной власти в деятельности институциональных инвесторов [4, 2].

Основой для формирования уставного капитала головной организации послужат средства из регионального бюджета. Кроме того, представители правительства Красноярского края в лице руководителей министерства экономики и регионального развития и инвестиционного совета войдут в совет директоров.

В соответствии с поставленными целями головная организация должна являться, по сути, фондом прямых инвестиций, не занимаясь непосредственно реализацией проектов. Ее задача — направлять средства в уставные капиталы подконтрольных ей организаций (инвестиционный банк, управляющие компании) и в уставные капиталы предприятий, созданных совместно с другими инвесторами. Эти совместные предприятия и будут заниматься непосредственной реализацией инвестиционных проектов на территории края. Через долю в уставных капиталах предприятий, созданных в рамках Корпорации и предприятий, созданных совместно с другими инвесторами, головная организация будет оказывать влияние на деятельность этих субъектов, осуществлять контроль, получать дивиденды и т. д.

В структуру Корпорации должны быть включены институциональные инвесторы, занимающиеся привлечением и размещением денежных средств. Именно институциональные инвесторы наделены соответствующими полномочиями и способны мобилизовать свободные средства населения. Инвестиционный банк и инвестиционные фонды — наиболее подходящие структуры, способные выполнять функции как по привлечению денежных средств, так и по их эффективному размещению (рис. 2). Правовые основы и экономическая целесообразность включения институциональных инвесторов в механизм активизации инвестиций регламентированы Федеральным законом от 29.11.2001 № 156-ФЗ. «Об инвестиционных фондах» и Законом РСФСР от 02.12.1990 № 395-1 «О банках и банковской деятельности» [4, 2]. Участие государства обеспечит дополнительные гарантии стабильности этих структур, а также взаимодействие с

органами исполнительной власти по реализации мер государственной поддержки инвестиций позволят создать дополнительные стимулы для инвесторов при размещении их средств именно в структуры Корпорации.

В предлагаемом механизме страховые компании и негосударственные пенсионные фонды не используются как институты, включенные в структуру Корпорации. Это обусловлено тем, что их целевое назначение — сохранить имеющиеся средства с учетом инфляции и обеспечить необходимые выплаты, а извлечение прибыли, в том числе и путем размещения средств на рынке капиталов, становится лишь необходимым для этого условием. Как известно, средства населения в страховые компании размещаются с условием последующего возврата с многократным увеличением вложенной суммы при наступлении страхового случая. Что касается пенсионных фондов, то они предназначены для того, чтобы заработанные человеком средства не потеряли своей ценности в момент выплаты пенсии, т. е. были адекватны по стоимости. Однако эти институты могут выступать инвесторами на третьем уровне в предлагаемом механизме при размещении своих средств, вкладывая их в инвестиционный банк или передавая имущество управляющей компании в доверительное управление, размещая в инвестиционных фондах.

Таким образом, в ходе создания и функционирования Корпорации формируются три уровня инвестирования:

— первый уровень — создание головной организации и привлечение крупных инвесторов в качестве совладельцев;

— второй уровень — создание инвестиционного банка и компании, управляющей инвестиционными фондами, за счет привлечения крупных и средних инвесторов, а также создание совместных предприятий для реализации инвестиционных проектов регионального значения;

— третий уровень — привлечение свободных денежных средств широкого круга населения, предприятий малого и среднего бизнеса, различных институциональных инвесторов за счет осуществления функций инвестиционного банка и управляющей компании.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Основная задача по аккумулированию и размещению средств отводится инвестиционному банку и управляющей компании. Соответственно источниками инвестиционных ресурсов могут быть средства физических и юридических лиц, а также иностранные инвестиции.

Рис. 2. Организационная схема функционирования Корпорации

Основные пути привлечения средств в корпорацию будут включать:

—выпуск инвестиционным банком ценных бумаг, обеспеченных гарантией региональных властей;

— перевод на обслуживание в инвестиционный банк предприятий, находящихся в собственности региональных властей, в том числе обслуживание части бюджетных расходов и платежей (выплата заработной платы бюджетникам и т. д.);

— обслуживание банком всех желающих юридических и физических лиц, в том числе обязательный перевод на обслуживание всех вступивших в инвестиционные программы банка;

— предоставление налоговых льгот по региональным налогам при инвестировании средств в инвестиционные фонды и в банк, а также по доходам, полученным от использования вкладов в банк и инвестиционные фонды;

— предоставление иностранным инвесторам механизма инвестирования в виде облигаций банка, конвертируемых в акции инвестируемых предприятий, что существенно снизит риски при размещении капитала;

— предоставление иностранным инвесторам механизма инвестирования в фонды с дальнейшим преимущественным правом выкупа акций инвестируемых предприятий или конвертации ценных бумаг фондов в акции предприятий;

— внесение средств предприятиями на кооперативной основе с целью получения дальнейшей возможности инвестирования в собственное производство;

— участие в качестве официального банка по программам (поддержки малого бизнеса, предприни-

мательства, сельского хозяйства, ипотеки, компенсациям процентной ставки и т. д.), проводимым правительством края;

— участие в качестве официального банка, работающего по программам кредитования и прочим формам поддержки бизнеса, существующим на федеральном уровне, в том числе по программам Российского банка развития, Банка реконструкции и развития и международным программам развития;

— облуживание инвестиционным банком счетов головной организации, инвестиционных фондов и управляющих компаний, действующих в рамках этого же механизма.

