Научная статья на тему 'Формирование образа войны и врага в британском обществе довоенной эпохи'

Формирование образа войны и врага в британском обществе довоенной эпохи Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
152
36
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПРОПАГАНДА / БЕЛЛЕТРИСТИКА / ВЕЛИКОБРИТАНИЯ / ЛИТЕРАТУРА / PROPAGANDA / FICTION / UNITED KINGDOM / LITERATURE

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Селиверстов Д.М.

В статье рассматривается английская беллетристика конца XIX начала XX вв., как один из видов пропагандистской литературы, и её влияние на создание образа врага и войны в британском общественном мнении.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE FORMATION OF THE IMAGE OF WAR AND THE ENEMY IN BRITISH SOCIETY PRE-WAR ERA

The article deals with English literature of the late XIX early XX centuries, as one type of propaganda literature, and its influence on the creation of enemy images and war in the British public opinion.

Текст научной работы на тему «Формирование образа войны и врага в британском обществе довоенной эпохи»

УДК 94(410+100)" 1914/19"

ФОРМИРОВАНИЕ ОБРАЗА ВОЙНЫ И ВРАГА В БРИТАНСКОМ ОБЩЕСТВЕ

ДОВОЕННОЙ ЭПОХИ

Селиверстов Д.М.

В статье рассматривается английская беллетристика конца XIX - начала XX вв., как один из видов пропагандистской литературы, и её влияние на создание образа врага и войны в британском общественном мнении.

Ключевые слова: Пропаганда, беллетристика, Великобритания, литература.

THE FORMATION OF THE IMAGE OF WAR AND THE ENEMY IN BRITISH SOCIETY PRE-WAR ERA

Seliverstov D.M.

The article deals with English literature of the late XIX - early XX centuries, as one type of propaganda literature, and its influence on the creation of enemy images and war in the British public opinion. Keywords: Propaganda, fiction, United Kingdom, literature.

В конце XIX в. - начале XX в. произошло изменение баланса сил на Европейском континенте. Столкновение имперских интересов Германии, начавшей проводить активную колониальную политику, и англичан, уже привыкших к владению огромными территориями и получавших от этого определенные выгоды, породило

соперничество этих стран. Проникновение немцев в начале XX века на территории Ближнего Востока и Африки не могло остаться незамеченным среди передовых колониальных европейских держав: Великобритании и Франции. Более того, особое опасение вызывала у англичан немецкая программа по строительству военно-морского флота, начатая немецким адмиралом Альфредом фон Тирпицем, которого по праву считают создателем «Большого флота» Германии, еще в конце XIX века, и к началу XX достигшая определенных успехов. Эти и многие другие причины стали основными для противостояния Англии и Германии в конце XIX начале XX вв. и превратились в основополагающий мотив английской пропаганды.

Интересным феноменом довоенной Британии стало появление и стремительное развитие «паникерской (алармистской)» художественной литературы. С последней трети XIX века в Великобритании наблюдается расцвет бульварной

беллетристики, в которой затрагивались весьма специфические темы. Можно выделить четыре направления в английской антигерманской литературе. Первое из них

характеризуется как шпионско-

патриотическое», к работам этого направления мы можем отнести романы У Ле Кё, У Вуда, А. Кёртиса. Они являются классическими образцами жанра и, именно эти произведения ввели понятие «шпионская лихорадка» в массовый обиход. Второе направление было сосредоточено преимущественно на последствиях возможной победы Германии и оккупации Великобритании. Это книги Г. Х. Манро, Э. Олдмидоу и другие. Представители третьего направления искали альтернативного врага для Британии, в меньшей степени указывая на Германию, например, Л. Трейси, М. Пембертон и др. Создатели четвертого направления пытались детально предсказать и показать, какой будет предстоящая война, каких бедствий стоит ожидать населению всей Европы. Это предсказания К. Эйзенхарта, Г. Уэллса, И.С. Блоха и другие.

Военная беллетристика приобрела огромную популярность, начиная с публикации в журнале «Blackwood's Edinburgh Magazine» [1] в мае 1871 г. рассказа подполковника сэра Джорджа Чесни «Сражение при Доркинге: воспоминание добровольца», где в художественно-фантастической форме

описывалось применение технических новинок в войне Англии против иностранных захватчиков - немцев. Рассказ стал родоначальником нового популярного жанра в английской литературе, так называемого «романа вторжения» (invasion novel).

