Caspian States, Astana, 13 July 2016.]. Available at: http://www.mid.ru/ru/vizity-ministra/-/asset_publisher/ICoYBGcCUgTR/content/id/2353745.
13. Radjuhin A. Shvatka za Kaspijskij region [The battle for the Caspian region]. Available at: http://www.inosmi.ru/translation/188670.html.
14. Tolkachev V. V., Chalbaeva A. A. Perspektivy razvitija integracionnyh ob#edinenij na postsovetskom prostranstve: opyt tamozhennogo sojuza Rossii, Belarusi, Kazahstana [Prospects of development of integration associations in the post-Soviet space: experience of the customs Union of Russia, Belarus, Kazakhstan]. Molodoj uchenyj [Young science], 2015, no. 2, pp. 428-431.
15. Usmanov R. Kh. Model' sovremennoj arhitektury mezhdunarodnoj bezopasnosti v Kaspijskom regione [Model of modern architecture of international security in the Caspian region]. Rossija v sovremennoj arhitekture mezhdu-narodnoj bezopasnosti: vyzovy i perspektivy [Russia in the modern architecture of international security: challenges and prospects]. Moscow, Moscow State University Publ., 2016, pp. 108-117.
16. Cyganok A. D. Geopoliticheskij bassejn. Jenergeticheskie i transportnye pro-blemy Kaspija pererastajut v voenno-politicheskoe protivoborstvo [Geopolitical pool. Energy and transportation problems of the Caspian sea escalate into a military-political confrontation]. Available at: http://nvo.ng.ru/wars/2007-05-18/2_kaspiy.html.
17. Jur'eva T.A. Politika NATO v otnoshenii Central'noj Azii i Zakavkaz'ja [NATO's Policy towards Central Asia and the Caucasus]. Juzhnyj flang SNG. Central'naja Azija - Kaspij - Kavkaz: vozmozhnosti i vyzovy dlja Rossii [southern flank of the CIS. Central Asia - Caspian sea - Caucasus: opportunities and challenges for Russia]. Moscow, Logos Publ., 2003, pp. 351-366.
ФОРМИРОВАНИЕ НОВОЙ ПОЛИТИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ ПОСРЕДСТВОМ ИНТЕРНЕТ-ТЕХНОЛОГИЙ
Колпаков Владимир, аспирант
Поволжский институт управления им. П.А. Столыпина
Российская Федерация, 410012, г. Саратов, ул. Московская, 164 E-mail: vladimirkolpakov 15@gmail .com
Анализируется роль информационно-телекоммуникационной сети Интернет в формировании новой политической культуры органов власти и гражданского общества. Представлен обзор исследований политологического сообщества на предмет использования сети Интернет в политическом процессе. Отмечено, что применение интернет-ресурсов в политическом процессе было описано задолго до появления сети в России. Исследованы основные источники и механизмы получения политической информации. Проанализированы основные тенденции использования Интернета российским обществом в качестве средства получения информации. Выделены такие ключевые показатели, как количество российских интернет-пользователей, средний возраст сетевой аудитории, основные источники получения информации, уровень доверия опубликованной информации и использование социальных сетей. Отмечена необходимость рассмотрения электронных средств массовой информации и социальных сетей, блогов и форумов в совокупности в качестве единого источника политической информации. Определены предпочтения пользователей в отношении определенных интернет-источников. Подчеркивается значительное влияние Интернета на молодежь как стратегический ресурс государства. Кроме этого, в настоящем исследовании приведена авторская интерпретация основных действий органов власти по компьютеризации и интернетизации государственного управления и политического процесса.
Ключевые слова: политическая культура, Интернет, средства массовой информации, политический процесс, политические коммуникации, органы государственной власти, органы местного самоуправления, гражданское общество, информационное общество, интернетизация
FORMATION OF A NEW POLITICAL CULTURE THROUGH THE INTERNET-TECHNOLOGY
Kolpakov Vladimir, postgraduate student
Volga Institute of Management Named after P. A. Stolypin
164 Moskovskaya str., Saratov, 410012, Russian Federation
E-mail: vladimirkolpakov 15@gmail .com
The article examines the role of information and telecommunications network «Internet» in the formation of a new political culture public authority and civil society. The paper provides an overview of the political science research community for the use of the «Internet in the political process. It is noted that the use of Internet resources in the political process was described long before the network in Russia. The author examines the main sources and mechanisms for obtaining political information. It analyzes the main trends in the use of the Internet by Russian society as a means of obtaining information. The article highlights the key performance indicators such as the number of Russian Internet users, the average age of the network audience, the main sources of information, the level of confidence in the published information, and the use of social networks. The author points out the need to consider the electronic media and social networks, blogs and forums together - as a single-source of political information. Defined user preferences for certain online sources. It emphasizes the significant influence of the Internet, young people, as a strategic resource of the state. In addition, this study shows the author's interpretation of the main action public authorities to computerization and internetization of public administration and the political process.
