Научная статья на тему 'Методические подходы к реализации инвестиционной стратегии региона'

Методические подходы к реализации инвестиционной стратегии региона Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
102
32
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
European research
Область наук
Ключевые слова
инвестиционная стратегия / финансирование / иностранные инвестиции / государственные меры / эффективность инвестиционных процессов / investment strategy / financing / foreign investment / government measures / the effectiveness of investment processes.

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Григорьев Юрий Иннокентьевич

В статье рассматриваются меры государственной поддержки инвестиционной активности региона. Анализируются возможности привлечения иностранных инвестиций в регион. Приводятся выводы об основных тенденциях развития российской экономики. Формируются рекомендации по консолидации финансовых ресурсов при реализации инвестиционной программы региона.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Methodological approaches to the implementation of the investment strategy in the region

Тhe article considered measures of state support of investment activity in the region. The possibilities of attracting foreign investment to the region. We give conclusions about the main trends in the Russian economy. Forming recommendations for consolidation of financial resources in the implementation of the investment program in the region.

Текст научной работы на тему «Методические подходы к реализации инвестиционной стратегии региона»

Methodological approaches to the implementation of the investment strategy in the region

Grigoryev Ju. (Russian Federation)

Методические подходы к реализации инвестиционной стратегии региона

Григорьев Ю. И. (Российская Федерация)

Григорьев Юрий Иннокентьевич / Grigoryev Juriy - генеральный директор,

ООО Юридическое агентство «Новация», г. Нюрба, Республики Саха (Якутия)

Аннотация: в статье рассматриваются меры государственной поддержки инвестиционной активности региона. Анализируются возможности привлечения иностранных инвестиций в регион. Приводятся выводы об основных тенденциях развития российской экономики. Формируются рекомендации по консолидации финансовых ресурсов при реализации инвестиционной программы региона.

Abstract: the article considered measures of state support of investment activity in the region. The possibilities of attracting foreign investment to the region. We give conclusions about the main trends in the Russian economy. Forming recommendations for consolidation offinancial resources in the implementation of the investment program in the region.

Ключевые слова: инвестиционная стратегия, финансирование, иностранные инвестиции, государственные меры, эффективность инвестиционных процессов.

Keywords: investment strategy, financing, foreign investment, government measures, the effectiveness of investment processes.

Для успешной реализации отраслевых и функциональных федеральных целевых программ и программ социально-экономического развития регионов администрациям субъектов РФ необходимо тесно увязать интересы данных субъектов с интересами отраслевой экономики. Администрации субъектов Федерации должны формировать стратегию в данном направлении путем проведения мониторинга программ, реализуемых на их территории, маркетинговых исследований платежеспособности потребителей продукции, намеченной к выпуску, реальной потребности региона, организовать работу по созданию портфеля наиболее эффективных инвестиционных проектов, а также баз данных о возможных инвесторах.

В этом контексте целесообразно проводить политику привлечения инвестиций в направлении формирования благоприятных условий для инвестирования, установлении контактов с финансовыми и консалтинговыми организациями, формировании рынка инвестиционных проектов и программ, продвижении их на федеральном и международном уровне [1].

Анализируя сложившуюся тенденцию, необходимо отметить, что в современных социальноэкономических условиях роли федерального бюджета в финансировании инвестиций и существенного усиления значения субъектов федерации в активизации инвестиционных процессов в регионах осуществляются, главным образом, посредством методов государственного экономического регулирования.

Указанные методы предполагают защиту прав собственности, свободы предпринимательства, борьбу с монополистическими тенденциями, регулирование денежного обращения и ценовой политики, внешнеэкономической и таможенной деятельности, содействию обеспечения экологической безопасности, осуществление системы социальных приоритетов. Совершенствование системы государственного регулирования регионального управления должно быть связано, прежде всего, с созданием конкурентной среды через нормативно-правовые акты, влияющие на механизмы рынка [2].

На уровне регионов государство, по нашему мнению, должно целенаправленно поддерживать меры по:

- эффективному взаимодействию промышленных предприятий с оптово-розничной инфраструктурой;

- усиление межотраслевой интеграции, когда головное предприятие объединяет свой основной капитал с капиталами смежников по технологическому циклу;

- созданию не столько новых производственных мощностей, сколько использованию имеющихся;

- расширению лицензионного производства, особенно по номенклатуре наукоемких изделий и компонентов;

- формированию крупных межотраслевых корпораций, прямо или косвенно регулируемых государством, что позволит приостановить процесс деиндустриализации регионов;

- повышение социальных гарантий в регионах;

- размещению жилищных сертификатов, выпуску гаражного и телефонного займов.

В целях привлечения инвестиций в регионы необходимо также освобождение предприятий от долгов. Это предполагает создание на основе анализа экономического потенциала каждого предприятия - рынка долговых обязательств предприятий, администрирование долгов в местные бюджеты и на этой основе повышение деловой активности регионов. Нуждается в усилении рекламно-выставочная работа в каждом регионе по отражению его инвестиционного потенциала через систему единого информационного пространства субъектов Федерации [2].

