Научная статья на тему 'Формирование нравственных и культурных ценностей в процессе изучения иностранного языка в профильном вузе'

Формирование нравственных и культурных ценностей в процессе изучения иностранного языка в профильном вузе Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
600
73
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КУЛЬТУРНЫЕ И НРАВСТВЕННЫЕ ЦЕННОСТИ / ВОСПИТАНИЕ / ИНОСТРАННЫЙ ЯЗЫК / ЛИЧНОСТЬ / СТУДЕНТЫ И КУРСАНТЫ / ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ОРГАНИЗАЦИИ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ ФСИН РОССИИ / CULTURAL AND MORAL VALUES / EDUCATION / FOREIGN LANGUAGE / PERSONALITY / STUDENTS AND CADETS / EDUCATIONAL ESTABLISHMENTS OF THE HIGHER EDUCATION OF THE FEDERAL PENAL SERVICE OF RUSSIA

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Алеевская Александра Олеговна

В статье обосновывается выделение иностранного языка как одного из основных средств формирования культурных и нравственных ценностей курсантов и студентов профильного вуза, рассматриваются некоторые пути формирования культурных и нравственных ценностей курсантов и студентов при обучении иностранному языку.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Алеевская Александра Олеговна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE FORMATION OF MORAL AND CULTURAL VALUES IN THE PROCESS OF LEARNING A FOREIGN LANGUAGE IN PROFESSION-ORIENTED UNIVERSITY

The article substantiates the use of a foreign language as one of the main means of the formation of cadets and students' cultural and moral values in profession-oriented university and considers some ways of the formation of cadets and students' cultural and moral values in the process of learning a foreign language.

Текст научной работы на тему «Формирование нравственных и культурных ценностей в процессе изучения иностранного языка в профильном вузе»

ФОРМИРОВАНИЕ НРАВСТВЕННЫХ И КУЛЬТУРНЫХ ЦЕННОСТЕЙ В ПРОЦЕССЕ ИЗУЧЕНИЯ ИНОСТРАННОГО ЯЗЫКА В ПРОФИЛЬНОМ ВУЗЕ

THE FORMATION OF MORAL AND CULTURAL VALUES IN THE PROCESS OF LEARNING A FOREIGN LANGUAGE IN PROFESSION-ORIENTED UNIVERSITY

A.O. Алеевская

А.О. Aleevskaya

Культурные и нравственные ценности, воспитание, иностранный язык, личность, студенты и курсанты, образовательные организации высшего образования ФСИН России.

В статье обосновывается выделение иностранного языка как одного из основных средств формирования культурных и нравственных ценностей курсантов и студентов профильного вуза, рассматриваются некоторые пути формирования культурных и нравственных ценностей курсантов и студентов при обучении иностранному языку.

Cultural and moral values, education, foreign language, personality, students and cadets, educational establishments of the higher education of the Federal Penal Service of Russia. The article substantiates the use of a foreign language as one of the main means of the formation of cadets and students' cultural and moral values in profession-oriented university and considers some ways of the formation of cadets and students' cultural and moral values in the process of learning a foreign language.

Как отмечается в Федеральном законе «Об образовании в Российской Федерации» от 21.12.2012 г., Государственной программе Российской Федерации «Развитие образования» на 2013-2020 гг., Распоряжении Правительства Российской Федерации от 29 мая 2015 г. № 996-Р «Стратегия развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 г.», ФГОС, одной из приоритетных задач образования является формирование духовно-нравственной и культурной личности учащихся.

В современном мире при усиливающемся влиянии западных стран с их вольными взглядами на воспитание современного поколения и примером бездушного материализма у российской молодежи наблюдается кризис нравственности. Все перестроечные процессы в обществе негативным образом отражаются на сознании людей, влияют на переосмысление веками формировавшихся ценностей. Повсеместно окружающие человека новые информационно-

коммуникационные технологии и средства массовой коммуникации, зачастую пропагандирующие потреблять, а не созидать, предъявляют к современной личности иные требования, при которых такие проявления высокой нравственности, как сострадание, соучастие, сопереживание, уважение к другим и самому себе, к сожалению, отходят на второй план. Все острее ощущается потребность в воспитании духовно богатой, высоконравственной личности. Анализ публикаций по теме формирования нравственных ценностей показал, что студенческий возраст является наиболее благоприятным для нравственного развития, поскольку характеризуется повышенным сознательным интересом к нравственным и морально-эстетическим проблемам [Аксенова, Исмагилова, 2010, с. 21-32].

