Научная статья на тему 'Формирование общекультурных и профессиональных компетенций студентов в процессе самостоятельной работы по иностранному языку'

Формирование общекультурных и профессиональных компетенций студентов в процессе самостоятельной работы по иностранному языку Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
143
31
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Символ науки
Область наук
Ключевые слова
ФОРМИРОВАНИЕ ОБЩЕКУЛЬТУРНЫХ И ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ КОМПЕТЕНЦИЙ / ВНЕШНИЕ И ВНУТРЕННИЕ ФАКТОРЫ ОРГАНИЗАЦИИ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ / КОНКУРС ПРОЕКТОВ ПО ЛИТЕРАТУРНЫМ ПРОИЗВЕДЕНИЯМ / ИНТЕРАКТИВНЫЙ ПОСТЕР / ГЛОГ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Шмакова Александра Павловна

Данная статья посвящена формированию общекультурных и профессиональных компетенций студентов посредством организации самостоятельной работы. Автор рассматривает внешние и внутренние факторы организации самостоятельной работы, уделяя особое внимание применению информационнокоммуникационных технологий. В статье дается описание использования ИКТ в сочетании с методом проектов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Шмакова Александра Павловна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Формирование общекультурных и профессиональных компетенций студентов в процессе самостоятельной работы по иностранному языку»

Список использованной литературы:

1. Б. Кудряшов Выживание в зоне вооруженных конфликтов. Краснодар, «Советская Кубань», 1999 г.

© Черников Д.Н., Мельник К.А., Меремьянин А.В., 2016

УДК 378.147.88

Шмакова Александра Павловна

канд. пед. наук, доцент Финуниверситета,

г. Омск, РФ E-mail: shmackova.alex@yandex.ru

ФОРМИРОВАНИЕ ОБЩЕКУЛЬТУРНЫХ И ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ КОМПЕТЕНЦИЙ СТУДЕНТОВ В ПРОЦЕССЕ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ ПО ИНОСТРАННОМУ ЯЗЫКУ

Аннотация

Данная статья посвящена формированию общекультурных и профессиональных компетенций студентов посредством организации самостоятельной работы. Автор рассматривает внешние и внутренние факторы организации самостоятельной работы, уделяя особое внимание применению информационно-коммуникационных технологий. В статье дается описание использования ИКТ в сочетании с методом проектов.

Ключевые слова

Формирование общекультурных и профессиональных компетенций, внешние и внутренние факторы организации самостоятельной работы, конкурс проектов по литературным произведениям,

интерактивный постер, глог.

На современном этапе развития общества перед системой высшего образования ставятся новые задачи, направленные на формирование у обучающихся общекультурных и профессиональных компетенций, что позволит им в будущем занять свое место на рынке труда и успешно конкурировать с другими работниками. Следовательно, приоритетом становится преобразование высшего образования, его переориентация на творческую и инновационную деятельность и приведение образовательных технологий в соответствие с реальными темпами экономического развития. В соответствии с новым поколением ФГОС в высшей школе все больше времени отводится на самостоятельную работу. Самостоятельная работа - это активный, конструктивный процесс, где обучающиеся ставят цели своего обучения и затем пытаются отслеживать, регулировать и контролировать их когнитивные способности, мотивацию, поведение, направляемое и ограниченное этими целями и контекстуальными чертами окружения. Это единство создания возможностей и положительного опыта, который побуждает студента, дает ему уверенность в себе и основан на понимании обучающимся собственных интересов и ценностей самого обучения. Для того чтобы самостоятельная работа студента способствовала формированию общекультурных и профессиональных компетенций необходимо обеспечить соответствующие внутренние и внешние факторы. К внешним факторам относятся взаимосвязь / сотрудничество студентов и преподавателей и наличие образовательной среды. Внутренние факторы включают в себя: навыки, которые каждый студент должен приобрести, а именно, когнитивные (память, внимание, критическое мышление), метакогнитивные (планирование, проверка, подведение итогов) и эмотивные.

