Научная статья на тему 'Формирование новых принципов социальной деятельности в условиях перехода к рыночной экономике России в 90-е годы ХХ века'

Формирование новых принципов социальной деятельности в условиях перехода к рыночной экономике России в 90-е годы ХХ века Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
517
65
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СИСТЕМА СОЦИАЛЬНОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ / ПРИНЦИПЫ СОЦИАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ / СОЦИАЛЬНАЯ ПОЛИТИКА / РЫНОЧНАЯ ЭКОНОМИКА / СОЦИАЛЬНАЯ ПОДДЕРЖКА / SOCIAL WELFARE SYSTEM / GUIDELINES FOR SOCIAL WORK / SOCIAL WELFARE POLICY / MARKET ECONOMY / SOCIAL ASSISTANCE

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Радонова Анна Владимировна

В статье содержится анализ содержания основных принципов социальной деятельности Российской Федерации в условиях перехода к рыночной экономике. Даётся характеристика пенсионного страхования, как одного из основополагающих государственных институтов по социальной поддержке населения. Кроме того, в статье содержится анализ основных форм социального обеспечения населения России, таких как: пенсии, пособия, компенсационные выплаты и социальные услуги. Кроме этого характеризуется деятельность государственных (бюджетных и внебюджетных) фондов, финансирующих систему социального обеспечения в стране.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

SHAPING NEW GUIDELINES FOR SOCIAL WORK IN THE PERIOD OF RUSSIA TRANSITION TO MARKET ECONOMY IN THE 1990-ies

The paper presents a survey of guidelines for social work in the Russian Federation in the period of transition to market economy. The survey defined specifics of retirement insurance being one of the basic public institutions aimed at social assistance to the population. In addition, the paper provided a review of general formats of social welfare services for the Russian population, namely pensions, benefits, compensatory payments and social assistance. Moreover, the study described operation of public funds (both budget-funded and off-budget ones) that allocate funds for the system of social welfare services around the country.

Текст научной работы на тему «Формирование новых принципов социальной деятельности в условиях перехода к рыночной экономике России в 90-е годы ХХ века»

УДК 32

Радонова Анна Владимировна,

кандидат исторических наук, доцент, докторант кафедры отечественной истории Алтайской государственной педагогической академии akademus07@rambler.ru

ФОРМИРОВАНИЕ НОВЫХ ПРИНЦИПОВ СОЦИАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В УСЛОВИЯХ ПЕРЕХОДА К РЫНОЧНОЙ ЭКОНОМИКЕ РОССИИ В 90-Е ГОДЫ ХХ ВЕКА

В статье содержится анализ содержания основных принципов социальной деятельности Российской Федерации в условиях перехода к рыночной экономике. Даётся характеристика пенсионного страхования, как одного из основополагающих государственных институтов по социальной поддержке населения.

Кроме того, в статье содержится анализ основных форм социального обеспечения населения России, таких как: пенсии, пособия, компенсационные выплаты и социальные услуги. Кроме этого характеризуется деятельность государственных (бюджетных и внебюджетных) фондов, финансирующих систему социального обеспечения в стране.

Ключевые слова: система социального обеспечения, принципы социальной деятельности, социальная политика, рыночная экономика, социальная поддержка.

Radonova Anna Vladimirovna,

Candidate for Doctorate in History, Associate Prof., Doctoral Candidate at the Chair of Russian History, Altay (Region) State Academy of Pedagogics akademus07@rambler.ru

SHAPING NEW GUIDELINES FOR SOCIAL WORK IN THE PERIOD OF RUSSIA TRANSITION TO MARKET ECONOMY IN THE 1990-IES

The paper presents a survey of guidelines for social work in the Russian Federation in the period of transition to market economy. The survey defined specifics of retirement insurance being one of the basic public institutions aimed at social assistance to the population.

In addition, the paper provided a review of general formats of social welfare services for the Russian population, namely pensions, benefits, compensatory payments and social assistance. Moreover, the study described operation of public funds (both budget-funded and off-budget ones) that allocate funds for the system of social welfare services around the country.

Keywords: social welfare system, guidelines for social work, social welfare policy, market economy, social assistance.

В полном соответствии с мировой практикой государственное пенсионное обеспечение определяется как часть пенсионной системы, обеспечивающая в соответствии с законодательством за счет средств федерального бюджета пенсии отдельным категориям граждан в связи с особенностями прохождения ими государственной службы (военнослужащие, государственные служащие и др.) или экстремальными и другими ситуациями, не связанными с государственным пенсионным страхованием, а также предоставление социальных пенсий нетрудоспособным гражданам, которые не приобрели права на пенсию по государственному пенсионному страхованию [1, с. 23].

Основными принципами организации государственного пенсионного обеспечения являются:

- всеобщий характер государственного пенсионного обеспечения;

- предоставление государственных гарантий материального обеспечения на основе прожиточного минимума пенсионера, установленного законодательством для граждан, которые не приобрели права на пенсию по государственному пенсионному страхованию;

- дифференциация размеров пенсий для отдельных категорий граждан в связи с особенностями прохождения ими государственной службы (военные, государственные служащие и др.), экстремальными или иными ситуациями;

- средства на выплату пенсий по государственному пенсионному обеспечению выделяются федеральным бюджетом и полностью покрывают расходы на эти цели.

Говоря о принципах российского пенсионного обеспечения, сложившегося к 1990-м гг. ХХ в., с точки зрения исторической преемственности, определим, на какую нормативную базу оно опирается.

