Научная статья на тему 'ФОРМИРОВАНИЕ ОБЩЕКУЛЬТУРНЫХ КОМПЕТЕНЦИЙ СТУДЕНТОВ - БАКАЛАВРОВ В ПРОЦЕССЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ПОДГОТОВКИ В ВУЗЕ'

ФОРМИРОВАНИЕ ОБЩЕКУЛЬТУРНЫХ КОМПЕТЕНЦИЙ СТУДЕНТОВ - БАКАЛАВРОВ В ПРОЦЕССЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ПОДГОТОВКИ В ВУЗЕ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
54
7
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КОМПЕТЕНТНОСТНЫЙ ПОДХОД / ОБЩЕКУЛЬТУРНЫЕ КОМПЕТЕНЦИИ / УЧИТЕЛЬ / ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ПОДГОТОВКА

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Конопацкая Екатерина Александровна, Фахрутдинова Резида Ахатовна

В статье рассматривается процесс формирования общекультурных компетенций студентов-бакалавров (будущих учителей иностранного языка) в процессе профессиональной подготовки на базе Казанского (Приволжского) Федерального Университета. Рассмотрены традиционные и инновационные технологии обучения, способствующие овладению практическими умениями и навыками самореализации в сфере профессиональной педагогической деятельности.The article deals with the process of formation of common cultural competence undergraduate students (future teachers of a foreign language) during training on the basis of Kazan (Volga) Federal University. Considered traditional and innovative learning technologies that promote mastery of practical skills and habits of self-realization in professional educational activities.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Конопацкая Екатерина Александровна, Фахрутдинова Резида Ахатовна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «ФОРМИРОВАНИЕ ОБЩЕКУЛЬТУРНЫХ КОМПЕТЕНЦИЙ СТУДЕНТОВ - БАКАЛАВРОВ В ПРОЦЕССЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ПОДГОТОВКИ В ВУЗЕ»

студент не боится говорить, не боится сделать ошибку. Следует отметить, что полностью избежать ошибок в учебном процессе невозможно, какую бы работу по их искоренению не проводил преподаватель. Однако проблема исправления или не исправления ошибок остается камнем преткновения и в наши дни. Замечено, что исправление ошибок может либо положительно влиять на выполнение заданий и помогать студенту, либо оно приводит к тому, что парализует отвечающего и других студентов, их способность что-то сказать.

Кроме того, в создании благоприятной обстановки на занятии важную роль играет выполнение индивидуальных заданий, поскольку подобное задание ставит всех студентов в равные условия, никто не чувствует себя ущемленным в глазах других студентов. Как считает А.В. Мудрик, особенно важно учитывать этот факт при работе со старшеклассниками и студентами, поскольку эти возрастные категории более других требуют того, чтобы в них видели личность, определенную индивидуальность [2, с. 75].

Еще одним условием в создании благоприятной психологической обстановки является само речевое поведение преподавателя на занятии, а именно, что он говорит, как он говорит, на каком языке он общается со студентами. Многочисленные исследования показывают, что положительное подкрепление в виде одобряющих реплик преподавателя оказывает огромное влияние на изучение иностранного языка. В качестве примера приведем следующие фразы: "You are absolutely correct" («Вы абсолютно правы»), "That's excellent work" («Прекрасная работа»), "You are learning that very quickly" («Вы учите это очень быстро»). Студентам необходима поддержка, помощь и, конечно, положительная оценка своей деятельности, поэтому непременным долгом преподавателя является оказывать эту поддержку. Необходимо создать такую обстановку на занятии, чтобы работа приносила радость и тому, кто учит, и тем, кто учится.

Не может остаться без внимания и вопрос о том, на каком языке должно вестись преподавание неродного языка. Все методисты единогласно утверждают, что на занятиях по иностранному языку следует пользоваться

именно преподаваемым языком. Исключение изучаемого языка из акта общения делает его в глазах студентов предметом, не имеющим практического значения. Только практическая значимость иностранного языка, понимание студентами того факта, что на этом языке можно общаться, с его помощью можно узнавать что-то новое и интересное, может служить побудительным мотивом в его изучении студентами неязыковых вузов.