Keywords: political culture, the Internet, the media, political process, political communication, public authorities, local self-government, civil society, information society, political technology
Достижения научно-технического прогресса, которые увеличили объем создаваемой и распространяемой информации ускорили развитие современного российского общества. В странах с развитой экономикой повсеместное использование информационно-телекоммуникационной сети Интернет вошло в норму. Интернет, как технология, влияет на коммерческие операции, социальные взаимодействия, социальные и культурные приоритеты и предпочтения, политику, т.е. повседневную жизнь [1, с. 360]. В частности Интернет привел к росту электронных средств массовой информации. Традиционные информационные агентства и издания «вышли в сеть», наличие официального сайта стало повсеместно распространенной практикой. Существенные изменения оказывает сеть и на политическую культуру, являющуюся частью общей культуры государства. Актуальность вопроса формирования политической культуры акцентирует внимание на информационных технологиях, которые сегодня касаются абсолютного каждого, например на сети Интернет.
Развитие Интернета вызвало интерес ученых, в том числе политологического сообщества. Так, например, А. Этциони исследовал влияние инновационных технологий общения на политический процесс в обществе [8, с. 11]. Ч. Фейрстоун и Э. Коррадо акцентировали внимание на Интернете как на средстве формирования нового общества с измененным самосознанием и характерными чертами населения. В данном случае виртуальное пространство рассматривается в качестве политического инструмента точечного влияния на индивида и средства организации беспрепятственного диалога органов власти и гражданского общества [14, с. 153]. По мнению Д. Лилликера, использование инновационных средств коммуникации способно предоставить обществу и его политическим слугам симметричные отношения. Таким образом, обе стороны будут влиять друг на друга одновременно [4, с. 15]. Л. Гроссман в работе «Электронная Республика» отмечает, что Интернет способен интегрировать общество в процесс принятия административных решений за счет использования коммуникационных технологий таких, как телевидение и Интернет, в том числе при использовании электронной почты и иных инструментов, которые будут способствовать активному участию населения в политическом процессе [15, с. 147]. Согласно позиции П. Бурдье, Интернет предоставляет безграничное количество возможностей населению осуществлять межличностные коммуникации [2, с. 133].
Таким образом, механизм использования Интернета в политическом процессе был представлен задолго до его широкого распространения на территории России. Появление доступа к Интернет-ресурсам на территории Российской Федерации привело к тому, что число российских пользователей Интернет-ресурсов многократно увеличилось. При этом население стало чаще использовать в качестве средства поиска необходимой информации именно Интернет. Следовательно, можно говорить об изменении общественных предпочтений. Кроме того, распространяемые в сети информационные события существенным образом влияют на общественное мнение, выступая, таким образом, в качестве эффективного политического инструмента. Интернет, как технология, коренным образом влияет на информационный фон человека и общества, что формирует политические знания и поведение индивида, как составные компоненты политической культуры.
Согласно данным Всероссийского центра изучения общественного мнения, доступ в сеть Интернет используют 70 % населения, при этом число пользователей, ежедневно посещающих виртуальное пространство, увеличилось более чем в десять раз - с 5 % в 2006 г. до 53 % в 2016 г. [6]. Отметим, что средний возраст потребителя Интернет-ресурсов - 35 лет, при этом в качестве одного из источников роста аудитории рассматриваются люди предпенсионного и пенсионного возраста. Однако самой активной частью Интернет-пользователей являются подростки в возрасте от 12 до 17 лет (90 %), что подчеркивает стратегический характер использования данной технологии. Примечательно, что для подрастающего поколения виртуальное пространство является такой же средой обитания и способом жизни, прочно укрепившимся в сознании. Характерно, что каждый десятый подросток не смог отметить минусы Интернета, а треть опрошенных ребят заявила об отсутствии недостатков сети. Ответ на вопрос: «Что Вы взяли бы с собой на необитаемый остров?» только подтвердил значение данной информационной технологии в жизни подрастающего поколения, т.к. молодежь кроме родственников выразила желание взять с собой компьютер и Интернет (по 69 %) [3].
