Научная статья на тему 'Формирование новой языковой личности при обучении иностранному языку в неязыковом вузе в условиях цифровизации: смена мотивационных триггеров'

Формирование новой языковой личности при обучении иностранному языку в неязыковом вузе в условиях цифровизации: смена мотивационных триггеров Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
14
2
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
языковая личность / коммуникативная личность / коммуникативная компетенция / цифровизация образования / иноязычное образование / мотивационный триггер / language personality / communicative personality / communicative competence / education digitalization / foreign language education / motivational trigger

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Бочарова Марина Николаевна

Цель исследования – обосновать возможность использования информационно-ком-муникационных технологий (ИКТ) в процессе формирования новой языковой личности при обучении иностранному языку в неязыковом вузе в условиях смены мотивационных триггеров. В статье рассмотрено влияние изменившихся мотивационных триггеров на формирование новой языковой личности при обучении иностранному языку в вузе в условиях цифровизации образования. Научная новизна исследования состоит в том, что в нем впервые на материале таких информационно-коммуникационных технологий, как YouTube, ChatGPT, Web 2.0, показаны варианты организации иноязычного образовательного процесса со студентами неязыкового вуза в условиях смены мотивационных триггеров. В результате исследования установлено, что в контексте цифровизации образования изменяются мотивационные триггеры и это предопределяет необходимость использования ИКТ на занятиях по иностранному языку в неязыковом вузе. Ввиду того, что знания становятся общедоступными в Интернете, меняется роль преподавателя. Он превращается в помощника, развивая самостоятельность и мотивацию обучающихся. Основной целью такого процесса будет формирование у студентов четких представлений о том, как изучаемый иностранный язык может быть использован для решения повседневных задач, что дает основания говорить о формировании новой языковой личности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Бочарова Марина Николаевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Formation of a new language personality when teaching a foreign language in a non-linguistic university in the context of digitalization: changing motivational triggers

The research aim of this study is to justify the possibility of using Information and Communication Technologies (ICT) in the process of forming a new language personality when teaching a foreign language in a non-linguistic university when changing motivational triggers. The article examines how changed motivational triggers affect the formation of a new language personality during foreign language instruction in a university under conditions of education digitalization. The scientific novelty of the study lies in the fact that for the first time, based on the material of such information and communication technologies as YouTube, ChatGPT, Web 2.0, options for organizing a foreign-language educational process with students of a non-linguistic university in conditions of changing motivational triggers are shown. The study establishes that educational digitalization leads to shifts in motivational triggers, necessitating the use of ICT in foreign language classes in a non-linguistic university. Due to the fact that knowledge is becoming publicly available on the Internet, the role of the teacher is changing. He turns into an assistant, developing students' independence and motivation. The main purpose of such a process will be to form students' clear ideas about how the foreign language being studied can be used to solve everyday tasks, which gives reason to talk about the formation of a new linguistic personality.

Текст научной работы на тему «Формирование новой языковой личности при обучении иностранному языку в неязыковом вузе в условиях цифровизации: смена мотивационных триггеров»

фгрО(ТЮТО Филологические науки. Вопросы теории и практики Philology. Theory & Practice

issn 2782-4543 (online) 2024. Том 17. Выпуск 2 | 2024. Volume 17. Issue 2

ISSN 1997-2911 (print) Материалы журнала доступны на сайте (articles and issues available at): philology-journal.ru

RU

Формирование новой языковой личности

при обучении иностранному языку в неязыковом вузе

в условиях цифровизации: смена мотивационных триггеров

Бочарова М. Н.

