Научная статья на тему 'Современная система регулирования виноделия стран ЕС'

Современная система регулирования виноделия стран ЕС Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY-NC-ND
3086
569
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Область наук
Ключевые слова
отрасль виноделия / классификация вин Франции / Единая сельскохозяйственная политика ЕС / регулирование виноделия Франции / классификация вин стран Нового Света / wine industry / classification of French wines / the common agricultural policy of the EU / the regulation of winemaking in France / the classification of the wines of New world countries

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Симонова-хитрова Марина Юрьевна

Исследованы и обобщены особенности регулирования винодельческой деятельности во Франции и странах ЕС. Представлена краткая история развития классификации вин Франции до 2012 г. Дана сравнительная характеристика подходов к регулированию качества вина во Франции, у ведущих производителей вина Италии и Испании, а также в прочих странах ЕС и странах Нового Света. Проанализированы преимущества и недостатки классификации вин в странах Нового Света с точки зрения их продвижения на рынке. Обоснована необходимость трансформации системы государственного регулирования контроля качества вина после 2012 г. в целях его повышения, государственной поддержки отрасли и преодоления кризисных явлений на рынке Франции.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The modern system of winery regulation in the EU

The study generalises the peculiarities of regulation of wine-making activities in France and the EU. A brief history of the classification of the wines of France until 2012 is presented. Comparative characteristics of the regulation concepts of wine quality in France, the leading wine producers Italy and Spain, other EU countries and countries of the New World are analysed. The advantages and disadvantages of the classification of wines in New World countries is analysed from the point of view of their market promotion. The necessity of the transformation of the system of state regulation of quality control of wine after 2012 is proved in order to increase state support to the sector and overcome the crisis on the French market.

Текст научной работы на тему «Современная система регулирования виноделия стран ЕС»

УДК 339.5

Симонова-Хитрова М.Ю.1

Современная система регулирования виноделия стран ЕС

Исследованы и обобщены особенности регулирования винодельческой деятельности во Франции и странах ЕС. Представлена краткая история развития классификации вин Франции до 2012 г. Дана сравнительная характеристика подходов к регулированию качества вина во Франции, у ведущих производителей вина Италии и Испании, а также в прочих странах ЕС и странах Нового Света. Проанализированы преимущества и недостатки классификации вин в странах Нового Света с точки зрения их продвижения на рынке. Обоснована необходимость трансформации системы государственного регулирования контроля качества вина после 2012 г. в целях его повышения, государственной поддержки отрасли и преодоления кризисных явлений на рынке Франции.

Ключевые слова: отрасль виноделия, классификация вин Франции, Единая сельскохозяйственная политика ЕС, регулирование виноделия Франции, классификация вин стран Нового Света.

Регулирование отрасли виноделия в странах во Франции и других странах ЕС

Нормативно-правовая база, регламентирующая деятельность в винодельческом секторе Франции, включает общеевропейские и национальные законодательные акты. К наднациональному уровню относится Единая сельскохозяйственная политика Европейского Союза (Common Agricultural Policy), в которую на период 2014-2020 гг. были внесены изменения, касающиеся Системы регулирования и государственной поддержки виноделия в странах ЕС [1]. Новации содержатся в нормативных актах № 1308/2013 (общие нормы) [2] и № 251/2014 (определение, маркировка, презентация, географическая идентификация) [3].

Для реализации мер новой Единой сельскохозяйственной политики Европейского Союза во Франции в 2009 г. был создан Национальный институт про-

1 Симонова-Хитрова Марина Юрьевна — аспирант МГИМО (У) МИД

России, магистр экономики МГИМО. E-mail: <[email protected]>.

дукции сельского хозяйства и рыболовства — FranceAgriMer1, подчиняющийся непосредственно Министерству сельского хозяйства и рыболовства Франции. Его деятельность направлена на оказание помощи сельскохозяйственным организациям в построении стратегий развития, а также на поддержку национальных экспортеров. Основными функциями указанного института являются реализация государственной политики регулирования рынка, управление системой субсидирования (как национального уровня, так и в рамках общеевропейской программы), содействие кооперации и диалогу между различными комитетами сельского хозяйства. Кроме того, институт занимается мониторингом рынка и проведением экономической экспертизы, мониторингом производителей и их объединений по отдельным регионам. Результаты исследований свободно предоставляются участникам рынка для повышения эффективности их деятельности на международном и национальном рынках.

FranceAgriMer начал функционировать в результате слияния секторальных организаций. От винодельческого сегмента в него вошло Национальное межпрофессиональное управление садоводства, овощеводства, виноделия и цветоводства — Viniflhor, которое, в свою очередь, в 2005 г. было создано из Национального межпрофессионального управления виноделия и виноградарства (Оптт) и Национального межпрофессионального управления садоводства, овощеводства и цветоводства (Оп^ог) [5].

