Научная статья на тему 'Современные тенденции развития мировой винодельческой отрасли и рынка вина'

Современные тенденции развития мировой винодельческой отрасли и рынка вина Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
2660
324
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Область наук
Ключевые слова
ВИНОДЕЛИЕ / РЫНОК ВИНА / ПОСЕВНЫЕ ПЛОЩАДИ / ПРОИЗВОДСТВО И ПОТРЕБЛЕНИЕ ВИНА / МИРОВОЙ СПРОС / СУБСТИТУТЫ / СБЫТ ВИНА / МАРКЕТИНГОВЫЕ СТРАТЕГИИ / WINERY / WINE MARKET / ACREAGE / PRODUCTION AND WINE CONSUMPTION / GLOBAL DEMAND / SUBSTITUTES / WINE SALES / MARKETING STRATEGY

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Симонова-хитрова Марина Юрьевна

Данное исследование посвящено актуальной теме развития в XXI в. мирового виноделия и рынка вина как части рынка сельскохозяйственной продукции. Автор последовательно даёт характеристику основных компонентов рынка этого продукта, таких как динамика посевных площадей, производства и потребления вина в странах Старого и Нового Света. Исследованы факторы, которые влияют на цены этого напитка в условиях превышения предложения над спросом в основных регионах виноделия и сбыта готовой продукции. В работе представлены построенные на официальных статистических данных международных организаций расчёты автора, наглядно демонстрирующие динамику основных компонентов рынка. Выявлены тенденции к сокращению посевных площадей во Франции, Испании, Италии при их росте в Южной Африке, Китае, Австралии, Аргентине и Чили. Лидером по производству и экспорту вина по-прежнему остаётся Франция. Происходит реструктуризация мирового спроса, который по темпам роста значительно отстаёт от производства. Среди факторов, которые привели к снижению потребления вина в тех странах, где оно считалось практически национальным напитком, специалисты выделяют конкуренцию со стороны таких субститутов, как сидр, пиво, безалкогольные напитки. Сложившаяся ситуация требует разработки новых маркетинговых стратегий сбыта на национальном и международных рынках.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Contemporary Trends in World Winery and Vine Markets

This study is devoted to the theme of the global wine industry and the wine market in the 21st century, as part of the market of agricultural products. The author consistently gives a characterization of such basic components of the product's market, as the evolution of cultivated areas, production and consumption of wine in the countries of Old World and the New World. The analysis of the factors is made which affect the prices of the drink under conditions of supply excess over demand in the major regions of wine production and sales. The paper presents calculations of the author, which are based on official statistical data of international organizations, illustrating the dynamics of the main components of the market. The trends are as follows: the reduction of cultivated areas in France, Spain, Italy and rising in South Africa, China, Australia, Argentina and Chile. France remains as the leader in the production and export of wine. The restructuring of global demand, which is lagging behind the growth rates from the production of this drink. Among the factors that led to the decline of wine consumption in those countries where it was considered almost a national drink, experts distinguish competition from substitutes such as cider, beer, soft drinks. This situation requires the development of new marketing strategies of companies in the marketing of this noble drink at the national and international markets.

Текст научной работы на тему «Современные тенденции развития мировой винодельческой отрасли и рынка вина»

МИРОВАЯ ЭКОНОМИКА

СОВРЕМЕННЫЕ ТЕНДЕНЦИИ РАЗВИТИЯ МИРОВОЙ ВИНОДЕЛЬЧЕСКОЙ ОТРАСЛИ И РЫНКА ВИНА

М.Ю. Симонова-Хитрова

Московский государственный институт международных отношений (университет) МИД России, 119454, Россия, Москва, пр. Вернадского, 76.