Итак, создание благоприятных условий для изучения иностранного языка в полной мере зависит от преподавателя. Именно преподаватель может и должен воспитывать у студентов интерес, желание учить неродной язык. Для достижения данной цели необходимо соблюдать следующие условия, во-первых, использовать преподаваемый язык в качестве средства общения со студентами, во-вторых, доброжелательно относиться к студентам, стремиться помочь каждому из них, в-третьих, посредством современных интерактивных методик вызывать чувство успеха в осуществлении речевой деятельности, и наконец, использовать одобрительные фразы для оценивания деятельности студентов. Соблюдение всех перечисленных условий формирует необходимый на занятиях по иностранному языку благоприятный психологический климат и повышает уровень владения студентами преподаваемого языка.

Список литературы

1. Зимняя И. А. Педагогическая психология: учеб. пособие. - Ростов-на-Дону: Феникс, 1997. - 480 с.

2. Мудрик А. В. Социальная педагогика: учеб. для вузов. - М.: Академия, 2000. - 200 с.

3. Ромашина С. Я., Майер А. А. Педагогическая фаси-литация: сущность и пути реализации в образовании. - М.: Вита-Пресс, 2010. - 160 с.

4. Саломатов К. И. О повышении действенности урока иностранного языка: учеб. пособие для студ. пед. уч. завед. - М.: Просвещение, 2009. - 389с.

5. Сенько Ю. С. Гуманитарные основы педагогического образования. - М.: Academia, 2000. - 240 с.

ФОРМИРОВАНИЕ ОБЩЕКУЛЬТУРНЫХ КОМПЕТЕНЦИЙ СТУДЕНТОВ - БАКАЛАВРОВ

В ПРОЦЕССЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ПОДГОТОВКИ В ВУЗЕ

Конопацкая Екатерина Александровна

старший преподаватель, Казанский (Приволжский) федеральный университет, г. Казань

Фахрутдинова Резида Ахатовна доктор пед. наук, профессор, Казанский (Приволжский) федеральный университет, г. Казань

АННОТАЦИЯ

В статье рассматривается процесс формирования общекультурных компетенций студентов-бакалавров (будущих учителей иностранного языка) в процессе профессиональной подготовки на базе Казанского (Приволжского) Федерального Университета. Рассмотрены традиционные и инновационные технологии обучения, способствующие овладению практическими умениями и навыками самореализации в сфере профессиональной педагогической деятельности.

ABSTRACT

The article deals with the process of formation of common cultural competence undergraduate students (future teachers of a foreign language) during training on the basis of Kazan (Volga) Federal University. Considered traditional and innovative learning technologies that promote mastery of practical skills and habits of self-realization in professional educational activities.

Ключевые слова: компетентностный подход, общекультурные компетенции, учитель, профессиональная подготовка.

Keywords: competence approach, general cultural competence, teacher, vocational training.

На протяжении последних лет правительство Российской Федерации осуществило ряд значимых мероприятий в рамках Концепции модернизации российского образования, основной целью которых являлось повышение качества и экономической эффективности образования на основе компетентностного подхода. Компетентностный подход фиксирует новую модель образования, то есть такую систему целеполагания, планирования, организации и оценки учебного процесса, в которой основным образовательным результатом выступают компетенции выпускников вуза. В связи с этим были разработаны и внедрены Федеральные государственные образовательные стандарты высшего профессионального образования, в основу которых положен данный подход в соответствии с Болонским процессом.

В рамках подготовки специалиста, отвечающего требованиям времени, в соответствии со стандартом нового поколения, наряду с профессиональными и общепрофессиональными компетенциями, выделяются общекультурные компетенции. Это диктуется тем, что перед системой высшего образования возникает необходимость в формировании высокоинтеллектуального специалиста, не как информированного в тех или иных областях знаний, а как специалиста высокой культуры. Разработка проекта Стратегии подтверждает необходимость рассмотрения процесса формирования общекультурных компетенций студентов-бакалавров на основе оптимального сочетания отечественных традиций, современного опыта, достижений научных школ, предусматривающих культурно-исторический, системно-деятельностный подходы к ситуации развития творческого потенциала личности студента.

Однако, как показывают исследования, большинство студентов не в полной мере владеют необходимым уровнем сформированности общекультурных компетенций. Студенты испытывают затруднения в общении с представителями других культур, прослеживается в определённой мере отсутствие уважения к языкам, традициям других народов и национальностей, что доказывает недостаточный уровень развития их общей и профессиональной культуры.

Процесс адаптации личности студента к новым социокультурным реалиям происходит в условиях "триединства": личность, культура и общество. Личность напрямую связана с развитием адекватной самооценки, положительной мотивации, чувства ответственности, восприятия личного опыта и жизненных перспектив; культурная составляющая отражает процесс формирования общекультурных компетенций студента, его творческого самовыражения и развития, принятия культурных и жизненных ценностей; общество означает формирование коммуникативной компетенции, самореализации в сфере профессиональной деятельности, принятие социальной ответственности [10].