Целью Д. Чесни было показать, что британское правительство перестало заботиться

о военно-морском флоте. Влияние романа на социальную и политическую обстановку в стране было огромным. Во-первых, «Сражение при Доркинге» спровоцировал появление множества изданий, явившихся

непосредственным откликом на события, описанные в рассказе Д. Чесни. Одни из них были полемическими и касались политических причин и последствий воображаемого поражения Англии. Другие же представляли собой прямые литературные продолжения произведения «Битвы при Доркинге». Во-вторых, тема военного вторжения в Англию сразу же была с энтузиазмом подхвачена английскими литераторами, которые принялись изобретать собственные сценарии падения Британской империи.

Начиная с 90-х годов XIX в., появилось огромное количество «пророческих» романов, где главным врагом выступала исключительно Германия.

Одним из самых первых «пророков», предсказывающих возможную войну, был Хэдон Хилл. Его роман «Шпионы из Уайта» [2, p. 120] (1899 г.) основан на зловещих махинациях немецких шпионов,

направленных против Великобритании. Роман стал первым из большого числа произведений о вымышленных ожиданиях будущей англонемецкой войны.

В романе А. Кёртиса «Новый Трафальгар» (1902 г.) в отсутствие «флота Ла-Манша» Германия нанесла молниеносный военно-морской удар по Великобритании. К счастью, у Королевского флота был в запасе «убойный» линкор, который и выиграл битву [2, p. 129-139]. В известном рассказе Эрскина Чайлдерса «Загадка песков» (1903 г.) герои Каррутерс и Дэвис случайно находят доказательства существования немецкого плана, согласно которому большое число мореходных лихтеров, битком набитые солдатами, должны пересечь Северное море в сопровождении Имперского военно-морского флота и одновременно атаковать английские берега [3, p. 248]. Эти и подобного рода произведения красочно описывали происки немецких шпионов и воображаемые операции немецкой армии и флота на территории Британской империи.

Возможно, самым известным и популярным из всех вымышленных немецких вторжений того времени являлся бестселлер Уильяма Ле Кё «Вторжение 1910», впервые опубликованный в «The Daily Mail» в 1906 году и сначала издававшийся частями. Сюжет

книги сводится к успешному вторжению сильной сорокатысячной армии Германии в Англию, сопровождавшемуся такими ужасами, как сражение при Ройстоне и бомбардировка Лондона [4]. Завершается роман поражением захватчиков.

С 1907 г в «пророческих» историях появляется интересная сюжетная линия. Если раньше англичане сами могли справляться с атаками врагов, то теперь на помощь Британии приходят союзники (в 1907 году окончательно оформился блок Антанта). В романе Р. Коула «Смертельная ловушка» [5] (1907 г) ими стали японцы, которые приходят на помощь британцам после того, как кайзеровский «отряд вторжения» высадился на остров. Книга А. Доусона «Послание», изданная в 1907 году, была одним из первых произведений, в котором англичане потерпели поражение, что привело к оккупации, репарациям и потере нескольких колоний. В книге А. Доусона важно было то, что враг находился как на территории Великобритании, так и вне её. Оказывается, что еще до нападения тысячи немецких иммигрантов действовали как сборщики информации, таким образом, «немецкая армия знала все вплоть до расположения стогов сена, которые лежали в качестве «корма» между Лондоном и побережьем» [6].

В 1905 г. тема немецких шпионов в Британском королевстве была затронута в романах «Производитель истории» Эдварда Филлипса Оппенхейма и Уальтер Вуд, в книге «Враг среди нас» (1906 г.). В этих книгах появляется идея о существовании немецких комитетов секретных приготовлений, тайно закладывающих основу для государственного переворота в Лондоне. В английской литературе и прессе существовали многочисленные вариации на тему германских шпионов, а мнение о «шпионской лихорадке начала XX века» кажется вполне оправданным. В 1909 году был издан, возможно, самый известный роман У. Ле Кё «Шпионы Кайзера», в котором автор высказал мнение о возможном существовании секретной сети немецких шпионов в Великобритании [7].

У тех, кто пытался визуализировать будущую войну, было два желания: продать экземпляры книг или газет читающей публике и продвинуть в массы идеи об особом политическом представлении.