Опросы также свидетельствуют, что источники получения информации российским обществом существенно изменились. Так, на вопрос: «Из каких источников вы чаще всего узнаете новости, информацию?» респонденты отметили телевидение -78 %. В качестве информационных источников граждане выделили также новостные Интернет-ресурсы (60 %) и форумы, блоги, социальные сети (18 %). Учитывая тот факт, что деятельность социальных сетей, блогов и форумов осуществляется именно в Интернете, делаем вывод о том, что суммировав данные группы показателей, получаем, что 78 % россиян используют Интернет так же, как и телевидение. Вместе с тем, традиционные средства массовой информации, такие как радио и печатная пресса (газеты, журналы), значительно им уступают - 12 и 10 % соответственно [7].
Социологические исследования демонстрируют, что активные пользователи сети интересуются политическим процессом гораздо чаще, чем остальными темами: политикой в России (34 %), деятельностью российских властей (31 %), международными отношениями и политикой (30 %), наукой (19 %), искусством и спортом (по 17 %) и др. [7]. Следовательно, интерес к политическим процессам подчеркивает политико-ориентированный характер использования Интернет-ресурсов обществом.
На наш взгляд, важным критерием является вопрос о доверии Интернету как источнику новостных сообщений. На вопрос: «Вы, как правило, доверяете или, не доверяете новостям, информационным сообщениям, полученным из Интернета?» 48 % респондентов ответили утвердительно [7]. При этом 20 % опрошенных данным вопросом не интересовались, что позволяет, суммировав показатели, считать, что 68 % населения доверяет Интернету как источнику политической информации. Необходимо также отметить, что при возникновении противоречий в распространяемой информации между средствами массовой информации и сетевыми ресурсами 30 % опрошенных склонны доверять именно Интернету.
Рассматривая вопрос о пользовательских предпочтениях, отметим, что большинству опрошенных не важно, из каких Интернет-ресурсов получать новости (53 %). Лишь 20 % предпочитают определенные издания, например, «Вести^и» (21 %), «РИА "Новости"» (16 %), «Аргументы и факты» (16 %), «Лента» (12 %), «Комсомольская правда» (8 %), «Российская газета» (7 %) и др. Кроме стремительного роста электронных средств массовой информации развитие сети Интернет выступило катализатором появления многих коммуникационных платформ, так называемых социальных сетей. Рассмотрим их влияние на процесс получения информации. Так, согласно опросам, лидером является «ВКонтакте». 26 % опрошенных используют данный ресурс в качестве источника новостей. Далее расположились «Одноклассники» - 20 %, "Facebook" - 7 %, «Мой мир» - 6 %, "Twitter" и "Instagram" - по 5 %, «Мой круг» и "LiveJoumal" - по 2 % [7]. Обращает на себя внимание ориентация россиян на использование отечественных социальных сетей, таких как «ВКонтакте», «Одноклассники», «Мой мир», «Мой круг», что подчеркивает региональную специфику популярности онлайн-платформ. Востребованные за рубежом "Facebook" и "Instagram" в России уступают в совокупности как «ВКонтакте», так и сети «Одноклассники».
Вместе с тем, роль виртуального пространства в жизни россиян и перспективы использования Интернета в политическом процессе понимает и высшее руководство страны. Так, Президент Российской Федерации В.В. Путин, выступая на форуме «Интернет. Экономика», отметил, что Интернет прочно укрепился в жизни страны и населения, а также стал практически самостоятельной отраслью. «Значимость и влияние Интернета постоянно растут, поэтому нужно задействовать его в целом как инструмент для модернизации страны», - заявил глава государства [11]. Так, в мае 2010 г. заработали первые сайты в доменной зоне. РФ - президент.рф (kremlin.ru) и правительство.рф (government.ru) [12]. Отметим, что это стало возможным после утверждения соответствующей доменной зоны, а Россия стала страной-первопроходцем, запустившей Интернет-ресурсы с полностью нелатинскими адресами. Данный шаг значительно упростил доступ к информационным ресурсам, в особенности лицам, не обладающим навыками работы с сетью и гражданам предпенсионного возраста. Однако до сих пор данная практика не получила широкого применения среди региональных органов государственной власти и местного самоуправления, и иных политических субъектов.
