Научная статья на тему 'Формирование общепрофессиональных компетенций медицинского ухода у студентов врачебных специальностей'

Формирование общепрофессиональных компетенций медицинского ухода у студентов врачебных специальностей Текст научной статьи по специальности «Науки о здоровье»

CC BY
181
19
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ОБЩЕПРОФЕССИОНАЛЬНЫЕ КОМПЕТЕНЦИИ / GENERAL PROFESSIONAL COMPETENCE / ОБЩИЙ И МЕДИЦИНСКИЙ УХОД / GENERAL AND MEDICAL CARE / СРЕДНИЙ МЕДИЦИНСКИЙ ПЕРСОНАЛ / MIDDLE MEDICAL PERSONNEL / КОМИССИЯ ПО ДОПУСКУ К ОСУЩЕСТВЛЕНИЮ МЕДИЦИНСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ / COMMISSION RESPONSIBLE FOR MEDICAL ACTIVITY / ПЕРВИЧНАЯ АККРЕДИТАЦИЯ / PRIMARY ACCREDITATION

Аннотация научной статьи по наукам о здоровье, автор научной работы — Лапик С.В.

В статье представлен опыт Тюменского государственного медицинского университета по логистике формирования общепропрофессиональных компетенций общего и медицинского ухода. Формирование компетенций начинается с общего ухода за больными, медицинский уход изучается на дисциплине вариативной части учебного плана. Освоение манипуляций и процедур специализированного ухода продолжается на симуля-ционных и клинических практиках. После чего студенты успешно сдают экзамен по допуску к осуществлению медицинской деятельности, приобретают опыт работы, что в последующем позволяет успешно проходить первичную аккредитацию и поступать в ординатуру.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам о здоровье , автор научной работы — Лапик С.В.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

FORMATION OF GENERAL PROFESSIONAL COMPETENCIES OF MEDICAL CARE OF MEDICAL SPECIALTIES’ STUDENTS

The article presents the experience of the Tyumen State Medical University in logistics of the formation of the general professional competence in general and medical care. The formation of the competencies begins with general care of patients, medical care is studied at the discipline of the variable part of the curriculum. The development of manipulation and specialized care procedures continues at simulation and clinical practices. After that, the students successfully pass the exam for admission to the implementation of medical activities, acquire work experience, which in the future allows them successfully to pass the initial accreditation and go to residency.

Текст научной работы на тему «Формирование общепрофессиональных компетенций медицинского ухода у студентов врачебных специальностей»

2018, том 20 [3]

—--—

http://dx.doi.org/10.26787/nydha-2226-7417-2018-20-3-17-22 УДК 616-081.211:378

ФОРМИРОВАНИЕ ОБЩЕПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ

КОМПЕТЕНЦИЙ МЕДИЦИНСКОГО УХОДА У СТУДЕНТОВ ВРАЧЕБНЫХ СПЕЦИАЛЬНОСТЕЙ

Лапик С.В.

ФГБОУ ВО «Тюменский государственный медицинский университет», г. Тюмень, Российская Федерация

Аннотация. В статье представлен опыт Тюменского государственного медицинского университета по логистике формирования общепропрофессиональных компетенций общего и медицинского ухода. Формирование компетенций начинается с общего ухода за больными, медицинский уход изучается на дисциплине вариативной части учебного плана. Освоение манипуляций и процедур специализированного ухода продолжается на симуля-ционных и клинических практиках. После чего студенты успешно сдают экзамен по допуску к осуществлению медицинской деятельности, приобретают опыт работы, что в последующем позволяет успешно проходить первичную аккредитацию и поступать в ординатуру.

Ключевые слова: общепрофессиональные компетенции, общий и медицинский уход, средний медицинский персонал, комиссия по допуску к осуществлению медицинской деятельности, первичная аккредитация.

