Научная статья на тему 'Формирование нравственно-патриотических чувств у дошкольников через проектную деятельность, знакомство с русским народным промыслом - «Гжель»'

Формирование нравственно-патриотических чувств у дошкольников через проектную деятельность, знакомство с русским народным промыслом - «Гжель» Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
1719
171
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПАТРИОТИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ / НАРОДНЫЕ ПРОМЫСЛЫ РОССИИ / ГЖЕЛЬ / МУЗЕЙ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Волкова Елена Викторовна

Целью статьи является опыт реализации проекта «Жемчужина России Гжель» в образовательном пространстве ДОУ. В ходе реализации проекта воспитанники знакомятся русским народным промыслом «Гжель», формируются чувства национального достоинства, пробуждается интерес к истории и культуре своей Родины, любви к родному краю. Итогом реализации проекта является создание мини-музея «Сказочная Гжель» Основанное на глубоких художественных традициях, народное искусство входит в жизнь и культуру нашего народа, благотворно влияет на формирование человека будущего. Художественные произведения, созданные народными мастерами, всегда отражают любовь к родному краю, умение видеть и понимать окружающий мир. Народное декоративноприкладное искусство одно из средств эстетического воспитания помогает формировать художественный вкус, учит детей видеть и понимать прекрасное в окружающей нас жизни и в искусстве. Народное искусство является национальным по содержанию, поэтому способно активно воздействовать на духовное развитие человека, на формирование патриотических чувств у ребёнка. Всё чаще произведения декоративно-прикладного искусства проникают в быт людей, создавая эстетически полноценную среду, определяющую творческий потенциал личности. Приобщение дошкольников к народному искусству осуществляется посредством создания красивого интерьера детского сада, групповой комнаты, в оформление которых включают произведения народного творчества. В нашем ДОУ успешно ведется работа по ознакомлению детей с образцами народного творчества, открыты мини-музеи Бересты, Хохломы и Гжели. Актуальность: Сейчас в программах по обучению дошкольников все меньше и меньше времени уделяется знакомству с народным творчеством, с истоками родной культуры, ее богатством, подлинной красотой. Проектная деятельность активизирует детей к изучению и выявлению особенностей культурного наследия своего народа, знакомит с разнообразием форм и методов работы народных, гжельских мастеров. Таким образом, тема декоративно-прикладное искусство в детском саду очень интересна и многогранна. Она помогает развивать не только творческую личность, но и любовь к родному дому, к своей стране. Цель проекта: Развитие художественно-творческих способностей детей в процессе ознакомления с народно-прикладным искусством Задачи: • Пробудить интерес к истории и культуре России. • Способствовать развитию познавательной активности, любознательности. • Знакомить детей с народными традициями и включать их в детскую жизнь, т. к. в них отражена глубокая мудрость и творческий потенциал русского народа. • Составить систему педагогических воздействий, направленных на формирование у дошкольников национального достоинства. • Активизировать педагогический потенциал семьи в вопросах возрождения и творческого развития лучших традиций русской национальной культуры. • Развивать творческие способности у детей в процессе реализации проекта. Подготовительный этап проекта: • Составление паспорта проекта. • Встреча с родителями формирование творческой группы, распределение обязанностей. • Беседы с детьми о народных промыслах. • Чтение литературы о мастерах гжельской росписи. • Просмотр видеофильмов. • Подбор детской художественной литературы для чтения, заучивания наизусть. • Работа с методическим материалом, литературой по данной теме. • Разработка плана непосредственно-образовательной деятельности. Организационные формы работы над проектом «Жемчужина России Гжель» Формы работы Методы работы Сроки Непосредственная образовательная деятельность 1. Рассказ воспитателя об истории возникновения гжельской посуды. 2. Экскурсия в музей гжельской росписи. 3. Художественное творчество (рисование) роспись посуды по мотивам гжельской росписи. 4. Художественное творчество (лепка из глины) гжельской посуды. 5. Коллективная аппликация «Кони не простые, кони расписные». 6. Заучивание наизусть стихотворения П.Синявского «Гжель». 7. Творческая встреча с мастерами керамического цеха «Корн». 8. Мастер-класс «Сказочная Гжель» в технике «Декупаж». 9. Чтение рассказов, сказок «Небесная лазурь Гжели», М. Боброва, «Небесная Гжель», И. А. Лыкова 10. Чтение стихов «Сине-белая посуда», С. Вахрушева «Взял мастер в руки кисть», Н. Савченко, «Гжель», С. Ледкова, «Незатейливый узор», Н. Радченко Совместная деятельность воспитателя и детей 1. Просмотр художественных альбомов «Небесная гжель», И. А. Лыкова, «Гжель», С. Вохринцева «Гжель», А. Н Дорофеева 2. Просмотр презентаций «Русские народные промыслы «Гжель», «Изделия гжельских мастеров», «Чудо на фарфоре», «Этапы гжельской росписи». 3. Разгадывание загадок о гжели 4. Лепка петушка из соленого теста 5. Заучивание частушек о гжели 6. Аппликация «Рыбка, расписанная гжельским узором» 7. Папье-маше «Блюдце» 8. Заучивание пословиц и поговорок о труде 9. Аппликация из ниток «Чашка с блюдцем «Гжель» Игровая деятельность: • Дидактические игры: «Угадай вид росписи», «Разрезные картинки», «Назови виды живописи», «Найди пару» Русская народная игра "Гончары" Настольные игры: пазлы «Гжель», лото «Гжельские узоры», домино «Гжельская роспись». Экскурсии 1. Экскурсия в Новосибирский Государственный Краеведческий музей. 2. Экскурсия в Новосибирский Государственный Художественный музей. 3.Посещение Ярмарки ремёсел. 4. Посещение творческой мастерской «Корн» В течение года Викторина «Народные промыслы»: • использование малых фольклорных форм познавательные игры январь Праздник «Волшебная гжель» Фестиваль «Народные мотивы» • хороводы • использование малых фольклорных форм • подвижные игры, чтение стихов • игра-драматизация апрель Взаимодействие с родителями Работа с родителями по проекту: 1. Родительское собрание «Важность ознакомления детей с истоками русской народной культуры и видами прикладного искусства» 2. Помощь в оформлении изобразительного уголка (нетрадиционные пособия, альбомы) 3. Памятки для родителей «Нетрадиционные техники рисования» 4. Приобретение экспонатов для мини-музея «Сказочная Гжель» 5. Изготовление альбомов «Народные промыслы» 6. Подготовка праздника «Волшебная гжель» 7. Изготовление костюмов (с гжельским рисунком) Открытие мини-музея «Сказочная Гжель» Данный проект дает возможность сделать процесс приобщения детей к миру искусства более ярким, увлекательным, значимым. Для воспитателей проект является стимулом для повышения креативности, стремлению к саморазвитию, а для родителей проект дает возможность проявить себя вместе с детьми в различных конкурсах, выставках. В результате участия детей и родителей в семейных творческих конкурсах, семья сплачивается, а ребёнок почти постоянно находится в зоне ближайшего развития: то, что он сегодня сделал с помощью взрослого, это он послезавтра сделает сам. Получая, таким образом, мощный толчок развития.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Формирование нравственно-патриотических чувств у дошкольников через проектную деятельность, знакомство с русским народным промыслом - «Гжель»»