В данный период отношения в сфере пенсионного обеспечения регулировались одновременно несколькими законами. Основным законом являлся Закон РФ № 340-1 «О государственных пенсиях в Российской Федерации» от 20.11.1990 года. С многочисленными изменениями и дополнениями, внесенными в последние годы, он действует и поныне. В этом законе определены основания для пенсионного обеспечения, виды пенсий, их размеры, надбавки к пенсии, порядок исчисления трудового стажа и пенсий из заработка, назначения и выплаты пенсий, вопросы ответственности предприятий и граждан [2, с. 54].

Политические науки

В первой статье данного Закона можно найти прямое указание на то, что основным критерием дифференциации условий и норм пенсионного обеспечения признается не только труд, но и его результаты. В других статьях четко определяется прямая зависимость между суммой назначаемой пенсии и заработной платой, получаемой в трудоспособном возрасте. Более того, в статье 8 указанного закона вводится понятие страховых взносов как основного источника финансирования государственных пенсий в Российской Федерации, а в статье 100 закреплен важнейший страховой принцип пенсионной системы: исчисление пенсии осуществляется из того дохода, который был использован при формировании базы этой системы, то есть из тех видов денежных выплат, на которые начисляются страховые взносы. Поэтому данный документ, несомненно, следует рассматривать как один из важных источников исследования нашей проблемы.

Федеральным законом Российской Федерации № 113-Ф3 «О порядке начисления и увеличения государственных пенсий» от 21.07.1997 года с его многочисленными изменениями определяется индексация пенсий. Статья 7 данного закона «Исчисление и изменение пенсий в связи с ростом заработной платы в стране» коренным образом изменила ранее существовавший порядок исчисления размеров пенсий. Этим законом с 01.02.1998 года был введен порядок исчисления государственных пенсий путем применения так называемого индивидуального коэффициента пенсионера (ИКП) вместо ранее зафиксированного в статье 7 положения, согласно которому пенсии не реже одного раза в три месяца подлежали индексации или компенсации в связи с повышением стоимости жизни [3, с. 61].

К Закону от 20.11.1990 года непосредственно примыкают законы общего плана: Закон Российской Федерации № 5318-1 «О выплате пенсий гражданам, выезжающим на постоянное жительство за пределы Российской Федерации» от 02.07.1993 года, Закон РСФСР № 1032-1 «О занятости населения в Российской Федерации» от 19.04.1991 года (с последующими изменениями и дополнениями), предусматривающий возможность досрочного пенсионного обеспечения работников, высвобождаемых в предпенсионном возрасте; Закон Российской Федерации № 3297-1 «О закрытом административно-территориальном образовании» от 14.07.1992 года, также предусматривавший возможность досрочного пенсионного обеспечения высвобождаемых работников.

Важным нормативным актом, в котором впервые в России были наиболее четко сформулированы основные черты страхового социального обеспечения, является Федеральный закон Российской Федерации № 165-ФЗ «Об основах обязательного социального страхования» от 16.07.1999 года. В этом законе даны определения страхового взноса, тарифа страхового взноса, социального страхового стажа, средств обязательного социального страхования, что является основанием для применения его (закона) норм к правоотношениям, урегулированным законом о Пенсионном фонде России в системе государственного пенсионного страхования.

Исходя из смысла Федерального закона Российской Федерации № 165-ФЗ от 16.07.1999 года, государственное пенсионное страхование можно рассматривать как основной вид обязательного социального страхования. К видам страхового обеспечения по обязательному социальному страхованию отнесены выплаты, финансируемые в настоящее время Пенсионным фондом России: пенсия по старости, пенсия по инвалидности, пенсия по случаю потери кормильца, социальное пособие на погребение.

Наряду с государственным пенсионным страхованием в практике социального обеспечения конца ХХ века важное место занимал такой его вид, как дополнительное пенсионное страхование. Являясь частью национальной пенсионной системы, дополнительное пенсионное страхование обеспечивало (в дополнение к государственному страхованию и обеспечению) предоставление пенсий за счет средств, формируемых из добровольных (а в некоторых случаях обязательных, если речь идет о профессиональных или других корпоративных страховых пенсионных системах) страховых взносов работодателей и граждан, а также за счет инвестиционного дохода, полученного в результате размещения этих средств [4, с. 39].

Социальная сущность пенсионного обеспечения заключалась в солидарности поколений: работоспособные, молодые работники содержат состарившихся, нетрудоспособных граждан [5, с. 47].

В целом можно согласиться с большинством исследователей вопросов истории отечественного пенсионного обеспечения, что существовавшие принципы и правовая база государственного социального страхования были далека от совершенства. На сегодняшний день отношения в системе пенсионного обеспечения регулируются нормативными актами, основанными на принципиально различных экономических базисах и политических надстройках.

БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЕ ССЫЛКИ

1. Черниченко А.Н. Особенности формирования социальной защиты населения в современной экономике России. - Минеральные Воды: МГЭИ, 2005. - 136 с.

2. Мухаметшин З.А. Принципы и механизмы социальной защиты населения. - Уфа: Здравоохранение Башкортостана, 2004. - 226 с.

3. Роик В.Д. Эволюция доктрин и национальных систем социальной защиты. - М.: Анкил, 2005. - 275 с.

4. Кириленко А.В. Основы реализации социальной функции государства в условиях рыночной экономики. - М.: ТЕИС, 2004. - 55 с.

5. Кукушина В.С. Социальная защита населения: опыт организационно-административной работы. - Ростов н/Д: МарТ, 2004. - 398 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.