После того, как англо-бурская война закончилась, стала ощутима нехватка фактических новостей, которые могли бы

вернуть интерес британских читателей. У Ле Кё и его коллеги предоставили прессе «вымышленные» замены. Поэтому «романы вторжения» и патриотические фантазии о вымышленных войнах выполняли двойную задачу. С одной стороны, они являлись своего рода искусственными литературными заменителями военных сводок и, таким образом, обеспечивали постоянный интерес и увеличение количества потенциальных читателей. С другой стороны, доступная военная беллетристика, публикуемая на страницах массовых изданий, наряду с правительственными и чисто

пропагандистскими материалами, являлась важным инструментом для внедрения соответствующих политических идей в общественное мнение, доверие которого к прессе в Англии было традиционно высоким.

Выбор немцев в качестве одного из основных врагов не случаен. Германия в конце XIX - начале XX вв. представляла собой развивающуюся империю, способную составить конкуренцию любой европейской стране. Растущее экономическое влияние, активное усиление военно-морской мощи, привлекала к ней взгляды всех мировых держав. Неудивительно, что именно Германия стала главной целью английской пропаганды.

Не все «пророки» войны ожидали, что она будет именно между Англией и Германией. До 1900 года фактически мало кто в этом жанре видел Германию в качестве главного врага Великобритании. С поразительной дальновидностью контрадмирал П. Коломб в своем рассказе «Великая война 189-», опубликованном в 1891 году в иллюстрированном еженедельнике «Black and White» («Черное и белое»), описывает воображаемую войну на Балканах, в которую втягиваются континентальные державы - блок Германии и Австро-Венгрии против России и Франции. Англия оставалась нейтральной страной, но в ходе военных действий вступает в войну против Франции [8].

В романе Луи Трэйси «Последняя война» [9] (1893 г.) Германия и Франция тайно замышляют вторгнуться в Великобританию, но немцы переходят на британскую сторону, и Париж терпит поражение от лорда Робертса. Таким образом, налицо успех объединенных войск англосаксов. У. Ле Кё начал свою карьеру в качестве франкофоба и русофоба, но не германофоба. Его работа «Отравленная пуля» (1893 г.) говорит о русском и французском вторжении в Великобританию. В

более позднем романе У. Ле Кё «Опасность Англии: история секретной службы» в роли злодея выступает начальник французской Секретной службы Гастон Ла Туш [10, p. 68]. Англо-бурская война способствовала появлению большого числа подобных антифранцузских историй.

Следует подчеркнуть, что многие современники считали шпионские рассказы просто смехотворными. Одной из лучших сатирических работ является книга П. Г. Вудхауса «Налет! или, как Кларенс спас Англию: рассказ о большом вторжении» (1909 г.), в котором страна одновременно наводнена немцами, русскими, швейцарцами, китайцами. Здесь идея немецкого вторжения стала столь банальной, что на плакате продавца газет можно было прочесть следующее: «ПРОБЛЕМА СУРРЕЯ.

НЕМЕЦКАЯ АРМИЯ ВЫСАЖИВАЕТСЯ В АНГЛИИ» [11, p. 313-323].

В сатирической беллетристике конца XIX- начала XX вв. Первую мировую войну ожидали, но все-таки отказывались верить в её возможность, поэтому и искали различные уловки для осмеяния потенциального конфликта. Авторы не могли сойтись в едином мнении, хотя это и не было обязательным: кто развяжет войну, и кто на чьей стороне будет выступать. Британия против всей Европы, или только против Германии, а может главным врагом станет Франция? Активная роль в подобных сатирических романах отводилась шпионам. Именно они могли добыть нужную информацию для своего правительства и стать главными героями своей страны.

Существовал целый ряд авторов, которые не отрицали возможной трагедии с разрушительными последствиями для европейского континента. Известный английский писатель Герберт Уэллс в романе «Война в воздухе» [12] (1908 г.), изображает апокалипсис, в результате которого европейская цивилизация будет уничтожена.

