УДК 371
ФОРМИРОВАНИЕ НРАВСТВЕННЫХ УБЕЖДЕНИЙ УЧАЩИХСЯ КАК ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ПРОБЛЕМА
DEVELOPMENT OF STUDENTS' MORAL BELIEFS AS A PEDAGOGICAL ISSUE
© О С. Ильичева Самарский торгово-экономический колледж; Поволжская государственная социально-гуманитарная академия
(Россия, Самара)
© O.S. Ilyichova Samara College of Commerce and Economy; Samara State Academy of Social Sciences and Humanities (Russia, Samara)
© В.С. Поздняков Поволжская государственная социально-гуманитарная академия
(Россия, Самара)
© V.S. Pozdnyakov Samara State Academy of Social Sciences and Humanities (Russia, Samara)
В данной статье осмысливается содержание понятия «убеждение» в контексте теории нравственного воспитания учащихся; выявляются ценности, находящихся в основаниях нравственных убеждений школьников; раскрываются аспекты формирования нравственных убеждений в образовательном процессе.
The article reflects on the concept «beliefs» in the context of moral education of students; values based on students' moral beliefs are revealed; aspects of development of moral beliefs in the educational process are hig h-lighted.
Ключевые слова: школьник; формирование; нравственное убеждение; ценность. Keywords: student; development; moral belief; value.
Одной из ведущих задач нравственного воспитания человека является формирование его нравственных убеждений. Понятие «убеждение» широко применяется в различных областях науки, и определения его содержания разнообразны.
К проблеме формирования убеждений обращались многие философы и ученые. В XIX столетии проблема психологической природы убеждений наиболее широко была представлена в трудах немецких и русских мыслителей.
И. Герберт считал, что формирование убеждений начинается с приведения в порядок чувственного мира ребенка. Сначала, опираясь на опыт, воспитатель учит выбирать добро и отвергать зло. Затем на основе обучения способствует образованию в их сознании моральных обобщений. По мере осознания себя личностью воспитанник превращается в человека с твердыми убеждениями [Цит. по: 2, с. 298].
По А. Дистервегу, убеждения - это внутренняя правда, это собственное Я человека, которое направляет его всю жизнь. Убеждения связаны со всем строем личности человека, с его мышлением, его волей. Они не навязываются извне, не носят формы приказа, не являются просто результатом того, чему учился человек [Цит. по: 2, с. 314].
Н.И. Пирогов отводит науке определяющую роль в воспитании нравственных убеждений. Сначала воспитатель формирует у учащихся посредством обучения научное мировоззрение, затем, отправляясь от него, пробуждает у детей стремление «к идеалам правды и добра» и, опираясь на то и на другое, способствует формированию нравственных убеждений. Большой заслугой Н.И. Пирогова является интересная и правильная постановка вопроса о связи формирования убеждений с научным мировоззрением, о роли обучения в формировании убеждений, о роли обще-
ства, широких социальных влияний в воспитании убежденности [6, с. 57].
К.Д. Ушинский пытается раскрыть понятие убеждения как субъективного состояния личности и проникнуть в сущность самого процесса становления убежденности школьников. Воспитание убеждений непременно осуществляется воспитателем, убеждения вносятся им в «душу дитяти». Но убеждения не навязываются, они свободно принимаются воспитанником, если воспитатель достоин доверия, если его убеждения искренни, если воспитанник подготовлен к усвоению. К.Д. Ушинский продолжает мысль Н.И. Пирогова - убеждения человека формируются не под влиянием лишь специальных педагогических воздействий, а под влиянием условий его жизни [Цит. по: 2, с. 362].
В педагогической системе А.С. Макаренко важное место отводится природе нравственных убеждений. Под нравственным убеждением он понимает такое уверенное, пережитое знание, которое успешно проявляется в действии [4].
Изучение проблемы формирования убеждений продолжили многие исследователи и ученые. Среди них выделяются Л.И. Божович, О.С. Богданова, И.С. Марь-енко, О.И. Рута, большое значение для исследуемой проблемы имеют работы З.И. Васильевой, Г.Е. Залесского.
О.И. Рута, обосновывая значение воспитывающего обучения для нравственного формирования школьников, определяет формирование нравственных убеждений как раздел работы, органически пронизывающий всю жизнь, весь процесс обучения, всю многостороннюю внеклассную и внешкольную деятельность ученика. Все, что выражено в действии школьника, накладывает положительный или отрицательный отпечаток на его нравственность, способствует или тормозит формирование его убеждений [7].
