Массовая физическая культура и оздоровление населения
53
ФОРМИРОВАНИЕ НРАВСТВЕННОГО И ДУХОВНОГО ЗДОРОВЬЯ ЛИЧНОСТИ СРЕДСТВАМИ ФИЗИЧЕСКОЙ И СПОРТИВНОЙ КУЛЬТУРЫ:
НАУКА В ПОМОЩЬ ИДЕОЛОГИИ
А.А. ПЕРЕДЕЛЬСКИЙ, РГУФКСМиТ
Аннотация
Материал посвящен научному обоснованию разработки трех основных педагогических стратегий в области физкультурно-спортивной технологии применительно к трем основным возрастным группам
населения России.
Ключевые слова: когнитивные способности, двигательная активность, педагогические технологии,
педагогическая стратегия.
Abstract
Material is devoted to scientific substantiation for development of three basic pedagogical strategies in physical culture and sports technologies for three main age groups in Russia.
Key words: cognitive abilities, motor activity, pedagogic technologies, pedagogic strategy.
Тема, которую мы собираемся развернуть, представляет собой яркий пример современных идеологем -привычных и вроде бы не вызывающих сомнений стереотипов, далеко не столь однозначных, как может показаться на первый взгляд. Такой широко цитируемой идеологемой выступает приписываемый Ювеналу тезис «В здоровом теле - здоровый дух». Однако философская заповедь - все подвергать разумному сомнению, и научная традиция выстраивать подтверждающее или опровергающее доказательство не позволяют нам принять указанный тезис «на веру». В этом смысле интерес вызывают рассуждения А.Г.Щедриной, которая возмущается тем обстоятельством, что «дух подчинили, поставили в зависимость от тела», полагая, будто «практика опровергает такую зависимость. Человек сильный духом, может укрепить, оздоровить свое тело, при здоровом же теле не всегда наблюдается «здоровый дух, высокая нравственность» [2].
В доказательство своей мысли А.Г. Щедрина приводит десятую сатиру Ювенала, фрагмент из которой: Orandum est ut sit mens sana in corpore sano - буквально переводится так: Надо молить, чтобы ум был здравым в теле здоровом...
Однако по данной цитате совершенно точно можно сказать лишь то, что, по Ювеналу, соотношение здорового духа и здорового тела есть основа, на которой соотносимая с разумом добродетель может определить человеческую жизнедеятельность. И не более того. Никаких более четких и определенно направленных корреляций между духом и телом здесь не наблюдается.
Философия, рефлексируя по поводу физической культуры и спорта с позиции широкого культурологического контекста, в принципе, довольно сильно обеспокоена проблемой «ювенильности», или «ювенилизации» современной культуры.
Ссылаясь на мнение А.Г. Дугина о том, что «раньше жизнь человека во времени рассматривалась как движение от тела к духу», «старость воспринималась как достижение высокого уровня духовной зрелости», создавая основу глубокого уважения к старым людям, В.П. Моченов привлекает наше внимание к современно-
Ш
му коренному изменению культурных акцентов. «Сегодня “ювенильность” приобретает более высокую ценность. Главной задачей становится - “держать молодость”», -полагает он [1].
Итак, философия помогает осознать культурную неоднозначность идеологемы «В здоровом теле - здоровый дух», но четкого решения проблемы формирования нравственного и духовного здоровья личности средствами физической и спортивной культуры не указывает. Посмотрим, что в этом смысле более позитивно может предложить спортивная наука.
Физическая культура и спорт как тренировочные технологии комплексного педагогического воздействия на человека осуществляются на трех уровнях:
- биосоматическом;
- психофизическом;
- интеллектуально-духовном (сюда же входит нравственность).
В зависимости от возраста объекта - респондента доминирующее направление воздействия, иерархия акцентов, последовательность уровней могут и должны меняться. Например, для детей последовательность такова: психофизическое игровое воздействие «своего взрослого» - биосоматическое формирование двигательных моторных навыков и умений - примитивное и поверхностное (на уровне сказок, моральных поучений и увещеваний) интеллектуально-духовное влияние. Таким образом, у детей нравственное и духовное здоровье личности выступает конечным продуктом иерархически построенного трехуровневого педагогического влияния и формируется в основном посредством игры и подражания.
