Научная статья на тему 'Формирование образовательного пространства в сельской местности во второй половине XIX В. (по материалам Тамбовской губернии)'

Формирование образовательного пространства в сельской местности во второй половине XIX В. (по материалам Тамбовской губернии) Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
132
26
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
НАРОДНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / ЗЕМСКАЯ И ГУБЕРНСКАЯ УПРАВА / ЗЕМСКАЯ ШКОЛА / ЦЕРКОВНО-ПРИХОДСКАЯ ШКОЛА / ТАМБОВСКАЯ ГУБЕРНИЯ / ЛИПЕЦКИЙ УЕЗД / УСМАНСКИЙ УЕЗД / FOLK EDUCATION / ZEMSKY AND PROVINCIAL GOVERNMENT / ZEMSKY SHKOLA / CHURCH AND PARISH SCHOOL / TAMBOV PROVINCE / LIPETS COUNTY / USMAN COUNTY

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Клевцова О. В.

Данная статья посвящена анализу ситуации в деле народного образования во второй половины XIX века. Объектом изучения в статье является церковно-приходская и земская школа. Территориальными рамками изучения выбрана Тамбовская губерния. Особое внимание уделяется анализу ситуации в деле народного образования на территории Усманского и Липецкого уездов. В статье анализируется позиция губернской земской управы, изучается отношение уездных управ к решению вопроса распространения грамотности среди населения. Была проанализирована работа «Подвижного музея наглядных пособий имени Н. Ф. Бунакова», определена его роль в распространении грамотности среди сельского населения. Активная деятельность сотрудников музея по перепечатыванию книг и их дальнейшего распространения позволила решить проблему дефицита учебной литературы и сделать книги более доступными для жителей сельской местности. В статье проведен анализ статистических данных, изучено содержание постановлений Тамбовской губернской земской управы. В ходе работы были использованы такие научные методы, как повествовательно-описательный, сравнительно-исторический. В качестве источников для написания статьи были привлечены данные Государственных архивов Тамбовской и Липецкой областей, статистические сборники по Тамбовской губернии, сборники постановлений Тамбовского губернского земского собрания, опубликованные источники. Статистические сведения позволили автору проанализировать тенденции в области народного образования. Анализируя данные деятельности уездных собраний Липецкого и Усманского земства, можно заметить, что ее члены, а также местное население активно предлагали различные методы по распространению грамотности, направляли ходатайство в губернскую управу. В ходе работы мы пришли к следующим выводам, что правительство и земские органы власти предпринимали действенные меры для создания народной школы.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

FORMATION OF EDUCATIONAL SPACE IN RURAL AREAS IN THE SECOND HALF OF THE 19TH CENTURY (ACCORDING TO THE MATERIALS OF THE TAMBOV PROVINCE)

This article is devoted to the analysis of the situation in public education in the second half of the XIX century. The object of study in the article is the parochial and Zemstvo school. The Tambov province was chosen as the territorial framework of the study. Special attention is paid to the analysis of the situation in the field of public education in the territory of Usman and Lipetsk counties. The article analyzes the position of the provincial Zemstvo Council, examines the attitude of County councils to the problem of literacy among the population. The work of the N.F. Bunakov’s mobile museum of visualteaching aids was analyzed, its role in the spread of literacy among the rural population was defined. The intense activity of the Museum staff to reprint books and their further distribution allowed to solve the problem of shortage of educational literature and make books more accessible to rural residents. In the article the analysis of statistical data is carried out, the maintenance of resolutions of the Tambov provincial Zemstvo is studied. In the course of the work, such scientific methods as narrative-descriptive, comparative-historical were used. As sources for writing the article, data from the state archives of the Tambov and Lipetsk regions, statistical collections on the Tambov province, collections of resolutions of the Tambov provincial Zemstvo Assembly, published sources were involved. Statistical data allowed the author to analyze trends in the field of public education. Analyzing the data of the activities of the County assemblies of the Lipetsk and Usman Zemstvo, it can be noted that its members, as well as the local population, actively offered various methods for the dissemination of literacy, sent a petition to the provincial Council. In the course of our work, we came to the following conclusions: the government and the Zemstvo authorities took effective measures to create a people's school.