Данное исследование посвящено актуальной теме развития в XXI в. мирового виноделия и рынка вина как части рынка сельскохозяйственной продукции. Автор последовательно даёт характеристику основных компонентов рынка этого продукта, таких как динамика посевных площадей, производства и потребления вина в странах Старого и Нового Света. Исследованы факторы, которые влияют на цены этого напитка в условиях превышения предложения над спросом в основных регионах виноделия и сбыта готовой продукции. В работе представлены построенные на официальных статистических данных международных организаций расчёты автора, наглядно демонстрирующие динамику основных компонентов рынка. Выявлены тенденции к сокращению посевных площадей во Франции, Испании, Италии при их росте в Южной Африке, Китае, Австралии, Аргентине и Чили. Лидером по производству и экспорту вина по-прежнему остаётся Франция. Происходит реструктуризация мирового спроса, который по темпам роста значительно отстаёт от производства. Среди факторов, которые привели к снижению потребления вина в тех странах, где оно считалось практически национальным напитком, специалисты выделяют конкуренцию со стороны таких субститутов, как сидр, пиво, безалкогольные напитки. Сложившаяся ситуация требует разработки новых маркетинговых стратегий сбыта на национальном и международных рынках.

Ключевые слова: виноделие, рынок вина, посевные площади, производство и потребление вина, мировой спрос, субституты, сбыт вина, маркетинговые стратегии.

М.Ю. Симонова-Хитрова

На текущем этапе развития мировая винодельческая отрасль претерпевает серьёзную трансформацию, основными катализаторами которой являются глобальные процессы экономической интеграции, интернационализации производства, глобализации мировой торговли товарами и услугами [1,с. 69; 2, с.19]. В результате многократно усиливается эффект от изменения правил регулирования сектора виноделия в некоторых регионах, а также новых тенденций в потреблении. С начала 2000-х гг. на рынке появились новые сильные игроки, что привело к значительному обострению конкуренции как на международных, так и на национальных рынках, а также к перестройке географической структуры производства и, что более важно, потребления[3].

Современная фаза развития винодельческой отрасли уникальна тем, что в ответ на

Посевные площади вино]

кризисные явления, связанные с превышением предложения над спросом и с появлением новых запросов со стороны потребителей, происходит серьёзная реструктуризация отрасли, которая проявляется в изменении географической структуры потребления, укреплении позиций новых винодельческих регионов, пересмотре подходов к регулированию в отдельных странах.

Изменения в первую очередь затронули производство. Период 2000-2014 гг. характеризуется постепенным снижением посевных площадей виноградников (рис.1). За это время показатель сократился на 3,5%. Несмотря на то, что в 2013 г. наметился небольшой рост, говорить об устойчивой тенденции пока рано.

Современной реструктуризации производства в винодельческой отрасли предшествовали этапы стабильности и критического падения посевных площадей. До конца 1970-х гг.

Рисунок 1.

тдников в мире (тыс. га)

7847

7873 7877 7884

7828

7700

7400

счФ

ф op Г^

cv>

Л V

Л

op rp rp rp op rp

V c\>

V

год

Источник: OIV1. State of the vitivini culture world market, April 2015. Режим доступа: http://www.oiv. int/oiv/files/4%20-%20Statistiques/4%20-%201%20Publications%20statistiques/ OIV_NoteConjmars2015_ EN.pdf (дата обращения 10.07.2015).

Рисунок 2.

Географическая структура посевных площадей виноградников, % от мирового объема посевных площадей.

Европа

Азия

Америка

Африка

Австралия п Океания

63%

2% 3%

12000 2014

Источник: рассчитано по данным OIV. State of the vitivini culture world market, April 2015 и OIV. Statistical report on world vitivini culture 2013. Режим доступа: http://www.oiv.int/oiv/files/ 2013%20 Report.pdf (дата обращения 16.07.2015).

1 OIV (International Organization of Vine and Wine) - международная организация, занимающаяся сбором и анализом информации о ситуации в винодельческой отрасли, интегрирующая усилия национальных организаций в области виноделия, способствующая выработке единых стандартов в сегменте.

2 8000

Мировая экономика

совокупная площадь виноградников была относительно постоянна и составляла порядка 10 млн га [12]. С начала 1980-х и до конца 1990-х гг. наблюдалось заметное сокращение площадей (до 7,8 млн га)[12], которое стало в первую очередь результатом политического курса Европейского Союза, направленного на решение проблемы перепроизводства вина путём выкорчёвывания виноградников.

