Научная статья на тему 'Формирование общего рынка вина ЕС: этапы и динамика'

Формирование общего рынка вина ЕС: этапы и динамика Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
309
44
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ОБЩИЙ РЫНОК ВИНА ЕС / ЭТАПЫ СОЗДАНИЯ ОБЩЕГО РЫНКА / ПОСТАНОВЛЕНИЯ ЕС

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Табаринцева-Романова Ксения Михайловна

Предпринята попытка выделить основные этапы формирования общего рынка вина Европейского союза. Рассмотрены основные сложности, связанные с процессом объединения винного рынка.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Формирование общего рынка вина ЕС: этапы и динамика»

ЭЛЕКТРОННОЕ ПРИЛОЖЕНИЕ 1/2015

К «РОССИЙСКОМУ ЮРИДИЧЕСКОМУ ЖУРНАЛУ»

К. М. Табарпниева-Романова*

ФОРМИРОВАНИЕ ОБЩЕГО РЫНКА ВИНА ЕС: ЭТАПЫ И ДИНАМИКА

Предпринята попытка выделить основные этапы формирования общего рынка вина Европейского союза. Рассмотрены основные сложности, связанные с процессом объединения винного рынка.

Ключевые слова: общий рынок вина ЕС, этапы создания общего рынка, постановления ЕС № 555/2008, 436/2009, 606/2009, ЕС (БСОТ) № 203/2012

The author attempts to trace the milestones of the EU common wine market formation. The article contains the analysis of the main difficulties in wine market consolidation.

Key words: EU' common wine market, milestones of the EU common wine market formation, Regulations (EC) № 555/2008, 436/2009, 606/2009 and (SCOF) № 203/2012

Формирование общего рынка вина — одна из проблем Европейского союза. Ее возникновение связано с традиционным пониманием производства вина как национального имиджевого продукта. Винное законодательство стран, входящих в ЕС, призвано регулировать производство вина, начиная с выработки необходимого для этого сырья и кончая розливом готовой продукции в бутылки. Создание единого рынка вина ЕС имеет долгую и непростую историю. Мы попытались выделить основные этапы становления винодельческой сферы ЕС.

Первый этап (конец Второй мировой войны — июнь 1970 г.; 1 июня — начало функционирования общего рынка вина). Для данного этапа характерно наличие преимущественно вина высокой крепости, преобладание посредников и небольших частных фирм, занимавшихся поставкой винограда и вина; невысокие и практически не покрывающие затрат большинства фирм семейного типа цены на виноград и вино. В 1968 г. производственный потенциал вина был утвержден Директивой Совета ЕЭС о подготовке и торговле сертифицированным посадочным материалом ценных проверенных сортов винограда и их клонов, которая остается в силе и сегодня. Определены все кондиции и физические параметры поступающих в торговлю черенков и саженцев.

Второй этап (июль 1970—1987 г.). Это период реформирования общего рынка вина: наблюдается резкий рост экспорта европейского вина в Россию, страны Магриба, происходит перераспределение поставок национального вина в Европе. Так, по экспорту вина во Францию Италия заняла первое место. В результате обострились франко-итальянские отношения: в 1976 г. французские виноделы блокировали итальянские транспортные суда с цистернами вина. Однако несмотря на протесты французской стороны, Европейское сообщество провело первую реформу: из-за преобладания предложения над спросом на винную продукцию введена перегонка вина. Европейские виноделы начали «уходить» от изготовления столовых вин и приступили к производству марочных и элитных. Стала очевидна двойственность развития европейского виноделия: общий рынок диктовал невысокие цены на продукцию, а государства сосредоточивались на производстве дорого вина. Неэффективность первой реформы вызвала в 1987 г. новую: введены режим специальной ценовой политики и строгий контроль за предприятиями-производителями, предусмотрены премии за отказ от виноградников. Размеры

* Тарабинцева-Романова Ксения Михайловна — кандидат филологических наук, доцент кафедры теории и истории международных отношений Уральского федерального университета им. первого Президента России Б. Н. Ельцина (Екатеринбург). E-mail: rkksenia@bk.ru.

ЭЛЕКТРОННОЕ ПРИЛОЖЕНИЕ ЩЦЦ/ К «РОССИЙСКОМУ ЮРИДИЧЕСКОМУ ЖУРНАЛУ»

1/2015

последних сокращаются, но вводятся новые виды лозы, используются новые способы их культивирования.