Соответственно инвестиционная деятельность Корпорации будет осуществляться по следующим направлениям:

— участие в реализации инвестиционных и венчурных проектов посредством вкладов в уставный капитал предприятий, возможно, совместно со сторонними инвесторами;

— покупка пакетов акций действующих региональных предприятий с целью модернизации производства, осуществления профессионального управления, повышения капитализации и вывода на фондовый рынок;

— предоставление займов перспективным предприятиям на условиях, более привлекательных, чем рыночные;

— поддержка малого и среднего бизнеса посредством использования механизма лизинга, реализации программы микрокредитования;

— покупка инвестиционных паев и акций инвестиционных фондов, созданных в рамках этого механизма;

—участие на фондовом рынке с целью повышения доходности и ликвидности средств фондов.

Предлагаемый организационно-экономический механизм активизации инвестиционной деятельности включает в себя совокупность следующих методов воздействия на инвестиционную деятельность.

Экономические методы:

— бюджетные: предоставление бюджетных субсидий на возмещение процентов по кредитам и затрат по лизингу; предоставление бюджетных кредитов; вклады в уставный капитал; выпуск

ценных бумаг, гарантированных государством; предоставление льготных условий пользования государственным и муниципальным имуществом; предоставление льготных условий пользования землей и другими природными ресурсами; сокращение бюджетных расходов за счет переноса функций по управлению государственным и муниципальным имуществом на частных инвесторов;

— налоговые: предоставление налоговых льгот; инвестиционный налоговый кредит;

— кредитно-денежные: выпуск корпоративных ценных бумаг; целевое кредитование за счет институциональных инвесторов (банка); осуществление операций с региональными и корпоративными ценными бумагами на фондовом рынке; осуществление дисконтной политики (регулирование ставок по кредитам);

— антимонопольные: развитие конкурентной среды за счет поддержки разных категорий инвесторов; предоставление информационных и консультационных услуг по организации бизнеса, инвестиционному бизнес-планированию.

Институциональные методы:

— создание коммерческого института с государственным участием (Корпорация), а также в его рамках инвестиционного банка и управляющей компании инвестиционными фондами;

— создание информационно-аналитических центров в рамках Корпорации.

Административные методы:

— установление требований осуществления деятельности на территории региона;

— установление лимитов кредитования, объемов выдаваемых кредитов.

Реализация этих методов будет повышать привлекательность предлагаемого механизма для инвесторов и, следовательно, формировать дополнительный доход в экономике, составляющими которого будут являться доходы Корпорации и инвесторов по уровням инвестирования, а также доход государства.

Доход для инвесторов при вложении средств в Корпорацию будет складываться из:

1) дохода по вложенным средствам в финансовые инструменты и основные фонды предприятий (3-й уровень инвестирования);

2) дивидендов от участия в структурах Корпорации головной организации, инвестиционного банка, управляющих компаний (1-й и 2-й уровни инвестирования);

3) экономии за счет использования мер государственной поддержки инвестиционной деятельности (на всех уровнях инвестирования).

При этом заданный (гарантированный) уровень доходности (1) будет обеспечиваться за счет экономии, возникающей в результате реализации мер государственной поддержки, предусмотренных для каждого уровня инвестирования:

Дг=Др + Эга> (1)

где Дг — доходность, гарантированная инвестору при вложении средств в структуры Корпорации;

ДР — реальная доходность вложенных средств; ЭГП — экономия за счет государственной поддержки.

Доход государства от участия в Корпорации может быть выражен в виде формулы (2):

Дг=К^Дго—Щп+ЭФб+ЭФс+Ргчп , (2)

где кг — коэффициент, соответствующий доле

участия государства в уставном капитале головной организации Корпорации; ДГО — доход головной организации Корпорации;

БСГП — бюджетные средства, выделенные на государственную поддержку инвестиций; ЭФБ — бюджетный эффект от реализации механизма активизации инвестиций, в т. ч. поддержанных инвестиционных проектов; ЭФС — социальный эффект за счет создания новых рабочих мест и снижения расходной части бюджета по выплате пособий по безработице;

Ргчп — расходы бюджета, перенесенные на головную организацию Корпорации либо частных лиц в рамках государственно-частного партнерства.

В целях обеспечения формирования и функционирования предлагаемого организационно-экономического механизма активизации инвестиционной деятельности необходимо реализовать следующие мероприятия.