Аннотация. Цель исследования - обосновать возможность использования информационно-коммуникационных технологий (ИКТ) в процессе формирования новой языковой личности при обучении иностранному языку в неязыковом вузе в условиях смены мотивационных триггеров. В статье рассмотрено влияние изменившихся мотивационных триггеров на формирование новой языковой личности при обучении иностранному языку в вузе в условиях цифровизации образования. Научная новизна исследования состоит в том, что в нем впервые на материале таких информационно-коммуникационных технологий, как YouTube, ChatGPT, Web 2.0, показаны варианты организации иноязычного образовательного процесса со студентами неязыкового вуза в условиях смены мотивацион-ных триггеров. В результате исследования установлено, что в контексте цифровизации образования изменяются мотивационные триггеры и это предопределяет необходимость использования ИКТ на занятиях по иностранному языку в неязыковом вузе. Ввиду того, что знания становятся общедоступными в Интернете, меняется роль преподавателя. Он превращается в помощника, развивая самостоятельность и мотивацию обучающихся. Основной целью такого процесса будет формирование у студентов четких представлений о том, как изучаемый иностранный язык может быть использован для решения повседневных задач, что дает основания говорить о формировании новой языковой личности.

EN

Formation of a new language personality when teaching a foreign language in a non-linguistic university in the context of digitalization: changing motivational triggers

Bocharova M. N.

Abstract. The research aim of this study is to justify the possibility of using Information and Communication Technologies (ICT) in the process of forming a new language personality when teaching a foreign language in a non-linguistic university when changing motivational triggers. The article examines how changed motivational triggers affect the formation of a new language personality during foreign language instruction in a university under conditions of education digitalization. The scientific novelty of the study lies in the fact that for the first time, based on the material of such information and communication technologies as YouTube, ChatGPT, Web 2.0, options for organizing a foreign-language educational process with students of a non-linguistic university in conditions of changing motivational triggers are shown. The study establishes that educational digitalization leads to shifts in motivational triggers, necessitating the use of ICT in foreign language classes in a non-linguistic university. Due to the fact that knowledge is becoming publicly available on the Internet, the role of the teacher is changing. He turns into an assistant, developing students' independence and motivation. The main purpose of such a process will be to form students' clear ideas about how the foreign language being studied can be used to solve everyday tasks, which gives reason to talk about the formation of a new linguistic personality.

Введение

Стремительное развитие информационно-коммуникационных технологий (ИКТ) предопределило существенные изменения во многих областях научного познания. Ключевым аспектом, который стал катализатором смены мотивационных триггеров отправителей и получателей коммуникативных сообщений, являются

Научная статья (original research article) | https://doi.org/10.30853/phil20240091

© 2024 Авторы. © 2024 ООО Издательство «Грамота» (© 2024 The Authors. © 2024 Gramota Publishing, LLC). Открытый доступ предоставляется на условиях лицензии CC BY 4.0 (open access article under the CC BY 4.0 license): https://creativecommons.org/licenses/by/4.0/

изменившиеся каналы получения новых знаний, которые предоставляют неограниченные, мультикультур-ные и мультимодальные возможности взаимодействия. Современная методика преподавания иностранных языков также активно перенимает новые технологии и разрабатывает концепции, позволяющие интегрировать ИКТ в образовательный процесс с целью повышения качества образования через работу с мотивацией обучающихся. Учитывая совместимость технологий, студенты имеют доступ к новым знаниям и информационным ресурсам за пределами их местных образовательных учреждений, поскольку они используют интерактивную цифровую среду. Принимая во внимание такое положение дел, современные исследователи дополняют и уточняют понятие языковой личности, которая формируется в ходе изучения иностранного языка (вторичная языковая личность). Например, Е. П. Пономаренко (2022, с. 19) уверена в том, что понятие «языковая личность», традиционно трактуемое как личность, обладающая набором уникальных речевых черт, выражающихся при осуществлении коммуникации, приобретает новые интерпретации, которые определяются изменившимися стандартами образования. Исследователь считает целесообразным использование такого понятия, как «коммуникативная личность» (Пономаренко, 2022, с. 20). Под данным терминологическим сочетанием исследователь понимает совокупность индивидуально предпочитаемых отправителем сообщения коммуникативных стратегий и тактик, которые определяются семиотическими и мотивационными предпочтениями (Пономаренко, 2022, с. 22). О. Ю. Афанасьева и М. Г. Федотова называют данное явление «коммуникативной визитной карточкой» (2016, с. 14). Однако, как показывает обзор научной литературы по данному вопросу (Асламова, 2023; Иванцов, Силенок, 2023; Кошеле-ва, 2017; Selami, 2016; McLoughlin, Lee, 2018), до настоящего времени нет единства мнений относительно того, как происходит формирование новой языковой личности при обучении иностранному языку в условиях цифро-визации образования в аспекте смены мотивационных триггеров.