Другое дело - молодежь старшего школьного и студенческого возраста. У представителей этой возрастной категории доминирующими предметными уровнями педагогического воздействия оказываются психофизический и биосоматический. Интеллектуально-духовные знания и ценности усваиваются ими лишь в том случае, если эти знания и ценности интериоризируются, то есть находят свое психофизическое и биосоматическое воплощение посредством активного включения в какой-то
54
Массовая физическая культура и оздоровление населения
род занятий, например, занятий физической культурой или спортом. Здесь физкультура и спорт выступают благодатной активной средой интериоризации знаний и ценностей, полезных, в первую очередь, для самой этой среды. Все лишнее, как правило, отсекается и не воспринимается, по крайней мере, не становится жизненной установкой, убеждением. Самым главным для молодежи в плане установки на достижение результата выступает система навыков и умений плюс самые необходимые знания. Поэтому для данной категории лиц характерно четкое деление на две группы: у спортсменов в основном двигательное действие преобладает над его осознанием, у физкультурников - все наоборот, осознание пользы от осуществляемой телесной деятельности стабилизирует и развивает двигательную активность.
Наконец, у категории зрелых и пожилых людей динамика комплексного личностного развития четко направлена «сверху вниз», т.е. от интеллектуально-духовного уровня через психофизический к биосоматическому. Здесь образ жизни определяется в большей степени мировоззренческими установками, если только позволяют двигательные и психические потенции, способности, а также социально-экономические условия и возможности. Для данной социальной категории физкультура и спорт выступают средством поддержания указанных потенций, способностей, а физическая культура еще и способом частичной нивелировки, обхода, нейтрализации, скажем так, социально-экономической недостаточности.
Итак, мы видим, что проблема формирования нравственного и духовного здоровья личности средствами физической культуры - сложносоставная, предполагающая использование трех основных педагогических стратегий или технологий. Основанием деления в данном случае выступает возрастной коридор. Первая педагогическая стратегия рассчитана на детей и подростков до 14-15 лет, вторая - на ювенилов и молодежь от 15 до 45 лет, третья - на зрелых и пожилых людей с 45 до 65 лет. Данная градация базируется на учете следующих полученных в ходе клинических исследований и спортивнообразовательной практики когнитивных и гомеостатических показателей:
- пубертатный период у юношей и девушек в общем и целом заканчивается в возрасте 14-15 лет (в пределе до 19 лет), однако скоростные и скоростно-силовые нагрузки средней и высокой интенсивности на постоянной основе в тренировочном процессе становятся возможными уже в 15-16-летнем возрасте;
- период активного накопления и переработки информации фиксируется в среднем до 45-летнего возраста, в то время как пиком двигательной активности выступает возрастной коридор от 16 до 20 лет (в пределе до 25 лет). Возрастным порогом общего снижения когнитивных способностей; процессов адаптации, направленных на восстановление организма, перенесшего стрессовые психофизические нагрузки; а также увеличения степени проявления различных заболеваний признается период от 30 до 45 лет;
- на фоне прогрессирующего ухудшения когнитивных и двигательных возможностей (в сравнении с двумя предыдущими периодами), а также снижения
уровня адаптации организма к переносимым нагрузкам и меняющимся условиям жизни наблюдается предрасположенность к стабилизации, обобщению и систематизации ранее полученного опыта, потребность в передаче и тиражировании своих знаний и умений. Данный период, по результатам прогрессивных педагогических методик, в определенных случаях можно продлить.
В первом приближении на формирование указанных стратегически важных педагогических технологий определяющее влияние оказывают показания и противопоказания медицинского, физиологического, социологического и психологического характера.
Но прежде, чем предпринимать какие-либо шаги в направлении изучения влияния показаний и противопоказаний, очевидно, следует предварительно разобраться с проблемой идеологической апологии спорта. Современный спорт представляет собой крупнейшую идеологему (а заодно, и мифогему), смысл которой можно передать известными патетическими лозунгами «О, спорт, ты - мир!», «О, спорт, ты - жизнь!» В более спокойной интерпретации спорт как антипод противопоставляется войне и рассматривается в качестве сферы деятельности и отношений, исключающей вредные привычки, сохраняющей, даже восстанавливающей и формирующей здоровье.
На самом деле, как доказывают многочисленные отечественные и зарубежные исследования, и первое, и второе в корне неверно.
Хотя политика не является непосредственным объектом нашего анализа, нельзя просто проигнорировать проблему соотношения спорта и политики (в частности, политики военными средствами). Нельзя так поступить, понимая сложность и неоднозначность роли пропаганды спорта в контексте развития темы «война и мир» при формировании духовно-нравственного здоровья, а лучше будет сказать, настроя народа, нации. Поэтому научный подход указывает на необходимость анализа различных экономических, социальных, политических моделей (схем) развития современного спорта с выяснением и доказательством духовно-нравственного влияния каждой модели (схемы) в отдельности. Что не исключает, а предполагает изучение общей направленности развития, динамики изменения духовно-нравственных характеристик всего модельного ряда, причем с учетом российских национальных особенностей всех трех исследуемых возрастных категорий населения страны.