Национальная система регулирования виноделия и особая классификация продукции являются отличительными чертами французского рынка и сыграли большую роль в создании имиджа2 и популярности национальных вин. Несмотря на относительную молодость законодательства в области виноделия, оно всегда было достаточно консервативным, жестким и самым детализированным в мире, а контроль за его исполнением — самым требовательным [6]. Несмотря на переживаемый мировым рынком вина кризис, в результате глобализации3, регулирующие органы Франции на протяжении длительного времени лишь изредка вносили небольшие поправки в си-

1 Официальный сайт организации. URL: <http://www.franceagrimer.fr> [4].

2 В маркетинге под имиджем продукта или бренда подразумевается существующее восприятие продукта или бренда компании потребителями на рынке. Это комплексное понятие, включающее образы и ассоциации, как связанные с функциональными особенностями продукта, так и передающие исключительно эмоции и носящие абстрактный характер. Имидж напрямую связан с позиционированием товара и влияет на характер коммуникаций между производителем и потребителями.

3 Кризис мирового рынка вина характеризуется перепроизводством, снижением потребления вина в Европе и усилением конкуренции со стороны стран Нового света.

стему, придерживаясь старых традиций и принципов жесткого контроля за отраслью и национальным рынком в целом.

Государственная политика в области виноделия включает механизмы поддержки производителей и меры по регулированию отрасли. В соответствии с целями данной статьи далее подробно будут рассмотрены инструменты, традиционно связанные с привлекательностью французских вин, а именно классификация и маркировка продукции.

Меры по регулированию отрасли виноградарства и виноделия состоят из пяти элементов [7]:

• базовые правила;

• правила в сфере производства вина;

• система наименования по происхождению, географической идентификации и традиций в отрасли;

• требования к упаковке и маркировке (этикеткам);

• контроль за производственными компаниями и межотраслевыми организациями.

Базой для любой системы регулирования винодельческой отрасли является законодательно закрепленное определение понятия «вино». В связи с этим существуют три модели правового определения содержания этого понятия: консервативная, средняя и либеральная [8].

В соответствии с консервативной моделью вино определяется как «продукт, полученный только в результате брожения свежего винограда или свежего виноградного сока». Добавление виноградных или винных спиртов ограничено, а других спиртов — запрещено. Список других разрешенных компонентов минимальный и исчерпывающий. Такой модели придерживаются: страны Западной Европы, Латинская Америка, Южная Африка.

В рамках средней модели допускается добавление компонентов более широкого перечня, например, ягод и фруктов. Добавление сахара не разрешается. Позиция по добавлению спиртов аналогична консервативной модели. Такой подход используют в Азии, США, России, Болгарии и Норвегии.

Либеральная модель содержательно и юридически трактует понятие «вино» более широко: допускаются отступления от технологии, что способствует распространению суррогатов. Эта модель является следствием неразвитости законодательства и культуры виноделия. Такую ситуацию можно наблюдать в странах СНГ. До недавнего времени к этой группе стран относилась и Россия1.

1 Согласно последним поправкам (от 29 июня 2015 г.), внесенным в Федераль-

ный закон от 22 ноября 1995 г. № 171-ФЗ «О государственном регулировании произ-

Трансформация классификации вин во Франции

Жесткое определение понятия «вино» во Франции — это первый уровень сложной системы контроля качества продукции виноделия. Качество вина является основой для европейской и французской классификации, представляющей собой главную структуру (правовой механизм) организации рынка. Система контроля качества предусматривает санкции, в первую очередь на стадии производства.

Первая классификация французских вин была разработана в 1855 г. по запросу императора Наполеона III [9]. Лучшие вина региона Медок были разделены на пять категорий — знаменитые Крю (Сги)1, ставшие синонимами высококачественного вина. В то время не было закона, устанавливающего сорта винограда, из которых можно было делать эти вина, количество продукции, разрешенной к производству, и даже географические границы региона Медок.

В XIX в. с расширением торговли участились случаи подделок винной продукции. Закон от 1 августа 1905 г. относительно подлогов и фальсификаций вин стал первой эффективной попыткой борьбы с ними [10; 11]. Согласно этому нормативному акту некоторые регионы получили статус защищенных. В ней были четко определены географические границы территорий, однако качество вина с местом производства законодательно еще не было закреплено.

Вариант системы «Наименование по происхождению» (Appellation d'Origine Contrôlée, A. O. C.; часто встречается AOC) впервые появился в Законе от 6 марта 1919 г. [12], который дал производителям вина право требовать присвоения своим винам наименования апелласьона (appellation). Апел-ласьон — это свод правил, определяющих винодельческую территорию и обязательные для нее условия выращивания винограда и способы производства вина [13]. Решение о присвоении данного наименования выносилось судом.

