Научная статья на тему 'Формирование новых организационных форм хозяйствования в хлебопродуктовом подкомплексе'

Формирование новых организационных форм хозяйствования в хлебопродуктовом подкомплексе Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
107
21
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Terra Economicus
WOS
Scopus
ВАК
RSCI
ESCI
Область наук
Ключевые слова
НОВЫЕ ОРГАНИЗАЦИОННЫЕ ФОРМЫ ХОЗЯЙСТВОВАНИЯ / ХЛЕБОПРОДУКТОВЫЙ ПОДКОМПЛЕКС

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Ушвицкий М. Л.

На современном этапе структурной перестройки агропромышленного комплекса все возрастающее значение имеет развитие интеграции, которое осуществляется на новой социально-ориентированной рыночной основе. Агропромышленная интеграция на региональном уровне представляет собой процесс образования различных агропромышленных объединений с участием сельскохозяйственных, перерабатывающих, торгово-сбытовых, обслуживающих предприятий и организаций.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Формирование новых организационных форм хозяйствования в хлебопродуктовом подкомплексе»

cu

л b

о

Тенденции таковы, что улучшение инвестиционно-инновационного климата необходимо для «ренессанса» малых организационных форм инновационного характера. Если в XX веке снижение издержек достигалось главным образом за счет повышения серийности и рационализации производства, то в XXI веке акцент переносится на уменьшение расходов не на стандартное изделие, а на единицу потребительского эффекта, прежде всего по линии сокращения транзакционных издержек.

Таким образом, региональная инновационная политика является одним из основных инструментов развития, поддержки МОФ инновационного характера. Она представляет собой совокупность целей и приоритетов развития научно-инновационной деятельности в регионе, путей и средств их достижения на основе взаимодействия региональных и федеральных органов управления. Разработка и реализация региональной инновационной политики направлена на повышение вклада научно-технической сферы НТП страны, в экономику региона за счет эффективного использования инновационного потенциала малых организационных форм.

ЛИТЕРАТУРА.

1. Белл Д. Грядущее постиндустриальное общество. М., 1999.

2. Блинов А. Малое предпринимательство. М., 1997.

3. Горфинкель В.Я., Поляк Г.Б,, Швандар В.А. Предпринимательство. М., 2000.

4. Когута А.Е. Преобразование научно-инновационной сферы в регионе: методология исследования.

Ш СПб., 1995.

5. Колесников М.Ю. Малый бизнес как фактор инновационного развития экономики. Иркутск, 2005.

^ б. Mуравьев A.^, Игнатьев A.M., Крутик A^. Предпринимательство. СПб., 2GG1.

^ 7. Финансово-экономический механизм государственной поддержки инновационной активности и его ^ региональные формы. M., 1997.

о В. Худайбердин Э.Р. Роль малого инновационного бизнеса в становлении нового технологического ^ уклада и инновационной системы. Уфа, 2GG4.

Q 9. Экспертный канал «Открытая экономика» (www.opec.ru)

□ 1G. Steinhoff D., Burges J. Small business management fundamentals. Y., 199В.

ö ф

УШВИЦКИЙ м.л.

ФОРМИРОВАНИЕ НОВЫХ ОРГАНИЗАЦИОННЫХ ФОРМ ХОЗЯЙСТВОВАНИЯ

В ХЛЕБОПРОДУКТОВОМ ПОДКОМПЛЕКСЕ

о а ф

ш

X

X >

0

1_

О -

х

X ф

ш

I—

а На современном этапе структурной перестройки агропромышленного комплекса все возраста-о

< ющее значение имеет развитие интеграции, которое осуществляется на новой социально-ориентиро-

^ ванной рыночной основе.

0 Агропромышленная интеграция на региональном уровне представляет собой процесс образо-

о вания различных агропромышленных объединений с участием сельскохозяйственных, перерабаты-

ш вающих, торгово-сбытовых, обслуживающих предприятий и организаций.