В Европе высокий общественный резонанс (как в Британии, так и во всём мире) вызвала книга варшавского финансиста Ивана Станиславовича Блоха. В работе «Война теперь невозможна?» (1899 г.) им был дан самый подробный и наиболее точный прогноз будущей войны. Он утверждал, что главная европейская война будет беспрецедентна в своем масштабе и разрушительном действии по трем причинам [13, p. 36]. Во-первых,

военная техника изменила природу войны в том отношении, что она исключала быструю победу нападавшего. Во-вторых, увеличение размера европейских армий означало, что любая война вовлечет в борьбу десять миллионов солдат, разбросанных по огромному фронту боевых действий. «Таким образом, показатели смертности будут очень высокими, а следующая война будет долгой войной», [13, р. 37] утверждал И.С. Блох. В-третьих, экономический фактор станет доминирующим и решающим элементом в вопросе. Разрушение торговли затронет поставку продовольствия в те страны, которые не смогут себя обеспечивать; возникнут колоссальные финансовые трудности, нехватка рабочих рук и, в конце концов, социальная нестабильность.

Работа И.С. Блоха разительно отличалась от того, о чем писали представители «алармистского»

(паникерского) направления. Он был прав в том, что европейская война будет ужасной, но и немного ошибся, считая, что ключевыми, решающими факторами в её начале станут лишь экономика и социальная нестабильность европейских стран.

Работы писателей и публицистов конца XIX - начала XX вв. вызвали широкий общественный резонанс, в том числе и в правительстве Великобритании. Они ускорили реализацию решений власти о совершенствовании разведывательных служб. Такие писатели, как У Ле Кё, сыграли чрезвычайно важную роль в создании современной британской разведывательной службы, а именно, «Бюро Секретной службы» МО (1) (позже МО 5 (§)), «Специальной Части Управления Военного министерства Военных операций и Разведки» (предшественник МИ5) [14, р. Р. 355-65] во главе с полковником Джеймсом Эдмондсом (который позже стал автором британской официальной истории Западного Фронта) и капитаном Вреноном Келлем (капитан «К»). Секретные службы Великобритании обратили внимание на множество работ писателей-фантастов и сами перешли к активным действиям в поиске и поимке шпионов. Таким образом, ранее казавшиеся нереальными романы

публицистов дали толчок к развитию не только разведывательных учреждений, но и привлекли внимание правительства Великобритании к проблеме войны, хотя раньше беллетристика воспринималась правительством с огромной долей иронии.

Английской беллетристике довоенной эпохе удалось сформировать в умах британцев образы возможной войны, которая по количеству жертв и своему размаху будет превосходить все ранее известные столкновения. Более того, писатели-«паникеры» смогли показать явного и ранее неизвестного для Британии врага - Германию. Беллетристам удалось создать картину возможных военных событий и их исхода, как для Великобритании, так и для всего европейского континента. Во многом благодаря усилиям беллетристов, английскому обществу было проще воспринимать антигерманскую пропаганду периода войны.

Список литературы

1. Chesney G.T. The Battle of Dorking. L., 1914. 60 p.

2. Clarke I. The Tale of the Next Great War, 1871-1914: Fictions of Future Warfare and of Battles Still-to-Come. Liverpool, 1995. 382 p.

3. Childers E. Riddle of the Sands, P. 248. [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.gutenberg.org/ebooks/2360 (дата обращения: 19.10.2015).

4. Le Queux W. The Invasion of 1910.L., 1906. 165 p.

5. Cole R. W. The Death Trap // The Great War with Germany, 1890-1914: Fictions and Fantasies of the War-to-come. Liverpool: Liverpool University Press, 1997. P. 167- 177.

6. Dawson, A. J. (Alec John). The Message. [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://archive.org/details/messagedawson00dawsiala (дата обращения: 15.09.2015).

7. Le Queux Spies of the Kaiser. N. Y., 2013. 198 p.

8. Подробнее см.: The Great War of 189-. L., 2002. 332 p.

9. Tracy L. The Final War. N. Y., 1896. 511 p.

10. Andrew C. Secret Service: The Making of the British Intelligence Community. L.: Heinemann, 1985. 516 p.

11. Clarke I. Great War with Germany, 1890-1914: Fictions and Fantasies of the War-to-Come. Liverpool, 1997. 448 p.

12. Уэллс Г. Война в воздухе. М., 1964. 152 с.

13. Bloch I.S. Is War Now Impossible? Being An Abridgment Of The War Of The Future In Its Technical, Economic, And Political Relations. L., 1899. 468 p.

14. French D. Spy Fever in Britain 1900-1915 // Central European History. Vol. 21., L., June 1978. Pp. 355 - 370.

Об авторе

Селиверстов Дмитрий Михайлович - ассистент кафедры всеобщей истории, международных отношений и международного права, Брянский государственный университет имени академика И.Г. Петровского, dmseliverstov@mail.ru

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.