УДК 94(410)
Благин Александр Андреевич
аспирант исторического факультета кафедры всеобщей истории Ярославского государственного университета имени П.Г. Демидова [email protected]
ХОЛОДНАЯ ВОЙНА НА СТРАНИЦАХ АНГЛИЙСКИХ ШПИОНСКИХ РОМАНОВ (1950-НАЧАЛО 1970-х гг.)
Исследован процесс формирования образа другого и образ врага через специфический жанр английской литературы - шпионский роман периода 1950 - начала 1970-х гг. Проведен анализ указанных источников, на основе которых даны характеристики существовавшего образа: портретный образ, темы ядерной войны,
описания обликов политических режимов различных стран. Дана сравнительная характеристика изображенных писателями событий с реальной исторической действительностью - кризисными явлениями холодной войны.
Ключевые слова: холодная война, идеология, шпионский роман, образ врага, международные отношения, политический режим, ядерное противостояние.
Blagin Alexander Andreevich
Postgraduate Student of the Department of World History of Yaroslavl State University named after P.G. Demidov [email protected]
THE COLD WAR ON THE PAGES OF THE ENGLISH SPY NOVELS (1950 - early 1970s)
The process of forming the image of Another and image of the Enemy is researched in a specific genre of the English literature - the spy novel (1950 - early 1970s). The analysis of the sources shows distinctive characteristics of these images: a portrait image, themes of the nuclear war, descriptions of appearances of political regimes in different countries. The comparative characteristic of the events depicted by writers in novels and the historical reality (the Cold War crises) is given.
Key words: Cold War, ideology, spy novel, image of the enemy, international relations, political regime, the nuclear confrontation.
История взаимоотношений капиталистического и социалистического блоков в период холодной войны насчитывает огромное число шпионских скандалов, секретных операций и мифов о неуловимых агентах, занимавшихся подрывной деятельностью в разных частях земного шара. Однако полная и достоверная информация о происходивших закулисных баталиях редко доходила до обычного человека по ту и другую сторону невидимой границы Запада и Востока. Исключение составляли целенаправленные пропагандистские акции, ориентированные на формирование образа врага, создание негативного восприятия противника в зависимости от менявшейся международной политической обстановки.
Цель данного исследования - показать, как, откликаясь на животрепещущие события международной жизни, английские шпионские романы дополняли образ врага, выступая специфическим орудием идеологического противоборства между Западом и Востоком. Методологической основой послужили принципы научной объективности и историзма. Следуя принципам историзма, события, факты и документы оцениваются всесторонне, учитывая достоверно доказанные результаты изучения происходившего, полученные другими исследователями.
В качестве основополагающего методологического принципа в рамках структурнофункциональной парадигмы использовался системный подход к изучению британского общества периода холодной войны и отражения
политических событий в шпионских романах. Кроме структурного, использовались и другие методы исследования: сравнительно-
исторический анализ, идеографический, логический и дискурсивный анализ, метод обобщений.
Источниковую базу исследования составил широкий круг источников. На первом месте по объему и значимости представленных источников для раскрытия выбранной темы стоят английские шпионские романы указанного периода. Помимо этого, существенное значение для связи сюжетов шпионской прозы с исторической действительностью имеют документы, касавшиеся отдельных вопросов внешней политики Британии. Среди них особое значение приобрели политические заявления премьер-министра У. Черчилля. В книге «Мускулы мира» [1]. Другой группой источников являются мемуары. Неоценимую помощь автору оказали, прежде всего, воспоминания премьер-министров Великобритании: Э. Идена, Г. Макмиллана, Г. Вильсона [2].
Шпионские романы не были столь влиятельным инструментом по сравнению с карикатурным искусством газет и мощным идеологическим давлением телепередач, но поддерживали общий фон существовавшего психологического напряжения. Определенная часть шпионских произведений создавалась для «среднего» человека, поскольку не каждый хотел читать длинные научные труды по политическим, экономическим и другим темам, даже имея на это время. Преимуществом романов подобного ви-
да являлась их лаконичность и быстрота сюжетного повествования [3, р. 2-4]. Реалии холодной войны вписывались в их сюжетную линию по нескольким направлениям: портретные образы восточного противника, темы ядерной и бактериологической войны, описания политических режимов на периферии глобального мира.
