Научная статья на тему 'Формирование общих и профессиональных компетенций акушерок/акушеров в области перинатальной психологии'

Формирование общих и профессиональных компетенций акушерок/акушеров в области перинатальной психологии Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
309
42
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Формирование общих и профессиональных компетенций акушерок/акушеров в области перинатальной психологии»

птомы мочеиспускания и симптомы после опорожнения встречаются достоверно реже (р < 0,05). Частота всех симптомов нижних мочевых путей нарастает по мере прогресси-рования беременности. При оценке частоты возникновения наиболее часто встречающихся симптомов накопления в зависимости от паритета и метода родоразрешения было установлено, что стрессовое недержание мочи чаще встречается у повторнородящих женщин во всех триместрах беременности. Частота развития никтурии, императивных позывов и учащенного мочеиспускания в 1-11 триместрах одинакова у перво- и повторнородящих женщин, но увеличивается в третьем триместре по сравнению с первым. Стрессовое недержание мочи чаще встречается у женщин, родоразрешенных через естественные родовые пути, в то время как частота развития никтурии, императивных позывов и учащенного мочеиспускания не зависит от метода родоразрешения. После родов симптомы нарушения мочеиспускания сохраняются у 64 женщин: у 16 (25,0 ± 5,4 %) женщин было диагностировано стрессовое

недержание мочи, у 14 (21,9 ± 5,2 %) — императивное и смешанное у 34 (53,1 ± 6,2 %).

Выводы

Симптомы нижних мочевых путей выявлены у 81,9 ± 2,3 % беременных женщин, из них в 71,0 ± 3,1 % случаев контроль над мочеиспусканием восстанавливается после родов. Среди СНМП превалируют симптомы накопления: недержание мочи, императивные позывы, учащенное мочеиспускание, ноктурия. Частота симптомов накопления, мочеиспускания и после опорожнения нарастает по мере прогрессирования беременности. Стрессовое недержание мочи чаще встречается у повторнородящих женщин, частота развития ник-турии, императивных позывов и учащенного мочеиспускания одинакова у перво- и повторнородящих женщин. Стрессовое недержание мочи чаще встречается у женщин, родоразрешенных через естественные родовые пути, в то время как частота развития никтурии, императивных позывов и учащенного мочеиспускания не зависит от метода родоразрешения.

формирование общих и профессиональных компетенций акушерок/акушеров в области перинатальной психологии

© О. Д. Петерсон

СПб ГБПОУ «Акушерский колледж», Санкт-Петербург, Россия

Концепция модернизации российского образования на период до 2020 года выделяет компетентностный подход в качестве приоритетного. Образовательная компетенция — это совокупность опыта, знаний, умений и навыков, обеспечивающих готовность обучающихся к решению профессиональных исследовательских задач с неформулируемым условием. В этом случае ориентиром цели профессионального образования может быть не «модель профессионала, соответствующая нормам и требованиям образовательного стандарта», а модель пути постижения отношения к самому себе, к окружающему миру и своему месту в нем, т. е. модель пути постижения своего отношения к смыслу жизни вообще.

Особое значение термин «путь постижения своего отношения к смыслу жизни» обретает

в сфере подготовки специалистов в сфере медицины, а особенно в сфере акушерства, где ежедневная профессиональная деятельность напрямую связана с экзистенциально значимыми вопросами жизни и смерти.

Поиск смысла жизни — философская и духовная проблема, имеющая отношение к определению конечной цели существования, предназначения человечества, человека как биологического вида, а также человека как индивидуума. Вопрос об отношении к смыслу жизни может пониматься как субъективная оценка прожитой жизни и соответствия достигнутых результатов первоначальным намерениям, как понимание человеком содержания и направленности жизни. Ответ на этот вопрос человек ищет всю свою жизнь и получает его по мере обретения знаний, жизненного и профессионального опыта,

■ ЖУРНАЛЪ АКУШЕРСТВА и ЖЕНСКИХЪ БОЛЪЗНЕЙ

ТОМ LXVI СПЕЦВЫПУСК 2017

ISSN 1684-0461

т. е. он является постепенным, последовательным духовным процессом. Но что происходит, если в жизнь профессионала вторгается смерть, горе?

Потеря беременности на любом сроке, внематочная беременность, некурабельное бесплодие, гибель ребенка до, во время и после родов, смерть усыновленного младенца является психотравмирующей ситуацией для матери, отца и других членов семьи. Но не только для них. Все это вызывает мощный внутренний когнитивный диссонанс специалиста, социальная сущность профессии которого — «дарить жизнь», приводящий к профессиональной деформации личности и развитию синдрома эмоционального выгорания. Как показали психологические исследования, проведенные среди обучающихся колледжа, различные проявления синдрома эмоционального выгорания формируются у будущих акушерок уже на стадии обучения.

На сегодняшний день законодатель посредством Федерального государственного образовательного СПО, утвержденного приказом Министерства образования и науки РФ от 11.08.14 г. № 969, утвердил совокупность обязательных требований к образованию по специальности 31.02.02 «Акушерское дело», а именно перечень общих и профессиональных компетенций, которыми должна обладать акушерка в том числе как результат изучения по учебной дисциплине «Психология».

К общим компетенциям законодатель отнес восемь компетенций, а именно: понимать сущность и социальную значимость будущей профессии, организовывать собственную деятельность, выбирать типовые методы и способы выполнения профессиональных задач, оценивать их эффективность и качество, принимать решения в стандартных и нестандартных ситуациях, нести за них ответственность, работать в коллективе и команде, эффективно общаться с коллегами, руководством, потребителями, организовывать рабочее место

с соблюдением требований безопасности, вести здоровый образ жизни.

К элементам профессиональных компетенций акушерки, формируемым в результате освоения учебной дисциплины «Психология», законодатель отнес, в частности, лечебно-диагностическую медико-социальную помощь женщине, новорожденному, семье при физиологическом и патологическом течении беременности, родов, послеродового периода, проведение диспансеризации, патронажа беременных и родильниц, физиопсихопро-филактическую подготовку беременных к родам, обучение мерам профилактики осложнений беременности, родов и послеродового периода, оказание акушерского пособия при физиологических родах, участие в оказании помощи пациентам в периоперативном периоде, осуществление интенсивного ухода при акушерской патологии.

В этом обширном перечне отсутствует акушерка как личность, как участник процесса горевания с переживаниями своего экзистенциального кризиса, амбивалентным отношением к своей профессии, тревогой, чувством вины, эмоциональной беспомощностью. Безусловно, стандарты оказания психологической помощи при перинатальных утратах снизят интенсивность личностных переживаний. Однако, рассматривая личность профессионала как субъекта системы отношений (Лазурский А.Ф., Мясищев В.Н.), просто необходимо введение в образовательный стандарт такой общей компетенции, как формирование личного отношения к мировоззрению, к себе, к нравственности, к ответственности, к религии и т. п. Формирование данной компетенции возможно (как один из вариантов) посредством психологического консультирования будущих специалистов в области акушерства в течение всего курса обучения. Данное предложение, конечно, является дискуссионным и подлежит дальнейшему обсуждению.

ЖУРНАЛЪ АКУШЕРСТВА и ЖЕНСКИХЪ БОЛЪЗНЕЙ

ТОМ LXVI СПЕЦВЫПУСК 2017

КИ 1684-0461 ■

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.