К первоочередным мерам, направленным на создание благоприятных условий для притока иностранных инвестиций, помимо совершенствования нормативно-правовой базы следует отнести необходимость:

- совершенствования управления государственной собственностью в регионах (например, передача в управление региональным властям пакетов акций предприятий, находящихся в государственной собственности, с целью привлечения корпоративных инвестиций);

- разработки и реализации механизма амнистии репатриированного капитала, вкладываемого в производственный сектор экономики; определение объекта вложений этого капитала, приемлемого для амнистии, как приобретение пакета вновь эмитированных акций предприятий, стоимостью не менее 25 % от уставного капитала без права продажи пакета в течение определенного срока;

- создание сети инвестиционных банков, способных трансформировать финансовые ресурсы в инвестиции с использованием рынка ценных бумаг;

- разработки системы региональных экономических льгот для инвесторов, вкладывающих финансовые средства в приоритетные отрасли экономики;

- разработки и внедрения механизма ускоренной амортизации основных фондов;

- широкого применения таких форм инвестирования, как многосторонний клиринг, что позволяет минимизировать финансовые расходы на привлечение оборотных средств, привлекать инвестиции в форме готовых технологий и оборудования;

- сосредоточения средств на поручительства региональных администраций, предназначенных для защиты частных инвестиционных кредитов, в специальной статье региональных бюджетов при обязательном обеспечении их прозрачности;

- создания региональных агентств по страхованию и гарантированию инвестиций, выполняющих в зависимости от имеющихся возможностей либо только функцию управляющей компании регионального залогового фонда, либо совмещающих ее с функцией дополнительного страхования за счет использования собственных и привлеченных средств;

- широкого использования региональными агентствами по страхованию и гарантированию инвестиций опыта по ведению конкретной работы по сопровождению иностранных инвесторов на всех стадиях реализации инвестиционных проектов, в том числе через структуры федерального центра;

- разработки всеми регионами программ создания своего благоприятного имиджа для привлечения иностранных инвестиций;

- формирование рынка эффективных инвестиционных проектов;

- развития информационного и консультативного обеспечения иностранных инвесторов.

Также следует отметить важное значение для целенаправленной работы региональных администраций, связанной с максимальной концентрацией имеющихся финансовых средств на ограниченном числе высокоэффективных проектов федеральной значимости, имеющих решающее значение для увеличения инвестиционного потенциала региона. Их реализация позволит перераспределить прибыль на уровне региона в проекты региональной значимости, широко используя возможности облигационных займов для поступления средств в региональный бюджет и предоставления кредитов частным инвесторам.

Необходимо привлекать к инвестиционному кредитованию отдельных проектов действующие в регионе финансово-банковские структуры. Эффективное использование этого источника финансовых ресурсов в значительной мере зависит от тщательной обработки и введения в практику гарантированных кредитов на территории регионов. Целесообразна разработка на региональном уровне системы привлечения к ресурсному обеспечению инвестиционных проектов других внебюджетных источников, включая внебюджетные фонды, средства населения, общественных и благотворительных организаций.

Таким образом, можно сделать следующие выводы [3]:

1. Развитие инвестиционных процессов является важной государственной задачей, состоящей в обеспечении максимальной степени защищенности каждого конкретного человека и хозяйствующих субъектов, решение которой позволяет повысить жизненный уровень населения и обеспечить устойчивые тенденции развития регионов.

2. Анализ состояния дел в производственном секторе экономики дает основания отметить следующие тенденции: потери производственного потенциала страны; падение динамики производства по всем важнейшим видам промышленной продукции; преобладание на российских предприятиях основных фондов с высокой степенью износа; различные темпы спада в сырьевых и в обрабатывающих отраслях.

3. Современная инвестиционная стратегия включает определение приоритетов и параметров инвестиционного процесса, создание эффективных систем управления инвестиционным процессом, разработку механизмов управления инвестиционными процессами. Необходимым условием повышения эффективности инвестиционных процессов на уровне региона является разработка и внедрение комплекса маркетинга, основанного на тщательном анализе реальных и потенциальных потребностей покупателей и инвесторов.

4. Для того чтобы инвестирование заняло стратегические позиции в экономике нашей страны, в соответствии с мировой практикой развития этой сферы, на современном этапе необходима активная государственная позиция в обеспечении его развития. Эффективное государственное регулирование и управление развитием инвестиционных процессов в регионах являются необходимым условием преодоления инвестиционного кризиса, достижения и превышения докризисного уровня развития инвестиционного комплекса и, как следствие, качественное улучшение уровня жизни населения.

Литература

1. Липченко Н. В., Баловнева К. С., Быков В. М. Формирование кредитной политики предприятия нефтеперерабатывающей отрасли // Российское предпринимательство. № 9, 2012. - С. 78-84.

2. Быков В. М., Быкова А. В., Мандыч И. А. Формирование субъектной среды предпринимательской фирмы // Научный журнал «European Social Science Journal». № 6, 2015. - С. 45-53.

3. Быков В. М., Ладошкин А. И. Методология управления эффективностью инвестиционных проектов в условиях экономической нестабильности: Научная монография. Самара: СамГТУ, 2005. - 137 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.