Идеи закона 1919 г. нашли свое продолжение в Законе от 30 июля 1935 г., который ввел понятие «контролируемых наименований по происхожде-

водства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции и об ограничении потребления (распития) алкогольной продукции» юридически закреплены понятия «вино», «ликерное вино», «фруктовое вино» и «винный напиток». Поправки позволили разделить напитки в зависимости от технологии производства, приблизив российское законодательство в сфере виноделия к европейскому.

1 Понятие «Крю» относится к отдельным виноградникам с характерными

чертами.

нию (АОС) [14]. В качестве регулятора системы был создан Национальный институт наименований, контролируемых по происхождению (ШЛО)1.

Модель АОС использовалась во Франции до введения последней редакции общеевропейской классификации вин в 2012 г. Модель АОС схематично представлена на рис. 1.

Источник: [16].

К низшему сегменту рынка как по цене, так и по качеству относится сто-| Ц повое вино (Vin de Table, VdT) без указания места производства. К этой ка-s тегории продукции предъявлялось минимальное количество требований.

^ ÇÛ

§ §, Так, содержание спирта должно быть не менее 8,5-9% и не более 15% в за-

§ | висимости от географии производства, при производстве допускалось сме-

§■ | шивать вина нескольких регионов, включая импортную продукцию (только

из стран ЕС). Производители вин этого класса поддерживали определенный уровень качества и состав, ориентируясь на вкусы основных потребителей. На их этикетках запрещено упоминать сорт используемого винограда, название региона, год производства.

1 Официальный сайт организации. URL: <http://www.inao.gouv.fr> [15].

Следующий уровень классификации — местные или региональные вина (Vin de Pays, VdP). Это вина, произведенные во Франции, с указанием местности, но без привязки к апелласьонам. Чтобы быть причисленными к этой категории, вина должны были:

• быть произведены в определенной местности, указываемой в названии, и только из рекомендованных сортов винограда;

• содержать как минимум 10% спирта для средиземноморских регионов и 9% — для других регионов;

• иметь аналитические и органолептические характеристики согласно установленным нормам.

Соответствие требованиям проверялось дегустационной комиссией, состав которой должен был быть согласован с Национальным межпрофессиональным управлением виноделия и виноградарства (Onivins). По географическому признаку региональные вина можно разделить на три типа: собственно региональные, департаментальные и зональные [17, с. 13]. Собственно региональные вина могут происходить из четырех больших регионов, в которые объединены все винодельческие области Франции:

• Jardin de la France — долина Луары;

• Comptés Rhodaniens — долина Роны, Божоле, Жура и Савойя;

• Compté Tolosan — весь юго-запад страны;

• Vins du Pays d'Oc — Лангедок.

Марочные вина высшего качества (Vin Délimité de Qualité Superieure, VDQS) являются промежуточной категорией. Их производители зарегистрировались в соответствующих органах для присвоения высшего класса качества продукции, которая соответствует требованиям АОС. Эта категория была своеобразным стимулом для развития региональных вин. Их производство было строго регламентировано и контролировалось INAO. Основные требования включали местность производства, набор сортов винограда, минимальное содержание спирта, максимальную урожайность с гектара, а также способы ухода, способы винификации1, анализа вина и дегустации [16].

Вина контролируемых наименований по происхождению (Appellation d'Origine Contrôlée, AOC) — высшая категория французских вин, географическое происхождение которых, используемые сорта и технология изготовления строго определены законом для данного апелласьона. Правила производства этих вин отличались еще большей строгостью, чем вин класса VDQS. Они включают: место производства, набор сортов винограда, максимальный объем производства, способ обработки виноградной лозы,

1 Винификация — процесс превращения винограда в вино, при котором

естественное брожение происходит под наблюдением и контролем специалиста, целью которого является создание конкретного конечного продукта.

методы подрезки, винификации и условий выдержки. Кроме того, для продукции категории АОС обычно указывается минимальная зрелость ягод и крепость, а также объем, в котором разрешается производить шапта-лизацию1 или ацидизацию2. По общему правилу одновременно осуществлять и то и другое нельзя. Для некоторых апелласьонов также указаны разрешенные и запрещенные винодельческие методы. Например, могут быть требования об обязательном удалении плодоножки перед брожением, использовании при брожении и обработке в давильне только целых ягод, о минимальной выдержке перед поставкой вина на рынок.

Французская система классификации вин, действовавшая до 2012 г., была взята за основу другими странами, например, Италией, Испанией, Германией (табл. 1).