В прошлом учебном году впервые студенты-выпускники основных профессиональных образовательных программ (ОПОП) по специальностям - Лечебное дело и Педиатрия проходили первичную аккредитацию, включающую важной составной частью объективизированный структурированный клинический экзамен (ОСКЭ), ряд манипуляций и процедур которого изучаются на младших курсах и относятся к общепрофессиональным компетенциям, которые можно отнести к общеклиническим компетенциям общего и медицинского ухода, в частности гигиеническое мытье рук, надевание /снятие перчаток, обращение с медицинскими отходами, постановка внутривенной инъекции, постановка внутримышечной инъекции, ингаляционная терапия с помощью небу-лайзера, сердечно-легочная реанимация и т.д. [1].

В процессе подготовки выпускников к ОСКЭ преподаватели, ответственные за станции первичной аккредитации, не могли не отметить, насколько легче проходил тренинг у тех студентов, которые имели или имеют опыт работы в практическом здравоохранении в качестве среднего медицинского персонала. Кроме этого стаж работы в медицинской организации во время учебы сейчас дает значительный бонус при поступлении в ординатуру. Цель нашей работы: обобщить и представить для широкого обсуждения опыт Тюменского государственного медицинского университета по логистике формирования знаний, умений и владений общепрофессиональных компетенций общего и медицинского, в т.ч. специализированного ухода для повышения приверженности студентов врачебных специальностей профессио-

~ 17 ~

—--—

нальнои деятельности посредством трудоустройства в качестве среднего медицинского персонала в медицинских организациях.

Материалы и методы:

1. Анализ нормативных и распорядительных документов по проблеме;

2. Анализ деятельности комиссии по допуску лиц, не завершивших освоение основных образовательных программ высшего медицинского образования, а также лиц с высшим медицинским образованием к осуществлению медицинской деятельности на должностях среднего медицинского персонала в Тюменском ГМУ за четыре года;

3. Анализ материалов сайтов медицинских вузов по работе комиссии по допуску лиц, не завершивших освоение основных образовательных программ высшего медицинского образования, а также лиц с высшим медицинским образование к осуществлению медицинской деятельности на должностях среднего медицинского персонала;

4. Анкетирование студентов, проходящих обучение в симуляционном центре.

Как известно, в прошлом столетии подавляющее большинство студентов будущих врачей, начиная с первого курса, работали в больницах в качестве среднего и младшего медицинского персонала. В результате чего приобретение общеклинического опыта и освоение манипуляций на практике не представляло проблем, а также не было и речи о тотальном дефиците в лечебно-профилактических медицинских организациях (ЛП МО) санитаров и медицинских сестер [2]. Введение процедуры сертификации фактически запретило работу студентов без среднего профессионального образования в ЛП МО, что постепенно привело к дефициту кадров младшего и среднего медицинского персонала и ограничениям в приобретении опыта работы в студенческие годы в 2012 г. приказа Минздравсоцразвития РФ от 19.03.2012 г. № 239-н «Об утверждении положения о порядке допуска лиц, не завершивших освоение основных образовательных программ высшего медицинского или высшего фармацевтического образования, а также лиц с высшим меди-

цинским или высшим фармацевтическим образованием к осуществлению медицинской деятельности или фармацевтической деятельности на должностях среднего медицинского или среднего фармацевтического персонала», который исправил эту ситуацию. Следует отметить, что с августа 2016 г. действует Приказ Минздрава РФ от 27.06. 2016 г. N 419-н аналогичного названия, в который дополнительно включены студенты, закончившие два курса программы бакалавриата по сестринскому делу, и выпускники программ бакалавриата и специалитета по сестринскому делу. Согласно утвержденному порядку, лица, не завершившие освоение основных образовательных программ высшего медицинского или высшего фармацевтического образования, а также лица с высшим медицинским или высшим фармацевтическим образованием, могут быть допущены к осуществлению медицинской деятельности на должностях среднего медицинского персонала при предъявлении справки об обучении, диплома о высшем медицинском образовании, а также положительного результата сдачи экзамена по допуску к осуществлению медицинской деятельности, подтвержденного выпиской из протокола сдачи экзамена, в связи с чем в медицинских образовательных организациях активно работают комиссии по допуску студентов, бакалавров и дипломированных специалистов к работе в качестве медицинских сестер палатных, процедурных, участковых, приемного отделения.