27 июля 2010 г. был подписан Федеральный закон «Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг», который создал условия для получения государственных и муниципальных услуг заявителями по принципу «одного окна» [10]. Иными словами, предоставление услуг стало возможным после единовременного запроса заявителя, в том числе, в электронном виде через Интернет-портал «Госуслуги». Таким образом, с появлением данного сетевого ресурса исчезла необходимость личного посещения органов государственной и муниципальной власти для получения необходимых услуг. Интернет-пользователи могут не только быстро ознакомиться с информацией об оказываемой услуге, но и заказать ее, не выходя из дома, без посещения специально созданных для этого многофункциональных центров предоставления государственных и муниципальных услуг (МФЦ). Исполнение данного нормативно-правового акта напрямую затрагивает «майские» указы Президента России, в частности № 601 «Об основных направлениях совершенствования системы государственного управления». Согласно документу доля граждан, использующих механизм получения государственных и муниципальных услуг в электронной форме, к 2018 г. должна составить не менее 70 %, а уровень удовлетворенности россиян качеством предоставления указанных услуг - не ниже 90 % [9]. На наш взгляд, государство посредством использования данного Интернет-ресурса приняло превентивные меры. По нашему мнению, именно упрощение процесса получение услуг следует рассматривать как меру снижения уровня недовольных институтами власти. Поэтому, данное решение способствует легитимизации действующей власти, ориентируя гражданское общество на дальнейшее поступательное развитие.
В декабре 2014 г. Президент России подписал Указ «Об утверждении Основ государственной культурной политики», который отметил ключевую роль Интернета. Так, был введен термин «информационная среда», под которым следует понимать совокупность средств массовой информации, радио- и телевещание, информационно-телекоммуникационную сеть Интернет и распространяемые с их помощью текстовые и визуальные материалы, информацию, а также созданные и создаваемые цифровые архивы, библиотеки, оцифрованные фонды [13]. Кроме того, к задачам документа относят увеличение присутствия русского языка в виртуальном пространстве и расширение в сети количества ресурсов, позволяющих получать информацию о русском языке и культуре. В области просвещения сеть Интернет так же, как и телевидение, рассматривается в качестве средства распространения научных знаний. Отметим, что в отдельный блок вынесены задачи по формированию информационной среды благоприятной для становления личности, где зафиксирована необходимость повышения качества сведений и информации, распространяемых в средствах массовой информации и Интернете, как и задача по созданию национальной российской системы сохранения электронной информации, в том числе, ресурсов в сети Интернет. На наш взгляд, данный Указ свидетельствует о стратегическом характере использования сети Интернет, как технологии формирования новой политической культуры общества, т.к. в документе подчеркивается, что «достижение целей и задач потребует не менее 15-20 лет, в течение которых сформируется новое поколение» [13].
В апреле 2016 г. был представлен рейтинг регионов по уровню развития информационного общества, целью которого является анализ оперативного состояния в сфере информатизации российских регионов. По словам О. Пака, заместителя министра связи и массовых коммуникаций России, рейтинг необходим для объективной и комплексной оценки показателей информационных технологий в каждом регионе. «Субъекты могут использовать рейтинг для привлечения внимания руководителей регионов к теме информатизации, т.к. не для всех данная тема является приоритетной», - подытожил заместитель министра. Лидерами рейтинга на данный момент являются г. Москва (0,6631) и г. Санкт-Петербург (0,6075), а замыкает список Чеченская Республика (0,3259) [5]. По нашему мнению, подобным образом государственный аппарат через построение информационного общества стремится к формированию новой политической культуры. Стимулируя российские регионы к интернетизации, государство в итоге стремится получить общество политически активных граждан, обладающей полной информацией в рамках, установленных законодательством.
На наш взгляд, Интернет одновременно является источником и инструментом информационного сопровождения деятельности органов власти и гражданского общества. Виртуальное пространство как коммуникационная платформа также выступает и в качестве средства выражения политической позиции. Кроме того, Интернет-ресурсы следует использовать при разработке программ политического просвещения, что в итоге должно способствовать формированию новой политической культуры гражданского общества и органов власти.