Таблица 1

я ^ S ^ со ö

3

»с ío

a о

<0

О к

& со

3 о S S ^ S

Щ А

04

Страна Классификация (от низшей категории к высшей)

Франция Столовые вина (VdT) Местные или региональные вина (VdP) Марочные вина высшего качества (VDQS) Вина контролируемых наименований по происхождению (AOC)

Италия Столовые вина (VdT) Типичное вино местности (IGT) Вина контролируемых наименований по происхождению (DOC) Вина контролируемых наименований по происхождению с гарантией (DOCG)

Испания Столовые вина (Vino de Mesa) Местные (региональные) вина (Vino de la tierra) Вина контролируемых наименований по происхождению (DO) Вина контролируемых и признанных наименований по происхождению (DOC) Vino de Pago

Германия Немецкие столовые вина (Deutscher Tafelwein) Немецкие местные вина или особые столовые (Deutscher Landwein) Качественные вина из определенных регионов (QBA) Качественные вина с отличием (QmP)

Источники: составлено автором на основе данных [16]; классификации итальянских вин // Bahys. URL: <http://www.bahys.com/ru/wine/italy/classification/>; классификации испанских вин //Bahys. URL: <http://www.bahys.com/ru/wine/spainis/classification/>; [18].

1 Шаптализация — добавление дополнительного сахара или концентрата

виноградного сока в вино, в котором недостаточно своего сахара для достижения нужной крепости. Распространена в северных регионах.

2 Ацидизация — добавление кислоты в вино, в котором наблюдается

избыток своего сахара. Распространена в южных регионах.

Европейские модели классификации вина

Итальянская модель была наиболее близкой к французской и включала четыре категории. Для столовых вин (Vino da Tavola, VdT), произведенных в Италии, не определялись область происхождения винограда и сортовой состав, а государство не контролировало процесс их производства. Типичное вино местности (Indicazione Geografica Tipica, IGT) было аналогом французской категории VdP. К ним относились вина, произведенные на территории винодельческих регионов из местного винограда. На этикетке такой продукции указывался урожай, местность, цвет и сорт винограда, тип вина. Ассортимент продукция этой категории включал как посредственные столовые вина, так и дорогие качественные, но не вписывающиеся в стандарты более высоких классов вина.

Вина контролируемых наименований по происхождению (Denominazione d'Origine Controllata, DOC) — это марочные вина, прямой аналог французской категории AOC. Всего в Италии существует около 300 производственных зон виноделия. В отдельных регионах установлены стандарты для основных характеристик вина, контролируемых дегустационной комиссией — вкус, цвет, аромат.

Наиболее высокий класс итальянских вин — вина контролируемых наименований по происхождению с гарантией (Denominazione d'Origine Controllata e Garantita, DOCG) — это продукция, признанная лучшей в стране, или имеющая весомое значение для национального бюджета (например, игристые вина Asti). Вина этой категории проходили самый строгий государственный контроль, включая дегустацию и лабораторный анализ. Каждая бутылка получала официальный номер и сертифицировалась особой маркой, наклеиваемой на горлышко бутылки, цвет которой зависел от типа вина.

Классификация вин Испании состояла из пяти ступеней. К низшему уровню традиционно относились столовые вина (Vino de Mesa), представлявшие собой продукцию неклассифицированных виноградников, которая могла производиться из смеси любых вин из любой провинции Испании и в любом году.

Вторая ступень — местные (региональные) вина (Vino de la tierra), для которых регламентировались регион производства и сорта винограда и указывался год урожая.

Следующий уровень — вина контролируемых наименований по происхождению (Denominacion de Origen, DO) — марочные вина, из определенных законом зон. Для них были установлены сорта винограда, урожайность, методы винификации (для отдельных территорий), нормы выдержки и т.п.

Высшая категория вин Испании — вина контролируемых и признанных наименований по происхождению (Denominacion de Origen Calificada, DOC). Она присвоена только двум регионам: Риоха и Приорат. Требования

к продукции этой категории аналогичны уровню DO, однако территория, на которой расположены виноградники, движение винограда и виномате-риалов контролировались более жестко.

Отдельный класс испанских вин — Vino de Pago — соответствует французскому понятию «Крю». К требованиям класса DO на данном уровне добавлялись ограничения по происхождению винограда, отдельная винифика-ция и ужесточение контроля качества.

Немецкая классификация вин несколько отличается по структуре, однако так же как испанская и итальянская, была создана на основе базовых принципов французской системы. Вина Германии делятся на две категории: столовые вина и качественные вина, которые в свою очередь имеют подкатегории.