Материалы для подготовки к экзамену по допуску, размещенные в открытом доступе на сайтах вузов, требуют унификации и детального анализа с привлечением прежде всего специалистов сестринского дела. Мы рекомендуем с учетом нашего опыта и рекомендуемой трехэтапной структуры экзамена использовать тестовые задания, аналогичные тестовым заданиям итоговой государственной аттестации /или первичной аккредитации по специальности - Сестринское дело для системы среднего профессионального образования. На втором этапе по оценке практических умений рационально использовать технологию ОСКЭ с обязательным включением общеклинических манипуляций первичной аккредитации по

~ 18 ~

—--—

врачебным специальностям с использованием чек-листов. На третьем этапе мы не рекомендуем использовать ситуационные задачи по сестринскому процессу, как делают большинство комиссий по допуску, по причине отсутствия его использования на практике в ЛП МО и, соответственно, подготовки студентов врачебных специальностей по этому разделу, а сделать акцент на санитарно-эпидемиологический, лечебно-охранительный режимы, командные аспекты работы специалистов сестринского дела, этику и деонтологию.

В Блок 2 базовой части федеральных государственных образовательных стандартов высшего образования врачебных специальностей третьего поколения (ФГОС ВО 3+) с первого по третий курс целенаправленно были включены учебные по получению первичных профессиональных умений в симуляционных условиях и производственные практики по получению опыта профессиональной деятельности в качестве помощников младшего и среднего медицинского персонала: помощник младшего медицинского персонала, помощник палатной медицинской сестры и помощник процедурной медицинской сестры. Учебная практика по получению первичных профессиональных умений и навыков общего ухода и научно-исследовательской деятельности, с которой будущие врачи начинают профессиональное обучение, состоит из разделов симуляционного обучения общему уходу за больными и знакомства с работой медицинских организаций. Перечень умений и владений включает 30 манипуляций и процедур санитарно-эпидемиологического режима, клинической и личной гигиены, общего ухода, первой помощи. Причем уровень освоения компетенций на данной практике пороговый. Первый раздел по безопасности медицинского персонала и пациентов разработанной нами учебной программы посвящен начальному освоению навыков профессионального общения в процессе выполнения манипуляций. Из основных практических умений и владений студенты осваивают основы санитарно-эпидемиологического режима и манипуляции транспортировки и перемещения пациентов. В следующем разделе «Технологии

простых медицинских услуг общего ухода» в условиях симуляции и реальной клинической практики приобретаются самые важные умения и владения общего ухода за больными. В условиях симуляционного центра студенты также приобретают умения первой помощи при остановке дыхания и кровообращения, инородных телах верхних дыхательных путей, кровотечениях, травмах различных областей тела, ожогах, отморожениях. Мы не считаем целесообразным насыщение этой практики манипуляциями и процедурами медицинского ухода, т.к. студентами на первом курсе только начато изучение анатомии; другие общепрофессиональные дисциплины они только будут осваивать на следующих курсах.

Для закрепления умений и владений, полученных на учебной практике, в условиях, приближенных к производственным, предназначена производственная практика в качестве помощника младшего медицинского персонала в ЛП МО во втором семестре первого курса. На этой практике студенты на клинических базах закрепляют и расширяют умения и владения работы в команде, санитарно-эпидемиологического режима, клинической гигиены, общего ухода за больными, выполняют простые медицинские услуги. Мы считаем, что в основе учебной и производственной практики студентов первого курса должны лежать квалификационные требования профессионального стандарта младшего медицинского персонала ЛП МО. Необходимо решить вопрос с Минздравом России о допуске студентов врачебных специальностей после первого - второго курсов к работе на должностях младшего медицинского персонала по аналогии с допуском на должности среднего медицинского персонала.

На втором курсе после освоения дисциплины вариативной части учебного плана «Сестринское дело» студенты лечебного и педиатрического факультетов проходят учебную клиническую (симу-ляционную) и производственную практики в качестве помощника палатной медицинской сестры. Цель этих практик прежде всего освоение на базовом уровне умений и владений медицинского и специализированного ухода за больными в условиях симуляции, а затем в клинических условиях.