0 Взаимодействие зернопроизводящих и перерабатывающих предприятий Ставропольского края £ строится по принципам вертикальной агропромышленной интеграции. Этот процесс призван создать х благоприятные условия для устойчивого и бесперебойного снабжения населения региона высокока-(3 чественными и относительно дешевыми продуктами питания — хлебобулочными, крупяными, ма-® каронными — из собственного сырья. Необходимость объединения предприятий системы хлебопро-'1 дуктов связана со спецификой производства муки, крупы, хлеба и хлебобулочных изделий, заклю-^ чающейся в большой зависимости их объемов от качества и количества выращенного зерна.

1 Для функционирования предприятий хлебопродуктового подкомплекса региона в большой сте-о пени характерны негативные черты, среди которых основными являются:

9 - снижение эффективности и неустойчивость объемов производства зерна и хлебопродуктов;

о

- отсутствие стабильных хозяйственных взаимовыгодных связей между субъектами рынка продукции хлебопродуктового подкомплекса;

- ухудшение состояния материально-технической базы и низкая ресурсообеспеченность;

- острая нехватка финансовых ресурсов для восстановления производства продукции отрасли с целью удовлетворения потребностей покупателей;

- незаинтересованность со стороны региональных органов власти в восстановлении деятельности всех сфер подкомплекса;

- недостаточный уровень конкурентности рынка сбыта и отсутствие механизмов ценообразования.

Сложившееся состояние рынка зерна и хлебопродуктового подкомплекса является неустойчивым и для выхода из него необходимы мероприятия по реализации новой организационно-экономической структуры, качественными характеристиками которой должны стать:

- удовлетворение спроса на зерно;

- организационное объединение всех участников системы хлебопродуктов в цельную экономическую систему;

- построение экономических связей между субъектами, преимущественно на долговременной

N

договорной основе; ^

- привлечение и перераспределение финансовых ресурсов с целью равномерного развития отрасли; ®

- развитие механизма административного, правового и экономического регулирования. ^

В этой связи разработка и внедрение в производство эффективных форм агропромышленной ^

интеграции зернопроизводящих предприятий с предприятиями сферы заготовок и переработки, торговли и финансово-кредитными учреждениями по производству и реализации конечной продукции в разрезе хлебопродуктового подкомплекса, на основе взаимовыгодного механизма экономических о взаимоотношений стало особо актуальной и неотложной задачей. По нашему мнению, перспективной формой интеграции в масштабах района может стать агропромышленная компания, в которую □ на добровольной основе могут войти все товаропроизводители зерна, хлебозаводы, зерноперераба- О тывающие, агросервисные и прочие предприятия и организации системы хлебопродуктов.

Районная агропромышленная компания интегрирует все зерновое производство, переработку, ^ агросервис и торговлю в единый комплекс. Ее формирование возможно по двум вариантам. Первый, о по которому ранее создавались агрокомбинаты и объединения кооперативного типа — по инициа- £ тиве сверху. Однако наиболее эффективным представляется естественный путь перерастания в аг- о

ропромышленную компанию производственно-торгового объединения или постепенного вхождения

в нее хозяйств на хозрасчетной основе. Внутри каждой агропромышленной компании взаимоотно- х

шения хозяйств хлебопродуктового подкомплекса должны строиться на принципах «купли-продажи», о

осуществления совместных инвестиций, финансовой поддержки и партнерства. Начальным и важней- °

шим этапом формирования таких компаний является научно обоснованный бизнес-план. ф

Агропромышленные компании одного или нескольких районов Ставропольского края могут объе- о

диняться в межотраслевую структуру — агропромышленную корпорацию, создаваемую для объе- о

^

о о

динения усилий и регулирования производственно-финансовых отношений на региональном уровне. Представляется, что в агропромышленную корпорацию войдут все районные агропромышленные компании с целью координирования их деятельности на региональном уровне на основе централи- 2 зации управления и производственно-финансового регулирования. Создание эффективно функцио- о

ш

нирующих агропромышленных компаний и корпораций требует технико-экономического обоснова-

о

ния территориально-производственных агропромышленных систем, включающего, по крайней мере, о следующее: ^