Создание культуросообразной среды в системе высшего профессионального образования направлено на реализацию целей и задач гуманистической концепции образования на всех этапах педагогического процесса. Использование обучающих, воспитывающих и развивающих

функций изучаемых дисциплин в вузе невозможно без проектирования внутренней культуросообразной среды. Целью образования является развитие духовных сил, становление человека субъектом культуры, а содержание образования определяется как социальный и культурный опыт, являющийся основой решения жизненно важных задач педагога и студента [6].

С позиций компетентностного подхода основным результатом образовательного процесса становится формирование ключевых, востребованных компетенций студентов-бакалавров. Например, профессиональной компетентности учителя и её важнейших составляющих - общекультурных компетенций и профессиональной культуры.

В рамках нашего исследования под общекультурными компетенциями мы понимаем развитие личности студента-бакалавра, способного к самопознанию, самореализации и самоопределению, к ориентации в пространстве культуры и диалогу с представителями других культур; способного применять профессиональные знания и умения на практике. Общекультурные компетенции включают в себя такие структурно-содержательные компоненты как: национальную и общечеловеческую культуру; духовно-нравственные основы отношений, социальных явлений и традиций; мировоззрение, включающее систему взглядов, убеждений, ценностей, идеалов, что, в конечном счёте, определяет нравственные характеристики личности студента и его поведение [8].

Более того, профессиональная компетентность педагога рассматривается нами, как интегративное качество личности, характеризующее уровень её общей культуры и образованности в психолого-педагогической и предметной области знаний; готовность к продуктивной педагогической деятельности и самосовершенствованию; как владение необходимыми именно для педагога умениями и навыками, личностным опытом и личностными качествами (гуманистическая направленность, общительность, толерантность и др.) [3].

Федеральный образовательный стандарт высшего профессионального образования актуализирует проблему дидактического обеспечения компетентностно-ориентированного профессионального образования [11]. Анализ проектов ФГОС показал, что в них заложен большой интегративный потенциал, они характеризуют результаты подготовки выпускника не по каждой дисциплине (как это было ранее), а по циклу дисциплин в целом, что требует усиления междисциплинарных связей и одновременно создает возможности для междисциплинарного переноса знаний. Компетенция является продуктом интегративного, развивающего образования.

Специфика преподавания гуманитарных дисциплин для студентов вузов определяется современными процессами модернизации российской системы образования, требованиями компетентностного подхода новых образовательных стандартов.

Проведённый анализ стандарта высшего профессионального образования является фундаментом совер-

шенствования подготовки студентов-бакалавров и проектирования модели процесса формирования общекультурных компетенций современного учителя.

По направлению подготовки 050100.62 Педагогическое образование: «Иностранный (английский) язык и второй иностранный язык» учебный план включает более 50 предметов профессиональной подготовки, таких блоков учебных дисциплин, как: «Педагогика», «Психология», «Методика обучения предметам», «Теория языка», «Современный иностранный язык», «Литература и культура», «Безопасность жизнедеятельности», вариативная часть и другие.

В педагогический блок входят такие дисциплины, как: «Введение в педагогическую деятельность», «История образования и педагогической мысли», «Теоретическая педагогика», «Практическая педагогика».

Блок психологических дисциплин состоит из: «Общая психология», «Возрастная и педагогическая психология», «Социальная психология».

В блок методических дисциплин включены предметы: «Методика обучения и воспитания в области иностранных языков (английский язык)», «Методика обучения и воспитания в области иностранных языков (второй иностранный язык)», «Теория обучения иностранным языкам», «Технология и методика обучения иностранному языку в средней общеобразовательной школе».

Такие дисциплины, как: «Безопасность жизнедеятельности человека в чрезвычайных ситуациях», «Возрастная анатомия, физиология и гигиена», «Основы медицинских знаний и здорового образа жизни», «Паспорт здоровья школьников и отражение факторов здорового образа жизни», входят в профессиональный блок «Безопасность жизнедеятельности».

Блок «Теория языка» состоит из следующих дисциплин: «История английского языка», «Теория и практика перевода», «Лексикология», «Стилистика» и другие.

В блоке «Современный иностранный язык» сгруппированы такие дисциплины, как: «Практический курс английского языка», «Практический курс второго иностранного языка», «Практическая фонетика», «Практическая грамматика», и другие.