Столовые вина включали «немецкие столовые вина» (Deutscher Tafelwein) и «немецкие местные вина». Продукция первой подкатегории производилась из виноматериалов определенных регионов и соответствовала экологическим стандартам. Вторая подкатегория называлась также «особые столовые вина» (Deutscher Landwein). Им присваивалось имя одного из 19 винодельческих регионов. Напитки этого класса изготовлялись из более зрелого винограда, чем напитки предыдущей категории.

К качественным винам относились качественные вина из определенных регионов (Qualitatswein Bestimmer Anbaugebiete, QBA) и качественные вина с отличием (Qualitatswein mitPradikat, QmP). Продукция класса QBA производилась в одном из 13 определенных винодельческих регионов в соответствии с местными требованиями (определенные сорта винограда, посадка, урожайность и содержание спирта). Вина этой группы проходили обязательную лабораторную проверку и профессиональную дегустацию. Качественные вина с отличием — высшая категория вин. Эти вина отвечали более высоким требованиям, чем вина класса QBA, и происходили из одного конкретного винодельческого района. Для них был установлен минимальный срок выдержки пять лет.

Новая классификация вин во Франции и других странах ЕС

Разнообразие маркировок вин, произведенных на территории ЕС, в значительной степени затрудняло процесс выбора потребителей и определение уровня качества продукции. В результате назрела необходимость введения новой единой классификации. Второстепенными задачами реформирования системы контроля качества были упрощение процедуры ввода в действие новых апелласьонов, а также поддержание общего процесса стандартизации и унификации системы маркировки сельскохозяйственной и пищевой продукции на территории ЕС. В результате с 2012 г. была введена новая модель классификации вин, произведенных в ЕС, включающая три категории (рис. 2).

Рис. 2. Единая европейская классификация вин (розлив в бутылки после 2012 г, маркировка во Франции)

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Источник: составлено автором на основе данных ИНАО.

Низший класс продукции — вино без географического указания, которое ранее называлось столовым вином (Vin de Table). На этикетках таких вин указывается только название страны происхождения. Нововведением стало разрешение указывать сорта винограда и год сбора урожая. Применительно к Франции эта категория называется Vin de France.

Местное или региональное вино (во Франции Vin de Pays) стало относиться к категории вин, защищенных географическим указанием IGP (Indication Géographique Protégée).

Высшая категория продукции — вино, защищенное наименованием по происхождению — AOP (Appellation d'Origine Protegee). Во Франции эта категория заменила класс AOC.

В результате реформирования системы классификации была отменена французская категория VDQS. Вина этого класса должны быть либо включены в категорию AOP, либо опуститься до уровня IGP.

Новая модель классификации не распространяется на вина, которые уже были розлиты до момента вступления в силу изменений, т.е. до 2012 г. Таким образом, на рынке еще продолжительное время можно будет встретить продукцию, маркированную согласно старой системе, что потенциально затруднит выбор потребителей.

S

^ Л

Основным ожидаемым результатом реформы классификации вин стало укрупнение производителей во Франции. Так, по оценкам специалистов, в регионе Лангедок из примерно 50 вин категории VdP останется менее 10, относящихся к IGP, а многие местные виноделы будут поглощены крупными компаниями [19]. Кроме того, выиграют те производители, которые ранее делали вино с добавлением импортных материалов (старая категория Vin de Table без указания страны производства). Теперь они смогут маркировать свою продукцию как французские вина (Vin de France) и получать дополнительный доход благодаря сложившемуся имиджу этого бренда на международном рынке.

Акцент на классификации продукции в системе регулирования виноградарства и виноделия во Франции связан с зависимостью рынка вина от традиционных винодельческих продуктов. Система АОС стала не только обеспечением натуральности продукции, но и также степени его качества и защиты прав потребителей. Она неразрывно связана с понятием терруара (terroir). Во Франции часто используется термин «вкус терруара» для описания особых органолептических и аналитических характеристик продукта [8, с. 328].

Понятие «терруар» впервые появилось во французской Бургундии на рубеже XII-XIII вв. и стало обозначать «определенную сельскохозяйственную территорию, дающую продукт, специфичность которого определяется в первую очередь характером почвы и микроклиматом» [6, с. 14]. Поскольку названия территорий выращивания винограда и производства вина являются коллективной собственностью на данной местности, смена владельцев винодельческих хозяйств в большинстве случаев не влечет изменения качества вина. Исключениями являются намеренное несоблюдение требований к выращиванию винограда и производству вина, что вызывает понижение класса продукции или перевод вина в другую категорию по качеству.

Маркировка вина во Франции также подвергается жесткому регулированию. На этикетке акцент делается на территориальные характеристики: место произрастания винограда, винодельня, место розлива в бутылки.