В структуре нравственного формирования личности И.С. Марьенко выделяет несколько этапов. На первом этапе у школьников необходимо формировать систему нравственных понятий, в которых представлены логически оформленные и вычлененные мысли, отражающие общие и существенные признаки реальных нравственных отношений, складывающихся
в процессе деятельности и общения. Следующей важной предпосылкой усвоения учеником моральных ценностей является процесс активного и волевого овладения всем богатством нравственной культуры и выработки на этой основе нравственных убеждений [5, с. 26].
Решение задачи формирования нравственных убеждений учащегося предполагает выявление системы ценностей, предопределяющих становление нравственных убеждений. Трудности, с которыми мы сталкиваемся при выявлении таких ценностей, проистекают из того, что этическая наука еще не определилась с проблемой общечеловеческих ценностей, которые, будучи смыслообразующими во все времена для всех культур, стали бы основой для становления общности и взаимопонимания между людьми.
При выявлении системы ценностей мы исходим из того, что в их структуре обязательно должна быть ценность человека, который в условиях глобальных проблем современности пытается определить смыслы жизни. Эти смыслы следует искать только в самом существовании человека, его ценностях как осознанных смыслах жизни. Такой подход к ценностям определяет человека экзистенциально, то есть через способ его существования. Все это обусловливает выделение экзистенциальных ценностей в особый самостоятельный класс ценностей. Употребляя термин «экзистенциальный», мы имеем в виду, что экзистенциальные ценности - это ценности жизни, ценности культуры, ценности образования, а не только ценности, раскрывающие отношение бытия и небытия человека.
При выделении экзистенциальных ценностей в качестве ценностей, находящихся в основаниях нравственных убеждений школьников, мы исходили из того, что, как это обосновано М.С. Каганом, эти ценности субъекта-личности есть итог взаимодействия составляющих ее «частичных субъектов» (поиск смысла жизни происходит в напряженном поле, образуемом притяжением двух сил: эгоистические устремления личности и альтруистическое подчинение собственного бытия интересам человеческого рода); обретение сознанием смысла жизни - это всегда диалог разных
«субсубъектов» социальной группы. Особенность экзистенциальных ценностей состоит в том, что во всех масштабных проявлениях они являются ценностями диалогическими. Они интегративны. Им присуща интравертная ориентация ценностного сознания (установление субъектом смысла для самого себя); они осознаются и могут быть сформулированы личностью если не для других, то хотя бы для самих себя [3, с. 126-127].
В качестве таких экзистенциальных или общечеловеческих, ценностей, предопределяющих становление нравственных убеждений школьника, мы выделяем следующие: космос и земля, отечество, семья, человек, мир без войны, знания, труд, личная собственность, национальная и планетарная культура с ее религиями, время. Эти ценности, с точки зрения Л.Ф. Спирина, должны быть освоены детьми, ибо они определяют вектор социокультурного и исторического развития нашего общества [8, с. 9-10].
Каждая из этих ценностей предполагает напряженный диалог (космос и земля -диалог между технократическим и гуманитарным мышлением и сознанием; семья -диалог «отцов и детей» и т.д.); все ценности необходимы и индивидуальному, и совокупному субъекту; они интегративны, поскольку в этой интеграции таится динамическая иерархия; они интравертны, так как имеют смысл для каждого индивида.
Систему ценностей можно рассмотреть с точки зрения отражаемого, объективного, мыслимого и с точки зрения отраженного, субъективного, осмысленного. Переход ценностей из объективной ценностной системы в субъективную ценностную систему (присвоение учащимися) способствует формированию нравственных убеждений школьников.
Ценности побуждают ученика к действию. Эти действия зависят от того, какие нравственные ценности и приоритеты определяют деятельность и общение учеников, их отношение к миру, к людям, самим себе, к своему месту в обществе. Убеждение является реализацией определенных личностных ценностей. Оно может выступать в качестве эталона, способного служить критерием при сравнении между
собой конфликтующих мотивов (целей, средств их достижения). Убеждения как бы «оценивает» каждый из конкурирующих мотивов с точки зрения его соответствия содержанию той ценности, которую оно должно реализовывать.
Процесс формирования убеждений проходит в несколько этапов. Сначала ученик убеждается в необходимости восприятия и истинности нравственных знаний, затем он использует эти знания в практике поведения, являющейся для него не принуждением, а потребностью. Потребности, возникающие в ходе личного бытия человека, рождаются из деятельности и, в свою очередь, ориентируются на нее. Осознание потребностей выступает как необходимая предпосылка формирования интересов человека, его стремлений, идеалов, оказывает влияние на мотивы его действий. Правильно воспитываемые потребности являются и важнейшей предпосылкой формирования убеждений.
Складывающиеся убеждения могут находиться в противоречии с уже имеющимися убеждениями. Противоречия преодолеваются путем сопоставления положительных и отрицательных поступков.