Блок «Литература и культура» состоит из двух дисциплин: «Русская литература и культура» и «Зарубежная литература и культура».

Значителен по объёму вариативный блок дисциплин профессиональной подготовки, который устанавливается вузом, даёт возможность расширения и углубления знаний, умений, навыков, компетенций студентов. Данный блок позволяет студентам-бакалаврам получить углублённые знания и навыки для продуктивной профессиональной деятельности и продолжения обучения в магистратуре. В вариативную часть включены такие дисциплины как: «Современные зарубежные технологии обучения иностранным языкам», «Технологии подготовки к международным экзаменам», «Современные технологии формирования коммуникативной компетенции учащихся», «Современные средства оценивания результатов обучения», «Проектная методика обучения иностранным языкам», «Интерактивные технологии в обучении иностранным языкам», «Образование и педагогическая наука за рубежом», «Этнопедагогика», «Педагогическое мастерство», «Сравнительная педагогика» и многие другие.

На основе проведённого анализа стандарта высшего профессионального образования нами был определён культуроформирующий потенциал ФГОС ВПО по направлению подготовки 050100 Педагогическое образование (квалификация (степень) «бакалавр», что позволило в дальнейшем разработать интегрирование содержание профессиональных дисциплин гуманитарной направленности и определить технологии его реализации в процессе формирования общекультурных компетенций будущего учителя.

В реализацию основных направлений Болонского процесса вовлечены многие вузы России, включая Казанский (Приволжский) федеральный университет. В 2011 году на базе отделения русской и зарубежной филологии имени Л.Н.Толстого была создана уникальная кафедра теории и технологий гуманитарно-художественного образования, призванная интегрировать педагогическую, методическую и языковую составляющие подготовки студентов по различным направлениям бакалавриата и магистратуры.

Мы согласны с тем, что в XXI веке в условиях глобализации, уровень владения английским языком должен соответствовать международным требованиям и стандартам. Этот уровень, является качественным показателем сформированности профессиональных навыков будущего учителя английского языка, и направлен на обеспечение его конкурентоспособности как на внутреннем, так и на международном рынках труда [9].

Для реализации опытно-экспериментальной работы в соответствии с базой исследования нами был выделен ряд дисциплин профессиональной методической и языковой подготовки студентов-бакалавров, обучающихся по направлению 050100.62 Педагогическое образование: «Иностранный язык и второй иностранный язык», а именно: «Методика обучения и воспитания в области иностранных языков», «Практический курс английского языка».

Методическая подготовка студентов-бакалавров реализовывалась нами путём интеграции в образовательный процесс материалов учебно-методических пособий: «Формирование общекультурных компетенций студентов в поликультурном пространстве вуза в процессе профессиональной подготовки (на примере курса «Методика обучения и воспитания в области иностранных языков»), «Терминологический глоссарий по методике обучения иностранному языку (часть I)»; «Терминологический глоссарий по методике обучения иностранному языку (часть II)» [7,1,2].

По мнению А.А.Вербицкого, контекстное обучение отражает тенденцию соединения обучения с будущей профессиональной деятельностью, интеграцию обучения, науки и практики [5].

В рамках данной технологии нами были использованы три формы деятельности студентов, а именно: учебная деятельность академического типа (лекции и практические занятия); квазипрофессиональная деятельность (кейс-технологии); учебно-профессиональная деятельность (педагогическая практика, написание научно-исследовательских работ).

Логика построения практических занятий опиралась на переход от одной учебной задачи к другой, при этом рассматривались различные способы решения по-

ставленной перед студентами задачи. Занятие всегда сопровождалось описанием или визуальной демонстрацией таких ситуаций, а также проведением детального анализа и объяснением причин их возникновения.

В рамках курса «Методика обучения и воспитания в области иностранных языков», нами активно использовались кейс-технологии, направленные на решение прак-тико-ориентированных задач и профессиональных проблем. Специфика их использования состояла в создании практического кейса и подборе методики его реализации в учебном процессе. Студентам предлагалось разработать фрагменты уроков иностранного языка для решения тех или иных учебных ситуаций и их осмысление. В процессе разрешения возникшей учебной задачи, обучаемые актуализировали необходимый для этого комплекс усвоенных знаний. Кейс-метод позволил нам выявить профессиональную подготовку студентов, их интересы, выработанный стиль мышления и поведения в различных ситуациях.