До 2005 г. производителям элитных вин запрещалось указывать сорта винограда на этикетке. Исключением были лишь моносепажные вина, т.е. произведенные из одного сорта. С 2005 г. были введены послабления: название сорта разрешили указывать на этикетке ассамбляжного вина1. Сортовыми стали считаться те вина, доля одного сорта винограда в которых составляет не менее 85%.

1 Вино, произведенное с помощью смешивания различных сортов

виноматериалов.

Для указания конкретного апелласьона на этикетке должны быть соблюдены следующие условия при производстве вина:

сбор всего используемого винограда только на данной территории; применение только определенных разрешенных сортов винограда и только в установленных пропорциях;

не превышение установленного лимита уровнем урожайности винограда;

соответствие содержания алкоголя нормам, утвержденным для каждого апелласьона;

соответствие технологии выращивания винограда и производства вина разрешенным;

прохождение продукцией химического анализа и дегустации специалистами [20].

Однако система ЛОС (ЛОР) имеет много проблем. Основная заключается в том, что производители вина, пытаясь соответствовать стандартам, не учитывают вкусы и привычки массового потребителя, для которого важнее соотношение цена-качество, нежели жестко контролируемые пропорции виноградных сортов при производстве вина [21]. Кроме того, винодельни во Франции и других странах Старого света, удовлетворяющие требованиям наиболее высокой категории продукции, предпочитают получать более низкий класс вина, считая, что жесткие правила мешают им работать лучше. Такая практика в современных условиях стала распространенной, поскольку имеет коммерческий эффект [22].

На основе анализа принципов реформирования системы регулирования виноделия в европейских странах можно сделать вывод, что новая классификация вин значительно приближает французские вина к массовому потребителю благодаря разрешению указывать страну происхождения на этикетке некоторых категорий напитка. Это будет способствовать повышению их уровня конкурентоспособности на мировом рынке. Однако значительная доля продукции по-прежнему останется в сегменте дорогих вин.

Особенности идентификации вин Нового Света

Требования к маркировке продукции виноделия в странах Нового Света менее жесткие по сравнению с принятыми во Франции (табл. 2).

К стандартному набору правил маркировки можно отнести требования относительно территории произрастания винограда, используемых сортов и года сбора урожая. Для указания территории на этикетке вина страны Нового Света в отличие от государств Старого Света не требуется, чтобы весь виноград был собран именно на этой территории. Требования к сортовым винам, а также к указанию года сбора урожая в странах Старого и Нового Света сопоставимы.

Таблица 2

Требования к маркировке продукции в странах Нового Света

Страна, регион Критерии состава вина,%

Территория произрастания Страна Штат Сорт Год сбора урожая (винтаж)

Австралия 85 — — 85 85

США 85 75 75 (100*) 75 95

ЮАР 75 (100**) — — 75 (85***) 75

* К маркировке вин, произведенных в Калифорнии, применяются ужесточенные требования. Для указания штата на их этикетках доля местного винограда должна составлять 100%. ** 75% — ограничение для указания региона, субрегиона или апелласьона; 100% — ограничение для указания наименование происхождения (Wine of Origin). *** Для вин, экспортируемых в ЕС, применяются ужесточенные требования — 85% вина должно быть произведено из заявленного сорта винограда.

Источники: [23-25].

В Австралии помимо стандартных требований установлены пропорции сортов при их смешивании. Например, если используются два или три сорта, доля одного сорта должна быть не меньше 20%; если смешиваются четыре или пять сортов и удельный вес каждого не 5%, все сорта указываются при маркировке вина. Кроме того, при указании сортов винограда список должен быть составлен в порядке важности, например, Cabernet-Merlot, если вино содержит больше Cabernet Sauvignon, чем Merlot.

В США Управлением по контролю за производством и оборотом алкогольных напитков, табачных изделий и огнестрельного оружия было введено понятие «американские винодельческие районы» (AVA) [26]. Всего существует 140 таких территорий, которые могут не соответствовать границам штатов. В отличие от французской классификации AOC американская система только устанавливает границы регионов, не закрепляя ни разрешенных сортов винограда, ни технологий его выращивания и производства вина. Помимо | Ц требований к указанию территории на этикетке вина также принято указы-

вать страну происхождения и штат. При этом регулирование качества вина, § §, производимого в Калифорнии, значительно жестче, чем в других штатах.

ж со а о

СО £

О к

§■ | ЮАР также ввела систему географической идентификации [27]. Особенно-

Л стью системы контроля качества вина в этой стране являются более жест-

кие требования, применяемые к продукции, экспортируемой в ЕС. Кроме того, аналогично австралийским стандартам при использовании нескольких сортов винограда на этикетке они перечисляются по значимости.