Актуальность данного исследования определяется высокой потребностью в интеграции новейших достижений компьютерных технологий в учебный процесс при изучении иностранного языка в неязыковых вузах, что позволит повысить качество образования и будет способствовать эффективной реализации основной цели - формирование коммуникативной компетенции студентов - будущих специалистов в узких профессиональных областях. Несмотря на растущий спрос по интеграции ИКТ в иноязычный образовательный процесс в неязыковом вузе, существует пробел в определении способов и алгоритмов по применению конкретных технологий (YouTube, ChatGPT, Web 2.0) на занятиях по иностранному языку. Обзор исследований по заданной тематике показывает, что они сосредоточены на конкретной рецептивной и продуктивной речевой деятельности (аудирование, чтение, говорение, письмо), в то время как общая концепция формирования новой языковой личности на основе ИКТ не изучалась в широком масштабе (Попова, 2023; Савельева, 2023; Brophy, 2014; McLoughlin, Lee, 2018). Существует потребность в универсальном подходе, который будет содействовать хорошо продуманной и целенаправленной реализации образовательных мероприятий, дающих эффект погружения в языковую среду. Кроме того, исследователи утверждают, что существует необходимость в разработке алгоритмов, которые обеспечат эффективный иноязычный образовательный процесс с использованием ИКТ (McLoughlin, Lee, 2018, p. 14; Terrell, 2021, p. 96).

Для достижения поставленной в исследовании цели необходимо решить следующие задачи:

- обосновать необходимость интеграции цифровых технологий в преподавание и изучение иностранных языков в неязыковом вузе;

- описать взаимосвязь между ИКТ и формированием новой языковой личности студентов при изучении иностранных языков;

- проиллюстрировать возможности использования ИКТ в организации иноязычного образования со студентами неязыкового вуза в аспекте формирования новой языковой личности.

Материалом для исследования послужили такие продукты информационно-коммуникационных технологий, как YouTube, ChatGPT, Web 2.0, на примере которых иллюстрируются преимущества использования ИКТ в процессе формирования новой языковой личности при обучении иностранному языку студентов в неязыковом вузе в условиях смены мотивационных триггеров.

Теоретическую базу исследования составили работы лингвопсихологов и лингвистов, которые изучают языковую личность (Пономаренко, 2022), особенности организации иноязычной учебной деятельности с помощью ИКТ (Асламова, 2023; McLoughlin, Lee, 2018; Mott, Cutrell, 2019; Warshauer, Whittaker, 2002; Wilkinson, 2016), способы формирования мотивации в процессе учебной деятельности (Иванцов, Силенок, 2023; Кошелева, 2017; Brophy, 2014; Özdemir, Sahin, 2018; Terrell, 2021).

Для проведения исследования, направленного на описание особенностей процесса формирования новой языковой личности при обучении иностранному языку студентов в неязыковом вузе с использованием информационно-коммуникационных технологий в условиях смены мотивационных триггеров, используются следующие методы: систематизация - для обобщения подходов исследователей к описанию роли ИКТ в практике преподавания иностранных языков в неязыковом вузе; критический анализ - для выявления взаимосвязи между ИКТ и мотивацией при изучении иностранных языков студентами; описание - для иллюстрирования возможностей использования ИКТ в организации иноязычного образования со студентами неязыкового вуза.

Практическая значимость исследования состоит в том, что описанные в нем возможности использования ИКТ в организации иноязычного образования могут быть внедрены в иноязычный образовательный процесс практикующими педагогами, преподающими иностранный язык студентам вузов, что обеспечит корреляцию между изменившимися мотивационными триггерами обучающихся и целью иноязычного образования (формирование коммуникативной личности). Приведенные способы внедрения YouTube, ChatGPT, Web 2.0

в иноязычный образовательной процесс в вузе могут быть представлены в качестве учебного материала студентам педагогических вузов, обучающихся методике преподавания иностранного языка, что будет способствовать формированию у них информационно-коммуникативной компетенции, которая является обязательным параметром современного преподавателя иностранного языка.