1. Мероприятия по нормативно-правовому обеспечению:

— разработка концепции, в которой закрепляются цели и принципы создания Корпорации, организационно-правовая форма, а также отраслевые приоритеты и процедура софинансирования инвестиций за счет бюджетных средств;

— разработка пакета документов по созданию структур Корпорации (головной организации, инвестиционного банка, управляющей компании);

— внесение изменений в Закон Красноярского края «О бюджете» в целях выделения бюджетных средств в виде вклада в уставный капитал на создание головной компании Корпорации;

— в целях расширения полномочий региональных органов власти в области применения налоговых льгот требуется внести изменения в налоговый кодекс по расширению перечня налогов: акцизы, сборы и налог на прибыль в области поступлений в региональный бюджет, налог на доходы физических лиц;

— разработать соглашения о сотрудничестве с основными инвесторами, а также Корпорации с правительством Красноярского края в отношении распределения выполняемых функций.

2. Мероприятия по организационному обеспечению:

— закрепить распределение функций между органами государственной власти и структурами Корпорации в целях реализации механизма активизации инвестиционной деятельности;

— создать в рамках Корпорации информационно-аналитические центры, наделенные функциями по сбору и обработке информации об инвестиционной деятельности в регионе, а также по взаимодействию с органами власти и потенциальными инвесторами.

3. Мероприятия по методическому обеспечению:

— разработать в соответствии с предложенным концептуальным подходом методические рекомендации по размещению средств Корпорации в инвестиционные проекты (инвестиции в основной капитал);

— включить систему показателей в систему мониторинга функционирования механизма активизации инвестиционной деятельности;

— разработать и внедрить в практику методику оценки влияния механизма активизации инвестиционной деятельности на экономику региона.

4. Мероприятия по информационному обеспечению:

— создать в рамках Корпорации информационно-аналитические центры, наделенные функциями по сбору и обработке информации об инвестиционной деятельности в регионе, а также по взаимодействию с органами власти и потенциальными инвесторами;

— разработать систему размещения информации о деятельности Корпорации через федеральные, региональные и международные средства массовой информации;

— разработать систему профессиональной информационной поддержки предпринимательских и промышленных структур региона через информационно-аналитические центры, предусматривающую возможность обратной связи;

— обеспечить сотрудничество при помощи министерства внешних связей и инвестиционной политики Красноярского края с ассоциациями производителей, выставочно-ярмарочными комплексами и внешними партнерами в области продвижения предприятий-реципиентов инвестиций на внешние рынки (прежде всего инорегиональ-ные, затем и зарубежные);

— разработать и внедрить в практику систему оперативного мониторинга.

Таким образом, в результате реализации предложенных мероприятий будет создан действенный механизм, функционирование которого будет способствовать активизации инвестиционной деятельности и решению существующих проблем в экономике региона в силу использования следующих элементов:

1. Создание организационной структуры холдингового типа развития позволит аккумулировать большой объем средств населения и других субъектов экономики — потенциальные инвестиционные ресурсы. Сочетание различных институтов позволит удовлетворить потребности инвесторов различных категорий, как крупных корпораций, так и малого бизнеса и населения. Доля участия в уставных капиталах структур Корпорации обеспечит управляемость такой структуры со стороны государства, а значит, возможность регулировать финансовые/инвестиционные потоки.

2. Участие государства является дополнительным привлекательным фактором для потенциальных вкладчиков и инвесторов. Во-первых, участие государства будет предоставлять определенные законодательно утвержденные гарантии, а также информационную и техническую поддержку, что, например, очень важно для иностранных инвесторов или малого бизнеса. Кроме того, Корпорация будет иметь прозрачную структуру управления, четко сформулированную и утвержденную стратегию инвестирования. Эта структура и прозрачность станут также дополнительным стимулом для институциональных инвесторов во вложении средств в Корпорацию и соответственно дополнительным ресурсом для развития региона. Во-вторых, за счет средств государственного бюджета путем реализации государственной поддержки будет обеспечиваться дополнительная доходность для инвесторов.

3. Проведение всестороннего мониторинга как органами власти по макроэкономическому развитию края, так и экспертами, задействованными в Корпорации, в области финансовых рынков и ин-

вестиций позволит отслеживать динамику рынка и корректировать приоритеты развития региона.

4. Координация и сотрудничество между властью и бизнесом будут способствовать повышению эффективности управления и самой экономики региона. В свою очередь при развитии технологичных производств получат развитие научно-исследовательские организации по вопросам применения новейших технологий и совершенствования производственного процесса. Возникнет необходимость в кооперации знаний из самых разных областей, и целый ряд организаций, лабораторий, технических вузов будут работать над решением задач, которые практически не возникают в настоящее время при наличии отлаженной технологии на существующих сырьевых предприятиях.

5. Возникающие в ходе реализации инвестиционных проектов бюджетный и социальный

эффекты станут источником для развития новых производств и решения социальных проблем региона.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Закон Красноярского края от 30.09.2004 № 12-2278 «О государственной поддержке инвестиционной деятельности в Красноярском крае».

2. Закон РСФСР от 02.12.1990 № 395-1 «О банках и банковской деятельности».

3. Постановление Совета Администрации Красноярского края от 21.11.2005 № 281-п «О создании некоммерческой организации «Фонд содействия развитию венчурных инвестиций в малые предприятия в научно-технической сфере Красноярского края».

4. Федеральный закон от 29.11.2001 № 156-ФЗ. «Об инвестиционных фондах».

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.