- определение существующих мощностей по выпуску конечной продукции предприятий хле-бопродуктового подкомплекса с учетом предполагаемой их реконструкции и ввода в эксплуатацию ф новых предприятий, а также внедрения прогрессивных технологий;

- определение сырьевых зон, объединяющих сельскохозяйственные предприятия, способные ^ обеспечить переработку зерна в необходимом объеме и нужного качества в течение года; ®

- расчет текущего и перспективного спроса на продукцию хлебопродуктового подкомплекса, возможные цены реализации. о

Одновременно наряду с созданием агропромышленных компаний и агропромышленных корпо- о

раций должна реорганизоваться и существующая система управления хлебопродуктового подкомплекса АПК региона. В целях обеспечения реального воздействия администрации региона на устойчивое развитие производства хлебопродуктов предлагается образовать на базе хлебопродуктового подкомплекса Ставропольского края финансово-агропромышленное объединение (ФАПО) «Зерно и хлебопродукты Ставрополья».

Новое интеграционное образование будет представлять собой объединение нескольких юридических лиц, соединивших либо полностью, либо частично свои ресурсы на основе договора о взаимном экономическом сотрудничестве. Это группа предприятий, включая банки или другие финансово-кредитные учреждения, сельскохозяйственные, промышленные, торговые предприятия и организации, может быть создана с целью реализации эффективных государственных или региональных инвестиционных проектов и программ, а также для производства и реализации конкурентоспособной хлебопродукции.

Основные задачи, которые должны быть решены в процессе формирования экономического механизма функционирования ФАПО — выравнивание экономических условий предприятий, преодоление диспаритета цен, создание при этом для предприятий системы хлебопродуктов условий, обеспечивающих устойчивое и эффективное ведение аграрного производства, как основы развития всей системы АПК, устранение диспропорций и создание рациональной структуры, в соответствии с потребностями хлебопродуктового подкомплекса и всем его ресурсным потенциалом. й Первостепенными функциями деятельности финансово-агропромышленного объединения «Зерно

-. и хлебопродукты Ставрополья» становятся:

N

л ь

о

х >

0

1_

о

х х

^ - обеспечение устойчивых платежей;

^ - осуществление инвестиционной и финансовой деятельности, в том числе путем создания бан-

ковских, страховых и инвестиционных структур; о - реализация программ, направленных на удовлетворение потребностей в высококачественной

^ продукции;

^ - обеспечение экономической безопасности участников объединения;

□ - ускорение внедрения научно-технических достижений;

^ - содействие более полному и целесообразному использованию местных сырьевых и трудовых

^ ресурсов;

0 - получение максимальных выгод для предприятий и регионов от существенного улучшения

® экономических и социальных условий.

о Взаимодействие агропромышленных предприятий и финансов может выражаться в разных орга-

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

® низационных формах. Результаты исследования показывают, что более эффективная форма — это взаимодействие по полному циклу: кредитование или финансирование проекта — снабжение — производство — хранение — реализация — расчет. Для этого требуется новый подход к системе управления. При создании финансово-агропромышленного объединения «Зерно и хлебопродукты ф Ставрополья», функционирующего на принципах вертикальной интеграции, важное значение при-

т

о обретают следующие факторы:

о - рационализация технических циклов производства и переработки сырья — до выпуска ко-<

и нечных продуктов;

- оперативное реагирование на изменение потребностей рынка по техническим циклам произ-

2 водства и переработки сырья;

¡5 - формирование консолидированного бюджета;

о - выплаты налогов за счет средств этого бюджета;

о - возврат акцизных платежей в консолидированный бюджет;

^ - создание системы внутренних трансфертных цен и осуществление взаиморасчетов. х Учитывая все вышеизложенное, нами предлагается сформировать следующий состав участники ков ФАПО «Зерно и хлебопродукты Ставрополья».