Усилению негативного восприятия идеологического противника, в первую очередь, были призваны послужить портретные изображения главных героев шпионских романов. Классическим тому подтверждением служат произведения Я. Флеминга, создавшего знаменитого Джеймса Бонда - «самого популярного фантастического символа в современной литературной истории»[3, р. 2]. Будучи представителем фантастического направления шпионских романов, Я. Флеминг в гротескной форме описывал вымышленные истории о противниках Великобритании и ее героях в период холодной войны. К излагаемым в книгах Я. Флеминга событиям не следовало относиться слишком серьезно, и надо было досконально проверять их с точки зрения исторической и житейской достоверности. Основным содержанием практически каждого из двенадцати романов являлась борьба между четко определенным Добром в лице западного мира (в частности Великобритании) и Злом, представленным бандитами, гангстерами, террористами, к коим относился в первую очередь Советский Союз как главный «восточный враг». Вместе с тем, Я. Флеминг внес весомый вклад в создание портретных образов шпионов. В качестве положительного персонажа его произведений выступает до сих пор не сходящий с кино- и телеэкранов агент британской разведывательной службы Джеймс Бонд. Флеминг следующим образом описывал самого знаменитого шпиона своей страны: «Рост 6 футов 2 дюйма (185 см), смуглый, атлетически сложенный, голубые глаза, на правой щеке вертикальный шрам» [4, с. 46]. Совсем в ином виде на страницах романов Я. Флеминга представали противники главного героя: Голдфингер («Голдфин-гер»), Блофельд («На Тайной службе Ее Величества»), Ле Шифр («Казино Рояль»), Скама-рагна («Человек с золотым пистолетом»), Доктор Но («Доктор Но»), Дракс («Мунрейкер»). Все они в противоположность Бонду имели непритязательный внешний вид и скверный характер, были прямо или косвенно связаны с СССР, выступавшим заказчиком «коварных злодеяний», которые могли погубить западный мир. Отрицательные персонажи в каждом из произведений менялись, оставались неизменными их типажи, выражавшие явную антипатию не только своими внешними данными, но и ужасными планами, которые они намеривались воплотить в жизнь. Например, в шпионском романе «На
Тайной Службе Ее Величества» описывая человека по имени Блофельд, Я. Флеминг представил один из собирательных образов «восточного противника» в таких красках: это был очень хитрый и коварный человек, умевший перевоплощаться в разных людей, весил «добрых 20 стоунов, это чуть ли не полтора центнера» [4, с. 191], был «высокого роста, с бледным лицом, с коротко стриженными темными волосами, темными глазами и резко выделяющимися на их фоне белками, ну точно как у Муссолини», имел «отвратительные тонкие губы, длинные руки с вытянутыми пальцами, длинные ноги» [4, с. 191]. Портреты Джеймса Бонда и отрицательных персонажей в шпионских романах дополняли визуальные изображения на страницах комиксов - коротких иллюстрированных историях, ставших популярными во второй половине XX в.
Другим компонентом образа восточного противника выступали актуальные в 1950-1960-е гг. темы ядерной и бактериологической войны. Им отводилось одно из центральных мест в шпионских романах. По сюжетной линии они вырисовались в авторские фантазии на тему о существовании террористических организаций, поддерживаемых рядом государств и осуществлявших заговоры, перевороты. Безусловно, лидирующую роль в этом деле английские авторы отводили Советскому Союзу. Идеи радиоактивного, биологического или какого-либо иного заражения европейского континента культивировались А. Маклином. В книге «Дьявольский микроб» он поднял вопросы производства опасного бактериологического оружия и возможности его применения на британской территории. По замыслу автора, английские ученые, работавшие в секретной лаборатории микробиологического исследовательского центра, занималась разработкой новых видов бактерий, способных уничтожить все живое на земле. В книге об этом говорилось так: «Англичане, осмелюсь сказать, дали понять великим державам недвусмысленно, что бактериологическое оружие, которое у них имеется, сильнее всех бомб <...> Это оружие, если его применить, не оставит на всей планете ничего живого» [5, с. 35].
Однако смертоносные микроорганизмы были похищены из лаборатории в Мортоне [6]. Как и следовало из логики идейного противоборства между Западом и Востоком, подозрение, по авторской версии А. Маклина, в первую очередь упало на коммунистов, как самых очевидных подозреваемых в краже оружия. В данном случае под собирательным термином «коммунисты» выступал образ Советского Союза, которой априори мог быть замешен в любых тайных операциях, связанных с разработкой, перемещением и распространением опасного оружия массового поражения: «Мы предполага-
ли, что имеем дело с безумцем, но талантливым безумцем, однако, по всей видимости, здесь идет речь о коммунистическом заговоре, который хочет уничтожить мощное британское оружие» [5, с. 123].