Подводя итоги отметим, что информационные технологии, такие как Интернет, изменили привычный до недавнего времени механизм получения информации: весь необходимый контент доступен в сети, без ожидания следующего новостного выпуска или номера периодического издания. Кроме того, учитывая региональный и локальный характер телетрансляций и тираж периодических изданий, считаем Интернет инструментом, который не подвержен данным слабостям. Виртуальное пространство предоставляет возможность оставлять комментарии и отзывы на информационных ресурсах, т.е. следует говорить о налаживании политического диалога. Таким образом, государство посредством использования сети Интернет стимулирует активное участие населения в государственное управлении и политических процессах, что повышает ценность голоса при принятии решений уполномоченными структурами. Следовательно, происходит трансформация общественных отношений, что
способствует формированию новой политической культуры органов власти и гражданского общества посредством Интернета.
Список литературы
1. Бойко Н. Л. Молодежь эпохи Интернет на пороге взрослой жизни: социологический анализ / Н. Л. Бойко // Социологический альманах. - 2014. - № 5. - С. 358-366.
2. Бурдьё П. О телевидении и журналистике / П. Бурдьё. - Москва : Прагматика культуры, 2002. - 160 с.
3. Интернет и подростки. Безопасность детей в Интернете - Режим доступа: http://www.bizhit.ru/index/internet_i_podrostki/0-342, свободный. - Загл. с экрана. - Яз. рус.
4. Лиллекер Д. Дж. Политическая коммуникация. Ключевые концепты / Д. Дж. Лиллекер. - Харьков : Гуманитарный центр, 2010. - 300 с.
5. Минкомсвязь России представила рейтинг регионов по уровню развития информационного общества - Режим доступа: http://minsvyaz.ru/ru/events/35027/, свободный. - Загл. с экрана. - Яз. рус.
6. Новое о цифровой грамотности, или россияне осваиваются в сети - Режим доступа: https://wciom.ru/index.php?id=236&uid=115657, свободный. - Загл. с экрана. - Яз. рус.
7. Новости в Интернете. - Режим доступа: http://fom.ru/SMI-i-internet/12491, свободный. - Загл. с экрана. - Яз. рус.
8. Онищенко И. Г. Интернет технологии формирования политической культуры / И. Г. Онищенко // Вестник Мариупольского державного университета. Сер. Философия, культурология, социология. - 2013. - № 3. - С. 10-14.
9. Подписан Указ об основных направлениях совершенствования системы госуправления. - Режим доступа: http://kremlin.ru/events/president/news/15239, свободный. -Загл. с экрана. - Яз. рус.
10. Подписан Федеральный закон «Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг». - Режим доступа: http://kremlin.ru/events/president/news/8466, свободный. - Загл. с экрана. - Яз. рус.
11. Путин: Интернет может стать драйвером для развития страны. - Режим доступа: https://rg.ru/2015/12/22/internet-site.html, свободный. - Загл. с экрана. - Яз. рус.
12. Сбылась мечта россиян: первые сайты на кириллице. - Режим доступа: https://hi-tech.mail.ru/news/domeni rf start/, свободный. - Загл. с экрана. - Яз. рус.
13. Утверждены Основы государственной культурной политики. - Режим доступа: http://kremlin.ru/events/president/news/47325, свободный. - Загл. с экрана. - Яз. рус.
14. Elections in Cyberspace: Toward a New Era in American Politics. - Washington, DC : Aspen Institute, 1996. - 187 p.
15. Grossman L. K. The Electronic Republic: Reshaping Democracy in the Information Age / L. K. Grossman. - New York : Viking Penguin, 1995. - 290 p.
References
1. Boyko N. L. Molodezh epokhi Internet na poroge vzrosloy zhizni: sotsiologicheskiy analiz [Youth Internet era on the threshold of adult life: sociological analysis]. Sotsiologicheskiy almanakh [Sociological almanac], 2014, no. 5. pp. 358-366.
2. Burde P. O televidenii i zhurnalistike [About Television and Journalism]. Moscow, 2002, 160 p.
3. Internet i podrostki. Bezopasnost' detey v Internete [Internet and teenagers. Child Safety on the Internet]. Available at: http:// http://www.bizhit.ru/index/internet_i_podrostki/0-342.
4. Lilleker D. Dzh. Politicheskaya kommunikatsiya. Klyuchevye kontsepty [Political communication. Key concepts]. Kharkov, 2010, 300 p.