Канадское законодательство не содержит большого набора инструментов регулирования винодельческой отрасли. Однако для повышения качества продукции ведущие национальные производители объединились в Альянс

качественных виноделов (Vintner's Quality Alliance, VQA В рамках альянса была внедрена система, аналогичная французской классификации AOC, включая такие инструменты, как апелласьоны, допустимые сорта винограда, требования к технологиям выращивания винограда и производства вина. Членство осуществляется на добровольной основе и позволяет использовать знак альянса при маркировке продукции после одобрения соответствующими органами VQA.

Заключение

Анализ национальных систем классификации и маркировки вин в странах Нового Света показал, что они более либеральны и не такие жесткие, как во Франции и других европейских странах. Однако ход развития мирового рынка вина доказал, что именно бескомпромиссная система AOC способствовала формированию имиджа французских вин как продукции гарантированно высокого качества. Эффект от отказа от этой системы или ее значительного смягчения неоднозначен и зависит от того, на какой рынок ориентированы национальные производители. Вино — это не промышленный продукт, отступление от терру-аров не подходит к элитным винам (Fine Wine) и другим винам высоких категорий, поскольку получить идентичные результаты из одного и того же сорта винограда, выращенного в разных местностях, невозможно [6].

Дополнительным аргументом в пользу системы классификации AOP (AOC) является то, что с усилением глобализации [29-30] и развитием собственных винодельческих секторов страны Нового Света постепенно приближаются к модели, уже давно существующей в Европе. Так, в США наблюдаются конкретизация и уменьшение площади апелласьонов в рамках системы AVA с одновременным ростом их количества [31].

Анализ тенденций развития систем регулирования национальных рынков вина в странах Старого и Нового Света показал, что под влиянием процессов глобализации и регионализации эти модели постепенно сближаются. Мероприятия европейских регулирующих органов направлены на смягчение некоторых элементов системы, за исключением сегмента элитных и высококачественных вин, производство которых является ключевым фактором успеха этих стран-производителей на мировом рынке. Реформа законодательства в области контроля рынка вина будет способствовать повышению конкурентоспособности французских виноделов на мировом рынке благодаря двум факторам. Во-первых, прямой эффект от упрощения идентификации французских вин, а во-вторых, опосредованный эффект, проявляющийся в укрупнении винодельческих хозяйств и расширении

1 Официальный сайт организации [28].

их доступа к финансовым и сырьевым ресурсам. Наиболее благоприятно реформирование классификации влияет на производителей, ориентированных на массовый сегмент мирового рынка вина. Значимым изменением, распространяющимся на этот сегмент, является разрешение указывать страну происхождения на этикетке даже для продукции низшей категории качества, вследствие чего ее восприятие потребителями на мировом рынке улучшается за счет позитивного имиджа французских вин в целом.

Источники

[1] Comité européen des Enterprise vins (CEEC). URL: <http://www.ceev. eu/policy-dossiers/eu-wine-policy>.

[2] Regulation (EU) № 1308/2013 of the European Parliament and of the Council of 17 Dec. 2013 establishing a common organisation of the markets in agricultural products. URL: <http://eur-lex.europa.eu/LexUriServ/LexUriServ.do?uri=OJ: L:2013:347:0671:0854: EN: PDF>.

[3] Regulation (EU) № 251/2014 of the European Parliament and of the Council of 26 February 2014 on the definition, description, presentation, labelling and the protection of geographical indications of aromatised wine products. URL: <http://eur-lex.europa.eu/LexUriServ//LexUriServ.do?uri=OJ: L:2014:084:0014:0034: EN: PDF>.

[4] URL: <http://www.franceagrimer.fr>.

[5] Comité pour l'histoire des offices agricoles. URL: <http://www.histoire-offices.com/root/DGAll/racine/fr/navigation-gauche/onivins-1983-2006>.

[6] Зыбцев Ю. Э. Вина Франции: Путеводитель. М.: BBPH, 2009. C. 54.

[7] COGEA S. R. L. for European Commission. Study on the competitiveness of European wines // Luxemburg: Publications Office of the European Union. 2014. P. 27.

[8] Берзин В. А. Государственная политика в области винодельческого виноградарства, производства, оборота и потребления винодельческой продукции: монография. M., 2010. С. 39.

[9] The 1855 Classification of Medoc & Graves // Wine-Searcher database. URL: <http://www.wine-searcher.com/1855-classification.lml>.

[10] Loi du 1 er août 1905 sur les fraudes et falsifications en matière de produits ou de services. URL: <https://www.legifrance.gouv.fr/affichTexte.do?cidText e=J0RFTEXT000000508748& categorieLien=cid>.