ш

1. Органы государственного управления в лице администрации края. Понимая выгодность фор-

| мирования ФАПО, местная администрация выступает инициатором ее создания, так как это положи-

^ тельно скажется на решении социально-экономических проблем хлебопродуктового подкомплекса и

5 края, за счет поступления средств в бюджет. Именно под ее контролем и при содействии должно

^ проводиться формирование и осуществление деятельности ФАПО. Краевые власти будут иметь в ре-

(Г) гиональном фонде достаточное количество продовольственного зерна и муки, а также дополнитель-

ные поступления в региональный бюджет в виде налогов.

2. Финансово-кредитные учреждения. Заинтересованность банков учувствовать в формировании объясняется следующим:

- расширением круга постоянно обслуживаемых клиентов;

- возможностью участия в разработке стратегии развития обслуживаемых предприятий-участников ФАПО;

- возможностью выбора приоритетных направлений вложения финансовых ресурсов (в том числе управления финансовым портфелем участников, осуществления трастовых и лизинговых операций);

- дополнительными льготами по налогам, а именно, предоставлением местной администрацией льготной ставки налога на прибыль;

- повышением имиджа банка со стороны общественности.

3. Сельскохозяйственные предприятия по производству зерна. Сельскохозяйственные предприятия производители продовольственного зерна могут быть заинтересованы в заключение сделок с ФАПО либо во вхождении в нее следующим образом.

Во-первых, обладая большими финансовыми возможностями, финансово-агропромышленное объединение будет в состоянии гарантировать закупку зерна по взаимовыгодным ценам с оплатой по факту поставки товара или с частичной предоплатой в виде аванса либо товарного кредита.

Во-вторых, создавая запасы продовольственного зерна, проводя от имени государства интервенционистские операции на зерновом рынке области, ФАПО может способствовать стабилизации цен, повышению устойчивости зернового хозяйства. 2

В-третьих, налаживая экономические связи с ФАПО, сельскохозяйственные товаропроизводители смогут рассчитывать на столь необходимые инвестиции.

Включение сельскохозяйственных предприятий в состав ФАПО даст им следующие перспекти- о

вы: |\

- возможность целенаправленного развития и устойчивого функционирования; □

- возможность разработки перспективных программ и обеспечения их реального осуществле- О ния на основе диверсификации производства и получения инвестиционных ресурсов;

- пополнение оборотных средств и обновление посевных площадей, сельскохозяйственной тех- ^ ники; о

- повышение эффективности сбыта продукции. £

4. Предприятия по переработке сельскохозяйственной продукции: о

- получат возможность решить главную проблему — обеспеченность сырьем;

- появятся новые рынки сбыта хлебопродуктов; х

- за счет вовлечения в состав участников финансово-агропромышленной группы промышлен- о ных предприятий, появится возможность повысить уровень обеспеченности основными средствами в

о

х

виде машин, оборудования. ф

5. Предприятия по производству промышленной продукции получат возможность: о

- внедриться в единую сбытовую сеть; о

^

о о

0

1_

о

- наладить каналы реализации собственной продукции;

- сбалансировать спрос на выпускаемую продукцию;

- дополнительные условия для расширения собственного производства;

- снижения производственного риска. о

т

6. Заготовительные и торговые организации будут выполнять функции завершающих звеньев

о

интегрированной цепочки. о

7. Научные организации дадут возможность совершенствовать производственную деятельность ^ предприятий в составе группы, переводя ее на новый уровень интенсификации. Модернизация способов выращивания зерновых культур, с учетом подбора и селекции сортов в соответствии с природ- ф ными факторами и требованиями зерноперерабатывающих предприятий, позволит сформировать условия для устойчивого развития отраслей и предприятий хлебопродуктового подкомплекса. На- ^ учный подход к организации производственных механизмов по выработке хлебопродуктов будет ® способствовать переориентации технологического процесса, приближая его к мировым стандартам. 2 Кроме того, определяющей предпосылкой достижения высокого технического уровня является нали- § чие квалифицированных кадров. Повышение эффективности хлебопродуктового подкомплекса, вслед- о

ствие применения достижений научно-технического прогресса, позволит высвободить дополнительные средства, направляемые на восстановление научной базы отрасли. 8. Создание консультационно-маркетинговой службы позволит:

- координировать движение товарных потоков через оптимизацию процесса снабжения, производства и реализации;

- осуществлять мероприятия по стимулированию сбыта;

- оказывать производителям информационную поддержку с целью снижения риска перепроизводства продукции, не пользующейся спросом на рынке.