На текущем этапе (с 2000 г. по наше время) продолжается снижение доли посевных площадей в Европе, компенсирующееся их ростом в Азии и Америке (рис. 2).

Если говорить о распределении посевных площадей по странам, то наиболее значимым изменением за исследуемый период стал рост удельного веса Китая, который поднялся с шестого места в 2000 г. на второе в 2014 г. (рис. 3). Это стало результатом государственной политики, направленной на создание собственного

производства вина. Кроме того, Китай активно развивает производство винограда для потребления в свежем виде, превратившись в мирового лидера и выращивая порядка 35% объёма мирового производства [12].

Несмотря на сокращение посевных площадей, производство вина за исследуемый период менялось незначительно (рис. 4), потому что, как у любой сельскохозяйственной культуры, урожай винограда существенно колеблется по годам в зависимости от погодных условий. Помимо этого, немалая часть выращенного винограда идёт на потребление в свежем виде и на производство изюма (в 2014 г. 35,5% и 7,4% соответственно^]).

Производство вина отличается высокой степенью локализации: в 2014 г. 80% производилось лишь в 10 странах. Глобальных игроков можно условно разделить на три группы: Западная Европа, Новый Свет2 и страны Центральной и Восточной Европы.

Рисунок 3.

Доля крупнейших производителей вина в посевной площади виноградников (% от мирового размера посевных площадей)

Испания

Источник: рассчитано автором по данным OIV. State of the vitivini culture world market, April 2015 и OIV. Statistical report on world vitivini culture 2013.

Мировое производство вина в 2000-2014 гг. (млн гл)

Рисунок 4.

296

291

210

sCV

сЛ

cnV

л

Источник: OIV, State of the vitivini culture world market, April 2015.

V*

2 Данная тенденция не обязательно является отражением увеличения степени свободы малых стран в современном мире, хотя ряд исследователей, в частности, Й. Коломер, стремятся обосновать такую точку зрения. Вместе с тем, может быть выдвинута и альтернативная гипотеза - нарастание международной конкуренции и увеличение напряженности между крупными государствами (региональными «центрами силы»), что создает питательную среду для маневрирования малых стран.

год

М.Ю. Симонова-Хитрова

Сокращение масштабов виноделия в Европе частично компенсируется взлётом производства в странах Нового света (рис. 5). Лидерами по темпам прироста производства вина за исследуемый период выступают Южная Африка (+64%), Чили (+57%), Австралия (+48%) и Аргентина (+22%). Основной причиной такой интенсивной динамики является переориентация стратегии производителей этой группы стран на повышение доли на мировом рынке и соответствующая государственная поддержка по этому направлению.

Европейские страны - традиционные лидеры по объёму производства вина. Франция, Италия и Испания неизменно находятся на первых

позициях. Однако их доля постепенно снижается, причём преимущественно из-за Франции, удельный вес которой сократился с 21% в 2000 г. до 17% в 2014 г. (рис. 6). Наиболее глубокие изменения в структуре производителей происходили в первое десятилетие нового века.

Изменения в позициях производителей и усиление конкуренции подтверждаются также анализом количества винодельческих регионов и основных марок вин по странам (табл. 1). За 2000-2010 гг. количество марок увеличилось на 27%, а количество регионов - на 48% [4]. При этом страны Нового света показали больший рост по сравнению с европейскими производителями.

Динамика производства вина отдельных стран в 2000-2014 гг. (в %)

Рисунок 5.

/SS *///SJ

N ^jfi

^ у

Источник: рассчитано по данным OIV. State of the vitivini culture world market, April 2015 и01У Statistical report on world vitivini culture 2013.

Рисунок 6.

Географическая структура производства вина по странам (% от мирового производства)

21%

□ 2000 ■ 2014

Источник: рассчитано по данным OIV. State of the vitivini culture world market, April 2015 и01У Statistical report on world vitivini culture 2013.