Также на занятиях по дисциплине «Методика обучения и воспитания в области иностранных языков» нами использовалась технология World Café, направленная на предметное совместное обсуждение возможных сложившихся ситуаций на уроках английского языка в школе. Студенты были вовлечены в процесс общения в малых группах. Нашей целью было не только создание благоприятной атмосферы для общения в коллективе, но и формирование у студентов широкого взгляда на проблему, соединение различных точек зрения.

Для подведения итогов, закрепления материала при изучении объёмных тем по дисциплине «Методика обучения и воспитания в области иностранных языков», нами использовалась технология Тони Бьюзена - Mind Maps [4], которая заключается в создании карт мышления. Данная технология была направлена на повышение уровня работоспособности студентов, так как позволяет продуктивнее решать образовательные задачи, находить связи, упорядочивать, запоминать, хранить и воспроизводить все необходимые знания в области профессиональной деятельности.

Дисциплина «Практический курс английского языка», интегрируя с другими научными областями знаний, является мощным инструментом гуманизации и технического образования и выступает как средство приобретения знаний по выбранному направлению профессиональной деятельности, необходимых для дальнейшего их использования. Данный курс в сочетании с другими теоретическими и практическими курсами, предусмотренными учебным планом, должен способствовать всесторонней подготовке учителя английского языка средней общеобразовательной школы, обеспечить его средствами для обучения учащихся, а также стимулировать дальнейшее профессионально-ориентированное совершенствование уровня владения английским языком.

Следуя цели освоения дисциплины «Практический курс английского языка», значимой на наш взгляд является образовательная технология Learning Together, использованная нами для отработки языкового материала, представляющего определенные трудности. После изучения учебного материала, студенты отметили, что вместе обучаться не только легче, но и значительно интереснее. При этом необходимо подчеркнуть, что эффективность касается не только академических успехов студентов, но и их интеллектуального и нравственного развития.

Использование технологии Learning Together в обучении иноязычному общению является эффективным и ведет к глубокому осмыслению специфических явлений языка, что, в свою очередь, способствует созданию устойчивой мотивации в изучении английского языка.

Особое место в системе подготовки студентов-бакалавров, обучающихся по направлению подготовки 050100.62 «Педагогическое образование» и формирования у них общекультурных компетенций занимают профессиональные дисциплины гуманитарной направленности, так как именно они формирует набор необходимых качеств современного культурного человека.

В соответствии с задачей исследования, нами был выявлен педагогический потенциал профессиональных дисциплин гуманитарной направленности, в частности, «Методика обучения и воспитания в области иностранных языков» и «Практический курс английского языка», в процессе профессиональной подготовки студентов-бакалавров.

Литература

1. Абдрафикова, А.Р. Учебно-методическое пособие: «Терминологический глоссарий по методике обучения иностранному языку». Часть I / А. Р. Абдрафикова, Т. С. Пименова, Е. А. Конопацкая. - Казань: ООО ПК "Астор и Я", 2014. - 78 с.

2. Абдрафикова, А.Р. Учебно-методическое пособие: «Терминологический глоссарий по методике обучения иностранному языку (Тестовой материал)». Часть II / А. Р. Абдрафикова, Т. С. Пименова, Е. А. Конопацкая. - Казань: ООО ПК "Астор и Я", 2014. - 36 с.

3. Аухадеева, Л.А. Коммуникативный аспект профессиональной подготовки учителя: монография / Л. А. Аухадеева. - М.: ВИНИТИ, 2012. - 162 с.

4. Бьюзен,Т. Думайте эффективно / Т.Бьюзен. М.:По-пурри. -2009.-104 с.

5. Вербицкий, А. А. Активное обучение в высшей школе: Контекстный подход / А. А. Вербицкий. - М., 1990.

6. Фахрутдинова, Р. А. Поликультурное образовательное пространство вуза как одно из важнейших составляющих культуросообразного образования / Р. А. Фахрутдинова, Е. А. Конопацкая // Формирование человеческого и социального капитала: проблемы педагогики, психологии и философии, I Международная научно-практическая конференция «Формирование человеческого и социального капитала: проблемы педагогики, психологии и философии». - Йошкар-Ола: Коллоквиум, 2012. - С. 14-15.

7. Фахрутдинова, Р. А. Формирование общекультурных компетенций студентов в поликультурном пространстве вуза в процессе профессиональной подготовки (на примере курса "Методика обучения и воспитания в области иностранных языков"): учебно-методическое пособие. Направление подготовки 050100 Педагогическое образование (квалификация (степень) "бакалавр") / Р. А. Фахрутдинова, Е. А. Конопацкая. - Казань: ООО «Астория и К», 2012. - 76 с.