Мы согласны с точкой зрения Пола Пинтрича, который считает, что в самостоятельной работе необходимо выделять важность индивидуального планирования, самоконтроль и оценку деятельности по обучению [1]. Студенты должны достичь определенного уровня в понимании основной информации, прежде чем приступить к самостоятельной работе. Метакогнитивные навыки помогают студентам определить, кто

может оказать им содействие в обучении; они необходимы для студентов, чтобы самостоятельно оценивать их обучение. К эмотивным навыкам относятся разработка системы ценностей, интернализация и осуществление этих ценностей. Мы бы также добавили важность мотивации с самоопределением. Мотивация влияет на три фазы самоопределения - обдуманность, деятельность и рефлексию. Она непосредственно связана с большей долей самостоятельности и способствует улучшению результата обучения.

Студентов нужно учить, как учиться, определяя самые эффективные пути. Следовательно, преподаватель должен выполнять не только функцию передатчика знаний, но и отвечать за процесс ориентированного образования, что гарантирует активное вовлечение студентов в процесс обучения. Его профессиональные навыки должны быть направлены на диагностику деятельности обучающихся и развитие личностного потенциала студентов с учетом их интересов и способностей, а также творческой индивидуальности. Взаимодействие преподавателя и студента предполагает доверие и взаимную ответственность за результаты обучения [4].

В образовательную среду входит физическое окружение и материальные ресурсы. К физическому окружению относят место, где происходит самостоятельная работа - библиотека или учебная аудитория, временное окружение - количество времени, которое дает преподаватель обучающемуся на выполнение определенной работы, «окружение однокурсников», чьи нормы и ожидания могут увеличить или уменьшить желание студента и его способность к самостоятельной работе. Материальные ресурсы - это средства обучения (учебники, видео и аудиоматериалы, компьютерные программы и т.д.). Необходимо отметить, что информационно-коммуникационные технологии играют важную роль в создании соответствующей образовательной среды. Данные технологии позволяют быстро оценить и измерить результаты самостоятельной работы, увеличивают скорость доступа к информации, помогают установить обратную связь посредством использования мультимедийных средств, снимают психологический барьер между обучающимся и преподавателем, что облегчает процесс общения друг с другом.

Студенты чаще всего используют информационно-коммуникационные технологии для нахождения и выбора необходимой информации, подготовки к конкурсам, олимпиадам, создания «собственных» продуктов учебной деятельности, а именно, рефератов, научных статей, презентаций, проектов.

Мы считаем, что при организации самостоятельной работы целесообразно использовать ИКТ в сочетании с методом проекта, так как это позволяет студентам применять свои знания и умения на практике, а также приучает их работать в команде. Мы хотели бы рассмотреть проектную деятельность с применением сервисов Интернета.

Например, студенты первого курса принимают участие в конкурсе проектов по литературным произведениям. Данный конкурс является одной из форм промежуточного контроля после изучения тем «Средства массовой информации», «Свободное время», «Знаменитые люди». Преподаватель отбирает 20-25 коротких рассказов английских и американских писателей и предлагает выполнить проект в виде разработки страницы в glogster.com (на английском языке), следуя определенному плану: 1) кратко написать об авторе произведения; 2) кратко изложить сюжет рассказа; 3) выразить свое мнение о сюжете и главных героях; 4) написать были ли эти произведения экранизированы и если да, то чем отличается рассказ от фильма; 5) можно ли рекомендовать этот рассказ для чтения другим людям. Студенты могут работать в команде, состоящей из 3-4 человек. Обучающиеся сами выбирают рассказ, по которому они будут делать проект, единственное условие - в одной учебной группе рассказы не должны повторяться.

Студентов также знакомят с критериями оценки результата проекта, а именно, учитывается наличие (их количество) или отсутствие грамматических и орфографических ошибок; эстетичность оформления; структурированность информации; соответствие требованиям плана; разнообразие форм представления (использование фотографий, видеоматериалов, ссылок и т.д.), качество анализа полученной информации.

