Научная статья на тему 'Формирование орфографической зоркости у младших школьников'

Формирование орфографической зоркости у младших школьников Текст научной статьи по специальности «Народное образование. Педагогика»

CC BY
78
12
Поделиться
Ключевые слова
ОРФОГРАФИЧЕСКАЯ ЗОРКОСТЬ / ГРАМОТНОСТЬ / ЦЕЛЕНАПРАВЛЕННАЯ / СИСТЕМАТИЧЕСКАЯ РАБОТА / ПОЗНАВАТЕЛЬНЫЙ ИНТЕРЕС

Аннотация научной статьи по народному образованию и педагогике, автор научной работы — Давлиталиева Гульнара Фатиховна

В современной школе главнейшая задача обучения русскому языку младших школьников формирование орфографической грамотности. Она является одной из составных частей общей языковой культуры, обеспечивая точность выражения мысли и взаимопонимания в письменном общении. Из практики обучения в начальных классах известно, что орфографическая грамотность учащихся не достигает достаточно высокого уровня, о чем свидетельствуют результаты итоговых контрольных работ по русскому языку, проводимых в 3 4 классах.

Похожие темы научных работ по народному образованию и педагогике , автор научной работы — Давлиталиева Гульнара Фатиховна,

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Текст научной работы на тему «Формирование орфографической зоркости у младших школьников»

ФОРМИРОВАНИЕ ОРФОГРАФИЧЕСКОЙ ЗОРКОСТИ У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ Давлиталиева Г.Ф.

Давлиталиева Гульнара Фатиховна - учитель начальных классов, Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение Средняя общеобразовательная школа № 11, Муниципальное образование «Ахтубинский район», пос. Верхний Баскунчак, Астраханская область

Аннотация: в современной школе главнейшая задача обучения русскому языку младших школьников - формирование орфографической грамотности. Она является одной из составных частей общей языковой культуры, обеспечивая точность выражения мысли и взаимопонимания в письменном общении. Из практики обучения в начальных классах известно, что орфографическая грамотность учащихся не достигает достаточно высокого уровня, о чем свидетельствуют результаты итоговых контрольных работ по русскому языку, проводимых в 3 - 4 классах. Ключевые слова: орфографическая зоркость, грамотность, целенаправленная, систематическая работа, познавательный интерес.

УДК 373.31

«Оригинальное своеобразие и выразительное богатство русского языка бросалось в глаза всем, кто самостоятельно и глубоко осознанно им пользовался». В.В. Виноградов [1, 56].

Важнейшая роль в реализации целей и задач, стоящих перед начальной школой, принадлежит изучению родного языка.

В современной школе главнейшая задача обучения русскому языку младших школьников - формирование орфографической грамотности. Она является одной из составных частей общей языковой культуры, обеспечивая точность выражения мысли и взаимопонимания в письменном общении.

Из практики обучения в начальных классах известно, что орфографическая грамотность учащихся не достигает достаточно высокого уровня, о чем свидетельствуют результаты итоговых контрольных работ по русскому языку, проводимых в 3 - 4 классах.

Такое качество грамотности вызывает тревогу у учителей, родителей и, наконец, у общественности. В старших классах грамотность учащихся определенно снизилась (хотя в начальных классах осталась на прежнем уровне, но в течение последних двух десятилетий не повысилась).

Одной из причин недостаточно высокой орфографической грамотности младших школьников является несформированность их орфографической зоркости, т.е. неумение «видеть» орфограммы.

Орфографическая зоркость - это способность (или умение) быстро обнаруживать в тексте орфограммы и определять их типы.

Орфографическая зоркость предполагает также умение обнаружить ошибки, допущенные пишущим (собственные ошибки или чужие).

Значение орфографической грамотности очень велико. Современное поколение отличается безграмотностью и, несомненно, с этим нужно бороться. Методисты и преподаватели предлагают новые методики, способы обучения подрастающего поколения; учеными разрабатывается реформа орфографии, поэтому данный вопрос интересен и увлекателен. Цель орфографии - служить удобным средством письменного общения, и потому её прямое назначение - точно и ясно передавать содержание речи, выражать те или иные мысли [2, 134].

Достаточно долго работая над приемами развития орфографической зоркости, для становления соответствующего умения считаю целесообразным проводить следующие игры или упражнения.

1) Игра «Охотники и лисы», «Аукцион» где дети работают в группе над правописанием словарных слов. Именно в игре лучше запоминаются непроверяемые орфограммы.

2) Письмо под диктовку. Сначала диктую слова так, как они пишутся. Позже провожу игру «Эхо». Читаю слова, а дети повторяют шепотом, но так, чтобы я слышала. Если кто-то скопировал неправильно, то исправляют ошибку, проговаривая еще раз, затем все записывают.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

3) Комментированное письмо. Учащиеся не только проговаривают слова и предложения. Здесь очень важно, чтобы все работали с комментатором, не отставая и не забегая вперёд. Сначала прошу комментировать сильных учащихся, затем постепенно включаются и все остальные.

4) Письмо по памяти. Этот вид письма развивает память, мышление, речь, внимание. Воспитывается трудолюбие, аккуратность.

5) Составление схем-опор, блок-схем, умение выводить алгоритмы.

6) Самопроверка написанного. Ученики находят и подчеркивают «опасные места» в уже написанном предложении или слове.

7) Списывание. Особо следует выделить вопрос о списывании, поскольку оно является важнейшим видом орфографических упражнений, включающим в себя операцию предварительного выделения в списываемом тексте подавляющего числа орфограмм [3, 67].

Орфографическая грамотность имеет очень большое значение в жизни современного человека, особенно молодого, который вступает в непростую взрослую жизнь. От уровня владения языком, письменной речью во многом зависит успех в карьере, уровень образованности, уважение окружающих.

Список литературы

1. Ильяшенко В.А. Начальная школа № 6. М: Нач. школа, 2000. 155 с.

2. Тоцкий П.С. Орфография без правил. М.: Просвещение, 1991. 387 с.

3. Чистякова Л.И. Начальная школа № 2. М: Начальная школа, 1997. 178 с.

BUKHARA IS A PEARL OF THE EAST 1 2 Sidikova N.N.1, Davronov F.2

1Sidikova Nozgul Nabiyevna - Teacher of English language, DEPARTMENT FOREIGN LANGUAGES; 2Davronov Farmon - Student, TECHNOLOGY FACULTY, BUKHARA ENGINEERING-TECHNOLOGICAL INSTITUTE CHEMICAL, BUKHARA, REPUBLIC OF UZBEKISTAN

Abstract: this article is about our native town ancient Bukhara and its historical places, monuments, culture.

Keywords: ancient, native, monument, history, architecture.

Bukhara is my lovely town._I was born in Bukhara. It is my native town. Bukhara is one of the most ancient cities of Uzbekistan. There are two parts in our town: the new part and old one. In the new part there are many new buildings and modern shops. Here also situated

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.