Убеждение способствует осознанию и рациональному совершенствованию действий и поступков, оно всегда предваряет эти поступки и действия. Если у школьника начинает складываться система твердых нравственных взглядов, то есть все основания полагать, что у него формируются моральные убеждения.
Убеждение обладает специфическими функциями, которые оно выполняет в структуре мировоззренческой деятельности (способа мировоззренческой ориентировки). Оно служит побудительным импульсом для отбора знаний и способов их практической реализации в проявлении личной позиции (мотивирующая, побудительная функция) и основанием для выбора в качестве ориентиров определенной желаемой системы ценностей и норм (когнитивная функция). В последнем случае оно участвует в выборе мотивов, целей, поступков.
Важно заметить, что в первой мотивирующей своей функции убеждение наиболее отчетливо проявляется в содержательном, гносеологическом плане при рас-
смотрении вопроса о составляющих мировоззрение компонентах (знаниях, взглядах, идеалах, убеждениях).
Когнитивная функция убеждения отчетливо просматривается при функциональном анализе проблемы, в рамках которой оно выступает в качестве психологического регулятора отношений между личностью и обществом. Здесь убеждение носит как бы двойной характер: принятые личностью социальные ценности «запускают» его, а, будучи актуализированным, уже само убеждение вносит личностный смысл, пристрастность в реализацию усвоенной общественной ценности, участвует в актах выбора мотива, цели, поступка.
Особенности убеждений личности можно выделить через зависимость образования убеждений учащихся от уровня сформированности у них способа мировоззренческой ориентировки и готовности с его помощью регулировать собственное отношение и поведение. От того, в структуре какого способа ориентировки применяется нравственное знание в учебных и, особенно в жизненно значимых ситуациях -в составе приемов мировоззренческой или эмпирической ориентировки, - во многом зависит характер отношений учащихся к этим знаниям, зависят особенности личных убеждений: станут ли они теоретически обоснованными или эмпирически обыденными (житейскими). Особенности каждого из отмеченных типов убеждений определяются как содержанием заключенного в них когнитивного компонента (являются ли знания научно обоснованными или представляют собой житейские представления), так и характером способа их образования и функционирования в структуре социально ориентированной деятельности.
В зависимости от характера личностного смысла можно различать императивные и ценностные убеждения. При ориентировке на императивные убеждения выбор целей и поступков обусловливается их совпадением с характером накопленного опыта поведения в соответствующих ситуациях. При опоре же на убеждения ценностного типа в основе выбора целей и поступков лежит оценка их соответствия содержанию тех личных взглядов и представлений, которым учащийся должен сле-
довать, чтобы реализовать с их помощью собственные ценности.
Поскольку в структуре мировоззрения личностные убеждения функционируют в рамках определенной иерархической системы, среди них выделяются смысло-жизненные и частные. Их разведение диктуется особой функцией смысложизнен-ных убеждений. Их когнитивная функция реализуется в актах гармонизации, упорядочения, иерархизации личных ценностей (других частных убеждений, установок, ориентаций, самооценок).
Процесс формирования нравственных убеждений проходит по стадиям. На первой стадии ученик должен осмыслить нравственные знания, чтобы принять их как истинные, а на второй стадии должна быть организованна практическая нравственная деятельность.
Являясь субъективной стороной поступка и суждения, нравственное убеждение определяет нравственный облик ученика и выражает его сознательное отношение к миру, людям, к своей деятельности. Содержание нравственного убеждения составляет моральная идея, которая глубоко осмыслена учеником, поэтому в убеждения переходят те знания, которые дают учащимся установку на определенный стиль поведения и приобретают для них смысл внутренних правил.
Воздействие объективных условий жизни, обучения и воспитания, процесс активной общественной и трудовой деятельности, усвоения общечеловеческой культуры способствуют формированию нравственных убеждений учащихся. Соответственно содержание учебной деятельности должно насыщаться нравственными идеями и осуществляться в разнообразных и эффективных формах, содержательно и при должной эмоциональной насыщенности.
Объективная сторона воспитывающего обучения становится для нас очевидной, когда мы подходим к ней с позиции ученика, активно обучающегося, активно овладевающего знаниями, когда мы рассматриваем учение как деятельность школьника. Посредством учения школьник познает окружающий мир вещей и людей, усваивает отношения к ним, учится действовать. В учении как в ведущей деятельности протекает
развитие психики ребенка, становление черт характера, формулирование зрелой личности. В процессе обучения как деятельности вырабатываются важнейшие черты моральных убеждений.
Специфика учебной деятельности состоит в том, что она является на протяжении многих лет основной деятельностью для учащихся и определяет их социальный статус в обществе.
Предмет учебной деятельности отличается своеобразием и разносторонностью. В его основе лежит познание. Учащиеся в процессе учебной деятельности решают учебные задачи.