В отличие от политики здоровье выступает менее опосредованным объектом нашего анализа, но все-таки опосредованным, учитывая, что нас интересуют аспекты духовно-нравственного здоровья, да еще средствами физической и спортивной культуры. Однако здоровье и духовно-нравственное здоровье суть вещи взаимосвязанные, поэтому, рассматривая спорт в этой связи, следует отметить следующее: спорт не только не является гарантом здоровья, но даже наоборот: с определенного момента выступает видом деятельности, активно разрушающим здоровье личности. Причем в спорте высших достижений речь идет о комплексном (биосоматическом, психофизическом и интеллектуально-духовном) разрушении. Следуя указанно логике, нужно выделять два аспекта анализа.
Массовая физическая культура и оздоровление населения
55
Во-первых, необходимо детально исследовать что, когда и почему начинает разрушаться применительно к различным видам спорта с точки зрения физиологии, спортивной медицины, психологии и социологии. Ответив на данный вопрос, мы сумеем дать гораздо более обоснованный ответ и на счет духовно-нравственных последствий занятий спортом. Очевидно, в этом случае ответ применительно к различным видам или относительно различных видов спорта также будет различным.
Во-вторых, особенно тщательному исследованию, кроме явных разрушительных факторов, должны подлежать факторы неявные, но не менее разрушительные. Речь идет о проявлении, обострении и рецидиве в ходе интенсивных занятий спортом целого ряда наследственных или приобретенных патологий, существующих до этого в скрытой, латентной, вялотекущей форме. Совершенно очевидно, что, заполучив благодаря спорту острые клинические формы физического или психического заболевания, человек в большинстве случаев изменит свои духовно-нравственные представления и оценки. И далеко не просто ответить на вопрос о том, как, в каком направлении и в какой степени из-за этого изменится его личность (поведение, поступки).
С физической культурой по признаку соотношения позитивных и негативных последствий дело обстоит значительно более благополучно. Однако регулярные занятия физической культурой (пусть не в такой острой, интенсивной форме, как в спорте) также способствуют проявлению и развитию ряда отмеченных выше негативных факторов как для здоровья личности вообще, так и для ее духовно-нравственного здоровья, в частности.
Поэтому занятия физической культурой, особенно если мы будем говорить о системности этих занятий, как и занятия спортом, требуют тщательного изучения с целью выявления их комплексных последствий и постановки задач комплексного научного сопровождения.
Такая постановка вопроса сталкивает нас «лицом к лицу» с проблемой чрезвычайного разнообразия различных дисциплинарных, не связанных между собой эмпирических и теоретических исследований в области здоровья, физического воспитания, спорта, которые в силу их описательности, обобщающего, индуктивного характера системно оформить совершенно невозможно. По крайней мере невозможно традиционным для спортивной науки путем разработать описательные теории. Здесь требуется принципиально иной подход, который продемонстрировали астрономия, физика, химия, биология, хотя и каждая в свое время. Имеется в виду отчасти разработанный, отчасти использованный ими научнотеоретический гипотетико-дедуктивный метод.
Гипотетико-дедуктивная теория отличается от описательной тем, что ей не требуется обобщать безграничное обилие вероятностных материалов и фактов. Создавая систему идеальных (идеализированных) объектов, гипотетико-дедуктивная теория дедуцирует, выводит свои основные положения как бы сверху, априорно, доводя их до все большей степени конкретности и практической, апостериорной заземленности. Таким образом, создается матрица (шаблон), наложение которой на предмет исследования позволяет изучать его системно и достоверно.
Ш
Именно такая, и только такая, гипотетико-дедуктивная теория (теории) физической культуры и спорта может гарантированно дать системное научное сопровождение и обоснование физкультурно-спортивной деятельности. Поэтому основная задача на текущий момент - не заниматься словоблудием, не тонуть в эмпирических фактах и теоретических обобщениях, а создать гипотетико-дедуктивную теорию физической культуры и спорта.
Как, в самых общих чертах, это представляется возможным сделать?
«Человек вообще» как идеальный объект есть существо организованное, как уже отмечалось, на биологическом (физиологическом, гомеостатическом) и социальном (интеллектуально-духовном) уровнях. Психика человека выступает как бы промежуточным звеном, связывающим моторно-двигательную и рационально-логическую формы деятельности и коммуникации. Вследствие своего промежуточного положения психика человека имеет пласт бессознательного и пласт сознания, порождая образно-ассоциативную, знаково-символическую форму (формы) коммуникации и сопровождения деятельности.