8. Fahrutdinova R.A., Fahrutdinov R.R., Konopatskaya E.A. Formation of general cultural competencies of

students in the educational space of the university. Life Sci J 2014;11(6):525-529

9. Ostroumova, O.F., Nizamieva, L.R. & Nazarova. G.I. The didactic aspect of foreign language creative teaching. Journal of Language and Literature 2014; 5(3), 76-82.

10. Salakhov R.F., Javgildina Z.M., Salakhova R.I., Kamalova I.F. Sociocultural adaptation of disabled children by means of computer art graphics. Life Sci J 2014;11(6s):189-195

11. Федеральный государственный образовательный стандарт высшего профессионального образования по направлению подготовки 050100 Педагогическое образование (Квалификация (степень) "Бакалавр") - 22.12.2009. [Электронный ресурс]: Электронный ресурс. Режим доступа: http://www.edu.ru ^Ь-топ /mo/Data/d_09/prm788-1.pdf.

ОСОБЕННОСТИ ОБУЧЕНИЯ ИНОСТРАННЫМ ЯЗЫКАМ И РУССКОМУ ЯЗЫКУ

КАК ИНОСТРАННОМУ

Коренева Елена Николаевна

кандидат пед. Наук, Белгородский государственный институт искусств и культуры, г. Белгород

Киреев Михаил Николаевич

кандидат пед. наук, доцент, Белгородский государственный инст. искусств и культуры, г. Белгород

Колтунова Светлана Викторовна кандидат филол.наук, Белгородский государственный институт искусств и культуры, г. Белгород

Чернявская Наталия Эдвиновна

кандидат пед. Наук, Белгородский государственный институт искусств и культуры, г. Белгород PECULIARITIES OF TEACHING FOREIGN LANGUAGES AND RUSSIAN AS A SECOND LANGUAGE

Koreneva Elena, Candidate of pedagogical sciences, Associate Professor, Belgorod State Institute of Arts and Culture, Belgorod Kireev Mikhail, Candidate of pedagogical sciences, Associate Professor, Belgorod State Institute of Arts and Culture, Belgorod Koltunova Svetlana, Candidate of philological sciences, Belgorod State Institute of Arts and Culture, Belgorod Chernyavskaya Natalia, Candidate of pedagogical sciences, Associate Professor, Belgorod State Institute of Arts and Culture Belgorod

АННОТАЦИЯ

В настоящей статье авторы раскрывают общие требования к обучению студентов иностранным языкам и анализируют специфические особенности преподавания русского языка как иностранного для зарубежных студентов, обучающихся в российских вузах. Основные особенности заключаются, по мнению авторов, в практическом применении методических подходов к процессу освоения иностранного языка, которые, в свою очередь, зависят от целевой установки освоения русского языка как иностранного.

Ключевые слова: русский язык, иностранные студенты, методические подходы, целевая установка, коммуникативная направленность. ABSTRACT

The article deals with common requirements to teaching students foreign languages and analyzes specific peculiarities of teaching foreign students who get education in Russian universities and institutes. The main peculiarities are methodological approaches used in the process of studying a foreign language which depend on the goal set of studying a foreign language. Keywords: the Russian language, foreign students, methodological approaches, goal set, communicative direction.

Многовековая история взаимодействия говорящих на русском языке с иноязычными соседями стала складываться в методическую систему после выхода «русского государства на международную арену» [3]. Собственно, теория и методика русского языка как иностранного стали разрабатываться лингвистами и педагогами с конца XVIII века. Исследования в области практического языкознания позволяют выделить общее и особенное в системе обучения иностранному языку и русскому языку как иностранному. Общим в освоении неродного языка является, прежде всего, содержательная часть обучения. Другими общими элементами в структуре методических подходов к изучению иностранных языков являются принципы и подходы. К общим можно отнести также методы, средства и организационное построение обучающих занятий.

Вместе с тем, нельзя ставить знак равенства между практическим применением методических подходов к изучению иностранного языка русскоговорящих студентов и изучением русского языка как иностранного зарубежными студентами, обучающими в российских вузах.

Основной целью изучения иностранного языка является его коммуникативно-практическая направленность, которая в целом и обусловливает структуру, содержание и виды деятельности студентов и преподавателя. Особая роль отводится проектированию учебно-речевой ситуации. Если при конструировании таких ситуаций для российских студентов важное значение имеет принцип аналогии с родным языком, то система речевых действий иностранных студентов при изучении русского языка

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.