Формирование нравственно-патриотических чувств у дошкольников через проектную деятельность, знакомство с русским народным промыслом - «Гжель»

Волкова Елена Викторовна

ФГБДОУ ЦРР - детский сад № 477, г. Новосибирск

Ключевые слова:

патриотическое воспитание, народные промыслы России, Гжель, музей

Аннотация: целью статьи является опыт реализации проекта «Жемчужина России - Гжель» в образовательном пространстве ДОУ. В ходе реализации проекта воспитанники знакомятся русским народным промыслом - «Гжель», формируются чувства национального достоинства, пробуждается интерес к истории и культуре своей Родины, любви к родному краю. Итогом реализации проекта является создание мини-музея «Сказочная Гжель»

Основанное на глубоких художественных традициях, народное искусство входит в жизнь и культуру нашего народа, благотворно влияет на формирование человека будущего. Художественные произведения, созданные народными мастерами, всегда отражают любовь к родному краю, умение видеть и понимать окружающий мир. Народное декоративно-прикладное искусство - одно из средств эстетического воспитания - помогает формировать художественный вкус, учит детей видеть и понимать прекрасное в окружающей нас жизни и в искусстве. Народное искусство является национальным по содержанию, поэтому способно активно воздействовать на духовное развитие человека, на формирование патриотических чувств у ребёнка. Всё чаще произведения декоративно-прикладного искусства проникают в быт людей, создавая эстетически полноценную среду, определяющую творческий потенциал личности. Приобщение дошкольников к народному искусству осуществляется посредством создания красивого интерьера детского сада, групповой комнаты, в оформление которых включают произведения народного творчества. В нашем ДОУ успешно ведется работа по ознакомлению детей с образцами народного творчества, открыты мини-музеи Бересты, Хохломы и Гжели.

Актуальность: Сейчас в программах по обучению дошкольников все меньше и меньше времени уделяется знакомству с народным творчеством, с истоками родной культуры, ее богатством, подлинной красотой. Проектная деятельность активизирует детей к изучению и выявлению особенностей культурного наследия своего народа, знакомит с разнообразием форм и методов работы народных, гжельских мастеров.

Таким образом, тема декоративно-прикладное искусство в детском саду очень интересна и многогранна. Она помогает развивать не только творческую личность, но и любовь к родному дому, к своей стране.

Цель проекта: Развитие художественно-творческих способностей детей в процессе ознакомления с народно-прикладным искусством

Задачи:

• Пробудить интерес к истории и культуре России.

• Способствовать развитию познавательной активности, любознательности.