Все это привело к изменению национальных и региональных уставов. Постановлением ЕС № 822/87 узаконен Реестр производственного потенциала: классифицированы сорта винограда для производства вина. Поскольку Реестр постоянно обновлялся, то исключенные из него сорта выкорчевывались в течение 15 лет. В соответствии с указанным постановлением были определены правила пересадки виноградников, перепрививки виноградных лоз, раскорчевки насаждений винограда. Каждая страна-член ЕС получила свою квоту на новые посадки винограда: разрешение на посадку новых виноградников выдавалось лишь в том случае, если заявитель доказывал, что новые площади обеспечат изготовление только качественных столовых вин, а объемы производства вина в регионе будут гораздо ниже спроса на него.

Третий этап (1988—1999 гг.). Он характеризуется своеобразной культурной эволюцией потребителя. Теперь покупатель воспринимает винный продукт не как продукт питания, а как источник получения вкусового удовольствия, особый символ социального статуса, особую часть гастрономии как искусства, а также (как ни парадоксально) элемент диетического оздоровительного питания. В профессиональном же сообществе разгорелась дискуссия о праве использования в производстве национальных вин для купажирования неместных сортов винограда (привозного винограда) и о классификации вин: IGT, DOC1. Споры и недовольства среди основных производителей вина свидетельствовали о необходимости вновь реформировать общий рынок вина. Например, в 1999 г. Комитет ЕС принял решение о резком сокращении площадей виноградников, что повлекло сокращение производства вина. Однако расчет, что нехватку винодельческой продукции, возникшую в результате сокращения производства вина в традиционных винодельческих странах (Италии, Франции, Испании), перекроют другие страны-члены ЕС, не оправдался. Так, Северная Европа, не будучи традиционным производителем вина, не смогла покрыть предложения рынка основных стран-производителей вина, а на мировом уровне выросло предложение со стороны таких стран, как Аргентина и Чили. Страны-потребители, не являющиеся членами ЕС, стали предъявлять все более высокие требования к качеству вина, т. е. сложившаяся ситуация привела в тупик: одновременно наблюдался и переизбыток вина, и возрастающий спрос на качественное вино. Метод перегонки вина оказался не таким эффективным, как представлялось. Постановлением ЕС № 1493/1499 в 1999 г. для организации общего рынка вина в рамках ЕС были определены законы, регулирующие виноградарско-винодельческий потенциал; винодельческие приемы и процессы, обозначение, оформление и защита продукции; состав качественного вина, приготовленного в определенных районах; организация производителей винограда и вина; механизмы рынка и торговли с третьими странами. В свою очередь постановление ЕС № 1260/1999 ввело в общий рынок вина систему межгосударственного планирования виноградников и компенсацию производителю за потерю дохода от данного планирования. Система реструктуризации и конверсии должна была обеспечить адаптацию производства к потребностям рынка.

Четвертый этап (2000—2010 гг.). К 2010 г. появилась необходимость вновь реформировать общий рынок вина. Виноградники на территории ЕС составляли 45 % от мирового объема, ЕС производил 65 % вина и потреблял 57 % от общего объема, экспортировал 70 %. Так как реформа 1999 г. не привела к желаемым результатам, ЕС снова был вынужден прибегнуть к сокращению производства вина. В 2008 г. Еврокомиссия приняла постановление ЕС № 479/2008. Его цель — поднятие конкурентоспособности производителей вина ЕС, выравнивание спроса и предложения на рынке, защита потребителя, сохранение лучших традиций виноделия. В период 2008—2009 гг. ЕС при-

1 IGT (Indicazione Geografica Tipica) — региональное вино; DOC (Denominazione di Origine Controllata) вино, контролируемое по происхождению.

ЭЛЕКТРОННОЕ ПРИЛОЖЕНИЕ ЩЦЦ/ К «РОССИЙСКОМУ ЮРИДИЧЕСКОМУ ЖУРНАЛУ»

1/2015

нимает ряд положений (№ 555/2008, 436/2009, 606/2009), которые вместе с постановлением ЕС № 479/2008 создают единую европейскую правовую основу для данного сектора. Они касаются программы поддержки винодельческого сектора ЕС, контроля рынка, регулирования производства вин, винограда, категорий вин. Наиболее существенные изменения внесены в систему классификации вин: создана единая система категорий вин (против нее долго боролись Италия и Франция1). Теперь европейские вина делятся на две категории: IGP — региональное гарантируемое по происхождению вино и DOP — вино, контролируемое и гарантируемое по происхождению. Отметим, что гарантии предоставляет ЕС. По пути упрощения модифицировали и систему надписей на этикетках: так, сегодня вместо страны-производителя следует указывать «Произведено в ЕС».