Основным критерием включения предприятий и организаций в региональное ФАПО должно быть решение их общих собраний. Из числа будущих участников таких объединений необходимо исключать предприятия и организации, находящиеся в процессе банкротства.

По договору между участниками учреждается центральная компания. При объединении юридических лиц в ФАПО, ее участники делегируют центральной компании на договорной основе полномочия принятия решений по распоряжению собственностью и доходами, осуществлению высшего стратегического руководства, координации финансово-хозяйственной деятельности, разработке маркетинговой политики, бизнес-планирования и т.п.

Основные направления деятельности центральной компании ФАПО «Зерно и хлебопродукты Ставрополья» будут связаны с подготовкой бизнес-планов по инвестиционным проектам, подбором я внешних инвесторов; проведением анализа финансового состояния предприятий-участников; осуще-

ГУ

II

ь

и

ГУ

01

Z

ш

ствлением взаиморасчетов между предприятиями группы; образованием залогового фонда для привлечения инвесторов; нахождением новых рынков сбыта; оказанием консультационных услуг юридического и экономического характера; организацией обучения руководства персонала ФАПО; обеспечением надежной оперативной информацией о работе предприятий группы и ее координации. о Предлагаемая система производственно-финансовых отношений позволяет, прежде всего, уст-

^ ранить посредников, а значит, наращивать спрос. Внутри агропромышленных формирований задан-q ному уровню рентабельности будут соответствовать определенные уровни цен, управление процес-□ сами ценообразования будет осуществляться на основе изучения конъюнктуры рынка, выгодности 2производства конкретных видов продукции.

^ Полагаем, что переход на такую модель производственно-финансовых отношений позволит

0 принципиально изменить систему управления агропромышленным комплексом региона, перейти от ® административных методов управления к экономическому регулированию, хозяйствованию в усло-о виях рыночной экономики.

® Таким образом, целесообразность и необходимость формирования финансово-агропромышленного объединения в исследуемом секторе очевидна. Образование ФАПО в хлебопродуктовом подкомплексе будет способствовать адаптации экономической деятельности предприятий системы АПК к рыночным условиям хозяйствования и созданию условий для его устойчивого развития. Рядовые потребители хлеба и хлебобулочных изделий смогут, наконец, в любое время года приобретать

о высококачественную продукцию в широком ассортименте по стабильным ценам независимо от того, а _ _

ö урожайным или неурожайным выдался сельскохозяйственный год, за счет маневрирования матери-<

U альными и финансовыми ресурсами предприятий-участников ФАПО. Это достигается координацией

2 основных видов деятельности в рамках создаваемой АПФО «Зерно и хлебопродукты Ставрополья».

0

1_

§ ЛИТЕРАТУРА.

0 1. Алтухов А.И. Зерновому рынку необходим приоритет в государственном регулировании // Зерновое хозяйство. 2002. № 1.

2. Зайцев Б.Г., Агурбаш Н.Г., Малютин H.H. Механизм создания российских региональных финансо-

1 во-промышленных групп. М.: Экзамен, 2001.

ф 3. Клюкач В.А., Алтухов А.И., Васютин А.С. Рекомендации по государственному регулированию зер-

ш

нового рынка Российской Федерации. М.: 2000. | 4. Рекомендации по организационно-экономическому механизму функционирования интегрирован? ных формирований в АПК. М.: ВНИИЭСХ, 2003.

5 5. Рекомендации по формированию и функционированию агропромышленных объединений холдин-

g гового типа. Москва-Белгород. ВНИИЭСХ, 2002.

О

х

0

1_

о

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

х Ф

О

о

CL

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.