Текст научной работы на тему «Формирование образовательного пространства в сельской местности во второй половине XIX В. (по материалам Тамбовской губернии)»

Клевцова О. В.

(Елец)

УДК 93/94

ФОРМИРОВАНИЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОСТРАНСТВА В СЕЛЬСКОЙ МЕСТНОСТИ ВО ВТОРОЙ ПОЛОВИНЕ XIX В.

(ПО МАТЕРИАЛАМ ТАМБОВСКОЙ ГУБЕРНИИ)1

Данная статья посвящена анализу ситуации в деле народного образования во второй половины XIX века. Объектом изучения в статье является церковно-приходская и земская школа. Территориальными рамками изучения выбрана Тамбовская губерния. Особое внимание уделяется анализу ситуации в деле народного образования на территории Ус-манского и Липецкого уездов. В статье анализируется позиция губернской земской управы, изучается отношение уездных управ к решению вопроса распространения грамотности среди населения. Была проанализирована работа «Подвижного музея наглядных пособий имени Н. Ф. Бунакова», определена его роль в распространении грамотности среди сельского населения. Активная деятельность сотрудников музея по перепечатыванию книг и их дальнейшего распространения позволила решить проблему дефицита учебной литературы и сделать книги более доступными для жителей сельской местности.

В статье проведен анализ статистических данных, изучено содержание постановлений Тамбовской губернской земской управы. В ходе работы были использованы такие научные методы, как повествовательно-описательный, сравнительно-исторический. В качестве источников для написания статьи были привлечены данные Государственных архивов Тамбовской и Липецкой областей, статистические сборники по Тамбовской губернии, сборники постановлений Тамбовского губернского земского собрания, опубликованные источники. Статистические сведения позволили автору проанализировать тенденции в области народного образования. Анализируя данные деятельности уездных собраний Липецкого и Усманского земства, можно заметить, что ее члены, а также местное население активно предлагали различные методы по распространению грамотности, направляли ходатайство в губернскую управу. В ходе работы мы пришли к следующим выводам, что правительство и земские органы власти предпринимали действенные меры для создания народной школы.

Ключевые слова: народное образование, земская и губернская управа, земская школа, церковно-приходская школа, Тамбовская губерния, Липецкий уезд, Усманский уезд.

This article is devoted to the analysis of the situation in public education in the second half of the XIX century. The object of study in the article is the parochial and Zemstvo school. The Tambov province was chosen as the territorial framework of the study. Special attention is paid to the analysis of the situation in the field of public education in the territory of Usman and Lipetsk counties. The article analyzes the position of the provincial Zemstvo Council, examines the attitude of County councils to the problem of literacy among the population. The work of the N.F. Bu-nakov's mobile museum of visualteaching aids was analyzed, its role in the spread of literacy among the rural population was defined. The intense activity of the Museum staff to reprint books and their further distribution allowed to solve the problem of shortage of educational literature and make books more accessible to rural residents.

In the article the analysis of statistical data is carried out, the maintenance of resolutions of the Tambov provincial Zemstvo is studied. In the course of the work, such scientific methods as

1 Исследование выполнено при финансовой поддержке РФФИ и администрации Липецкой области в рамках научного проекта № 19-49-480001.

narrative-descriptive, comparative-historical were used. As sources for writing the article, data from the state archives of the Tambov and Lipetsk regions, statistical collections on the Tambov province, collections of resolutions of the Tambov provincial Zemstvo Assembly, published sources were involved. Statistical data allowed the author to analyze trends in the field of public education. Analyzing the data of the activities of the County assemblies of the Lipetsk and Usman Zemstvo, it can be noted that its members, as well as the local population, actively offered various methods for the dissemination of literacy, sent a petition to the provincial Council. In the course of our work, we came to the following conclusions: the government and the Zemstvo authorities took effective measures to create a people's school.

Keywords: folk education, Zemsky and provincial government, Zemsky Shkola, church and parish school, Tambov province, Lipets county, Usman county.

DOI: 10.24888/2410-4205-2019-21-4-18-127-132

На протяжении всего периода существования система образования постоянно находится в поисках оптимальной модели воспитания и обучения подрастающего поколения. Основная часть крестьянского населения к моменту отмены крепостного права оказалась безграмотной. Правительство, духовенство и население страны пытались совместными усилиями решить эту проблему.