Мировая экономика

Таблица 1.

Винодельческие >егионы и основные марки вина стран-производителей

Страны Число винодельческих регионов Количество марок вин

2000 г. 2010 г. 2000 г. 2010 г.

Аргентина 3 28 31 111

Австралия 76 94 43 40

Чили 8 9 38 54

Китай н/д 10 н/д 17

Франция 29 45 285 96

Германия 13 13 68 91

Италия 103 110 323 396

Новая Зеландия 10 11 22 45

Португалия 9 9 80 266

Южная Африка 9 9 68 68

Испания 36 36 159 150

США 61 89 84 129

Всего в мире 414 611 1018 1289

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Источник: Anderson А. Where in the world are various winegrape varieties grown? Evidence from a new database// 8th AWBR International Conference, June 2014. Режим доступа: http://academyofwinebusiness. com/wp-content/uploads/2014/07/GV01_Anderson_Kym.pdf (дата обращения: 20.07.2015).

Как отмечалось выше, мировая винодельческая отрасль находится на стадии реструктуризации, которая вызвана главным образом изменениями со стороны спроса. Начиная с 2000 г. потребление вина в мире в целом выросло всего лишь на 6% [6,7]. Динамика показателя (рис. 7) свидетельствует о том, что восходящий тренд, начавшийся в 2006 г., погасил экономический кризис 2008 г. По мнению аналитиков Международной организации виноградарства и виноделия)01У), потребление вина до сих пор не оправилось от последствий кризиса [7].

Наряду с относительно стабильной динамикой объёмов потребления наблюдается тенденция перестройки географической структуры

спроса (рис. 7). В странах-традиционных производителях, таких как Франция, Италия, Испания и Португалия потребление вина на душу населения неуклонно снижается. В то же время в традиционных странах-импортёрах - США, Великобритании, Германии и Китае -потребление динамично растёт. По интенсивности роста потребления особенно выделяется Россия, где этот показатель вырос более, чем в 2 раза по сравнению с 2000 г.

За исследуемый период географическая структура потребления значительно изменилась (рис. 8):Франция и Италия уступили лидирующие позиции США, Китай поднялся с седьмого места на пятое.

Динамика потребления вина в мире

Рисунок 7.

Источник: OIV. State of the vitivini culture world market, April 2015.

s 40 П

35 30 25 -20 -15 -10 -5 -

Динамика потребления вина в 2000-2014 гг.

М.Ю. Симонова-Хитрова

Рисунок 8.

45%

45%

30%* \29%

104%

38%

Л

о^ / </ / У

А1

/ S/

Источник: рассчитано автором по данным OIV. State of the vitivini culture world market, April 2015 mOIV. Statistical report on world vitivini culture 2013.

Рисунок 9.

Географическая структура потребления вина (% от мирового потребления)

Источник: рассчитано автором по данным OIV. State of the vitivini culture world market, April 2015 mOIV. Statistical report on world vitivini culture 2013.

Снизилось потребления вина в тех странах, где оно считалось едва ли не национальным напитком. Специалисты объясняют такое явление конкуренцией со стороны субститутов - продуктов, способных удовлетворять ту же потребность организма, например: сидр, пиво, безалкогольные напитки [9]. Вино - это продукт с очень устойчивым имиджем товара «не для всеобщего понимания» [10]. В Европе преобладает единственная концепция вина: произведено из сортов красного винограда, обладает насыщенным, густым цветом, выдержано в дубовых бочках. Даже небольшое отступление от этой концепции переводит продукт в категорию вто-

ростепенного, предназначенного для дилетантов. Не благоприятствует увеличению спроса и доминирование на рынке единого формата упаковки: бутылки бордоского типа ёмкостью 75 мл, лишающая потребителя возможности выбора. Наконец, к факторам отрицательной мотивации потребления вина можно отнести развёрнутые во многих западных странах антиалкогольные кампании и ужесточение законодательства в области обеспечения безопасности дорожного движения.