Обсуждение и результаты

В последние годы все чаще задается вопрос об использовании новых информационных технологий в вузах. Это не только новые технические средства, но и новые формы и методы обучения, новый подход к процессу обучения. Основной целью обучения иностранному языку является формирование коммуникативной культуры обучающихся, обеспечивающей практическое овладение иностранным языком. Задача преподавателя - создать условия для практического овладения языком каждому студенту, подобрать такие методы обучения, которые позволяют каждому обучающемуся проявить свою активность, свое творчество, сохраняя при этом высокий уровень мотивации.

В условиях цифровизации современного общества, с появлением онлайн-платформ, образовательных приложений, мультимедийных ресурсов произошли существенные изменения в образовательном процессе. В контексте подхода к организации иноязычного образовательного процесса, ориентированного на принципы, предложенные Советом Европы, прочной основой использования в неязыковых вузах ИКТ с целью повышения качества иноязычного образования является то, что можно учиться действием и опытом (Wilkinson, 2016, p. 16). Использование ИКТ преследует две основные цели: показать обучающимся возможности использования изучаемого иностранного языка в реальных жизненных ситуациях и мотивировать студентов, вовлекая их в предлагаемые учебные задачи и мероприятия. По словам Дж. Брофи (Brophy, 2014, p. 3), мотивация - это теоретическая конструкция, используемая для объяснения, инициации, направления действий. Мотивация важна, поскольку она помогает определить, будет ли обучающийся демонстрировать упорство в обучении, нужный уровень вовлеченности, качество выполняемой работы и определенный уровень достижений (Иванцов, Силенок, 2023, с. 20). По мнению И. Н. Кошелевой (2017, с. 79), мотивация позволяет саккумулировать первоначальные силы, внутренние и внешние (ситуативные, контекстуальные и глобальные), направленные на достижение цели, которая влияет на человека когнитивно, эмоционально или поведенчески.

Взаимосвязь между ИКТ и мотивацией тщательно изучалась. Исследователи считают, что активное внедрение ИКТ во все сферы жизнедеятельности предопределило смену мотивационных триггеров (Кошелева, 2017, с. 22). При этом под мотивационным триггером понимается конкретное событие, идея или стимул, которые активируют мотивацию человека или вдохновляют его на действие. Это то, что активизирует в человеке энергию, стремление и решимость достичь цели, преодолеть трудности или внести позитивные изменения в свою жизнь. Мотивационные триггеры могут проявляться во многих формах, например в виде вдохновляющей истории, личной цели или важного жизненного события. Эти триггеры служат катализаторами для повышения мотивации, подталкивая человека выйти за пределы зоны комфорта и побуждая его следовать своим стремлениям с новой энергией и энтузиазмом. Выявление и использование мотивационных триггеров может помочь студентам неязыковых вузов оставаться сосредоточенными, настойчивыми и целеустремленными в своем желании добиться личного или профессионального роста (Brophy, 2014, p. 5). По словам С. Тер-релла (Terrell, 2021), доступ к онлайн-инструментам (wiki, аватарам, играм, интерактивным историям) повышает мотивацию изучающих иностранный язык практиковать его вне классных занятий. Более того, как утверждают К. Маклафлин и М. Ли, инструменты Web 2.0 мотивируют человека связать личные интересы с более широкими социальными сетями, участвуя, таким образом, в динамичном сообществе, обеспечивающем обратную связь и взаимность (McLoughlin, Lee, 2018), что позволяет говорить о том, что речь идет не просто о языковой личности, а о новой языковой личности, под которой понимается личность, обладающая совокупностью индивидуально предпочитаемых отправителем сообщения коммуникативных стратегий и тактик, которые определяются семиотическими предпочтениями в условиях смены мотивационных триггеров (Пономаренко, 2022, с. 22).