З.И. Васильева выявляет несколько основных требований к воспитанию убеждений школьников:
- целостность деятельности или единство и взаимосвязь целей, задач, содержания, методов и форм организации воспитывающего обучения;
- единство знаний, оценок, мотивов, поступков, составляющих психологическую структуру убеждений;
- выделение ведущих задач, идей, актуализация мотивов деятельности учащихся в совокупности комплексных влияний и концентрирование вокруг них всей работы по формированию убеждений;
- поэтапное формирование убеждений на основе усложнения деятельности с учетом возраста и достигнутого уровня воспитанности учащихся;
- интенсивность формирования убеждений школьников с учетом реальных условий деятельности и времени, затраченного на достижение заданных целей [1].
Преподавателю важно знать, что нравственное развитие воспитанников на уроках осуществляется через содержание программного и дидактического материала, самой организацией урока, личностью учителя.
Содержание учебного материала обогащает представление учащихся о нравственных качествах личности, раскрывает прекрасное в природе, общественной жизни, личных взаимоотношениях людей, развивает у подростков положительное личное отношение к принципам морали, формирует идеал прекрасного человека, побуждает соотносить свое поведение с поведением
героической личности. Учебный материал способен глубоко затронуть эмоциональную сферу, стимулировать развитие нравственных чувств школьников.
Колоссальные потенциальные возможности для нравственного влияния на школьников имеет учебный материал, особенно по гуманитарным предметам. В нем содержится большое количество морально-этических суждений, нравственных коллизий. На уроках преподаватель напрямую выводит учеников на осмысление отношений к человеку и обществу. Однако содержание не всякого урока развивает нравственное сознание, чувства учащихся. Зато правильную организацию урока, которая тоже стимулирует это развитие, в состоянии обеспечить любой учитель.
Правильная организация урока предполагает: четкую постановку цели занятия, пробуждение у школьников интереса к теме урока, использование методов, активизирующих мышление, самодеятельность учащихся, а также их оценочную деятельность по отношению к товарищам и к самим себе, своевременную помощь слабым, благожелательное отношение учителя к учащимся, справедливую оценку их деятельности.
Слабые в методическом отношении уроки, не обеспечивающие познавательной активности учащихся, не только сдерживают умственное развитие школьников, но и ведут к потерям в нравственном развитии. Такие уроки порождают безответственность, неорганизованность, неаккуратность, пассивность. Учебное занятие решает не только дидактические задачи, но и воспитательные. Это происходит не столько через содержание урочной темы, сколько через организацию учебной деятельности, которую нужно строить таким образом, чтобы нравственные качества, ответственное отношение к учебе были востребованы.
Осуществляя целостное построение учебной деятельности, педагог должен заботиться о связи цели, задач, содержания, методов и форм организации учебно-воспитательного процесса; конструировать ситуации, обеспечивающие у школьников с учетом их возраста целостное представление о нравственном облике человека; ситуации, способствующие пониманию и
переживанию общественного смысла различных форм труда; проблемные ситуации, в которых необходимо определить свою точку зрения, защитить ее, доказать
правильность определенной позиции; ситуации, в которых школьник не может поступить вопреки сложившимся мнениям, взглядам, убеждениям.
Литература
1. Васильева З.И. Воспитание убеждений у школьников в процессе обучения. Л. : ЛГУ,
1981.
2. История педагогики и образования. От зарождения воспитания в первобытном обществе до конца ХХ в. / под ред. А.И. Пискунова. М. : Сфера, 2001.
3. КаганМ.С. Философская теория ценности. СПб. : Петрополис, 1997.
4. Макаренко А.С. Избранные педагогические сочинения. В 2 т. Т. 1 / под ред. И.А. Каи-рова. М. : Педагогика, 1978.
5. Марьенко И.С. Основы процесса нравственного воспитания школьников. М. : Просвещение, 1980.
6. ПироговН.И. Избранные педагогические сочинения. М. : Педагогика, 1985.
7. Рута О.И. Основы методики формирования нравственных убеждений у учащихся общеобразовательной школы. Красноярск : [б.и.], 1959.
8. Спирин Л.Ф. Теория и технология решения педагогических задач. М. : Российское Педагогическое Агентство, 1997.
Сведения об авторах
Ильичева Оксана Сергеевна, заместитель директора по учебно-производственной работе Самарского торгово-экономического колледжа, аспирант кафедры педагогики Поволжской государственной социально-гуманитарной академии.
Поздняков Виктор Сергеевич, аспирант кафедры педагогики Поволжской государственной социально-гуманитарной академии.
E-mail: [email protected].
Почтовый адрес: 443099, Самара, ул. М. Горького, 61/63.
Телефон: 333-27-27.