Сравнение объёмов производства и потребления вина позволяет сделать однозначный вывод о существующем перепроизводстве. Кроме

■ Мировая экономика

того, очевидны значительные расхождения в географической структуре производства и потребления. Эти характеристики современного рынка приводят к его интернационализации,

обострению международной конкуренции за потребителей и повышению актуальности корректировки маркетинговых стратегий производителей.

Список литературы

1. Симонова М.Д. Проблемы измерения показателей международной торговли в условиях глобализации// Вопросы статистики. 2013. № 1. С. 69-74.

2. Симонова М.Д. Статистическое изучение индикаторов экономической глобализации в ОЭСР// Актуальные вопросы российской и зарубежной учетно-статистической практики. Сборник научных статей. Московский государственный институт международных отношений (Университет) МИД России; под ред. Григорук Н.Е. и Лихачева О.Б.. Москва, 2007. С. 18-26.

3. Anderson K., Nelgen S. Wine's Globalization: New Opportunities, New Challenges. 2011. Режим доступа: https://www.adelaide.edu.au/wine-econ/papers/0111_AAWE_Bolzano_Anderson_0611.pdf (дата обращения 17.07.2015)

4. Anderson А. Where in the world are various winegrape varieties grown? Evidence from a new database // 8th AWBR International Conference June 2014 Режим доступа: http://academyofwinebusiness.com/wp-content/uploads/2014/07/GV01_Anderson_Kym.pdf (дата обращения 16.07.2015)

5. Aurand J.M. State of World Vitiviniculture situation// 37th World Congress of Vine and Wine, November 2014. Режим доступа: http://www.oiv.int/oiv/files/0%20-%20Actualites/STATISTIQUES %20_Argentina. pdf (дата обращения 16.07.2015).

6. OIV. Statistical report on world vitiviniculture 2013. Режим доступа: http://www.oiv.int/oiv/files/2013%20 Report.pdf (дата обращения: 16.07.2015).

7. OIV. State of the vitiviniculture world market, April 2015. Режим доступа: http://www.oiv.int/oiv/files/4%20 -%20Statistiques/4%20-%201%20Publications%20statistiques/0IV_NoteConjmars2015_EN.pdf (дата обращения: 10.07.2015).

8. OIV (International Organization of Vine and Wine). Режим доступа: http://www.oiv.int (дата обращения 09.07.2015).

9. Palma D., Cornejo C., Ortuzar J., Rizzi L., Casaubon G. Tell me why you like to drink wine: Drinking motivations as a basis for market segmentation// 8th AWBR International Conference, June 2014. Режим доступа: http:// academyofwinebusiness.com/wp-content/uploads/2014/07/ CB01_Palma_David.pdf (дата обращения 23.07.2015)

10. Rivezzo A., De Nisco A., Garofano A. Understanding wine purchase and consumption behaviour: a market segmentation proposal// 6th AWBR International Conference, June 2011. Режим доступа: http:// academyofwinebusiness.com/wp-content/uploads/2011/09/37-AWBR2011-Riviezzo-De-Nisco-Garofano. pdf (дата обращения 23.07.2015)

11. The world's wine markets: globalization at work. Ed. by Anderson K. // UK: Edward Elgar Publishing Limited. 2004. P.165.

12. StatOIV Extracts. Режим доступа: http://www.oiv.int/oiv/info/enstatoivextracts2 (дата обращения 15.07.2015).

Об авторе

Симонова-Хитрова Марина Юрьевна - аспирант МГИМО МИД России. E-mail: [email protected].

CONTEMPORARY TRENDS IN WORLD WINERY AND VINE MARKETS

M.Y. Simonova-Khitrova

Moscow State institute of International Relations (University) MFA of Russia, 76 Prospect Vernadskogo,

Moscow, 119454, Russia.