Во второй половине XIX в. начала складываться система народного образования. И если в городах данную проблему можно было еще решить, то сельская местность находилась в сложной ситуации. Недостача средств у крестьян и практически полное отсутствие материальной поддержки со стороны государства обрекли народную школу на самостоятельный поиск пути выхода из кризиса. Народное образование во второй половине XIX в. не отвечало потребностям страны. Необходимо было проводить изменения в системе преподавания.

Тамбовская губерния включала в себя Борисоглебский, Елатомский, Кирсановский, Козловский, Лебедянский, Липецкий, Моршанский, Спасский, Тамбовский, Темниковский, Усманский и Шацкий уезды. Самый большой город Тамбов являлся губернским, и в нем проживало 48.015 человек. За ним следуют Козлов - 40.267, Моршанск - 26.458, Борисог-лебск - 22.309, Липецк - 20.524, Шацк - 13.840 и Лебедянь - 12.774. В остальных городах проживало менее 10 тысяч жителей обоего пола. Самым саленьим городом был Елатьма, в котором проживало по данным за 1897 г. чуть более 4,5 тыс. человек [10].

В губернии проживало 1.301.723 мужчин, женщин насчитывалось 1.382.307. Таким образом, на 1.000 мужчин в губернии приходилось 1.063 женщины. Около 98,53% жителей исследуемого региона считали себя православными [10].

На территории губернии к 1901 г. существовало 704 начальных школ Министерства народного просвещения. Из них 681 принадлежала земствам, 580 являлись церковноприходскими и 439 школами грамоты. Общее число учеников достигало 91.387 человек. Из них мальчиков - 81, 4 % или 74.299, а девочек - 18,6 % или 16.980. В земских школах обучалось около 49 % мальчиков, церковно-приходских - 23 %, а школы грамоты посещало 12 % от числа всех обучающихся детей школьного возраста мужского пола. Таким образом, число учащихся мальчиков распределялось между школами земскими, церковноприходскими и школами грамоты, как 4:2:1. Число девочек в земских и церковноприходских школах было почти одинаковым.

Проанализировав ситуацию в деле народного образования, Тамбовская губернская управа пришла к выводу, что для введения всеобщего начального обучения мальчиков школьного возраста необходимо организовать работу 355 новых школ на территории 11 уездов. Управа распределила типы школьных построек в соответствие с количеством учеников. Итак, 263 школы необходимо построить для контингента в 45 учащихся, 69 школ при наличии контингента до 79 человек, при количестве учеников до 100 человек - 16

школ, 3 школы для 120 учащихся и 2 на 180 учеников. Помимо этого, следовало расширить помещения 17 уже существующих школ [11, с. 633].

В Тамбовской губернской управе предположили, что сложная ситуация в деле народного образования связанна с бюрократизмом и «отрицательным отношением правительствующих сфер к мысли о пользе и значении всестороннего умственного развития народа для правильного течения общественной и государственной жизни» [11, с. 626]. Тамбовская губерния пыталась решить проблему народного просвещения через активизацию деятельности земских управ.

Лебедянское земство в 1904 г. предложило Тамбовскому губернскому собранию проект реформ народной школы. Планировалось, что после обсуждения в управе принятые решения будут переданы в виде ходатайства правительству под названием «Об упорядочении дела народного образования» [11, с. 625].

В рекомендациях содержится предложение «исключить из существующих программ весь ненужный балласт», который не дает ничего практического для дальнейший жизни ученика. Необходимо ввести преподавание «начал природоведения, отечествоведения и других общеобразовательных предметов». Таким образом, наделить образование практической составляющей.

Было предложено расширить власть земства, которое предоставляло У всего школьного бюджета. Необходимо сделать более доступным внешкольное образование, через повсеместное учреждение воскресных и вечерних классов при школах. Особое внимание Лебедянское земство уделяло организации библиотек и книжному фонду. Они предлагали облегчить доступ всех разрешенных Министерством книг, наделить правом свободного выбора учебных пособий для народных чтений. Губернская управа поддержала предложение Лебедянского земства.