Отражением указанной трехуровневой организации человека выступают три философских и научных понятия: индивид, личность, индивидуальность. Индивид -это человек как отдельный биологический экземпляр в отличие от особи - отдельного представителя животного царства. Личность - это социально типичный человек. Индивидуальность - есть неповторимое сочетание биологического и социального в конкретном человеке. С определенной натяжкой можно сказать, что индивид -предмет физиологии, а личность - предмет совокупно и социологии, и психологии.
Индивидуальность, как правило, ускользает из области любого научного анализа, построенного на выявлении законов и закономерностей, то есть общих и частных, существенных, необходимых, повторяющихся, а следовательно, типичных связей и отношений. Еще И. Кант в «Критике чистого разума» и других работах указывал на то, что человек и Бог в глобальном смысле выступают объектами, недоступными человеческому познанию. Он также указывал на то, что ответы на синтетические вопросы доступны лишь религии, религиозной вере. В этом с ним солидарна почти вся нетрадиционная философия и западная социология XIX - XX веков. В данном контексте не является исключением и основатель современного олимпизма, а по сути, и философии спорта Пьер де Кубертен, ратовавший за создание новой, гуманной религии человечества.
Таким образом, призывы научно, рациональнологически учитывать индивидуальность, с точки зрения строгой науки и философии, несостоятельны и обречены на неудачу. Наука - зона типичного. Максимум, что она в состоянии сделать, так это, пользуясь современными информатизационными технологиями и жонглируя математическими вероятностями, попытаться разработать сложную комплексную программу вычисления параметров типичного механизма влияния (в том числе средствами физической культуры и спорта) на типичный процесс созревания (социализации) типичной личности. Да и то только в пределе, на грани системных научных усилий.
56
Массовая физическая культура и оздоровление населения
С учетом уровней организации личности и перечня изучающих эти уровни дисциплин в нашем случае виртуальный модельный ряд можно создать силами физиологии, медицины, психологии, социологии и педагогики применительно к физкультурно-спортивной сфере деятельности и отношений, где показания и противопоказания всех указанных дисциплин стыкуются и могут быть систематизированы.
Очевидно, пошагово выделяя идеальные объекты в каждой из этих наук, можно продолжать дедуцировать понятия, отражающие основные характеристики и принципы существования, так сказать, «дисциплинарных» идеальных объектов. Тем самым, в конце концов, можно
подготовить почву для практически ориентированного виртуального типового ролевого моделирования и проектирования. Повторимся, что информатизационная технология является пределом возможного системнонаучного прогноза, мечтой грамотной организации механизма управления физкультурно-спортивным образовательным процессом.
Что касается индивидуальной практики формирования духовного и нравственного здоровья личности, то здесь можно рекомендовать вновь вернуться к переводу сатир Ювенала: «Надо молить, чтобы ум был здравым в теле здоровом...». Ключевыми здесь, к сожалению, выступают слова «надо» и «молить».
Литература
1. Моченов В.П. Современный спорт как объект философской рефлексии // Философские и социологические проблемы физической культуры и спорта: научно-методические материалы и доклады «Круглого стола» с международным участием 20 марта 2012 года / ФГБОУ ВПО РГУФКСМиТ (Россия, Москва). - М.: Физическая культура, 2012. - С. 34.
2. Щедрина А.Г. Философско-методологические аспекты науки о здоровье и физического воспитании человека // Философские и социологические проблемы физической культуры и спорта: научно-методические материалы и доклады «Круглого стола» с международным участием 20 марта 2012 года / ФГБОУ ВПО РГУФКСМиТ (Россия, Москва). - М.: Физическая культура, 2012. - С. 66.
References
1. Mochenov V.P. Modern sport as object fir philosophy reflexia // Filosofskie i sociologicheskie problemy fizicheskoi kultury i sporta: nauchno-metodicheskie materialy i doklady kruglogo stola s mezhdunarodnym uchastien 20 Mar 2012 / RGUFK (Moscwa). - M.: Fizicheskaya kultura, 2012. -P. 34.
2. Schedrina A.G. Philosophic and methodic aspects of health science and physical education of human // Filosof-skie i sociologicheskie problemy fizicheskoi kultury i sporta: nauchno-metodicheskie materialy i doklady kruglogo stola s mezhdunarodnym uchastien 20 Mar 2012 / RGUFK (Moscwa). - M.: Fizicheskaya kultura, 2012. - P. 66.