Проблема распространения ядерного оружия проникала на страницы английских шпионских романов по мере ее обострения и реакции на это ведущих мировых держав. Испытания новых видов ракет с ядерными носителями проводили государства капиталистического и социалистического блоков, постоянно наращивая их число. «Ядерная тема» пронизывала также и произведения Я. Флеминга «Голд-фингер» и «Шаровая молния», где он поднимал вопросы государственной национальной безопасности и проблемы противостояния ядерных держав, и шпионские романы Л. Дейтона («Лошадь под водой»).
Негативное восприятие образа врага должно было усилить и описание политических режимов стран социалистического блока. Поскольку в орбиту глобального противостояния оказались вовлеченными практически все континенты Земли, это позволяло авторам шпионских новелл 1960 - начала 1970-х гг. развернуть сюжеты многих произведений в различных государствах, так или иначе втянутых в конфликт двух сверхдержав. Стремление отойти от концентрации места действия в одном регионе и расширение географического ареала для шпио-нов-разведчиков дали читателю возможность оценить не только масштабы холодной войны, но и увидеть отличительные особенности отдельных коммунистических режимов в Латинской Америке и Азии. Общим для всех писателей было два характерных признака. Во-первых, наличие в тексте распространенных клише и стереотипов, где упоминались те или иные политические режимы. Во-вторых, несмотря на гиперболизацию образов режимов, все же иногда в их описании можно было уловить соответствие реальным историческим фактам. Изображения авторитарных форм правления, так же как и портретные образы, в романах развивались в двух формах. Часть писателей описывала политические режимы в отрицательных тонах, с явным негативным оттенком. Другая часть, наоборот, стремилась акцентировать внимание на разнице между капиталистическим и социалистическим мирами, выявить противоречия и негативные черты в обоих вариантах государственного устройства. Представителем первой группы был, например, К. Эмис, ко второй группе принадлежат Г. Грин.
В 1968 г. К. Эмис выпустил в свет «Полковника Суна», где показал нестабильный регион, в котором столкнулись интересы коммунистического и капиталистического мира. Хотя
действие произведения разворачивалось на Европейском континенте (в Греции), сюжетная линия книги построена вокруг стран «третьего мира». Государства социалистического блока во главе с СССР должны были собраться на конференцию по вопросам расширения влияния в ближневосточном регионе. Планам Советского Союза - инициатора данного мероприятия -пытался помешать полковник Народной Освободительной Армии Китая Сун Ляндан. Нарисованный в романе «Полковник Сун» образ коммунистического Китая и его реальная стратегия завоевания мирового господства явно наталкивали читателя на мысль о том, что Китайская республика претендует и может в скором времени превратиться в сверхдержаву. Для писателя существовала четкая граница между добром и злом, между «плохими» и «хорошими» странами в борьбе за мир, которую он проводил, характеризуя те или иные политические режимы. Изображение Китайской Народной Республики в негативном виде было не случайным. В конце 1950-х-1960-х гг. в мировой политике происходили глобальные перемены, вызванные стремлением «молодых» развивающихся и амбициозных стран укрепиться на международной арене. Началом ухудшения отношений стал разрыв советско-китайского соглашения о сотрудничестве в области ядерной энергии 1959 г., и впоследствии он превратился в знак принципиальных расхождений между СССР и КНР. Китай не желал играть роль младшего партнера Советского Союза и пытался воспользоваться сменой советского руководства и колебаниями международных позиций СССР, чтобы выдвинуть себя на лидирующие позиции.
Совсем иными виделись образы режимов коммунистических стран Г. Грином. Так, шпионские новеллы Г. Грина во многом выглядят документальным подтверждением несправедливости миропорядка второй половины двадцатого века [7, р. 24]. Место действия каждой истории разворачивалось в экзотических странах в преддверии крупных революционных потрясений, влиявших на состояние всей международной системы отношений. В «Тихом американце» - разоблачительном романе, подмечались все нюансы «большой» политики супердержав в Юго-Восточной Азии перед вторжением коалиционных войск во Вьетнам. В «Нашем человеке в Гаване» показана Куба накануне революции, в «Комедиантах» развенчивается правление диктаторского режима Папы Дока на Гаити и последствия его крушения. Грэма Грина, в равной степени как и его творчество второй половины XX в., можно было рассматривать в качестве политического сейсмографа, реагировавшего на вызовы истории и находившего «болевые мес-
та» на земном шаре. В последнем автор развил тему политической гонки в Тихоокеанском регионе, ставшим ареной битвы капиталистического и социалистического блоков, а конкретно -на острове Гаити, где «режим доктора Дювалье не выдуманы <...> даже краски не сгущены драматического эффекта ради. Мрака этой ночи углубить невозможно» [8, с. 8]. Действительно, герой Дювалье являлся реальным человеком, его прототипом стал Франсуа Дювалье, врач, в 1957 г. претендовавший на пост президента Гаити. Вскоре после своего прихода к власти он установил единоличную диктатуру, убрал с постов и выслал из страны многих высших армейских чинов и министров. При нем путем беспрецедентно жестоких репрессивных мер была ликвидирована свобода слова и другие гражданские свободы, ни один профсоюз не мог существовать, а оппозиционные лидеры заключались в тюрьмы, всякие попытки сопротивления сопровождались облавами.