В сборниках постановлений Тамбовской губернской земской управы содержатся ходатайства от крестьянского населения с просьбой открывать двухклассные училища с ремесленным отделением вместо начальных училищ. Но местная управа не торопилась исполнять данную просьбу, так как это грозило дополнительными материальными затратами [11, с. 629]. В итоге в 1897 г. на очередном заседании губернская управа поставила точку в решении данного вопроса. Управа отказала в организации ремесленных и сельскохозяйственных школ по причине дороговизны [11, с. 660].

Липецкий уезд входил в состав Тамбовской губернии. Здесь проживало 86.840 человек обоего пола. На территории города Липецка числилось 4.070 человек, располагалось 664 двора [4, с. 151]. В городе существовало 7 каменных церквей. Из них четыре были приходскими и три кладбищенские. Непосредственно на территории Липецкого уезда находилось 60 церквей: 23 каменных и 37 деревянных [8, с. 55-56].

В Липецком уезде, по данным за 1883 г., проживало 20.617 душ мужского пола. Из них грамотными или учащимися числилось 1.490 человек или 6,9 % от общего числа. По грамотности Липецкий уезд уступал Лебедянскому уезду [12, с. 181]. По данным за 1902 г. в Липецком уезде было открыто 88 школ. Из них: земских - 33, частных - 3, церковноприходских - 35 и 17 школ грамоты [11, с. 634].

В городе Усмань числилось 6 дворов. В городе имеется три церкви - каменная соборная и 2 деревянная [4, с. 164]. По данным за 1883 г. число лиц мужского пола в уезде составляло 82.359 из них грамотными были 6.143 или 7,4 % от общего числа мужчин. По данным за 1887 г. в процессе обучения было задействовано 2.841 человек. Из них церковноприходские школы посещало 2.683 [12, с. 168-169]. В Усманском уезде по данным за 1917 г. работало 92 церковно-приходских школ и школ грамоты [5, с. 150].

Усманское земство активно ходатайствовало перед губернским собранием о необходимости передать общее руководство всех церковно-приходских школ в руки земств.

С целью распространения грамотности Тамбовская губернская управа в 1905 г. приняла решение организовать «подвижный музей наглядных пособий». На это благое дело

единовременно выделили 500 руб. из бюджета управы и постановили ежегодно ассигновать на поддержание музея по 300 руб. Данное заведение получили название - «Подвижной музей наглядных пособий имени Н. Ф. Бунакова» [11, с. 641].

Николай Федорович Бунаков руководил в 1897 г. Тамбовскими учительскими курсами и пожертвовал часть своей книжной коллекции будущему музею. Совместными усилиями организаторов музея и неравнодушных граждан к 1915 г. удалось собрать 668 наименований книг [4, л. 1].

Данный музей открывается при Тамбовской земской управе. Он сыграл огромную роль в распространение культуры на территории уезда [2, л. 2-3]. Судить об этом можно по результатам проверки ревизионной комиссии в 1912 г. Комиссия подтвердила, что библиотечным фондов в 1911 г. пользовалось 92 земские школы из 8 уездов Тамбовской губернии. Только за год было зафиксировано 3.307 посетителей. Из них 80 % были учащимися. Музей осуществлял рассылку книг и пособий в количестве 1.566 экземпляров в год [6, с. 791].

В отчетах за 1912 г. содержится доклад к Тамбовскому земскому собранию об ассигновании денег на нужды музея имени Бунакова. Губернская управа ходатайствует перед губернским земским собрание внести в смету 1913 г. на содержание музея 820 руб. Из них планировалось выделить 300 руб. на жалование заведующему, 120 руб. на жалование сторожу, 300 руб. на пополнение музея новыми пособиями и 100 руб. на почтовые расходы по рассылке книг по школам [6, с. 293].

Губернская управа поддерживала и другие инициативы уездных земских управ. В конце XIX в. управа приняла решение об организации особого капитала на выдачу сельским обществам ссуды на постройку училищных зданий. С 1897 г. планировалось ежегодно вносить в казну по 25.000 руб. Полученные средства распределять по уездам.