Пятый этап (2011 г. — до настоящего времени). 8 марта 2012 г. Комитетом ЕС было принято постановление ЕС (SCOF) № 203/2012, касающееся так называемого биовина. Оно позволило его производителям использовать на этикетах термин «биологическое вино», т. е. вино2:

1) произведенное:

из биологического винограда (выращенного без использования химических удобрений (пестицидов, инсектицидов, противогрибковых удобрений, противосорняковых препаратов) и генномодифицированных организмов);

при использовании энологических продуктов и способов, одобренных только постановлением ЕС № 203/2012;

без пастеризации;

2) для ферментации и хранения которого не использовались баки из стеклопластика;

3) бутилирование которого производилось только в стеклянные бутылки, закупоренные натуральными пробками.

Новым пунктом в принятом постановлении стало обязательное использование логотипа ЕС, который представляет собой регистрационный номер соответствующего органа сертификации вина, что гарантирует потребителям получение продукта высокого качества.

Нововведения и поправки вновь нанесли удар по средним производителям вина, для которых единственным способом продвижения товара было производство натурального, экологически чистого продукта по местным традициям.

Говоря о формировании общего рынка вина ЕС, можно сделать вывод: унификация производства вина, стирание национальных и региональных особенностей приводит к падению популярности европейского вина. По данным ФАО3, за период с 1993 по 2004 г. производство вина в Европе сократилось в среднем со 193 млн 960 тыс. 199 гл до 188 тыс. 815 гл4 (но вырос интерес к таким производителям вина, как США, Южная Америка), снизился и спрос на столовые и разливные вина. Отдельные страны-производители вина (члены ЕС) были вынуждены бороться с возникшими трудностями. Так, Италия развернула программу энотуризма и концепта вина, неразрывно связанного не только с самим напитком, но и сопровождающими его продуктами: сыром, фруктами, специфическими региональными закусками. Развивается целая индустрия праздника вина и виноделия, проводятся различные шоу, выставки и т. д., небольшая фирма-производитель вина превращается в многопрофильную компанию, занимающуюся туристической деятельностью, гастрономией, сферой услуг.

1 О классификации вин см.: Романова К. М. Аббревиатуры и законодательство о вине // Язык, культура, общество: материалы IV Междунар. науч. конф. М., 2007. С. 220—221.

2 Regolamento di esecuzione (UE) № 203/2012 della commissione dell'8 marzo 2012 // URL: http://www. lavinium.com/denom/reg_ce_203_12.pdf.

3 ФАО — Продовольственная и сельскохозяйственная организация ООН.

4 гл — гектолитр. Подробнее см: URL: http://www.coreras.it/Upload/allegatipubblicaziom7Vino_economia_e_ sviluppo.pdf.

ЭЛЕКТРОННОЕ ПРИЛОЖЕНИЕ 1/2015

К «РОССИЙСКОМУ ЮРИДИЧЕСКОМУ ЖУРНАЛУ»

Таким образом, формирование общего рынка вина ЕС прошло уже пять этапов, однако сказать, что все перечисленные мероприятия принесли пользу производителям вина, нельзя. Своеобразная «глобализация» винодельческого рынка привела к фактическому уничтожению небольших региональных производителей, зачастую имевших вековые традиции и свои «особенные вина». Тем из них, кто выжил, пришлось превращаться в предприятия широкого профиля.

Учитывая возрастающую конкуренцию со стороны производителей Нового Света, Африки, Австралии, чиновники из ЕС все активнее регулируют не только общий европейский рынок вина, но и единый европейский экспортный поток. Вероятно, с этим связаны и темпы реформирования данной отрасли, в результате чего уменьшается доля европейского вина на рынках сопредельных государств, сокращается производство вина на территории Европейского союза.

Библиография

Regolamento di esecuzione (UE) № 203/2012 della commissione dell'8 marzo 2012 // URL: http:// www.lavinium.com/denom/reg_ce_203_12.pdf.

URL: http://www.coreras.it/Upload/allegatipubblicazioni/Vino_economia_e_sviluppo.pdf.

Романова К. М. Аббревиатуры и законодательство о вине // Язык, культура, общество: материалы IV Междунар. науч. конф. М., 2007.

О

m <

а с

ш

о *

о >s

ш

с о а m ш

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.