М. Уилкинсон использовал сервисы обмена мультимедиа для повышения мотивации студентов к изучению иностранного языка (Wilkinson, 2016). Исследование показало, что публичное освещение студенческих работ (например, публикация на YouTube) побуждает их прикладывать максимальные усилия для достижения результата. YouTube предоставляет доступ к большому количеству видеоконтента на различных языках. Один из способов использования YouTube в обучении иностранному языку - это поиск видеоуроков или образовательных каналов, специализирующихся на изучении конкретного языка. Эти видео могут включать в себя грамматические уроки, разговорные практики и другие полезные материалы. Кроме того, YouTube может использоваться для просмотра профильных видеороликов студентами неязыкового вуза. Студентам профильных факультетов будут рекомендованы к просмотру выступления TED Talks или мотивационные речи на изучаемом языке. Просмотр видеороликов носителей языка, произносящих вдохновляющие речи, может не только улучшить языковые навыки обучающихся, но и вдохновить их продолжать обучение и совершенствоваться. Освоение студентами стиля и манеры говорения будет способствовать формированию новой языковой личности. TED Talks может стать ценным ресурсом в обучении студентов неязыкового вуза иностранному языку, поскольку данные видео предоставляют аутентичный и увлекательный контент, который может помочь обучающимся существенно улучшить свои языковые навыки и сформировать новую языковую личность.

Следующим широко обсуждаемым вариантом использования ИКТ в иноязычном образовании в неязыковым вузе является ChatGPT, модель искусственного интеллекта (ИИ), основанная на архитектуре GPT 3.5 («генераторный предварительно обученный преобразователь чат-бота»). Пользователи могут общаться с компьютером, как с человеком, вводя текст.

Будучи моделью OpenAI, сервис на основе ИИ уже имеет широкую базу пользователей по всему миру и используется различными способами и в разных профессиональных группах. В результате ChatGPT уже применяется как инструмент для изучения языков без «реального партнера». Данная модель искусственного интеллекта дает обучающимся возможность взаимодействовать с виртуальным собеседником на изучаемом языке. Это позволяет им совершенствовать свои языковые навыки в реалистичной обстановке, практикуя диалоги и отрабатывая грамматические структуры.

ChatGPT обеспечивает мгновенную обратную связь, исправляя ошибки и предлагая альтернативные формулировки. Студенты понимают свои ошибки и учатся на них, что делает процесс обучения более эффективным и способствует формированию новой языковой личности. Также ChatGPT может отслеживать прогресс обучения и предоставлять индивидуальный учебный контент и упражнения, адаптированные к индивидуальным потребностям каждого студента. ИИ имитирует разные диалекты и выражения языка, позволяя обучающимся знакомиться с различными нюансами иностранного языка.

Помимо этого, ChatGPT создает задачи и дает объяснения. Например, студенты могут самостоятельно работать над грамматическими темами. От обучающегося требуется задать вопрос, например: «Что такое винительный падеж? Создайте мне задачу с решениями. Объясните мне это с точки зрения учителя немецкого языка простыми предложениями и для уровня языка A1». Разговорные ИИ, такие как ZenoChat, позволяют улучшить навыки произношения, чтения и построения предложений благодаря функциям перевода и преобразования текста в речь.

Также ChatGPT может быть полезным инструментом для студентов неязыкового вуза в рамках расширения словарного запаса, поскольку он может генерировать список слов по определенной теме, что будет способствовать формированию лексической компетенции студентов.

Отметим недостатки использования ChatGPT для изучения иностранного языка:

- ограниченные возможности диалога: ChatGPT по-прежнему опирается на предопределенные данные и не может моделировать сложные разговоры по узкой тематике, например по физике, химии, психологии и другим профильным предметам, которые изучают студенты неязыкового вуза;

- недостаточное понимание культуры. ИИ может испытывать трудности с пониманием культурных нюансов и контекстов, которые могут иметь решающее значение для изучения языка и общения;

- отсутствие социального взаимодействия: изучение языка - это не только овладение словарным запасом и грамматикой, но и понимание жестов и языка тела. Эти аспекты отсутствуют при обучении с помощью ИИ;

- дефекты самой технологии: технология достаточно новая, все еще может иметь технологические недочеты. Поэтому дополнительное личное общение абсолютно необходимо, чтобы не допустить ошибок.

В целом ChatGPT может стать эффективным дополнением к изучению языка, предоставляя интерактивный опыт обучения, персонализированную обратную связь и доступ к разным языковым ресурсам.

