Научная статья на тему 'Формирование нравственно-патриотических чувств у дошкольников через проектную деятельность, знакомство с неофициальным символом России – березой'

Формирование нравственно-патриотических чувств у дошкольников через проектную деятельность, знакомство с неофициальным символом России – березой Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
876
156
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Выскорко А. А.

Целью статьи является опыт реализации проекта «Березка – символ России» в образовательном пространстве ДОУ. В ходе реализации проекта воспитанники знакомятся с неофициальным символом России – березой; появляется возможность почувствовать глубину и красоту русских обрядов, связанных с русской березой. Воспитывается экологически правильное поведение, бережное отношение к родной природе. Устанавливается причинно-следственную связь между свойствами березы и способом ее использования. Итогом реализации проекта является создание мини-музея «Березка – русская душа».

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Формирование нравственно-патриотических чувств у дошкольников через проектную деятельность, знакомство с неофициальным символом России – березой»

Формирование нравственно-патриотических чувств у дошкольников через проектную деятельность, знакомство с неофициальным символом России - березой

Выскорко А. А.,

воспитатель ФГБДОУЦРР «Детский сад № 477», г. Новосибирск, Россия

Аннотация. Целью статьи является опыт реализации проекта «Березка - символ России» в образовательном пространстве ДОУ. В ходе реализации проекта воспитанники знакомятся с неофициальным символом России - березой; появляется возможность почувствовать глубину и красоту русских обрядов, связанных с русской березой. Воспитывается экологически правильное поведение, бережное отношение к родной природе. Устанавливается причинно-следственную связь между свойствами березы и способом ее использования. Итогом реализации проекта является создание мини-музея «Березка - русская душа»

Бе

лоство льная березк а -

Си мвол Родин ы

моей.

Не

ту

деревц а

другог о

Се рдцу русско му

милей.

Н.

Мерку шова

Проблема патриотического воспитания подрастающего поколения сегодня является, одной из актуальных тем воспитательной работы, которое включает в себя развитие у ребенка чувства ответственности перед обществом, чувство привязанности к семье, дому, Родине, родной природе, почитание предков, уважение к старшим, толерантное отношение к другим людям. Отсюда следует, что приобщение детей к народной культуре является средством формирования у них патриотических чувств и развития духовности - нравственности, началом формирования личности. Особенно актуально решение этой проблемы применительно к детям в дошкольном возрасте, т.к. в этот

период личность ребенка находится в стадии своего становления, усвоения правил и норм поведения в семье и обществе.

Идея патриотического воспитания, приобретая все большее общественное значение, становится задачей государственной важности. Принципы государственной политики в области образования, провозгласившие приоритет общечеловеческих ценностей, воспитание гражданственности, любви к Родине, семье, определены государственной программой «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2011 -2015 годы», которая «является продолжением государственных программ «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2001-2005 и 2006-2010 годы», сохраняет непрерывность процесса, дальнейшему формированию патриотического сознания российских граждан как одного из факторов единения нации» .

В ФГОС обозначено, что основным принципом дошкольного образования является приобщение детей к социокультурным нормам, традициям семьи, общества и государства. Научные исследования О.И. Жуковской, А.А. Люблинской, Т.А. Марковой, Р.С. Буре, М.Д. Маханевой в области педагогики и психологии подтвердили, что дошкольникам, особенно старшим, доступно чувство любви к родному городу, краю.

Важнейшим средством на пути формирования гражданского самосознания и патриотически-ориентированной личности может стать, на наш взгляд, изучение государственной символики. Государственный Флаг, как и Герб - символ достоинства нации. Они имеют интересную богатую историю, неразрывно связанную с историей государства. Воздействие символа на эмоциональную способность восприятия известно давно. Символы вызывают яркие чувственные ассоциации, образы, которые постепенно складываются в определенные понятия, представления.

Символы России ... Что это такое? Пожалуй, не найдется в стране человека, который бы совсем не ответил на этот вопрос. Однако ответы будут разные. Кто-то вспомнит русскую березу, медведей, матрешек, кому-то в голову придет Московский Кремль и храм Христа Спасителя. Вспомнившие о русском воинстве назовут «Прощание славянки» или Георгиевский крест, каждый, по-своему, будет прав, ведь речь идет о так называемых неофициальных символах России.

Неофициальные символы не в меньшей, а зачастую и в большей степени, нежели официальные, формируют представление о государстве.

Инновационная направленность проекта состоит в изменении подходов к содержанию, формам и способам организации образовательного процесса.

Проектно-исследовательская деятельность связана с развивающим, личностно-ориентированным обучением. Проект позволяют интегрировать сведения из разных областей знаний для решения одной проблемы и применять их на практике.

Новизна проекта. Мини - музей - это результат совместной работы педагога, воспитанников и их семей. Создание мини-музея позволило использовать дополнительные ресурсы, новые методы для всестороннего развития дошкольников, является источником расширения кругозора об окружающем мире, служит делу патриотического воспитания.