[11] Бабинский М. Апелясьон Шампань // WhyWhyWine. URL: <http://whywhywine.eom/stati/mesto/-/apelyason-shampan>.

[12] Loi du 6 mai 1919 relative à la protection des appellations d'origine. URL: <http://www.wipo.int/wipolex/fr/text.jsp?file_id=127193>.

[13] Настенко И. Апелласьон // Винный класс. URL: <http://wineclass. citylady.ru/appellation.htm>.

[14] Décret législatif du 30 juillet 1935 — Défense du marché des vins et régime économique de l'alcool. URL: <http://www.wipo.int/wipolex/fr/text.jsp?file_ id=266297>.

[15] URL: <http://www.inao.gouv.fr>.

[16] French Wine Classifications AOC Law Wine Grapes Vineyards of France//The Wine Cellar Insider. URL: <http://www.thewinecellarinsider. com/wine-topics/wine-educational-questions/wine-grapes-vineyard-france-classifications-appellation-law//#ixzz3 m3 QpmUlY>.

[17] Джеффод Э. Вина Франции. М.: Изд-во Жигульского. 2005.

[18] Бурцев Б. Немецкие вина // О вине. URL: <http://www.ovine. ru/classification/german_classification.htm>.

[19] Изменение системы классификации вин во Франции: AOP и IGP приходят на смену AOC и VdP. // MozartHouse. 2015. Декабрь. № 254. URL: <http://mozartwine.com/news/publications/120>.

[20] Snyder R. Wine regulations: Old world countries//Winegeeks. URL: <http://www.winegeeks.com/articles/106>.

[21] Goode J. Regulating wine: why AOCEs are a bad idea for France's wine industry // Электронный журнал Wineanorak.com. URL: <http://www.win-eanorak.com/regulating_wine.htm>.

[22] Gorman-McAdams M. Wine Labeling Laws & Regulations: Do You Care? // The Kitchn. URL: <http://www.thekitchn.com/wine-quality-desig-nations-wine-152378>.

[23] Labelling // The Australian Grape and Wine Authority (AGWA). URL: <http://www.wineaustralia.com/en/Production%20and%20Exporting/La-belling.aspx>.

[24] Grape Wine Labels // Alcohol and Tobacco Tax and Trade Bureau (TTB). URL: <http://www.ttb.gov/pdf/brochures/p51901.pdf>.

[25] Chouinard A. M. Wine Appellation Regulation in the U. S. and France as a Response to Globalization // Student Pulse. 2011. Vol. 3. No. 1. URL: <http://www.studentpulse.com/articles/360/wine-appellation-regulation-in-the-us-and-france-as-a-response-to-globalization>.

[26] Puckette M. Looking for Good Wine? Start With The Appellation // Wine Folly. April 2015. URL: <http://winefolly.com/review/looking-for-good-wine-start-with-the-appellation/>.

[27] Wine of Origin System of 1973.

[28] URL: <http://www.vqaontario.ca/Home>.

[29] Симонова М.Д. Анализ развития информационной базы экономической глобализации на современном этапе // Вестник МГИМО Университета. 2011. № 2. С. 182-187.

[30] Симонова М.Д. Информационная база структурного анализа ОЭСР: отраслевые принципы в исследовании рынков товаров и услуг // Вестник МГИМО Университета. 2015. № 3 (42). С. 190-198.

[31] Wine law//South Africa Wine Industry Information & Systems NPC (SAWIS). URL: <http://www.sawis.co.za/winelaw/southafrica.php>.

[32] Chouinard A. M. Wine Appellation Regulation in the U. S. and France as a Response to Globalization//Student Pulse. 2011. Vol. 3. No. 1. URL: <http://www.studentpulse.com/articles/360/wine-appellation-regulation-in-the-us-and-france-as-a-response-to-globalization>.

Simonova-Khitrova M. 1

The modern system of winery regulation in the EU

The study generalises the peculiarities of regulation of wine-making activities in France and the EU. A brief history of the classification of the wines of France until 2012 is presented. Comparative characteristics of the

1 Simonova-Khitrova Marina — the applicant the degree of Phd in economics, MGIMO

(U) MFA of Russia, Master of Economics of the University. E-mail: <[email protected]>.

regulation concepts of wine quality in France, the leading wine producers Italy and Spain, other EU countries and countries of the New World are analysed. The advantages and disadvantages of the classification of wines in New World countries is analysed from the point of view of their market promotion. The necessity of the transformation of the system of state regulation of quality control of wine after 2012 is proved in order to increase state support to the sector and overcome the crisis on the French market.

Keywords: wine industry, classification of French wines, the common agricultural policy of the EU, the regulation of winemaking in France, the classification of the wines of New world countries.

Статья поступила в редакцию 26 мая 2017 г.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.