~ 19 ~

On line scientific & educational Bulletin "Health and Education Millennium", 2018. Vol. 20. No 3

—--—

В основу перечня манипуляций для этих практик мы положили квалификационные требования к сестринскому медицинскому персоналу ЛП МО: палатной медицинской сестре, медицинской сестре приемного отделения, т.к. утвержденный профессиональный стандарт среднего медицинского персонала на сегодняшний день отсутствует. В перечень практических умений и владений на практике второго курса включены манипуляции и процедуры медицинского и специализированного ухода за больными терапевтического и хирургического профиля, такие как все виды инъекций, катетеризация, клизмы, зондовые процедуры, повязки и перевязки. Результаты ежегодного скринингового опроса студентов лечебного и педиатрического факультетов, проходящих перед производственной практикой симуляционный курс, свидетельствуют, что для безопасного выполнения манипуляций в клинике, они должны выполнить ее на симуляторе не менее семи раз [4].

Таблица 1

Логистика формирования общепрофессиональной компетенции общего и медицинского ухода у

студентов врачебных специальностей

Симуляционная и производственная практика в качестве ассистента процедурной медицинской сестры на третьем курсе включает в себя наряду с технологиями простых медицинских услуг и высокотехнологичные сестринские вмешательства: уход за стомами, дренажами и ранами, инвазив-ные вмешательства, уход за периферическим венозным катетером, ассистенцию при врачебных манипуляциях и процедурах. При определении перечня знаний, умений и владений мы руководствовались квалификационными требованиями к палатной медицинской сестре, медицинской сестре процедурной и перевязочной. Ниже в таблице 1 мы приводим логистику формирования общепрофессиональной компетенции: готовность к обеспечению организации ухода за больными и оказанию первичной доврачебной медико-санитарной помощи (ОПК-10) [3].

ОПОП

I курс

II курс

III курс

IV и

более

VI

курс

и

t и

ч е

я

о

л е ч е о

я

б е

е л

Учебная практика по получению первичных профессиональных умений и навыков, в том числе первичных умений и навыков научно-исследовательской деятельности; Производственная практика по получению профессиональных умений и опыта профессиональной деятельности «Помощник младшего медицинского персонала»

Сестринское дело, Практика учебная Клиническая I» (си-муляционный курс); Производственная практика по получению профессиональных умений и опыта профессиональной деятельности «Помощник палатной медицинской сестры»

Практика учебная «Клиническая II» (симуляционный курс);

Производственная практика по получению профессиональных умений и опыта профессиональной деятельности «Помощник процедурной медицинской сестры»

о

u

о к с

Я

и Я и

ч е

о

u

е

я

ч

е р

с

е

« н

с

е

¡5

к

«

а н

о р

и

с

у

я

о

й

л

й я

о

с р

е

с

~ 20 ~

On line scientific & educational Bulletin "Health and Education Millennium", 2018. Vol. 20. No 3

—--—

Используя наш более чем пятнадцатилетний опыт работы, для формирования общепрофессиональных компетенций, включающих современные знания, умения и владения по медицинскому и специализированному уходу, определенные требованиями ФГОС ВО 3+ по специальностям Лечебное дело и Педиатрия, мы рекомендуем осуществлять преподавание дисциплин по общему уходу, сестринскому делу в интеграции с учебными и производственными практиками в качестве помощников младшего и среднего медицинского персонала, на профильных кафедрах сестринского дела, обладающих необходимым кадровым и материально-техническим потенциалом,

которые пока еще сохранились в медицинских вузах Российской Федерации от факультетов высшего сестринского образования [4].

Наш опыт преподавания дисциплины «Сестринское дело» для врачей в совокупности с освоением общепрофессиональных компетенций на учебных и производственных практиках обеспечивает успешную сдачу экзамена по допуску 7085% претендентов независимой комиссии с привлечением в первую очередь потенциальных работодателей. Приведенный в таблице 2 анализ работы комиссии по допуску в Тюменском ГМУ за четыре года подтверждает обоснованность выбранной нами логистики формирования общепрофессиональных компетенций медицинского ухода у студентов врачебных специальностей.