Таким образом, шпионские романы в определенной степени стали одним из средств восприятия окружающей действительности, формирования взаимопредставлений о союзниках и противниках в период холодной войны. Британские писатели, создавая художествен-
ные произведения подобного жанра, вымышленных героев, их характеры, в тоже время отражали реальную картину мира, представляя читателю возможность искать и находить выход из сложных проблем холодного противостояния. Написанные в содержательном плане либо как детективные истории, либо как научнофантастические рассказы или триллеры, шпионские романы (фантастического и реалистического жанров) по идейной направленности, методам изложения выступали одним из видов самоотносимых [9] парадоксов в послевоенной истории литературы. Одновременно они исполняли такую изначально заложенную в шпионский роман функцию, как развлечение и увлечение читателя в смоделированную в художественном вымысле историческую действительность. По мере того, как данный жанр формировал собственный универсум, контрастировавший с банальной обыденной жизнью читателей, постепенно он начинал функционировать как средство для эскапистских фантазий. Эскапизм как форма саморефлексии выражал стремление отдельного индивида уйти от мрачной действительности в мир иллюзий, фантазий и желаемых образов, что неплохо удавалось осуществить через чтение шпионских романов.
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЕ ССЫЛКИ И ПРИМЕЧАНИЯ
1. Черчилль У. Мускулы мира. М., 2005; Churchill W. Pease Through Strength // Encyclopedia Britannica: a new survey of universal knowledge. London, 1956. Vol. 21.
2. Eden A. Days for decision. London, 1949; Idem. Towards peace in Indo-China. London, 1966; Macmillan H. Tides of fortune. 1945-1955. London, 1969; Idem. Pointing the way. 1959-1961. London, 1972; Idem. The governance of Britain. London, 1976.
3. Burroughes T. Heroes and forever: the James Bond thrillers // Cultural notes. Libertarian Alliance. 1991. № 29.
4. Флеминг Я.Л. На Тайной Службе Ее Величества. М., 1991; Его же. Агент 007. М., 1992.
5. Маклин А. Дьявольский микроб. М., 1990.
6. Мортон являлся вымышленным названием города, прототипом которого послужил небольшой поселок Портон -правительственное военное научное учреждение (научный заповедник) вблизи Сэлисбери, Англия. Там находилась лаборатория министерства обороны по разработке химического, биологического, радиоактивного и ядерного оружия, помеченная на географической карте Британии как «Опасная зона». В период холодной войны здесь проводились исследования в области производства нервно-паралитических газов и реагентов по их нейтрализации. Последнее являлось приоритетным направлением, связанным с повышением способности тела сопротивляться проникновению ядовитых газов через органы осязания, обоняния и кожи. Относительно недавно из материалов расследования полиции графства Уилтшира стало известно, что есть неопровержимые доказательства проведения учеными Министерства обороны Великобритании испытаний химического и других видов вооружений над более чем 20 тысячами человек в период с 1939 по 1960-е гг. Более подробно см.: UK Porton Down - sinister air? // Би-Би-Си. 2002. URL: http://news.bbc.co.uk/2/hi/uk_news/426154.stm (дата обращения 12.04.2011); Химическое оружие: в Англии тоже делали опыты на людях // Проблемы химической безопасности. Химия и война. Международный социально-экологический союз. 2007. URL: http://www.seu.ru/members/ucs/chem war/277.htm (дата обращения 23.12.2011).
7. Silverstein M. After the Fall: The World of Graham Greene's Thrillers // NOVEL: A Forum on Fiction. 1988. Vol. 22. № 1.
8. Гоин Г. Собрание сочинений: в 6 т. М., 1994. Т. 4.
9. Подробнее см.: Self-Reference // Stanford Encyclopedia of Philosophy. 2004. URL: http://plato.stanford. edu/entries/selfreference (дата обращения 15.12.2011).