После принятия решения губернская управа подготовила правила по пользованию собранным капиталом. В «Правилах о ссудах от Тамбовского губернского земства уездным земствам и сельских обществам» говорилось, что им предоставляется беспроцентная ссуда на постройку домов для начальных народных училищ. Ссуда выдается не более, чем на десять лет. Для получения средств сельское общество должно обратиться к местной уездной земской управе, а та в свою очередь готовит пакет документов. В них должна содержаться информация о нуждающемся в учебном заведении селении, о числе учеников. На сельском сходе изучается условия ссуды и общество обязывается выполнить все требования. Полученный документ от сельского общества поступает в земскую управу для обсуждения. Окончательное решение остается за губернской управой. В случае, если в казне не хватает средств, то удовлетворение просьбы откладывается до момента поступления новых денег. Просьбы о ссудах удовлетворяется в порядке их поступление в губернскую управу [11, с. 667-669].

Тамбовская губернская управа оставляла приоритет на получение дополнительного финансирования за средними учебными заведениями. Член управы Л. Д. Брюхатов приводил следующие доводы: «в настоящее время в Тамбовской губернии состоит приблизительно 197 тыс. детей школьного возраста». Из этого числа лишь 77 тыс. имеют возможность обучаться в земских и церковно-приходских школах. Таким образом, 120 тыс. детей вообще не имеют возможности получить даже элементарное образование. Именно из-за ограниченности средств земство должно ориентировать поток денег на средние образовательные учреждения [11, с. 672].

Правительство стремилось объединить усилия духовенства и земских учреждений в деле открытия новых школ. В соответствие со специальным указом Святейшего Синода от 13 июля 1884 г. говорилось, «духовенство должно открывать свои школы не иначе, как по предварительном сношении Преосвященного с подлежащим начальством, так как для достижения полного успеха в просвещении народа, потребно единодушие между всеми лицами и учреждениями, призванными к служению сему делу» [1, л. 68-69].

Земская школа активно развивалась в период 1870-1880-х гг. и после 1894 г. Это было связано с материальным положением земской школы. Так, например, Тамбовская земская управа предлагала уменьшить расходы по народному образованию, оставить в уездах образцовые земские школы, а остальные, за неимением средств у земства, перевести в статус церковно-приходских. Тем самым, возможная экономия составила бы 3.224 руб.18 коп.

На данное предложение Министерство внутренних дел прислало положительный ответ. Таким образом, в 1886 г. управа приняла доклад ревизионной комиссии по уменьшению расходов и передачи сельских школ под церковно-приходские [7, л. 433-436].

Церковно-приходская школа оказалась более востребованной. Ее число неуклонно росло и, если в 1887 г. по всей стране их насчитывалось 5.517, то к 1905 г. данный показатель достиг 42.696. Остальных типов школ по стране насчитывалось 48.288 [9, с. 185].

Анализируя данные Тамбовской губернии в отношении школьной системы, можно сделать вывод о том, что правительство, духовенство и местные органы власти предпринимали действенные меры в формировании народной школы. Общественная инициатива и интерес крестьянского населения к получению элементарных навыков способствовали увеличению числа грамотного населения. Церковно-приходская школа к концу века стала конкурировать с земскими и оказалась более востребованной в народной среде. Таким образом, цер-ковно-приходские школы составляли 46,5 % всего числа начальных школ империи.

Список литературы

1. Государственный архив Липецкой области. (ГАЛО). Ф. 10. Оп. 1. Д. 4.

2. Государственный архив Тамбовской области. (ГАТО). Ф. Р-1478. Оп. 1. Д. 1.

3. ГАТО. Ф. Р-1404. Оп. 1. Д. 5.

4. Дубасов И. И. Очерки Тамбовского края. Тамбов: типография губернского правления, 1890. 225 с.

5. Журналы чрезвычайного Тамбовского губернского земского собрания 30-го августа 1917 г. Тамбов: типография губернского земства, 1917. 171 с.

6. Журналы Тамбовского губернского земского собрания очередной сессии 1912 года. Тамбов: типография губернского земства, 1913. 1151 с.

7. Журналы очередного Тамбовского губернского Земского Собрания, бывшего в декабря 1887 г. Тамбов: типография губернского земства, 1913. 664 с.

8. Историко-статистическое описание Тамбовской епархии. Тамбов: Тип. К. И. Закржевского, 1861. 340 с.

9. Катунцев С. И. Реформирование начальной школы России: общественно педагогическая мысль и государственная политика второй половины XIX века. Дис. ... канд. ист. наук. Саратов, 2005. 222 с.