Необходимо отметить, что для метода проектов характерна высокая коммуникативность, что предполагает активное включение обучающихся в учебную деятельность. В процессе подготовки проекта студенты учатся мыслить нестандартно и творчески решать поставленные перед ними задачи, проявлять инициативу, принимать оптимальные, организационно-управленческие решения и нести за них ответственность. При решении проблемных задач происходит непроизвольное запоминание лексических и грамматических структур, развиваются аналитические навыки через отбор релевантной информации,

_МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «СИМВОЛ НАУКИ» №2/2016 ISSN 2410-700Х_

необходимость обобщения и обоснования выводов.

Мы предлагаем студентам работать с образовательным сервисом глогстер (glogster), который является отличной альтернативой использования PowerPoint. Данный ресурс позволяет создавать постеры или графические блоги, включающие в себя аудио, видео, анимацию, статичные изображения, текст, графику и спецэффекты. Каждому созданному интерактивному постеру (глогу) присваивается уникальный адрес. Пользователь может отправить ссылку по электронной почте, добавить в социальные сети и т.п. Более того, есть возможность создать свой профиль, добавлять глоги в избранное, выставлять оценки, комментировать, обмениваться сообщениями [3].

Следует выделить преимущества этого Интернет-сервиса, применительно к организации самостоятельной работы студентов: интерактивность; простота в использовании; богатый визуальный материал; представление материала в виде логически завершенных отдельных фрагментов; размещение большого объема информации на одной странице; взаимная оценка проектов обучающимися; возможность определить уровень знаний студентов по той или иной теме, повышение мотивации к изучению иностранного языка.

Таким образом, при помощи использования выше упомянутого ресурса сети Интернет при организации самостоятельной работы студентов, мы можем способствовать формированию следующих общекультурных и профессиональных компетенций: ОК-6 (способность логически верно, аргументировано и ясно строить письменную речь); ОК-7 (готовность к кооперации с коллегами, работе в коллективе); ОК-13 (способность работать с информацией в глобальных компьютерных сетях); ПК-9 (способность, используя зарубежные источники информации, собрать необходимые данные, проанализировать их и подготовить информационный обзор); ПК-12 (способность использовать для решения коммуникативных задач современные технические средства и информационные технологии). Список использованной литературы:

1. Pintrich P. R. The Role of Metacognitive Knowledge in Learning, Teaching, and Assessing // Theory into Practice. 2002. Vol. 41. Issue 4. P. 219-225.

2. Саитова Н.А. Внеаудиторная работа студентов по иностранному языку как способ формирования общекультурных компетенций // Концепт - 2014. - Спецвыпуск N° 01 - ART 14508. - URL: http://e-koncept.ru/ 2014/14508.htm.

3. Табаченко А. Глог-технология как интерактивное средство активизации учебной деятельности // Учительская газета. 23 апреля 2014. - http:// www: ug.ru/method_article/804

4. Шмакова А.П. Гуманизация образовательных отношений в контексте компетентностного подхода // Двадцать первые апрельские экономические чтения: Материалы Международной научно-практической конференции. Омский филиал Финансового университета при Правительстве РФ. 2015. С. 354-358.

© Шмакова А.П., 2016

УДК 377.5

Юкова Елена Николаевна

Преподаватель ГАПОУ «Волгоградский медико-экологический техникум»

г. Волгоград, РФ E-mail:gordeeva- 1@yandex.ru

АРХИТЕКТУРА ОБНОВЛЕНИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО КОНТЕНТА В ПРОЦЕССЕ ОБУЧЕНИЯ ФАРМАЦЕВТОВ

Аннотация

Созданная образовательная модель подготовки фармацевтов, разработанная на основе передовых педагогических и информационных технологий, позволяет готовить востребованных, конкурентоспособных выпускников.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.