Говоря об использовании различных типов сетей, следует упомянуть Web 2.0, который многие исследователи квалифицируют как «сеть сотрудничества» (Selami, 2016, p. 35), основанную на создании совместно приобретенных знаний, выстраиваемых в сообществе пользователей. Об этом, в частности, пишет М. Уилкинсон, рассматривая возможности использования Web 2.0 (Wilkinson, 2016, p. 66). Web 2.0 может стать ценным инструментом повышения мотивации при изучении иностранного языка. Эта технология позволяет проводить интерактивное и совместное обучение, которое может вовлекать и мотивировать изучающих язык несколькими способами. Во-первых, платформы Web 2.0 предлагают широкий спектр ресурсов, таких как приложения для изучения языков, подкасты, видео и интерактивные упражнения, которые соответствуют различным стилям и интересам обучения. Доступность этих ресурсов побуждает студентов изучать язык в различных контекстах, делая процесс обучения более динамичным и увлекательным. Кроме того, Web 2.0 облегчает взаимодействие с носителями языка и другими изучающими язык через социальные сети, платформы языкового обмена и языковые онлайн-сообщества. Такое взаимодействие в виртуальном мире может повысить мотивацию, предоставляя возможности для реального общения и культурного обмена.

Другой инструмент - продукт ИКТ, заслуживающий внимания в контексте организации иноязычного обучения в неязыковом вузе, - это веб-квесты, которые представляют собой проблемное задание с элементами ролевой игры, способствующее развитию навыков критического мышления и творческих способностей студентов, а значит формированию новой языковой личности. Целью использования веб-квестов на занятиях по иностранному языку в неязыковом вузе является формирование у обучающихся заинтересованности в самостоятельном изучении предмета и способности проводить исследовательскую работу. Е. Г. Попова (2023, с. 308-312) уверена в том, что использование технологии веб-квеста на занятиях по иностранному языку развивает у обучающихся критическое мышление за счет постоянного анализа и сравнения данных. Студенты учатся собирать и трансформировать полученную информацию для решения различных задач. Веб-квесты позволяют сформировать такой вид учебной мотивации, что обучающимся будет интересно выполнять задания, которые в то же время имеют образовательно-информационную нагрузку. Веб-квесты носят творческий характер и способствуют реализации творческих способностей студентов. М. В. Архипова и соавторы (Архипова, Белова, Буйнова и др., 2023, с. 25-27) утверждают, что внедрение веб-квестов в учебную и внеурочную деятельность должно носить регулярный характер, чтобы превратить проект в обязательное средство эффективного обучения иностранным языкам.

Однако при неоспоримом преимуществе использования веб-квестов их практическое внедрение сопряжено с трудностями. Самой очевидной является необходимость применения Интернета, компьютеров или мобильных телефонов с доступом в Сеть. Также готовые веб-квесты не всегда можно адаптировать к конкретным условиям обучения и связать с изменением учебного плана (Савельева, 2023, с. 149-150). Критерии оценки организации веб-квеста включают концептуальное внедрение, четко сформулированные задания, правильное распределение ролей и обоснованное использование источников информационных сетей.

Структура организации веб-квеста включает введение, задание, выполнение шагов по решению проблемной ситуации, оценивание и заключение для преподавателя. Предлагаем 6 шагов по проведению со студентами неязыкового вуза веб-квеста, которые обеспечивают поддержание заинтересованности обучающихся в иноязычном образовательном процессе в условиях смены мотивационных триггеров:

1. Введение: задается проблема, вопрос. На этом этапе может быть представлена короткая ситуация, например: «Вы на машине времени перенеслись в римские времена».

2. Задачи: предложения по разработке решения. Необходимо сформулировать актуальную, выполнимую и решаемую задачу.

3. Ресурсы: заранее определенные источники информации. Необходимо указать ряд источников, которые помогут решить поставленную задачу. Важно дать понять студентам, что эти ресурсы являются лишь начальным руководством и что им также следует самостоятельно осуществлять поисковую и исследовательскую деятельность. Обращение к аутентичным материалам обеспечивает погружение в языковую среду. Имеет смысл прямо указать на этот факт, а также предоставить дополнительные ссылки на поисковые системы на изучаемом иностранном языке.