Abstract: This study is devoted to the theme of the global wine industry and the wine market in the

21st century, as part of the market of agricultural products. The author consistently gives a characterization

of such basic components of the product's market, as the evolution of cultivated areas, production and

consumption of wine in the countries of Old World and the New World. The analysis of the factors is made

M.ro. CMM0H0Ba-XMTp0Ba

which affect the prices of the drink under conditions of supply excess over demand in the major regions of wine production and sales. The paper presents calculations of the author, which are based on official statistical data of international organizations, illustrating the dynamics of the main components of the market. The trends are as follows: the reduction of cultivated areas in France, Spain, Italy and rising in South Africa, China, Australia, Argentina and Chile. France remains as the leader in the production and export of wine. The restructuring of global demand, which is lagging behind the growth rates from the production of this drink. Among the factors that led to the decline of wine consumption in those countries where it was considered almost a national drink, experts distinguish competition from substitutes such as cider, beer, soft drinks. This situation requires the development of new marketing strategies of companies in the marketing of this noble drink at the national and international markets.

Key words: winery, wine market, acreage, production and wine consumption, global demand, substitutes, wine sales, marketing strategy.

References

1. Simonova M.D. Problemy izmerenija pokazatelej mezhdunarodnoj torgovli v uslovijah globalizacii. Voprosy statistiki. 2013. № 1. Pp. 69-74.

2. Simonova M.D. Statisticheskoe izuchenie indikatorov jekonomicheskoj globalizacii v OECD. Aktual'nye voprosy rossijskoj i zarubezhnoj uchetno-statisticheskoj praktiki. Ed. by Grigoruk N.E., Lihacheva O.B. Moscow, MGIMO-University Publ., 2007. Pp. 18-26.

3. Anderson K., Nelgen S. Wine's Globalization: New Opportunities, New Challenges. Wine Economics Research Centre. University of Adelaide. 2011. Available at: https://www.adelaide.edu.au/wine-econ/papers/0111_ AAWE_Bolzano_Anderson_0611.pdf (accessed: 17.07.2015).

4. Anderson A. Where in the world are various winegrape varieties grown? Evidence from a new database. 8th AWBR International Conference, June 2014. Available at: http://academyofwinebusiness.com/wp-content/ uploads/2014/07/GV01_Anderson_Kym.pdf (accessed: 16.07.2015)

5. Aurand J.M. State of World Vitiviniculture situation. 37th World Congress of Vine and Wine, November 2014 Available at: http://www.oiv.int/oiv/files/0%20-%20Actualites/STATISTIQUES %20_Argentina.pdf (accessed: 16.07.2015).

6. Statistical report on world vitiviniculture 2013. OIV. Available at: http://www.oiv.int/oiv/files/2013%20 Report.pdf (accessed: 16.07.2015).

7. State of the vitiviniculture world market, April 2015. OIV. Available at: http://www.oiv.int/oiv/files/4%20 -%20Statistiques/4%20-%201%20Publications%20statistiques/OIV_NoteConjmars2015_EN.pdf (accessed: 10.07.2015).

8. OIV (International Organization of Vine and Wine). Available at: http://www.oiv.int (accessed: 09.07.2015).

9. Palma D., Cornejo C., Ortuzar J., Rizzi L., Casaubon G. Tell me why you like to drink wine: Drinking motivations as a basis for market segmentation 8th AWBR International Conference, June 2014. Available at: http:// academyofwinebusiness.com/wp-content/uploads/2014/07/CB01_Palma_David.pdf (accessed: 23.07.2015).

10. Rivezzo A., De Nisco A., Garofano A. Understanding wine purchase and consumption behaviour: a market segmentation proposal. 6th AWBR International Conference, June 2011. Available at: http://academyof-winebusiness.com/wp-content/uploads/2011/09/37-AWBR2011-Riviezzo-De-Nisco-Garofano.pdf (accessed: 23.07.2015).

11. The world's wine markets: globalization at work. Ed. by Anderson K. Edward Elgar Publishing Limited, 2004. P. 165.

12. StatOIV Extracts. OIV. Available at: http://www.oiv.int/oiv/info/enstatoivextracts2 (accessed: 15.07.2015). About the author

Marina Y. Simonova-Khitrova - Applicant for a degree, Moscow State institute of International Relations (University) MFA. E-mail: [email protected]

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.