Актуальность: Однажды когда мы с ребятами рассматривали деревья на участке нашего детского сада, один ребенок спросил меня:«А почему около нашего детского сада так много берез?» Я ответила, что берез много не только около нашего сада, но и во всей России. Береза - это неофициальный символ России. Мой ответ еще больше удивил ребенка, и тогда я предложила детям заняться исследовательской работой. Узнать, почему береза является символом России и за что любит русский народ березку?

Учитывая интерес детей и важность задачи патриотического воспитания, я разработала проект: «Береза - русская душа».

Цель проекта: Формировать представление о культурных ценностях нашей страны, посредством знакомства с неофициальными символом России - березой.

Задачи: 1. познакомить детей с березой как символом России; 2. формировать представления о жизни растения, о его развитии; 3. расширять знания детей о березе, ее использовании в хозяйственных целях, в медицине, в быту; 4. учить отражать знания и впечатления в художественной, продуктивной и игровой деятельности; 5. формирование знаний у дошкольников о значении берестяных изделий в жизни русского народа в прошлом и современном быту; 6. воспитывать любовь и бережное отношение к родной природе. Подготовительный этап проекта:

• Составление паспорта проекта

• Встреча с родителями формирование творческой группы, распределение обязанностей

• Подбор детской художественной литературы для чтения, заучивания наизусть

• Подбор музыкального материала для ознакомления и разучивания.

• Работа с методическим материалом, литературой по данной теме.

• Подбор дидактических игр

• Подготовка папки-передвижки о лечебных свойствах березы «Целебное лукошко».

• Разработка плана непосредственно-образовательной деятельности

Организационные формы работы над проектом «Русская береза - символ России»

Формы работы Методы работы Сроки

Непосредственная образовательная деятельность 1. Рассказ воспитателя о березе - как символе России, знакомство с народными приметами, пословицами, поговорками. 2. Рисование акварелью «Золотая березка». 4. Чтение «Березовый лес» И.Бунин. 5. Беседа по картине «Березовая роща» А.И.Куинджи. 6. Рассказ воспитателя «Целебное дерево береза». 7. Заучивание наизусть стихотворения С.Есенина «Белая береза». 8. Творческое рассказывание «Березка и ее друзья». 9. Рисование по стихотворению «Белая береза» С. Есенина.

Совместная деятельность воспитателя и детей 1.Изготовление плакатов «Сохраним русскую березку». 2. Изготовление поделок из листьев березы и природного материала 3. Составление панно с различными узорами из листьев березы и природного материала. 4. Изготовление гербария. 5. Зарисовка березы, листьев березы, веток березы с сережками 6. Изготовление поделок из бересты 7. Создание панно «Береза» (соленое тесто)

Опыты: 1.«Клейкие листочки» 2.«Этот удивительный запах» 3. Сбор березового сока 4. Рассматривание бересты под лупой. 5.Наблюдение за почками.

Игровая деятельность: Упражнения с березовыми чурочками. Словесные игры «Составь предложение со словом«береза», «Подбери родное слово» (подбор однокоренных слов), «Бусы для березки», «Что сделано

из березы». Дидактические игры «Найди лишний предмет», «Подбери пару», «С какого дерева лист», «Наша береза умеет» Подвижные игры: «Беги к березе», «Венок из березы», «Кто быстрее соберет березовые почки»

Экскурсии 1. Наблюдение за березой. 2. Сбор листьев для гербария. 3.Наблюдение за зимней березкой. 4.Экскурсия в городской музей бересты. 5. Посещение творческой мастерской «Перспектива» В течение года

Викторина «Русская березка» • использование малых фольклорных форм познавательные игры февраль

Праздник «Святая Троица» • хороводы • использование малых фольклорных форм • подвижные игры, чтение стихов • игра-драматизация июнь

Труд на земле • Посадка саженцев березы. • Уборка листьев на участке ДОУ. Сбор листьев для гербария октябрь

Взаимодействие с родителями • Папка-передвижка «Все о русской березе». • Родительское собрание. • Прогулки с детьми в природу. • Сбор материала для мини-музея «Русская березка - символ России». • «Домашний доктор» составление картотеки о лекарственных свойствах березы. • Изготовление книжек - малышек «Березка -русская душа» • Подготовка праздника «Святая Троица». • Пополнение мини- музея экспонатами из бересты. • Изготовление русских костюмов для развлечения «Люблю березку русскую».

Открытие мини-музея «Русская березка - символ России»

Мы очень надеемся, что работа по реализации проекта поможет детям испытать любовь к родной стране гордость и уважения за свою нацию русскую культуру, традиции, научит любоваться природой, бережно относиться к ней.

Где бы ни росла, береза - всюду она приносит людям радость и свет. Береза символ России нашей Родины. И быть ей на наших просторах вечно, потому что вечен наш народ, и вечна наша родная земля.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.