10. Морозова Э. А. Некоторые результаты анализа данных Первой всеобщей переписи населения Российской империи 1897 г. по Центрально-Черноземным губерниям // Актуальные инновационные исследования: наука и практика. 2010. [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.actualresearch.ru/nn/2010_4/Article/history/morozova.htm.

11. Сборник постановлений Тамбовского губернского земского собрания за 18951906 гг. В 3 т. Т. 3 / Сост. В. И. Маноцков. Тамбов: Издательство Тамбовской губернской земской управы, 1909. 930 с.

12. Сборник статистических сведений по Тамбовской губернии. Т. 14: Краткий свод данных о крестьянском населении, землевладении и хозяйстве по всей губернии. Тамбов, 1880-1900. 244 с.

References

1. Gosudarstvennyj arhiv Lipeckoj oblasti (GALO) [State archive of the Lipetsk region]. F. 10, op.1, d. 4. (in Russian).

2. Gosudarstvennyj arhiv Tambovskoj oblasti (GATO) [State archive of Tambov region]. F. R-1478, op. 1, d. 1. (in Russian).

3. GATO [State archive of Tambov region]. F. R-1404, op. 1, d. 5. (in Russian).

4. Dubasov, I. I. Ocherki Tambovskogo kraya [Essays of the Tambov region]. Tambov: Tipografiya gubernskogo pravleniya, 1890. 225 p. (in Russian).

5. ZHurnaly chrezvychajnogo Tambovskogo gubernskogo zemskogo sobraniya 30-go av-gusta 1917g. [Journals of the extraordinary Tambov provincial Zemstvo Assembly on August 30, 1917]. Tambov: Tipografiya gubernskogo zemstva, 1917. 171 p. (in Russian).

6. ZHurnaly Tambovskogo gubernskogo zemskogo sobraniya ocherednoj sessii 1912 g. [Journals Tambov provincial Zemstvo Assembly regular session of 1912]. Tambov: Tipografiya gubernskogo zemstva, 1913. 1151 p. (in Russian).

7. ZHurnaly ocherednogo Tambovskogo gubernskogo Zemskogo Sobraniya, byvshego v dekabrya 1887 g. [Journals of the next Tambov provincial Zemstvo Assembly, which was in December 1887]. Tambov: Tipografiya gubernskogo zemstva, 1913. 664 p. (in Russian).

8. Istoriko-statisticheskoe opisanie Tambovskoj eparhii [ Historical and statistical description of the Tambov diocese]. Tambov: Tip. K. I. Zakrzhevskogo, 1861. 340 p. (in Russian).

9. Katuncev, S. I. Reformirovanie nachal'noj shkoly Rossii: obshchestvenno pedagogi-cheskaya mysl' i gosudarstvennaya politika vtoroj poloviny XIX veka [ Reforming the primary school of Russia: socio-pedagogical thought and state policy of the second half of the XIX century]. Dis. ... kand. ist. nauk. Saratov, 2005. 222 p. (in Russian).

10. Morozova, E. A. Nekotorye rezul'taty analiza dannyh Pervoj vseobshchej perepisi na-seleniya Rossijskoj imperii 1897 g. po Central'no-Chernozemnym guberniyam in Aktual'nye inno-vacionnye issledovaniya: nauka i praktika [Some results of the analysis of data of the First General census of the population of the Russian Empire of 1897 on the Central Chernozem provinces]. 2010. [Electronic resource]. Mode of access: http://www.actualresearch.ru/nn/2010_4/ Ar-ticle/history/morozova.htm. free (date accessed: 10.09.2019). (in Russian).

11. Sbornik postanovlenij Tambovskogo gubernskogo zemskogo sobraniya za 1895-1906 gg. [The collection of decrees of the Tambov provincial Zemstvo Assembly in the years 18951906]. V 3 t. T. 3 / Sost. V. I. Manockov. Tambov: Izdatel'stvo Tambovskoj gubernskoj zemskoj upravy, 1909. 930 p. (in Russian).

12. Sbornik statisticheskih svedenij po Tambovskoj gubernii [Collection of statistical data on Tambov province]. T. 14: Kratkij svod dannyh o krest'yanskom naselenii, zemlevladenii i ho-zyajstve po vsej gubernii. Tambov, 1880-1900. 244 p. (in Russian).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.