5. Minkomsvyaz Rossii predstavila reyting regionov po urovnyu razvitiya informatsi-onnogo obshchestva [Russian Ministry of Communications presented the ranking of regions in terms of development of the information society]. Available at: http://minsvyaz.ru/ru/events/35027/.
6. Novoe o tsifrovoy gramotnosti, ili rossiyane osvaivayutsya v seti [New on digital literacy, or the Russians mastered the network]. Available at: https://wciom.ru/index.php?id=236&uid= 115657.
7. Novosti v Internete [News on the Internet]. Available at: http://fom.ru/SMI-i-internet/12491.
8. Onishchenko I. G. Internet tekhnologii formirovaniya politicheskoy kultury [Internet technology formation of political culture]. Vestnik Mariupolskogo derzhavnogo universiteta. Series "Filosofiya, kulturologiya, sotsiologiya" [Bulletin of the University of Mariupol sovereign. Series "Philosophy, Cultural Studies, Sociology"], 2013, no. 3, pp. 10-14.
9. Podpisan Ukaz ob osnovnykh napravleniyakh sovershenstvovaniya sistemy gosupravleniya [The Decree of the main directions of improvement of state administration system]. Available at: http://kremlin.ru/events/president/news/15239.
10. Podpisan Federalnyy zakon "Ob organizatsii predostavleniya gosudarstvennykh i munitsipalnykh uslug" [Signed the federal law "On the organization of public and municipal services"]. Available at: http://kremlin.ru/events/president/news/8466.
11. Putin: Internet mozhet stat drayverom dlya razvitiya strany [Putin: The Internet can be a driver for the development of the country]. Available at: https://rg.ru/2015/12/22/internet-site.html.
12. Sbylas mechta rossiyan: pervye sayty na kirillitse [A dream come true of Russians: the first sites in the Cyrillic alphabet]. Available at: https://hi-tech.mail.ru/news/domeni_rf_start/.
13. Utverzhdeny Osnovy gosudarstvennoy kulturnoy politiki [Approved Principles of State cultural policy]. Available at: http://kremlin.ru/events/president/news/47325.
14. Elections in Cyberspace: Toward a New Era in American Politics. Washington, DC, Aspen Institute Publ., 1996, 187 p.
15. Grossman L. K. The Electronic Republic: Reshaping Democracy in the Information Age. New York, Viking Penguin Publ., 1995, 290 p.
ЭВОЛЮЦИЯ ТЕОРЕТИЧЕСКИХ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ О ПОНЯТИИ НАЦИОНАЛЬНОЙ БЕЗОПАСНОСТИ
Пономаренко Ярослав Андреевич, аспирант
Астраханский государственный университет
Российская Федерация, 414056, г. Астрахань, Татищева, 20а
E-mail: e.kaeva@yandex.ru
Предложено исследование эволюции представлений о понятии национальной безопасности в отечественной и зарубежной науке. В СССР косвенным аналогом понятия национальной безопасности было понятие национальной безопасности, которое имело более узкое содержание. Современное применение понятия национальной безопасности выходит за рамки традиционных представлений об обеспечении безопасности государства, включает вопросы безопасности народа в целом. Выявлено, что в современной науке происходит расширение содержания понятия национальной безопасности. Современные российские нормативно-правовые акты по вопросам национальной безопасности соответствуют современному научному пониманию этого понятия.
Ключевые слова: национальная безопасность, государство, государственная безопасность, правоохранительные органы
EVOLUTION OF THEORETICAL IDEAS ON THE CONCEPT OF NATIONAL SECURITY
Ponomarenko Yaroslav A., postgraduate student
Astrakhan State University
20 a Tatishcheva str., Astrakhan, 414056, Russian Federation
E-mail: e.kaeva@yandex.ru
The article suggests the study of the evolution of ideas about the concept of national security in domestic and foreign science. In the USSR, the concept of national security was an indirect analog of the notion of national security, which had a narrower content. The modern application of the concept of national security goes beyond the traditional notions of ensuring the security of the state, including the security of the people as a whole. It is revealed that the content of the notion of national security is expanding in modern science. Modern Russian regulatory legal acts on national security issues correspond to the modern scientific understanding of this concept.
Keywords: national security, state, state security, law enforcement bodies
Понятие национальной безопасности имеет множество различных определений. Существует несколько подходов к пониманию содержания и сущности феномена национальной безопасности. Можно выявить основные тенденции в развитии научных представлений о понятии национальной безопасности.