Философский энциклопедический словарь определяет нравственность как один из способов нормативной регуляции действий человека в обществе. Воспитание через предмет в процессе

<

m

Щ

I %

С и

о

ь

X

к

W m H

о

Рч

<

о ^

о о ^ h о Q

£

W H

S о

Рч

w

о §

X

а «

«

и w

V

S

ь

l-ч

ri w с

« S

д

H U

W PQ

# НАУЧНЫЙ ДЕБЮТ

обучения в вузе можно рассматривать как незаменимый инструмент формирования культурных и нравственных ценностей современной молодежи. В Словаре русского языка под словом «ценность» понимаются предметы, явления, важные для культуры, духовной жизни какого-либо народа, общества [Словарь русского языка, 1984]. Ценности - это важнейшие компоненты человеческой культуры наряду с нормами и идеалами. Их существование ускорено в экзистенциальной активности субъекта культурного творчества, его диалоге с другими людьми, ориентированном не только на область сущего, но и на значимое, нормативно-должное [Культурология, 2007, с. 922].

С целью формирования необходимых ценностей и содействия формированию высококультурной и нравственной личности обучающихся представляется необходимым разработать педагогическую программу для решения поставленных задач через интеграцию иностранного языка в учебный курс и во внеаудиторную деятельность. Данная программа должна включать в себя мониторинг уровня сформированности культурных и нравственных ценностей до реализации проекта, планирование мероприятий и разработку модели взаимодействия преподавателя и учащихся, проведение воспитательной деятельности, осуществление промежуточного контроля, обобщение, оформление и анализ достигнутых результатов, рефлексию, подготовку методических рекомендаций.

Воспитание культурной и нравственной личности невозможно без обращения к языку как средству общения, ведь именно язык является наиболее точным показателем человеческих качеств, его культуры. Учебная дисциплина «Иностранный язык» обладает уникальным потенциалом для развития не только навыков и компетенций, но и формирования личностных качеств курсантов и студентов. Преподавателю следует активизировать воспитательный потенциал каждой отдельно взятой темы в рамках образовательного процесса, а также моделировать учебные занятия таким образом, чтобы находить примеры, способствующие формированию

культурных и нравственных ценностей, проектировать учебную деятельность с учетом определенной ценности.

На занятиях по иностранному языку необходимо формировать такие качества личности учащихся, как патриотизм, уважение к старшему поколению, толерантность, эмпатия, ответственность, самосознание. Это представляется возможным на материале английских пословиц и поговорок, просмотра видеоматериалов, анализа поведения литературных героев в тех или иных критических ситуациях. Работая в малых группах, курсанты и студенты получают возможность проявить себя в отдельно взятой роли, занять активную позицию, изложить свою точку зрения на конкретную проблему, предложить пути решения конфликта и т.д. В рамках каждой темы следует стремиться к использованию дискуссий, ролевых игр, проектов при построении учебных занятий. Все это формирует толерантное отношение, уважение к культуре и народу своей страны и стран изучаемого языка, поддерживает интерес к учению и способствует познавательной активности.

Однако в рамках современных образовательных программ мы не можем позволить себе уделять в учебном процессе должного количества внимания для сознательного и тщательного анализа того или иного литературного источника, ведь при этом есть риск не успеть освоить необходимый объем требуемого программой материала. В таком случае незаменимым вариантом является дополнительное задание на самостоятельное чтение на иностранном языке. Литература раскрывает внутренний (душевный) мир человека, выражает душевные движения четко и ярко, как этого не сделать никакой науке. Именно литература (особенно классическая) с особой остротой ставит проблемы о сущности человека, моральной ответственности личности, предъявляя к нему высшие нравственные требования [Аксенова, Купцов, 2015, с. 11-15]. Преподаватель вправе предоставлять курсантам и студентам возможность самостоятельного выбора иноязычной литературы для внеаудиторного чтения.