4. Процесс: конкретные советы и поддержка. Преподаватель консультирует студентов во время работы и дает советы там, где это уместно. Однако важно отдать инициативу по выполнению заданий студентам, т. е. они сами выбирают, просматривают и оценивают материалы с учетом поставленной перед ними задачи.

5. Представление результатов. Студенты презентуют свои результаты учебной группе. Возможны многие формы презентации, но поскольку обучающиеся работают на компьютере во время решения веб-квеста, то последующая презентация также может проводиться онлайн. Например, если работа велась в Word или PowerPoint, то можно с помощью проектора презентовать результаты.

6. Оценка: критическое осмысление и оценка результатов по окончании веб-квеста. Для проверки результатов веб-квесты должны подвергаться оценке, при этом прежде всего следует учитывать, что веб-квест -это комплексный и обучающий проект, критерии оценки которого должны быть раскрыты в самом документе веб-квеста, чтобы сделать процесс прозрачным для студентов.

Кроме того, в условиях смены мотивационных триггеров студенты должны как можно больше размышлять и совершенствовать свои собственные стратегии обучения, т. е. им следует учитывать, как они учились, с какими проблемами они столкнулись и как они могли бы оптимизировать свои стратегии обучения.

Таким образом, использование ИКТ в практике преподавания иностранных языков в неязыковом вузе способно повысить мотивацию обучающихся, поскольку такие технологии будут соответствовать изменившимся триггерам коммуникативного взаимодействия в современном мире. Применение цифровых технологий в обучении иностранным языкам создает благоприятные условия для формирования новой языковой личности, обладающей совокупностью индивидуально предпочитаемых коммуникативных стратегий и тактик, определяемых семиотическими предпочтениями в условиях смены мотивационных триггеров. Эффективное использование ИКТ также требует компетентности и творческого подхода со стороны преподавателя.

Заключение

Таким образом, в ходе исследования были сделаны следующие выводы.

Обоснование необходимости интеграции цифровых технологий в преподавание и изучение иностранных языков в неязыковом вузе позволило установить, что использование мультимедийных ресурсов как одного из ведущих ресурсов организации учебного процесса дает уникальную возможность комплексного изучения иностранного языка с применением традиционных форм обучения.

ИКТ влияют на смену мотивационных триггеров в различных сферах жизнедеятельности, что создает условия для формирования новой языковой личности (личности, обладающей совокупностью индивидуально предпочитаемых отправителем сообщения коммуникативных стратегий и тактик, которые определяются семиотическими предпочтениями в условиях смены мотивационных триггеров). Описание взаимосвязи между ИКТ и мотивацией при изучении иностранных языков студентами неязыкового вуза показало, что мультимедийные ресурсы позволяют учесть изменившиеся мотивационные триггеры и создать такую среду, где обучающийся будет понимать, что иностранный язык может быть инструментом для решения повседневных задач. Мотивационные триггеры активируют энергию, стремление и решимость человека достичь целей.

В ходе иллюстрирования возможностей использования ИКТ в организации иноязычного образования со студентами неязыкового вуза были показаны возможности практического применения таких ресурсов, как YouTube, ChatGPT, Web 2.0, которые позволяют обеспечить коммуникативные условия для формирования новой языковой личности. Современные исследователи не сомневаются в том, что веб-квесты способны обеспечить высокий уровень мотивации студентов и погружение в языковую среду. Дидактические возможности данной технологии заключаются в создании привлекательной и насыщенной образовательной информационно-коммуникативной среды для иноязычной деятельности студентов.

В качестве перспектив дальнейшего исследования заявленной проблематики можно назвать выявление и согласование возможностей ИКТ с образовательными программами, которые обеспечат обоснованные выводы, связанные как с теорией, так и с практикой преподавания иностранных языков. Принимая во внимание тот факт, что использование продуктов ИКТ при изучении языка является важным фактором повышения мотивации студентов неязыкового вуза с условием изменившихся триггеров, будущие исследования должны касаться интеграции YouTube, ChatGPT, Web 2.0 в учебную деятельность, что обеспечит более высокие результаты обучения.