• Знакомить детей с народными традициями и включать их в детскую жизнь, т. к. в них отражена глубокая мудрость и творческий потенциал русского народа.

• Составить систему педагогических воздействий, направленных на формирование у дошкольников национального достоинства.

• Активизировать педагогический потенциал семьи в вопросах возрождения и творческого развития лучших традиций русской национальной культуры.

• Развивать творческие способности у детей в процессе реализации проекта. Подготовительный этап проекта:

• Составление паспорта проекта.

• Встреча с родителями формирование творческой группы, распределение обязанностей.

• Беседы с детьми о народных промыслах.

• Чтение литературы о мастерах гжельской росписи.

• Просмотр видеофильмов.

• Подбор детской художественной литературы для чтения, заучивания наизусть.

• Работа с методическим материалом, литературой по данной теме.

• Разработка плана непосредственно-образовательной деятельности. Организационные формы работы над проектом «Жемчужина России - Гжель»

Формы работы - Методы работы - Сроки - Непосредственная образовательная деятельность

1. Рассказ воспитателя об истории возникновения гжельской посуды.

2. Экскурсия в музей гжельской росписи.

3. Художественное творчество (рисование) роспись посуды по мотивам гжельской росписи.

4. Художественное творчество (лепка из глины) гжельской посуды.

5. Коллективная аппликация «Кони не простые, кони расписные».

6. Заучивание наизусть стихотворения П.Синявского «Гжель».

7. Творческая встреча с мастерами керамического цеха «Корн».

8. Мастер-класс «Сказочная Гжель» в технике «Декупаж».

9. Чтение рассказов, сказок «Небесная лазурь Гжели», М. Боброва, «Небесная Гжель», И. А. Лыкова

10. Чтение стихов «Сине-белая посуда», С. Вахрушева «Взял мастер в руки кисть», Н. Савченко, «Гжель», С. Ледкова, «Незатейливый узор», Н. Радченко Совместная деятельность воспитателя и детей

1. Просмотр художественных альбомов «Небесная гжель», И. А. Лыкова, «Гжель», С. Вохринцева «Гжель», А. Н Дорофеева

2. Просмотр презентаций «Русские народные промыслы «Гжель», «Изделия гжельских мастеров», «Чудо на фарфоре», «Этапы гжельской росписи».

3. Разгадывание загадок о гжели

4. Лепка петушка из соленого теста

5. Заучивание частушек о гжели

6. Аппликация «Рыбка, расписанная гжельским узором»

7. Папье-маше «Блюдце»

8. Заучивание пословиц и поговорок о труде

9. Аппликация из ниток «Чашка с блюдцем «Гжель» Игровая деятельность:

• Дидактические игры: «Угадай вид росписи», «Разрезные картинки», «Назови виды живописи», «Найди пару»

Русская народная игра "Гончары"

Настольные игры: пазлы «Гжель», лото «Гжельские узоры», домино «Гжельская роспись». Экскурсии

1. Экскурсия в Новосибирский Государственный Краеведческий музей.

2. Экскурсия в Новосибирский Государственный Художественный музей.

3.Посещение Ярмарки ремёсел.

4. Посещение творческой мастерской «Корн» В течение года Викторина «Народные промыслы»:

• использование малых фольклорных форм познавательные игры январь Праздник «Волшебная гжель» Фестиваль «Народные мотивы»

• хороводы

• использование малых фольклорных форм

• подвижные игры, чтение стихов

• игра-драматизация апрель Взаимодействие с родителями Работа с родителями по проекту:

1. Родительское собрание «Важность ознакомления детей с истоками русской народной культуры и видами прикладного искусства»

2. Помощь в оформлении изобразительного уголка (нетрадиционные пособия, альбомы)

3. Памятки для родителей «Нетрадиционные техники рисования»

4. Приобретение экспонатов для мини-музея «Сказочная Гжель»

5. Изготовление альбомов «Народные промыслы»

6. Подготовка праздника «Волшебная гжель»

7. Изготовление костюмов (с гжельским рисунком) Открытие мини-музея «Сказочная Гжель»

Данный проект дает возможность сделать процесс приобщения детей к миру искусства более ярким, увлекательным, значимым. Для воспитателей проект является стимулом для повышения креативности, стремлению к саморазвитию, а для родителей проект дает возможность проявить себя вместе с детьми в различных конкурсах, выставках. В результате участия детей и родителей в семейных творческих конкурсах, семья сплачивается, а ребёнок почти постоянно находится в зоне ближайшего развития: то, что он сегодня сделал с помощью взрослого, это он послезавтра сделает сам. Получая, таким образом, мощный толчок развития.

Список литературы:

1. Комарова Т.С. Художественное творчество. Система работы в подготовительной к школе группы детского сада. Методическое пособие. -- М.: Мозаика-Синтез, 2012.

2. Маткова А. Проект мини-музея "Чудесная гжель" - 2016. www.maam.ru

3. Карпова Л. "Незабудковая Гжель" - 2015 www.maam.ru

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.