С целью формирования нравственных и культурных ценностей учащихся преподаватель может активно вовлекать их в различного рода воспитательные мероприятия, организованные в рамках образовательного процесса или во вне-учебное время. Примером подобных мероприятий могут быть посещения музеев с экскурсией на иностранном языке, просмотр аутентичных видеофильмов с последующим обсуждением, проведение тематических викторин (лингво-страноведческая викторина «Английский язык-окно в мир»), круглых столов («Фестиваль культур», «Особенности УИС зарубежных стран», «День Толерантности»), в ходе которых создаются необходимые условия для овладения системой нравственных и культурных понятий. На кафедре иностранных языков Академии ФСИН России традиционно организуется ряд мероприятий, которые содействуют формированию культурных и нравственных ценностей личности учащихся через приобщение к истории, культуре, современной духовной жизни. Во внеаудиторное время курсанты и студенты совместно с преподавателями кафедры посещают театры и кинотеатры, мемориальный музей-усадьбу академика И.П. Павлова, художественный музей имени И.П. Пожалостина, проводится обзорная экскурсия на английском языке по территории Рязанского историко-архитектурного музея-заповедника «Рязанский Кремль» и другие. Эти мероприятия решают как учебные, так и воспитательные задачи, помогают сформировать эстетическое восприятие окружающей действительности, усилить эффективность патриотического, гражданского и нравственного воспитания. Помимо этого, в ходе данных экскурсий преподаватели кафедры иностранных языков и опытные экскурсоводы получают возможность развивать иноязычную коммуникативную компетенцию (языковую, социокультурную и учебно-познавательную) учащихся посредством их ознакомления с историей и культурой Рязанского края.

Таким образом, актуальность проблемы формирования культурных и нравственных ценностей курсантов и студентов продиктована

требованиями современного общества. В ходе изучения иностранного языка как на учебных занятиях, так и во внеаудиторное время при грамотной организации деятельности преподавателем могут создаваться условия, необходимые для формирования у учащихся системы культурных и нравственных понятий. Усилия педагога должны быть направлены не только на ознакомление с новым материалом, но и на активизацию воспитательного потенциала такого учебного предмета, как «Иностранный язык», в целях становления личности обучаемых, их мировоззрения и языковой картины мира, когда иностранный язык становится не только целью, но и одним из средств обучения. В этой связи разработка и применение педагогической программы, направленной на формирование культурных и нравственных ценностей учащихся в процессе обучения иностранному языку, обеспечат возможность студентам и курсантам пересмотреть свое отношение к учебной деятельности, к миру, к людям, к самим себе.

Библиографический список

1. Аксенова Г.И., Купцов И.И. Духовность, народность, патриотизм - основные составляющие воспитания современной молодежи // Духовно-нравственное воспитание молодежи: традиции и инновации: матер, меж-дунар. науч.-практ. конф., Воронеж, 26-27 марта 2015 г. Воронеж: Издательский дом ВГУ, 2015.

2. Аксенова Г.И., Исмагилова Ю.С. Проблема духовно-нравственного развития курсантов вузов ФСИН России // Прикладная юридическая психология. Рязань: Академия ФСИН России. 2010. № 1.

3. Культурология: энциклопедия: в 2т. / гл. ред. и авт. проекта С.Я. Левит. М.: Российская политическая энциклопедия (РОССПЭН), 2007. Т. 2. 1184 с.

4. Словарь русского языка: в 4 т. / АН СССР, Ин-т рус. яз.; под ред. А.П. Евгеньевой. 2-е изд., испр. и доп. М.: Русский язык, 1984. Т. 4. 794 с.

<С £

С т

о

ь

к ^

м т н о

Рч

о ^ о о

О Й

3

м н к о

Рч

м

0

1

к

а

«

о м

V

к

ь

1-4

<с «

м с

X

н и

щ м

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.