Источники | References

1. Архипова М. В., Белова Е. Е., Буйнова О. Ю., Гецкина И. Б., Марычева П. Л. Веб-квест как современное средство развития мотивации к изучению иностранного языка // Мир науки. Педагогика и психология. 2023. № 4.

2. Асламова Т. В. Интерактивная модель организации творческой деятельности студентов при общении на основе медиатекстов // Современные технологии и тактика в обучении профессионально-ориентированному иностранному языку. 2023. № 1 (14).

3. Афанасьева О. Ю., Федотова М. Г. Понятие коммуникативной личности и его сущность в контексте коммуникативного образования // Вестник Южно-Уральского государственного гуманитарно-педагогического университета. 2016. № 1 (17).

4. Иванцов А. А., Силенок В. С. Мотивационные триггеры профессионального самоопределения обучающихся 1, 3 курсов в рамках изучения иностранного языка // Современные стратегии и цифровые трансформации устойчивого развития общества, образования и науки: сб. мат. X междунар. науч.-практ. Конференции. М., 2023.

5. Кошелева И. Н. Практическое применение концепции мотивирующего преподавания в процессе обучения английскому языку в вузе // Филологические науки в МГИМО. 2017. № 10 (2).

6. Пономаренко Е. П. Формирование языковой личности студентов бакалавриата технического университета на основе методики рефлексивного обучения иностранному языку: дисс. ... к. пед. н. Н. Новгород, 2022.

7. Попова Е. Г. Потенциал использования «веб-квест» технологии в повышении мотивации к изучению иностранного языка // Научный старт - 2023: сб. статей аспирантов и магистрантов. М., 2023.

8. Савельева Е. Б. Веб-квест как одна из форм проектной деятельности в процессе обучения и изучения иностранного языка // Состояние, проблемы и перспективы развития современного образования. 2023. № 1 (4).

9. Brophy J. E. Motivating Students to Learn. Mahwah: Lawrence Erlbaum Associates, 2014.

10. McLoughlin C., Lee M. Mapping the Digital Terrain: New Media and Social Software as Catalysts for Pedagogical Change // Proceedings Ascilite Melbourne. Melbourne, 2018.

11. Mott M., Cutrell E. Accessible by Design: An Opportunity for Virtual Reality // Proceedings of the 2019 IEEE International Symposium on Mixed and Augmented Reality Adjunct (ISMAR-Adjunct). 2019. Vol. 85.

12. Ozdemir M., Sahin C. The Effect of Augmented Reality Applications in the Learning Process: A Meta-Analysis Study // Eurasian Journal of Educational Research. 2018. Iss. 74.

13. Selami A. WebOuests as Language-Learning Tools // Computer Assisted Language Learning. 2016. Vol. 29 (4).

14. Terrell S. S.Integrating Online Tools to Motivate Young English Language Learners to Practice English Outside the Classroom // International Journal of Computer-Assisted Language Learning and Teaching. 2021. Vol. 1 (2).

15. Warshauer M., Whittaker P. F. The Internet for English Teaching: Guidelines for Teachers // Methodology in Language Teaching / ed. by J. C. Richards, W. A. Renandya. Cambridge: Cambridge University Press, 2002.

16. Wilkinson M. Language Learning with ICT // English Language Teaching Today. Linking Theory and Practice / ed. by W. Renandya, H. Widodo. Cham: Springer Nature, 2016.

Информация об авторах | Author information

RU

EN

Бочарова Марина Николаевна1, к. филол. н.

1 Финансовый университет при правительстве Российской Федерации, г. Москва Bocharova Marina Nikolaevna1, PhD

1 Financial University under the Government of the Russian Federation, Moscow

mbotcharova@mail. ru

Информация о статье | About this article

Дата поступления рукописи (received): 13.01.2024; опубликовано online (published online): 28.02.2024.

Ключевые слова (keywords): языковая личность; коммуникативная личность; коммуникативная компетенция; цифровизация образования; иноязычное образование; мотивационный триггер; language personality; communicative personality; communicative competence; education digitalization; foreign language education; motivational trigger.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.