Таблица 2

Анализ работы комиссии по допуску к осуществлению медицинской деятельности на должностях среднего медицинского персонала за четыре года

Год Число поданных Число Число допу- % допущенных от % допущенных от

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

заявлений (абс.) явившихся щенных числа поданных явившихся на эк-

(абс.) (абс.) заявлений замен

2014 541 502 352 65,0 70,1

2015 513 474 364 71,0 76,8

2016 478 446 353 74,0 79,1

2017 539 507 428 79,4 84,4

Таким образом, рациональный процесс теоретического и практического обучения студентов врачебных специальностей общему и медицинскому уходу позволяет им успешно сдать экзамен по допуску к деятельности в качестве среднего медицинского персонала, самостоятельно работать в качестве специалистов сестринского дела, что будет способствовать приверженности выбранной медицинской профессии, успешной сдаче первичной аккредитации и дополнительными баллами при поступлении в ординатуру, приобретению клинического опыта по планируемой специальности, а также поможет региональному здравоохранению решить проблему дефицита кадров младшего и среднего медперсонала.

БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК

[1] Паспорт экзаменационной станции (типовой): Неотложная медицинская помощь, 2017 URL: https://fmza.ru/upload/medialibrary/daa/pasport-stantsii-neotlozhnaya-med.-pomoshch-27.04-_chek_list.pdf (дата обращения: 25.03.2018)

[2] Лапик С.В. Работа студентов в ЛПО: какая подготовка должна у них быть? //Главная медицинская сестра, 2012, №5, С. 146-156

[3] Лапик С.В. Модульно-компетентностный подход к реализации программы дисциплины «Сестринское дело» вариативной части ФГОС третьего поколения по специальности «Лечебное дело» // Актуальные проблемы и перспективы развития российского и международного медицинского образования. Вузовская педагогика: Материалы конференции. -Красноярск: Версо, 2012- С.38-40

~ 21 ~

—--—

[4] Лапик С.В. Логистика обучения будущих врачей сестринскому делу в Тюменском государствен-

ном медицинском университете // Вестник Уральского государственного медицинского университета, № 2, 2017, С. 56-59

FORMATION OF GENERAL PROFESSIONAL COMPETENCIES OF MEDICAL CARE OF MEDICAL SPECIALTIES' STUDENTS

Lapik S.V.

Tyumen state medical university, Tyumen, Russian Federation

Annotation. The article presents the experience of the Tyumen State Medical University in logistics of the formation of the general professional competence in general and medical care. The formation of the competencies begins with general care of patients, medical care is studied at the discipline of the variable part of the curriculum. The development of manipulation and specialized care procedures continues at simulation and clinical practices. After that, the students successfully pass the exam for admission to the implementation of medical activities, acquire work experience, which in the future allows them successfully to pass the initial accreditation and go to residency.

Key words: General professional competence, general and medical care, middle medical personnel, commission responsible for medical activity, primary accreditation

REFERENCES

[1] Pasport jekzamenacionnoj standi (tipovoj): Neot-lozhnaja medicinskaja pomoshh', 2017 URL: https://fmza.ru/upload/medialibrary/daa/pasport-stantsii-neotlozhnaya-med.-pomoshch-27.04-_chek_list.pdf (дата обращения: 25.03.2018)

[2] Lapik S.V. Rabota studentov v LPO: kakaja podgo-tovka dolzhna u nih byt'? //Glavnaja medicinskaja sestra, 2012, №5, p. 146-156

[3] Lapik S.V. Modul'no-kompetentnostnyj podhod k re-alizacii programmy discipliny «Sestrinskoe delo»

variativnoj chasti FGOS tret'ego pokolenija po spe-cial'nosti «Lechebnoe delo» // Aktual'nye problemy i perspektivy razvitija rossijskogo i mezhdunarodnogo medicinskogo obrazovanija. Vuzovskaja pedagogika: Materialy konferencii.-Krasnojarsk: Verso, 2012 -p.38-40

[4] Lapik S.V. Logistika obuchenija budushhih vrachej sestrinskomu delu v Tjumenskom gosudarstvennom medicinskom universitete // Vestnik Ural'skogo gosu-darstvennogo medicinskogo universiteta, № 2, 2017, p 56-59

~ 22 ~

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.